Сценарий презентации открытий 19 века в творчестве. Литературный бал в школе

Сценарий бала в стиле XIX века

«Императорский благотворительный бал»

Цель: Создание условий для развития творческой личности.Задачи:
    Учить творческому восприятию художественной культуры. Познакомить с нравами и бытом дворянства XIX века. Развивать эстетический вкус. Формировать у учеников социальные компетенции, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Воспитать духовную культуру учащихся
Оборудование:
    проектор мультимедиа, компьютер, микрофоны

На сцене инструментальный ансамбль. Играет музыка. Гости собираются в зале, рассаживаются по местам (15 минут)

Слайд с бальной сценой.

По сцене проходят пары, как бы, прогуливаясь по залу, создавая иллюзию бала. За кадром звучат стихи в исполнении 2-3 голосов.

Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты

Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах

Везде банты и кружева
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты

Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов
Хозяин дома объявил
Раздолию начало

Мазурки музыка звучит
Её сменяют вальсы
Никто веселья не отверг
И скучным не остался

Музыка прекращается. Одна пара останавливается у микрофона.

Слайд с портретом Петра I.

Он: Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.

Она: И название им велено было дать ассамблеи. А в наше время они стали именоваться балами. Слово «бал» произошло от старофранцузского bailer, что означает «танцевать, прыгать».

Он: Сейчас на балах приняты не только танцы и общение, но и благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование. Она: По-моему, нынешний оркестр играет восхитительно, не правда ли, мой друг.

Пары замирают, слушая музыку в исполнении оркестра. 3 мин.

После окончания музыки, вновь начинается передвижение. Теперь около микрофона останавливаются две пары .

1-я дама: У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы, господа.1-й кавалер: И свои, иногда очень жесткие правила.

Слайд с портретом Екатерины II.

2-я дама: Императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно.2-й кавалер: Помнится, матушка-императрица повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала.

1-я дама: А поскольку сама любила шутки и переодевания, ряженых и танцы, то и придворным велено было любить то же самое.

Слайд с портретом Павла I.

1-й кавалер: Батюшка мой рассказывал, что император Павел запретил употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспретил также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции же приказал следить за исполнением указа строжайшим образом!1-я дама: О времена, о нравы!

Слайд с портретом Александра I.

2-й кавалер: Государь император Александр Павлович, к счастью, платья французского покроя вновь разрешил.2-я дама: И с той поры модные танцы и можно, и нужно. Балы же в Зимнем Дворце сделались регулярными.Пары уходят. Постепенно приглушается свет, меняется музыка. Выходят ведущие.

Слайд с изображением бала.

Юноша. Добрый вечер, уважаемые дамы и господа!Девушка. Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу.Девушка. Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечиЮноша. От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.Девушка. Мы открываем бал!Юноша. По светским условиям бала представляю Вам почетных гостей.Девушка. На балу присутствуют: (перечисляют официальных гостей). Юноша. Участники бала: графиня Рюмина Алена Васильевна со своим семейством!

Класс делает 2 шага вперед, юноши на втором плане, девушки на первом делают реверанс. У каждого класса свой реверанс.

Девушка. Герцогиня Пестова Светлана Викторовна, с сыновьями и дочерьми.Слайд Юноша. Графиня Плешакова Елена Витальевна, с племянниками!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Девушка. Баронесса Вяткина Валентина Сергеевна, со своим семейством!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Юноша. Герцогиня Назарова Наталья Владимировна, со своим семейством!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Девушка. Княгиня Полякова Светлана Андреевна, с сыновьями и дочерьми!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Юноша. Графиня Ячменева Ирина Леонидовна, со своим семейством!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Девушка. Баронесса Шаповалова Галина Валерьевна с дочерьми!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах

Юноша. Герцогиня Гуляева Галина Константиновна с сыном.Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Девушка. Графиня Скочилова Милада Викторовна с семейством!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах
Юноша. Княгиня Петрова Наталья Петровна с сыновьями.Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах

Девушка. Господа, объявляется торжественный выход их величеств. Всем встать.

Все встают и выходят на пустующее место зала. Выстраиваются, создавая «живой коридор» для прохождения императора и исторических гостей.

Церемониймейстер: «Божиею милостию Александр Второй, император и самодержец Всероссийский».

Церемониймейстеры, стоя у двери, трижды ударяют своими жезлами - длинной тростью чёрного дерева с шаром слоновой кости наверху, двуглавым орлом и бантом Андреевской ленты.

Арапы раскрывают двери, все склоняются.

Оркестр исполняет полонез из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин".5 минут

В зал входит император под руку с императрицей. За императорской четой шествует Пара, проходят в центр зала.

Церемониймейстер: Господа, бал открывает полонез.

Слайд с иллюстрацией о полонезе.

Юноша. Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывают себя, свой наряд, светскость манер и благородство.Девушка. Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

Исполняется полонез

Юноша. Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец. Девушка. Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии!Юноша. Теперь же настала пора усладить наш слух изысканной музыкой.Девушка. В исполнении инструментального ансамбля звучит….

Приглушенно звучит музыка вальса. Инсценировка отрывка из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Печорин и Мери, прогуливаясь по залу, разговаривают.

Печорин (с покорным видом). Я слышал, княжна, что, будучи Вам вовсе незнаком, я имел уже несчастие заслужить Вашу немилость,… что Вы нашли меня дерзким…. Неужели это правда?..Мери (иронично). И Вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении?Печорин. Если я имел дерзость Вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте иметь ещё большую дерзость просить у Вас прощения. И, право, я бы очень желал доказать Вам, что Вы насчёт меня ошибались…Мери. Вам это будет довольно трудно…Печорин. Отчего же?Мери. Оттого, что Вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться.Печорин (с досадой). Знаете, княжна, никогда не стоит отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может стать ещё преступнее…(Изменив интонацию ) А, впрочем, пока позвольте пригласить вас на тур вальса.Церемониймейстер: Вальс, господа! Вальс!

