Конная статуя императора марка аврелия описание. Памятник Марку Аврелию - История искусств — LiveJournal

В 160-180 годы нашей эры был создан знаменитый памятник Марку Аврелию. Этот человек правил государством тысячи лет назад, но люди и сейчас вспоминают его имя с уважением и почтением. Чем римский правитель заслужил такое отношение? Почему бронзовая конная статуя Марка Аврелия является главным монументом Рима?

За что помнят императора-философа?

"Государство будет процветать, когда править будут философы, а правители станут заниматься философией", - любимое высказывание Аврелия.

Прославился он своей величайшей мудростью, отличавшей его от предыдущих владык. Философ, занимавший престол, мог часами находиться один в комнате и разговаривать сам с собой. Это человек, который любил и почитал искусство философии, разбирался в науке жизни и человеческой душе.

На период правления выпало много бед: наводнения, войны, чума, предательство. Однако люди жили в те годы с твердой уверенностью в завтрашнем дне. Когда императору доложили о предательстве его лучшего полководца, философ лишь покачал головой и ответил: «Если ему суждено стать правителем, он обязательно добьется власти. Если ему суждено умереть, он придет к смерти и без нашей помощи. Не настолько плохо мы живем, чтобы он выиграл». Предсказание оказалось пророческим. Спустя 3 месяца сподвижники бунта сами отрубили голову генерала и отправили в подарок настоящему правителю. Он пощадил всех, за исключением некоторых важных персон.

Также истории известен ещё один случай, доказывающий мудрость императора-философа. В период тяжелой войны не хватало ни людей, ни золота. Для участия в военных действиях освобождались рабы и гладиаторы. Чтобы найти деньги, правитель начал распродавать свое собственное имущество. В течение двух месяцев длился аукцион, но средства все же были найдены. Уже после победы император предлагал вернуть золото взамен на вещи, но не принуждал тех, кто хотел оставить покупку себе.

Многие критики и исследователи отмечают период его правления как время процветания и благополучия. Историки утверждают, что это один из мудрейших правителей Рима, прославивший свое государство и свой народ.

Конная статуя Марка Аврелия

Давайте узнаем ее историю. Конная статуя Марка Аврелия в Риме была построена в 160-180 гг. н. э. На данный момент она является самой популярной достопримечательностью города и единственным уцелевшим памятником того времени.

В XII веке всадник с конем располагались перед Латеранским дворцом. В 1538 году их перенесли на Капитолийскую площадь, после чего Микеланджело Буонарроти приступил к реконструкции.

Почему памятник сохранился до наших времен?

В период уничтожения христианами всех скульптур времен дохристианских правителей произошла ошибка. Конную статую Марка Аврелия приняли не за изображение языческого императора, а за облик Константина Великого. Именно это спасло монумент от разрушения.

Древний миф

Если посмотреть на оригинальную версию скульптуры, то можно увидеть сову на голове лошади. Легенда гласит, что когда позолота сойдет с памятника, а сова запоет между ушей лошади, наступит конец света и все человечество погрузится во тьму. Вот такое печальное будущее ждало бы все население земного шара, если бы статую не реконструировали несколько раз.

Отношение к великому правителю в наши дни

В 1981 году конную статую Марка Аврелия сняли с площади и отправили на реставрацию. На тот момент на скульптуре практически не осталось позолоты.

12 апреля 1990 года завершился ремонт образа великого правителя, и его нужно было вернуть на свое законное место. Перевозка скульптуры особо не афишировалась и проводилась в сопровождении нескольких полицейских машин и мотоциклов.

Внезапно произошло чудо. Люди стали собираться со всех сторон, чтобы посмотреть на памятник. Толпа с радостными лицами кричала «Аве, император!», махала руками и аплодировала. Собралось огромное количество зрителей, которые с нетерпением ждали возвращения исторической достопримечательности на ее законное место. Тысячи жителей поднимали правую руку, с опущенной вниз ладонью, в знак почета и уважения к Марку Аврелию.

Машины приветственно сигналили, никого не волновала образовавшаяся пробка. Создавалось такое впечатление, что перед ними не статуя, а сам император, возвращавшийся домой после очередного сражения. Атмосфера того дня словно бы перенеслась в эпоху правления Марка Аврелия. За счет образовавшейся толпы, экипаж ехал со скоростью пешехода, но разгонять народ не спешили. Для Рима этот день стал настоящим праздником, многие жители запомнят эту дату на всю жизнь - день возвращения конной статуи Марка Аврелия домой.

