Католик - это христианин или нет? Католицизм и христианство. Католицизм - чем отличается православие от католицизма

В странах СНГ большинство людей знакомо с православием, но о других христианских деноминациях и нехристианских религиях знают мало. Поэтому вопрос: «Чем отличается Католическая Церковь от Православной? » или говоря проще "отличие католицизма от православия" - католикам задают очень часто. Попытаемся ответить на него.

Прежде всего, католики - это тоже христиане . Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д . Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество - это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Теперь можно говорить об отличиях:

1) Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви . Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности . Православные утверждают, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь в , что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве») . Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы , Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище . Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее - мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких .

В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римског о в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора , последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви , сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства. И Символ Веры у католиков и православных один.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет.

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики - это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе.

Видео лекции Догматы Католической Церкви

Католицизм как одно из главных направлений в христианстве окончательно сформировался в результате первого крупного раскола (разделения церквей) в христианстве в 1054 Распространен он в основном в Западной (Франция, Бельгия, Италия, Португалия) и Восточной (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Литва, частично Латвия и западные области Украины) Европе, в большинстве стран Южной Америки; его исповедует почти половина верующих Северной Америки. В Азии, Африке также есть католики, но влияние католицизма здесь незначителен.

Он имеет много общего с православием (вера в два источники вероучения - Священное Писание, Священное Предание, в божественную Троицу, спасительную миссию церкви, в бессмертие души, загробную жизнь) и одновременно отличается от других направлений в христианстве системой вероучения, культа, своеобразным приспособлением к стремительному изменению социальной деятельности и нового религиозного сознания. Он дополнил Символ Веры новыми догматами, которых не знает православная церковь.

Основными догматами католицизма, отличающие его от других течений в христианстве, с догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, а также о непогрешимости Папы Римского. Принятие этого догмата папство добилось только в 1870 Вселенским собором в Ватикане. В борьбе за духовную и светскую власть папы вступали в многочисленные союзы с королями, пользовались опекой мощных феодалов, усиливали политический излив.

Еще один догмат католицизма о "чистилище" - принятый в 1439 г.. На Флорентийском соборе. Сущность его заключается в том, что душа человека после смерти попадает в "чистилище" - место между адом и раем, имеет возможность очиститься от грехов, после чего переходит в ад или рай. Очистка дат осуществляется путем различных испытаний, Родные и близкие покойного с помощью молитв и пожертвований в пользу церкви могут облегчить испытание души, что находится в "чистилище", ускорить ее выход оттуда. Итак, судьбу души определяла не только поведение человека в земной жизни, но и материальные возможности близких покойного.

Очень важным в католицизме положение об особой роли духовенства, по которому человек не может заслужить Божьей милости самостоятельно, без помощи духовенства, которое имеет значительные преимущества перед мирянами и должно обладать особыми правами и привилегиями. В частности, католическое вероучение запрещает верующим читать Библию, поскольку это является исключительным правом духовенства. Католицизм считает канонической только Библию, написанную на латыни, которой не обладает большая часть верующих. Духовенство имеет особые права на причастие. Если миряне причащаются только "телом Божиим" (хлебом), то духовенство - его кровью (вином), что подчеркивает его особые заслуги перед Богом. Для всех церковнослужителей обязательное безбрачие (целибат).

Католическая-догматика устанавливает необходимость систематической исповеди верующих перед духовенством. Каждый католик должен иметь своего духовника и регулярно отчитываться ему о своих мыслях и поступках; без систематической исповеди спасение невозможно. Благодаря этому требованию католическое духовенство проникает в личную жизнь верующих, каждый шаг которых находится под контролем ксендза или монаха. Систематическая исповедь позволяет католической церкви влиять на общество, особенно на женщин.

Вероучение утверждает, что Христос, Богоматерь и святые имеют такое количество наград, что их хватит для обеспечения потустороннего блаженства всему существующему и будущему человечеству. Весь этот потенциал Бог предоставил в распоряжение католической церкви; она по своему усмотрению может делегировать определенную часть этих дел верующим для искупления грехов и личного спасения, но за это верующие должны платить церкви. Продажей Божественной благодати ведал специальный трибунал при папе. Там за деньги можно было получить индульгенцию - папскую грамоту, которая давала верующим отпущение грехов или определяла время, в течение которого можно было грешить.

Многие своеобразного есть и в католическом культе, которому присущи пышность и торжественность. Богослужение сопровождается органной музыкой, сольными и хоровыми песнопениями. Происходит оно на латинском языке. Считается, что во время литургии (мессы) происходит превращение хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа. Именно поэтому вне таинством евхаристии (причастия), а значит - вне церкви спасение невозможно.

Очень большую роль играет культ Богородицы, или Мадонны. Христианство заимствовало его в древних религий, Богородицу почитали как Богиню-мать. Богиню плодородия. В христианской религии Богородица представлена непорочной девой Марией, которая Родила от Святого Духа ребенка Иисуса, Сына Божия. В католицизме почитание Богородицы возведен в догмата, а ее культ какой-то мере даже отодвинул на задний план культ Бога-Отца и самого Христа. Католическая церковь утверждает, что в деве Марии женщины имеют свою заступницу перед Богом, что она может помочь им во всех жизненных ситуациях. На третьем Вселенском соборе (Эфес, 431) состоялось признание Марии Богородицей, а в 1854 г.. Было принято доказательство о ее непорочном зачатии и телесном вознесении на небо. Католики верят, что Мария вознеслась на небо не только душой, но и телом. Даже сформировался специальный теологический направление - мариология.

Значительное распространение получил культ святых, поклонение реликвиям и мощам. За время существования католической церкви была провозглашена до 20 тыс. Святых и почти 200 тыс. Блаженных. Этот процесс оживился в последние десятилетия. Папа Пий XI объявил за 17 лет своего понтификата 34 святых и 496 блаженных, а Пий XII провозглашал ежегодно в среднем по 5 святых и 40 блаженных.

Католическая идеология чрезвычайно подвижная. Это четко прослеживается в решениях второго Ватиканского собора, который пересмотрел немало представлений, перестали соответствовать задаче сохранения религии, принял 16 документов, в которых раскрыта сущность современного католического модернизма.

Соборная конституция о литургию позволяет упрощения многих обрядов и их приспособления к условиям. В частности, разрешено часть мессы проводить не на латыни, а на местном языке с использованием национальной музыки; рекомендуется больше времени отводить проповедям, а богослужение проводить несколько раз в день, чтобы лица, занятые на производстве, могли посетить их в удобное время.

Собор вынес рекомендации о включении в католического культа элементов местных религий, сближения с другими христианскими церквями, признание таинств и обрядов, совершенных над католиками в других христианских конфессиях. В частности, признано действительным крещение католиков в православных храмах, а православных - в католических. Католикам Китая разрешалось поклоняться Конфуцию, чествовать по китайскому обычаю своих предков и тому подобное.

В отличие от других направлений в христианстве, католицизм имеет международный центр управления - Ватикан и главу церкви - Папу Римского, которого выбирают пожизненно. Еще в 756 г.. На небольшой территории современной Италии возникла церковная государство - Папская область. Она просуществовала до 1870 г.. В процессе объединения Италии она была включена в Итальянского государства. После Первой мировой войны папство вступило в союз с существующим в Италии режимом. Пий XI в 1929 заключил с правительством Муссолини Латеранские соглашения, согласно которым возрождалась папская государство - Ватикан. Ее площадь - 44 га. Имеет все государственные атрибуты (герб, флаг, гимн, вооруженные силы, деньги, тюрьму), дипломатические отношения со 100 странами мира. При папе существует правительство (римская, курия), который возглавляет кардинал - статс-секретарь (он и министр иностранных дел), а также совещательный орган - синод. Ватикан руководит 34 международными политическими внецерковной объединениями, координирует деятельность многих газет и журналов, учебных заведений.

