Живопись у-син — путь к самопознанию. Китайские кисти для акварели вместо традиционной белки и колонка Какие китайские кисти для акварели подходят

В живописи акварелью качество материалов — важный фактор. Поэтому я то и дело тестирую разные кисти, краски, бумагу.

Давно пристрастилась к китайским кистям для живописи и каллиграфии, поэтому редко покупаю традиционную «белку» — слишком уж они мягкие и плохо собранные. Но поскольку ученики меня спрашивают, решила купить новую кисть из белки. Вдруг качество стало лучше, и ее можно рекомендовать?.. Выбрала в «Леонардо» самую приличную из имеющихся — кисть №10 от Гаммы. В склейке она собрана красиво, в тонкий кончик. Цена достаточно демократичная, 278 рублей.

Сравним эту кисть со сходной китайской из овечьей шерсти.

Вот так кисти выглядят, если их промыть и высушить. Китайская продолжает держать форму.

При работе недостатки сборки беличьей кисти от Гаммы становятся очевидны. После первого мазка волоски кисти расходятся, и тонкий кончик уже не собрать… Для следующего ровного мазочка кисть придется оглаживать, чтобы она приняла ровную форму. А вот такого же размера и формы китайская мягкая кисть форму прекрасно держит. И в работе она более приятна.

Если чуть приплющить кисть, то становится понятно, почему так происходит. Смотрите, какая ровная «стрижка» у китайской кисти, и какие хаотичные волоски, да еще с крючочками у гаммовской:

Именно поэтому беличьими кистями в чистом виде я давно не работаю. И многие спрашивают меня, чем же особенны традиционные китайские кисти, и где купить настоящие, качественные? Об этом я уже писала - рассказала о своих кистях.

И вот приятная неожиданность. После этой публикации компания «Синий Феникс» связалась со мной и попросила протестировать их кисти, насколько они пригодны для живописи акварелью? Снимаю шляпу перед профессионализмом этих ребят! Кисти прислали быстро, в качественной упаковке. Теперь я могу быть спокойна, что этому магазину можно доверять!

Итак, результаты тестирования присланных мне кистей.

Качество всех кистей отличное. Превосходно собраны. Ворс, если и вылазит, то 3-4 волоска в самом начале пользования.

Однако нужно понимать, что эти кисти создавались для традиционной китайской живописи и каллиграфии, поэтому они специфичны. Самое непривычная длина ручки и балансировка кисти. Эти кисти невозможно держать близко к ворсу, как привыкли держать ручку. Традицонно такие кисти держат за центр или самый кончик черенка. Это дает свободу движений и красивый мазок. Именно тот, что предполагается. Насколько эти кисти способны заменить привычные нам кисти для акварели?

Жесткая контурная кисть 1503.

Длина ручки 20 см, длина кисти 1,5 см, диаметр у основания кисти 0,3 см. Состав: заячья шерсть.

А вот каллиграфические линии — гвоздики ей делать очень легко. Для написания маленьких иероглифов, думаю, она очень хороша. Однако для работы акварелью вряд ли подойдет.

Жесткая кисть 2005.

Длина ручки 22 см, длина кисти 2 см, диаметр у основания кисти 0,5 см. Состав: высококачественная волчья шерсть.

Достаточно мягкая, нечто среднее между белкой и колонком. Можно выполнять небольшие по размеру заливки. Хороша для рисования листиков. Дает красиво оформленный мазок с тонким кончиком.

Жесткая кисть 3609

Длина ручки 23 см, длина кисти 3,6 см, диаметр у основания кисти 0,9 см. Состав: шерсть из хвоста волка и овечья шерсть с небольшим добавлением синтетики.

Отличная кисть! Аналог колонка. Широкий спектр действий — от крупных заливок (до формата а4) до тонких линий. Прекрасно собрана, упругая, хорошо держит воду и отдает ее. Очень приятна в работе! Можно сказать, что эта универсальная кисть — мой фаворит из всех представленных. Она хороша именно как качественная кисть для начинающих — легкая в работе, предсказуемая в поведении, удобная в руке.

Комбинированная кисть 3808.

Длина ручки 24 см, длина кисти 3,8 см, диаметр у основания кисти 0,8 см. Состав: высококачественная овечья шерсть и волчья шерсть.

Именно эта кисть показана выше в сравнении с белкой.

