«Чем отличается Католическая Церковь от Православной?". Что такое католицизм и кто такие католики

Бог един, Бог есть любовь - эти утверждения нам знакомы с детства. Почему же тогда Церковь Божия делится на католическую и православную? А внутри каждого направления есть ещё множество конфессий? На все вопросы есть свои исторические и религиозные ответы. С некоторыми мы сейчас и ознакомимся.

История католичества

Понятно, что католик - это человек, который исповедует христианство в его ответвлении, называемом католицизмом. Название восходит к латинским и древнеримским корням и переводится как «соответствующий всему», «согласный всему», «соборный». То есть всеобщий. Значение названия подчёркивает, что католик - это верующий, принадлежащий к тому религиозному течению, основателем которого являлся сам Иисус Христос. Когда оно зарождалось и распространялось по Земле, его последователи считали друг друга духовными братьями и сёстрами. Тогда было одно противопоставление: христианин - нехристианин (язычник, правоверный и т. д.).

Родиной конфессий считается западная часть Древнеримской империи. Именно там появились и сами слова: Это направление формировалось в течение всего первого тысячелетия. В данный период и и духовные тексты, песнопения и службы были едины для всех, почитающих Христа и Троицу. И только около 1054 год Восточную, с центром в Константинополе, и собственно католическую - Западную, центром которой был Рим. С тех пор и стало считаться, что католик - это не просто христианин, а приверженец именно западной религиозной традиции.

Причины раскола

Чем же объяснить причины разлада, ставшего столь глубоким и непримиримым? Ведь что интересно: долгое время уже после раскола обе Церкви продолжали называть себя кафолическими (то же, что и «католический»), т. е. всеобщими, вселенскими. Греко-Византийская ветвь в качестве духовной платформы опирается на «Откровения» Иоанна Богослова, Римская - «На послание Евреям». Для первой характерно подвижничество, нравственные поиски, «жизнь души». Для второй - формирование железной дисциплины, строгой иерархии, концентрация власти в руках священников высших рангов. Различия в трактовке многих догматов, обрядах, церковном управлении и других важных сферах церковной жизни стали тем водоразделом, который и развёл католицизм и православие по разные стороны. Таким образом, если до раскола значение слова католик было равно понятию «христианин», то после него оно стало указывать на западное направление вероисповедания.

Католицизм и реформация

С течением времени католическое духовенство настолько отошло от тех норм, которые утверждала и проповедовала Библия, что это послужило основанием организации внутри Церкви такого направления, как протестантство. Духовно-идеологической основой его стало учение и его сторонников. Реформация породила кальвинизм, анабаптизм, англиканство и другие протестантские конфессии. Таким образом, лютеране - это католики, или, по-другому, евангелические христиане, которые были против того, чтобы церковь активно вмешивалась в мирские дела, чтобы папские прелаты шли рука об руку со светской властью. Торговля индульгенциями, преимущества Римской Церкви перед Восточной, отмена монашества - вот далеко не полный перечень тех явлений, которые активно критиковали последователи Великого Реформатора. В своей вере лютеране опираются на Святую Троицу, особо поклоняясь Иисусу, признавая его богочеловеческую природу. Главный критерий веры у них - Библия. Отличительной чертой лютеранства, как и других является критический подход к различным богословским книгам и авторитетам.

К вопросу о единстве Церкви

Однако в свете рассматриваемых материалов так до конца и не понятно: католики - это православные или нет? Таким вопросом задаются многие, кто не слишком глубоко разбирается в теологии и всяких религиозных тонкостях. Ответить на него и просто, и сложно одновременно. Как уже писалось выше, изначально - да. Пока Церковь была Единая Христианская, все, кто в неё входил, и молились одинаково, и Богу поклонялись по одному регламенту, и ритуалами пользовались общими. Но и после разделения каждая - и Католическая, и Православная - считают себя главными преемницами наследия Христа.