Вражеские католицизма религиозные учения называли ересями, а их сторонников - еретиками. Церковь вела с ними чрезвычайно жестокую борьбу. Для этого введен специальный церковный суд - инквизицию. Тех, кого обвиняли в отступничестве от учения церкви, бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, приговаривали к сожжению на костре. С особой жестокостью инквизиция действовала в Испании. Утвержденный ею перечень "религиозных преступников" был таким большим, что мало кто из людей не попадал под его действие (не только еретики, но и те, кто защищал и прятал их).

Иерархия католической церкви опирается на строгую централизацию и безусловную подчиненность низших церковных органов выше. Возглавляет католическую иерархию Священная коллегия кардиналов. Кардинал - высшая, духовная лицо после папы. Некоторые из них постоянно живут в Риме и возглавляют ватиканские учреждения, другие находятся в разных странах, где от имени Вата кану руководят местными организациями. Кардиналов назначает папа. Постоянным учреждением Ватикана есть государственный секретариат. Он знает дипломатическими делами со странами, с которыми Ватикан отношения. Постоянные послы - папские нунции. Италия и Ватикан также обмениваются послами. При отсутствии постоянных дипломатических отношений Ватикан направляет временных представителей - легатов.

Ордена монахов действуют по особым уставами, имеют строго централизованную структуру. Возглавляют их генералы, генеральные магистры, которым подчинены провинциалы (провинциальные приоры), магистры, а магистрам - аббаты и Конвентуальных приоры. Над всеми ними главенствуе генеральный капитул - собрание руководителей разных рангов, которое происходит раз в несколько лет. Ордена подчинены непосредственно Папе Римскому, в какой бы стране они ни находились. Одним из первых среди них орден бенедиктинцев, основанный в Италии в VI в. Бенедиктом Нурийським. Особым влиянием пользовался он в X-XI вв. Сейчас бенедиктинцы существуют в странах Европы и Америки, имеют свои школы и университеты, периодические издания.

В XI-XIII вв. возникло много монашеских орденов. Среди них важное место принадлежит так называемым нищенским орденам; францисканском, основанном в XVIII в. святым Франциском - 27 тыс. человек; доминиканском - 10 тыс. человек. Чтобы вступить в ордена кармелитов, августинцев, следовало отказаться от личного имущества и жить на подаяние. Орден францисканцев получил определенные привилегии от папы - право проповеди и совершения таинств, свободного преподавания в университетах. В его руках оказалась инквизиция. Орден доминиканцев (братьев-проповедников), основанный в 1215 Домиником, был призван развернуть борьбу против средневековой ереси, прежде всего против альбигойцев - участников еретического движения ХII-XIII вв. во Франции, направленного против господствующего положения католической церкви в экономическом и духовной жизни средневекового города.

В 1534 возник орден иезуитов (Общество Иисуса), основанный Игнатием сальных (1491-1556) для борьбы с Реформацией. Будучи одной из воинствующих организаций католической церкви, преследовал ученых, пресекал свободомыслие, составлял индекс запрещенных книг, способствовал закреплению неограниченной папской власти. Иезуиты кроме трех монашеских обетов (безбрачие, послушание, бедность), зарекаются в абсолютной покорности Папе Римскому, даже мысленно не могут подвергать сомнению его вимоги1. Устав ордена гласит: чтобы не ошибиться в жизни, необходимо белое называть черным, если того требует церковь. На основе этого положения орден иезуитов разработал нормы морали. Иезуитский орден отличается от других тем, что не требует от своих членов жить в монастырях и носить монастырский одежду. Они могут быть и тайными членами ордена. Поэтому данные о его численность приблизительные (до 90 тыс. Человек).

Сейчас существует около 180 монашеских орденов. Объединяя почти полтора миллиона монахов, они играют важную роль в осуществлении политики Ватикана, миссионерской деятельности.

Вся территория распространения католицизма делится на области (архиепархии). В настоящее время благодаря странам Африки и Азии количество их растет. В крупных епархиях есть викарные епископы (помощники епископов). В странах с большим количеством епархии и с автономией национальной церкви старший над всеми епископами - запас. При отсутствии такой автономии каждый епископ непосредственно подчинен Рима.

Учреждения Ватикана объединяют 9 конгрегаций, с трибуналы и несколько секретариатов. Конгрегации - своеобразные министерства, возглавляемые группой кардиналов (3-4 чел.) И главой - префектом. Важнейшие из них; Конгрегация священной канцелярии и Конгрегация пропаганды веры (осуществляет миссионерскую деятельность в основном в странах Азии, Африки). Это самый богатый конгрегация, которая получает различные дотации от бизнесменов-католиков, даже представителей других религиозных направлений (баптисты) на создание сети семинарий, университетов, школ, в которых воспитывают местное население в духе католического вероучения. Конгрегация имеет свое издательство, богадельни, школы.

Католичество успешно "вписалось" в индустриальное и постиндустриальное общества. Адаптация церкви к условиям зрелого капитализма был основан Папой Львом XIII в в энциклике "О новых вещах", которая была, собственно, первой социальной энцикликой. В ней сформулированы отношение католической церкви к новым реальностям индустриального общества в конце XIX - начале XX в. Она осуждала классовую борьбу, провозглашала неприкосновенность частной собственности, покровительство в отношении лиц наемного труда и тому подобное.

Новые социальные реалии, сложившиеся в середине XX в., Повлияли на деятельность Папы Иоанна XXИИИ. В попытках предотвратить угрозу гибели человечества в ядерной войне большую роль сыграла поддержка католической церковью принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Папа выступил за запрещение ядерного оружия, поддержал совместные действия верующих и неверующих в защиту мира. Более дальновидную и реалистичную позицию Ватикан начал занимать и по проблемам Африки, Латинской Америки, Азии. Своевременное отграничения от классического колониализма благотворно повлияло на распространение католицизма в странах Африки, Латинской Америки.

Адаптация католичества к реалиям постиндустриального общества, учета социальных процессов; развернувшиеся в последней четверти XX в., связанные с именем Папы Иоанна Павла II, в деятельности которого четко прослеживаются три направления: первое касается внутренней политики церкви; второй - социальным вопросам; третий - внешней политики. В внутрицерковной политике он придерживается традиционных позиций: категорически осуждает разводы, аборты, попытки уравнять в правах женщин-монахинь со священниками, участие деятелей церкви в политической деятельности и тому подобное. Папа резко осудил тенденции к плюрализму, которые проявлялись в иезуитском ордене. Согласно его указаниям, Конгрегация по делам вероучения (в прошлом - инквизиция) осудила отдельных иезуитов США, Швейцарии, Германии, Нидерландов. В то же время на заседаниях Папской академии в Ватикане на чествовании столетия со дня рождения выдающегося ученого Альберта Энштейна с речью выступил сам Иоанн Павел II, признав ошибочным и несправедливым осуждения своего времени Галилео Галилея инквизицией.

Без внимания католической церкви не остается и семья. Широкий круг ее проблем рассматривает передача "Семья и вера", рассчитанная на супругов, родителей и детей. В них сформулированы взгляд католической церкви на причины кризисных явлений в семье, отчуждение детей от родителей.

В конце 50-х годов начинается переориентация европейской политики Ватикана: идею "малой Европы" меняет стремление к расширению "объединенной Европы". С приходом на престол Иоанна Павла II в основу такого понимания был положен тезис о совместных христианские, корни европейских наций. Для пропаганды концепции "неоевропеизму" используется трибуна ЮНЕСКО, международные культурные форумы.

Европа, согласно утверждениям Папы Римского, - комплекс наций, которые стали таковыми благодаря евангелизации. Внутреннее единство Европы является не только культурной, но и социальной необходимостью. Европе относится и ведущая роль в мировом контексте, благодаря ее специфической культурной традиции и неисчерпаемости сил. В настоящий Европе не существует противоречий между Востоком и Западом, она - единственная семья народов с различными взаимодополняющими особенностями. Сближение, интеграция европейских наций должны развиваться одновременно и в религиозном, и в культурном аспектах.

