Готы информация. Готы: субкультура тёмных романтиков

Мы привыкли встречать людей по одежке, ведь одежда в некоторой степени отражает внутренний мир человека. Если внимательно присмотреться к людям, предпочитающим черную гамму в одежде , у которых волосы окрашены в черный цвет и макияж нарочито густо наложен черной краской, то легко предположить, что прячется за этим цветом.

Как правило, эти люди не помышляют о светлом, их мысли лежат в другой плоскости. И если раньше среди готов преобладали подростки, то сейчас, к сожалению, все больше взрослых не могут выйти из этого молодежного течения со временем.

Попробуем понять, как образовалась культура готов, чем они живут, эти люди, которые пытаются выделиться из толпы столь необычным способом.

История готов

Готы (от англ. goths - готы, варвары) - это носители субкультуры, которых вдохновляет эстетика смерти и готическое искусство (музыка, романистика). Для них характерен специфический внешний вид, в котором превалирует черный цвет и необычное поведение.

Субкультура появилась в конце семидесятых годов двадцатого века в Великобритании и первыми её последователями стали представители панк-движения, игравшие так называемый готический рок. Позднее они заимствовали некоторые черты вампирской эстетики и стали отдалятся от света.

Готы сегодня

Можно сказать, что готы первой волны были другими, ведь даже одежда их была пусть необычной, но стильной. Сегодня готы менее придирчиво относятся к своей внешности, порой выглядят весьма неряшливо.

Неизменными осталось наличие пирсинга и татуажа, использование черного, фиолетового, бордового в одежде, металлической фурнитуры, наличие аксессуаров в виде черепов и летучих мышей. Из тканей они предпочитают кожу, бархат, порой латекс и винил.

Женщины активно используют корсеты, шнуровки. Впрочем, мужчина-гот также может появиться на публике в юбке . Обязательный атрибут в наряде гота – армейские ботинки.

Для культуры готов характерно применение символов совершенно разных народов и культур. Например, египетские древние символы могут соседствовать с атрибутикой викторианского периода. Крайне редко готы ради эпатажа используют светлые цвета в нарядах.

О взгляде готов на мир

Для неформальных культур свойственно иметь собственную точку зрения на общество и окружающий мир. День у готов начинается с фразы вроде «какой ужасный день» . Это один из примеров темного романтизма субкультуры, для которой индивидуальность стоит во главе угла.

Во всем должна быть тайна, мрачность, какие-то философские подтексты, даже смерть для них по-своему романтична. Готы пытаются найти особую только им понятную красоту во всем, донести свое эмоциональное состояние миру посредством музыки, своего облика.

Главный девиз данной неформальной субкультуры«умирай улыбаясь», ведь состояние страданий и отчаяния готам дарит особое наслаждение, они способны получить энергию из негативного, из того, что обычного человека раздражает и угнетает.

Неформалы стараются все время получать эмоциональную подпитку в своем ограниченном мире, но при этом они холодны и не умеют по-настоящему радоваться. Потому они постоянно находятся в состоянии поиска. Каждый день они живут так, будто он последний. Можно сказать, что современный гот пытается придерживаться принципов, изложенных в картине Виктора Цоя «Игла» и свято верят в мир фильма «Ворон».

Кто становится готом?

Психологи уверены, что черный цвет в одежде характерен для подростков, страдающих от психологических травм. Одеваясь в шипованную одежду, они словно создают щит от мира, защищаются. А значит, за странным имиджем, шокирующим внешним видом прячутся ранимые люди, пытающиеся найти свой путь и ответы на вопросы в чем их смысл жизни и как найти свою дорогу.

Эти подростки остро нуждаются в понимании и поддержке, их ни в коем случае нельзя унижать, смеяться над их принципами, ведь таким поведением их только отвратишь от общества. Некоторым нужны годы, порой десятилетия, чтобы обрести себя и влиться в социум. Только любовь и доверие могут помочь в данном случае.

Несут ли опасность готы?

Несмотря на то, что они называют себя «детьми ночи», одеваются в цвета тьмы и пытаются прикоснуться ко всему оккультному, субкультура готов порождает совершенно разных людей. Некоторые действительно могут быть социально опасными, совершать действия вандализма, попадать в секты, быть склонными к суициду.

