Ростовский театр драмы. Ростовский театр драмы Ростовский академический театр драмы внешним видом напоминает

Семь чудес Дона

  • Затерянный Мир (9%, 1 216 гол.)
  • Новочеркасский Вознесенский собор (8%, 1 126 гол.)
  • Старая Станица. Парк Лога (7%, 945 гол.)
  • Азов - самый древний город (7%, 937 гол.)
  • Станица Старочеркасская (7%, 909 гол.)
  • Чеховский Таганрог (6%, 833 гол.)
  • Музей-заповедник Танаис (6%, 819 гол.)
  • Музей-заповедник М.А.Шолохова (5%, 755 гол.)
  • Ростовский зоопарк (5%, 726 гол.)
  • Дон-батюшка (4%, 562 гол.)
  • Раздорский музей-заповедник (4%, 561 гол.)
  • Биосферный заповедник "Ростовский" (4%, 532 гол.)
  • Подземный монастырь (4%, 525 гол.)
  • Пелёнкино - лечебное озеро (3%, 467 гол.)
  • Аксайские катакомбы (3%, 428 гол.)
  • Донское Лукоморье (3%, 426 гол.)
  • Седой Маныч (3%, 412 гол.)
  • Целебные грязи о.Грузское (3%, 408 гол.)
  • Длинный каньон (3%, 371 гол.)
  • Скелеватая скала (3%, 352 гол.)
  • Караул-гора (1%, 160 гол.)
  • Набережная реки Дон (1%, 159 гол.)
  • Театр драмы им. М.Горького (1%, 125 гол.)
  • Музыкальный театр "Белый рояль" (1%, 113 гол.)
  • Ростсельмаш (1%, 103 гол.)

В Лондонском музее истории архитектуры Россию представляют всего два экспоната: макет храма Василия Блаженного и нашего театра.

В конце 1920-х стало окончательно ясно, что ни одна ростовская сцена (а их было более десяти!) не годится для масштабных постановок. Городской совет признает "состояние театрального дела в Ростове совершенно катастрофическим". И принимает решение построить здание. Объявили ВСЕСОЮЗНЫЙ конкурс, в котором приняли участие 25 авторов. Первую премию присудили профессору Бархину, но потом что-то не сложилось и театр строился по проекту академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха, представивших свой проект вне конкурса.

Газеты 1930-х много писали об этой стройке. Вот выдержка из газеты "Труд" (9.10.1935 г.): "Ростовский театр построен исключительно на местные средства (...). В этом огромная заслуга краевых и городских организаций".

А теперь представьте громадное здание театра объемом в 220 тысяч (!) кубометров и зрительным залом на 2200 человек! (Для сравнения: ныне в реконструированном после войны театре - 1165 мест). Могли такое строительство потянуть провинциальные организации? Через три недели после заметки в "Труде", газета "Красный кавалерист" (28.10.1935 г.) обнародовала совершенно иную информацию: "Почти в 20 миллионов рублей обойдется Советскому Союзу (!) строительство нового ростовского театра (...). В какой еще стране можно найти что-либо подобное?". И действительно, ни в какой! Ни одну страну в мире так не колеблет из стороны в сторону, как Россию: театральные заведения старого Ростова отличались теснотой коридоров, гримуборных и даже зрительных залов. Театр драмы построили как бы в противовес им всем, предав черты подлинного дворца искусств.

МЕСТО

Место для строительства выбирали долго: "Где строить театр, который по своим очертаниям должен напоминать трактор?" - думала городская власть. Предлагали перекресток Энгельса (ныне Большая Садовая) и Ворошиловского проспекта, незастроенные земли к северу от Красноармейской и т.д. Окончательный выбор - площадь Революции, она занимала пустырь, отделявший Ростов от Нахичевани. Строительство театра по сути объединило два соседствующих города (несмотря на то что Нахичевань стала частью Ростова еще в 1929 году).

НАЗВАНИЕ

Пока возводился "трактор", городской театр, который стал называться Большой драматический, занял театральное помещение, построенное в 1906 году купчихой Машонкиной на месте нынешнего цирка. 26 сентября в Большом театре состоялся торжественный вечер, посвященный 40-летию литературно-общественной деятельности М. Горького. Тогда же было объявлено постановление Ростовского горсовета: "принять предложение Союза писателей и присвоить вновь строящемуся театру имя М. Горького".

НАКАНУНЕ СПЕКТАКЛЯ...

