Гендель произведения. Биография

Гендель Георг Фридрих (1685-1759), немецкий композитор.

Родился 27 февраля 1685 г. в городе Галле. С раннего детства мальчик отличался талантом к музыке, но отец мечтал, чтобы он стал юристом. Тем не менее родители разрешили сыну брать уроки игры на органе и композиции у Ф. В. Цахау.

После смерти отца в 1697 г. Гендель решил целиком посвятить себя музыке; правда, ещё в 1702 г. он продолжал заниматься на факультете юриспруденции в Университете в Галле. Одновременно Гендель получил пост органиста протестантского собора. В 1703 г. музыкант уехал в Гамбург, где занял место второго скрипача, клавесиниста и дирижёра Гамбургской оперы.

В этом городе он написал и поставил свою первую оперу «Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская» (1705 г.). С тех пор опера заняла основное место в творчестве Генделя. Им написано свыше 40 произведений этого вида музыкального искусства.

С 1706 по 1710 г. композитор провёл в Италии, совершенствуя своё мастерство. Кроме того, с огромным успехом он выступал в концертах как исполнитель-виртуоз на органе и клавесине.

Славу Генделю принесла его следующая опера - «Агриппина» (1709 г.). Из Италии он отправился обратно в Германию, в Ганновер, где занял место придворного капельмейстера, а затем в Лондон. Здесь в 1711 г. он поставил свою оперу «Ринальдо».

Начиная с 1712 г. композитор жил в основном в английской столице; ему оказывала покровительство вначале королева Анна Стюарт, а после её смерти - Георг I. С момента открытия в 1719 г. оперного театра «Королевская академия музыки», во главе которого стал Гендель, наступила пора его блестящей славы. Одну за другой писал композитор свои оперы: «Радамист» (1720 г.), «Муций Сцевола» (1721 г.), «Оттон» и «Флавий» (обе 1723 г.), «Юлий Цезарь» и «Тамерлан» (обе 1724 г.), «Роделинда» (1725 г.), «Сципион» и «Александр» (обе 1726 г.), «Адмет» и «Ричард I» (обе 1727 г.).

В 1727 г. Гендель получил английское подданство. В 1728 г. из-за денежных затруднений оперный театр закрылся. Для Генделя наступила тяжёлая пора, он пытался создать новый театр, неоднократно ездил в Италию. Все эти неурядицы подорвали его здоровье: в 1737 г. у него парализовало правую сторону тела. Но композитор не оставил творчество. В 1738 г. им была
написана опера «Ксеркс», но следующая опера - «Дейдамия» (1741 г.) - провалилась, и больше Гендель опер не писал.

Он остановился на жанре оратории, в котором с не меньшим размахом выказал всю силу своего гения. Среди лучших образцов этого жанра - «Саул» и «Израиль в Египте» (обе 1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.), «Иевфай» (1752 г.). Кроме ораторий Генделем написано около ста кантат, а для оркестра - 18 концертов под общим названием «Большие концерты».

После 1752 г. у Генделя сильно ухудшилось зрение, в конце жизни он вообще ослеп. Тем не менее композитор продолжал творить. Последний концерт под его управлением, в котором исполнялась оратория «Мессия», прошёл за восемь дней до смерти Генделя.

Содержание статьи

ГЕНДЕЛЬ, ГЕОРГ ФРИДРИХ (Händel, Georg Friedrich) (1685–1759), немецкий композитор, бóльшую часть жизни работавший в Англии; наряду с И.С.Бахом – крупнейший представитель эпохи барокко в музыке и, по общему мнению, одна из величайших фигур в истории мирового музыкального искусства. Оратория Генделя Мессия (Messiah ) – в числе всемирно любимых и популярных произведений, но Мессия – лишь один из многочисленных шедевров этого необычайно одаренного и плодовитого музыканта.

ЖИЗНЬ

Ранние годы.

Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 в Галле (Саксония). Отец, уже немолодой врач-хирург, был сначала против музыкальных занятий сына, но когда мальчику исполнилось восемь лет, он разрешил ему в течение трех лет изучать игру на органе под руководством местного органиста. В январе 1702, после смерти отца, Гендель поступил на юридический факультет университета родного города, но уже через месяц был назначен органистом в кафедральный собор. В следующем году он распростился с Галле и отправился в Гамбург, где стал сначала скрипачом, а затем клавесинистом в Гамбургской опере, в то время единственном оперном театре Германии. В Гамбурге Гендель сочинил Страсти по Евангелию от Иоанна (Passion nach dem Evangelium Johannes ), в 1705 там была поставлена его первая опера Альмира (Almira ). За ней вскоре последовали Нерон (Nero ), Флориндо (Florindo ) и Дафна (Dafne ). В 1706 он уехал в Италию и оставался там до весны 1710, живя во Флоренции, Риме, Неаполе и Венеции и сочиняя итальянские кантаты и оратории, католическую церковную музыку и оперы. Гендель познакомился с А.Корелли, А. и Д.Скарлатти и другими ведущими итальянскими композиторами, удивив их своей виртуозной игрой на разных инструментах; пребывание в Италии усилило обозначившуюся ранее склонность Генделя к итальянскому музыкальному стилю.

Поездки в Англию.

В июне 1710 Гендель сменил А.Стеффани на посту придворного капельмейстера курфюрста Ганноверского Георга, испросив предварительно отпуск для поездки в Англию. Осенью того же года он отправился в Лондон, где сразу по прибытии в течение четырнадцати дней сочинил оперу Ринальдо (Rinaldo ), поставленную 24 февраля 1711.