Сейчас на Капитолийской площади находится копия монумента, а сам оригинал стоит в музее рядом.

Это был наглядный пример силы и значимости истории для народа. Статуя пронесла память о правителе сквозь столько веков. А реакция жителей доказывает, что любовь к великому Марку Аврелию не угасла. Люди помнят его мудрость и все, что он сделал для своего народа.

Конная статуя Марка Аврелия

Статуя Марка Аврелия - бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Палаццо Нуово Капитолийских музеев . Была создана в 160-180-е года.

Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя , уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого , которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного».

В XII веке статую перенесли на площадь Латерана . В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III . Цоколь для статуи сделал Микеланджело ; на нём написано: «ex humiliore loco in area capitoliam».

Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (лат. paludamentum ) поверх туники . Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

Литература

  • Siebler M. Römische Kunst. - Köln: Taschen GmbH, 2005. - С. 72. - ISBN 978-3-8228-5451-8

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конная статуя Марка Аврелия" в других словарях:

    Памятник, изображающий чествуемую личность в качестве всадника. Подобные статуи, как правило, посвящаются властителям и полководцам. В стоящем положении изображаются чаще всего политики и деятели искусства, изредка их можно встретить и в сидящем… … Википедия

    ДРЕВНИЙ РИМ - Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… … Православная энциклопедия

    Столица Италии. Город находится на р. Тибр, древнейшее название которой Румо или Румон послужило основой для образования названия Рим (итал. Roma). Предполагается, что название реки связано с наименованием одного из племен этрусков древнего… … Географическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Марк Аврелий. Марк Аврелий Антонин лат. Marcus Aurelius Antoninus … Википедия

    См. Аврелий. * * * МАРК АВРЕЛИЙ МАРК АВРЕЛИЙ Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) (26 апреля 121, Рим 17 марта 180, Сирмий, Нижняя Паннония), римский император с 161 из династии Антонинов, представитель позднего стоицизма (см. СТОИЦИЗМ), автор… … Энциклопедический словарь

    Бюст из мюнхенской Глиптотеки Марк Аврелий Антонин (лат. Marcus Aurelius Antoninus) (26 апреля 121, Рим 17 марта 180, Виндобона, ныне Вена) римский император из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь… … Википедия

    Бюст из мюнхенской Глиптотеки Марк Аврелий Антонин (лат. Marcus Aurelius Antoninus) (26 апреля 121, Рим 17 марта 180, Виндобона, ныне Вена) римский император из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь… … Википедия

    Капитолийская площадь воплощает градостроительные идеалы Микеланджело (гравюра Этьена дю Перака, 1568) … Википедия

    Капитолийская площадь воплощает градостроительные идеалы Микеланджело (гравюра Этьена дю Перака, 1568). Большой зал Нового дворца. Капитолийские музеи (итал. Musei Capitolini) … Википедия

портрета. Конная статуя Марка

Аврелия. Позднеантичная живопись

(Помпеи, Геркуланум, Стабии)

Глиптотека (коллекция бюстов)/Римский скульптурный портрет - один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до н. э. - IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.

Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источники, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось.

Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря (lararium) вместе с фигурками лар и пенатов. Они изготавливались из воска и назывались imagines.

Политическая функция римского портрета

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). В основе художественной структуры многих древнеримского портрета - чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым - калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом (см. к примеру портрет императора Вителлия).

Римские портретисты впервые попытались разрешить задачу, которая в конечном счете стоит и перед современными художниками, - передать не только внешний индивидуальный облик определенного человека, но и отличительные особенности его характера.

Общие тенденции

Создавались не только римскими ремесленниками, но и рабами-мастерами, в том числе пленными греками. Тем не менее, общую пропорцию установить невозможно.

Большое число подделок в Новое время и ложных реконструкций

Опознание мраморных голов путем сравнения с профилями на монетах

Портрет императора (династические портреты) в большинстве случаев является наиболее репрезентативным для определения общего стиля эпохи, так как эти произведения выполняли наиболее умелые ремесленники и, вдобавок, остальные подданные, заказывая свои изображения, ориентировались на моду, заданную императором.

Произведения, создаваемые в столице, являлись эталонными. При этом провинциальный портрет по своей стилистике мог отставать от моды на десятилетия. Кроме того, в провинциальном портрете (в зависимости от региона) сильнее было влияние греческого портрета.

Та статуя, которую я видела, - это копия на Капитолийской площади, оригинал хранится в одном из выставочных залов Капитолийских музеев.