Кисть мягкая, но упругая. Аналог хорошего качества белки. Хороша для заливок формата до А3. Подобно беличьей кисти, требует достаточного количества воды, однако кисть хорошо собрана, может давать красивый мазок с тонким кончиком. Ручка кисти показалась толстоватой — мне это не очень удобно.

Жесткая кисть 3909.

Длина ручки 22 см, длина кисти 3,9 см, диаметр у основания кисти 0,9 см. Состав: конская щетина, мех енота.

Упругий длинный ворс. Великолепная кисть для рисования листьев бамбука… В акварели будет полезна мастерам, работающим на больших форматах (А3 и больше), но не для заливок, а для крупных и мелких динамичных мазков. Удлиненный ворс прекрасно справляется с тонкими линиями, создает очень красивый мазок в форме листа бамбука с тонким изящным кончиком.

Жесткая кисть 4810.

Длина ручки 23 см, длина кисти 4,8 см, диаметр у основания кисти 1 см. Состав: высококачественный конский волос, свиная шерсть и небольшое количество овечьей шерсти.

Удлиненный упругий ворс. Для нас это странная кисть — она подобна линеарной, но только очень толстая. То есть, как и линеарную, ее сложно контролировать — ее кончик живет своей жизнью. Будет хороша для мастеров, ценящих в акварельной живописи динамику и спонтанность мазков. Ей можно делать заливки форматов А4-А3. Но в целом эта кисть для более виртуозной работы.

У ценителей восточной культуры нередко возникает вопрос — относится ли китайская живопись у-син к традиционной китайской живописи гохуа?

Термин «у-син » берет свое начало из Древнего Китая. Современная интерпретация этого слова, звучит как «пять элементов» или «пять фаз». Философия у-син говорит о том, что изначальная материя разделилась на две составляющих — Янь и Ян. А мужское и женское начало в свою очередь стали прародителями пяти стихий — Дерева, Огня, Металла, Земли и Воды. Эти стихии, согласно философии у-син , перетекают друг в друга и оказывают непосредственное влияние друг на друга. Этим всем они создают все то, что нас окружает по сей день.

Те, кто знаком с китайской живописью гохуа , известно, что она строится на основных принципах инь и ян.

Живопись у-син не является областью традиционной китайской живописи гохуа. Это направление разработано в нашей стране не так давно. Человек всегда стремился к постижению и переосмыслению опыта прошлых поколений, что касается и китайских живописцев.

Тех, кого интересует обучение живописи у-син и курсы китайской живописи у-син, могут найти гораздо больше для себя знаний и стремлений к творчеству в традиционной китайской живописи гохуа.

Если Вы хотите заниматься живописью У-син, то больше внимания обратите на китайскую живопись Гохуа. В изучение традиционной живописи Вы найдете ответы на все вопросы. Добро пожаловать в нашу школу китайской живописи!

Не знаете, что подарить любителю живописи? Приобретите сертификат на наши мастер-классы! Это уникальный шанс отвлечься от повседневных забот и погрузиться с головой в удивительный творческий процесс.

Какие китайские кисти подходят для акварели и где их купить – один из часто задаваемых мне вопросов. Поэтому решила написать об этом статью и собрать в нее ссылки на интернет-магазины, где можно приобрести качественные кисти для акварели.

Только предупреждаю, что по кистям в магазине сужу по описанию и картинке. Качество могу гарантировать только откликами моих учеников, которые там их заказывали.

Традиционные китайские кисти, используемые в каллиграфии и живописи гохуа, предназначаются для туши и минеральных красок. В соответствии с их назначением, все они имеют разную форму и состав ворса. Ворс в таких кистях только натуральный.

Кисти собираются вручную. Именно поэтому в китайской живописи кисть считается “драгоценностью”, наряду с тушью и рисовой бумагой. Стоимость хороших (действительно хороших, профессиональных кистей) даже в Китае сильно кусается.

Однако для акварели можно подобрать вполне бюджетные кисти. По крайней мере они будут очень сильно выигрывать в цене между профессионального качества белкой или колонком, ничем не уступая в качестве.

Сравнительный обзор:

Однако, запомните, хорошая китайская кисть не может стоить дешевле 200 рублей !

Кисти, продаваемые в канцтоварах или сувенирных магазинах – именно сувенирные, для профессиональной работы не предназначены.

Я не претендую на глубокое знание китайских кистей. В данном случае покажу вам те, что есть у меня, и выскажу свое сугубо субъективное мнение.

Какие китайские кисти для акварели подходят?