Межцерковные отношения

В то же время они с достаточным уважением относятся друг к другу. Так, Декрет II Ватиканского Собора отмечает, что те люди, которые принимают Христа как своего Бога, веруют в него и крестились, считаются католиками как братья по вере. У тоже есть свои документы, также подтверждающие, что католицизм - явление, природа которого родственна природе православия. А расхождения в догматических постулатах не являются столь принципиальными, чтобы обе Церкви враждовали между собой. Наоборот, отношения между ними должны строиться так, чтобы вместе служить общему делу.

Что такое Католицизм? Значение и толкование слова katolitsizm, определение термина

1) Католицизм - - одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Германии, латиноамериканских государствах. Окончательно оформился как вероучение и церковная организация после разделения церквей в 1054 г. Имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского, считающегося наместником Иисуса Христа на земле. Власть папы выше власти Вселенских соборов. В отличие от протестантов, католики считают источником вероучения не только священное писание, Библию, но и священное предание, которое в католицизме, а отличие от православия, включает а себя и постановления Вселенских соборов и суждения пап. Особенностью К. является также экзальтированное почитание Богоматери, признание догматов о непорочном зачатии и телесном вознесении, добавление к символу веры - филиокве - догмат о чистилище. К. присуще театрализованный культ, почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. На протяжении столетий богослужение в К. осуществлялось только на латинском языке, лишь II Ватиканский собор 1962- 1965 гг. разрешил службу на национальных языках. Официальной философской доктриной К. является учение Фомы Аквинского, приспособленного к современным условиям. По церковной статистике в мире к началу 90-х гг, XX в. насчитывается до одного миллиарда католиков.

2) Католицизм - (греч. katholikos - всеобщий, вселенский) - одно из основных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в XI в.

3) Католицизм - одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. Окончательно оформился после разделения единой христианской церкви в 1054 г. на католическую и православную.

4) Католицизм - - одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его в 1054 г. на западную (католическую) и восточную (православную) церкви. Церковный раскол единой Христианской церкви отразил как особенности развития общества в Западной и Восточных частях бывшей Римской империи, так и догматические, культовые и организационные разногласия. На Западе происходило усиление феодальной раздробленности, образование национальных государств, ускоренное развитие политических, экономических, социальных процессов феодального общества. Чтобы сохранить свое господствующее влияние в обществе Христианская церковь за Западе проявила гибкость, приспособляемость к новым, быстро меняющимся условиям. Претерпела изменения догматическая, культовая и организационная сторона христианства, которые и привела к церковному расколу 1054 г. Католики отошли от православных по следующим догматам и традициям: внесли догматы о главенстве римского первосвященника (в православии главой Христианской церкви является Иисус Христос, в католичестве - папа римский) и о непогрешимости папы (в делах веры и нравственности), к символу веры об исхождении Святого Духа от Бога - Отца (в православии) внесли и "от Бога- Сына", кроме ада и рая (в православии) признают существование чистилища, признают догмат о непорочном зачатии Девы Марии (т.е. она освобождается от скверны и вины первородного греха ввиду будущих заслуг ее Сына), для католиков характерно экзальтированное почитание Девы Марии; католики считают, что освободиться от загробных мук можно при помощи индульгенции. Источником вероучения католики признают Священное писание (Библию) и Священное предание. Последнее в католичестве включает в себя постановления Вселенских соборов (не только первых семи, как в православии), и суждения пап. Изменения коснулись и обрядовой стороны. Так, таинство крещения производится не только путем погружения в воду (в православии), но и путем обливания; крестное знамение совершается не справа налево (в православии), а слева направо и др. Церковный раскол отразился и на организационном строении католической церкви. Она строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского. Духовенство в католичестве дает обет безбрачия. На протяжении многих столетий богослужение в католичестве совершалось на латинском языке, лишь II Ватиканский собор (1962 - 1965 гг.) разрешил богослужение на национальных языках. Современный католицизм располагает огромной армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, благотворительными и прочими организациями. Для своих целей католицизм широко использует прессу, кино, радио, телевидение, издательства, католические учебные заведения и т.д.

