Как определить новую резину. О чем может рассказать изношенная шина? Определяем неисправность по характеру износа покрышки

От состояния покрышек зависит: управляемость, маневренность, устойчивость автомобиля, безопасность и комфортность вождения. Износ автомобильных шин ухудшает сцепление покрышек с дорожным полотном, поэтому риск ДТП возрастает в несколько раз. Автолюбители должны самостоятельно проверять уровень изношенности автошин, своевременно выполнять их замену.

При эксплуатации транспортного средства авторезина соприкасается с дорожным покрытием, поэтому ее истирание неизбежно. Производители автошин указывают период эксплуатации изделий, он составляет от 3-5 лет, фирменные бренды можно использовать на протяжении 7 лет.

О состоянии авторезины можно судить по высоте протектора. Он представляет собой элемент покрышки, защищающий внутренние части изделия от механических повреждений и проколов. Допустимые значения глубины протектора составляют:

  • для легковушек - 1,6 мм на летней резине, 4 мм при использовании зимних шин;
  • для грузовиков - 1,0 мм;
  • для мотоциклов - 0,8 мм

Истирание резины свыше данной высоты указывает на необходимость замены покрышек новыми.

Часто автолюбители сталкиваются с преждевременным износом шин, вызванным такими причинами:

  • неправильное давление внутри покрышек;
  • использование автомобиля в экстремальных условиях либо при полной загруженности транспортного средства;
  • агрессивная манера вождения;
  • нарушение сроков и регламентов ТО;
  • неправильно выполненный развал схождения;
  • неисправность ходовой либо рулевого управления машины.

Все эти факторы негативно сказываются на состоянии автопокрышек, они быстро истираются, их использование становится небезопасным. По внешним признакам износа шин, можно судить о неисправностях автомобиля. Поэтому заметив признаки преждевременного истирания авторезины, не спешите устанавливать на машину новые покрышки. Сначала выясните и устраните неисправности, спровоцировавшие уменьшение ресурса покрышек.

Причины преждевременного истирания авторезины

Об ухудшении состояния автопокрышек свидетельствуют такие признаки:

  1. Износ покрышки в центральной части.
Износ покрышки в центральной части

Истирание резины по центру указывает на избыточное давление покрышки, шина перекачана. Дело в том, что плотность воздуха внутри автошин зависит от температуры окружающей среды. Во время езды шина нагревается и накачанный в нее воздух начинает расширяться - это приводит к возрастанию давления покрышек. В итоге перекачанная шина соприкасается с дорожным полотном только центральной частью, о чем свидетельствует истирание авторезины посередине протектора.

  1. Истирание резины по краям.
Истирание резины по краям

Неравномерное истирание авторезины по краям указывает на недостаточное давление внутри шин. При такой ситуации покрышки подвержены большему сгибанию, их тормозной путь значительно увеличивается. Недокачанная до нормы резина не способна смягчать удары, вызванные неровностью дорожного покрытия - подвеска быстро выйдет из строя. Учитывайте: от давления внутри шин, зависит пятно контакта покрышек с дорожным покрытием. Если плотность воздуха внутри автошин правильная - соответствует рекомендациям завода-изготовителя, то износ резины происходит равномерно. В противно случае возникает преждевременное истирание резины.

  1. Образование грыжи, растрескивание авторезина на боковой части изделия.
Образование грыжи на автошине

Грыжи обычно возникают при мощном ударе колеса об выбоину, бордюр и так далее. Если давление внутри авторезины в пределах нормы, то возможность образования грыжи практически нулевая. Растрескивание авторезины либо возникновение грыж возможно при езде на недокачанной, либо перекачанной резине. Образовывается грыжа не сразу, после удара может пройти месяц. Заметив грыжу на колесе автомобиля, замените авторезину.

  1. Образование полос истирания либо пятен на поверхности авторезины.
Образование пятен истирания

Свидетельствует об истирании авторезины кусками либо пятнами, обычно такая ситуация возникает из-за неисправности узлов подвески. Возможно такое истирание и при резком торможении машины. Резкое торможение авто, сопровождающееся заносом с заблокированными колесами, приведет к образованию пятна на поверхности автошины.