Слайд с бальной сценой, где танцующие кружатся в вальсе.


Девушка. Венский вальс в исполнении учащегося 11 класса гимназии № 212 Артема Куценка и его обворожительной партнерши Красносельской Елены посвящается деяниям императора – освободителя, Александра Великого.
Юноша. Мы продолжаем наш бал.Предлагаю всем гостям бала исполнить танец «Вальс дружбы». Просим всех желающих кавалеров выйти в круг и встать спиной внутрь круга.Девушка. Всех дам приглашаем занять места напротив партнеров, лицом друг к другуЮноша. Итак, Вальс дружбы! Запоминаем легкие движения!

Показ и объяснение. Исполнение танца. 2 класс Дунаева Г.И.

Девушка. То был вальс прелестный, да то был дивный вальс.Благодарим всех, кто принимал участие в его исполнении.

Звучит музыка польки .


Слайд с иллюстрацией о польке.


Девушка. Танец полька! Родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя!

Юноша: Она не знает, что такое плохое настроение или жеманная медлительность. И хотя в России на великосветские балы Польку допускали неохотно, т.к. по происхождению она была народной, студенты, гимназисты и дети танцевали ее с восторгом!Девушка. Популярность польки была необычайна: откладывались свадьбы, чтобы научиться новому танцу; врачи принимали пациентов, пораженных «полечной болезнью» - опухшие ступни и растянутые связки.Церемониймейстер: Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!

Полька в исполнении 1А и 1Б класса

По окончании танца, к микрофону выходит пара: Он и Она.

Слайд с изображением бальной сцены.


Она: Граф, вы слышали, сегодня на балу сольный танец исполнит герцогиня Назарова.
Он: Герцогиня -прославленная танцорка. Не сомневаюсь, сегодня мы увидим настоящий русский танец в самом лучшем исполнении.

Русский народный танец в исполнении учителя 4 класса, Назаровой Н.В.


Он: Герцогиня Назарова – совершенная богиня, восхитила всех своею русскою пляскою. Аплодисменты, господа, аплодисменты.

На сцену выходят ведущие.

Звучит музыка. 4 класс с художественным номером

Девушка. Дамы и господа, сейчас вашему вниманию будет представлен обрядовый хоровод «День и ночь».Слайды, иллюстрирующие хоровод. Церемониймейстер: Господа, объявляется танец «Катильон»

Катильон в исполнении 2 класса

Девушка. Мы благодарим всех гостей за участие в нашей танцевальной игре. Хочу напомнить вам, уважаемые дамы и господа, что есть праздник в нашей душе или нет, зависит в основном от нас самих. Не разрешайте себе плохое настроение – это неприлично.

Звучит музыка. По сцене вновь проходят пары, как бы, прогуливаясь по залу, создавая иллюзию бала. К микрофону подходят две девушки, пары замирают и изображают разговор.

Машенька: Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!
Вот, капитан Васильев - душка -
Со мной мазурку танцевал!

Сашенька: Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын
Ко мне неравнодушен, знаю!
Он здесь без матушки, один!

Машенька: Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.
На нас он смотрит не мигая.
Ну, просто, чудо кавалер.

Сашенька: А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.
Сейчас к нам подойдет поближе.
Он, кстати, сказочно богат.

Машенька: О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!
Товар удачно сбыл папаша,
Гостинцев ворох ей привез.

Машенька: А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!
- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.
Явилась старая сова!

Сашенька: Охота на мужчин открыта.
Не сдобровать сегодня им.
И мы, с тобой, не лыком шиты.
Себя в обиду не дадим.

Машенька: Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!
Вино французское рекою!
И будем танцевать всю ночь!

Звучит музыка, девушки, хихикая, убегают, расходятся и пары.


Юноша: Вот такие разговоры иногда случались на балах. Простим этим молодым особам их ветреность и злословие.

Звучит мелодия мазурки.


Девушка: Мазурка! А вот мазурка родом из Польши. Без нее не обходился ни один бал!Танец этот появился в Петербурге, перекочевав к нам из Парижа. Он сразу вошел в большую моду.
Юноша: Разумеется! Мазурка – супер-шлягер своего времени! А все почему? Да потому, что в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры – показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку. Мазурка всегда была в центре каждого праздника, ее ждали, к ней готовились!...

Девушка: …Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком!

Церемониймейстер: Господа, середина бала – мазурка.

Мазурка в исполнении 4 класса.

Слайд с бальной сценой.


Юноша: Бал – это не только танцы, но и школа общения. На балу обсуждались последние новости.

Девушка: Нынче состоялось в нашей Гимназии путешествие по Санкт-Петербургу 19 века «Энциклопедия русской жизни».

Юноша: Обратите внимание на экран. Фотограф запечатлел фрагменты этого путешествия.

Слайд-шоу

Девушка: В императорском театре давали комедию господина Сологуба «Беда от нежного сердца».

На экране демонстрируются слайды с фотографиями из спектакля.


Девушка: Сегодня была проведена благотворительная ярмарка. На благое дело помощи детям-сиротам собрано (называется сумма)
На экране демонстрируются слайды с фотографиями с ярмарки.
Юноша: Наш бал продолжает танец галоп.
Девушка: Галоп! По происхождению – венгр. Однако, им была увлечена вся Европа!

Церемониймейстер: Галоп, господа.

Галоп в исполнении 3 Класса.

