Народная музыка, музыкальные инструменты, танцы болгар. Самобытная культура болгарии - население, религия, традиции, язык, архитектура, музыка, искусство Болгарский национальный инструмент

Почти в каждой стране есть определенный набор музыкальных инструментов, которых не найти больше ни в одной другой стране. С их помощью зачастую и исполняется та неповторимая народная музыка, которой так восхищаются иностранные туристы. То, что незнакомо, часто привлекательно, поэтому, отправляясь в путешествие по миру, мы стремимся увидеть и попробовать то, что не смогли бы найти на Родине.

Народные музыкальные инструменты, кстати, являются отличным сувениром, который никому не стыдно подарить или оставить себе на память, а уж если Вы научитесь хоть немного на нем играть, то сможете покорить знакомых сольным концертом. Наверное, во многом благодаря туристам в некоторых странах еще существует производство народных музыкальных инструментов и не теряются навыки игры на них.

Какие русские народные музыкальные инструменты Вы знаете? В первую очередь, это, конечно, балалайка. Сложно даже представить, сколько балалаек уехали из нашей страны вместе с иностранными туристами. Остается только верить, что где-нибудь на другом конце земного шара можно услышать звуки этого родного музыкального инструмента. Но ведь не только балалайками славятся русские народные ансамбли. А как же гусли, жалейки, трещотки и, наконец, ложки?

Но в данной статье речь пойдет не о России, а о Болгарии. Если Вы собираетесь посетить эту прекрасную страну или решили приобрести там собственное жилье, то Вам наверняка понадобятся советы экспертов. Сотрудники «Atlantis Bulgaria» готовы предоставить Вам всю необходимую информацию и помочь при покупке недвижимости в Болгарии. Также мы можем познакомить Вас с культурой и традициями Болгарии, чтобы в этой стране Вы чувствовали себя как дома. Специалисты «Atlantis Bulgaria» станут для Вас надежными проводниками по Болгарии. Сегодняшняя статья будет посвящена болгарским народным музыкальным инструментам.

Для начала нужно сказать, что народные музыкальные инструменты Болгарии делятся на несколько видов, собственно, как и все музыкальные инструменты. Они могут быть духовыми, струнными и ударными. Для болгарской культуры характерно преобладание духовых музыкальных инструментов, среди которых: кавал, свирка, дюдюк, двоянка и гайда.

– это , по сути, являющийся флейтой. Считается, что название данного инструмента происходит от турецкого слова, в переводе означающего «длинный деревянный свисток пастуха». Изготавливается кавал из дерева. Встречается две формы данного инструмента, он может состоять из одного ствола или из трех, вставленных один в другой. Такие составные кавалы особенно распространены. Каквал – очень лиричный инструмент, в то же время он обладает большими техническими возможностями и встречается по всей стране. Кавал считается пастушьим инструментом, потому что раньше на нем играли преимущественно пастухи на лугу. Свирка – это род небольшого одноствольного кавала, но по звучанию свирку можно отличить от кавала, поскольку она издает звуки в более высоком регистре. Свирки также распространены на всей территории Болгарии.

Дюдюк по форме напоминает свирку, но отличить их можно по одной особенности: в верхний конец ствола этого музыкального инструмента воткнута своеобразная деревянная затычка, но прилегает она не плотно, образуя щель. Благодаря этой щели, для извлечения звуков определенного тона даже не обязательно прикасаться к инструменту губами. На дюдюке играть очень легко, с такой задачей блестяще справляются даже дети. Распространен дюдюк в основном на западе и юго-западе страны.

Одна из разновидностей дюдюка – двоянка. Основное отличие двоянки от традиционного дюдюка заключается в том, что двоянка имеет два ствола, а не один. Один из стволов – мелодийный, другой – бурдонный. Двоянка распространена в тех районах страны, где популярны двухголосые песни.

Еще один популярный в Болгарии духовой музыкальный инструмент – гайда. Гайда – это волынка. Она состоит из кожаного меха и деревянных частей: духала (ствола для надувания меха), гайдуницы (мелодийного ствола с тростниковым свистком и отверстиями для пальцев) и ручила (бурдонного стрвола). Гайда – очень звучный инструмент, он традиционно сопровождает радостные для болгар события, существует поговорка: «По гайде узнаешь, где свадьба». Действительно, звуки гайды разносятся очень далеко, оповещая всех о празднике.