Статуя Марка Аврелия была создана в 160-180-е годах.
Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного».

В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело; на нём написано: «ex humiliore loco in area capitoliam».

О Марке Аврелии античные историки отзываются так «От всех прочих наклонностей Марка Аврелия отвлекали философские занятия, которые сделали его серьезным и сосредоточенным. От этого, однако, не исчезла его приветливость, какую он проявлял, прежде всего, по отношению к своим родным, затем - к друзьям, а также и к менее знакомым людям. Он был честным без непреклонности, скромным без слабости, серьезным без угрюмости», «К народу он обращался так, как это было принято в свободном государстве. Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, богато наградить одних, оправдать, выказав снисходительность, других. Он делал дурных людей хорошими, а хороших - превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых. Он никогда не проявлял пристрастия в пользу императорского казначейства, когда выступал судьей по таким делам, какие могли бы принести последнему выгоду. Отличаясь твердостью, он в то же время был совестлив».

Однако на долю римлян в правление Марка Аврелия выпало много бедствий. Жизнь заставила императора-философа стать отважным воином и осмотрительным правителем.

Конная статуя Марка Аврелия

На Капитолийской площади стоит памятник Марку Аврелию - единственная сохранившаяся античная бронзовая конная статуя. Статуя уцелела только потому, что ее считали изображением императора Константина Великого, который покровительствовал христианам и был всегда глубоко почитаем ими.

Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года. В 139 году его усыновил император Антонин Пий, тогда он же стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Впоследствии как император носил официальное имя Цезарь Марк Аврелий Антонин Август (или Марк Антонин Август).

Аврелий получил прекрасное образование. С двенадцати лет он приступил к серьезному изучению философии и занимался ею всю жизнь. После его смерти осталось написанное им по-гречески философское сочинение «К самому себе». Благодаря этому произведению Аврелий вошел в историю как император-философ. С детских лет Марк усвоил принципы стоической философии и являл собой образец стоика: он был человеком нравственным, скромным и отличался исключительной стойкостью в перенесении превратностей жизни.

«С самых юных лет обладал он таким спокойным характером, что ни радость, ни горе никак не отражались на выражении его лица». В его сочинении «К самому себе» есть такие слова: «Всегда ревностно заботься о том, чтобы дело, которым ты в данный момент занят, исполнять так, как достойно римлянина и мужа, с полной и искренней сердечностью, с любовью к людям, со свободой и справедливостью; и о том также, чтобы отстранить от себя все другие представления. Это удастся тебе, если ты каждое дело будешь исполнять, как последнее в своей жизни, свободный от всякого безрассудства, от обусловленного страстями пренебрежения к велениям разума, от лицемерия и недовольства своей судьбой. Ты видишь, как немногочисленны требования, исполнив которые всякий сможет жить блаженной и божественной жизнью. Да и сами боги от того, кто исполняет эти требования, ничего больше не потребуют.

Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу, - подобно потоку, относящееся к душе - подобно сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение.

Не поступай ни против своей воли, ни вразрез с общим благом, ни как человек опрометчивый или поддающийся влиянию какой-нибудь страсти, не облекай свою мысль в пышные формы, не увлекайся ни многоречивостью, ни многоделанием…»

Антонин Пий приобщил Марка Аврелия к управлению государством в 146 году, дав ему власть народного трибуна. Помимо Марка Аврелия Антонин Пий усыновил также Луция Вера, так что после его смерти власть перешла сразу к двум императорам, совместное правление которых продолжалось до кончины Луция Вера в 169 году. Но в период их совместного правления решающее слово всегда принадлежало Марку Аврелию.

Время правления династии Антонинов было едва ли не самым благополучным в истории Римской империи, когда не только город Рим, но и провинции пользовались благами мирного времени и переживали экономический подъем, причем для провинциалов широко распахнулись двери Рима. Элий Аристид, обращаясь к римлянам, писал: «При вас все для всех открыто. Всякий, кто достоин государственной должности или общественного доверия, перестает считаться чужеземцем. Имя римлянина перестало быть принадлежностью только города Рима, но стало достоянием всего культурного человечества. Вы установили такое управление миром, как будто он является единой семьей.

