Элегантность. Аристократичная простота

Правда, у некоторых лица выражали недюжинный ум , но их осанка и манеры показывали, что они попали в среду, для которой не были подготовлены воспитанием.

Благодаря своему недюжинному уму он научился сохранять здоровье с помощью тщательного наблюдения за своим физическим и психологическим состоянием.

Нужна была сильная рука, недюжинный ум , крепкая воля, чтобы разрубить хитросплетённый клубок этой чудовищной измены и освободить от них страну.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: прикид - это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное

Положительное

Отрицательное

Именно им принадлежит патент на самую гнусную ложь, какая есть на свете, ложь, осенённую порой недюжинным умом , образованием и муравьиной предприимчивостью.

Нельзя сказать, чтобы расчёт был плох; напротив, в нём видна значительная доля чисто русской сметливости, глазомера и вообще недюжинного ума .

Человек, рождённый под влиянием этого гения, наделён недюжинным умом . Находит своё призвание в гуманитарных науках. Известность придёт к нему с юных лет.

Глубокие залысины выдавали его недюжинный ум , а короткие, казалось, неуклюжие пальцы творили чудеса как на хирургическом, так и на кухонном столе.

Но любопытна в этом романе, конечно, не фабула, а то, что автор вплетает в него много рассуждений и сентенций, в которых сказывается уже недюжинный ум .

Люди, постоянно заявляющие о своём недюжинном уме , огромном богатстве или дружеских отношениях со знаменитостями, как правило, не очень-то себя любят.

Это некий синтез женственности и твёрдости, недюжинного ума и при этом удивительной лёгкости в общении, проницательности и непосредственности.

И все эти начальники как один блистали самодурскими, патерналистскими замашками, требовательностью, неспособностью прощать чужие ошибки и недюжинным умом (хотя это не всегда радовало).

Бесспорно, человек, который так точно и кратко смог изложить сущность человеческой жизни в целом и смысл медицинского дела в частности, должен был обладать недюжинным умом , мудростью, тонким вниманием и иметь за плечами многолетний опыт.

Организатор должен, во-первых, обладать необходимыми знаниями и недюжинным умом , во-вторых, длинной волей и сильным характером, и, в-третьих, иметь суггестивные способности, и быть обученным методам успешного манипулирования людьми и организационной работе.

Но неизменно в заключение сообщал, что на всё это не стоит рассчитывать, поскольку успешное приземление зависит только от мастерства парашютиста, который должен обладать недюжинным умом и уметь им вовремя воспользоваться.

Они всё, как один, производят впечатление очень приличных людей; людей безупречной выдержки и недюжинного ума ; в манерах ни следа развязности или угодливости; сразу чувствуется в них наблюдательность, а когда к ним обратишься - быстрота соображения; и всегда их лица носят более или менее явственный отпечаток непрестанного и сильного умственного напряжения.

Мать его была очень суеверна и совсем необразованна, отец же, напротив, отличался здравыми понятиями и своим недюжинным умом понимал многое, недоступное его жене, родным и знакомым.

Этот отрывистый разговор происходил в день самоубийства князя в одном из комфортабельных номеров «Hotel des Anglais» между вошедшим в номер мужчиной, среднего роста, лет тридцати пяти, с добродушным чисто русским лицом, невольно вызывавшим симпатию, с грустным выражением добрых серых глаз, в которых светился недюжинный ум , и молодой женщиной, светлой шатенкой, лет двадцати пяти, сидевшей в глубоком кресле с французской книжкой в руках.

Происходя из очень видной семьи шотландских горцев и сохраняя в себе основные черты их пылкого и впечатлительного характера, она соединяла их в себе с недюжинным умом , порядочным образованием и замечательным тактом.

Она была простого происхождения, не отличалась красотой, не получила образования, но обладала большой душевной привлекательностью, недюжинным умом и привлекательной внешности, она имела особый статус: во всём государстве не было практически никого, равного ей по положению.