Но по большей части они не стремятся к правонарушениям. Просто при помощи атрибутики, походов на кладбища они ищут способ самовыражения, создают иллюзорность своей значимости.

Стоит помнить, что к суициду подростков приводит конфликт со средой и недостаток общения с близкими людьми. Главное, стабилизировать атмосферу в семье, наладить контакт с ребенком, разобраться в его чувствах и проблемах, уделять ему больше внимания.

Ведь готы — в глубине души очень одинокие люди, которым остро не хватает внимания и ласки, в частности, со стороны родителей, вот они и вынуждены искать то, что создаст им состояние внутреннего комфорта.

Го́ты (англ. Goths, от англ. gothic в значении варварский, грубый) - субкультура, зародившаяся в конце 70-х годов XX века в Великобритании на базе панк-движения. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для всех её представителей в той или иной степени характерны специфический имидж и интерес к готической музыке. Будучи изначально молодёжной, сейчас в мире субкультура представлена людьми в возрасте от 14 до 45 лет и старше.

Развитие готической субкультуры было тесно связано с эволюцией музыкального жанра готик-рок. Своего расцвета она достигла в первой половине 1980-х годов, когда широкую популярность обрели такие исполнители, как Bauhaus, Southern Death Cult, Siouxsie and the Banshees и другие. Существенное влияние на формирование готики оказал лондонский клуб Batcave. К 1983 году уже можно было говорить о том, что новая субкультура окончательно утвердилась.

Во второй половине 1980-х и в течение 1990-х годов готическая субкультура приобрела значительную известность, что привело к её разделению на несколько относительно независимых течений. Несмотря на это, она продолжила развиваться и в наши дни представляет собой неоднородную, разветвлённую систему отдельных направлений. На сегодняшний день готическая субкультура распространена преимущественно в Европе и Северной Америке, в меньшей степени - в Азии и Австралии. Она обладает развитой социальной и информационной инфраструктурой - издаются тематические журналы, поддерживаются сайты, регулярно проводятся готические музыкальные фестивали.

Основными составляющими субкультуры являются готическая мода и готическая музыка.

Готическая мода весьма разнообразна и включает ряд специфических направлений, однако общими чертами для большинства из них являются преобладание чёрного цвета в одежде, специфическая атрибутика и особый макияж. К готической музыке обычно относят готик-рок, дэт-рок и дарквэйв , однако это понятие может также включать некоторые производные жанры, например, готик-метал . На развитие готики повлияли определённые произведения литературы и кинематографа, а позднее сами элементы субкультурной эстетики начали проникать в массовое искусство. Особо тесно готическая субкультура связана с вампирской тематикой.

Одной из психологических основ готического движения был «пассивный», эстетический протест против господствующих культурных стереотипов. Для большинства представителей субкультуры характерны некоторые общие черты характера (например, замкнутость ), однако никакого единого мировоззрения готы не имеют . Несмотря на то, что готы в целом негативно относятся к современному обществу , они способны успешно в него интегрироваться . Внутри субкультуры сложились свои нормы и стандарты , сформировались определённое отношение к религиозности , особое понимание женственности и мужественности, специфические взгляды на межличностные отношения.

Готическая субкультура постоянно подвергается критике с различных позиций . В СМИ чаще всего тиражируется искажённый, негативный образ готики ; со стороны консервативных общественных кругов и религиозных организаций в адрес субкультуры нередко высказываются различные обвинения, чаще всего не соответствующие истине . Во многих странах, в том числе считающихся развитыми, готы регулярно сталкиваются с враждебностью со стороны окружающих, а порой даже становятся жертвами агрессии .