Юноша: 19-ый день рождения празднует сегодня наша гимназия и по сложившейся традиции в это день в дар библиотеке преподносятся книги.Девушка: Для поздравления представители классов приглашаются на сцену.

Кутузов читает указ:

- Зачислить в ряды гимназистов Ф.И. (дети и педагоги выходят на сцену, дамы пристегивают значки).Пушкин: Мы вручаем каждому гимназисту значок, как символ принадлежности к гимназии.Девушка: Дамы и господа, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.
В зал вносят подносы с записками. Каждый гость берет записку.
Тексты пожеланий:
    «Выбрав дорогу, не сворачивай» «Загляни в свою душу, спроси у своего сердца» «Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!» «Не забывай о себе!» «Помни, пущенная стрела, не возвращается!» «Найди счастье в дне сегодняшнем!» «Знай, рассеются облака, покажется вершина!» «Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!» «Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!» Сегодня для вас самый лучший день! Как и все остальные! «То, что вас ждет, будет прекрасно!» «Счастье не за горами, двигайтесь в том же направлении!» «Ваше будущее прекрасно, все в розовом цвете!» «Счастья придет к вам, оцените по достоинству радости жизни!»

Звучит музыка, все исполняют заключительную песню.

Девушка: Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.

Юноша: Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро

Звучит музыка.

Церемониймейстер: Господа, бал окончен. При выходе из зала Вас ждет приятный сюрприз – праздничный фуршет.

Путешествие в гимназию конца XIX века.

Цель занятия:
Сформировать представление об учебных заведениях Челябинска конца XIX – начала XX века, о традициях женской и мужской гимназий, об образе жизни гимназистов.
2.Воспитывать у детей интерес к учебе.
3.Развивать внимание, аналитическое мышление, воображение.

Методы и приемы, используемые на занятии:
Беседа с учащимися, рассказ, наблюдение, сравнение, отгадывание загадок, импровизированный урок.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация к занятию.

Предметный ряд из фонда музея:
перьевая ручка, набор перьев, чернильница-непроливашка, грифельная доска, школьная форма середины XX века, колокольчик школьный, парта школьная, счёты. атрибуты пионерской символики 20 века.

Проводит: Л.А.Фоменко –
».
2013г.
Ход занятия.
Вступление:________________________________________

Здравствуйте, ребята. Сегодня Международный – праздник – День знаний. (слайд 1)

Я поздравляю вас с этим замечательным праздником и началом учебного года. День знаний - это праздник тех, кто учится, и тех, кто учит вас.
Скажите, пожалуйста, а где сейчас можно учиться? Правильно-в детском саду (дошкольном учреждении), школе, колледже, училище, институте, университете).
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в конец XIX века и узнать, а где же и как учились и жили ваши сверстники более 100 лет назад. (слайд2)
(слайд3)- высказывание о 19 веке
(слайд 4)-историческая справка о грамотности 19 века.

В то далекое время нашего города еще не было, а была лишь казачья станица Тугайкуль. Да и такого большого города как Челябинск тоже не было. А была крепость Челяба (слайд 5)

Долгое время в Челябинске не было учебных заведений. Дети чиновников и купцов обычно получали домашнее воспитание и образование, а затем отправлялись для дальнейшего обучения в Оренбург, Екатеринбург или столицу. (слайд 6)

(слайд6-7)
Детей казаков и бедных мещан за три рубля обучали грамоте и арифметике более грамотные местные жители: писцы, священники, разночинцы. Да, наверное и не было необходимости открывать школы. Ведь казаки в конце 18 века жили, в основном, вне города, а такого развития промышленности, как, например, на Среднем Урале, в Челябе (так раньше назывался город Челябинск) в то время не существовало. Государство также не проявляло активности в широком просвещении граждан, отдавая образование на откуп церкви.
При церквях создаются первые школы духовного и начального образования – церковно-приходские школы.
(слайд 9)
Чему же в них учили? Прежде всего, Закону Божьему и церковному пению. Это были главные уроки в церковно-приходской школе. А также преподавали здесь арифметику и грамматику. Дети учились в церковно-приходских школах 4 года, и, выйдя из ее стен, умели читать, писать и знали основы церковной грамоты.

В первой половине XIX века в городе появляется несколько учебных заведений: мужское духовное, уездное, приходское училища и школа для мальчиков. (слайд 10)

В начале XX века создавались школы для детей рабочих. Их еще называли фабричные школы. (Давайте рассмотрим фотографии и представим себе, какие предметы преподавали в этих школах?)
(слайд 11)

До начала ХХ века в Челябинске не было достойных учебных заведений, дающих среднее образование. Но бурный рост города на рубеже веков потребовал и грамотных, образованных людей, поэтому в 1902 г. открылось первое среднее мужское учебное заведение - реальное училище. Училище сразу стало центром просвещения города. Уклон здесь делали на естественно-технические науки. (Как вы думаете, почему в Челябинске возникла необходимость создания такого учебного заведения? Правильно. Ведь в городе строились заводы и фабрики – мануфактуры, и технические знания были здесь как нельзя кстати.)
Для девочек, первое учебное заведение открылось только в начале шестидесятых годов XIX века. Немного позднее для них создали две начальные школы, одну при монастыре, и женскую прогимназию. Прогимназия давала начальное образование (первые 4 года) и создавалась в небольших городах. В крупных городах создавались гимназии, которые давали начальное и среднее образование. Как вы уже поняли, девочки и мальчики учились в разных гимназиях и во время учебы не встречались. (слайд 12)
Вот почему я вас рассадила, когда вы входили в зал..
Все гимназии имели приблизительно одинаковую программу обучения и были рассчитаны на семилетний срок образования. Так, в течение первых двух лет преподавались следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык, арифметика, география, чистописание.(слайд 3)
урок арифметики:
- Давайте попробуем решить шуточные задачи, которые могли решать на уроках арифметики гимназисты.
Шуточные задачи.
В моём саду выпадает в 2 раза больше снега, чем у соседа. Почему?
(Потому что хитрый сосед сгребает весь снег ко мне в огород)
В каком случае 6 детей, 2 собаки, 4 взрослых, забравшись под один зонтик, не намокнут?
(если не будет дождя)
Два плюс два умножить на два?
(6)
На столе сидели три мухи. Одну из них прихлопнули.
Сколько мух осталось на столе?
(одна. Остальные улетели.)