Для обоснования неоевропеизму Иоанн Павел II создал собственную концепцию нации. На переднем плане в ней - народ, потом отечество, религия, искусство, национальная культура. Европа, объединенная общностью происхождения, культурной истории и традиций, ценностей и фундаментальных основ организации жизни, может спастись от внутренних опасностей и апокалиптических конфликтов.

Европейская: культура основана на большой наследии -иудейський, греческой, римской, христианской. Но это наследие переживает глубокий кризис. Поэтому создание "новой Европы" связано с надеждой на религиозное возрождение. По словам Иоанна Павла II, "возрождение в христианском духе является одним средством спасения Европы". В 1985 г.. Папа издал энциклику "Апостолы славян", основная мысль которой заключается в необходимости объединения европейских стран на основе христианской культуры. Путь к единству между Востоком и Западом, утверждает Ватикан, в объединении христианских Церквей во вселенскую церковь и общей евангелизации, суть которой - установление прежде всего морального превосходства католической церкви. В этом четко прослеживаются политические цели. Пропагандируя единство Европы, Иоанн Павел II подчеркивает преимущество римско-католической церкви, поскольку "апостолы славян" якобы Работали с благословения и под контролем Пап Николая I, Андриана II и Иоанна VIII, будучи подданными Великой империи. Исторические документы свидетельствуют, однако, что Кирилл и Мефодий обращались в Рим оставь по дипломатическим вопросам.

80-е годы XX в. стали этапными для католицизма. На Чрезвычайном синоде епископов, посвященном 20-летию II Ватиканского собора, были проанализированы церковные дела за 20 лет после собора в контексте эволюции современного общества. Среди проблем были названы осложнения отношений церкви с миром. Богатые страны узнали секуляризм, атеизм, практический материализм. Этим вызвана, глубокий кризис фундаментальных нравственных ценностей. В развивающихся странах, царят бедность, голод, нищета. Синод пришел к выводу, что стремление к обновлению только внешних структур привело к забвению церкви Христа. В декларации "Призыв бога ко всем людям" синод призывает всех (не только католиков) к участию в создании "цивилизации солидарности и любви", потому что только путем религиозного возрождения можно преодолеть апокалиптический состояние современной культуры.

Католический теолог Карл Ранер так оценивает современное положение католической церкви: "Сегодня от церкви можно слышать много заявлений от имени" духа "II Ватиканского собора, которые не имеют ничего общего с этим духом. В современной церкви царит слишком большой Консерватизм. Церковные власти Рима, кажется больше подвержены возвращения в добрые старые времена, чем к реальному пониманию ситуации современного мира и человечества. Мы не достигли еще синтеза между истинной духовностью и реальной ответственностью перед миром, которому грозит катастрофа. На пороге третьего тысячелетия среди католиков постоянно растет стремление к созданию широкой платформы для объединения всех людей доброй воли на основе общечеловеческих ценностей для спасения и обогащения духовной культуры человечества ".

После провозглашения государственной независимости, в Украине началось возрождение католических общин и храмов, несколько оживились отношения с Ватиканом.

Вопросы и задания для закрепления знаний

1. Охарактеризуйте главные догматические и канонические различия между

католицизмом и православием.

2. В чем проявлялись особенности борьбы католической церкви с ересями?

3. Чем отличается отношение католической и православной церквей к тенденциям в развитии человечества?

4. Насколько, по вашему мнению, соответствует структура, система управления католической церковью требованиям централизации и свободы национальных религиозных образований?

5. Какими были позиции католических общин на разных этапах истории Украины?

Темы рефератов

1. Социально-политические ориентации в католицизме.

2. Католические монашеские ордена: история и современность.

3. Социальная доктрина католицизма, этапы ее развития.

4. кариологии как направление католической теологии.

5. История папства.

6. Понтификат Папы Иоанна Павла II.

7. Католицизм в Украине.

Литература,

Долгом Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.

Гергей Е. История папства. - М, 1996..

Войтыла К. Иоанн Павел II в. Любовь и ответственность. - М., 1993.

Второй Ватиканский Собор. Конституции. Декреты. Декларации. - М., Брюссель, 1992.

Иоанн Павел II. Единство в многообразии. - М., 1994.

Иоанн Павел II. Переступить порог надежды. - Львов: Светильник, 1995.

Католицизм. Словарь. - М., 1991.

Карташов AB Вселенские соборы. - М., 1994.

Ковальский Я.В. Папы и господа. - М., 1991.

Лозинский С.Г. История папства. - М., 1986.

Рашкова Р.Т. Ватикан и современная культура. - М., 1998..

Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви. - М., 1994.

Церковь и социальные проблемы: энциклика "Сотый год". Международная научная конференция. - Львов, 1993.

Что такое Католицизм? Значение и толкование слова katolitsizm, определение термина

1) Католицизм - - одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Германии, латиноамериканских государствах. Окончательно оформился как вероучение и церковная организация после разделения церквей в 1054 г. Имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского, считающегося наместником Иисуса Христа на земле. Власть папы выше власти Вселенских соборов. В отличие от протестантов, католики считают источником вероучения не только священное писание, Библию, но и священное предание, которое в католицизме, а отличие от православия, включает а себя и постановления Вселенских соборов и суждения пап. Особенностью К. является также экзальтированное почитание Богоматери, признание догматов о непорочном зачатии и телесном вознесении, добавление к символу веры - филиокве - догмат о чистилище. К. присуще театрализованный культ, почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. На протяжении столетий богослужение в К. осуществлялось только на латинском языке, лишь II Ватиканский собор 1962- 1965 гг. разрешил службу на национальных языках. Официальной философской доктриной К. является учение Фомы Аквинского, приспособленного к современным условиям. По церковной статистике в мире к началу 90-х гг, XX в. насчитывается до одного миллиарда католиков.

2) Католицизм - (греч. katholikos - всеобщий, вселенский) - одно из основных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в XI в.

3) Католицизм - одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. Окончательно оформился после разделения единой христианской церкви в 1054 г. на католическую и православную.

4) Католицизм - - одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его в 1054 г. на западную (католическую) и восточную (православную) церкви. Церковный раскол единой Христианской церкви отразил как особенности развития общества в Западной и Восточных частях бывшей Римской империи, так и догматические, культовые и организационные разногласия. На Западе происходило усиление феодальной раздробленности, образование национальных государств, ускоренное развитие политических, экономических, социальных процессов феодального общества. Чтобы сохранить свое господствующее влияние в обществе Христианская церковь за Западе проявила гибкость, приспособляемость к новым, быстро меняющимся условиям. Претерпела изменения догматическая, культовая и организационная сторона христианства, которые и привела к церковному расколу 1054 г. Католики отошли от православных по следующим догматам и традициям: внесли догматы о главенстве римского первосвященника (в православии главой Христианской церкви является Иисус Христос, в католичестве - папа римский) и о непогрешимости папы (в делах веры и нравственности), к символу веры об исхождении Святого Духа от Бога - Отца (в православии) внесли и "от Бога- Сына", кроме ада и рая (в православии) признают существование чистилища, признают догмат о непорочном зачатии Девы Марии (т.е. она освобождается от скверны и вины первородного греха ввиду будущих заслуг ее Сына), для католиков характерно экзальтированное почитание Девы Марии; католики считают, что освободиться от загробных мук можно при помощи индульгенции. Источником вероучения католики признают Священное писание (Библию) и Священное предание. Последнее в католичестве включает в себя постановления Вселенских соборов (не только первых семи, как в православии), и суждения пап. Изменения коснулись и обрядовой стороны. Так, таинство крещения производится не только путем погружения в воду (в православии), но и путем обливания; крестное знамение совершается не справа налево (в православии), а слева направо и др. Церковный раскол отразился и на организационном строении католической церкви. Она строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского. Духовенство в католичестве дает обет безбрачия. На протяжении многих столетий богослужение в католичестве совершалось на латинском языке, лишь II Ватиканский собор (1962 - 1965 гг.) разрешил богослужение на национальных языках. Современный католицизм располагает огромной армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, благотворительными и прочими организациями. Для своих целей католицизм широко использует прессу, кино, радио, телевидение, издательства, католические учебные заведения и т.д.