Александр I был личностью сложной и противоречивой. При всем разнообразии отзывов современников об Александре, все они совпадают в одном – признании неискренности и скрытности как основных черт характера императора. Истоки этого надо искать в нездоровой обстановке императорского дома.

Екатерина II обожала внука, прочила, минуя Павла, в наследники трона. От нее будущий император унаследовал гибкость ума, умение обольщать собеседника, страсть к актерской игре, граничащую с двуличием. В этом Александр едва ли не превзошел Екатерину II. «Сущий прельститель», – писал о нем М. М. Сперанский.

Необходимость лавировать между «большим двором» Екатерины II в
Петербурге и «малым» – отца Павла Петровича в Гатчине приучила Александра «жить на два ума», развила в нем недоверчивость и осторожность. Обладая незаурядным умом, изысканными манерами, по отзывам современников, «врожденным даром любезности», он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений.

Все, кто писал об Александре, отмечали его мягкость, скромность, любознательность, большую впечатлительность и восприимчивость, изящество мысли, большое личное обаяние, набожность и мистицизм в конце жизни, а из отрицательных качеств – робость и пассивность, праздность и ленность мысли, нелюбовь к систематическим занятиям, недеятельную мечтательность, способность быстро загораться и быстро остывать.

Главным воспитателем наследника был швейцарский республиканец Ф. С. Лагарп. В соответствии со своими убеждениями, он проповедовал могущество разума, равенство людей, нелепость деспотизма, гнусность рабства. Влияние его на Александра I было огромно.

Вся его политика была четкой и продуманной. Александра I при дворе называли «Загадочный Сфинкс». Высокий, стройный, красивый молодой человек с белокурыми волосами и голубыми глазами. Свободно владел тремя европейскими языками.

В 1793 г. Александр женился на Луизе Марии Августе Баденской (принявшей в православии имя Елизавета Алексеевна) (1779–1826). Обе их дочери умерли в раннем детстве. Елизавета Алексеевна всегда разделяла взгляды и тревоги супруга, поддерживала его, что подтверждалось неоднократно, особенно в тяжелейшие для Александра дни.

В течение 15 лет Александр имел практически вторую семью с Марией Нарышкиной. Она родила ему двух дочерей и сына и настаивала, чтобы Александр расторг свой брак с Елизаветой Алексеевной и женился на ней. Александр, несмотря на всю свою увлеченность Марией Антоновной, упорствовал и ссылался на политические мотивы, понимая, что она для него чужой человек. Также исследователи отмечают, что Александра с юности связывали тесные и весьма личные отношения с его сестрой Екатериной Павловной.

По существу, вовлечение Александра в тайный заговор против Павла началось именно с середины 90-х годов при активном содействии Екатерины. Одновременно в нем нарастают страх и отвращение к этой страшной интриге.

Противники Павла I уже в 1800 г. предлагали Александру заставить отца силой отречься от престола и взять власть в свои руки, но он отказывался. Некоторые историки считают, что он колебался и что по мере развития событий лишь постепенно склонился поддержать заговорщиков и вступил с ними в прямые контакты. Однако последующие события показывают: никаких колебаний по поводу устранения отца от власти у Александра не было; воспитанный в условиях дворцовой интриги, с хорошо организованным честолюбием, обладая характером, безусловно, твердым, решительным, но крайне скрытным, замаскированным внешней мягкостью и уступчивостью, он был озабочен лишь одним – абсолютным успехом предприятия и сохранением в назревающей драматической ситуации незапятнанным своего политического и династического лица. Именно на это были направлены все его усилия в 1800-м – начале 1801 г.

Александр соглашался на устранение отца от власти, даже на заточение его в крепость, однако при условии, что жизнь его будет в безопасности. Иллюзорность этой «благородной» договоренности была всем очевидна. Александр прекрасно знал, чем кончаются такого рода перевороты в России: его дед Петр III был убит заговорщиками, сторонниками Екатерины II.

Таким образом, на что не могла решиться Екатерина по отношению к Павлу, а сам Павел по отношению к Александру – на политическое и, как следствие, физическое устранение, решился голубоглазый «ангел», мягкий и интеллигентный Александр, что указывает не только на его страх перед отцом за собственную жизнь, но и на огромное честолюбие, твердый характер, решительность, которые он не один раз продемонстрирует за годы своего царствования.