Через полгода Гендель вернулся в Ганновер, но весной 1712 вновь оказался в Англии, где написал еще несколько опер и посвятил королеве Анне Оду на день рождения , а в честь заключения Утрехтского мира написал Te Deum (1713). Однако в 1714 королева скончалась, и ей наследовал Георг Ганноверский, который был весьма сердит на Генделя за его самовольную задержку в Англии.

Прощение было даровано после исполнения Музыки на воде (Water Music ) – сюрприза, приготовленного Генделем к путешествию короля на лодке по Темзе из Уайтхолла в Лаймхауз одним из августовских вечеров 1715. (Рассказ о прощении Генделя некоторые считают легендой, поскольку известно, что музыка Генделя звучала во время другого королевского плавания в июле 1717.) Король утвердил годовой пенсион в 200 фунтов, дарованный композитору королевой Анной, и в январе 1716 Гендель сопровождал монарха при его посещении Ганновера; тогда же было создано последнее произведение композитора на немецкий текст – поэму о Страстях Господних Б.Х.Броккеса, использованную также И.С.Бахом в его Страстях по Иоанну .

По возвращении в Лондон (1717) Гендель поступил на службу к герцогу Чандосскому и руководил концертами в герцогском дворце Каннонс под Лондоном; там же был создан ряд англиканских антемов (церковных песнопений), пастораль Ацис и Галатея (Acis and Galatea ) и маска (развлекательное представление) Аман и Мордехай (Haman and Mordechai , первая редакция оратории Эсфирь , Esther ).

Оперный композитор.

Служба Генделя у герцога совпала с периодом, когда в Лондоне не давали итальянскую оперу, но в 1720 оперные представления возобновились в Королевской музыкальной академии, которая была основана годом ранее при участии представителей английского дворянства и под руководством Генделя, Дж.М.Бонончини и А.Ариости. Гендель отправился в Европу в поисках певцов и возвратился с новой оперой – Радамисто (Radamisto ). Академия просуществовала девять сезонов, в течение которых Гендель поставил несколько лучших своих опер – например, Флориданте (Floridante ), Оттон (Ottone ), Юлий Цезарь (Giulio Cesare ), Роделинда (Rodelinda ). В феврале 1726 Гендель стал гражданином Британии. После кончины короля Георга I (1727), он сочинил 4 коронационных антема для его наследника. В 1728 Музыкальная академия обанкротилась, не в силах соперничать с только что поставленной в Лондоне оригинальной остросатирической Оперой нищего Гея и Пепуша, имевшей колоссальный успех. Тем не менее Гендель не захотел признать себя побежденным и вместе со своим деловым партнером Хейдеггером начал борьбу: он собрал новую оперную труппу и устроил представления сначала в Королевском театре, потом в театре «Линкольнс Инн Филдз» в «Ковент-Гардене». Поскольку ему пришлось во время Великого поста исполнять Эсфирь без сценической постановки (1732), он на следующий год сочинил ораторию Дебора (Deborah ) специально для великопостного периода, когда нельзя было давать оперу. Генделевская антреприза имела сильного соперника в лице оперной труппы, которой в пику отцу-королю покровительствовал принц Уэльский. В этот период здоровье композитора ухудшилось, и в 1737 ревматизм, переутомление и плачевное финансовое положение доконали Генделя, покинутого к тому же своим компаньоном. Композитор заключил перемирие с кредиторами и отправился принимать горячие ванны в Ахен.

Оратория.

1737 – поворотный пункт в жизни Генделя. Он вернулся с курорта бодрым и окрепшим. Но хотя он возобновил партнерство с Хейдеггером и с 1738 по 1741 антреприза поставила в Королевском театре еще несколько генделевских опер (в частности, Дейдамию , Deidamia , последнюю оперу композитора), внимание Генделя отныне обратилось на другой жанр – английскую ораторию, которая не требовала ни сцены, ни дорогостоящих итальянских певцов.

28 марта 1738 Гендель показал в театре «Хеймаркет» программу, которую он назвал Ораторией (на самом деле это была смешанная программа из сочинений разных жанров), и она принесла композитору доход примерно в тысячу фунтов, что позволило ему заплатить все долги. К этому времени уже существовали Эсфирь , Дебора и Аталия (Athalia ), но пока это были лишь разрозненные образцы нового жанра. Отныне, начиная с Саула (Saul ) и Израиля в Египте (Israel in Egypt , 1739), Гендель стал сочинять оратории с той же регулярностью, с какой ранее создавал итальянские оперы. Самая известная оратория – Мессия (1741) была сочинена в три недели и впервые исполнена 13 апреля 1742 в Дублине. За ней последовали Самсон , Семела , Иосиф и Валтасар . Летом 1745 Гендель пережил второй серьезный кризис, как финансовый, так и связанный с ухудшением здоровья, но сумел оправиться от него и отметил подавление восстания якобитов созданием пастиччо под названием Оратория к случаю (Occasional Oratorio ). Еще одной ораторией, связанной с якобитским восстанием, стал Иуда Маккавей (Judas Maccabaeus , 1747), который современники воспринимали как слегка прикрытую библейским сюжетом хвалебную оду спасителю Англии, «мяснику» Камберленду (Уильяму Огастесу, герцогу Камберлендскому). Иуда Маккавей – лучшая оратория Генделя; при первом же исполнении произведение оказалось настолько соответствующим общему настроению, что Гендель сразу стал национальным героем, причем героем всего народа, включая не только дворянство, но и средний класс. В 1748–1750 он порадовал своих поклонников целой серией шедевров – Александр Балус (Alexander Balus ), Иисус Навин (Joshua ), Сусанна (Susanna ), Соломон (Solomon ) и Теодора (Theodora ), из которых не все прошли с тем успехом, которого заслуживали. В 1749 Гендель сочинил Музыку фейерверка (Fireworks Music ) для празднества по поводу заключения в Ахене мирного договора, положившего конец войне за Австрийское наследство; сам фейерверк не слишком удался, но музыка Генделя имела большой успех.