Так называлась публикация в газете "Правда ", напечатанная за полгода до открытия театра. Авторы сайта считают своим долгом процитировать ее читателям. Ощутите чувство счастья, с которым ждали открытия этого дворца искусств.

"В четыре года Ростов выстроил один из лучших театров страны. Театральный зал (...) вмещает множество зрителей, а портальная арка сцены на несколько метров превышает арку Большого театра в Москве. В театре нет ни галерки, ни "слепых" и "глухих" точек, ни закутков, где мечутся ошалелые буфетчики и гардеробщики, ни проплеванных, тошнотворных курилок. Зритель получит прекрасную чашу зала, где самое последнее место отделяют от сцены 37 метров. Здесь есть концертный зал, мраморное фойе, театральный музей, ресторан, библиотека, зал для гуляющих, для курящих, лекторий и, наконец, зал для посетителей, желающих провести антракт в тишине...

А какой из российских театров может похвастаться залом, где воздух, всосанный из цветников, окружающих здание, очищенный водяным фильтром от пыли, сменяется шесть раз в час!

(...) Актер получает в этом театре не меньше. В его распоряжении сцена с кругом диаметром в 25 метров и двумя вертушками на просцениуме - целая площадь глубиной в 53 метра, на которой могут проплывать корабли, маршировать армии, вырастать улицы и дворцы.

Два мощных органа сопутствуют оркестрам в залах театра. Сто пятьдесят моторов будут вращать здесь кольца кругов, переносить декорации, двигать макеты или поднимать сразу весь планшет сцены.

(...) По заказу Ростова Харьковский электрозавод выпустил очень сложный регулятор света, позволяющий создавать из пяти основных цветов 150 комбинаций и оттенков (большинство современных театров не имеет и половины этих комбинационных возможностей, - авт.), "Волькин аппарат", изготовленный впервые, позволит превращать фоновое полотно в бурное небо, а шум ветра, пенье птиц, канонаду и прочие шумы ставит театру известный мхатовский мастер Попов.

Интересно, что освещение зала будет связано с характером пьесы. Свет скользит в этом зале вдоль полированных ниш, и режиссеру предоставлена полная возможность залить стены солнечным светом или заревом, подчеркнуть освещением искрометность комедии или трагическую сцену спектакля.

(...) Чтобы не наградить Ростов рядовым дворцом из бетоно-фанеры, начальнику "Театростроя" А.М. Стамблеру пришлось проявить выдумку (...) Театр открыл собственные карьеры в Крыму и на Украине, чтобы для строительства ломать мрамор, шлифовать стекло, выплавлять медь, а в Ростове для "трактора" изготовлялись пресловутые ручки и шпингалеты. Даже мягкая мебель из красной кожи, строго гармонирующая с внутренним обликом здания, изготовлена мастерскими театра. И вместе с тем приходилось думать о грандиозном парке с фонтанами, цветниками и аллеей, вынесенной к самому Дону (...).

    Для освещения театра и приведения в действие его механизмов построена специальная электрическая подстанция, мощность которой равна электрической станции, освещавшей весь дореволюционный Ростов.

    АКУСТИКА

    Сегодня нельзя говорить с уверенностью о том, какой была акустика в театре - в войну здание было разрушено, а после реконструкции оно немного поменяло свой облик. Известна шутка Р.Я. Плятта, перефразировавшего строки из песни: "Я другой такой не знаю сцены, где так плохо слышен человек". Плохая акустика была свойственна многим советским театрам, построенным до войны. Дело в том, что после революции почти не осталось мастеров звука: при старом режиме их главной работой считалась правильная организация колокольных звонов.

    Еще одна версия плохой слышимости в театре. В послереволюционное время шепот на сцене считался никчемным пережитком прошлого. На сцене в 1920-30-х гг. надо было стучать, строчить из пулемета, скандировать революционные лозунги... Но вот интересно, венгерский писатель Белла Иллеш, побывавший с визитом в Ростове, писал: "Если со сцены не гремят пушки, не грохочут паровозы, а звучит тихое человеческое слово или еле слышный вздох - его слышно в каждом уголке зрительного зала".

    А вот цитата из "Таганрогской правды" (14.09.1935 г.): "Акустика не оставляет желать ничего лучшего. Недавно для пробы в зрительный зал были приглашены 1,5 тысячи человек. Со сцены пионерка читала стихи. В самых далеких точках партера и балкона все было прекрасно и отчетливо слышно".