Также важным предметом для девочек считалось рукоделие (чаще всего вышивание). Вышивка была лучшим подарком в конце XIX века. Вышивали платки, шарфы, кисеты. Их дарили родителям и даже кавалерам. Ведь ребенок не зарабатывал денег сам. А брать их у родителей, чтобы купить им же подарок, считалось некрасивым. Поэтому все подарки делали своими руками. С 3 класса класса добавлялись уроки иностранных языков: немецкого и французского. За отдельную плату преподавали пение, музыку и танцы. Также девочек учили хорошим манерам. Ведь каждая девочка в будущем станет мамой и главное ее предназначение – воспитывать детей. А чтобы воспитать достойных граждан своей страны, она сама должна быть образованна, воспитана, уметь вести себя в обществе, быть аккуратной. Желающие могли остаться и на 8-ой год, в течение которого им преподавался педагогический курс обучения. После окончания 8-го класса выпускницы получали аттестат домашней наставницы. В гимназии каждую четверть выдавались сведения об успеваемости и поведении, которые выдавались родителям на подпись, а затем возвращались начальнице гимназии. В дневниках гимназисток обязательны были отметки за поведение, внимание и прилежание. Итак, в гимназии была строгая дисциплина. Гимназистки должны были строго выполнять правила, установленные гимназией: по воскресеньям и в праздники посещать церковь, не пропускать занятий без уважительной причины, быть всегда вежливыми, дружелюбными, опрятными и др.; на занятия приходить со своими учебниками и тетрадями.

Наказания в такой школе были строже наших, современных. Вспомните сказку Антония Погорельского «Черная курица». Как наказали гимназиста Алешу за то, что он сказал неправд? (Розгами) За поведением учеников следил специальный человек: у мальчиков это был мужчина – надзиратель, а у девочек это была женщина – «наставница» или «классная дама».
(слайд 14)
Все гимназистки должны были ходить в форме. Давайте рассмотрим фотографии, во что же были одеты девочки? (Темно-синее или коричневое платье с длинной пышной юбкой, передник – в праздники белый, в будни – черный. Прическа всегда одна – коса, в которую вплетен черный или коричневый бант. В праздники вплетали белый бант. Эта школьная форма существовала очень долго. Ваши бабушки и мамы тоже ее носили. Отменили единую школьную форму совсем недавно. Но уже сейчас многие школы, современные гимназии и лицеи вводят у себя форму, которая отличает учащихся этого учебного заведения от остальных учеников. Когда в гимназии было холодно, девочки надевали поверх платья пелерину, сшитую из теплой ткани.
Теперь давайте посмотрим, как выглядел гимназист. У мальчиков тоже была своя форма, похожая на военную. На голове гимназисты носили фуражку с кокардой, где размещалась эмблема гимназии. Также мальчики носили гимнастерку – военную рубашку. Обязательный элемент формы – ремень с бляхой. Брюки были тоже на военный манер, часто с лампасами. На ногах сапоги или ботинки. В холодное время – шинель с блестящими металлическими пуговицами, часто на ней были погоны с символами гимназии. Кстати, до 1918 года гимназисты ходили в форме не только во время занятий, но и после них.
Если девочек готовили к тому, чтобы быть хорошей хозяйкой, женой и матерью, то мальчиков готовили к службе в своей стране. «Долг, Честь, Отечество», - вот те слова, которые мальчик должен был знать с младых лет. Поэтому наряду с чистописанием, арифметикой, грамматикой, чтением, мальчики в гимназиях занимались изучением военного дела. Обязательным предметом была и гимнастика. А как вы думаете, занимались ли мальчики танцами? Конечно же занимались. Лучшими танцорами среди взрослых считались офицеры, так что танцы для гимназистов были знакомым предметом. Для детей даже организовывали «детские балы», где должны были танцевать и гимназисты, и гимназистки. Очень многие мальчики и девочки умели играть на музыкальных инструментах.
Мы многое уже узнали о жизни гимназистов и гимназисток. А теперь давайте рассмотрим несколько предметов из фондов нашего музея, которыми могли пользоваться гимназисты.
(Дети рассматривают перьевую ручку, чернильницу – непроливашку, грифельную доску, школьный колокольчик, промокательную бумагу, перочистку (ее делали своими руками), перочинный ножик для заточки (починки) гусиного пера).
Парты тоже отличались от современных Они были наклонные, чтобы удобно было писать перьями. У парты были крышки, которые поднимались, если ученик вставал. Столешница парт была в основном черного цвета, чтобы не видно было клякс от чернил. Такая форма парт сохранялась в российских школах очень долго. Даже ваши бабушки и дедушки, а возможно папы и мамы учились за такими партами.
- Сколько времени длится урок сейчас?
А 100 лет назад урок в гимназии длился 1час 15 мин. Потом время урока сократили до 1 часа.
- С какого времени продолжается учебный год в вашей школе? (1 сентября – 30 мая)
А в то далекое время учебный год начинался с 16 августа и заканчивался 1 июня. В 1 класс принимали в мае, а всех прочих в августе. Для иногородних детей существовали пансионы, где дети жили и учились. А домой они уезжали только на каникулах.
Но жизнь гимназистов и гимназисток состояла не только из учебы. Чем же они занимались в свободное время? Посещать театры, кино разрешалось только в сопровождении родителей или классной наставницы, и только с разрешения начальницы.
(слайд 18)
А еще учащиеся старших классов вели альбомы. Они были похожи на дневники, которыми увлекаются современные девочки. Эти альбомы представляли собой обыкновенную тетрадь, в которую записывались любимые стихи, песни, пожелания. Стихи во всех тетрадях написаны разными почерками, т. к. альбомы принято было давать друзьям, чтобы они сделали запись на память.
отрывок их дневника..
Скажи, ну стоит ли учиться,
Семь лет без отдыха долбить.
Потом с гимназией проститься
И все, что знали позабыть.