История формирования и развития

Зарождение и развитие (1979-1985)

Готическая субкультура долго воспринималась как часть панк-движения , от которого унаследовала многие элементы стиля . На фото - современные готы, придерживающиеся традиционного имиджа «тёмных панков». Польша, 2003 год

Зарождение готической субкультуры относится к концу 1970-х годов, когда влияние панка в Британии стало ослабевать, и ряд групп (Joy Division, The Damned, The Clash и другие) обратились к новому жанру, получившему название «пост-панк». Постепенно выделился ряд коллективов, объединённых общими стилистическими особенностями, позднее сформировавших «первую волну» готик-рока, - Bauhaus, Virgin Prunes, Southern Death Cult, Sex Gang Children, Specimen, Ausgang. Единого мнения относительно того, какая группа была первой «действительно готической», нет - первопроходцами жанра называют многих исполнителей, например, Killing Joke или Gloria Mundi; тем не менее, принято считать, что первенство в изобретении нового жанра принадлежит Bauhaus. Среди первых готических записей музыковеды выделяют сингл «Bela Lugosi’s Dead» Bauhaus (1979) , альбомы Unknown Pleasures (1979) и Closer (1980) Joy Division, альбомы Join Hands (1979) и Juju (1981) Siouxsie and the Banshees. К 1981 году уже можно было говорить о том, что вокруг этих групп сформировалось новое молодёжное движение - его основу составляли поклонники творчества музыкантов, перенявшие у них отдельные элементы имиджа . Вероятно, наиболее важным для готической субкультуры можно считать 1982 год , ознаменованный открытием знаменитого клуба Batcave - некоторые социологи полагают, что именно это событие отметило дату возникновения субкультуры. В том же году вышел альбом Pornography группы The Cure, который современные исследователи считают одной из вершин ранней готической музыки .

Готика долгое время воспринималась как часть панк-движения . Названия субкультуры готов (англ. Goths, англ. Goth subculture) и музыкального жанра готик-рок (англ. Gothic Rock или англ. Goth Rock) появились в английском языке только в ранних 1980-х . Изначально они употреблялись в ироническом значении - словом «готический» рецензенты стремились подчеркнуть мрачность и композиционную простоту мелодий, созданных представителями нового жанра .

Одной из первых групп, получивших ярлык «готической», стала Joy . По другой версии, название обязано существованием Иэну Эстбери, вокалисту группы Southern Death Cult, который прозвал своего приятеля Энди Макэллиота из Sex Gang Children «Графом Визиготом» и «Готическим гоблином», а его фанатов - «готами». В октябре 1983 года журналист Том Вэг описал «орды готов» в журнале Zig Zag ; с этого момента название субкультуры надёжно закрепилось.

Расщепление и мейнстримовая популярность (1985-1995)

Вторая половина 1980-х годов ознаменовалась возникновением «второй волны» готик-рока (к исполнителям этого периода относятся Sisters of Mercy, The Mission, Fields of the Nephilim, All About Eve и другие группы) и постепенным уходом представителей «первой волны» в тень - одни коллективы (например, Bauhaus) распались, другие (The Cult, Flesh for Lulu) сменили жанр. Именно в этот период готика стала популярной и начала активно освещаться мейнстримовыми изданиями.

С наступлением 1990-х годов готическая субкультура утвердилась как «сцена» - вышли первые книги о ней, были записаны первые музыкальные компиляции - и в то же время претерпела значительное искажение, столкнувшись с притоком новых участников, не имевших представления о её сути и истории . Что привело к уходу готов в андеграунд. Многие из них даже отказывались называть себя таковыми, считая, что этот термин оказался слишком сильно скомпрометирован ; такая тенденция сохраняется до сих пор. Популярность ряда коллективов, особенно Sisters of Mercy, привела к тому, что готическая музыка стала менее оригинальной - многие вновь возникавшие группы просто заимствовали элементы стиля у уже получивших известность исполнителей, в результате чего их творчество начинало казаться банальной имитацией. По заявлению журналистов New Musical Express, готика прекратила существование в 1991/1992 году - хотя на самом деле она скорее ушла в тень и замкнулась в себе. Группы, возникавшие в этот период, охотно принимали определение «готических», в отличие от своих предшественников; они смогли, несмотря на некоторую вторичность звучания, сформировать собственную развитую сцену, которую популярные издания практически не освещали. 1995 год можно считать переломным моментом - в это время готика совершенно перестала шокировать и удивлять, она фактически интегрировалась в западное общество и стала его более или менее привычной частью.