Это часть моей коллекции китайских кистей. Поскольку я несколько раз выезжала в Китай на обучение гохуа и каллиграфии, то что-то покупала сама, что-то нам давали преподаватели.

У каждого из них были свои требования к кистям, и они приносили нужные именно для их сюжетов или стиля.

Итак, кисть первая. Вернее, “кисти”. У меня их кучка. Поскольку они действительно дешевые. Относятся к ученическим, для детей и студентов, для обычного ежедневного письма.

Это кисть из ворса козы . Она достаточно мягкая, при работе ворс держит плохо, требует постоянного заполнения раствором туши – краски. Аналог нашей белки .

Обратите внимание, что у такой кисти ворс напрямую вставлен в бамбуковую палочку. По моим наблюдениям в большинстве случаев с крупными кистями это признак ученических, дешевых кистей. Профессиональные идут с пластмассовым наконечником.

Это кисть “Белое облако” . Тоже полностью из ворса козы. Но в отличие от предыдущей она лучше собрана, отлично держит форму за счет более упругого ворса в середине.

В гохуа обычно используется для изображения цветов. Считается мягкой. Поэтому в акварели ее можно рекомендовать для больших заливок.

Она будет аналогом хорошей дорогой белки , хотя чуть более упруга.

Для ориентировки приведу размеры моих кистей и ссылку на подобные в интернет-магазине.

Белое облако – диаметр 14 мм, длина ворса – 50 мм

Кисть смешанного ворса, коза сверху, внутри – волк.

Вот так выглядит, если распушить:

Она отлично держит воду, упругая. Будет аналогом хорошо собранного колонка.

Я ей делаю все: и заливки, и детали, и мелкие детали. Одну такую уже “износила”, она начала вылезать. Вторая пока держится…

Диаметр 11 мм, длина ворса – 38 мм.

Похожие в магазине:

Еще одна кисть такого же рода, но крупнее:

Диаметр 15 мм, длина 55 мм.

Еще одна. Кисть из темного ворса. Не знаю, что за зверь. Должен быть волк, но вполне может быть, что нет. Потому как мягкая. Похожа на не очень упругую кисть из колонка.

Диаметр 8 мм, длина 30 мм.

Не вразумительная кисть. Хотя были у меня более крупные кисти из волка, раздала ученикам.

Вот они были хорошие, упругие. И для заливок, и для письма мазками.

И еще немного о тонких каллиграфических кистях

Они имеют длинный ворс и тонкий кончик. Хороши для рисования тонких линий, веточек деревьев.

Первая по ворсу это, наверно, барсук.. Держит ворс, не переламывается в работе. Исконное ее назначение – кисть для гунби, для контурной обводки рисунка.

Управление образования Администрации г. Юрги Кемеровской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок»

«Китайская живопись У-син»

Внеурочное занятие с использованием ИКТ

для детей старшего дошкольного возраста

г. Юрга 2015

Образовательная область:

Художественно-эстетическое развитие , познавательное развитие , социально – коммуникативное развитие , речевое развитие .

Цель:

Ознакомление детей с традиционной китайской живописью У-син.

Задачи:

  • развивать зрительное внимание и восприятие, слуховую память, образное мышление и пространственную ориентировку;
  • познакомить с китайской живописью У-син;
  • формировать представление об особенностях рисования бамбука, птиц;
  • воспитывать эстетические чувства от соприкосновения с прекрасным.

Материалы и оборудование:

Гуашевые краски, кисточки, вода, салфетки, альбомные листы, ноутбук, проектор для показа презентации «Китайская живопись У-син», мультимедийный центр проигрывания аудиозаписи «Китайская традиционная музыка».

Ход занятия

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в путешествие. Скажите, а кто уже путешествовал? А на чем вы путешествовали?

Ответы детей.

Сегодня мы с вами отправимся в Китай.

Игра – рисование «Соедини точки»: детям предлагается соединить точки с 1 по 17. Что у вас получилось?

Дети:- Самолет.

Игра – путешествие на самолете .

Поиграем в самолет? Да!

И отправимся в полет!

Вы все - крылья, я – пилот.

Получили инструктаж –

Начинаем пилотаж. Строятся друг за другом.

В дождь летим и в пургу. У-у-у-у!

Видим чьи – то берега. А-а-а-а!

Ры-ры-ры, - рычит мотор. Делают круговые движения руками.

Мы летаем выше гор. Дети передвигаются по всей площадке.