    ГОРЕЛЬЕФЫ

    Весь мир знает наш Театр им. М. Горького как уникальный памятник архитектуры. На это чудо приезжают посмотреть туристы. Но мало кому известно, что горельефы, украшающие фасад театра, создавал великий художник , уроженец станицы Константиновской, донской казак, эмигрировавший в США. Всемирно известный скульптор и график, он первый иллюстрировал "Тихий Дон" Шолохова. Сам Михаил Александрович говорил, что лучше Королькова его произведения не иллюстрировал никто.

    Параметры сцен

    Театр располагает тремя сценическими площадками: Большим залом на 997 мест (габариты сцены: ширина - 23 м, глубина - 22 м, высота - 22 м), Малым залом на 384 мест и Экспериментальной сценой на 70 мест. В западном крыле театра расположена ART Галерея, а в центральной части ART кафе «Театральная площадь №1».

    Достижения

    • 1936 год - премия на 4-м Международном фестивале театрального искусства(режиссер Ю.А. Завадский).
    • 1976 год - Государственная премия РСФСР им. К.С. Станиславского за спектакль «Тихий Дон» по роману М. Шолохова.
    • 1980 год - присвоено почетное звание «Академический».
    • 1995 год - первая премия на Всероссийском фестивале «Русская классика» (Ставрополь) за экспериментальный поиск в освоении драматургии А.С. Пушкина (спектакль «Маленькие трагедии», режиссер К.Серебренников).
    • 2010 год – лучший спектакль на IV Театральном фестивале (г. Николаев, Украина) международного черноморского клуба HOMO LUDENS («Человек играющий») за постановку «Вишневый сад» (режиссер Н. Сорокин)
    • 2010 год – премия на IV Всероссийском театральном фестивале «Русская комедия» за оригинальную постановку имени Николая Акимова - спектакль "Вишневый сад" (режиссер Н. Сорокин)
    • 2012 год - премия на V Всероссийском театральном фестивале "Русская комедия" за оригинальную постановку имени Николая Акимова - спектакль "Невидимые миру слезы" (режиссер Н. Сорокин)

    Театр является инициатором Всероссийского фестиваля «Русская комедия», который регулярно проводится в нашем городе.

    Адрес: г. Ростов-на-Дону, 344019, пл. Театральная,1

    Датой образования театра принято считать 23 июня 1863 года, когда состоялось первое представление стационарной драматической труппы. Современное здание театра построено в 1935 году по проекту выдающихся советских архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха, восстановлено после войны в 1963 году. Проект зданияв наши дни представляет Россию в Лондонском музее истории архитектуры.

    Открылся театр спектаклем «Ревизор» Н.В. Гоголя, где роль Городничего исполнил М.С. Щепкин.Значительный след в истории театра оставил антрепринер, режиссер и актер Н.Н.Синельников. Здесь выступали В.Ф.Комиссаржевская, М.М. Блюменталь – Тамарина, С.Л. Кузнецов. В сезон 1914-1915г.г. главным режиссером служил К.А. Марджанов. В 1920 году получил название Государственный драматический театр имени А.В. Луначарского. В 1932 году присвоено имя М.Горького, в 1981 – звание академического. В 1936 году в труппу влилась переведенная из Москвы студия под руководством Ю.А. Завадского (худ. рук. в 1936-1940 г.г.), где играли В.Марецкая, Р.Плятт, Н.Мордвинов. В 1970-е годы событиями в жизни театра стали спектакли режиссера Ю.И.Еремина (главный режиссер 1978-1980г.г.). Лауреат Российско – Турецкого фестиваля современной драматургии и театра в Москве (2000г). Широко гастролирует, приглашает на постановки режиссеров из Москвы, Петербурга, Германии, США, Грузии, Прибалтики. В 2000 году артист театра М.И. Бушнов был отмечен премией «Золотая Маска» («За честь и достоинство»). Всероссийский фестиваль «Русская комедия» проводится с 1994 г. на базе театра.

    С 2014 года художественным руководителем и директором театра является драматург, общественный деятель, Заслуженный деятель искусств России, лауреат премии города Москвы, лауреат Государственных премий Республики Мордовия, Заслуженный писатель Мордовской ССР, лауреат Международного, Всесоюзного и Всероссийских конкурсов Александр Пудин. С началом его работы в театре репертуар пополнился постановками, которые успели стать визитными карточками театра: «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Пигмалион» Б. Шоу. Готовятся к постановке комедия «Чемоданчик» Юрия Полякова, степная сага «Цыган» А. Калинина.