В начале 1801 г. Павел приказал арестовать более двух десятков видных вельмож, которых подозревал в оппозиционных настроениях. Затем император стал откровенно высказывать угрозы в адрес своей жены Марии Федоровны и старшего сына, Александра. Над 23-летним Александром нависла реальная угроза провести остаток дней в темнице. Вот в этих-то условиях ему и пришлось делать окончательный выбор. Подозрительный и мстительный, Павел не без основания считал сына замешанным в заговоре, и спастись Александр мог, лишь выступив против отца.

Итак, Александр дал согласие на лишение отца верховной власти, на заточение его в Петропавловскую крепость. В половине первого ночи 12 марта 1801 г. граф П. А. Пален сообщил Александру об убийстве отца. Уже в первые часы он испытал на себе всю силу сознания отцеубийства. Никакие высокие цели выраженные, в частности, в его манифесте по случаю вступления на престол не могли оправдать его перед самим собой.

Власть надвинулась на Александра сразу, без подготовки, и для его человеческой личности вопрос состоял в том, сумеет ли он достойно противостоять ей, как это он мнил в пору своих юношеских мечтаний, или она перемелет его и выдаст очередной готовый образец властителя – жестокого, беспринципного, готового ради ее удержания на все. Этот вопрос он решал в течение всей своей жизни, так и не дав на него ни отрицательный, ни положительный ответ. И в этом, видимо, состояла его драма как человека и как правителя.

Идея искупления страшного греха благоденствием Отечества пройдет через всю его жизнь, вплоть до 1825 г., поэтому всю последующую жизнь Александра следует рассматривать сквозь призму его постоянных усилий достигнуть этого соответствия, что было чрезвычайно трудно и в плане чисто человеческом, но особенно в плане государственном в тогдашней России.

Что касается его чисто человеческих качеств, то он, несмотря на всю ужасающую жестокость системы, в которой жил, всю жизнь боролся за обретение себя, за возврат к себе прежнему. Эту свою личную, человеческую линию, несмотря на диктат власти, традиций, соблазнов, он вел в течение всей своей жизни, и порой ему это удавалось, хотя и не без отступлений, уступок, слабостей, которые и давали повод говорить о двуличии, ханжестве, неискренности Александра.

Поразителен и его почти аскетический образ жизни: ранний подъем, нелегкая работа с бумагами и людьми, очень ограниченное окружение, одинокие пешие или верховые прогулки, удовольствие от посещения приятных ему людей, стремление избегнуть лести, мягкое ровное обращение со слугами. И все это оставалось доминантой жизни в течение многих лет, хотя положение требовало выхода в свет, частых отъездов; сохранились и увлечение армией и парадомания, ставшая страстью едва ли не с детства.

Даже бесконечные путешествия Александра имели какую-то своеобразную окраску. В этих поездках он не только посещал балы и обеды, встречался с верхушкой местного дворянства и купечества, устраивал смотр армейским частям, но и интересовался жизнью всех слоев общества. Так, он добрался до «киргизской степи» и побывал в юртах кочевников, посетил Златоустовские заводы, спускался в Миасские рудники, побывал в татарских семьях в Крыму, посещал госпитали, общался с арестантами и ссыльнопоселенцами.

Его биографы отмечают, что в дороге ему приходилось сталкиваться с изрядными трудностями: скудно питаться, испытывать различные неудобства, попадать в неприятные дорожные происшествия, долго идти пешком. Зато у него складывалось личное представление о том, как жила Россия. И глубокие разочарования, которые постигли его в конце жизни, вероятно, в известной мере были вызваны этой весьма тяжелой информацией, развеивавшей у него последние остатки иллюзий относительно своих усилий на пользу Отечества.