5) Католицизм - еретическое направление в христианстве, исказившее православное вероучение. Отпав от истинного христианства (Православия) в 1054, католики заняли в отношении него крайне враждебную позицию. Ложность учения католицизма выражается в его следующих отличиях от Православия: Догматическое отличие: во-первых, вопреки постановлениям II Вселенского Собора (Константинопольского, 381) и III Вселенского Собора (Ефесского, 431, Правило 7), католики ввели в 8-й член Символа Веры добавление об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына ("филиокве"); во-вторых, в XIX в. к этому присоединился новый католический догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочною ("дэ иммакулата концепционэ"); в-третьих, в 1870 был установлен новый догмат о непогрешимости римского папы в делах церкви и вероучения ("экс катэдра"); в-четвертых, в 1950 был установлен еще один догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии. Эти догматы не признаны Православной Церковью. Таковы важнейшие догматические отличия. Церковноорганизационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою церкви и заместителем Христа на земле, тогда как Православные признают единого главу Церкви - Иисуса Христа - и считают единственно правильным, чтобы Церковь строилась вселенским и поместными соборами. Православие не признает также светскую власть за епископами и не чтит католические орденские организации (в особенности иезуитов). Это важнейшие отличия. Обрядовые отличия суть следующие: Православие не признает богослужения на латинском языке и григорианский календарь, согласно которому католики нередко празднуют Пасху вместе с иудеями; оно блюдет литургии, составленные Василием Великим и Иоанном Златоустом, и не признает западных образцов; оно соблюдает завещанное Спасителем причащение под видом хлеба и вина и отвергает введенное католиками для мирян "причащение" одними "освященными облатками"; оно признает иконы, но не допускает скульптурных изображений в храмах; оно возводит исповедь к незримо присутствующему Христу и отрицает исповедальню как орган земной власти в руках священника. Православие создало совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона; у него иное облачение; у него иное знамение креста; иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое "приседание"; оно не знает дребезжащего звонка во время совершительных молитв и многого другого. Таковы важнейшие обрядовые отличия. Миссионерские отличия суть следующие: Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух инквизиции: истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение (Карл Великий). Оно блюдет при обращении чистоту религиозного созерцания и его свободу от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета и материальной помощи ("благотворительность"); оно не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает "правоверие" благотворителя. Оно, по слову Григория Богослова, ищет "не победить, а приобрести братьев" по вере. Оно не ищет власти на земле любою ценою. Таковы важнейшие миссионерские отличия. Политические отличия таковы: Православная Церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии. Исконное русскоправославное разрешение вопроса таково: Церковь и государство имеют особые и различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо; государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством; Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение мирянам (вспомним Филиппа Митрополита и Патриарха Тихона). Ее оружие - не меч, не партийная политика и не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и отлучение. Византийские и послепетровские уклонения от этого порядка - были явлениями нездоровыми. Католицизм, напротив, ищет всегда и во всем и всеми путями - власти (светской, клерикальной, имущественной и личносуггестивной). Нравственное отличие таково: Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм - к слепопокорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписания (законничество). Православие спрашивает о самом лучшем и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о "предписанном", "запрещенном", "позволенном", "простительном" и "непростительном". Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания. И все это теснейше связано с первоначальным и глубочайшим актовым отличием, которое необходимо продумать до конца, и притом раз навсегда. И.А. Ильин

6) Католицизм - (от греческого katholikos -всеобщий, вселенский), одно из основных наряду с протестантизмом и православием направлений в христианстве. К. оформился как вероучение и церковная организация после разделения христианской церкви на католическую и православную в 1054. Признает основные христианские догматы и обряды. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Особенности К. (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к " символу веры" (в догмат Троицы) положения об исхождении Святого Духа "и от Сына" - т. н. филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марин н ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат (безбрачие духовенства всех ступеней). Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; глава церкви - папа римский, резиденция - Ватикан. Во 2-й половине 9 в. К. проник в славянские земли. На Руси католические миссионеры появились при князе Владимире I Святославиче. В 12-13 вв. существовали католические храмы в Киеве, Новгороде, Пскове и других городах. В 14-17 вв. в Русском государстве католиков практически не было, за исключением иностранцев. Заселенные католиками земли вошли в состав России в 1721-95: Прибалтика, Украина, Белоруссия, Литва и Польша. В 1847 был заключен конкордат с Ватиканом, по условиям которого папа римский признавался главой российских католиков. В 1866 конкордат был расторгнут Россией в одностороннем порядке (контакты католиков России и Царства Польского с римской курией осуществлялись через министра внутренних дел, папские послания и распоряжения не имели силы без разрешения императора). Папская нунциатура существовала в России вплоть до 1917. Дипломатические отношения с Ватиканом восстановлены в 1990. Руководящие структуры Римско-католической церкви России возрождены в 1991.

Католицизм

Одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Германии, латиноамериканских государствах. Окончательно оформился как вероучение и церковная организация после разделения церквей в 1054 г. Имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского, считающегося наместником Иисуса Христа на земле. Власть папы выше власти Вселенских соборов. В отличие от протестантов, католики считают источником вероучения не только священное писание, Библию, но и священное предание, которое в католицизме, а отличие от православия, включает а себя и постановления Вселенских соборов и суждения пап. Особенностью К. является также экзальтированное почитание Богоматери, признание догматов о непорочном зачатии и телесном вознесении, добавление к символу веры - филиокве - догмат о чистилище. К. присуще театрализованный культ, почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. На протяжении столетий богослужение в К. осуществлялось только на латинском языке, лишь II Ватиканский собор 1962- 1965 гг. разрешил службу на национальных языках. Официальной философской доктриной К. является учение Фомы Аквинского, приспособленного к современным условиям. По церковной статистике в мире к началу 90-х гг, XX в. насчитывается до одного миллиарда католиков.

(греч. katholikos - всеобщий, вселенский) - одно из основных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в XI в.

одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. Окончательно оформился после разделения единой христианской церкви в 1054 г. на католическую и православную.

Одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его в 1054 г. на западную (католическую) и восточную (православную) церкви. Церковный раскол единой Христианской церкви отразил как особенности развития общества в Западной и Восточных частях бывшей Римской империи, так и догматические, культовые и организационные разногласия. На Западе происходило усиление феодальной раздробленности, образование национальных государств, ускоренное развитие политических, экономических, социальных процессов феодального общества. Чтобы сохранить свое господствующее влияние в обществе Христианская церковь за Западе проявила гибкость, приспособляемость к новым, быстро меняющимся условиям. Претерпела изменения догматическая, культовая и организационная сторона христианства, которые и привела к церковному расколу 1054 г. Католики отошли от православных по следующим догматам и традициям: внесли догматы о главенстве римского первосвященника (в православии главой Христианской церкви является Иисус Христос, в католичестве - папа римский) и о непогрешимости папы (в делах веры и нравственности), к символу веры об исхождении Святого Духа от Бога - Отца (в православии) внесли и "от Бога- Сына", кроме ада и рая (в православии) признают существование чистилища, признают догмат о непорочном зачатии Девы Марии (т.е. она освобождается от скверны и вины первородного греха ввиду будущих заслуг ее Сына), для католиков характерно экзальтированное почитание Девы Марии; католики считают, что освободиться от загробных мук можно при помощи индульгенции. Источником вероучения католики признают Священное писание (Библию) и Священное предание. Последнее в католичестве включает в себя постановления Вселенских соборов (не только первых семи, как в православии), и суждения пап. Изменения коснулись и обрядовой стороны. Так, таинство крещения производится не только путем погружения в воду (в православии), но и путем обливания; крестное знамение совершается не справа налево (в православии), а слева направо и др. Церковный раскол отразился и на организационном строении католической церкви. Она строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского. Духовенство в католичестве дает обет безбрачия. На протяжении многих столетий богослужение в католичестве совершалось на латинском языке, лишь II Ватиканский собор (1962 - 1965 гг.) разрешил богослужение на национальных языках. Современный католицизм располагает огромной армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, благотворительными и прочими организациями. Для своих целей католицизм широко использует прессу, кино, радио, телевидение, издательства, католические учебные заведения и т.д.