Последние годы, слепота и смерть.

Летом 1750 Гендель в последний раз посетил Германию. Вернувшись в Англию, он начал работу над ораторией Иевфай (Jephtha ), но почувствовал, что зрение ему отказывает. Ему трижды делали операции, но в январе 1753 Гендель ослеп окончательно. Однако он не сидел сложа руки, а с помощью преданного друга Дж.К. Смита сочинил свое последнее большое пастиччо Триумф Времени и Правды (Triumph of Time and Truth , 1757), материал для которого был заимствован, в основном, из ранней итальянской оратории Генделя Il Trionfo del Tempo (1708), а также из других прежде созданных сочинений. Гендель продолжал играть на органе и дирижировать концертами. Так, 6 апреля 1759, за неделю до смерти, он руководил исполнением Мессии в театре «Ковент-Гарден». Гендель скончался 14 апреля, а 20 апреля был похоронен в Вестминстерском аббатстве; его гроб провожало около трех тысяч человек, и на погребении пел сводный хор аббатства, собора св. Павла и Королевской капеллы.

ТВОРЧЕСТВО

Оперы.

Самый ценный вклад Генделя в сокровищницу мирового искусства – это его английские оратории, но тем не менее необходимо прежде всего обратиться к его итальянским операм. С 1705 по 1738 композитор уделял этому жанру подавляющую часть своей творческой энергии.

Оперы Генделя – не просто концерты в костюмах, сочиненные лишь для того, чтобы модные в то время певцы-кастраты (мужские сопрано и альты) и примадонны могли продемонстрировать свою виртуозность. Верно, что в генделевских операх преобладают арии da capo в традиционной трехчастной форме (А–B–А) и многие из подобных арий являются памятниками золотого века итальянской музыки и написаны в стиле А.Скарлатти, прямым преемником которого и являлся Гендель. Но генделевские арии редко бывают «чистой» музыкой: каждая ария рисует индивидуальный характер в той или иной ситуации, и сумма арий создает цельный драматический образ. Гендель обладал удивительным умением создавать драматический характер в пределах одной арии (например, жалоба Поппеи Bel piacere в Агриппине ) и достигал блестящих результатов, нарушая условную форму, например, вводя речитативную сцену Цезаря перед арией da capo Клеопатры V"adoro pupille в Юлии Цезаре . Та же форма арии дает простор для живописной и неординарной оркестровки, включающей как обычный, так и сценический оркестры. Гармоническое письмо Генделя тоже может быть весьма выразительным и оригинальным. Иногда в кульминационных моментах – таких, как сцена смерти Баязета в Тамерлане или сцена сумасшествия в Орландо , – Гендель отходит от простого чередования речитативных диалогов с ариями и сочиняет настоящую драматическую сцену.

Оратории.

Драматургические приемы, выработанные в опере, Гендель перенес в свои оратории. Они отличаются от его опер отсутствием актерской игры и декораций; употреблением английского языка вместо итальянского; свободным введением хоров. Чаще всего в ораториях используются религиозные сюжеты из Ветхого Завета, но музыка здесь скорее драматическая, нежели церковная, а в ряде случаев (например, в Семеле и Геркулесе ) сюжеты вовсе не связаны с христианством.

Мессия на первый взгляд вполне соответствует расхожему представлению о генделевской оратории как о череде речитативов, арий, хоров и т.д., и все же это сочинение стоит особняком, что обусловлено уже сюжетом: Мессия повествует о Рождестве, Страстях и Воскресении Иисуса, но не средствами прямого пересказа евангельских событий, а разного рода аллюзиями. По единогласному мнению, Мессия – один из шедевров мировой музыки, и все же вряд ли стоит, как это часто делается, превозносить данное произведение, забывая о других генделевских ораториях. Израиль в Египте – еще одна выдающаяся оратория: ее особенность – в исключительном преобладании хоров и столь же исключительном числе «заимствований» из музыки других авторов. Вообще генделевские «заимствования» и адаптации чужого материала – от отдельных тем до целых частей – неоднократно становились предметом обсуждения. Иногда Гендель берет чужую тему для того, чтобы дать толчок собственной фантазии, причем он непременно вносит в нее идущие на пользу изменения. Однако случай Израиля в Египте (а он не единичен) требует особого объяснения, поскольку заимствований здесь так много, что дело доходит едва ли не до обвинений в плагиате. Э.Дж.Дент высказал предположение, что усиленное пользование чужим материалов в сочинениях конца 1730-х годов явилось следствием душевного недуга, который преследовал Генделя в эти годы.

Другие хоровые жанры.

Жанровый диапазон хоровой музыки Генделя весьма широк: от двух циклов немецких пассионов (где Гендель наиболее близко соприкасается со стилем И.С.Баха) и английских серенат (жанра, близкого к опере) и од (восхитительная пастораль Ацис и Галатея , блестящее и живописное Празднество Александра , Alexander"s Feast , и прочее) до итальянских камерных кантат для сольных голосов, дуэтов и трио (один-два номера из этой музыки стали впоследствии весьма популярными частями Мессии His yoke is easy и For unto us ). Церковную музыку композитора имеет смысл разделить на три категории, весьма различающиеся по стилю. Первая категория – несколько ранних католических псалмов, в основном сочиненных в Италии; среди них лучший – псалом 110 Dixit Dominus . Вторая категория – музыка англиканской церкви, созданная по поводу крупных исторических событий: таковы «деттингенский» Te Deum , четыре великолепных антема на коронацию Георга II и глубоко прочувствованный погребальный антем The ways of Zion do mourn на смерть королевы. Третья категория состоит из одиннадцати менее монументальных т.н. Чандосских антемов (по имени герцога Чандосского) скорее напоминающих по форме немецкие церковные кантаты, нежели любой из видов английских антемов.