Не только девушки вели альбомы, но и юноши.
Почти во всех альбомах гимназистов есть рисунки: цветы (у девушек), а у А. Никонова – изображения музыканта, продавщицы семечек, бильярда. Рисунки принадлежат руке не только хозяина или хозяйки альбома, но и друзьям, стремившимся украсить написанные ими странички.
Альбомы дают нам представление о формах досуга молодого поколения ушедшей эпохи.
В одном из альбомов переписаны русские народные загадки, возможно для того, чтобы загадывать их друзьям. Попробуйте и вы отгадать эти загадки.

1. Меня бьют, колотят, ворочают – я все терплю и всем добром плачу (земля).
2. Синенька шубенка покрыла весь мир (небо).
3. Сито- вито кругловато, кто не взглянет, тот заплачет (солнце).
4. За бабиной избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают - достать не могут (месяц).
5. Идет лесом – не треснет, идет плесом – не плеснет (месяц)
6. Выгляну в окошко – стоит репы лукошко (звезды).
7. К вечеру умирает, к утру оживает (день)
8. Махнула птица пером, покрыла весь свет одним пером (ночь)
9. Конь бежит – земля дрожит (гром)
По выходным дням учащиеся устраивали вечера, велись чтения, беседы на исторические и литературные темы.

Итог.
А как часто у вас в школе бывают каникулы? (Ответ).
В гимназии же не было весенних, осенних и зимних каникул. Только летние, да и те длились 1,5 месяца.
Когда же дети успевали отдыхать? Много было праздников. Почти на каждой недели свой, а то и несколько? Откуда столько? С чем связано?
Ответ:

(церковные праздники были выходными днями, а также императорские именины были выходным днем.)

А сколько минут идёт урок в вашей школе?
40-45 минут.
А в гимназиях -60 минут.
В школе о конце урока сообщает что?
Звонок.
Вот и в гимназии конца XIX века тоже был звонок, но только не электрический, как у вас, а колокольчик. Сейчас мы в него позвоним, и вы услышите, какой он громкий – его могла услышать вся многоэтажная гимназия.
(звенит звонок)

Спасибо за внимание. Наше занятие окончено.

ГОСУДАРИ-ИМПЕРАТОРЫ

На сцену друг за другом выезжают три трона, на них исполнители в образах государей-императоров.

1-АЯ: Императрица Екатерина!

Повелеваю правила о балах, написанные мною собственноручно, соблюдать неукоснительно, а именно:

В собрание отправляясь, оставить все чины вне дверей, равномерно, как и шляпы, а наипаче шпаги. Спесь тоже у дверей оставить.

Сама люблю и шутки, и переодевания, и ряженых, и танцы модные.

2-ОЙ: Император Павел!

Запрещаю употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспрещаю также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции следить за исполнением указа строжайшим образом!

3-ИЙ: Император Александр!

Платья французского покроя носить разрешается. Повелеваю балы-маскарады в Зимнем Дворце для желающих сделать доступными. Модные танцы и можно, и нужно.

На вершине лестницы – Ц-р.

Ц: Бал-маскарад, господа! Маски можно купить у входа! Танцуем галоп! Музыка!

Государи-императоры прикрывают лица масками на палочках. Троны уезжают в кулисы.

Исполняется ГАЛОП. Все танцоры – в масках, костюмах (в крайнем случае можно обойтись наличием полумасок). По окончании танца – поклон, и все замирают. Застывшая картина бала.

ФАНТАЗИИ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА МОДЫ


Фантастическая музыка и свет.


Появляются плащ и корона Ее Величества Моды.

И с ними вслед одна другой

Мелькают ветреные моды

Разнообразной чередой…

Взгляните на мой волшебный плащ, господа! Он хранит память обо всех моих увлечениях, фантазиях и причудах…

Край плаща Моды взмывает вверх (он был заранее прикреплен невидимыми лесками к штанкету), и плащ превращается в экран, на который проецируются слайды. Или демонстрируется видеоряд.

… В эпоху рококо я придумала изумительные дамские прически – целые натюрморты из цветов, лент, перьев. И даже лодки с высокими парусами, ветряные мельницы, мосты и садовая архитектура украшали женские головки. Бедняжки! Представляете, как сложно им было все это удерживать во время танцев?!

Когда модники и модницы по моей прихоти стали пудрить свои волосы, они тратили на это по 2-3 часа в сутки.

На бал надевали платье с обтягивающим фигуру корсажем, большим декольте и необычайно широкой юбкой.

Мужская мода приспосабливалась к капризам женской. Она делала фигуру причудливой и даже женоподобной. Фалды камзола напоминали юбку на обручах.

Наконец я решила упразднить камзол и сделала мужчинам царский подарок – я подарила им фрак! Фрак, который стал основой мужской одежды в 19 веке.