В течение 1990-х и 2000-х годов субкультура подверглась расщеплению - от движения откололись несколько региональных направлений, зачастую противоположно ориентированных, произошло взаимопроникновение музыкальных жанров; в результате на сегодняшний день представления о «готике» могут очень сильно варьироваться. Это закономерно порождает споры и приводит к недоразумениям - так, например, в США (из-за некомпетентности журналистов) под «готическими» зачастую понимают сразу все направления, не относящиеся к мейнстриму, а немецкая «шварц-сцена», обычно ассоциирующаяся с субкультурой, на самом деле объединяет огромное количество разнородных музыкальных жанров - от электронной танцевальной музыки до блэк-метала.

Готическое мировоззрение является комплексным понятием, которое достаточно сложно описать. В целом, его можно характеризовать, как склонность к «темному» восприятию мира, некий романтико-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (не приятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него).

Также характерной чертой большинства готов является особое, полуромантическое восприятие смерти. Также характерными чертами готов являются «артистичность» и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов творчества).

Важно, однако, иметь в виду, что все вышеперечисленное относится далеко не ко всем готам. Более того, можно даже сказать, что такие проявления готического мировоззрения, как состояние постоянной депрессии и тотальная замкнутость, встречающиеся довольно редко. Такое положение вещей породило условное разделение готов на два типа. Часть готов (как правило, меньшая), часто называемая на западе «Mopey Goths», характеризуются подчёркнуто серьёзным отношением к «готическому мировоззрению», однако большая часть (так называемые «Perky Goths») относятся к субкультуре менее «серьёзно». Их привлекает эстетическая сторона субкультуры, возможности самовыражения, определённые аспекты готического мировоззрения, однако они не ставят его «во главу угла». Между данными взглядами на готическую субкультуру существует определённое противоборство, которое, впрочем, не приводит к каким-либо существенным изменениям структуры готической субкультуры.

Среди этой субкультуры часто можно найти общее с культурой БДСМ , хотя причастие к одной совершенно не означает какое-либо участие в другой.

Образ го́тов

Кибер-готесса в одежде, стиль которой навеян монашеским одеянием

Готы имеют свой, узнаваемый имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы ни развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: преобладающий черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения - золото принципиально не используется, поскольку расценивается, как символ обычных, избитых ценностей, а также цвет солнца (серебро - цвет луны).

В плане имиджа, ранние готы отличались от панков лишь доминирующим чёрным цветом одежды и волос (с вставками белого, красного, синего или пурпурного) и серебряными украшениями. Они носили рваную одежду и даже ирокезы, хотя у готов ирокез был обычно чёрным и намного шире, чем у панков (выбрит только по сторонам, на висках). Многие их называли Dark Punks (Темные Панки) за внешнюю схожесть и в тоже время мрачное отличие. Также готы часто использовали в одежде сетку (как правило, рукава у мужчин) и имели оригинальный стиль мэйк-апа: очень белое лицо с большим количеством чёрной подводки для глаз (и мужчины, и женщины).

Первоначально у мужчин были короткие и начёсанные волосы, но ближе к концу 80-х длинные чёрные волосы стали предпочтительнее, и теперь сбритые по сторонам и торчащие кверху волосы у готов можно встретить значительно реже, чем длинные ниспадающие. Мэйк-ап остался частью имиджа, а одежда стала более разнообразной: теперь некоторые носят одежду с влиянием XVIII - начала XIX века, другие предпочитают винил, кожу и сетку. Некоторые носят и то и другое, хотя редко одновременно. Черный и белый остаются доминирующими цветами, хотя иногда еще появляются красный, синий, пурпурный или, изредка, зеленый (чаще у кибер-готов). Наиболее используемыми материалами остаются шелк, мятый бархат, кожа, винил и сетка.