Если Вы хотите погулять на болгарской свадьбе и собственными ушами услышать звучание народных музыкальных инструментов, приезжайте, а лучше приобретайте недвижимость в Болгарии с помощью холдинга «Atlantis Bulgaria». Так Вы сможете посещать Болгарию в любое время года, а когда-нибудь, возможно, останетесь здесь навсегда. Ведь увидев Болгарию один раз, невозможно в нее не влюбиться!

Формой корпуса и звуковых отверстий гадулка весьма схожа с так называемой армуди (известной так же как константинопольская лира, политики лира, классическая кеменче) на которой играют в Греции и западной Турции, а так же с критики лира (о. Крит).

К родственным инструментам можно так же отнести однострунную балканскую .

Устройство гадулки

Корпус из орехового дерева, долблёный грушевидный, шейка широкая без ладов, помимо 3-4 игровых струн, нередко имеется 7-10 резонансных. В области Добруджа распространён вариант гадулки малого размера без резонансных (симпатических) стурн.

Верхняя часть корпуса на которой расположены колки имеет овальную форму. Основная часть инструмента состоит из цельного куска дерева. Лицевая часть носит название «доска» или «крышка» и изготовляется из древесины сосны или ели. Звуковые отверстия имеют характерную D-образную форму.

Современные инструменты используют металлические струны , ранее же использовались менее прочные шёлковые или же жильные. В отличие других струнных инструментов гадулка не имеет верхнего порожка под струнами. Струны от колков натягиваются через мостик, расположенный над звуковыми отверстиями, и закрепляются на костяном струнодержателе, который в свою очередь крепится к нижнему штырю. Нижний штырь часто используется для укрепления инструмента во время игры к поясу музыканта.


Болгарская народная музыка является частью балканской музыкальной традиции, которая имеет свои отличительные особенности.

Народные болгарские инструменты:
(картинки кликабельны:-)

Многие народные болгарские инструменты - это разновидности турецких народных инструментов, например, тамбура происходит от саза, а гадулка от кеменче.

Гайда ― народная волынка из козлиной кожи.

Тракийская гайда настраивается в Ре или Ля.

Родопская гайда или каба гайда больше, имеет более глубокий звук и настраивается в Фа.

Кавал ― продольная флейта, очень близкая к турецкому кавалу и арабскому наю.

Гадулка ― струнный смычковый инструмент, вероятно происходящий от ребека, который держат при игре вертикально и который имеет мелодические и резонансные струны.

Тамбура ― струнный щипковый с длинным грифом, на котором играют как аккомпанемент, так и сольные партии.

Тарабука ― барабан с одной мембраной и коническим резонатором, родственный турецкой или североафриканской дарабуке и греческому думбелеки.

В «свадебных оркестрах» могут использоваться такие инструменты, как аккордеон, кларнет, саксофон, гитары электрические акустические и бас, барабанная установка и т.д.

Болгарская народная музыка различается по регионам. Добружданский, софийский, родопский, македонский (болгарская Македония) тракийский и придунайский стили имеют свои отличительные черты. Как и у многих других народов, народная музыка у болгар сильно привязана к календарным обрядам и праздникам, таким, например, как Рождество, новый год, середина лета, праздник святого Лазаря, а так же к необычным ритуалам Нестинарства в области Странджа во время двойного праздника Святых Константина и Елены 21 го мая, во время которых жители деревни впадают в транс и танцуют на горячих углях.

Очень развита и песенная традиция, мужская и женская, а так же хоровая.

Наиболее известным ансамблем в советское время в Болгарии был Государственный Ансамбль Народной Песни и Танца под руководством Филипа Кутева. Кутев был, наверное, самым влиятельным музыкантом 20 века в Болгарии, он в определенной степени модернизировал народную музыку, чем добился у себя дома большого признания. В 1951 Кутев основал тол, что сейчас известно как Женский Хор Болгарского Государственного Телевидения, который стал известен по всему миру после выхода ряда записей под названием Le Mystère des Voix Bulgares.

Особенностью болгарской хоровой музыки являются ее необычные ритмы, полифония и гармонии, например большое количество интервалов, таких как большая секунда, а так же бурдонное сопровождение мелодии (часть хора поет мелодическую партию, а другая ― тянет один тон на протяжение этой мелодии или большой ее части), особенно характерное для шопского области вокруг столицы Болгарии Софии и области Пирин.

В советское время некоторые музыканты существовали вне сферы государственной поддержки. Не находясь под официальным «крылом» такие «свадебные оркестры» так же не имели ограничений и могли исполнять то, что сами хотели, часто взаимодействуя с зарубежными музыкантами и стилями. Важным центром такого взаимодействия была Тракия, бывшая в подполье до 1986г., когда был учрежден фестиваль подобной музыки в Стамболово. Среди музыкантов, приобретших известность, например, кларнетист Иво Папазов.

