История азартных игр слот машина. История игровых автоматов: от «Колокола свободы» до онлайн слотов

В наши дни существует безумное количество различных автоматов, но все они имеют общего предка. Они происходят от первого автомата, который был изобретен в начале девяностых годов XIX века иммигрантом из Баварии, которого звали Чарльз (по другими данным Август) Фей. Механик и квалифицированный слесарь, Фей разработал конструкцию, принципы которой используется и сейчас: набор колес с множеством различных символов на них и выплаты, которые производятся при выпадении определенных комбинаций символов.

Чарльз Фэй, вероятно, и не подозревал, что изобретённый им в 1895 году игровой автомат "Колокол свободы" десятилетия спустя приобретёт такую бешеную популярность в . Конечно, с тех пор игровой автомат претерпел множество изменений и нововведений, и одним из самых примечательных и популярных усовершенствований изобретения Фэя стал видео слот.

Колеса на этих первых игровых автоматах были украшены знакомыми мастями карт из обычной карточной колоды: черви, пики, бубны и крести — вместе с некоторыми другими символами, включая подковы, звезды, колокола. Большое вознаграждение на игровых автоматах Фея случалось, когда выпадали три колокола или других символа в ряд. Его изобретение поэтому еще называли «Колоколом свободы» или "звонящей машиной". Это название прочно приклеилось, и так впоследствии стали называть все .
Вскоре игровые автоматы Фея распространились по всей стране и устанавливались главным образом в салунах и бильярдных. В 1912 году штат Невада легализовал эти машины как форму торговых автоматов, при условии, что они не выплачивали вознаграждение наличными. Это положило начало периоду, в течение которого игровые автоматы выплачивали победителям выигрыш жевательной резинкой и другими товарами. Значки на барабанах представляли собой различные фрукты, которые соответствовали разными видам жевательной резинки, причем некоторые из этих символов используются и по сей день, И во многих местах слот-автоматы все еще иногда называют "фруктовыми автоматами", а вознаграждение при выпадении трех вишен на многих современных игровых автоматах является следствием первоначального проекта.
Оригинал первого игрового автомата до сих пор можно увидеть в ресторане «Колокол свободы» города Рино, штат Невада, США. К другим достижениям Чарльза Фэя относятся игровые автоматы Draw Power, 3 Spinde и Клондайк. В 1901 году Чарльз Фей изобрел автомат для игры в покер. Также к его изобретениям относится и разделитель, который использовался для «Колокола свободы». Отверстие в середине позволяло контрольному устройству отличить поддельные монеты и жетоны от настоящих. Фэй также первым догадался сдавать свои автоматы в аренду питейным заведениям на условиях деления прибыли 50 на 50.

Первые игровые автоматы принимали монеты, но не могли выплачивать выигрыши, поэтому их выдавал сам хозяин. Уже в 1888 году в Соединенных Штатах Америки был организован серийный выпуск игровых автоматов с накопительной системой Джек-пот. Первый Джек-пот зависел от веса монет, то есть когда их набиралось много, перегородка не выдерживала тяжести, и все они сыпались из накопителя. Но данная модель не получила повсеместного распространения, так как самые ловкие сразу догадались, что стоит лишь посильнее стукнуть по автомату, и монеты вывалятся.
Это был золотой век промышленности, и в Америке можно было быть уверенным, что другие последуют примеру и разработают более сложные и новые варианты основной конструкции. И действительно, конкуренты не заставили себя ждать — они быстро зарегистрировали образцы игровых автоматов своей собственной конструкции. Несмотря на то, что все они использовали один и тот же базовый формат, колеса увеличивались в размере, т.к. были добавлены другие символы, и стало возможным большее количество вариантов выплат.
Желание сорвать породило новый интересный персонаж: профессиональный игрок на автоматах. Первые автоматы, конструкции которых основывались на классических проектах Фея и Миллса, были относительно простыми механизмами. Каждое колесо останавливалось на символе через несколько секунд после того, как дёргали рычаг.
Эта конструкция делала игру более или менее случайной, но также она давала возможность точно вычислить, насколько удачен или неудачен результат. Если Вы играли на игровом автомате с четырьмя колёсами, на каждом из которых было по 25 символов и только один из них обозначал джекпот, шансы на выигрыш были (1/25) в четвёртой степени или один шанс к 390625.
Игроки ждали, пока выигрыш не вырастал до суммы не менее 390625 монет. Тогда они приходили в казино с друзьями и брали с собой больше денег, чтобы играть и занимали все автоматы, связанные с этим джекпотом и играли до тех пор, пока кто-нибудь из них не выигрывал.
Это было рискованным делом, потому что никаких гарантий на выигрыш у них не было. Следующее большое преобразование в конструкции игровых автоматов — компьютерный чип -оставило этих парней не у дел.