Хотя вся готическая одежда характеризуется преобладанием мрачных цветов, в своих проявлениях она весьма разнообразна: начиная от обыкновенной кожаной юбки для девушки и заканчивая шутовским нарядом арлекина для юноши. Общий контекст объединяет множество стилей и фасонов одежды, хотя кожа остаётся наиболее распространенным и универсальным материалом. Общая стилистика одежды, как правило, броская, но вместе с тем строгая, часто - с определённой эротизацией (в образе готов могут появляться также элементы фетиш-одежды). Нередко в готическом образе фигурируют те или иные романтические элементы прошлых столетий - такие, как кружева, жабо , бархат, корсеты и т. п. К примеру, девушки-готессы часто носят корсеты и длинные платья. По работам фотографа Вионы Йелегемс хорошо видны различные направления в этом стиле.

Причёска также играет весьма важную роль в имидже готов обоих полов. Это могут быть просто прямые длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большие пучки. Изредка встречаются ирокезы. Часто волосы красят в чёрный, красный, фиолетовый и белый цвета, возможно также окрашивание с прядами одного цвета на фоне другого (к примеру, красные пряди на фоне чёрных волос), однако предпочтительнее волосы естественных цветов. Мейк-ап остаётся одним из главных признаков принадлежности к субкультуре: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ.

У девушек-готесс большое распространение получил яркий и импозантный стиль «Вамп» - плотная черная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей - от ярко-красного (кровавого) до черного. У готов, работающих в среде, где нельзя себе позволить экстремальный или индивидуальный подход к имиджу, выработался стиль «корпоративный гот» (англ. Corporate Slave Goth ): чёрная деловая одежда, неброские украшения, сдержанный мейк-ап.

Атрибутика го́тов

Готическая эстетика крайне эклектична по набору часто используемых символов, здесь можно встретить и египетскую, и христианскую, и кельтскую символику. Основным символом готической субкультуры традиционно является крест анкх , египетский символ вечной жизни. Анкх вошёл в субкультуру после выхода на экраны фильма «Голод» (с Дэвидом Боуи). Также часто используются и другие египетские символы - такие как «Глаз Ра ». Эти элементы носятся и как традиционные украшения, и как нашивки на одежду или в макияже.

Христианская символика используется реже, и по большей части - в виде обычных распятий , только в более «стильном» исполнении. В частности, популярен крест св. Якова (крест-нож). Широко используются кельтские кресты и различные кельтские орнаменты (трикветр и т. п.). Достаточно обширно представлена оккультная символика - используются пентаграммы (как обычные, так и перевёрнутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звёзды (оккультистские символы хаоса).

Также используется множество различных символов смерти - украшения с гробиками, черепами, и тому подобные. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, - множество различных их изображений (связь с вампирами и с готами очевидна) помещены на сотнях связанных с готами страниц в интернете или же служат украшением самим готам.

Однако, каких-то универсальных, используемых всеми готами знаков или символов не существует - определяющими являются эстетические предпочтения конкретного гота. Украшения в подавляющем большинстве серебряные, реже - из других белых металлов (мельхиор, цинк). Жёлтый металл традиционно не используется. Форма и вид украшений весьма разнообразны, наиболее распространены кулоны, броши, кольца и перстни.

Готическая музыка

См. подробнее: Пост-панк , Готик-рок , Готабилли , Дарквэйв , Готик-метал

Влияние на готическую субкультуру началось еще очень давно, со времен Bowie, Doors и Velvet Underground, но расцвет панка в середине/конце 70х сделал существенную основу для готов, и в музыке и в имидже.

Вслед за панком в конце 70х и ранних 80х начало возникать огромное число новых и переосмысленных музыкальных стилей, и около 1978/79 стал появляться стиль, который пресса в конце 1979 стала называть «готикой».

Создателями этого музыкального стиля (которые вдохновлялись такими исполнителями как Velvet Underground и Bowie) в основном были Joy Division , Siouxsie and the Banshees , UK Decay.

Первый альбом Banshees («The Scream», Ноябрь 1978) и первый альбом Joy Division («Unknown Pleasures», Июнь 1979) во многом стали образцом для готов, с заметным отсутствием громких панковских гитар и акцентом на ритм секцию вместо этого, вместе с резким пустым звучанием.