Инструментальные произведения.

Инструментальные произведения Генделя обладают многочисленными достоинствами, но все же уступают по качеству его хоровым опусам. Вершины камерно-инструментального творчества композитора – его сонаты ор. 1 для солирующих инструментов (флейты, гобоя или скрипки с basso continuo) и трио-сонаты (ор. 2), выполненные в итальянском стиле, но несомненно генделевские по духу. Трио-сонаты (ор. 5) более поверхностны и во многом состоят из заимствований ранней музыки. Равным образом второй цикл органных концертов представляет собой в основном транскрипции; немало транскрипций также в превосходном первом цикле органных концертов и в третьем цикле, которые были напечатаны, соответственно, под опусами 2 и 7. Эти концерты, исполнявшиеся самим автором как интерлюдии во время представления ораторий, вышли под названием Концерты для клавесина или органа , и действительно, играть их на клавесине даже удобнее, чем на органе современной конструкции (т.е. клавесин предпочтительнее, если не доступен барочный орган). Ранние концерты для оркестра (ор. 3) тоже неровны по качеству. Главный шедевр инструментального творчества композитора – монументальный цикл из 12 кончерти гросси для струнных (напечатан в 1740, ор. 6); рядом с ним можно поставить только некоторые фрагменты Музыки на воде .

Наиболее слабая часть инструментального наследия Генделя – его клавесинная музыка. Восемь сюит (Suites de pieces pour la Clavecin ), опубликованные в 1720, и Шесть фуг или фантазий для органа или клавесина (Six Fugues or Voluntarys for the Organ or Harpsicord ), появившиеся в 1735, – безусловно, достойны имени их автора, хотя генделевские «вольные», квазиимпровизационные фуги все же уступают чеканным по форме фугам И.С.Баха. Поздние сюиты и многочисленные мелкие пьесы в целом находятся на периферии творчества композитора.

Как и Бах, Гендель отличался консерватизмом. Так, его оперы целиком относятся к жанру неаполитанской оперы начала 18 в. Гендель дожил до эпохи, в которой тон задавали мангеймские симфонисты, К.Ф.Э.Бах и молодой Гайдн, но в его творчестве почти не слышны следы их влияния, в то время, как, например, его старший современник К.Граупнер (1683–1760), писавший сначала барочные оперы для гамбургского театра, к середине 18 в. стал автором многочисленных симфоний нового типа. Новое у Генделя, как и у Баха, всегда было ярко индивидуальным и никак не было связано с веяниями музыкальной моды. Например, неповторимая английская оратория – в полной мере создание Генделя. Устаревший уже при жизни композитора стиль Генделя не оказал непосредственного воздействия на музыкальный процесс. Прошло тридцать лет, прежде чем Моцарт открыл для себя Генделя и переоркестровал Мессию , и около сорока лет, прежде чем Гайдн пошел генделевским путем в оратории Сотворение мира .

2. Характеристика творческого стиля Генделя.

1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.

Г. Ф. Гендель (1685 - 1759) – немецкий композитор барокко. Родился в Галле близ Лейпцига, первую половину своей жизни прожил в Германии, а вторую половину – с 1716 г. – в Англии. Гендель умер в Лондоне и похоронен в Вестминстерском аббатстве (усыпальница английских королей, государственных деятелей, знаменитых людей: Ньютона, Дарвина, Диккенса). В Англии Генделя считают английским национальным композитором.

В раннем возрасте Гендель обнаруживает большие музыкальные способности. Уже в 7-летнем возрасте Гендель покоряет своей игрой на органе герцога Саксонского. Однако музыкальные увлечения ребёнка наталкиваются на противодействие отца, мечтавшего о юридической карьере сына. Поэтому Гендель поступает в университет на юридический факультет и параллельно служит органистом в церкви.

В 18-летнем возрасте Гендель переезжает в Гамбург, город, имеющий первый в Германии оперный театр, соревнующийся с театрами Франции и Италии. Именно опера влекла к себе Генделя. В Гамбурге появилась первая оратория Генделя «Страсти по Евангелию от Иоанна», первые оперы – «Альмира», «Нерон».

В 1705 г. Гендель направляется в Италию, пребывание в которой имело огромное значение для формирования генделевского стиля. В Италии окончательно определилось творческое направление композитора, его приверженность итальянской опере-seria. Оперы Генделя получают восторженное признание у итальянцев («Родриго», «Агриппина»). Гендель пишет также и оратории, светские кантаты, в которых оттачивает своё вокальное мастерство на итальянские тексты.

В 1710 г. композитор едет в Лондон, где с 1716 г. обосновывается окончательно. В Лондоне он отдаёт много времени изучению хорового искусства Англии. В результате появляются 12 антемов – английских псалмов для хора, солистов и оркестра на библейские тексты. В 1717 г. Гендель пишет «Музыку на воде» - 3 оркестровых сюиты для исполнения во время парада королевского флота на Темзе.