5) Католицизм - еретическое направление в христианстве, исказившее православное вероучение. Отпав от истинного христианства (Православия) в 1054, католики заняли в отношении него крайне враждебную позицию. Ложность учения католицизма выражается в его следующих отличиях от Православия: Догматическое отличие: во-первых, вопреки постановлениям II Вселенского Собора (Константинопольского, 381) и III Вселенского Собора (Ефесского, 431, Правило 7), католики ввели в 8-й член Символа Веры добавление об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына ("филиокве"); во-вторых, в XIX в. к этому присоединился новый католический догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочною ("дэ иммакулата концепционэ"); в-третьих, в 1870 был установлен новый догмат о непогрешимости римского папы в делах церкви и вероучения ("экс катэдра"); в-четвертых, в 1950 был установлен еще один догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии. Эти догматы не признаны Православной Церковью. Таковы важнейшие догматические отличия. Церковноорганизационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою церкви и заместителем Христа на земле, тогда как Православные признают единого главу Церкви - Иисуса Христа - и считают единственно правильным, чтобы Церковь строилась вселенским и поместными соборами. Православие не признает также светскую власть за епископами и не чтит католические орденские организации (в особенности иезуитов). Это важнейшие отличия. Обрядовые отличия суть следующие: Православие не признает богослужения на латинском языке и григорианский календарь, согласно которому католики нередко празднуют Пасху вместе с иудеями; оно блюдет литургии, составленные Василием Великим и Иоанном Златоустом, и не признает западных образцов; оно соблюдает завещанное Спасителем причащение под видом хлеба и вина и отвергает введенное католиками для мирян "причащение" одними "освященными облатками"; оно признает иконы, но не допускает скульптурных изображений в храмах; оно возводит исповедь к незримо присутствующему Христу и отрицает исповедальню как орган земной власти в руках священника. Православие создало совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона; у него иное облачение; у него иное знамение креста; иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое "приседание"; оно не знает дребезжащего звонка во время совершительных молитв и многого другого. Таковы важнейшие обрядовые отличия. Миссионерские отличия суть следующие: Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух инквизиции: истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение (Карл Великий). Оно блюдет при обращении чистоту религиозного созерцания и его свободу от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета и материальной помощи ("благотворительность"); оно не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает "правоверие" благотворителя. Оно, по слову Григория Богослова, ищет "не победить, а приобрести братьев" по вере. Оно не ищет власти на земле любою ценою. Таковы важнейшие миссионерские отличия. Политические отличия таковы: Православная Церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии. Исконное русскоправославное разрешение вопроса таково: Церковь и государство имеют особые и различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо; государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством; Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение мирянам (вспомним Филиппа Митрополита и Патриарха Тихона). Ее оружие - не меч, не партийная политика и не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и отлучение. Византийские и послепетровские уклонения от этого порядка - были явлениями нездоровыми. Католицизм, напротив, ищет всегда и во всем и всеми путями - власти (светской, клерикальной, имущественной и личносуггестивной). Нравственное отличие таково: Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм - к слепопокорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписания (законничество). Православие спрашивает о самом лучшем и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о "предписанном", "запрещенном", "позволенном", "простительном" и "непростительном". Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания. И все это теснейше связано с первоначальным и глубочайшим актовым отличием, которое необходимо продумать до конца, и притом раз навсегда. И.А. Ильин

6) Католицизм - (от греческого katholikos -всеобщий, вселенский), одно из основных наряду с протестантизмом и православием направлений в христианстве. К. оформился как вероучение и церковная организация после разделения христианской церкви на католическую и православную в 1054. Признает основные христианские догматы и обряды. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Особенности К. (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к " символу веры" (в догмат Троицы) положения об исхождении Святого Духа "и от Сына" - т. н. филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марин н ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат (безбрачие духовенства всех ступеней). Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; глава церкви - папа римский, резиденция - Ватикан. Во 2-й половине 9 в. К. проник в славянские земли. На Руси католические миссионеры появились при князе Владимире I Святославиче. В 12-13 вв. существовали католические храмы в Киеве, Новгороде, Пскове и других городах. В 14-17 вв. в Русском государстве католиков практически не было, за исключением иностранцев. Заселенные католиками земли вошли в состав России в 1721-95: Прибалтика, Украина, Белоруссия, Литва и Польша. В 1847 был заключен конкордат с Ватиканом, по условиям которого папа римский признавался главой российских католиков. В 1866 конкордат был расторгнут Россией в одностороннем порядке (контакты католиков России и Царства Польского с римской курией осуществлялись через министра внутренних дел, папские послания и распоряжения не имели силы без разрешения императора). Папская нунциатура существовала в России вплоть до 1917. Дипломатические отношения с Ватиканом восстановлены в 1990. Руководящие структуры Римско-католической церкви России возрождены в 1991.