    Параметры сцен

    Театр располагает тремя сценическими площадками: Большим залом на 997 мест (габариты сцены: ширина - 23 м, глубина - 22 м, высота - 22 м), Малым залом на 384 мест и Экспериментальной сценой на 70 мест. В западном крыле театра расположена ART Галерея, а в центральной части ART кафе «Театральная площадь №1».

    Достижения

      1936 год - премия на 4-м Международном фестивале театрального искусства(режиссер Ю.А. Завадский).

      1976 год - Государственная премия РСФСР им. К.С. Станиславского за спектакль «Тихий Дон» по роману М. Шолохова.

      1980 год - присвоено почетное звание «Академический».

      1995 год - первая премия на Всероссийском фестивале «Русская классика» (Ставрополь) за экспериментальный поиск в освоении драматургии А.С. Пушкина (спектакль «Маленькие трагедии», режиссер К.Серебренников).

      2010 год – лучший спектакль на IV Театральном фестивале (г. Николаев, Украина) международного черноморского клуба HOMO LUDENS («Человек играющий») за постановку «Вишневый сад» (режиссер Н. Сорокин)

      2010 год – премия на IV Всероссийском театральном фестивале «Русская комедия» за оригинальную постановку имени Николая Акимова - спектакль "Вишневый сад" (режиссер Н. Сорокин)

      2012 год - премия на V Всероссийском театральном фестивале "Русская комедия" за оригинальную постановку имени Николая Акимова - спектакль "Невидимые миру слезы" (режиссер Н. Сорокин

      2014 год - диплом «За высокие творческие достижения» на Всероссийском фестивале «Театральные встречи на Кавказе. Лермонтов и Кавказ» в Ставрополе за спектакль «Маскарад» М.Ю. Лермонтова.

      2015 год - Гран-при 13-го Международного театрального форума «Золотой Витязь» и золотые дипломы за лучшую сценографию, лучшую музыку и лучшую мужскую роль (деда Гришаки в исполнении Народного артиста РСФСР Игоря Богодуха) за спектакль «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 4

      ✪ "Женитьба" в Ростовском академическом театре драмы им. М. Горького

      ✪ "Тихий Дон" трейлер спектакля

      ✪ Люкс №13

      ✪ Цыган. Степная сага о любви. По роману А. Калинина

      Субтитры

    История театра

    Датой основания Академического театра драмы им. Максима Горького принято считать 23 июня 1863 года , когда была создана первая стационарная труппа театра.

    Строительство здания театра было задумано в 1929 году . Местом был выбран пустырь между недавно объединёнными в один город Ростовом и Нахичеванью-на-Дону . В 1930 году был объявлен Всесоюзный открытый конкурс, на который представили 25 проектов, 6 из которых получили премии. Первую премию на конкурсе получил выполненный Г. Б. Бархиным и М. Г. Бархиным (при участии Б. Г. Бархина) проект «Красный мак». Они получили и денежную премию. Однако, после знакомства с пришедшим позднее и не участвовавшим в общем конкурсе проектом В. Щуко и В. Гельфрейха , было решено использовать именно его . В основу архитектурных форм здания была положена стилизация гусеничного трактора, скорее всего, первого советского трактора «Коммунар » [ ] .

    Театр открылся спектаклем «Мятеж» по одноимённой повести Д. А. Фурманова . Известно, что по ходу действия на сцену была выведена целая конница.

    В 1936-1940 годах театром руководит один из крупнейших советских режиссёров того времени - Юрий Александрович Завадский . Вместе с ним в Ростов переводят и часть его труппы: В. П. Марецкую , Р. Я. Плятта , Н. Д. Мордвинова . По официальной версии режиссёр «должен был показать пример в освоении огромной сцены».