еретическое направление в христианстве, исказившее православное вероучение. Отпав от истинного христианства (Православия) в 1054, католики заняли в отношении него крайне враждебную позицию. Ложность учения католицизма выражается в его следующих отличиях от Православия: Догматическое отличие: во-первых, вопреки постановлениям II Вселенского Собора (Константинопольского, 381) и III Вселенского Собора (Ефесского, 431, Правило 7), католики ввели в 8-й член Символа Веры добавление об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына ("филиокве"); во-вторых, в XIX в. к этому присоединился новый католический догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочною ("дэ иммакулата концепционэ"); в-третьих, в 1870 был установлен новый догмат о непогрешимости римского папы в делах церкви и вероучения ("экс катэдра"); в-четвертых, в 1950 был установлен еще один догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии. Эти догматы не признаны Православной Церковью. Таковы важнейшие догматические отличия. Церковноорганизационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою церкви и заместителем Христа на земле, тогда как Православные признают единого главу Церкви - Иисуса Христа - и считают единственно правильным, чтобы Церковь строилась вселенским и поместными соборами. Православие не признает также светскую власть за епископами и не чтит католические орденские организации (в особенности иезуитов). Это важнейшие отличия. Обрядовые отличия суть следующие: Православие не признает богослужения на латинском языке и григорианский календарь, согласно которому католики нередко празднуют Пасху вместе с иудеями; оно блюдет литургии, составленные Василием Великим и Иоанном Златоустом, и не признает западных образцов; оно соблюдает завещанное Спасителем причащение под видом хлеба и вина и отвергает введенное католиками для мирян "причащение" одними "освященными облатками"; оно признает иконы, но не допускает скульптурных изображений в храмах; оно возводит исповедь к незримо присутствующему Христу и отрицает исповедальню как орган земной власти в руках священника. Православие создало совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона; у него иное облачение; у него иное знамение креста; иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое "приседание"; оно не знает дребезжащего звонка во время совершительных молитв и многого другого. Таковы важнейшие обрядовые отличия. Миссионерские отличия суть следующие: Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух инквизиции: истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение (Карл Великий). Оно блюдет при обращении чистоту религиозного созерцания и его свободу от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета и материальной помощи ("благотворительность"); оно не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает "правоверие" благотворителя. Оно, по слову Григория Богослова, ищет "не победить, а приобрести братьев" по вере. Оно не ищет власти на земле любою ценою. Таковы важнейшие миссионерские отличия. Политические отличия таковы: Православная Церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии. Исконное русскоправославное разрешение вопроса таково: Церковь и государство имеют особые и различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо; государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством; Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение мирянам (вспомним Филиппа Митрополита и Патриарха Тихона). Ее оружие - не меч, не партийная политика и не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и отлучение. Византийские и послепетровские уклонения от этого порядка - были явлениями нездоровыми. Католицизм, напротив, ищет всегда и во всем и всеми путями - власти (светской, клерикальной, имущественной и личносуггестивной). Нравственное отличие таково: Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм - к слепопокорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписания (законничество). Православие спрашивает о самом лучшем и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о "предписанном", "запрещенном", "позволенном", "простительном" и "непростительном". Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания. И все это теснейше связано с первоначальным и глубочайшим актовым отличием, которое необходимо продумать до конца, и притом раз навсегда. И.А. Ильин

(от греческого katholikos -всеобщий, вселенский), одно из основных наряду с протестантизмом и православием направлений в христианстве. К. оформился как вероучение и церковная организация после разделения христианской церкви на католическую и православную в 1054. Признает основные христианские догматы и обряды. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Особенности К. (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к " символу веры" (в догмат Троицы) положения об исхождении Святого Духа "и от Сына" - т. н. филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марин н ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат (безбрачие духовенства всех ступеней). Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; глава церкви - папа римский, резиденция - Ватикан. Во 2-й половине 9 в. К. проник в славянские земли. На Руси католические миссионеры появились при князе Владимире I Святославиче. В 12-13 вв. существовали католические храмы в Киеве, Новгороде, Пскове и других городах. В 14-17 вв. в Русском государстве католиков практически не было, за исключением иностранцев. Заселенные католиками земли вошли в состав России в 1721-95: Прибалтика, Украина, Белоруссия, Литва и Польша. В 1847 был заключен конкордат с Ватиканом, по условиям которого папа римский признавался главой российских католиков. В 1866 конкордат был расторгнут Россией в одностороннем порядке (контакты католиков России и Царства Польского с римской курией осуществлялись через министра внутренних дел, папские послания и распоряжения не имели силы без разрешения императора). Папская нунциатура существовала в России вплоть до 1917. Дипломатические отношения с Ватиканом восстановлены в 1990. Руководящие структуры Римско-католической церкви России возрождены в 1991.

Амбилинейность - (от лат. ambo оба и linea ...

Код нашей кнопки.

Бог един, Бог есть любовь - эти утверждения нам знакомы с детства. Почему же тогда Церковь Божия делится на католическую и православную? А внутри каждого направления есть ещё множество конфессий? На все вопросы есть свои исторические и религиозные ответы. С некоторыми мы сейчас и ознакомимся.

История католичества

Понятно, что католик - это человек, который исповедует христианство в его ответвлении, называемом католицизмом. Название восходит к латинским и древнеримским корням и переводится как «соответствующий всему», «согласный всему», «соборный». То есть всеобщий. Значение названия подчёркивает, что католик - это верующий, принадлежащий к тому религиозному течению, основателем которого являлся сам Иисус Христос. Когда оно зарождалось и распространялось по Земле, его последователи считали друг друга духовными братьями и сёстрами. Тогда было одно противопоставление: христианин - нехристианин (язычник, правоверный и т. д.).

Родиной конфессий считается западная часть Древнеримской империи. Именно там появились и сами слова: Это направление формировалось в течение всего первого тысячелетия. В данный период и и духовные тексты, песнопения и службы были едины для всех, почитающих Христа и Троицу. И только около 1054 год Восточную, с центром в Константинополе, и собственно католическую - Западную, центром которой был Рим. С тех пор и стало считаться, что католик - это не просто христианин, а приверженец именно западной религиозной традиции.

Причины раскола

Чем же объяснить причины разлада, ставшего столь глубоким и непримиримым? Ведь что интересно: долгое время уже после раскола обе Церкви продолжали называть себя кафолическими (то же, что и «католический»), т. е. всеобщими, вселенскими. Греко-Византийская ветвь в качестве духовной платформы опирается на «Откровения» Иоанна Богослова, Римская - «На послание Евреям». Для первой характерно подвижничество, нравственные поиски, «жизнь души». Для второй - формирование железной дисциплины, строгой иерархии, концентрация власти в руках священников высших рангов. Различия в трактовке многих догматов, обрядах, церковном управлении и других важных сферах церковной жизни стали тем водоразделом, который и развёл католицизм и православие по разные стороны. Таким образом, если до раскола значение слова католик было равно понятию «христианин», то после него оно стало указывать на западное направление вероисповедания.