В 1720 г. в Лондоне был открыт оперный театр «Королевская академия музыки» (с 1732 г. – «Ковент-Гарден»), музыкальным руководителем которого становится Гендель. Период с 1720 по 1727 гг. является кульминационным в деятельности Генделя как оперного композитора. Гендель создавал по несколько опер в год. Тем не менее, итальянская опера всё более и более стала испытывать кризисные явления. Английское общество стало испытывать острую потребность в национальном искусстве. И хотя лондонские оперы Генделя были распространены по всей Европе как шедевры, падение престижа итальянской оперы отражается и на его творчестве. В 1728 г. «Королевскую академию музыки» пришлось закрыть. Однако Гендель, не отчаиваясь, едет в Италию, набирает новую труппу и открывает сезон Второй оперной Академии. Появляются новые оперы: «Роланд», «Ариодант», «Альчина» и др., в которых Гендель обновляет трактовку оперы-seria – вводит балет, усиливает роль хора, делает музыкальный язык более простым и выразительным. Однако борьба за оперный театр кончается поражением – Вторая оперная Академия закрывается в 1737 г. Композитор тяжело переносит крах Академии, заболевает (депрессия, паралич) и почти 8 месяцев не работает.

После провала оперы «Дейдалия» (1741) Гендель отказывается от сочинения опер и сосредотачивает внимание на оратории. В период с 1738 по 1740 гг. были написаны его библейские оратории: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Мессия» и др. Оратория «Мессия» после премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства.

На закате жизни Гендель добивается прочной славы. Среди произведений, написанных в последние годы, выделяется «Музыка для фейерверка», предназначенная для исполнения на открытом воздухе. В 1750 г. Гендель берётся за сочинение новой оратории «Иевфай». Но здесь его сражает несчастье – он слепнет. Слепой, он заканчивает ораторию. В 1759 г. Гендель умирает.

Композитор Г. Гендель - один из выдающихся людей эпохи Просвещения. Именно благодаря ему в музыке появились такие жанры, как опера и оратория. Можно сказать, что этот человек был музыкальным провидцем, потому что предвосхитил появление оперного драматизма и гражданского пафоса, идей, присущих Глюку и Бетховену. Композитор Гендель был чрезвычайно интересным и упрямым человеком.

Национальность

Так получилось, что на звание родины Генделя могут претендовать сразу две страны. По факту рождения и кровной принадлежности он немец. Родился и вырос в Германии, там же начал свой творческий путь. Но Англия появилась в его жизни внезапно и осталась там навсегда. Именно там формировался его взгляд на музыку, появлялись новые жанры и направления. Англия стала местом, где состоялся композитор Гендель, где он стал известным и популярным.

Детство и юность

Родился будущий композитор в Галле в семье врача. У мальчика рано начали проявляться и отец отдал его учиться к лучшему музыканту города. Наставник смог привить Генделю хороший музыкальный вкус, добиться чистой техники исполнения и познакомил со всеми музыкальными стилями и жанрами того времени. Композитор Гендель, биография которого чем-то схожа с историей жизни Моцарта, уже к 11 годам был прекрасным сочинителем и исполнителем, известным по всей Германии.

Исполняя последнюю волю своего отца, Гендель выучился на юриста в университете, но не бросил занятий музыкой. Постоянно оттачивая мастерство игры, он в поисках вдохновения уезжает в Гамбург. Оперный театр (один из первых в стране) привлекает музыканта. Гендель, композитор опер, работал там в качестве скрипача и клавесиниста. Но даже такое занятие не помешало ему взять самое лучшее от времени, проведенного в стенах театра. К сожалению, банкротство руководителя оперы ведет к ее закрытию.

Время путешествий

Оставив Германию, композитор Гендель переезжает в Италию, в его планы входит посетить Рим, Флоренцию, Венецию, Неаполь. Там он вновь приобретает знания, впитывает, как губка, опыт мастеров старой школы. Это удается ему с таким блеском, что через несколько месяцев выходит в свет его первая итальянская опера, которая получает заслуженное признание публики. Вскоре после этого к композитору начинают поступать частные заказы от богатых и именитых итальянцев.

Англия

Впервые появившись на Туманном острове в 1710 году по приглашению друзей, композитор Гендель, творчество которого будет неразрывно связано в этой страной, окончательно перебирается через Ла-Манш только к 1716 году. Еще через десять лет он принял английское подданство. Здесь он смог быстро покорить слушателей одной только манерой своей игры, а оперы имели ошеломляющий успех. Новая, свежая волна, которую принес Гендель, композитор с континента, совершенно чуждый британцам по духу, всколыхнула заскучавших было слушателей, и вернула им интерес к музыке.

Особенности британского стиля

Сочиняя музыку в Англии, Гендель выходит далеко за рамки традиционной итальянской оперы. Его произведения поражают драматичностью, глубиной, яркостью персонажей. Это помогло поднять музыкальное творчество на новый уровень, осуществить такие необходимые реформы в подходе к написанию произведений. Композитор Гендель даже на некоторое время публики из-за своих чересчур выдающихся способностей. В Англии грядут реформы во всех сферах, самосознание народа растет, отсюда и негативное отношение ко всему иностранному.

Даже после тревожных событий и опалы авторитет Генделя в богемной среде не уменьшился. Еще больше его укрепить помог заказ короля Георга II. Не прекращая попытки возродить оперу, композитор едет в Италию за новыми артистами. Но длительная, изнурительная и отчасти политическая борьба за новый жанр заканчивается поражением. Это подрывает здоровье Генделя, и он почти 8 месяцев проводит в постели. Написав еще две оперы, он заканчивает работу над этим жанром вообще.

Духовная музыка

В 1738 году высшему свету были представлены две оратории, признанные позднее гениальными. Но композитор не останавливается на достигнутом, а продолжает писать церковную музыку. За короткий промежуток времени на пике вдохновения и славы Гендель пишет одну за другой еще четыре потрясающие оратории. Однако аристократия пытается «сбросить» его с творческого пьедестала. И на какое-то время им и удается. Сочинителя охватывает тяжелая депрессия. Но надвигающаяся война с Шотландией меняет настроение в стране, и англичане снова возвышают Генделя среди других композиторов. Его произведения, написанные в честь победы Англии, стали гимнами новой эпохи и заключительным этапом большого творческого пути.