5. Одностороннее истирание протектора.

Одностороннее истирание протектора

Если какая-то сторона автопокрышки больше изношена - это свидетельствует о неправильном развале схождения автомобиля. Очевидно, что колесо стоит неровно на дорожном покрытии. Устранить эту поломку можно правильно выполнив развал схождения машины.

6. Истирание протектора по передней кромке.

Истирание протектора по передней кромке

По внешнему виду определить эту неисправность достаточно сложно, нужно визуально заметить, что некоторые углы протектора более острые. Такое истирание поверхности покрышек очень распространено, поэтому многие автолюбители считают его нормой. Это ошибочное мнение. Указанный износ возникает при недостаточном вращении колеса, спровоцированного технической неисправностью автомобиля.

Также причиной неравномерного истирания автопокрышек могут быть бракованные шины либо поврежденные колесные диски. В первом случае уменьшение ресурса покрышек происходит из-за использования при изготовлении шин некачественной резиновой смеси. Такие изделия не могут противостоять воздействию абразивных частиц дорожного покрытия, поэтому быстро изнашиваются. Во втором варианте не получается качественно сбалансировать колесо при шиномонтаже из-за повреждений диска. При использовании таких колес водитель ощущает биение в руль, наблюдается ухудшение управляемости транспортным средством.

Индикаторы истирания автопокрышек

Различные виды индикаторов износа протектора автомобильной резины

Определить степень износа протектора можно, проверив состояние индикатора износа, он представляет собой часть протектора, отличающиеся от основного рисунка на поверхности покрышки формой либо размерами. Указанные элементы шин для определения износа бывают:

  1. Расположенные в канавке протектора, их называют объемными.
  2. Выдавлен в виде цифр или различных фигурок, штрихов на авторезине. Они имеют определенную глубину и по мере истирания шин, могут вовсе исчезнуть.

Первый вид индикаторов достаточно прост в использовании: по мере изнашивания резины высота индикатора уменьшается. Наступает момент, когда индикатор и протектор имеют одинаковую высоту. В такой ситуации нужно срочно заменить шины, они имеют критический износ.

Второй вид индикаторов, к примеру, цифровой, более сложный в применении. Он состоит из цифр различной высоты. При эксплуатации покрышек цифры истираются вместе с резиной и постепенно одна за одной исчезают. При исчезновении последней цифры индикатора наблюдается критический износ изделия.

Различные бренды автопокрышек используют разные индикаторы. При отсутствии на поверхности авторезины индикаторов износа, степень истирания изделия измеряют по глубине протектора. Для выполнения замеров используют штангенциркуль.

Заключение

Проверить износ шин можно по индикаторам износа либо, замерив глубину защитного слоя авторезины. Чрезмерное или неравномерное истирание покрышек указывает на неисправности в работе транспортного средства либо нарушение условий эксплуатации авторезины. Использовать такие покрышки небезопасно, они не обеспечивают должное сцепление колес с дорожным покрытие, возрастает риск ДТП.

С пробегом автомобиля техническое состояние автошин изменяется, в следствие чего снижаются эксплуатационные свойства и безопасность управления машиной. Главное следить за равномерным износом шин, а также не допускать вождение автомобилем на минимально допустимой глубине протектора покрышки. В представленной статье разговор пойдет про износ шин, его виды и причины, и также о том, как проверить износ.

Виды износа шин

Как определить износ шин, вопрос которым задается, пожалуй, каждый начинающий автомобилист, да и не только начинающий. Существует несколько способов, которыми определяется износ резины:

  • глубина протектора шины;
  • индикатор выработки покрышки;
  • цветовое изменение автошины.

Износостойкость резины напрямую зависит от химического состава резины. Так как состояние автомобильных шин влияет на безопасность движения, каждый автомобилист должен взять за правило регулярно проверять уровень износа. Протектор покрышки — единственная часть, которая входит в сцепление с дорожным полотном, и ее глубина влияет на качество контакта с дорогой.

Минимально допустимые нормы глубины протектора: на летней резине – 1,6 мм, на зимней – 4 мм. Определить степень износа протектора можно при помощи штангенциркуля или специального инструмента для измерения глубины протектора. Изношенная автошина подвергается большому шансу прокола.