В наше время все города соперничают между собой в красоте и привлекательности. Везде множество площадей, водопроводов, торжественных порталов, храмов, ремесленных мастерских и школ. Города сияют блеском и красотой, и вся земля цветет, как сад»

О Марке Аврелии античные историки отзываются так «От всех прочих наклонностей Марка Аврелия отвлекали философские занятия, которые сделали его серьезным и сосредоточенным. От этого, однако, не исчезла его приветливость, какую он проявлял, прежде всего, по отношению к своим родным, затем - к друзьям, а также и к менее знакомым людям. Он был честным без непреклонности, скромным без слабости, серьезным без угрюмости», «К народу он обращался так, как это было принято в свободном государстве. Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, богато наградить одних, оправдать, выказав снисходительность, других. Он делал дурных людей хорошими, а хороших - превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых. Он никогда не проявлял пристрастия в пользу императорского казначейства, когда выступал судьей по таким делам, какие могли бы принести последнему выгоду. Отличаясь твердостью, он в то же время был совестлив».

Однако на долю римлян в правление Марка Аврелия выпало много бедствий. Жизнь заставила императора-философа стать отважным воином и осмотрительным правителем.

В 162 году римлянам пришлось начать военные действия против парфянских войск, которые вторглись в Армению и Сирию. В 163 году Рим одержал победу над Арменией, а в следующем году - над Парфией. Но ни Армения, ни Парфия не были превращены в римские провинции и сохранили фактическую независимость.

Победа римлян в значительной мере была сведена на нет тем обстоятельством, что в 165 году в римских войсках, находившихся на Востоке, началась чума. Эпидемия перебросилась в Малую Азию, в Египет, а затем в Италию и на Рейн. В 167 году чума захватила Рим.

В том же году мощные германские племена маркоманнов и квадов, а также сарматы вторглись в римские владения на Дунае. Ещё не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте.

После подавления восстания в Египте и после окончания войны с германцами и сарматами в 175 году наместник Сирии Авидий Кассий, выдающийся полководец, провозгласил себя императором, и над Марком Аврелием нависла угроза потерять власть. Античные историки так пишут об этом событии: «Авидий Кассий, на Востоке провозгласивший себя императором, был убит воинами против воли Марка Аврелия и без его ведома. Узнав о восстании, Марк Аврелий не очень разгневался и не применил никаких суровых мер к детям и к родным Авидия Кассия. Сенат объявил его врагом и конфисковал его имущество. Марк Аврелий не пожелал, чтобы оно поступило в императорскую казну, и поэтому по указанию сената оно перешло в государственную казну. Марк Аврелий не приказывал, а лишь допустил, чтобы убили Авидия Кассия, так что для всех было ясно, что он пощадил бы его, если бы это от него зависело»

В 177 году Рим воевал с мавританцами и победил. В 178 году на римские владения снова двинулись маркоманны и другие племена. Марк Аврелий вместе со своим сыном Коммодом возглавил поход против германцев, и ему удалось достигнуть больших успехов, но снова началась чума в римских войсках.

На портретах Марк Аврелий предстает человеком, живущим внутренней жизнью. Все, что возникло уже при Адриане, в нем доводится до последней черты. Исчезают даже те холеность и внешний лоск, которые связывали Адриана с внешним окружением. Ещё гуще и пушистее волосы, ещё длиннее борода, ещё ярче дробится светотень в прядях и локонах. Ещё сильнее разработан рельеф лица, с глубоко западающими морщинами и складками. И ещё выразительнее взгляд, переданный совершенно особым приемом: зрачки высверлены и подняты к тяжелым, полузакрывшимся векам. Взгляд и есть самое главное в портрете. Это новый взгляд - тихий, ушедший в себя, отрешенный от земной суеты.

От почетных памятников Марка Аврелия сохранились триумфальная колонна в честь германских и сарматских походов и конная статуя. Триумфальная колонна была сооружена в 176–193 годы по образцу колонны Траяна. Колонна Марка Аврелия сложена из тридцати мраморных блоков со скульптурным рельефом, который поднимается спиралью и развертывает перед зрителем картины боев с сарматами и маркоманнами. Наверху стояла бронзовая статуя Марка Аврелия, впоследствии она была заменена статуей св. Павла. Внутри колонны лестница из 203 ступеней освещается 56 световыми отверстиями. Площадь, в центре которой стоит колонна Марка Аврелия, лаконично называется Пьяцца Колонна.