Конец жизни

В 1751 году слепота укладывает Генделя обратно на больничную койку. Она уже, к сожалению, необратима, и это заставляет композитора впасть в отчаянье. Еще несколько лет назад всеми любим и почитаем, теперь он остался за границей этих торжеств один на один с трудностями. Но, несмотря на это, он продолжает упорно играть свои произведения на публике. Согласно пожеланию композитора, после смерти он был похоронен в Вестминстере.

Особое благоговение перед творческим гением Генделя испытывали все композиторы восемнадцатого и девятнадцатого веков, особенно Бетховен. Даже три столетия спустя, в наш современный век, сильная и глубокая музыка Генделя находит отклик у слушателей. Она заставляет по-новому взглянуть на старые сюжеты, приобретает иной смысл, более близкий современникам. Каждый год в Германии и Англии проходят праздники и фестивали, посвященные этому Они привлекают огромное количество как профессиональных музыкантов, так и просто туристов из разных уголков планеты. А это означает, что творчество его не забыто, оно будет славить память о своем создателе еще долгие годы, возможно, даже века. И дух Генделя незримо и бестелесно будет поддерживать создателей опер и ораторий, как ангел-хранитель.

Ровесник Скарлатти и Баха, Георг Гендель является одним из величайших композиторов эпохи Барокко. За 57 лет творческой карьеры он сочинил более 120 кантат, дуэтов и трио, 29 ораторий, 42 оперы, многочисленные арии, антемы, камерную музыку, оды и серенады, органные концерты.

Гендель сделал неоценимый вклад в развитие оперы и, по мнению критиков, родись этот композитор несколько позже, он мог бы успешно провести полную реформу этого жанра. Английский подданный немецкого происхождения, Гендель был поистине транскультурным деятелем, легко сочетая в своем творчестве музыкальный опыт английских, итальянских, немецких композиторов и исполнителей.

Краткую биографию Георга Фридриха Генделя и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Генделя

Георг Фридрих Гендель родился в Галле, Германия в 1685 году. Отец будущего композитора – Георг Гендель, женившись в свое время на вдове придворного цирюльника-хирурга, унаследовал и должность покойного. Своих пятерых детей от брака с той женщиной он воспитал согласно своим жизненным принципам: «консервативности, осторожности, бережливости и рассудительности». После смерти первой жены Георг женился на дочери священника-лютеранина Доротее Тауст, которая и стала матерью Г.Ф. Генделя.


Жизненные принципы глубоко религиозного отца с одной стороны и происхождение матери – с другой, а также невысокое положение их семьи в обществе должны были безапелляционно закрыть для мальчика путь к музыке, однако «совсем случайно» этого не произошло.

В биографии Генделя есть тот факт, что однажды волею судьбы изумительную игру 7-летнего Фридриха услышал герцог Иоганн Адольф I. Вельможа порекомендовал дать мальчику музыкальное образование, и отец, не посмев перечить воле герцога, вынужден был забыть о юридическом образовании сына. Георг Гендель нанял в учителя органиста Галльской приходской церкви Ф.В. Цахова, ставшего первым …и последним, кто занимался с Генделем музыкой.


Принадлежа, как церковный органист, к старой школе, Цахов упивался исполнением фуг, канонов и контрапунктом. Вместе с тем, он был хорошо знаком с европейской музыкой, а также сам сочинял произведения, от которых веяло новым, концертно-драматическим, стилем. Многие из характерных черт «генделевского» стиля будут брать начало именно в музыке Цахова.

Клавесин , скрипка, орган , гобой – игру на этих инструментах Гендель осваивал и совершенствовал под чутким руководством своего наставника. А поскольку перекладывание своих церковных обязанностей на ученика постепенно стало входить у Цахова в привычку, 9-летний Фридрих Гендель в течение нескольких лет успешно сочинял и исполнял органную музыку для Богослужений.

Достоверно не известно, посещал ли Гендель Италию после (или незадолго перед) смерти отца или нет, но сохранились данные, что в 1702 он поступил в Галльский университет и, конечно же, не на юридический факультет. Университетские занятия сделали юношу тем человеком, которого мы знаем.

Еще в начале университетского обучения Гендель, хоть и был лютеранином, получил назначение органиста в Галльский кальвинистский собор. Это дало ему неплохой заработок и кров над головой. В те годы он познакомился с Г.Ф. Телеманном, одним из ведущих немецких композиторов своего времени.

В обязанности Генделя как органиста Домкирхе, несомненно, входило сочинение Богослужебной музыки, однако ни одно произведение не сохранилось. Зато дошли до наших дней его первые камерные работы, сочиненные в то время: 6 сонат для двух гобоев и баса, а также изданный в 1724 году в Амстердаме первый опус.

Особая приверженность к светской музыке вскоре заставила Генделя в 1703 году переехать в Гамбург – «немецкую Венецию», – где был оперный театр. Здесь он написал свои первые оперы – «Альмира» и «Нерон» (1705), а спустя три года – еще две: «Дафна» и «Флориндо».

Когда в 1706 Фердинандо де Медичи пригласил композитора в Италию, тот не мог не поехать. Известный «Dixit Dominus» на слова 110 псалма, оратории «La resurrezione» и «Il trionfo del tempo», первая итальянская опера композитора «Родриго», – эти и другие произведения Гендель напишет именно там. Публика, пораженная, словно громом, величием и пышностью его стиля, аплодировала стоя, когда исполнялась ария «Il caro Sassone» из оперы «Агриппина» (1709).