Почему-то остаются без внимания многочисленные случаи проявленного им сострадания к людям, человеколюбия, помощи. Так, на берегу Немана император увидел зашибленного лопнувшим канатом бурлака. Александр вышел из коляски, помог поднять беднягу, послал за лекарем и, лишь убедившись, что все возможное для него сделано, продолжал путь.

История сохранила немало подобных примеров из жизни Александра, говорящих о его непоказном интересе к людям, человеколюбии, терпимости и смирении. В то же время известны случаи жестоких распоряжений Александра I относительно восставших солдат Семеновского полка, военнопоселенцев. Везде, где он выказывал себя как личность, Александр выступал человеком весьма гуманным, там же, где он проявлял себя как представитель и лидер системы, он выступал порой в духе принципов неограниченного самодержавия.



Учебная задача - создание сочинения-рассуждения в жанре литературно-критической статьи.

Возможный план сочинения на тему «Татьяна - русская душою…»
с краткими комментариями.

I . Место образа Татьяны Лариной в образной системе романа «Евгений Онегин».

Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения , поскольку с ним связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над духовной средой.

II . Психологический портрет пушкинской героини.

Героиня отличается богатым внутренним миром, нерастраченными душевными силами. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена умом, воображением. Своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества, понимает его пошлость, праздность, пустоту жизни. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов.

1. Условия воспитания героини: «они хранили в жизни мирной привычки милой старины…» Вместе с семейным воспитанием Татьяна приобрела основы народной нравственности , чистоты.

2. Своеобразие характера в детстве и ранней юности.

Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Татьяна отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира.

3. Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

    общение с народом, любовь к няне;

    русская природа;

    патриархальность семейного уклада.

4. Гармоничность натуры Татьяны:

    незаурядный ум;

    нравственная чистота;

    глубина чувств;

    верность долгу.

III . В. Г. Белинский о Татьяне Лариной.

Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера,
за ум, пламенное и нежное чувство , за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».

Возможный план - краткий и развернутый с комментариями -
сочинения на тему «Евгений Онегин - лишний человек».

I . Исторические обстоятельства, частью которых стали, являлись автор и его герой. Черты эпохи, в которой создавался роман «Евгений Онегин».

II . Евгений Онегин - «лишний человек».

1. Происхождение героя.

2. Воспитание Онегина:

    уровень знаний;

    неумение трудиться;

    утонченные манеры;

    времяпрепровождение.

3. Разочарованность Онегина и ее причины.

4. Поиски удовлетворения духовных запросов:

    чтение книг;

    попытки писать;

    путешествия;

    преобразования в деревне.

5. Основные черты характера Онегина:

    резкий охлажденный ум;

    эгоизм;

    правдивость;

    знание и понимание людей;

    неудовлетворенность жизнью.

6. Отношение героя к окружающим:

    к Татьяне;

    к Ленскому;

    к поместному дворянству.

III . Трагичность образа Онегина, ставшего литературным типом.

Развернутый план сочинения с комментариями.

I . Вступление.

1. Важной особенностью пушкинского творчества является его необычная
по размерам и скорости эволюция.

2. Наилучшим свидетельством авторской эволюции становится пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин». Метаморфозы, которые переживает поэт, - центральная тема самого «Евгения Онегина». Роман писался в течение семи лет (1823-1831); за это время менялись исторические обстоятельства , частью которых становился автор и его герой, замысел романа, менялся сам поэт, менялись представления автора о своих героях, отношение к ним.

3. Евгений Онегин - меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при этом внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже может меняться. Основной принцип в изображении меняющегося («живого», «незастывшего») героя - «принцип противоречия».

II . Главная часть.

1. Противоречия в изображении Онегина.

а) В начале первой главы герой сатирически показан как типичный представитель светского общества (стоит перечислить типические характеристики Онегина как светского человека).

б) В конце первой главы - элегическое изображение Онегина как романтического («байронического») героя (перечислить черты онегинского романтизма, близкие самому автору: «Мечтам невольная преданность, // Неподражательная странность», «томление» («Томила жизнь: обоих нас»), усталость от жизни («В обоих сердца жар угас») и др.