Католицизм

Одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Германии, латиноамериканских государствах. Окончательно оформился как вероучение и церковная организация после разделения церквей в 1054 г. Имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского, считающегося наместником Иисуса Христа на земле. Власть папы выше власти Вселенских соборов. В отличие от протестантов, католики считают источником вероучения не только священное писание, Библию, но и священное предание, которое в католицизме, а отличие от православия, включает а себя и постановления Вселенских соборов и суждения пап. Особенностью К. является также экзальтированное почитание Богоматери, признание догматов о непорочном зачатии и телесном вознесении, добавление к символу веры - филиокве - догмат о чистилище. К. присуще театрализованный культ, почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. На протяжении столетий богослужение в К. осуществлялось только на латинском языке, лишь II Ватиканский собор 1962- 1965 гг. разрешил службу на национальных языках. Официальной философской доктриной К. является учение Фомы Аквинского, приспособленного к современным условиям. По церковной статистике в мире к началу 90-х гг, XX в. насчитывается до одного миллиарда католиков.

(греч. katholikos - всеобщий, вселенский) - одно из основных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в XI в.

одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. Окончательно оформился после разделения единой христианской церкви в 1054 г. на католическую и православную.

Одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его в 1054 г. на западную (католическую) и восточную (православную) церкви. Церковный раскол единой Христианской церкви отразил как особенности развития общества в Западной и Восточных частях бывшей Римской империи, так и догматические, культовые и организационные разногласия. На Западе происходило усиление феодальной раздробленности, образование национальных государств, ускоренное развитие политических, экономических, социальных процессов феодального общества. Чтобы сохранить свое господствующее влияние в обществе Христианская церковь за Западе проявила гибкость, приспособляемость к новым, быстро меняющимся условиям. Претерпела изменения догматическая, культовая и организационная сторона христианства, которые и привела к церковному расколу 1054 г. Католики отошли от православных по следующим догматам и традициям: внесли догматы о главенстве римского первосвященника (в православии главой Христианской церкви является Иисус Христос, в католичестве - папа римский) и о непогрешимости папы (в делах веры и нравственности), к символу веры об исхождении Святого Духа от Бога - Отца (в православии) внесли и "от Бога- Сына", кроме ада и рая (в православии) признают существование чистилища, признают догмат о непорочном зачатии Девы Марии (т.е. она освобождается от скверны и вины первородного греха ввиду будущих заслуг ее Сына), для католиков характерно экзальтированное почитание Девы Марии; католики считают, что освободиться от загробных мук можно при помощи индульгенции. Источником вероучения католики признают Священное писание (Библию) и Священное предание. Последнее в католичестве включает в себя постановления Вселенских соборов (не только первых семи, как в православии), и суждения пап. Изменения коснулись и обрядовой стороны. Так, таинство крещения производится не только путем погружения в воду (в православии), но и путем обливания; крестное знамение совершается не справа налево (в православии), а слева направо и др. Церковный раскол отразился и на организационном строении католической церкви. Она строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского. Духовенство в католичестве дает обет безбрачия. На протяжении многих столетий богослужение в католичестве совершалось на латинском языке, лишь II Ватиканский собор (1962 - 1965 гг.) разрешил богослужение на национальных языках. Современный католицизм располагает огромной армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, благотворительными и прочими организациями. Для своих целей католицизм широко использует прессу, кино, радио, телевидение, издательства, католические учебные заведения и т.д.