Вот снижаемся мы все. Приседают на одно колено.

К нашей взлетной полосе!

Что ж – закончен наш полет.

До свиданья, самолет. Машут рукой.

Воспитатель : Вот мы прилетели с вами в Китай. Здесь мы познакомимся с китайской живописью «У-син».

Показ презентации. Звучит китайская традиционная музыка.

Воспитатель : Ребята присаживайтесь на места и посмотрите на экран.

Слайд№1

К.ж.у-син появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием.

Слайд№2

У-син – это система 5-ти первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл, вода. На ней основано все мировоззрение древнего Китая.

Слайд№3

Мандала Инь-Ян, состоящая из белой и черной капель, описывает закономерности окр.реальности. именно это мандала является ключом к пониманию У-син. Ян, белое-это небесное начало, Инь – черное – начало земное.

Ян энергию дает, а Инь – принимает, качественно преображает энергию. Небо дает дождь, свет, тепло, а Земля все это впитывает и порождает различные формы жизни, такие как травы, деревья, животные.

В живописи У-син задача художника- передать суть предмета, а не его форму. Для этого нам надо научиться видеть не умом, а глазами.

Слайд №4(мазки)

Живопись У-син – это живопись 5-ти мазков.

Дерево и Огонь – движения сильные и быстрые (мужское начало Ян)

Металл и Вода – движение медленные и тонкие (женское начало Инь)

Мазок Земля – лежит в основе всех 5-ти.

Слайд №7

Дерево – мазок прямоты, прямолинейности. Движение отталкивающее от точки до точки (движется плечо)

Слайд №8

Огонь- мазок всполох, полет фантазии (движется запястье «форма лодочки»)

Слайд №9

В Землю- мазок бесформенный, нажимаем на кисть

Слайд №10

Металл- вытянутые линии. Успокоение, плавность (движение локтя)

Слайд №11

Вода- мазок вращаем, крутим (движения пальцами)

Слайд №12 (вывод)

Философия 5-ти первоэлементов у-син является базой для всей китайской культуры. Самое главное научиться чувствовать кисть и делать нужные именно вам мазки. Мазок – это основа, он произошел от каллиграфических штрихов.

Физминутка:

По дороге мы идем. Дети шагают

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под бамбуком посидим. Садятся

Мы под бамбуком полежим. Ложатся

Полежим, отдохнем.

Слайд №13 (Бамбук)

Сегодня мы будем рисовать растение бамбук.

Слайд №14 (оборудование)

Слайд №15

Изображая бамбук, чаще всего его рисуют в монохромной гамме.

Набираем на кисть черной краски.

Слайд №16

Рисуем стебель бамбука. Просто ворс кисти прислоняем к бумаге и просто толкаем ее взглядом. Точка-линия, точка- линия…….., выходя за край. Каждая часть стебля должна быть прямой, расстояние между узлами –одинаковые. Макаем кончик кисти в ч. краску и обозначаем узел на стволе.

Слайд №17 (передние листья)

Листья-огонь. Покрутим запястьем. Касаемся кончиком, потом всей кистью и заканчиваем кончиком. Обращаем внимание на расположение листьев. Макаем кисть в черную краску, наносим передние листья (создаем веер). Каждый листок – одно прикосновение к бумаге. Сколько мазков, столько и листьев.

Слайд №18 (второстепенные стволы)

Кисть окунаем в воду, цвет проверяем на палитре. Рисуем второстепенные стволы бамбука. Первый план – темные цвета, чем дальше – светлее.

Слайд №19 (второстепенные листья)

Листья второго плана рисуем разбавленной краской.

Слайд №20 (тонкие веточки)

Кончиком кисти добавляем тонкие веточки. Веточки бамбука бьют фантанчиком, важен ритм. Не забываем про общую композицию. И бамбук готов.

Слайд №21 (беседа о калибри)

Представьте что вы внутри картины. Расскажите, что вокруг происходит? Как вы думаете, что здесь делает эта птичка?

Нарисуйте ее самостоятельно.

Слайд №22 (птица)

Предлагаю начать рисовать с клюва и глаз. От них строится оперение и общая картина пернатого.

Слайд №23 (итог)

Молодцы! Вы хорошо нарисовали бамбук. Давайте полюбуемся своими работами.

Воспитатель: Дети нам пора возвращаться в Россию, в наш детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три – повернись и в России окажись».

Дети произносят волшебные слова.