А танцы? Танцами я поражала мир всегда! В 19 веке у меня новые фавориты! Знакомьтесь!...

Конец плаща опускается. Полный свет на сцене.

ТАНЦЫ. ВЕК 19.

МОДА: Самый скандальный и самый любимый, конечно же, вальс! Он родился в Австрии. Сегодня ему более двухсот лет, но никому и в голову не придет назвать Вальс стариком.

Из-под плаща Моды появляется исполнитель в образе Вальса, далее прием повторяется. Вместе с Вальсом появляется Маэстро Шлягер, на нем элегантный черный блестящий фрак. В течение представления М.Ш. постоянно меняет костюмы, преображается, в то время как Церемониймейстер и Танцмейстер остаются без изменений.

М.Ш.: Вальс! Огненный и нежный, он прожил жизнь, полную приключений, познал горечь запретов и головокружительную популярность. Подобно струе свежего воздуха ворвался Вальс в аристократические салоны с их жеманными, вычурными танцами! Боже мой, его называли даже неблагопристойным!

Т: Как это возможно: обхватить даму за талию и кружить ее по залу!

М.Ш.: И все-таки он покорил весь мир! Вальс танцевали медленный и быстрый, в пять па, вальс-миньон, двух-шаговый русский вальс, но самый любимый вальс – на три па. Раз-два-три! Раз-два-три!...

Вальс и М.Ш. танцуют.

МОДА: Кадриль! Модница и фантазерка!

Т: Фигуры кадрили танцевали парами vis-a-vis, и именовались фигуры вначале по названию модных песенок, под которые исполнялись. Потом стали называться просто – «первая фигура», «вторая», «третья»…

М.Ш.: Кадриль невозможно представить без своего верного спутника – Галопа!

МОДА: Галоп! По происхождению – венгр. Однако, им была увлечена вся Европа!

Т: В России галопом начиналась и заканчивалась шестая – т.е. последняя и главная! – фигура кадрили. В галопе все пары объединялись по распоряжению Ц-ра в разнообразные «круги», «звезды», «гирлянды». Это было очень увлекательно и живо!

МОДА: Полька! Родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя!

М.Ш.: Она не знает, что такое плохое настроение или жеманная медлительность. И хотя в России на великосветские балы Польку допускали неохотно, студенты, гимназисты и дети танцевали ее с восторгом!

МОДА: Мазурка! А вот мазурка родом из Польши. Без нее не обходился ни один бал!

М.Ш.: Разумеется! Мазурка – супер-шлягер своего времени! А все почему? Да потому, что в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры –показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку. Мазурка всегда была в центре каждого праздника, ее ждали, к ней готовились!...

МОДА: …Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком!

Исполняется МАЗУРКА.


После танца на сцене Танцмейстер и Церемониймейстер.

Ц: Вы слышали, какой роскошный бал был вчера в Дворянском Собрании?

Т: Я не перестаю удивляться этой загадочной стране. Казалось, недавно учились кланяться, не то что танцевать, а нынче танцуют в каждом доме. И как танцуют! Хорошо! Отлично танцуют!

Ц: Не удивительно! Как с петровских времен повелось – так и по сей день: танец – обязательный предмет в любой школе, любом пансионе, гимназии.

Ц: Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!

Детский танцевальный коллектив исполняет веселую ПОЛЬКУ.


УРОК ТАНЦА И ХОРОШИХ МАНЕР

Ц: Девицы! Получив за раз приглашения на несколько кадрилей, вы должны запомнить своих кавалеров, чтобы не причинить никому неудовольствия и не сделаться героиней скандала. Во избежание подобных неприятностей, должно запасаться для бала маленькими агендами, в которых вписываются имена и очереди танцоров.

Ц. Протягивает девушке маленькую книжечку. Та с поклоном принимает ее.

Следующая пара.

Ц: Сударыня! Будьте так любезны, прочтите, пожалуйста, порядок кадрилей на вашей агенде.

Девушка читает: Первая кадриль – князь Николай Бегичев, вторая кадриль – граф Толь, третья кадриль – князь …

Ц: Довольно, довольно, сударыня! Хорошо! Я попросил прочесть исключительно ради нашего урока. Надеюсь вы понимаете, что светские девушки не станут хвастаться друг перед другом своими агендами, ибо это есть доказательство дурного тона.

Необходимо также помнить, что, отказав одному танцору, девица не имеет права участвовать в том же танце с другим кавалером: такой поступок обнаруживает также кокетство дурного тона и может иметь самые плачевные последствия. Не раз мы видели и кровавую развязку. Продолжим урок…

Неожиданно появляется М.Ш. в маскарадной полумаске и с огромным веером.

М.Ш.: Милые девушки! Послушайте опытного человека! Чтобы не доводить дело до дуэли, советую вам обратить внимание на последнюю выдумку Моды. Вот она – коробочка с мушками. Вы еще не научились читать по мушкам?

М.Ш. подходит к девушке, открывает коробочку – и она одну за другой прилепляет новые мушки (в соответствии с тем, что он говорит).

…Новые мушки модница налепляет сообразно с обстоятельствами, потом что мушки дают возможность говорить молча. Звездочка на середине лба – величественная, на виске у самого глаза – страстная, на носу – наглая, на верхней губе – кокетливая, у правого глаза – тиран, крошечная на подбородке – «люблю, да не вижу», на щеке – согласие, под носом – разлука…

Девушка закрывает лицо веером.

Правильно! От чужих взглядов должна закрыть лицо веером.

Мушка – тайный знак лишь одному. А веер? Видите, как я его раскрыл? О! Это тоже особый, полный тайных знаков язык.

Энергично обмахиваясь веером, М.Ш. удаляется.