Виды износа шин бывают следующими:

  • неравномерный износ шин;
  • вмятины в резине ;
  • локальный износ в виде пятна;
  • грыжа шин (выпучивание);
  • гребенчатый (пиловидный) износ .

Стоит теперь более подробно рассмотреть каждый вид.

Причины неравномерного износа автошины


Неравномерный износ резины – это неодинаковая выработка автомобильной шины в разных зонах протектора. В рейтинге самых распространенных проблем, связанных с выработкой шины, эта причина стоит на первом месте. Причины неравномерного износа шин следующие:

  • волочение или протаскивание ;
  • заносы (боковые силы вращения) ;
  • природа самой шины .

Вследствие неравномерного износа увеличивается расход топлива, увеличивается риска аварии, быстрее выходит из строя ходовая часть автомобиля, гораздо быстрее заканчивается ресурс автошины и прочее.

При одностороннем износе возможное снижение ходимости, оно понижается в пределах от 15 процентов до 30. Как показывают рейтинги, такая проблема является самой распространенной и встречается чаще других. Для определения этой неисправности необходимо выполнить развал-схождение колес, и в случае расхождения показателей, следует выполнить геометрию колес.

При двустороннем и центральном износе, ходимость снижается от 5 % до 10%. Основные причины появления этой проблемы является несоответствие давления в автошинах. В том случае, если давление ниже допустимой нормы, покрышки изнашиваются по краям, а те, кто любит перекачивать колеса, сталкиваются с центральным износом. Для недопущения таких проблем, необходимо следить за давлением в колесах.

Вмятины в резине


Еще одной проблемой, которая часто встречается, согласно рейтингам по износу автошин являются вмятины в резине. Визуально на такой покрышке видны вмятины и бугорки по внешней стороне. Основными причинами появления такой проблемы являются проблемы с подвеской автомобиля, вследствие чего возникает недостаточное смягчение ударов на кочках.

В случае, если обнаружена данная проблема, следует первым делом обратиться на СТО и провести диагностику ходовой части автомобиля на выявление дефектов. Как показывает практика, причины такого износа заключаются в неисправности амортизаторов. После определенного дефекта амортизационной стойки, следует заменить их, а при большом износе покрышки, ее также следует заменить.

Локальный износ в виде пятна


Причинами возникновения такого дефекта является – экстренное торможение с заблокированным колесом. Также причиной появление пятна может стать длительное время хранения автомобиля на стоянке. Чтобы это не допустить (если планируется на длительный срок оставить машину на стоянке), необходимо увеличить давление воздуха в колесах.

Узнать такой дефект легко, достаточно взглянуть на покрышку: если на ней будут видны плоские пятна, это будет означать, что это именно такой дефект. Устранить его достаточно несложно, после прогрева шин, они приобретут прежнюю форму. Езда на такой резине до определённого момента допустима, однако, лучше не затягивать с восстановлением.

Грыжа шин (выпучивание)


Грыжа шины визуально выглядит ка выпуклость на поверхности покрышки. Зачастую такой дефект проявляется на боковой стороне покрышки и связанно это с внутренними повреждениями. Обычно такое проявление изношенности появляется в следствие удара боковой части колеса и сразу такой дефект не проявляется. Он может показаться и спустя неделю, а то и месяц.

Такой дефект устраняется лишь путем замены на новую автошину, езда на такой покрышке категорически запрещена.

Гребенчатый (пиловидный) износ


Такой вид дефекта проявляется из-за того, что во время езды автомобиля шина деформируется, и в месте контакта покрышки с дорожным покрытием протектор продавливается внутрь, а по мере дальнейшего движения выпрямляется. Вследствие такого дефекта увеличивается шум качения шины, и это приводит к тому, что фронтальная часть шины протектора изнашивается сильнее, чем задняя.

Избежать такого дефекта практически невозможно, можно лишь снивелировать его негативное влияние на эксплуатацию покрышки. Достигается это путем перестановки колес.