еретическое направление в христианстве, исказившее православное вероучение. Отпав от истинного христианства (Православия) в 1054, католики заняли в отношении него крайне враждебную позицию. Ложность учения католицизма выражается в его следующих отличиях от Православия: Догматическое отличие: во-первых, вопреки постановлениям II Вселенского Собора (Константинопольского, 381) и III Вселенского Собора (Ефесского, 431, Правило 7), католики ввели в 8-й член Символа Веры добавление об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына ("филиокве"); во-вторых, в XIX в. к этому присоединился новый католический догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочною ("дэ иммакулата концепционэ"); в-третьих, в 1870 был установлен новый догмат о непогрешимости римского папы в делах церкви и вероучения ("экс катэдра"); в-четвертых, в 1950 был установлен еще один догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии. Эти догматы не признаны Православной Церковью. Таковы важнейшие догматические отличия. Церковноорганизационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою церкви и заместителем Христа на земле, тогда как Православные признают единого главу Церкви - Иисуса Христа - и считают единственно правильным, чтобы Церковь строилась вселенским и поместными соборами. Православие не признает также светскую власть за епископами и не чтит католические орденские организации (в особенности иезуитов). Это важнейшие отличия. Обрядовые отличия суть следующие: Православие не признает богослужения на латинском языке и григорианский календарь, согласно которому католики нередко празднуют Пасху вместе с иудеями; оно блюдет литургии, составленные Василием Великим и Иоанном Златоустом, и не признает западных образцов; оно соблюдает завещанное Спасителем причащение под видом хлеба и вина и отвергает введенное католиками для мирян "причащение" одними "освященными облатками"; оно признает иконы, но не допускает скульптурных изображений в храмах; оно возводит исповедь к незримо присутствующему Христу и отрицает исповедальню как орган земной власти в руках священника. Православие создало совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона; у него иное облачение; у него иное знамение креста; иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое "приседание"; оно не знает дребезжащего звонка во время совершительных молитв и многого другого. Таковы важнейшие обрядовые отличия. Миссионерские отличия суть следующие: Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух инквизиции: истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение (Карл Великий). Оно блюдет при обращении чистоту религиозного созерцания и его свободу от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета и материальной помощи ("благотворительность"); оно не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает "правоверие" благотворителя. Оно, по слову Григория Богослова, ищет "не победить, а приобрести братьев" по вере. Оно не ищет власти на земле любою ценою. Таковы важнейшие миссионерские отличия. Политические отличия таковы: Православная Церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии. Исконное русскоправославное разрешение вопроса таково: Церковь и государство имеют особые и различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо; государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством; Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение мирянам (вспомним Филиппа Митрополита и Патриарха Тихона). Ее оружие - не меч, не партийная политика и не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и отлучение. Византийские и послепетровские уклонения от этого порядка - были явлениями нездоровыми. Католицизм, напротив, ищет всегда и во всем и всеми путями - власти (светской, клерикальной, имущественной и личносуггестивной). Нравственное отличие таково: Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм - к слепопокорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписания (законничество). Православие спрашивает о самом лучшем и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о "предписанном", "запрещенном", "позволенном", "простительном" и "непростительном". Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания. И все это теснейше связано с первоначальным и глубочайшим актовым отличием, которое необходимо продумать до конца, и притом раз навсегда. И.А. Ильин

(от греческого katholikos -всеобщий, вселенский), одно из основных наряду с протестантизмом и православием направлений в христианстве. К. оформился как вероучение и церковная организация после разделения христианской церкви на католическую и православную в 1054. Признает основные христианские догматы и обряды. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Особенности К. (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к " символу веры" (в догмат Троицы) положения об исхождении Святого Духа "и от Сына" - т. н. филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марин н ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат (безбрачие духовенства всех ступеней). Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; глава церкви - папа римский, резиденция - Ватикан. Во 2-й половине 9 в. К. проник в славянские земли. На Руси католические миссионеры появились при князе Владимире I Святославиче. В 12-13 вв. существовали католические храмы в Киеве, Новгороде, Пскове и других городах. В 14-17 вв. в Русском государстве католиков практически не было, за исключением иностранцев. Заселенные католиками земли вошли в состав России в 1721-95: Прибалтика, Украина, Белоруссия, Литва и Польша. В 1847 был заключен конкордат с Ватиканом, по условиям которого папа римский признавался главой российских католиков. В 1866 конкордат был расторгнут Россией в одностороннем порядке (контакты католиков России и Царства Польского с римской курией осуществлялись через министра внутренних дел, папские послания и распоряжения не имели силы без разрешения императора). Папская нунциатура существовала в России вплоть до 1917. Дипломатические отношения с Ватиканом восстановлены в 1990. Руководящие структуры Римско-католической церкви России возрождены в 1991.