в) Автор отдает себе отчет в противоречивости своего героя: «Противоречий очень много, // Но их исправить не хочу». Сам роман должен разъяснить , почему Автор не хочет «исправить» противоречия героя.

2. Загадка Онегина и ее разрешение:

а) Кто же такой Онегин? Этот вопрос поставила перед собой любящая его Татьяна. Первоначально она искала в нем героя «возвышенных» романов - или «ангела», или «демона» («Кто ты, мой ангел ли хранитель, // Или коварный искуситель?»). Уже после дуэли Татьяна вновь задается этим вопросом: «Созданье ада иль небес, // Сей ангел, сей надменный бес, // Что ж он?»

б) Пушкин не дает простого ответа на этот вопрос. Ангел или бес, положительный или отрицательный герой? Ни то, ни другое. Татьяна пытается разгадать Онегина по тем книгам, которые он читает, по его меткам на полях этих книг -
и догадывается: «Уж не пародия ли он?»

в) Однако и эта догадка лишь отчасти верна. Когда в VIII главе те же оценки даны Онегину светским мнением, автор возражает: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» Да, в Онегине есть «пародия»; да, его поведение во многом определяется сменой масок («Мельмота, космополита, патриота, Гарольда...»), но разгадка его в ином.

г) Так кто же он? Он человек - сложный , меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка - в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой сложный герой впервые введен в русскую литературу Пушкиным.

3. Онегин - лишний человек.

а) Онегин - «лишний человек», особый человеческий тип. Определяя тот характер, который открывался Татьяне при чтении любимых онегинских книг, автор указывает на важнейшую черту своего Героя: «С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» - вот ключ для понимания Онегина. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей своего времени,
не сделал ничего , кроме зла: убил друга, принес несчастье любящей его женщине: «Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, // Томясь в бездействии досуга, // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел».

б) В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним».

III . Заключение.

Характер, созданный А. С. Пушкиным, стал для русской литературы типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества - отчасти по причине их слабости, отчасти же по вине общества (которому они служили укором). Истоки многих тем в русской литературе восходят к Пушкину; одна из них - тема «лишнего человека».

Материалы к сочинению на тему «Лирические отступления как неотъемлемая композиционная составляющая романа “Евгений Онегин”».

Возможные эпиграфы к работе.

Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их из книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой ее странице.

Л. Стерн

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина... Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.

В. Г. Белинский

Ключевое понятие.

Лирические отступления - это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно ,
а не от лица кого-либо из действующих персонажей.

Речевые обороты, позволяющие охарактеризовать черты личности повествователя, проявляющиеся в его суждениях:

План сочинения.

I. Место лирических отступлений в романе «Евгений Онегин».

II. Роль лирических отступлений.

2. Расширение пространственных и временных границ повествования.

3. Создание культурно-исторического образа эпохи.

III. Главное действующее лицо в романе «Евгений Онегин» - автор или его герой?

Понятия культуры и цивилизации тесно связаны между собой, часто не различаются, воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, тем не менее между ними существуют и различия.

По времени слово «цивилизация» возникло гораздо позднее слова «культура», только в XVIII в. Первоначально оно подчеркивало превосходство развитых европейских стран над другими народами. В этом смысле цивилизация противопоставлялась дикости и варварству, означая высший этап развития человечества. Наиболее устойчивое употребление и широкое распространение понятие цивилизации получило во Франции, где оно использовалось в двух смыслах. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл был тесно связан с понятием культуры и означал совокупность определенных качеств человека: незаурядный ум, образованность, изысканность манер, вежливость.

Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете сводится к трем основным.

1. Понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними нет сколько-нибудь существенных различий. В качестве примера можно указать на концепцию известного английского историка А. Тойнби, который рассматривает цивилизацию в качестве определенной стадии культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом.

2. Между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходство, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, представитель школы «Анналов», считавший цивилизацию базой культуры. В центре его внимания находится цивилизация, рассматриваемая через призму духовных явлений, главным из которых он считает ментальность.