Как продлить срок эксплуатации автошины



В том случае, если глубина протектора не достигла своего минимума, продлить срок эксплуатации можно с помощью нарезки. Нарезка протектора шин позволяет продлить срок эксплуатации, однако такие работы выполняются лишь на резине, в которой предусмотрена нарезка. Стоит также сказать, что после этого износостойкость снижается. Обозначаются такие покрышки следующими маркировками:

  • Regroovable ;

Лысые шины и те, которые не обозначены этой маркировкой, не подлежат нарезке протектора. Также стоит отметить что, если у автомобилиста нет опыта таких работ, лучше доверить это дело профессионалам, ведь неправильная нарезка может попросту испортить покрышку.

Самая износостойкая резина


Бытует мнение, что самая износостойкая резина – это летняя, правда или нет? На самом деле это заблуждение, и как показывают рейтинги известных автомобильных порталов, показатели износостойкости у каждого производителя разные. Существует множество факторов влияющих на износ автомобильных шин: манеры езды, состояние дорожного покрытия и прочие.

Так что, с уверенностью сказать какой бренд изготовитель отличается высокой износостойкостью практически невозможно. Перед покупкой новых автошин автомобилисту лучше прибегнуть к информации в интернете на популярных порталах автомобилистов и посмотреть там топ рейтинг изготовителей по показателям износостойкости.

Итог


Пришло время подвести итог. Износ протектора шин может к привести к проблемам во время езды, поэтому следует взять за правило проводить проверку на износ. Ведь кроме создания аварийных ситуаций езда на шинах, в которых большой износ, может привести к серьезным последствиям для здоровья автомобилиста и окружающих людей.

Малое количество автолюбителей относятся серьезно к процессу износа шин. Когда «резина» теряет свои сцепные качества, ее принято менять, но точный цикл замены определить не так уж и просто. Даже поддерживая верное давление в шинах автомобиля в течение всего срока эксплуатации, они могут износиться гораздо быстрее, чем прогнозирует их производитель. Это связано с тем, что в автомобиле имеются определенные неисправности, которые приводят к раннему стиранию протектора резины.

По рисунку износа шины автомобиля можно узнать о том, какая конкретно неисправность имеется в двигателе, подвеске или других агрегатах. После ее устранения, резина станет служить гораздо дольше, а автомобиль будет работать в верном режиме.

Сильный износ с внутренней или внешней стороны «резины»


Наиболее распространенной проблемой среди автомобилистов является односторонний износ шины. «Резина» может сильнее истираться с внутренней или внешней стороны, и через некоторое время она станет негодной для передвижения по дорогам. Такая проблема диагностирует для водителя тот факт, что на его автомобиле неверно выполнен сход-развал.

Если развал выставлен неверно, и верхняя часть колеса смещена от центра автомобиля или в сторону центра автомобиля на несколько градусов, повысится износ шины с одной из сторон. В некоторых ситуациях отклонение от нулевого развала необходимо водителю, к примеру, если он участвует в гонках. Выставив отрицательный развал, удается улучшить пятно контакта шины с дорожным покрытием, и автомобиль лучше входит в повороты.

В городских условиях на автомобили необходимо устанавливать нулевой развал, иначе возникнут проблемы с курсовой устойчивостью, и даже движение по прямой дороге станет нестабильным. Чтобы решить проблему с односторонним внутренним или внешним износом шин, необходимо провести сход-развал автомобиля.

Повышенный износ внешней и внутренней стороны шины

Когда протектор автомобильной шины сильно изнашивается по краям, но при этом в центре остается целым, это явно свидетельствует о проблемах с давлением в «резине» во время эксплуатации автомобиля. При низком давлении в шине ее внутренняя часть неплотно прилегает к дорожному покрытию. Это приводит не только к повышению износа шины с двух сторон, но и к увеличению расхода топлива, тормозного пути и проблемам с управляемостью.

Управлять автомобилем с низким давлением в шинах опасно, как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения. Если вы регулярно поддерживаете давление в шинах на одном уровне, но все равно имеете подобный износ, советуем уточнить в справочной информации к автомобилю, правильный ли показатель давления в шинах вы выбрали. Также рекомендовано сменить насос для подкачки автомобильной шины, который может показывать некорректные результаты.