Католицизм и реформация

С течением времени католическое духовенство настолько отошло от тех норм, которые утверждала и проповедовала Библия, что это послужило основанием организации внутри Церкви такого направления, как протестантство. Духовно-идеологической основой его стало учение и его сторонников. Реформация породила кальвинизм, анабаптизм, англиканство и другие протестантские конфессии. Таким образом, лютеране - это католики, или, по-другому, евангелические христиане, которые были против того, чтобы церковь активно вмешивалась в мирские дела, чтобы папские прелаты шли рука об руку со светской властью. Торговля индульгенциями, преимущества Римской Церкви перед Восточной, отмена монашества - вот далеко не полный перечень тех явлений, которые активно критиковали последователи Великого Реформатора. В своей вере лютеране опираются на Святую Троицу, особо поклоняясь Иисусу, признавая его богочеловеческую природу. Главный критерий веры у них - Библия. Отличительной чертой лютеранства, как и других является критический подход к различным богословским книгам и авторитетам.

К вопросу о единстве Церкви

Однако в свете рассматриваемых материалов так до конца и не понятно: католики - это православные или нет? Таким вопросом задаются многие, кто не слишком глубоко разбирается в теологии и всяких религиозных тонкостях. Ответить на него и просто, и сложно одновременно. Как уже писалось выше, изначально - да. Пока Церковь была Единая Христианская, все, кто в неё входил, и молились одинаково, и Богу поклонялись по одному регламенту, и ритуалами пользовались общими. Но и после разделения каждая - и Католическая, и Православная - считают себя главными преемницами наследия Христа.

Межцерковные отношения

В то же время они с достаточным уважением относятся друг к другу. Так, Декрет II Ватиканского Собора отмечает, что те люди, которые принимают Христа как своего Бога, веруют в него и крестились, считаются католиками как братья по вере. У тоже есть свои документы, также подтверждающие, что католицизм - явление, природа которого родственна природе православия. А расхождения в догматических постулатах не являются столь принципиальными, чтобы обе Церкви враждовали между собой. Наоборот, отношения между ними должны строиться так, чтобы вместе служить общему делу.

КАТОЛИЦИЗМ

КАТОЛИЦИЗМ

обнаружившийся в общественном сознании со времени возникновения протестантства особый западноевропейской и ближневосточной церкви, который развивался с первых веков нового летосчисления и сохранился до наших дней. В западных странах этот характер четко выразили папы и собор в Триденте (1545-1563). Понятие католического появляется ок. 150 после Р. X. и свидетельствует о том, что, в др. толкованиям христианства, «повсюду» (греч. katholu) распространяются и должны быть признаны исходящие от апостолов предания. Классическая формулировка этой точки зрения называет «католическим» «quod ubique, quod semper, quod ad omnibus creditum est» (лат.: «что признается повсюду, всегда и всеми»). Поэтому католицизм стоит близко к естественной религии и omnium. Несмотря на это, уже издавна выступала против ереси (отклонение от осн. учений), гетеродоксии (отклонение от отдельных учений) и раскола (разделение церкви). Философия католицизма, Philosophia perennis, в развивается неосхоластикой и неотомизмом. Католичес, кий (от греч. katholikos – всеобщий, всеохватывающий) – относящийся к рим.-католич. церкви.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

С небольшой задержкой проверим, не скрыл ли videopotok свой iframe setTimeout(function() { if(document.getElementById("adv_kod_frame").hidden) document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = true; }, 500); } } if (window.addEventListener) { window.addEventListener("message", postMessageReceive); } else { window.attachEvent("onmessage", postMessageReceive); } })();

КАТОЛИЦИЗМ

(от греч. καϑολικός – всеобщий, главный, вселенский) – одно из трех гл. направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. К. возник и развился в условиях формирования феодализма в Зап. Европе в противоположность православию, к-рое развивалось восточной, византийской церковью. Разделение христианства на западное (католицизм) и восточное (православное) направления завершилось разделением церквей в 1054. К. свойственна религ. нетерпимость, претензия рассматривать всех не-католиков как еретиков, заблудших или схизматиков, а католич. церковь как единственно истинную. Социально-догматич. основой К. является иерократии ( духовенства), прикрываемая учением о теократии (букв. – боговластие), противоречиво сочетающемся с идеей христ. аскетизма. Особое идеи теократии отражает тот , что главным в деятельности К. на протяжении всей его истории неизменно оставались политич. задачи, какие бы конкретные формы в различных историч. условиях они ни принимали. Они всегда определяли собой к религ. стороне католич. вероучения, его догме и культу. Среди этих задач К. первенствующей всегда являлась и остается поныне отстаивание особой роли папской власти и привилегированности духовенства.

Как лит.-теоретич. основу К. использует концепцию Августина о "Граде божьем" и превращении церкви воинствующей в церковь торжествующую. Идея аскетизма, обращенная к массам верующих и внушающая им пренебрежение ко всему мирскому, играет на протяжении веков реакц. роль и является действенным орудием духовного порабощения масс. Из двух осн. видов источников христ. вероучения – Священного писания и Священного предания – К. фактически уделяет первое преданию. При этом первостепенное значение К. придает решениям и суждениям пап. Социально-политич. приоритета "предания" состоит в том, что благодаря ему К. получил истолкования догм раннего христианства в соответствии с интересами господств. класса, менять их в зависимости от изменяющихся социально-историч. условий.

Особенность К. проявляется также в требовании беспрекословного соблюдения церк. дисциплины, к-рое обосновывается учением о единоспасающей силе церкви, заключающемся в том, что, поскольку все "греховно по своей природе", души может обеспечить только церковь, вне которой нет спасения. В этой же связи К. развил учение о роли божественного предопределения и свободе воли, согласно к-рому может найти путь к спасению только благодаря церкви и с ее помощью. Социальный смысл этого учения К. – в стремлении усилить прямую судьбы мирян от духовенства, укрепить об особой благодати, к-рой якобы наделено духовенство, благодаря чему должно пользоваться особыми социальными привилегиями. В связи с этим К. ожесточенно борется с исповедуемой нек-рыми христ. направлениями (см. Ереси , Кальвинизм) идеей об абс. предопределении к спасению или погибели, выводимой из понятия божеств, всеведения и тем самым снижающей роль духовенства, создавая представления о прямой связи между верующим и божеств. силами. Придавая исключит. значение утверждению об единоспасающей роли церкви, К. объявляет ересью даже идею о возможной на земле окончат. победе добра, т.к. в этом случае исчез бы смысл дальнейшего существования церкви.

Осн. социально-догматич. положения К. были разработаны господствующим направлением ср.-век. философии, пытавшейся сделать догматику К. исходным моментом и основой всякого мышления и привести всех наук "...в соответствие с учением церкви" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). В борьбе с передовыми рационалистич. и материалистич. идеями религ.-схоластич. К. фальсифици-ровала учение Аристотеля, стремясь приспособить его к защите К. и феод. строя. Особую роль в выполнении этой задачи сыграл Фома Аквинский, пытавшийся в своих сочинениях создать всеобъемлющую систему католич. философии, охватывающую также проблемы гос-ва, экономики, права и морали. Именно это учение (см. томизм) было объявлено папой Львом XIII единственной истинной философией К.

К. изображает всю историю человечества как борьбу за победу церкви, что практически означает борьбу за торжество папской политики, поскольку К. отождествляет церковь и папство, изображая папу преемником и наместником апостола Петра. Помимо признанных общехристианских догматов веры, К. устанавливает и новые, объявляемые им столь же обязательными для всякого верующего. Главный среди них: догмат о чистилище, связанный с учением об индульгенциях, о непогрешимости папы и т.д. К. придает особое значение внешней, обрядовой стороне культа: молитве, посещению мессы, исповеди и т.п. Все богослужение ведется на непонятном массам верующих лат. языке. Таинства и обряды объявляются действующими автоматически в силу самого соблюдения установл. формы, безотносительно к духовным устремлениям того, по отношению к кому данная культовая церемония совершается.