Однако первая группа, которая может быть названа готической, была Bauhaus, которая выпустила свой первый сингл «Bela Lugosi’s Dead»в сентябре 1979. The Banshees может быть сочтена за панк, The Cure за New Wave, Joy Division за post-punk, но Bauhaus была явно готической в музыке, имидже, лирике, арте и стиле с самого первого их сингла. Во многом они были прообразом готической группы. Примерно в то же время, когда образовались Bauhaus, UK Decay отказались от своих панковских корней и стали разрабатывать свое независимое «готическое» звучание. Хотя они небыли столь популярны как Bauhaus, Joy Division или The Banshees, UK Decay были намного ближе «второй волне» готических групп и оказали заметное влияние на них.

В 1980/81 стала появляться новая волна готических групп - Danse Society, Play Dead, The Sisters of Mercy - а Cure отказались от своего New Wave звучания и создали свой уникальный «готический» саунд. В феврале 1981 Abbo из UK Decay обозначил новое музыкальное движение «готика», но прошёл ещё один год или около того, перед тем как движение действительно образовалось.

Важный период развития готического движения в полностью сформировавшуюся субкультуру был с середины 1982 до середины 1983, в котором следует особо отметить октябрь 1982, когда новое движение внезапно получило большое внимание со стороны средств массовой информации.

Дальнейшее развитие готической музыки - развитие гот рока, так как тот же дэт рок остался более консервативен. В конце 90-ых, на пике популярности готики, стали появлятся музыкальные коллективы, которые пытались подделываться под гот музыку. Начиная от пост индустриальщиков, которые становились более попсовыми, мелодичными и романтичными, и до металистов, которые так же уделяли больше мелодике. Данная музыка стала чем-то новым, что, естесвенно, привлекало к ней меломанов, однако к готик музыке и субкульутре это уже не имело никакого отношения.

В начале 90-х годов 20 столетия группа Paradise Lost своим альбомом Gothic задала новую ветвь готики - готик-метал, который моментально был подхвачен множеством других групп, таких как Tiamat, Tristania, The Sins of Thy Beloved, Theatre of Tragedy и др.

Ежегодно около 25000 следователей субкультуры съезжаются в Лейпциг на самый большой готический фестиваль Wave Gotik Treffen - WGT . Другим значительным фестивалем является M"era Luna . На територии России, Украины и Беларуси крупнейшим готическим фестивалем являеться Дети ночи .

Готические события

Готические фильмы

Сразу следует подчеркнуть, что такого понятия, как «готический фильм» в кинематографе официально не существует. Фильмы, представленные в списке ниже, в большинстве своем, относятся к жанру Ужасов.

  • «Ворон » (The Crow )
  • «Интервью с вампиром » (Interview With The Vampire )
  • «Королева проклятых » (Queen Of The Damned )
  • «Ребенок Розмари » (Rosemary’s Baby , Роман Полански)
  • «Кошмар перед Рождеством » (The Nightmare Before Chrismas , Тим Бёртон)
  • «Эдвард Руки Ножницы » (Edward Scissors Hands , Тим Бёртон)
  • «Труп невесты » (Tim Burton’s Corpse Bride , Тим Бёртон)
  • «Дракула » (Экранизации 1931 года «Дракула с Бела Лугоши», 1958 года, 1992 года «Дракула Френсиса Форда Копполы», и др.)
  • «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит » (Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street , реж. Тим Бёртон)

Готические журналы

Существует целый ряд журналов о готической музыке и субкультуре. Сделаные специально для готов и раскрывающие все разнообразие этого движения.

  • «Orkus» (Немецкий готический журнал. В основном содержит материалы о музыке)
  • «Zillo » (Немецкий музыкальный журнал «темной» направленности)
  • «Gothica » (Украинский готический журнал. Содержит статьи о музыке, кино, литературе, моде и эстетике)
  • «R.I.P. » (Российский готический журнал. Дарк-культура во всех её проявлениях)
  • «Dark Wave» (Российский готический и металл-журнал)
  • «Dark City» (Российский журнал)

Примечания

Ссылки

Статьи

  • История готической субкультуры. Кто первым употребил термин «готика» по отношению к музыке и к субкультуре.
  • Классическая готика и готическая субкультура: доверие Богу и эскапизм обществу. Канд. философских наук В. Т. Жежерун, Н. В. Замятина
  • Готиковедение: Молодёжная субкультура в частном и общем - подборка статей о субкультуре

Огромные подведенные тушью глаза на белом от пудры лице, торчащие во все стороны волосы цвета вороньего крыла и черная одежда...