Возможность выпадения джекпота легко просчитывалась только на старых автоматах. Зная количество символов на каждом колесе и, допуская в равной степени выпадение каждого из них, расчёт был прост. Они ждали, пока джекпот не вырастет до магического числа, затем они захватывали игровые автоматы и играли — будь проклят сон — до тех пор, пока не выигрывали.
Современные слоты — совсем другое дело. Теперь они управляются не крутящимися наугад механическими колёсами, а компьютерными чипами, в которых применяются так называемые генераторы случайных чисел.
В автомате, перед которым Вы находитесь, может быть 25 символов и пробелов на каждом из четырёх колёс, но выпадение каждого символа не в равной степени вероятно. Символ джекпота может быть введён в программное обеспечение с вероятностью выпадения с любой частотностью, которую устанавливает производитель. Сейчас вероятность выпадения джекпота, возможно, не один шанс из 390625, но один шанс к любому количеству — и Вы не догадаетесь, какой номер выпадет, до тех пор, пока Вы не нажмёте кнопку. Фактически, вероятность выпадения одного из этих огромных джекпотов обычно равна нескольким миллионам к одному.
Современным слотам больше не нужно 25 символов на каждом колесе. На многих из них только 12 или около того, а в новейших игровых автоматах колёса даже не используются. Вместо них в видео — игровых автоматах есть экран, на котором компьютер располагает символы. Но разгадка современных слотов всё та же: секрет в компьютерном чипе, который определяет, какой символ выпадет на каждом колесе или остановится в окошке выплат на мониторе.


Компания Bally Manufacturing в 1964 выпускает автомат «Money Honey», имеющий целый ряд существенных отличий от своих предшественников. Во-первых, внутренности автомата были теперь напичканы не пружинами, а электроникой, во-вторых, появилось звуковое оформление, подсветка, возможность делать ставки различными монетами и специальный накопитель монет для выплаты призов.
В 1975 году Уолт Фрэйли (Walt Fraley) изобретает видеоигру «Fortune Coin», которая стала популярной далеко не сразу. Игроки отнеслись к новой технологии с большим скептицизмом, доверяя настоящим вращающимся барабанам широко распространенных слотов значительно больше, чем виртуальным барабанам новой игры.
Увидев потенциал видео-слотов и поняв их преимущества, компания International Game Technology (IGT) в 1976 приобретает фирму-производителя игры «Fortune Coin» и использует эту технологию для вывода на рынок целой линейки новых игр. Эта компания — второй по размерам производитель игровых автоматов и специализируется на видео-слотах.
Именно изобретение в 1979 году видео-покера вызвало рост популярности видео-слотов. Игроки быстро привыкли к автоматам с видео-покером, и производители вывели на рынок первую волну видео-слотов.

С самого начала восьмидесятых годов производители слот-машин постоянно добавляли в свои видео-слоты различные возбуждающие новации: объединение Джек-потов в пределах штата, а затем и страны в целом, в общий прогрессивный Джек-пот и бонусные игры. Объединяя автоматы в сети, казино получили возможность накапливать многомиллионные Джек-поты, которые быстро увеличиваются в размерах и часто разыгрываются. Сегодня очень сложно найти видео-слот без какой бы то ни было бонусной игры.
Безусловными столицами современных игровых автоматов считаются Лас-Вегас (США) и Мельбурн (Австралия). В этих городах азартных игр, игрокам можно выбирать между десятками тысяч вариантов самых разнообразных игровых автоматов.
В настоящее время многие люди играют в слоты просто для развлечения, напрмиер вместо просмотра телевизора после рабочего дня. С тех пор, как, появился первый игровой автомат уже прошло много лет, но эта индустрия продолжает постоянно развиваться и становится всё более популярной среди игроков по всему миру.
Хотя, как гласит старинный закон: в игровом бизнесе репутация, пожалуй, гораздо дороже, чем в каком-либо другом. Однако ни профессиональная этика, ни усовершенствование игровых автоматов не помогут людям, у которых увлечение игрой переросло в тяжелую болезнь — игровую зависимость.
Любой из российских телезрителей хотя бы раз видел на телеканале НТВ передачу «Своя игра», в которой эрудированные и очень быстро соображающие участники зарабатывают деньги, отвечая на р...

Слоты можно отнести к разряду одних из самых молодых азартных игр. Однако юными их не назовешь, ведь первые модели появились на свет еще в позапрошлом веке. С тех пор игровые автоматы прошли тернистый путь от примитивных механических устройств до сложнейших компьютерных программ.

В настоящее время в сети можно найти не только новые игры подобного рода. Практически каждый известный по реальным казино автомат можно найти в интернет заведениях в виде виртуального аналога, который принято называть эмулятором. Они особенно нравятся клиентам, сохраняющим привязанность к любимым играм на многие годы, даже если появляются более современные версии.

Но вернемся к истории игровых автоматов.

Первые слоты

Итак, игровым автоматам около ста двадцати лет. Учитывая столь незначительный (в масштабах истории) возраст, неудивительно, что имя изобретателя первых слотов прекрасно известно каждому, кто интересуется их историей. Им стал Чарльз Фей, немецкий иммигрант, живший сначала в Нью-Джерси, а затем в Калифорнии. Это его называют отцом слотов.

Когда Фею было около двадцати лет, врачи обнаружили у него туберкулез и утверждали, что он не протянет и года. Однако он не только прожил еще много лет, но и смог стать легендой игорного мира.