Амбилинейность - (от лат. ambo оба и linea ...

Код нашей кнопки.

Признает все его основные обряды и догмы, но имеет и ряд особенностей, касающихся как вероучения, так и организации деятельности церкви.

Католическая церковь имеет единое централизованное управление. Глава церкви – папа, который избирается пожизненно кардиналов. Согласно католическому учению, он обладает властью, превышающей власть Вселенских Соборов, является «викарием Иисуса Христа, преемником святого Петра, высшей главой Вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом и митрополитом Римской провинции, суверенного города-государства Ватикан». Папа кардиналов и епископов. Догмат о непогрешимости папы является одним из основных в Римско-католическом учении.

Как и весь христианский мир, основой вероучения признает Священное и Священное предание. Священным преданием католики признают также постановления всех Вселенских соборов, папские постановления и послания.

Дополнены и по-своему толкуются некоторые обще христианские догматы. К примеру, согласно католическому учению о спасении души, Иисус и все святые имеют количество заслуг, что их с избытком хватит для спасения всего человечества. Церковь имеет право выделять нуждающимся некоторое количество добрых дел, что позволяет даровать им прощение. Так возникло учение об индульгенциях – т.е. об отпущении грехов за деньги.

Только в католическом учении имеется догмат о чистилище. Чистилище - промежуточное место между раем и адом, где душа умершего очищается от грехов. Дальнейшее местопребывание души определяется не только прижизненным поведением человека, но и материальными возможностями его близких. С помощью молитв и церковных взносов они могут облегчить выпавшие на ее долю испытания и время пребывания в чистилище.

Католическое духовенство имеет значительные привилегии перед мирянами. Считается, что простой верующий не может заслужить Божью милость без помощи священника. Каждый обязан иметь собственного духовника и регулярно являться на исповедь – без этого спасение невозможно. Таким образом, католическая церковь имеет возможность влиять на личную жизнь прихожан. Простым верующим запрещено чтение – это привилегия духовенства. Канонической считается только , написанная языке.

В католическом вероучении существуют догматы о Непорочном Зачатии Девы Марии и о ее телесном вознесении. Признаются семь , хотя и здесь имеются расхождения с тем, что принято другими религиозными концессиями.

Праздники и посты - основные элементы культа. Наиболее важным является рождественский пост.

Сегодня наряду с православием и протестантизмом католицизм по праву считается одним из наиболее масштабных движений внутри христианской церкви . Возникнув ещё на заре христианской эпохи , спустя две тысячи лет он раскинул свои ветви по всему земному шару , получив известность как за счёт мощной организационной структуры, так и за счёт принципов вероучения .

Колыбель католичества

Сам термин "католицизм" возник ещё в первом веке нашей эры — уже тогда, невзирая на гонения со стороны цезарей, христианство стало постепенно распространяться по Римской империи . В переводе с греческого "katholikos" означает "всеобщий, вселенский" . Будущее подтвердило прозрачную этимологию этого слова — впоследствии католицизм стал "играть первую скрипку" как внутри христианского вероучения , так и на мировой политической арене .

Окончательно данное вероучение оформилось лишь в 1054 году после разделения христианской церкви на православную и католическую. С тех пор католицизм стал активно насаждаться в странах Европы и Америки . Невзирая на то, что впоследствии от него откололось множество самостоятельных религиозных движений (баптизм, лютеранство, англиканство), впоследствии католицизм получил известность как наиболее мощная ветвь христианской религии .

С 60-х годов в рамках католицизма принимается ряд мер по модернизации канонических догматов , а также ватиканской централизованной политики. В настоящее время Ватикан демонстрирует своим примером яркое сочетание светской и церковной власти : руководя всеми католическими организациями мира, город-государство обладает всеми атрибутами "державы в миниатюре" : флагом, гербом, гимном и даже телеграфом и почтой.