3. Культура и цивилизация противопоставляются друг другу. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого философа О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы». Согласно этой теории, цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер, «как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший город за деревней и задушевным детством». Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Книга Шпенглера имела огромный успех. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения. Особой критике подверглась идея неизбежной и близкой гибели Запада.

Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому в повседневной жизни мы имеем достаточные основания не слишком различать их. Такие же основания имеют и те ученые, которые смотрят на цивилизацию через призму культуры или наоборот. При этом некоторые из них как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, отдавая предпочтение культуре.

Однако при более строгом подходе культура и цивилизация могут рассматриваться как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только ему принадлежащие элементы, черты и особенности. В частности, язык и знание правильнее относить к культуре, а письменность и науку – к цивилизации. Это дает основание для существования двух отдельных научных дисциплин – культурологии и цивилизациологии, каждая из которых имеет свой предмет изучения. Именно такой подход становится преобладающим в современной литературе.

Хотя многие элементы культуры и цивилизации возникали уже на стадии дикости и варварства, их становление как особых явлений завершилось в разное время. Культура сформировалась раньше, она старше цивилизации, пришедшей на смену эпохе варварства. Цивилизация возникла в результате неолитической революции, благодаря которой в эволюции человечества произошли глубокие изменения. Главным из них был переход от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящей технологии (земледелие и животноводство).

Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней две основные стадии: 1) аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального обществ; 2) индустриальную, связанную с капитализмом. В современной литературе активно исследуется третья стадия цивилизации – постиндустриальная. Она возникла во второй половине XX в. под воздействием научно-технической революции и высоких технологий, вызвав к жизни постиндустриальное информационное общество.

Существуют также и другие классификации. Так, в зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть глобальной, т. е. мировой, континентальной (например, европейская), национальной (французская), региональной (североафриканская). Некоторые ученые-востоковеды полагают, что цивилизация изначально распалась на два «древа» – Запад и Восток, обладающие своими неповторимыми путями развития. Из них естественным и нормальным признается восточный путь, тогда как западный рассматривается как мутация и отклонение. Другие ученые также предлагают разделить все цивилизации на два типа, но дают им иное толкование: одна цивилизация – техногенная – объявляется характерной для Запада, а вторая – психогенная – присущей восточным странам, примером которой может служить индийская цивилизация прошлого. Наконец, иногда к цивилизации относят материальную культуру, а под собственно культурой имеют в виду духовную.

Несмотря на существующее многообразие точек зрения на цивилизацию, относительно многих ее существенных черт они совпадают. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются следующие: образование государства; возникновение письменности; отделение земледелия от ремесла; расслоение общества на классы; появление городов. При этом наличие первых двух признаков обычно признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.

В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для цивилизации характерны устойчивая организация, инерционность, порядок, дисциплина и т. д. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно проявляется в современный период, когда на наших глазах на основе новейших информационных технологий создается единая универсальная цивилизация.

Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начала, самоценность, стремление к возвышенному идеалу и т. д.

Относительная независимость культуры и цивилизации и вместе с тем их тесное взаимодействие могут приводить к нарушению равновесия и противоречию между ними. Преобладание цивилизации и сведение к ней культуры означало бы стагнацию общественного развития, ослабление и угасание в нем духовного и нравственного начал. Именно такая ситуация наблюдается в современном обществе, когда цивилизация все больше довлеет над культурой.

То, что человеку кажется окружающим миром, возникает как отражение игры воображения в его сознании. Появляющиеся эмоции позволяют поверить в реальность этой воображаемой иллюзии, а постоянно повторяющееся события укореняют в убеждении, что эта иллюзия и есть реальный мир.

Глаза, уши, чувства – только приборы, вырабатывающие электрические сигналы, которые поступают в мозг, где и происходит формирование того, что воспринимается человеком как окружающий его мир. От того, как настроен ум, зависит воспринимаемый мир и события в нём.

Ум, давая объяснение тому, что воспринимается, создаёт свою иллюзорную версию окружающего мира, в реальность которого заставляют поверить возникающие эмоции.