Монументальная бронзовая конная статуя Марка Аврелия создана около 170 года. В 16-м столетии статуя после долгого перерыва вновь была установлена по проекту Микеланджело на площади Капитолия в Риме на пьедестал строгой формы. Она рассчитана на рассмотрение с разных точек зрения, впечатляя великолепием пластических форм. Проживший жизнь в походах, Марк Аврелий изображен в тоге - одежде римлянина, без императорских отличий. Образ императора - воплощение гражданственного идеала и гуманности. Сосредоточенное лицо стоика исполнено сознания нравственного долга, спокойствия духа. Широким умиротворяющим жестом обращается он к народу. Это образ философа, автора «Размышлений наедине с собой», безразличного к славе и богатству. Складки одежды сливают его с могучим корпусом великолепно отлитого медленно идущего коня. Движение коня как бы вторит движению всадника, дополняя его образ. «Прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия, - писал немецкий историк Винкельман, - нельзя найти в природе».

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СФ) автора БСЭ

Сфинкс (статуя) Сфинкс (греч. Sph?nx), 1) в Древнем Египте - статуя, изображающая фантастическое существо (дух-охранитель, воплощение царской власти) с телом льва и головой человека (обычно портрет фараона) или священного животного. Крупнейший из сохранившихся С. - так

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

92. Статуя Свободы Статуя Свободы величайшая женщина в мире» стоит на входе в нью-йоркскую гавань и вот уже более века приветствует всех прибывающих в Нью-Йорк. В то же время она напоминает каждому об идеалах, на которых строилась целая нация. Высоко поднятый в ее руке

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

95. Статуя Спасителя в Рио-де-Жанейро Статуя Спасителя в Рио-де-Жанейро Бог сотворил мир за шесть дней. А на седьмой день он создал Рио-де-Жанейро», - так шутят бразильцы, имея в виду поистине сказочное расположение и красоту своего города. До 1960 года, когда был построен

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

КОННАЯ УЛИЦА Эта улица идет от стыка проспекта Бакунина и Полтавской улицы до Исполкомской улицы. Долгое время между будущей улицей и Невским проспектом простиралась обширная Александровская Конная площадь, на которой располагался конный торг. Александровской она

автора Агалакова Жанна Леонидовна

Статуя Зевса (440–430 гг. до н. э.) Лукиан приводит предание о том, как Фидий работал над своим самым известным произведением: «И пусть не смущает тебя то, что ты будешь перерабатывать сочинение, уже ставшее известным читателю, потому что даже Фидий, как говорят, поступил

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

Статуя Шивалингамутри (II век до н. э.) Согласно брахманизму и индуизму, являвшихся в течение тысячелетий господствовавшими идеологиями Индии и важнейшими элементами ее духовной культуры, искусство должно выражать в образе божества не идеалы красоты (как в античной

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Статуя Августа (I век до н. э.) Гай Октавий родился 23 сентября 63 года до нашей эры в Риме. Он рано потерял отца, и решающую роль в его жизни сыграло родство с Юлием Цезарем. Октавий был внуком сестры Цезаря.Октавий получил хорошее воспитание. Его мать Атия очень следила за

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Статуя Вольтера (1781 г.) О статуе Вольтера, выполненной Гудоном, мастером, чье творчество принадлежит уже второй половине XVIII века, - Роден сказал: «Какая чудесная вещь! Это же подлинная насмешка! Слегка косящие глаза словно подстерегают противника. Острый, как у лисицы,

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Конная статуя Фридриха Вильгельма (1796 г.) С конца XVII века наряду с Баварией и Саксонией крупным культурным центром становится Пруссия. Самым одаренным из мастеров, состоящих на службе у прусских королей, был скульптор и архитектор Андреас Шлютер. Имя его было окружено

Из книги автора

Статуя свободы Да, в Париже есть своя Статуя Свободы! Автор нью-йоркской, французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, работая над монументом, выполнил в гипсе несколько «эскизных» вариантов. С одного из них отлили бронзовую копию. Ее установили в Париже на Лебедином

Из книги автора

Из книги автора

Конная улица Эта улица идет от Полтавской до Исполкомской улицы. Долгое время между будущей улицей и Невским проспектом простиралась обширная Александровская Конная площадь, на которой располагался конный торг. Александровской она стала из-за близости к

Из книги автора

Колонна Марка Аврелия Район Рима, включающий Пьяцца Капраника, площадь с обелиском Августа и Палаццо Фиано, где был найден Алтарь мира, называется «Колонна». Такое название он получил в честь колонны, которая стоит на Пьяцца Колонна. Это триумфальный памятник,

Из книги автора

От Марка святое благовествование (Евангелие от Марка) 761 Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Мк. 1:7 (Иоанн Креститель об Иисусе); также: Ин. 1:27 762 Суббота для человека, а не человек для субботы. Мк. 2:27 В Талмуде.