Отличительная черта балканской танцевальной музыки ― сложные ритмы (по сравнению с западной музыкой), которые состоят из сочетаний более простых ритмических групп ― на 2 (быстрая) и 3 (медленная). Все основные танцы строятся на основе комбинаций этих элементов. Примеры:
«лесното» (медленное) ― 7 долей: 3-2-2
«копаница» ― 11 долей: 2-2-3-2-2
«ръченица» ― 2-2-3
«пайдушко» ― нерегулярный ритм 2-3
«право хоро», которое может быть и 4/4 и 6/8

Некоторые ритмы с одинаковым количеством долей могут считаться по-разному, например: 8ми дольный размер может считаться 2-3-3, 3-2-3, 3-3-2, 2-2-2-2, 2-2-4 2-4-2, 4-2-2 и даже 4-4.

вольно преведено by Viking
отдельное спасибо болгарам)

P.S.прекрасный альбом народной болгарской музыки можно скачать

В болгарской народной музыке преобладает диатонический строй. Особенностью ее гармонии является бурдон - прием аккомпанемента или сопровождения основной мелодии непрерывно звучащим низким тоном. Больше всего распространены натуральные лады. Встречаются мелодии, построенные на пентатонике - звукоряде, состоящем из пяти целых тонов. Мелодия болгарских песен движется в пределах небольших интервалов.

Песня остается наиболее живучим жанром народного музыкального творчества, хотя в последние 30 лет и наблюдается затухание народной музыкальной традиции. Нередки еще певцы и певицы, знающие 200-300, а некоторые и более 500-600 песен. Создаются новые песни в духе традиционного музыкального творчества.

В болгарских народных мелодиях различается несколько «диалектов»: фракийский, родопский, среднегорский, шопский, северноболгарский и доб- руджанский.

Большая часть болгарских народных мелодий - вольные, без тактового деления. Одни из них медленные, протяжные: другие речитативные, с большим или меньшим количеством мелизмов (украшений). Часто речитативные песни начинаются обращением к слушателям. Свободную импровизацию в речитативном стиле представляют собой плачи.

Очень распространен такт 2/4, на этом такте построено множество хороводных мелодий, но более типичны ритмы с удлиненными долями. Так, например, обыкновенная доля содержит два звука J " J , а удлиненная - три т, не являясь при этом триолью. Из сочетания удлиненных и обыкновенных долей получаются характерные ритмы с числительными 5, 7, 8, 9, 10, 11 - и до 17. Например, такт танца рученица 7/16 имеет одну удлиненную и две обыкновенные доли:

Народные музыкальные инструменты

Болгарские народные музыкальные инструменты делятся на духовые, струнные и ударные. Наиболее богата группа духовых - это кавал, свирка, оюоюк, двоянка и еайда.

Кавал - род свирели. Делается из дерева. Встречается в двух формах: состоящий из одного ствола или из трех, вставленных один в другой. Наиболее распространен трехствольный кавал. Это - самый лиричный и обладающий наибольшими техническими возможностями болгарский народный инструмент. Он встречается по всей стране, но типичен для Фракии и Доб- руджи. На кавалах играют преимущественно пастухи.

Свирка - род небольшого одноствольного кавала. Издает звуки более высокого регистра. Распространена по всей^стране.

Дюдюк похож на свирку, но в отличие от нее в верхний конец его ствола воткнута деревянная затычка, оставляющая щель. Благодаря этому для извлечения того или иного тона не требуется прибегать к манипуляции »губа- ми. Надюдюке могут легко играть даже дети. Дюдюк чаще встречается на западе и юго-западе Болгарии.

Двоянка - это дюдюк с двумя стволами, из которых один мелодийный, а Другой - бурдонный. Двоянка распространена в.тех областях, где бытует двухголосная песня.

Гайда - волынка. Состоит из кожаного меха и деревянных частей: ду- хала - ствола для надувания меха, гайдуницы - мелодийного ствола с тростниковым свистком и отверстиями для пальцев и ручила - бурдонного ствола, тоже с тростниковым свистком. Гайда - очень звучный инструмент. В народе говорят: «По гайде узнаешь, где свадьба». Встречается она по всей стране, но особенно типична для Родоп.