В 1887 году Чарльз сконструировал первый игровой автомат , названный им Liberty Bell («Колокол свободы»). Он состоял из трех барабанов с двадцатью символами (колокола, подковы, звезды и карточные масти), которые образовывали комбинации, и принимал пятицентовые монеты. Новинка имела оглушительный успех, и уже через несколько лет была налажен массовый выпуск слотов Liberty Bell.

Надо сказать, Фей был не только талантливым инженером, но и успешным коммерсантом. Он додумался сдавать слоты в аренду за 50% прибыли, которую они приносили. Он неизменно отказывался продавать автоматы или право на их выпуск, хотя ему делали выгодные предложения все крупнейшие производители оборудования для казино.

Только в 1907 году он начал сотрудничество с Mills Novelty Company, в результате которого появился новый слот Mills Liberty Bell. Позже была разработана модель Operator Bell. О ее популярности говорит тот факт, что было продано более тридцати тысяч слотов.

Нельзя также не вспомнить о том, что в 1891 году в Бруклине компания Sittman and Pitt разработала свою версию игрового автомата. В ее основу легли принципы покера, и выплаты производились за выпавшие покерные комбинации. Некоторые исследователи считают, что именно этот слот стал первым.

Значительные изменения в конструкции и оформлении игровых автоматов произошли в тридцатые годы двадцатого века. Во-первых, слоты избавили от надоевшего всем колокола, который извещал о выигрыше. Во-вторых, в них появился двойной джек-пот. Кроме того, дизайн аппаратов стал более привлекательным и разнообразным. Новые модели назывались Lion Head, Roman Head, War Eagle и Castle Front.

Бум игровых автоматов

По-настоящему востребованными слоты стали в сороковых годах. Со временем они появились почти во всех казино. Сначала их предпочитали женщины, мужья и спутники которых предпочитали испытывать судьбу в традиционных карточных и настольных азартных играх. Через несколько лет слоты приносили наибольшую прибыль в казино.

Первые электромеханические автоматы под названием Big Bertha появились в пятидесятых. Они были оборудованы двигателем мощностью в пять лошадиных сил. На каждый из восьми барабанов были нанесены по двадцать символов, а возврат слота составлял 80%. Эти слоты принимали монеты более крупного достоинства, что делало их привлекательными для хай-роллеров.

Автомат Money Honey от компании Bally Technologies стал первым полностью электронным слотом. Он появился в казино в 1963 году.

Эпоха компьютеров

В 1980-х компания Sircoma совершила настоящий переворот в данной области, выпустив оборудованный компьютером видео-покер. Считается, что именно с этой модели началась эра современных игровых автоматов. Появление в них

генераторов случайных чисел увеличило уровень доверия игроков к слотам. Постепенно модифицировались принципы обслуживания клиентов, приема денег, осуществления выплат и так далее.

Когда в сети открылись первые онлайн казино, слоты стали одними из первых азартных игр, которые в них предлагались. В настоящее время их ассортимент исчисляется тысячами. Кажется, что в современном мире ни одно значительное культурное событие не проходит без того, чтобы не появился посвященный ему игровой автомат.

Огромное количество великолепных слотов доступно в казино, входящих в десятку лучших заведений по версии портала Casinoz.

Август Чарльз Фей (1862-1944) был шестнадцатым, последним ребенком в семье сельского учителя из Баварии.
Страсть к механике обнаружилась в мальчике в 14 лет, когда он поступил работником на фабрику по производству фермерского оборудования. Баварские юноши частенько попадали в немецкую армию и, чтобы избежать этой участи, пятнадцатилетний Август решил отправиться в Нью-Джерси.

В 15 лет он покинул родительский дом, унося с собой лишь маленький узелок с провизией да шерстяное одеяло. Перебиваясь случайными заработками, он прошел пешком всю Францию и добрался до берегов туманного Альбиона. За пять лет работы механиком на судостроительных верфях в Лондоне Фей скопил достаточно денег, чтобы отправиться в Америку. Тогда он даже и не подозревал, что ему предстоит прославиться в качестве изобретателя игровых автоматов.
Во Франции он задержался, чтобы заработать денег и пересечь Ла-Манш, и еще 5 лет прожил в Лондоне прежде, чем попал в Америку, в Нью-Йорк. Однако холодные северо-восточные зимы погнали юного путешественника в Калифорнию.

В Америке того времени были распространены различные торговые машины-автоматы с прорезями для пятицентовых монет: здесь и родилась идея Фея.
В 1885 году Чарльз Фей прибыл в Сан-Франциско. Различные игровые устройства, наводнившие салуны и сигарные лавки Сан-Франциско, не могли не привлечь внимание талантливого механика. В Сан-Франциско Август работал недолгое время механиком. Вскоре у молодого человека обнаружили туберкулез, и врачи прогнозировали скорую гибель, но болезнь удалось погасить. В 25 Август снова вышел на работу. Женившись на калифорнийке, Август взял новое американское имя (Чарльз) и совершенно принял американский образ жизни.

В конце 1890-х годов стали появляться игры, которые сильно похожи на современные слот автоматы. Это были машины с барабанами, на которых были изображены карты или машина с огромным колесом, на которое было нанесено множество цветов. Смысл всех игр сводился к угадыванию карты или цвета, который выпадет после вращения барабанов или колеса.