Даже резиновая поверхность шин может покрываться небольшими вмятинами, которые меняют форму покрышки, и приводят ее в негодное для эксплуатации состояние. По краям покрышки образуют бугры и впадины, и виной тому проблемы с подвеской.

При движении по дороге автомобиль постоянно подскакивает и опускается, и подвеска должна амортизировать удары шин о дорожное полотно, чтобы на них не появлялись вмятины. Если имеются проблемы с подвеской или ходовой частью, смягчение ударов о дорожное полотно может быть недостаточным.

Провести полную диагностику подвески и ходовой части автомобиля самостоятельно сможет далеко не каждый водитель. Именно поэтому в подобной ситуации лучше обратиться к специалистам или попробовать заменить амортизаторы. В большинстве случаев именно они виноваты в появлении вмятин на шинах.

Продолжительная диагональная вмятина и сильный износ протектора


Данная проблема актуальна для задней оси переднеприводного автомобиля. Чаще всего она возникает, когда легковой автомобиль эксплуатируется в грузовом режиме, то есть часто перевозит тяжести, на которые он не рассчитан. Также подобную проблему часто могут наблюдать таксисты.

Если автомобиль не используется в качестве средства для постоянной транспортировки тяжестей, но при этом у него появилась подобная проблема, причиной тому служит неверных сход-развал. Как следствие, перед установкой новой резины на автомобиль, необходимо проверить сход-развал и выставить его на нулевое значение.

Излишне сильный износ протектора в середине шины


Если протектор практически полностью стерся в середине, но по краям столь серьезный износ не замечен, значит, проблема в езде по дорогам при высоком давлении в шине. Лишний раз сверьтесь, действительно ли вы накачиваете шину до того значения, которое рекомендовано производителем вашей модели автомобиля.

Некоторые опытные водители утверждают, что при поездках на перекачанной покрышке меньше расходуется бензин, и это действительно так. Связано это с тем, что автомобиль теряет хорошее сцепление с дорогой, и вся его масса перекладывается на середину шины, прижимая ее к дорожному полотну. Подобная экономия бензина выльется в необходимость частой замены шин из-за их быстрого износа.

Стоит отметить, что в холодное время года давление в шинах может понижаться из-за погодных факторов. Если отправиться в поездку на «ледяных» покрышках, то через некоторое время после начала движения воздух в шинах начнет серьезно разогреваться, и это может привести к превышению давления, рекомендованного производителем автомобиля. В результате, водитель получит плохое сцепление с дорогой и износ шины посередине.

Чтобы избежать проблем с повышением давления в шинах при разгоне автомобиля в холодное время года, следует перед каждой поездкой проверять соответствие давления в покрышке рекомендованному значению.


Еще одна проблема, к которой может привести повышенное или пониженное давление в шинах, - это появление трещин. Удар шины о бордюр или яму – это стрессовое состояние для покрышки, которое она способна переносить без повреждений при идеальном давлении. Если на боковой стенке шины появляются продольные трещины, значит, она в течение длительного времени использовалась при недостаточном давлении.

Также на шине могут появиться небольшие трещины, и по ним можно сказать, что подошел к концу срок службы резины. В таких шинах начинается химический распад элементов, которые позволяют ей сохранять свои свойства. Из этого следует, что эксплуатация подобных покрышек запрещена.


При ударе шины с повышенным давлением о твердую поверхность, внутри нее может образоваться грыжа. Это происходит из-за повреждения внутреннего слоя резины, и заметить появление грыжи можно далеко не сразу. Через неделю-две или даже больше, грыжа проявит себя в виде выпуклости на одной из боковых граней шины.

Внимание: Управлять автомобилем, на шине которого присутствует грыжа, крайне опасно. При проявлении подобной проблемы, сразу рекомендуется сменить покрышку на новую.


Диагностировать подобную проблему сложнее всего, поскольку визуально ее не видно. Чтобы определить наличие выпуклого износа боковых граней протектора, необходимо провести по ним пальцем. Можно ощутить, что низкие края блока протекторов стерты по округлой форме, тогда как высокие края, наоборот, заострены.

Если подобная проблема проявилась на автомобиле, необходимо проверить подшипники колес и шаровые шарниры. Стоит отметить, что крайние блоки протектора могут износиться на одной шине, тогда как остальные будут в порядке.