Важной особенностью К. является свойственное ему духовенства как особо привилегиров. обществ. группы, важной опоры господств. класса. Эта особая привилегированность духовенства, признававшегося в средние века первым сословием, была закреплена учением церкви о благодати, даруемой духовенству таинством посвящения. На протяжении веков духовенство играло роль сословия, монополизировавшего и руководство духовной жизнью феод. общества. Особую роль К. придает и папской власти. В ходе борьбы папства за преобладание оно выступало с претензиями на мировое , как светское так и духовное (при Григории VII, Иннокентии III, Бонифации VIII), но в связи с возникновением централизованных гос-в оно потерпело поражение, временно превратившись в королевской власти во Франции (1309–77), а затем пришло к глубочайшему кризису 15 в. и краху своего исключит. положения с эпохи Реформации. Тем не менее, борьбу за свою первенствующую роль папство продолжало и в новых условиях роста капитализма. Для борьбы с Реформацией и нар. движениями К., создает в 1540 орден иезуитов. В ходе обострения классовой борьбы и поляризации обществ. классов папство и К. становились все более необходимой опорой для реакц. сил буржуазии и с конца 19 в. делаются важным идеологич. орудием воинств. империализма. Эта новая роль К. получила яркое в 1870, когда был провозглашен догмат о папской непогрешимости. Политика папы Пия IX, открыто провозглашавшего борьбу против прогресса и демократии, Льва XIII, продолжавшего эту борьбу, маскируя ее лозунгами рабочей политики, получила в деятельности Ватикана и пап 20 в. вплоть до Иоанна XXIII. К. создал широкую, весьма разветвленную действенную систему. Гл. центром этой системы совр. К. является Ватикан с его многочисл. ведомствами (конгрегациями), дипломатич. и миссионерской службой, монашескими орденами, сетью учебных заведений, науч. учреждений, издательских предприятий, радио-, теле- и киностудий и т.п.

В совр. мире К. открыто вторгается в политич. , пытается оказать влияние на междунар. отношения и политику гос-в, стремится к контролю над умств. жизнью и культурой нар. масс во мн. странах. Католич. , искусно приспосабливающаяся к конкретным условиям, осуществляется с помощью католич. партий, профсоюзов, культурно-просветит., спортивных обществ и др. объединений. Создаются нац. и междунар. объединения этих организаций – "Католическое ", "Мирской апостолат" и мн. др., призванные осуществлять политику К., направленную на отвлечение масс от классовой борьбы.

Упорное отстаивание совр. К. позиций реакц. империалистич. сил объясняется не только историч. традициями, в силу к-рых католич. церковь всегда выступала как орудие реакции, но прежде всего прочными экономич., политич. и личными связями деятелей этой церкви с хозяевами совр. империалистич. мира, особенно амер. фин. капиталом. Источником обогащения католич. церкви остается до сих пор и на религ. чувствах верующих: святые и юбилейные годы, места паломничества, индульгенции. Большие доходы получает церковь и от гос. субсидий, выплачиваемых ей в силу заключенных с рядом гос. конкордатов (Зап. Германия, Италия, Испания, Португалия, латино-амер. страны и др.).

Реакционность совр. К. усугубляется его ролью и на различных участках идеологич. борьбы. За последние годы наблюдается растущая К., стремящегося оказывать свое идейное воздействие в области естеств. и обществ. наук, в художеств. лит-ре и в иск-ве. Можно констатировать тактики К. в борьбе с наукой, примером чего явились выступления папы Пия XII по различным вопросам за последние 10 лет. На основе неотомизма, ставшего еще с конца 19 в. официальной философией К., церковь ищет возможности сделать совр. науку, под предлогом сотрудничества с ней, служанкой теологии, требует от науки служить укреплению веры и т.п. Те же требования выдвигаются К. перед иск-вом и лит-рой. В этой связи наблюдается возросшая активность К. в попытках фальсифицировать науку.

Наряду с философией неотомизма в К. за последние десятилетия значит. распространение получили и субъективно-идеалистич. направления. Уже в начале 20 в. М. Блондель, А. Луази и др. развивали " учение", т. н. католический . Несмотря на резкую критику со стороны неотомистов и Ватикана, обвинявших модернистов в понимании бога только как феномена субъективного сознания и отказе от рацион. познания бога, в соответствии с учением Фомы Аквинского, воззрения модернистов получили дальнейшее развитие. В сер. 20 в. сформировался католич. , выступающий в духе открытого иррационализма и мистики. Глава этого филос. направления Г. Марсель претендует на создание истинной религ. философии и открыто защищает религ. идеи и особенно католич. учение о смерти и бессмертии.

Вся совр. К. определяется ненавистью к марксизму, освободит. рабочему движению, нац.-освободит. движению народов против империализма. Для осуществления своей антикоммунистич. деятельности, распространения этих идей в массах Ватикан создает нац. и междунар. организаций, как, напр., отряды патера Леппиха в Зап. Германии, "марианские" союзы, руководимые иезуитами ("Легион Марии", "Синяя армия Марии" и др.). Чрезвычайно возросла политич. активность К. за последнее в странах Азии и Африки, где он поддерживает все стремления империалистов сохранить разваливающийся колониальный режим и всемерно препятствует развертывающейся борьбе народов за свое освобождение от остатков колониального рабства, пытаясь безуспешно использовать в этой политике методы католич. экспансии (миссионерство, создание кадров местного духовенства и т.п.).

Огромные успехи мирового коммунистич. движения и тесные связи совр. К. с пмпериалистич. реакцией вызвали глубокий в католич. лагере. Этот кризис развивается на базе все более общего кризиса религ. идеологии, к-рая вынуждена отступать и сдавать свои позиции одерживающей все новые победы передовой науке и науч. мировоззрению, проникающему в массы.

Кризис в католич. лагере ознаменовывается отходом от политики Ватикана десятков миллионов католиков, в т.ч. духовенства и руководителей католич. организаций, прежде всего в странах нар. демократии (Венгрия, Польша, Чехословакия, ГДР) и в Сов. Союзе; трениями и конфликтами в руководстве церкви и крупных католич. организаций ("Католическое действие", орден иезуитов, Христианско-демократич. партия в Италии и т.п.); борьбой группировок в самом Ватикане. К. всей своей историей доказывает глубокую того осн. положения марксизма-ленинизма, к-рое рассматривает всякую религию как непримиримую и абс. противоположность науке, а "...все и всяческие религиозные организации..., как органы буржуазной реакции, защите эксплуатации и одурманению рабочего класса" (Ленин В. И., Соч., т. 15, с. 371–72).

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская в Германии, М., 1952; его же, Развитие социализма от утопии к науке. Введение к английскому изданию, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1949; его же, Юридический , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 1, М., 1937; его же, Франкский период, там же; Коровин Ε. Α., Католицизм, как фактор современной мировой политики, М., 1931; Мэнхэттен Α., Ватикан. Католическая церковь – оплот мировой реакции, пер. с англ., М., 1948; Шейнман M. M., Ватикан между двумя мировыми войнами, М.–Л., 1948; его же, Идеология и Ватикана на службе империализма, [М. ], 1950; его же, Ватикан и католицизм в конце XIX – начале XX в., М., 1958; его же. Папство, М., 1961; Kiefl F. X., Katholische Weltanschauung und modernes Denken, 3 Aufl., Regensburg, 1922; Die Religion in Geschichte und Gegenwart, Hrsg. von K. Galling, 2 Aufl., Bd 3, Tübingen, 1959; Algermissen Κ., Konfessionskunde..., 4 Aufl., Hannover, 1930; Steck K. G., Politischer Katholizismus als theologisches Problem, Münch., 1951; Loewenich W., Der moderne Katholizismus. Erscheinung und Probleme, Witten, 1956; Adam K., Das Wesen des Katholizismus, 12 Aufl., Düsseldorf, 1957; Mоllnаu К. Α., Aus dem Schuldbuch des politischen Katholizismus, В., 1958.