В 1890-х годах Ч.Фей работает совместно с Теодором Хольтцем и Густавом Шульцем - одним из самых известных в то время производителей игровых автоматов. В 1893 году Шульц создал HORSESHOES - первый 1-барабанный аппарат со счетчиком денежных выигрышей и выплатой наличными. В 1894 Ч.Фей построил аналогичный аппарат, а в 1895 - создал собственный «4-11-44».

Успех этого автомата позволил изобретателю открыть в 1896 году собственную фабрику и полностью посвятить себя разработке новых аппаратов. Здесь были созданы первые покерные автоматы с «падающими картами» и картами, расположенными на 5-ти барабанах.

Первый автомат, созданный в 1894, имел 3 колеса и очень походил на появившийся годом ранее автомат Густава Шульца, известного производителя и оператора слотов. Оставив прежнюю работу, Чарльз основал собственную компанию, которая поначалу занималась производством деталей и запчастей для слотов Шульца.

Год спустя появилась вторая версия слота в исполнении Фея - машина под названием «4-11-44» напоминала популярную лотерею «Полиси». 4-11-44 - популярная комбинация этой лотереи - стала высшей выигрышной ($5.00) комбинацией слота Фея с тремя концентрическими цифровыми зуммерами.

Успех этого устройства был столь значителен, что позволил Фею уже в 1896 г. открыть собственную фабрику по производству подобных аппаратов. Когда в 1898 году вышел указ о легализации аппаратов с выплатой выигрышей наличными, Ч.Фей пытается построить покерный автомат со счетчиком и выплатой денежных выигрышей. Главная трудность состояла в распознавании карт на барабанах и обеспечении возможности принимать и выплачивать выигрыши как монетами, так и специальными жетонами «trade checks», которые обменивались на сигары и напитки. В 1898 году Ч.Фею удается решить эту проблему, правда покер получился несколько «усеченным» - на 3-х барабанах. Автомат назывался CARD BELL - название «bell machine» на многие десятилетия стало нарицательным для всех автоматов с тремя барабанами.

В 1899 г. Чарльз Фей несколько изменил свое детище. Теперь в последнем стал доминировать очень популярный в то время патриотический символ Liberty Bell - «колокольчик свободы», украсивший верхнюю панель автомата.
«Liberty Bell» - слот, который состоит из трех барабанов, на которые нанесены: подкова, звезда, пики, бубны, черви и колокольчик. На дисплее была видна только одна линия из символов. Чтобы делать ставку, нужно просунуть жетон или монету в специальную щель. Чтобы начать игру, нужно дернуть за рычаг. Начнут вращаться барабаны. После остановки барабанов, выпадает комбинация из символов. По таблице выигрышей определятся сумма выигрыша, если выпала оплачиваемая комбинация.

На нижней же разместилась таблица выигрышей, согласно которой максимальная «добыча» - 20 десятицентовых монет (или жетонов) - выплачивалась при выпадении комбинации из трех колокольчиков.

Несколько игровых автоматов конструкции Фея были установлены в питейных заведениях Сан-Франциско. Вместе с первыми «однорукими бандитами» тут же появились и первые азартные игроки.
«… Одним из таких заядлых игроков был молодой индийский бизнесмен, приехавший в Токио по делам. Завтракая в небольшом кафе, он заметил в углу четыре игровых автомата, работающих от одного рычага. Любознательный индиец не устоял перед искушением испытать свое счастье: опустил в каждый из автоматов по монете и нажал на рычаг.

Выигрыш составил восемь монет. Так начался беспримерный игровой марафон, длившийся шесть суток с четырьмя трехчасовыми перерывами на еду и сон. За это время он дернул за рычаг 70.000 раз, выиграл в общей сложности 1.500 долларов, которые снова истратил на игру, добавив к ним еще сто долларов из собственных денег. Хотя временами автоматы выплачивали ему значительные суммы, не было случая, (за исключением первой попытки) когда бы выигрыш превысил ставку более чем в полтора раза. Например, опустив двадцать долларов, он получал обратно менее десяти.

По окончании шестидневного безумия индиец возвратился на родину и убедил руководство своей компании вложить средства от экспорта пряностей, фруктов и лекарственных препаратов в импорт американских игровых автоматов. Необычная коммерческая операция принесла фирме колоссальную прибыль и громкий успех…»

Успех изобретателя и его аппарата не давал покоя завистникам, поэтому в 1905 г. в одном из салонов на улице Поуэлл в Сан-Франциско прои¬зошло довольно странное ограбление. Украдены были всего две вещи - фартук бармена и игровой автомат Liberty Bell. Как выяснилось позже, его похитили конкуренты - компания Novelty, отправившая «бандита» прямиком на свою чикагскую фабрику. Используя похищенный автомат как образец, фирма в 1906 г. выпустила собственную модель - Mills Liberty Bell. А вскоре, благодаря тому, что фабрика Чарльза Фея была практически полностью разрушена во время сильного землетрясения в Сан-Франциско в 1906 г., компания-похититель сумела завоевать лидирующее положение на рынке азартных механических средств.