Католицизм настоящего времени не имеет ничего общего с инквизицией, охотой на ведьм, и борьбой с "ересями" — всё это осталось далеко в прошлом . Неудивительно, что на сегодняшний день число католиков в мире достигает почти миллиарда человек . Сегодня католики составляют большую часть верующих в странах Восточной Европы, Латинской Америки, и Австралии — и их число продолжает постепенно увеличиваться .

Католический культ

Католицизм обладает централизованным аппаратом управления , характеризующийся единой системой управления: вся власть сосредоточена вокруг главы церкви — ей является преемник апостола Петра Римский папа . Он непогрешим в вопросах веры и является прямым наместником Христа на земле . Вместе с коллегией кардиналов и синодом епископом папа являет собой верховный управляющий орган всей католической церкви.

Католические храмы богато украшены : взор любого верующего привлекают искусно изваянные статуи, красочно расписанные изображения святых … Богослужения, проводимые по латинскому обряду , отличает постановочная театральность: они проходят под органную музыку . В отличие от тех же православных церквей, в католических храмах можно сидеть — прихожане подчас шутят, что это служит достаточным доводом для того, чтобы посетить воскресную мессу.

Вопросы веры

Католики полагают, что Святой Дух исходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына . Помимо этого, их характеризует вера в чистилище — промежутке между раем и адом. Источником веры у католиков является не только Священное Писание , но и Священное Предание . Что касается признаваемых католиками таинств , то их всего семь . Крещение совершается слева направо . Также в рамках католицизма существует учение об индульгенциях , иными словами, о снятии с кающегося грехов после обязательных причащения, исповеди, и молитвы.

Также католиков характеризует горячее почитание девы Марии . Парадоксально, но факт: католические священники обязательно соблюдают целибат . Возможно, этим и обуславливается строгое разделение в данном вероучении мирян (обычных прихожан) и клира (священников) — они причащаются отдельно друг от друга .

Также для данного вероучения характерен разветвлённый культ святых : они удостаиваются особого места в церковной иерархии . Католичество отличается почитанием всевозможных святых реликвий — начиная от гвоздей , которыми, по преданиями, был прибит к кресту Иисус Христос, и заканчивая плащаницей , на которой в своё время отпечатался его лик.

На сегодняшний день католицизм снискал внимание европейской молодёжи главным образом за счёт адаптации к проблемам современности . Католические организации прибегают к помощи интернета и телевидения для пропаганды своего вероучения. Благодаря этому они умудряются собрать многочисленные пожертвования для миссионерской деятельности, помощи безнадёжным больным и детям из малообеспеченных семей . Словом, католическая церковь настоящего времени является продолжательницей славных христианских традиций двухтысячелетней давности.

11.02.2016

11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока."Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида - тот вызов, который требует срочных совместных усилий", - сказал Легойда. По его словам, "исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки - катастрофа для всего мира".

Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными?

Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»? На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?

Католики о православии и католицизме

Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:

Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество - это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Католики об отличиях католической и православной церквей

1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее - мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет.

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики - это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.

Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

"Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном... Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе".

Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:

Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Основные расхождения в догматике

Триадологические:

Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”. Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (ἀρχὴ) или единственным источником (πηγή) для Слова и Святого Духа.

Мариологические:

Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

Православие признает Вселенскими семь Соборов , прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

Вторая - схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Некоторые различия между византийским и латинским обрядом

Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера - существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:

В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»

Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков - до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).

Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде - сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).

Окропительное крещение пришло к нам из католичества...

В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.

В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.

В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.

В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).

Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.

У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.

В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде - Адвент) имеет разную продолжительность.

В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном - земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.

Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:

В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. μεταβολή), хотя термин «пресуществление» (греч. μετουσίωσις) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.

В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признан недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что даёт возможность невиновной стороне вступить в новый брак.

Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь - «западную»).

В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).

Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.

Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии - не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением <на Литургии Преждеосвященных Даров> с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» - согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями - с полуночи.

В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях - «освящение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме - на 3-й, 7-й и 30-й день.

Материалы по этой теме