Рефлексия.
Воспитатель предлагает детям выбрать конфету:

Ребята, если вам сегодня все понравилось, и вы считаете, что у вас все получилось, возьмите себе конфету желтого цвета, если вы считаете, что вам не очень понравилось – красную, а если уж совсем путешествие не принесло вам удовольствия – синюю.

Дети выбирают конфеты.


В этом видео ролике Щербаков Андрей (Мастер У-син), художник и преподаватель живописи У-син рассказывает об этой технике. В ролике говорится о том, что в основе китайской живописи У-Син лежат два главных принципа.

Первый принцип позволяет художнику проработать свои психологические качества через движение. Считается, что проблемы человека, его психологические заморочки, скованность, связаны с ограниченностью движений. Движение – это энергия, и работая с энергией, мы прорабатываем какие-то определенные качества человека. И проработка этих качеств помогает дальше людям по жизни.

Второй принцип – это именно система У-Син . Существует 5 качеств энергии – дерево, огонь, земля, металл, вода – в живописи каждому из них соответствует определенное движение, и только этими пятью видами мазков художник Усин пишет свои картины. Во время отработки движения тело должно быть расслаблено, а ум сконцентрирован. Особое внимание стоит уделить расслабленности плечевой зоны. Поясница, грудь и затылок, взаимодействуя друг с другом, растягивают позвоночник, как струну, выравнивая осанку человека, и нормализуя потоки ци. Специальным способом держат писчую кисть. Рука должна быть расслаблена от плеча до самых кончиков пальчиков. Человек как будто бы берет и держит шарик, и в этот шарик вкладывает кисть.

Существует 2 способа держать кисть: более художественный и более каллиграфический. При художественном способе все пальцы касаются кисти (как в видео ролике). Каллиграфический связан с более жёстким контролем за кистью: указательный и средний давят на кисть с одной стороны, безымянный и мизинец компенсируют давление с другой, Большой палец фиксирует кисть. В обоих случаях Ладонь и Кисть одновременно строго зафиксированы и расслаблены.

5 видов энергии – 5 видов мазков.

1. “Дерево” – сильная прямая энергия. Это движение делается от плеча с небольшим разворотом корпуса. Кисть, прижимается к бумаге, и мощным движением прямым переносим кисть в другую точку. Здесь снова акцентируем кисть, ставя точку. Вот у нас получился прямой сильный мазок – начало мужской энергии Ян. Прорабатывая это движение, художник постепенно переносит его в свою жизнь. Так же происходит и с энергией “Огня”.

2. “Огонь” – это быстрота, мимолетность, движение кисточки, как полет бабочки. Взяв кисть, мы делаем порхающие движения кистью, работая запястьем. Когда кисть касается бумаги, это движение образует вот такой вот мазок по форме похожий на лодочку.

3. Энергии “Земли” свойственна некая структурность. Это простые точки, образующиеся в результате одинарного нажатия кистью. Несколько точечек, поставленных плотно, создадут почвообразную структуру.

4. Энергия “Металл” – это что-то нежное, гибкое, женственное, поэтому движения плавные, длинные. “Металл” – это начало энергии “Инь” В движении “Металл” работает локоть. Самый характерный мазок “Металла” напоминает перегнувшуюся через себя травинку, лист дикой орхидеи. Движение связано с постепенным увеличением давления по мере движения вперёд и затем столь же постепенным поднятием кисти. Дыхание глубокое, мерное, постепенное. Здесь мы как раз начнем понимать, какие качества отрабатывает человек, рисуя эти мазки. Если в нем нет мягкости, нежности, тонкости то, наверняка, он и мазок этот сможет сделать с большим трудом.

5. Последний элемент – “Вода”. Это ощущение вращения, вовлечения в круговорот, погружённости, старости, запутанности. В этом движении работаем пальчиками. При помощи “Воды” можно создать ствол старого дерева, продвигая кисть вперёд при помощи вращения.

В живописи У-Син задача художника – передать суть предмета, а не ее форму. А для этого нужно выработать свое восприятие мира, научиться видеть не умом, а глазами. Чтобы правильно изобразить предмет, чтобы передать всю его жизненность, человеку нужно понимать, каким мазком (его рисовать). Понимать, это значит видеть суть, видеть, какое, движение в этом предмете преобладает: мужская прямота, настойчивость или женская гибкость, например. Взрывная мимолетность или водное погружение во что-то очень глубокое. Или это вообще что-то структурное, нейтральное.