И произошло это всего за несколько лет.
С первых дней своего существования игровым устройствам приходилось постоянно отстаивать свое “право на жизнь”. Многочисленные местные и федеральные указы и законы о запрещении игровых автоматов издавались в США каждый год. В результате владельцам автоматов приходилось идти на всяческие уловки. Например, “Liberty Bell”, благодаря добавлению специального устройства, превратился в автомат по продаже жевательной резинки.

Но, кроме того, покупатель, дернув специальную ручку, мог выиграть приз, если при вращении барабанов складывалась выигрышная комбинация. На диски автомата были нанесены новые символы – сливы, апельсины, лимоны, мята, вишни, соответствующие самым популярным вкусам жевательной резинки, а также изображения этикеток с упаковок (BAR). Теперь максимальный выигрыш выплачивался при получении комбинации из трех этикеток, а традиционный колокольчик (bell) переместился на вторую строчку в таблице выигрышей. Такие автоматы стали называть fruit-machines. Ухищрение с фруктами увеличило продажи (автоматы стали ставить в магазинах, общественных местах и т.п. - где не дозволялись карты).

С тех пор эти картинки присутствуют на барабанах современных игровых автоматов практически без изменений. Только яркая этикетка превратилась в простой прямоугольник с надписью BAR. За десятилетия эти символы стали своеобразным международным языком – игрокам всего мира известно, что лимон означает проигрыш, три апельсина – выигрыш 10 монет, а три BAR – “Джекпот”.

Первый электрический игровой автомат “Jackpot Bell”, в котором колесный механизм приводился в движение с помощью электромотора, был разработан компанией “Jennings” в 1930 году. В 1966 году фирма “Bally” представила автомат, оборудованный системой автоматической выплаты выигрыша – монетки сыпались в специальный поддон. До 1966 выигрыш выплачивали хозяева заведений, в которых располагались автоматы.

P.S.: Механическая слот машина Чарли Августа использовалась более 60 лет.

Максим Пинигин

Александр Стаханов

сооснователь Музея советских игровых автоматов

Как появилась идея создания музея

Александр Стаханов : Идея появилась, наверное, 1 апреля 2006 года. Мы с коллегой Александром (Вугманом, одним из основателей музея. - Прим. ред. ) ехали в машине, и он сказал: «Нам нужен автомат «Морской бой». Помнишь «Морской бой»? Я говорю: «Конечно, помню, давай найдем!» Не было никакой мысли о музее, а только конкретное желание найти этот автомат. Нам было примерно по 26 лет - и в тот момент нам хватало свободного времени. Я начал звонить в разные парки культуры и отдыха, где, как мне казалось, должны были быть автоматы. И каким-то чудом мужчина, который поднял трубку в на Таганке, сказал, что автоматы есть и их сейчас как раз выкидывают. Мы тут же приехали и за 210 рублей купили несколько игровых автоматов у мужчин, которые их выбрасывали на помойку. Так у нас появился гараж, полный этими поломанными, полуразобранными автоматами: помимо «Морского боя» остальные мы просто взяли за компанию. Автоматы были не комплектными, поэтому мечта о «Морском бое» тогда так и не сбылась.

В процессе поиска запчастей пришло понимание, что, во-первых, вся эта история нам очень нравится, во-вторых, так думали и все наши друзья. Так мечта иметь дома «Морской бой» эволюционировала. Автоматы - это великая ценность, которая стремительно исчезает, и ее надо сохранять. Постепенно мы пришли к тому, что нам нужен музей. Тогда мы не понимали, что он может быть экономически рентабельным, решили просто так называть наш проект.

Александр Стаханов и Максим Пинигин 10 лет назад

1 из 4

2 из 4

3 из 4

4 из 4

Стаханов : А дома «Морской бой» не нужен. Автомат слишком большой для квартиры. А если вдруг кто-то все-таки решит притащить его домой, то через какое-то время он выйдет из строя. Починить его, вероятнее всего, человек не сможет. Иметь автомат без огромного количества запчастей - это утопия. Очень скоро он станет элементом декора.

Автоматы нужно постоянно чинить, и мы нуждаемся в непрерывном притоке запчастей, постоянно покупаем все, что можем найти по вменяемой цене. Берем куски автоматов, запчасти, схемы от автоматов, что угодно. То, что мы видим в музее, - это вершина айсберга. У нас больше сотни автоматов на складе. Когда автомат в музее ломается, мы привезем со склада такой же, но работающий. Мы все время шерстим интернет, слушаем посетителей, во всех интервью рассказываем, что если вы знаете, где игровые автоматы, то позвоните, пожалуйста, в музей.

Пока в России можно найти и работающие автоматы. Особенно в южных городах, в которых подходящие климатические условия и большое количество праздношатающихся позволяет этому формату развлечений экономически существовать. Недорогая аренда, наличие ностальгирующих посетителей - все дороги ведут в какой-нибудь Кисловодск или Таганрог.

Сколько стоит автомат и как его оживить

Максим Пинигин : Сколько стоит автомат, говорить не будем. Вы это опубликуете, и все будут стараться нам продать автомат по наиболее высокой цене.