Б. Рамм. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

КАТОЛИЦИЗМ

КАТОЛИЦИЗМ (от греч. καθολικός - всеобщий, вселенский) - одно из трех (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Окончательно оформился после разделения христианства в 1054 на два направления - западное и восточное. Католическое вероучение основывается на Священном Писании и Священном Предании.

В качестве канонических католицизм признает все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Священное Предание образуют постановления 21 собора, официальные решения Римских пап. Признавая Никео-Константинопольский веры, принятый на I и II Вселенских соборах (325 и 381), другие решения первых семи общехристианских Соборов, католическая церковь ввела новых догматов. Так, уже на Толедском церковном соборе (589) в символ веры было внесено добавление об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (лат. - “и Сына”), которое и послужило формальным предлогом к разделению. Католическое вероучение провозглашает церковь необходимым инструментом спасения, т. к. только она может восстановить утраченную вследствие первородного греха сверхприродную людей стремиться к высшей цели - Богу Церковь может возместить эту утрату с помощью т. н. сокровищницы сверхдолжных добрых дел, совершенных Христом, Богоматерью и святыми.

Католическая экклезиология (учение о церкви) рассматривает церковь как божественное установление, которого составляют , святость, католичность (всеобщность). Единство церкви покоится на учении Христа о Церкви как едином Теле Господнем, святость ей дает божественное происхождение. Будучи вселенской (католической), церковь распространяет свое влияние на весь . Учение апостолов о церкви и факт основания ее апостолом Петром придают ей апостольский характер.

Католическая церковь представляет собой особый институт, построенный по принципу строгой иерархии власти. Основу ее составляют три ступени священства (диакон, священник, епископ); низший уровень организации образуют установленные церковью субдиаконат и др. институты. Наряду с этим внутри церковной иерархии существует подразделение на два ранга: высший, состоящий из тех, кто получает свою власть непосредственно от папы (кардиналы, папские легаты, апостолические викарии), и низший, включающий тех, чья власть исходит от епископа (генеральные викарии, которые представляют епископа в выполнении его юрисдикции, и синодики, т. е. члены церковного трибунала). Главой католической церкви является римский епископ - папа, избираемый пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов; одновременно он является главой города-государства Ватикан. Для всех католических священнослужителей обязательно безбрачие (целибат).

Роль церкви как непременного посредника в деле спасения обосновывается также учением о таинствах, при совершении которых верующему передается божественная . Католицизм, как и , признает семь таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние , священство, брак , соборование), но в их понимании и совершении существуют различия. Таинство крещения в католичестве производится путем поливания водой головы крещаемого или погружения его в воду, в то время как в православии только погружением. Таинство миропомазания (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а по достижении детьми 7-12-летнего возраста. Помимо общего для христианских течений признания существования ада и рая, в 15-16 вв. в католичестве сформулирован догмат о чистилище - промежуточном месте пребывания душ умерших до окончательного решения их судьбы. В 1870 I Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости папы в делах веры и морали. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии был принят в 1854, а в 1950- догмат о Ее телесном вознесении. Подобно православию, католицизм сохраняет ангелов, святых, икон, реликвий, мощей. Католицизм практикует пышный театрализованный культ, включающий различные виды искусства (росписи, фрески, скульптурные изображения, органную музыку и пр.).

Важные позиции в католицизме занимает монашество, организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская Конгрегация по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни.

Философию католицизма составляет разнообразных школ и течений, таких, как , католический , учения Ф. Суареса и Д. Скота, католический экзистенциализм, тейярдизм и др. По своему генезису они представляют два направления: католический спиритуализм, экзистенциализм , персонализм своими корнями восходят к платоновско-августинистской , ат. н. неосхоластические течения - суарезианизм, и неотомизм - к аристотелево-томистской. Наиболее влиятельным течением в католицизме является - учение Фомы Аквинского, сумевшего на основе “христианизации” аристотелизма создать приспособленную к нуждам средневековой католической церкви универсальную философско-теологическую систему. Его главная особенность - стремление рационально обосновать католическую веру. Энцикликой папы Льва XIII “Aetemi patris” (Отцу вечному, 1879) обновленная философия Фомы Аквинского (неотомизм) была провозглашена вечной и единственно истинной. Отличаясь рядом преимуществ схоластической философии - системностью, синтетичностью, концептуальностью, широким арсеналом категорий и логических аргументов, неотомизм мог довольно конструктивно реагировать на новые явления современной культуры. Однако на II Ватиканском соборе (1962-65) монополия неотомизма в католицизме не была подтверждена, поскольку она препятствует использованию других, более дееспособных и современных философских систем. Сегодня неотомизм выступает преимущественно как “ассимилирующий неотомизм”, т. е. активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии, неопозитивизма и др. Громадное воздействие на философии католицизма оказало Аврелия Августина (4-5 вв.). Августинизм, игравший в 5-13 вв. ведущую роль, сегодня представлен рядом неоавгустианских школ: философия действия (М. Блондель), философия духа (Л. Лавель, М. Ф. Шакка), католический экзистенциализм (Г. Марсель), персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель). Эти школы объединяет признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира; в непосредственно переживаемой связи человека с Богом; акцент на эмоционально-интуитивных средствах познания мира; особое к проблемам отдельной личности. Что касается теологической системы католичества, то она первоначально также формировалась на основе трудов Августина, соединившего традиции патристики с идеями неоплатонизма. Со временем в католической теологии выявились новые тенденции: мистическое концепции Бога (Бернар Клервоский , Ф. Бонавентура), предельная рационализация процесса богопознания (П. Абеляр), “двойственной истины” (Сигер Брабантский и др.). Противодействуя этим тенденциям, Фома Аквинский в качестве допол

нения к “сверхразумной теологии” (теологии откровения) разработал естественную теологию.

Своеобразной формой эволюции католицизма стало появление т. н. “новой теологии”, которая, с одной стороны, связана с пересмотром традиционной догматики, созданием нового теоретического обоснования вероучения, с - с обновлением церковного социального учения. В рамках первой тенденции ряд ведущих теологов (П. Шооненберг, И. Борос, А. Гульсбош) при объяснении происхождения человека принимает за отправную точку не традиционную концепцию моногенизма (все люди ведут свое начало от одной пары людей - Адама и Евы), а теории эволюции и полигенизма. Вторая нашла свое выражение в появлении т. н. социальных теологии (теологии труда, теологии свободного времени, теологии культуры, теологии освобождения и др.); “социальные” теологии пытаются преодолеть традиционное для католичества “земного” и “небесного”, а потому осуществляют поиски “сакрального” в различных сферах жизни социума.

Официальное социальное учение католицизма, закрепленное в папских энцикликах, конституциях и в решениях соборов, стало формироваться в конце 19 в., и этот продолжается. Его специфическая особенность проявляется не только в обосновании с позиций философии, социологии и этики, но и в обязательной теологической аргументации, апеллирующей к библейским текстам. В социальной доктрине католицизма отмечаются многочисленные проявления кризиса цивилизации: угроза существованию окружающей среды, разгул истребительных вооруженных конфликтов, терроризма, наркомании, кризис института семьи и т. д. Источник кризиса усматривается прежде всего в отрыве человека от Бога, предопределяющем ложное понимание Его сущности, в восприятии современной цивилизацией ценностей светской, а не христианской культуры. Церковь волнуют земные проблемы.