В 1710 как капельмейстер принца Георга, будущего короля Великобритании и Ирландии, Гендель переезжает в Лондон, где впоследствии проведет остаток жизни. Он писал по несколько опер в год для Королевской музыкальной академии, Королевского театра, театра «Ковент-Гарден», но рамки последовательной структуры оперы seria были столь тесны для воображения великого композитора, а разногласия с вельможами столь постоянны, что он сменял одно место работы на другое и постепенно с жанра оперы переключился на оратории.


В апреле 1737 у Генделя случился удар, в результате чего были парализованы 4 пальца правой руки. Летом близкие стали замечать периодические помрачения рассудка Георга Фридриха, что давало повод думать о самом страшном. Однако уже через год он снова был в прежней форме, правда, опер больше не сочинял.

Роковое событие случилось гораздо позже – в 1759 году. Полностью слепой в результате несчастного случая, произошедшего в 1750, он 9 лет прожил во тьме. За неделю до смерти Гендель слушал концерт, где исполняли его ораторию «Мессия», а 14 апреля он скончался. Композитора, снискавшего славу во всей Европе, похоронили в Вестминстерском аббатстве с пышностью, присущей похоронам государственных мужей Англии.




  • Опера «Сципион» исполнялась в Королевской музыкальной академии как временная замена репертуара, пока в Лондон не прибыла знаменитая Фаустина Бордони, обладательница обворожительного меццо-сопрано.
  • В 1727 Генделю было доверено сочинить 4 антема для церемонии коронации короля Георга II. Один из них, антем «Священник Садок», исполняли с тех пор во время каждой британской коронации. Фрагмент этого антема использован также в Гимне футбольной Лиги чемпионов УЕФА.
  • Широко известный хор «Аллилуйя» из «Мессии» приказом Георга II стал обязателен для исполнения во всех храмах англиканской церкви и его, как молитву, надлежало слушать стоя.
  • На смертном одре Гендель шептал: «Я знаю, мой спаситель жив» – слова из «Мессии». Именно эти слова и ноты к ним будут написаны на надгробье композитора.

Коллекция картин Георга Фридриха Генделя


Гендель очень любил живопись, и пока зрение не покинуло его, часто любовался картинами, выставленными на продажу. Он собрал огромную коллекцию картин, состоящую из 70 полотен и 10 гравюр, на которых были изображены ландшафты, руины, охота, исторические сцены, морские пейзажи и сцены сражений. Коллекция содержала также пару полотен эротического характера и несколько портретов и сцен на библейскую тематику.

Некоторые полотна Гендель завещал своим близким и друзьям, остальные картины были проданы с аукциона 28 февраля 1760 Абрахамом Ленгфордом.

Музей Генделя в Галле, Германия.

Первый Музей Генделя был открыт в 1948 году в доме, где родился будущий композитор. Особой популярностью среди туристов Дом-музей Генделя стал пользоваться с 2009, когда там открылась постоянная выставка «Гендель – европеец». В каждом из 14 залов экспозиции представлен определенный период жизни композитора.

В мансарде кроме основной экспозиции проводятся временные выставки редких экспонатов, связанных не только с Генделем, но с историей музыки в целом. В фондах музея хранится более 700 музыкальных инструментов различных эпох, с которыми можно ознакомиться в соседнем с Домом Генделя здании.

Каждый год, начиная с 1922 года, в стенах музея проходит традиционный Галльский фестиваль Генделя. В остальное же время во всех залах музея звучат записи шедевров композитора.


Музей Георга Фридриха Генделя в Лондоне, Англия.

В 1723 году Гендель поселился в домике на Брукстрит, 25, обосновавшись здесь на всю жизнь. Дом, где он проводил репетиции, где Муза вдохновила его к созданию своих величайших произведений – «Мессии», сюиты «Музыка для королевского фейерверка», гимна «Священник Садок», – где композитор продавал билеты на свои концерты в Королевской музыкальной академии, – этот дом стал Домом-музеем Георга Генделя.

Музей был открыт в 2001 по инициативе музыковеда Стэнли Сэйди. Он состоит из бережно сохраненных комнат на втором и третьем этажах дома № 25 и здания соседнего дома № 23, где расположены выставки. В начале 1990-х Сэйди и его жена Джулия Анна основали Траст дома Генделя – благотворительную организацию, нацеленную на создание музея в доме композитора.

Дом отреставрировали, полностью воспроизведя лаконичный интерьер времен короля Георга, когда там жил знаменитый композитор. Это типичный Лондонский дом с террасой начала 18 века, где есть цоколь, три этажа и мансарда. Позже мансарду переделали в полноценный четвертый этаж. На первом этаже расположен магазин, никак не связанный с музеем, а четвертый этаж сдан в аренду Трасту дома Генделя и открыт для посетителей с конца 2001 года.

Для отделки комнат были использованы аутентичные материалы 18 века, собранные со всего мира, что ж касается оригинальной отделки дома Генделя, то сохранилось лишь несколько фрагментов. Трастом была собрана коллекция памятных вещей композитора, включая Бэрнскую коллекцию, насчитывающую несколько сотен предметов, связанных с жизнью Генделя: письма, рукописи, ранние издания его музыкальных сочинений и пр.

Многие произведения композитора очень популярны и часто звучат в современном кино, о чем можно судить по представленной ниже таблице.