Вы наверняка догадались, про кого пойдет речь. Обычный человек может называть их ненормальными, сектантами или даже сатанистами, но сами они выбрали для себя другое имя: ГОТЫ.

Это не дикие племена, предки германцев. Это люди в черном. Они хотят всем показать, что чернота у них снаружи и внутри. Корни готической эстетики - в средневековье, в мрачных временах чумных эпидемий и кровавого разгула инквизиции.

Именно оттуда современные готы позаимствовали таинственную бледность, черные одежды и непонятное для остальных поклонение перед смертью. Кстати, посмотреть на истинную готику можешь в путеводителе по Праге или по Прибалтике - там почти все здания в возрасте от 500 лет созданы в этом стиле.

типичная девушка-гот сапожки гота

Готы в том виде, который известен сейчас, появились примерно в 1979 году, после выхода фильма "Голод". Двух главных героев, вампиров-убийц, играли Дэви Боуи и Катрин Денев. Египетский крест, которым они прокалывали горло своей жертвы, тут же стал символом готической тусовки. А песня из саундтрека группы Bauhaus под названием "Bela Lugosi"s dead" теперь настоящий гимн новых поклонников Тьмы. Заунывная музыка с депрессивными текстами о смерти, мраке и зле мгновенно стала бешено популярной. Толпы банков, уставшие от угара конца 70-х, ломанулись под черные знамена Великой Богини Луны.

Движение развивалось в мрачно-романтическом стиле: люди изводили кучу косметики на депрессивно-агрессивный макияж, перекрашивали одежду в угольный цвет, а по ночам выли на луну, мечтая о смерти. О былой банковской красоте напоминали только живописные лохмотья, вызывающий макияж и ирокезы. Кстати, чтобы причесан стоял торчком, некоторые умельцы мазали его гуталином. И знаешь, гребень стоял торчком, как пришитый!

Запах, исходивший от такого сооружения, никого не смущал: из-за своего нежелания общаться с остальными людьми готы редко выходили из дома при свете дня, травя химическими ароматами своих домашних. Общение с единомышленниками происходило только при луне. Места для таких сборищ подбирались весьма мистические, типа заброшенных кладбищ и разрушенных церквей. ОДЕЖДА ИЗ ЛАТЕКСА Этот материал очень уважаем во фрик-культуре, ведь из него делается классная одежда. А еще из кожи, винила, всевозможной синтетики и даже металла. За бугром есть спец магазины, которые работают только с одеждой для фраков. Эта сеть называется Underground Fashion. Такая одежда очень дорогая, потому что эксклюзивная, и сам материал недешевый. Однако в таком дизайне остаться незамеченным невозможно!

ГОТИЧЕСКИЕ ПЛЕМЕНА ГОТ- АНДРОГИН. Отличить мальчика от девочки практически нереально: одни и те же длинные челки и накрашенные ногти. Правда, если персонаж окажется в юбке, то процентов на девяносто - перед тобой мальчик. Главный признак гота-андрогина - большое количество серебряных украшений и кожаная одежда. Некоторые удачно сочетают одно с другим, нося ошейники с серебряными шипами. Вся одежда - чернее ночи!

КИБЕР-ГОТ. Эти люди просто помешались на всяких техногенных заморочках. Если браслет - то в виде шестеренки. Если цепь на шее - то велосипедная. У киверов в почете ультрарадикальная окраска волос, одежда из латекса, винила и всяких новопридуманных супертканей. Лучший друг этих товарищей - комп, увешанный наклейками с Луной и Дракулой.