Т.: Не отвлекайтесь! Что там такое?!

Ц: Девицы, запомните: слишком смелое и фамильярное обращение с мужчинами чрезвычайно безобразит всякую девушку!

ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ


Звучит романтическая музыка вальса.


Появляется Маэстро Шлягер в белоснежном костюме.


Солист музыкального театра исполняет старинный романс.


Один на выбор:


«Я встретил вас» – ст. Ф.Тютчева, муз.ред. И.Козловского


«Я помню чудное мгновенье» – ст. А.Пушкина, муз. М.Глинки


«Я помню вальса звук прелестный». – ст. и муз. Н.Листова

Ц.: Вальс, господа! Вальс!

Музыка звучит в полную силу. Маэстро кружится в вальсе, останавливаясь перед девушкой, кланяется ей. Выводит девушку в центр сцены. Начинается вальс. Вначале танцует одна пара. Потом, друг за другом, к ним присоединяются и другие. Исполняется большой, красивый, романтический

ВАЛЬС. Вальс – объяснение в любви.

На заднике сцены возникают тени танцующих людей (используется эффект театра теней).



II Отделение XX ВЕК


Занавес закрыт.


Звучит музыка в современных ритмах. Занавес разлетается в разные стороны. Из разных кулис появляются Маэстро Шлягер (он в модном костюма XX века) и танцмейстер (он в прежнем своем костюме).


Церемониймейстер спускается по лестнице (он тоже в прежнем костюме).

Ц: Как стремительно бежит время! Вот уже и XX век спешит к финишу!

Т: И все вокруг бегут, бояться опоздать, не успеть, отстать! Отстать от жизни, от моды, от времени!

М.Ш.: А время – оно все-таки неумолимо убегает вперед! Время потрясающих открытий и новых ритмов, время новой моды!

Ц: Встречайте: Ее Величество Мода!

Звучит фантастическая музыка. Меняется свет.


Появляются корона и плащ Моды.

МОДА: В XX веке я совершила революцию – я открыла женщинам ноги! Да, я не раз удивляла мир своими фантазиями и раньше, но открытые ноги женщин – это был шок! Это, действительно, было подобно революционному перевороту!

Женщина XX века – это женщина-мальчик. Короткая юбка и короткие волосы. Эта женщина занимается спортом, овладевает незнакомыми профессиями, страстно танцует новые танцы. Знакомьтесь: вот они!

Из-под плаща Моды появляются, исполняют несколько движений и замирают каждый в своей позе исполнители в образах популярных танцев.

В XX веке я привезла в Россию целую группу потрясающих парней:

– Фокстрот!

– Чарльстон!

– Буги-Вуги!

– Рок-н-ролл!

И жизнерадостных, ярких, веселых латиноамериканских девушек:

– Англичанин Шейк!

И наконец, имею честь представить танец особый – страстный, вызывающий, яркий. В Европу он попал из Южной Америки, хотя происхождение его до сих пор овеяно тайной. Мы знаем несколько вариантов этого удивительного танца – испанский, цыганский, креольский, аргентинский. Вы догадались? Конечно же это

Танго, господа!

Исполняется ТАНГО. М.Ш. выступает в роли партнера.


ТАНЦПЛОЩАДКА.

На сцене Т. и Ц.

Ц.: Да, популярность танцев XX века сложно преувеличить!

«Твист и чарльстон!

Вы заполнили шар земной!» – написал поэт.

И это, действительно было так.

«Твистовал» весь мир. Словно кто-то бросил клич:

«Стиляги всех стран, объединяйтесь!»

Т.: И они объединились! Они надели немыслимых цветов галстуки, узкие брючки-дудочки, длинноносые туфли, черные очки, девушки сделали начес … и?!

Ц.: И «на танцы!»

Конечно же; на танцы! Они были настоящими фанатами танцплощадки! Пожалуй, так же, как танцплощадку они любили только Элвиса Пресли и «Битлз». Не верите?.. Спросите своих бабушек и дедушек – ведь это они те самые стиляги. Они знакомились, влюблялись, ревновали, расставались на танцплощадке.

Т. (напевает):

… Стоят девчонки, стоят в сторонке,

Платочки в руках теребят,

Потому что на десять девчонок

По статистике девять ребят.

На вершине лестницы появляется М.Ш. в образе стиляги 60-х годов.

М.Ш. Привет, старик, привет!

Ц.: «O Tempere! O mores!» (о темпере, о морес) – «О времена! О нравы!» Да, 60-е – это было самое танцевальное десятилетие века.

Кстати, молодой человек, вы не в обиде на нас за то, что мы остались верны своим старым камзолам, а не явились перед вами в образе диск-жокеев в каких-нибудь майках или вообще с обнаженной грудью? Я, знаете ли, люблю старые вещи…

М.Ш.: Все нормально, старик, все путем! А по поводу этих танцев, в которых надо все время крутиться, у меня есть своя версия. Я думаю, причина их появления – в изобретении пластинки. Это было изобретение века! Ведь пластинка постоянно крутится.

Ц.: Очень даже может быть.

М.Ш.: Ну что, старики, на танцы?!

Ц. и Т. (вместе): На танцы!

М.Ш. (кричит в кулисы): Заводи пластинку! Начнем с 20-х!

На вершине лестницы появляется девушка в образе «пластинки». Начинает крутиться на верхней ступени – и звучит музыка чарльстона. Вращаясь в танце, «пластинка» спускается вниз – навстречу М.Ш. Он танцует в центре сцены. Сближаясь, они продолжают танец вдвоем, как бы соревнуясь.


Через некоторое время к ним присоединяются и другие молодые люди и девушки.