В группу струнных инструментов входят смычковые - гадулка и гус- ла - и щипковый - тамбура. Грушевидный корпус гадулки делается из целого куска дерева (акации, тутовника, клена) и покрыт тонкой сосновой резонаторной доской. Гадулки имеют от трех до шести жильных или металлических струн, у некоторых, как у старинного западноевропейского инструмента виолы д’аморе, есть свободно звучащие струны. Левой рукой музыкант слегка нажимает струны, не прижимая их к грифу, благодаря чему получается специфический звук. Мелодию сопровождает, как у гайды и дво- янки, непрерывно или время от времени звучащий бурдонный голос. Музыкант держит гадулку вертикально: сидя - опирая ее на колено, а стоя - у пояса. Гадулка типична для всей Болгарии, кроме Родоп.

Гусла - однострунный или двухструнный инструмент, похожий на гадулку; была распространена на западе Болгарии еще лет 60-70 тому назад.

Тамбура - инструмент, подобный балалайке, имеет от 2 до 12 металлических струн. Играют на тамбуре щипком, сделанным из коры черешни. Звук тамбуры - нежный и тающий, поэтому на ней играют только в доме. Тамбура распространена на юго-западе Болгарии.

Ударные инструменты представлены различными по величине барабанами (тъпан). Музыкант ударяет по барабану с одной стороны толстой, а с другой - тонкой палочкой. В юго-западной области на барабане играют и соло, сопровождая хороводные танцы.

Народные музыканты в Болгарии, за редкими исключениями,-мужчины, обычно пастухи. Играть они учатся с детства.

В народе распространено не только сольное исполнение, но и игра в ансамбле на однородных или различных инструментах.

Мастерами народных инструментов очень часто бывают сами музыканты, но есть и специалисты-ремесленники. Производством музыкальных инструментов издавна славится историческое село Шипка.

Широкое развитие художественной самодеятельности после 1944 г. и расширение ее репертуара дало толчок к усовершенствованию народных инструментов. Наиболее важным достижением в этом смысле является создание из гадулки своеобразных альта, виолончели и контрабаса. Эта группа занимает главное место в современном оркестре народных инструментов. Среди духовых основная роль в оркестре принадлежит кавалу и гайде, у которой отнят бурдонный ствол. Сюда же включены хроматическая свирка, близкая флейте-пикколо, а также тамбура. Сейчас работают над конструкцией басовой гайды.

С начала XIX в. в Болгарию проникли и распространились в народе некоторые западноевропейские инструменты: скрипка, кларнет, тромбон и др. В новейшее время весьма популярным стал аккордеон.

Народные танцы

Народные хороводы (хорд) и танцы доныне - одно из наиболее любимых развлечений болгар. Музыкой и танцами сопровождаются и многие обряды. Фольклорные танцевальные традиции очень активно поддерживаются художественной самодеятельностью.

Хороводную цепь танцоры по желанию закрывают и открывают, выстраиваются спиралью или колонной. Танцующие обычно держат друг друга за руки, за пояс или соединяют руки через одного человека то впереди, то за спиной. Гораздо реже танцуют в кругу не держас"ь - руки на поясе или свободно раскачивающиеся. Хоро движется чаще всего вправо. Меньшая часть хоро исполняется почти на месте. Разомкнутый хоровод ведет хороводец - один из лучших танцоров - с платком в руке. Во многих случаях танцующий в хвосте исполняет равноценную роль с ведущим. На свадьбах хоро ведет деверь со свадебным знаменем. В хоро колонной участвует не много танцоров; танцуют чаще под команду.

Во время танца болгары держат руки и тело обыкновенно спокойно, и лишь в некоторых хоро делают характерные движения торсом, плечами и руками. Ноги же, напротив, движутся очень живо, па весьма разнообразны.

Самый распространенный сольный и парный танец.- рученица, очень живой с бесконечным разнообразием па и свободным движением рук. Часто рученица превращается в массовый танец. Добруджанский рученик разработан в некоторых фигурах довольно гротескно, в четверной рученице танцоры сплетают руки и пролезают под ними. Полны юмора и драматического действия танцы заешката (заячий), как се сади чер пипер (как сажают черный перец), мхлчаното (молчаливый) и кукленската (кукольный).

Различается несколько местных стилей болгарских хоро: шопские, север- няшские, добруджанские, среднегорские, восточнофракийские, среднефракийские и пиринские.

Большая часть болгарских народных хоро имеет такт 2/4. Они танцуются с различной быстротой. Многие болгарские танцы исполняются в неравнодольных ритмах. Они очень живые, игривые, а нередко - в вихревом темпе.