    В 1938 - 1947 годах театр возглавил Артур Михайлович Луковский, один из выдающихся деятелей искусств, известный не только в Ростове-на-Дону, но и во всем Советском Союзе. Под его руководством театр завоевал общесоюзное творческое признание. В годы войны Артур Михайлович организовал эвакуацию не только коллектива и всего ценного имущества театра, но и многих жителей города, нуждавшихся в помощи. Находясь в эвакуации, Артур Михайлович вместе с труппой театра выезжает на заводы и фабрики г. Коврова и других городов, поддерживает боевой дух солдат Красной армии, выступая со спектаклями и концертами в действующих войсках Южного фронта. В эти же годы в Коврове проходит премьера спектакля "Фельдмаршал Кутузов", о которой газета "Рабочий край" за февраль 1943 года пишет так: "Фельдмаршал Кутузов" Соловьева - произведение, повествующее о героическом прошлом русского народа...С захватывающим вниманием следит зритель за героическими подвигами русских солдат и партизан, восхищаясь высокой доблестью и военным мастерством их начальников." В Приказе №370 по Ростовскому областному отделу по делам искусств от 1 мая 1942 года говорится "Восстановленные и показанные спектакли "Фельдмаршал Кутузов - Соловьева и "Профессор Полежаев" - Рахманова прозвучали как спектакли огромной политической значимости и являются крупнейшим вкладом коллектива театра в общее дело борьбы советского народа с немецкими оккупантами". Газета "Правда" 27 августа 1943 года опубликовала большую статью под названием "Героический театр", в которой говорится о большой работе, проведенной театром в период эвакуации. 17 ноября 1943 года ростовская газета "Молот" №238 поместила статью "Замечательный театр" о возвращении театра в родной город, в которой известный советский писатель Лидия Сейфуллина говорит: "Коллектив Ростовского театра во главе с директором и художественным руководителем твердо сопротивлялся всем бедствиям, твердо хранил лучшие традиции русского актера, его самоотверженное служение искусству. Труппа крепка разнообразными талантами, оттого силен ее коллектив, оттого не распался он и не захирел в испытаниях войны". После возвращения в Ростов, Луковский А.М. был одним из инициаторов создания фонда восстановления города Ростова-на-Дону, за что театр получил правительственную благодарность.

    В конце тридцатых годов фасад облицевали итальянским мрамором, остальную часть театра гранитом и инкерманским известняком. На втором ярусе появились горельефные композиции «Гибель Вандеи» и «Железный поток», выполненные скульптором С. Г. Корольковым . В целом на строительство было использовано 7 млн штук кирпича, 8 тыс. тонн инкерманского известняка, 3,9 тыс. тонн мрамора, 3 тыс. тонн гранита.

    19 июля 2016 года Распоряжением Председателя Правительства России Д. Медведева Ростовскому академическому театру драмы имени М. Горького присуждена Премия Правительства России имени Федора Волкова «за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации».

    7 октября 2016 года спектакль "Тихий Дон" представлен на международном театральном фестивале "Балтийский Дом" в Санкт-Петербурге

    Архитектура

    Восстановленный к 1963 году театр стал значительно меньше. Проект реконструкции выполнен архитекторами В. М. Аникиным, В. Н. Разумовским, В. В. Деонтьевым под руководством Н. Н. Семененко и при консультациях профессора В. Г. Гельфрейха. Была проведена полная перепланировка внутренней части здания. Существенно сократилась вместимость залов, ликвидированы многие диванные, буфетные, детский сад-ясли, остался только один сценический круг. Исчезла основная часть мраморной облицовки. Вместе с тем значительно улучшилась акустика. С тыльной стороны здания была построена сценическая площадка, которая получила известность как "

    Датой образования театра принято считать 23 июня 1863 года, когда состоялось первое представление стационарной драматической труппы. Первым режиссером был Николай Синельников, первой постановкой – «Ревизор» Гоголя со знаменитым Щепкиным в главной роли. Здание театра, являющееся памятником архитектуры, построено в 1935 году, восстановлено после войны в 1963 году. В 1980 году театру присвоено почетное звание академического.
    За прошедшие почти 150 театральных сезонов в театре поставлена вся классика русской и зарубежной драматургии; многие премьеры становились событиями культурной жизни не только города, но и региона.
    В 1976 году театр получил Государственную премию РСФСР им. Станиславского за спектакль "Тихий Дон" по роману М. Шолохова; в 1995 году - первую премию на Всероссийском фестивале "Русская классика" за экспериментальный поиск в освоении драматургии А.С. Пушкина (спектакль "Маленькие трагедии"). Театр является инициатором Всероссийского фестиваля "Русская комедия".
    Здание было построено в 1935 году по проекту академика архитектуры В. А. Щуко и профессора В. Г. Гельфрейха. После завершения строительства многие эксперты называли театр одним из лучших в стране.
    Внешним видом театр напоминает трактор. До войны он был облицован мрамором. Здание входит в список шедевров эпохи конструктивизма - в Лондонском музее истории архитектуры Россию представляют всего два макета: собор Василия Блаженного и Драматический театр им. Максима Горького. Ле Корбюзье и Оскар Нимейер называли театр жемчужиной советской архитектуры.
    Фасад здания украшен горельефами работы Сергея Королькова.
    Общее количество зрителей, который был способен вмещать зрительный зал было поистине колоссальным - 2200 человек. В одном из первых спектаклей на сцену была выведена целая конница.