Стаханов : Рынка никакого нет. Иногда у людей появляются автоматы, которые они хотят продать. Либо они продают их за вменяемую цену, либо ждут покупателя годами и даже десятилетиями.

Пинигин : Сейчас появились перекупщики, которые скупают автоматы, чтобы потом перепродать нам. Как бороться с ними, непонятно. Если они что-то стоящее находят, мы в результате все равно это покупаем.

Стаханов : Ну или не покупаем, потому что цена неадекватна. Ждем несколько лет, пока она не снизится.

Пинигин : Даже если мы купили новый автомат в коробке, который никогда не использовался, все равно он, как правило, не работает. Какие-то элементы требуют ревизии. Может быть, что-то сгнило. Это все надо исправить.

Стаханов : Наш ремонтник - очень приятный человек. Пришел к нам и говорит: «Я чиню автоматы с 1984 года, хочу у вас работать, берите меня». С тех пор мы помогаем друг другу. Ему интересно чинить автоматы, а для нас это идеальный сотрудник.

Пинигин : Каждый автомат требует разного количества времени. Зависит от того, что сломалось, есть ли у нас другие такие же автоматы или это единственный экземпляр.

Стаханов : Но некоторые автоматы мы так и не починили. У нас много лет стоит автомат в единственном экземпляре без запчастей. Он ждет своего часа на складе. Починить его из-за отсутствия документации и запчастей невозможно. Когда-нибудь мы найдем второй и из двух обязательно соберем один. Так что срок ремонта - от месяца до бесконечности.

2 из 7

3 из 7

4 из 7

5 из 7

6 из 7

7 из 7

Как в СССР появились игровые автоматы

Пинигин : Кто-то съездил на Запад, посмотрел, что бывает, и организовал выставку у нас в Москве.

Стаханов : В 1971 году в СССР состоялась выставка, на которую пригласили поставщиков из Европы и Америки. Никаких контрактов на поставку большой партии автоматов не заключали. Купили то, что они привезли, и отдали на заводы. На заводах им постепенно сделали то же самое.

По всей территории Советского Союза автоматы изготавливали 22 разных завода. Все - оборонные. Некоторые до сих пор делают военную продукцию, примерно ту же, что они делали тогда. Те, что были в Прибалтике и на Украине, закрылись или занимаются бытовой техникой. Но завод, который делал «Морской бой», еще существует. Это завод «Ратеп» в Серпухове. Когда нам нужно что-то уточнить в схеме «Морского боя», мы можем написать им письмо, они отвечают. Каламбур в том, что этот завод помимо автомата делал корабельные системы ракетного огня - с одного «кораблика» по другому.

Пинигин : К нам приходили ребята из «Союзаттракциона», которые разрабатывали эти автоматы, но это отдельная от завода структура.

Стаханов : 90% советских игровых автоматов - это копии, но остальное - разработка отечественных инженеров. Автомат «Городки» - самый известный пример.

Пинигин : Тогда же не было компьютерных игр, нельзя было в фейсбуке посмотреть механику какой-то игры и вставить в автомат. Так что «Городки», я считаю, хорошая игра.

Американский зал с игровыми автоматами

© Aladdin Color Inc / Gettyimages.ru

Стаханов : Дизайном игр и самих автоматов занимались сами инженеры на заводе, который эти автоматы выпускал. Предположительно, есть 22 дизайнера по всей стране. Технически оригинальные игры проще, чем западные аналоги. Они отстают в технологиях на 10–15 лет. Если в «Городки» добавить счетчик времени, рекорды и соревнование с бесконечным количеством игроков, это было бы, конечно, интересней. Но не сделали, потому что электроника не позволяла.

Пинигин : Какие-то автоматы копировали с японских - фирмы Sega. Были и европейские производители. Мировых производителей автоматов - порядка тысячи компаний во всем мире.

Стаханов : Проследить, с какого автомата срисован советский игровой автомат, легко. Советский автомат «Скачки» внешне не отличается от американского аналога. Поиграть в эти автоматы можно у каких-нибудь американских коллекционеров в их гигантских ангарах, но это тема отдельного исследования, которым мы пока не занялись.

Стаханов : Советские игровые автоматы из-за особенностей плановой экономики изготавливались, мягко скажем, нерациональным способом. Заводские инженеры разбирали зарубежные автоматы и собирали их копии, исходя из имеющихся деталей. Часто та номенклатура деталей, которая приходила на этот завод по плану, не подходила для нужд автомата. Инженерам приходилось собирать очень сложную схему, которую можно было бы заменить одним современным процессором, но его просто не было. Поэтому некоторые автоматы сделаны крайне нерационально. Это громоздкая и крайне ненадежная система.

Пинигин : Пока мы сохраняем в автоматах все как есть - ничего не оптимизируем. У нас только сейчас появляются мысли о будущем, когда доноры перестанут появляться, придется переходить на современную технику.

Стаханов : Какие-то вещи, непринципиальные для игры, такие как кинескопы или блоки питания, в будущем точно придется менять. Сейчас они до сих пор настоящие. Но нужно будет переводить какие-то механические вещи в электронные, это может быть очень дорого. Поэтому, пока мы можем это поддерживать в аутентичном виде, мы поддерживаем. Дальше будет видно.