Музыка в Болгарии является неотъемлемой частью не только семейных и календарных праздников, но и всей жизни болгар. Она сопровождает их в будни, в праздники, в периоды исторического восхода и испытаний, в моменты радости и скорби. Не случаен парадокс, что болгарин поёт и когда плачет. Этот порыв к мелодии способствовал созданию песен для любого житейского случая - обрядовых (колядок, пасхальных, именинных, при гадании на кольцах или мольбе о дожде), трудовых (во время жатвы, посиделок, сбора винограда, сенокоса), трапезных песен, танцевальных, припевных и ряда других.

Музыку в Болгарии географически можно разделить на следующие музыкальные диалекты: североболгарский, добруджанский, фракийский, шопский, пиринский, средногорский и родопский.

Каково отличие болгарской народной песни? Она преимущественно одноголосная. Даже когда поют две стороны (хор и хор, солист и хор), даже когда они перекликаются или одна сторона ведет, а другая сторона поддерживает, песня звучит одним голосом. Ритмическое богатство народной песни в Болгарии заключается в широте, которую специалисты определяют "от фантастических для иностранца состояний до первобытной монотонности". Оно достигается посредством многообразных тактовых комбинаций на основе удлиненного звучания во времени.

Стиль болгарской народной песни определяется как твердый из-за предпочитаемого в народе сильного исполнительского голоса. У женщин он ясный и чистый, порождает ощущение серебряного звона.

Болгары предпочитают речитатив - им исполняются преимущественно бытовые и эпические гайдуцкие песни. Декламация - мелодичная, строгая или орнаментированная, а смысл стиха находится в созвучии с мелодией. При хвалебном и благожелательном содержании колядок, например, мелодия бодрая, оптимистическая. В гайдуцких песнях она широкая и вольная, в песнях жниц - протяжная, в песнях тех, кто отправляется на заработки, удлиненные тона напоминают боль по прошедшей молодости.

Несмотря на то, что болгарская музыка преимущественно вокальная, музыкальные инструменты отличаются разнообразием. Они представлены тремя группами: духовые одноголосые и двухголосые свирель, кавал (род свирели), волынка, струнные (гадулка, тамбура) и ударные (барабан). Излюбленные национальные инструменты - гайда (болгарская волынка), используемая как аккомпанирующий, так и солирующий инструмент; коваль - солирующая свирель; гадулка - струнный инструмент с грушевидной декой, и гусла - однострунный щипковый инструмент.

В настоящее время в фольклорном институте Болгарской академии наук собрано свыше 70000 народных песен. Народная песня - основа современной болгарской музыки во всем её жанровом разнообразии. Композиции, построенные и стилизованные в народном духе, отличаются оригинальностью, высоко ценятся в Европе, завоевывают успехи на международной сцене.

В последние несколько десятилетий в Болгарии были собраны и записаны мелодии и тексты множества старинных народных песен. В результате появилось обширнейшее собрание фольклора, насчитывающее более 100 тысяч песен. В некоторых деревнях нашлись исполнители, знавшие и певшие наизусть более 1000 песен! Эта так называемая аутентичная музыка, исполняемая непрофессионалами, легла в основу особого музыкального жанра. Характерная особенность болгарского пения, звучащего для непривычного слуха несколько странно и таинственно, - использование горловых и носовых звуков. Очень часто применяются и асимметричные ритмы (5/8, 7/8, 11/8), необычное усиление и продление некоторых долей (10/8, 12/8 и т.д.).

Болгария славится тремя крупными фольклорными музыкальными фестивалями. Два из них ежегодные, а третий - Большой фольклорный фестиваль в Копривштице, проводится раз в пять лет. Большой фольклорный фестиваль - самый крупный в Болгарии слёт музыкантов, танцоров и певцов. Это нечто среднее между фестивалем поп-музыки и средневековой ярмаркой. Другого такого зрелища просто нет: тысячи музыкантов и певцов на несколько дней поселяются на склонах горы над живописным городком.

Главные действующие лица фестиваля - исполнители со всех концов Болгарии, знакомящие зрителей с культурой своего края. Среди них нет профессиональных артистов. Участники фестиваля выступают в старинных красочных болгарских костюмах, которые сегодня уже не увидишь на улицах болгарских сел. На огромном поле на окраине города строятся театральные подмостки, на которых выступают музыканты и танцоры, разыгрываются драматические сценки.

На этот трехдневный фестиваль в Копривштицу съезжаются тысячи гостей со всей страны и многочисленные зарубежные туристы. Вокруг появляются яркие торговые палатки, звучит народная болгарская музыка. Но, пожалуй, самое интересное и чисто национальное явление можно увидеть на периферии фестиваля: бродячие исполнители и солисты играют просто так, ради своего собственного удовольствия, и со склонов горы непрерывно льются чудные мелодии.