Одна из самых распространенных проблем – это износ передней кромки протектора. Основная проблема в том, что большинство водителей считают, что шины должны подобным образом изнашиваться при работе, но это не так. Данный износ указывает, что на автомобиле имеются некоторые проблемы с подвеской. Вероятнее всего речь идет о неисправности шаровых опор или сайлентблоков.

Диагностика подобной проблемы возможна только «на ощупь». Для этого необходимо рукой провести по краям зубьев протектора. Если некоторые из зубьев более острые, чем другие, значит проблема присутствует.


Если на автомобильной покрышке имеются отдельные зоны, которые изношены сильнее, чем остальные, их принято называть «проплешинами» или пятнами. Чаще всего подобные пятна проявляются на автомобилях водителей, которые любят резко разгоняться и тормозить. При редком (в том числе и аварийном) торможении, если на автомобиле отсутствует система АБС, колеса блокируются, и автомобиль проскальзывает на шине участок по дорожному полотну. Скольжение приводит к повышению температуры шины и ее мгновенному износу.

Опытные автомобилисты и новички должны понимать, что нельзя эксплуатировать автомобиль на старых изношенных шинах. Во избежание ДТП различного характера нужно своевременно менять старые шины на новые или менять летнюю резину на зимнюю.

Замена резины происходит в двух случаях:

  • При смене сезонов;
  • При снижении эксплуатационных качеств шин.

1. Замена резины при смене сезонов

Главным критерием при переходе замены резины является среднесуточная температура. Если температура воздуха выше 10 градусов тепла, то нужно использовать летнюю резину, а если среднесуточная температура ниже 7 – 10 градусов тепла, то нужно «переобувать» автомобиль в зимнюю резину.

Необходимость замены резины при смене сезонов обусловлена тем, что эксплуатация летней резины при низкой температуре воздуха приводит к потере эластичности покрышек и сцепления с дорогой, в результате чего тормозной путь увеличивается. При использовании зимней резины в теплое время года шины становятся мягче и быстро изнашиваются. Также это приводит к большому расходу топлива.

Обычно, уже в конце октября – начале ноября, когда температура снижается до 5 – 7 градусов тепла, многие автомобилисты переходят на зимние покрышки. Естественно замене шин подлежат все 4 колеса.

2. Замена резины при снижении эксплуатационных качеств шин

Если на резине появились какие – либо повреждения, то специалисты советуют менять все четыре покрышки сразу, поскольку неизвестно как будет вести себя автомобиль с разной резиной. Также нельзя допускать, чтобы резина с одинаковым протектором была на одной оси, но с разной степенью износа.

Если автомобиль полноприводный, то даже при проколе одного колеса, замене подлежит вся резина.

Износ протектора. По бокам протектора стоит маркировка TWI, которая указывает на индикатор износа – небольшой выступ на дне канавки протектора. По международным стандартам высота этого выступа составляет 1,6 миллиметр. Если протектор стерся до этого уровня, то он считается «лысым». На такой резине ездить слишком опасно и ее нужно срочно поменять.

Дополнительная информация о замене резины:

Есть множество причин, которые заставляют автомобилистов своевременно менять резину:

1. Резина быстро изнашивается, если ее эксплуатировать в непригодных температурных условиях;

2. Если на момент ДТП на автомобиле были установлены не соответствующие сезону шины, то страховые компании могут отказать в выплатах по страховому случаю;

3. Если весной Вы пользуетесь автомобилем на протяжении всего дня, то не спешите менять резину на летнюю, поскольку утром и вечером могут ожидаться заморозки.

4. Если в осенний период автомобиль используется утром и вечером, то лучше заранее заменить летнюю резину на зимнюю;

5. Шипованную резину нужно ставить как можно позже осенью и менять как можно раньше весной;

6. ВНИМАНИЕ! Согласно техническому регламенты Евразийской экономической комиссии “О безопасности колесных транспортных средств”, ««эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими установленным требованиям в зимний период (декабрь, январь, февраль) будет запрещена».

Таким образом, вышепредставленная информация поможет Вам своевременно поменять резину, в целях безопасности.