Поверив в реальность идей ума, человек начинает воспринимать их как свою жизнь и себя в ней, забывая, кем он является на самом деле. Такая невнимательность создаёт разделённость и раздробленность восприятия, порождает бесконтрольность в мыслях и беспорядок в уме, приносит страдания.

Чтобы не быть подобно лодке в океане и не зависеть от прихотей стихии, нужно укротить свой ум и обуздать свои желания . Для этого необходимо научиться правильно фокусировать своё внимание, чтобы наблюдать за мыслями и задавать нужное направление их движению. Внимание следует фокусировать не на обдумывании событий, происходящих в кажущемся мире, а на том, как и откуда возникают мысли, отражающие события.

Направьте движение своих мыслей в противоположную сторону - откуда они возникают, фокусируясь при этом на неделании, недуманьи, несоздании идей. Если для обеспокоенного ума это покажется трудным или невозможным, не проявляйте никаких усилий, позвольте уму делать то, что он хочет. При этом задайте направление движения мыслей на осознание того, что все идеи, возникающие в уме, являются только иллюзией. Следует постоянно создавать идею о том, что ни одна идея, возникающая в уме, не может быть реальностью. Так, каждая последующая создаваемая идея должна быть о нереальности существующей идеи и разрушать её. Таким образом, ум может поддерживаться в постоянном динамическом равновесии, разрушая возникающие иллюзии до тех пор, пока не будет достигнуто состояние полной дисциплины ума.

Такая практика способствует развитию способности к различению истинного от иллюзорного и позволяет достичь контроля над эмоциями. Отсутствие эмоций свидетельствует о том, что движение ума происходит в нужном направлении. Усиливающаяся эмоция свидетельствует о том, что вы идёте за мыслью и вам следует изменить направление движения ума.

P.S. В своём обучении не следует слепо полагаться на медитативные и другие подобные практики. Без дисциплины ума они могут долго не давать результатов, принося разочарования. Не следует пытаться волевым усилием избавиться от мыслей в голове. Какие бы усилия вы ни прилагали, это ничего не даст кроме концентрации на том, от чего вы хотите избавиться, и принесёт вам совершенно противоположный результат.

Станислав Милевич

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

Ум, давая тому, что воспринимается объяснение и создаёт тем самым идею – свою иллюзорную версию воспринимаемого, в реальность которой заставляют поверить возникающие эмоции. Поверив в реальность идей ума, человек начинает воспринимать их как свою жизнь и забывает кем он является. Такой неправильный фокус внимания создаёт разделённость и раздробленность восприятия, отсутствие контроля за движением мыслей и беспорядок в уме, порождая страдания.

Для того чтобы укротить свой ум и обуздать свои желания , необходимо научиться правильно фокусировать своё внимание, чтобы наблюдать за мыслями и задавать нужное направление их движению. Внимание следует фокусировать ума не на обдумывании событий происходящих в кажущемся мире, а на том, откуда возникают эти мысли. Направьте свой разум в противоположную сторону, непривычную для него, в ту сторону, откуда возникает мысль. Направьте его на неделание, недуманье, несоздание идей. Если вашему обеспокоенному уму это покажется трудным или невозможным, не проявляйте никаких усилий, позвольте уму делать то, что он хочет. Только задайте направление создания идей. Оно должно быть направлено на осознание того, что все предыдущие идеи в уме являются иллюзией, созданной самим же умом. Следует постоянно создавать идею о том, что предыдущая идея не является реальной, и поскольку ни одна идея ума не является реальностью, то последующая идея ума должна быть о нереальности идеи, которая существует в уме сейчас. Таким образом, ум может поддерживаться в динамическом равновесии несоздавания идей, чем может быть достигнута дисциплина ума , а практика различения поможет вам осознать иллюзорность идей ума и позволит достичь контроля над эмоциями.

Отсутствие эмоций будет свидетельствовать о том, что движение ума происходит в нужном направлении. Усиливающаяся эмоция свидетельствует о том, что вы идёте за мыслью, и вам следует изменить направление движения ума.