Музыкальное произведение Г. Ф. Генделя

Фильм

«Ксеркс»

Морган (2016)

Проблеск гениальности (2008)

На краю (2001)

Хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия»

Сверхъестественное (2016)

Области тьмы (2016)

Таинственный сад (2010)

Необыкновенное путешествие (2008)

«Lascia Ch"io Pianga» из оперы «Ринальдо»

Пятьдесят оттенков черного (2016)

Ложь (2001)

Увертюра из «Музыки для королевских фейерверков»

Страховщик (2014)

«Музыка на воде»

Красавица и чудовище (2014)

Всегда говори да (2008)

Герцогиня (2008)

Прыгни завтра (2001)

Антем «Священник Садок»

Молодая Виктория (2009)

Мы – легенды (2008)

Завтрак на Плутоне (2005)

Опера «Оттон»

На чужой вкус (2000)

«La Rejoussance» из «Музыки для королевских фейерверков»

Австралийский итальянец (2000)

«Concerto Grosso»

Неприкасаемые / 1+1 (2011)


Гендель мог бы порадоваться завидному количеству биографических и документальных фильмов о нем, которым может похвастать не каждый всемирно известный композитор:

  1. «Великий г-н Гендель» (1942), в роли Генделя – Уилфрид Лоусон.
  2. «Плач ангелов» (1963), в роли Генделя – Вальтер Слезак.
  3. «Восток и суета» («East End Hustle») (1976), в роли Генделя – Джеймс Винсент.
  4. «Честь, выгода и удовольствие» (1985), в роли Генделя – Тревор Ховард.
  5. «Гарфилд: его 9 жизней» (1988), в роли Генделя – Хэл Смит.
  6. «Ужин в четыре руки» («Sopar a quatre mans») (1991), в роли Генделя – Иоаким Кардона.
  7. «Фаринелли-кастрат» (1994), в роли Генделя – Йерун Краббе
  8. «Последний шанс Генделя» (1996), в роли Генделя – Леон Поунол.
  9. «Ужин в четыре руки» (2000), в роли Генделя – Михаил Козаков.
  10. «Гендель» (2009), в роли Генделя – Маттиас Вибальк и Рольф Роденбург.

Штрихи к музыкальному портрету Генделя

Когда композитор приехал в Лондон, английское музыкальное искусство, по словам Р. Роллана, была мертво, и маэстро предстояло исправить это положение. В биографии Генделя отмечается, что на протяжении 15 лет он основал три оперных театра, обеспечивая их репертуаром и лично подбирая артистов и музыкантов в их труппы. Это доказывает, что Фридрих был не только прекрасным композитором, но и первоклассным драматургом и ловким предпринимателем.

В Европе 18 века преобладала опера seria, которой Гендель должен был обеспечить и английскую аристократию. «Opera seria» – это итальянский музыкальный термин, обозначающий аристократический и «серьезный» стиль итальянской оперы. Этот термин начали употреблять в современном значении только когда данный жанр вышел из моды и считался устаревшим. В противовес опере seria существовала опера buffa – комический жанр, берущий свое начало от импровизаций комедии дельʼарте. Сочиняя в среднем по опере в год, Гендель неустанно предпринимал попытки реформировать оперу seria, развить ее драматургическое начало, ввести массовые сцены. Но итальянская публика того времени ценила в опере лишь пение как таковое, а английской культуре этот жанр был и вовсе чужд, в отличие от его оппонента – комедии.


Пытаясь поддержать угасающий интерес к опере seria, Гендель, работая в 1730-х в театре «Ковент-Гарден», вставляет в оперу хоровые номера, балет, а в 1735 году даже вводит концерты органной музыки между актами.

Всего через год после перенесенного паралича Гендель написал оперу «Ксеркс» (1738), которая содержит снискавшую всемирную славу арию «Ombra mai fù», более известную под названием «Ларго Генделя».

«Деидамия» (1741) была последней оперой, которую сочинил Гендель. Первое ее исполнение увенчалось… полным провалом. Гендель оставляет жанр оперы и полностью посвящает себя сочинению антемов и ораторий, в которых он смог реализовать все то, чего ему не позволяли тесные рамки оперы seria.

Известнейшая оратория «Мессия» – шестое по счету произведение композитора в данном жанре – была впервые исполнена в Дублине, Ирландия в 1742 году. Гендель написал «Мессию» в сдержанной голосовой и инструментальной форме с рядом необязательных индивидуальных номеров. Примечательно, что Гендель в своей лучшей оратории сохранил баланс между хором и сольными номерами, ни разу его не нарушив. После смерти композитора оратория была адаптирована для исполнения в гораздо большем масштабе, с огромным хором и оркестром. Среди прочих, оркестровкой оратории занимался и Моцарт. В конце ХХ – начале XIX ст. начала прослеживаться обратная тенденция: исполнение, максимально приближенное к оригинальному.

В поздних ораториях Генделя роль хора приобретает все большее значение. Высокодраматичная последняя оратория композитора «Иевфай» (1751) хоть и сочинялась очень тяжело и медленно из-за наступающей слепоты, является не меньшим шедевром, чем написанные ранее произведения.

Не только современные музыковеды, композиторы, исполнители и простые ценители музыки высоко ценят творчество великого композитора. Генделя почитали его современники и коллеги последующих поколений. Моцарт считал, что никто не способен выразить эмоции в музыке так, как это делал Гендель. Его музыкальное чутье, говорил австрийский композитор, подобно удару молнии. Бетховен желал преклонить колени у могилы Георга Фридриха, столь высоко он ценил его творчество, говоря, что всем нужно поучиться у Генделя достигать такого великолепного эффекта такими простыми средствами. В свою очередь Ромен Роллан называл Генделя гением мелодии и предтечей Глюка за его заслуги в области реформы жанра оперы.

Видео: смотреть фильм о Георге Фридрихе Генделе