Исполняется танцевальная композиция – ФАНТАЗИЯ НА ТЕМУ ТАНЦЕВ 20-х, 30-х, 40-х, 50-х, 60-х годов, звучат мелодии популярных песен. «Пластинка и Маэстро Шлягер танцуют в центре, начиная каждый новый танец. Композиция заканчивается заводным рок-н-роллом.


КАРНАВАЛ


На сцене Церемониймейстер и Мастер Шлягер (он в ярком латиноамериканском костюме).

Ц.: Мы приглашаем вас на карнавал!

На праздник жизни, музыки и света!

И длится праздник от рассвета до рассвета –

Мы приглашаем вас на карнавал

М.Ш.: «На карнавал!!!» – зовут нас барабаны.

На карнавал настроены сердца.

На карнавал, где от веселья пьяны,

И нет веселью где ни края, ни конца.

Ц.: Танцуют румбу здесь и яростно, и страстно,

И улицы все – танцевальный зал.

Мгновение продлись: ведь ты прекрасно!

(вместе): Мы приглашаем вас на карнавал!!!

Исполняется КОМПОЗИЦИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ТАНЦЕВ.


МОДА XX ВЕКА


На сцене появляется Ее Величество Мода.


Плащ Моды поднят, как экран.

МОДА: Как стремительно бежит время!

Начинают демонстрироваться слайды или видео-кадры.

МОДА: Брюки для женщин, подкладные плечи, подражание мужскому костюму, наконец, я выпустила на арену жизни джинсы – дешевые рабочие штаны. И весь мир оделся в джинсы.

Мои настроения переменчивы: «грубый стиль» я легко и быстро могу заменить романтическим фольклорным или ретро-модой… Кто знает, чего мне захочется завтра… или сегодня вечером. Я, как все женщины, ветрена и непостоянна. Но вам я могу дать один совет. Самый верный совет: не подражайте никому, даже мне! Ищите свою индивидуальность!

Звучит музыка. На экране, сменяя друг друга, появляются изображения женщин различных эпох. Лучше всего расположить слайды (видео-кадры) по принципу контраста (романтическую красавицу в пышном платье сменяет современная девица с серьгой в носу и бритым затылком и т.п.). На последнем слайде – красивые улыбающиеся молодые люди и девушки в современных костюмах бального танца.


В этом эпизоде возможен показ моделей экстравагантного характера. Манекенщицы тоже появляются из-под плаща Моды.


По окончании показа плащ-экран поднимается вверх. Вместе с короной он останется над сценой, как бы венчая ее, до конца представления.


ФИНАЛ.


Вдоль лестницы стоят юноши с канделябрами.


На сцене – Танцмейстер, Церемониймейстер и Маэстро Шлягер .

Ц.: Господа! Через несколько минут погаснут эти свечи, и бал наш завершится. Это был необыкновенный бал. Бал – фантазия! Фантазия красок, фантазия танцев, фантазия красоты!

Т.: Не сомневаюсь, что сегодня вы получили истинное наслаждение. Позвольте мне от вашего имени поблагодарить участников нашего ансамбля бального танца – поблагодарить не только за приглашение на этот бал, а в первую очередь, за сохранение высоких традиций танцевальной культуры России.

Звучит музыка. По лестнице, через коридор огней, одна за другой, спускаются группы людей в костюмах разных эпох: 18, 19, 20 век. Каждая последующая группа как бы вытесняет предыдущую. Образуется широкий коридор.


В кульминационный момент музыки на вершине лестницы появляется Петр I . Спускается вниз.

ПЕТР I: Благодарю вас, мои юные друзья! Благодарю от всей души! Не токмо не посрамили имени моего и начинаний первых, но славу российскую приумножили. Так держать!

Ц.: Господа! По традиции мы завершаем наш бал танцем со свечами. Кавалеры приглашают дам! А вы, дорогие зрители, не удивляйтесь смешению времен – представители разных эпох будут танцевать его вместе. Ведь наш бал был необычным – БАЛ-ФАНТАЗИЯ!

Начинается ПРОЩАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ. Это танец-шествие, у всех в руках зажженные свечи. Танец открывает Петр I. Участвуют в нем также Церемониймейстер, Танцмейстер, Маэстро Шлягер, дети. В одной паре должны танцевать исполнители различного возраста в костюмах совершенно разных эпох.

Во время танца звучат стихи:

Прошли века мгновениями,

Но танец был всегда,

И «па», как вдохновение,

Летят через года.

Они кружат над миром,

И люди в них кружат.

И Аполлона лира

Ведет в искусства сад.

Слились Европа, Азия,

Москва, Париж, Каир!

И БАЛ – души фантазия

Кружит в объятьях мир!

Заключительный фейерверк.

1. Исполнителям ролей Танцмейстера и Маэстро Шлягера должны быть обязательно артисты, блистательно танцующие, скорее всего участники коллектива бального танца, но по сценарию на них ложится и большая текстовая нагрузка. Поэтому лучше всего весь текст заранее записать на фонограмму (причем, вместо них это могут сделать артисты драматического театра). Вообще, в данном случае, на фонограмму может быть заранее записано практически все, быть может, кроме тех мест, где «вживую» выходит Петр I.


2. В образе Моды, в самом крайнем случае, может появляться и просто актриса в плаще. Но, конечно, лучше сделать так, как написано в сценарии. Если плащ-экран не получится, можно показывать слайды просто на экран или использовать экран для видео-проекции, но оформить его рамой под «волшебное зеркало». Могут появиться из-под плаща Моды и живые модели в костюмах в раме большого зеркала, но тогда нужны, безусловно, хорошие костюмы. На мой взгляд, отказываться от слайдов или видео-кадров не стоит: разнообразные выразительные средства сделают ваше представление значительно интереснее.