Монеты и финансовые взаимоотношения

Стаханов : В автоматах несколько систем защиты. Монетоприемник сначала проверяет монету на вертикальный-горизонтальный размеры, а потом по инерции перебрасывает ее. Если эта монета сделана из другого металла, у нее другая масса, другая скорость - она отсеивается. Плюс советские 15-копеечные монеты не магнитятся. В разных системах монетоприемники устроены по-разному, но, в общем, это достаточно сложные штуки.

В среднем монетоприемник рассчитан на 700 монет. Монета весит 2,5 грамма, поэтому проще монеты не считать, а взвешивать. 700 монет - это 105 рублей, то есть по тем временам - зарплата.

Пинигин : Поэтому их грабили. И вообще тогда это был коррумпированный бизнес. По слухам, за сезон они могли принести денег на автомобиль.

Стаханов : В первые годы индустрии аттракционов была централизованная система «Союзаттракцион», которая владела всеми автоматами в Советском Союзе, - это была крупная структура в духе «Росцирка». Она имела абстрактный финансовый план на день работы (по-моему, около шести рублей). И это, конечно, порождало нездоровую возможность коррупции. Поэтому в начале 80-х «Союзаттракцион» закрыли и появилась другая структура, которая просто изготавливала автоматы и продавала их залам, паркам культуры, кинотеатрам. Выручку от этих автоматов не отправляли в Москву, а брали себе. Возможностей для коррупции стало меньше, теперь она была локальной.

Кто-то из сотрудников «Союзаттракциона» рассказывал, что парк Горького в ранние 80-е годы был пронизан коррупцией: там стояли игровые автоматы, аттракционы - и у них были баснословные внекассовые доходы. Потом доблестные сотрудники ОБХСС их всех закрыли. Были специальные люди, которые искали в помойке рваные билетики, гладили их, отрезали ненужное, продавали от билетика по трети. И если один аттракцион стоил от 20 копеек до рубля, то это гигантские деньги.

2 из 6

Стаханов : А вообще людей здесь вскрывает в хорошем смысле. Можно почитать книгу отзывов: люди любят делиться, что вот «я набрал 1800 очков», «я тут всех топил» - это регулярно, это нормальная реакция человека, который играл в автоматы.

Пинигин : Взрослые приходят с детьми, а дети ведь привыкли играть в компьютеры, в айпэды, телефоны - тут же механика проще. Но когда дети видят, как играют взрослые, они откладывают свой скепсис и начинают биться с удвоенной силой. И когда мама отталкивает ребенка и говорит: «Да ты не умеешь, дай я тебе покажу» - это, мне кажется, дорогого стоит.

Стаханов : У нас музей ностальгический - по радостным моментам советского детства. Но у нас музей не про Советский Союз.

Пинигин : Сколько бюстов Ленина, красных флагов и призывов к демонстрациям вы насчитали у нас в музее? Правильно, нисколько. Мне кажется, это про то, как мы относимся к политике. Мы не говорим, что во время СССР было лучше или хуже, а рассказываем про автоматы, и у большинства людей они вызывали положительные эмоции.

Стаханов : И вызывают сейчас.

Пинигин : А как человек относился к Ленину, Хрущеву и Сталину…

Стаханов : Это другая история. Мы совершенно не хотим поднимать эту тему в музее.

Любимый автомат и самый желанный автомат

Стаханов : С момента появления автомата «Хоккей» мы играем в него. Не всегда регулярно, но скоро будет 10 лет. Это механический автомат, в котором идет соревнование с живым человеком. В нем нет алгоритма.

Пинигин : Когда растет твой уровень и уровень твоего соперника, играть интересней. Нас с Сашком может обыграть только наш бывший сотрудник Константин, да и то, если придет в плохом настроении, то вряд ли.

Пинигин : Из тех, о которых давно мечтаем, - «Гранд-карусель».

Стаханов : Еще «Пинбол», «Тайфун», «Ракетоносец», «На Луну», «Квантовая атака». Некоторые автоматы мы видели на фотографиях начала 90-х из какого-то заброшенного пионерлагеря на Украине. Видно, что это останки автомата, про который никто ничего не знает. Есть еще примерно 20 автоматов, от которых у нас в музее нет даже кусочка. Процесс составления музейной коллекции продолжается, и он очень увлекательный: постоянно делаются неожиданные находки. Например, кто-то из друзей сказал, что видел автомат в поселке под Истрой, поисковая группа выдвинулась туда. Он оказался не очень интересен, но владелец автомата сообщил: «Вон там в поле был пионерский лагерь, и автоматы стояли там». И - о чудо - мы находим в этом поле ручку от автомата «Истребитель», а ведь она нам очень нужна. А потом попадается передняя табличка от автомата «Кегельбан»! И так далее.

В марте 2017 года Александр Стаханов скончался. Редакция «Афиши Daily» приносит соболезнования друзьям и близким.

У игровых автоматов (слот-машин) богатая и яркая история. Первые их модели мало напоминали те автоматы, которые в настоящее время можно встретить в игорных заведениях и казино. Однако, сущность игры осталась прежней – игрок должен собрать выигрышную комбинацию из нескольких символов, но все зависит исключительно от удачи и везенья.

Суть игры с традиционным игровым автоматом, которого еще называют «однорукий бандит» — раскрутить рычагом барабаны или диски слот-машины так, чтобы символы на этих барабанах (дисках) выстроились в определенную выигрышную комбинацию. Если это происходит, игровой автомат выдает игроку выигрышную сумму, зависящую от итоговой комбинации символов на барабанах.

Первоначально термин «slot machine» использовался для обозначения как игровых, так и торговых автоматов. По-английски Slot - это щель (прорезь) для приема монет, а у игровых и торговых автоматов эти слоты были одинаковыми. Но позднее термин «слот-машина» закрепился только за игровыми автоматами.

Считается, что первые игровые автоматы появились в 1887 году (по другим данным — в 1884), когда американский автомеханик немецкого происхождения Чарльз Огаст Фай (1862-1944) создал в своей автомастерской самую первую слот машину, которая работала от пятицентовых монет и называлась «Колокол Свободы» (Liberty Bell).

Это был трехдисковый игровой автомат. Каждый из дисков которого работал независимо от других и скорость их вращения была различной. На каждом барабане были изображены символы — Черви, Бубны, Пики, Подкова и Колокол свободы. Фай делал собирал свои автоматы вручную и сдавал их в аренду местным игровым и питейным заведениям за половину прибыли от аппарата.

Строение первого игрового автомата «Колокол Свободы» на много лет определило внешний вид слот-машин.

Вскоре игровой автомат получил еще одно название — «однорукий бандит» (one-armed bandit), так как игрок очень часто оставался ни с чем.

Тем временем, в 1901 году Фай спроектировал и изготовил механический автомат для игры в покер, предшественник современных электронных покер-машин.

«Колокол Свободы» Фея с тремя барабанами пользовался настолько громадным успехом, что его копировали многие производители слот-машин в Соединенных Штатах. В 1907 году чикагский промышленник Герберт Стифер Белл начал производство автоматов, очень похожих на «Колокол Свободы» Фая, которые он назвал Operator Bell. И уже в 1910 году игровые автоматы или вell-машины можно было увидеть в каждом городке и деревушке Соединенных Штатов.

Распространение игровых автоматов в Европе началось после того, как один из игровых слотов Фая был украден компанией «Novelty».

Слот-машины в Калифорнии вскоре стали вне закона из-за появления закона, запрещающего азартные игры.

Чтобы обойти запрет, были придуманы игровые автоматы, которые в качестве выигрыша выдавали не деньги (монеты), а жевательные резинки и конфеты. Так появились т.н. фруктовые игровые автоматы в которых символы карточных мастей на барабанах были заменены на картинки фруктов: Апельсином, Арбузами, Вишнями, Яблоками и символами BAR.

Поэтому, фрукты, которые мы сейчас видим на барабанах игровых автоматов, - это ни что иное, как напоминание о непростых отношениях слот-машин с законом. А в Великобритании до сих пор барабанные игровые автоматы так и называются - fruit machine.

Период после Первой мировой войны с 1919 по 1930 годы вошёл в историю слот-машин, как «Золотая эра игровых автоматов». В это время игровые автоматы распространялись практически во всех регионах США, а также изменялись и развивались, став ещё лучше.

В конце 40-х годов слот-машины появились в отеле Flamingo Hilton в Лас-Вегасе.

А в 1964 году был спроектирован и изготовлен первый электромеханический игровой автомат. Его назвали Money Honey. Электромеханика слот-машины позволяла выплачивать выигрыш автоматически. Эти автоматы содержали в себе до 500 монет. Они положили начало эре электронных игровых автоматов, в которых механический рычаг рычаг стал использоваться лишь в качестве декорации.

В 1996 году американским производителем WMS Industries Inc был изобретён первый видео-слот с дополнительным бонус раундом, который назывался Reel’Em.

В современных слот-машинах уже нет ни барабана, ни рычага. В игровой автомат встроен компьютерный чип, машина имеет пульт управления и дисплей с изображением вращающихся барабанов.

Современные слот-машины отличаются различным количеством барабанов и выигрышных комбинаций, бонусных символов и т.д. Многие слот-машины представляют собой тематические игры. При этом на барабанах все так же появляются классические символы.

В настоящее время популярны следующие виды слот-машин:

  • 3-барабанные классические
  • 5-барабанные видео слоты
  • Прогрессивные слоты
  • Большие Берты
  • Бонус слоты
  • Видео-покер
  • i-слоты

С появлением и развитием Интернета появились и он-лайн игровые автоматы.

Начало эпохи онлайн игровых автоматов ознаменовалось принятием в 1994 году властями Антигуа и Барбуда акта о свободной торговле и операциях. Этот правовой документ позволил компаниям со всего мира легально открывать свои казино в интернете.

Первой фирмой, приступившей к разработке программного обеспечения для онлайн-казино, была Microgaming. Первое интернет казино было запущено в 1995 году, оно называлось Gaming Club, а второе - Inter Casino - в 1996 году.