ГОТ-ВАМПИР. Самая опасная категория готов. Их привычки могут повредить случайным людям, оказавшимся рядом. Дело в том, что, насмотревшись по видео "Дракулы", такой друг решает, что он тоже вампир, И принимается за темные дела: идет к зубному нарастить клыки, тренируется на помидорах прокусывать горло и занимается прочей ерундой. Его легко узнать по прикиду: чаще всего он одет в белую рубаху с кружевами и бархатные штаны. Опасайся его! ТРЕШ-МАКИЯЖ Чтобы в готической тусовке или на концерте тяжеляка тебя приняли за своего, надо выглядеть должным образом.

1. Готика - это все узкое, стремящееся вверх. Поэтому брови должны быть

2. На лицо наложи белый тон (очень светлая пудра, театральный грим или тальк). Низ щек можно сделать темнее, чтобы лицо зрительно казалось более худым и острым.

3. Черным карандашом жирно подведи верхнее веко. Можно и нижнее. Хуже все равно не будет!

4. Наложи много черных теней на веки. Под бровями оттени белым.

5. Вокруг глаз можно черным карандашом или лайнером нарисовать ромбы и закрасить черным.

6. Можно нарисовать черные слезы.

7. Вспомни фильм "Ворон" - протяни черную вертикальную линию, которая начинается на щеке. 8. Губы на выбор: белые, черные, фиолетовые. МУЗЫКА ГОТОВ Большую роль в готической культуре играет музыка. Тут тоже есть своя попса и свой андеграунд.

ГОТИЧЕСКАЯ ПОПСА.

Немного о самом термине GOTHIC (иногда упомянуть про это бывает не лишним):
Термин Goth отсылает нас к индо-европейским племенам. Племена готов медленно интегрировались в котел Европы, постепенно растворившись в нем. Немцы считаются народом в наибольшей степени унаследовавшим черты этих самых готов. Готика как стиль проявляется в конце XII века. Предпосылками же для появления этого стиля явилась общая урбанизация Европы. А также культурный импорт - после крестовых походов Европу наводняют элементы культуры Византии, Древней Греции и Арабского мира. По сути готик, как термин, здесь понимался буквально - как слово варварский.

Такое название было дано за непропорциональное, грубое, варварское совмещение романского (как базисного для того времени стиля) и восточного (арабского) стилей архитектуры. Однако само слово gothic впервые зафиксировано в общем употреблении в 1611 году, подчеркивая нецивилизованность и отсутствие вкуса. Люди же, которые строили готические храмы, никогда не использовали это название. Взяв это слово на вооружение, готик расценивался одними как синоним слову мрачный, другими же подразумевалась эклектичность, соединение разнообразных стилей. Как мы могли наблюдать, и то, и другое не расходится с тем, что мы называем словом GOTHIC.

Готическое мировоззрение является комплексным понятием, которое достаточно сложно описать. В целом, его можно характеризовать, как склонность к «темному» восприятию мира, некий романтико-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (не приятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него).

Также характерной чертой большинства готов является особое, полуромантическое восприятие смерти. Также характерными чертами готов являются «артистичность» и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов творчества).

Важно, однако, иметь в виду, что все вышеперечисленное относится далеко не ко всем готам. Более того, можно даже сказать, что такие проявления готического мировоззрения, как состояние постоянной депрессии и тотальная замкнутость, встречающиеся довольно редко. Такое положение вещей породило условное разделение готов на два типа. Часть готов (как правило, меньшая), часто называемая на западе «Mopey Goths», характеризуются подчёркнуто серьёзным отношением к «готическому мировоззрению», однако большая часть (так называемые «Perky Goths») относятся к субкультуре менее «серьёзно». Их привлекает эстетическая сторона субкультуры, возможности самовыражения, определённые аспекты готического мировоззрения, однако они не ставят его «во главу угла». Между данными взглядами на готическую субкультуру существует определённое противоборство, которое, впрочем, не приводит к каким-либо существенным изменениям структуры готической субкультуры.

Среди этой субкультуры часто можно найти общее с культурой БДСМ, хотя причастие к одной совершенно не означает какое-либо участие в другой.

Готическая эстетика крайне эклектична по набору часто используемых символов, здесь можно встретить и египетскую, и христианскую, и кельтскую символику. Основным символом готической субкультуры традиционно является крест анкх, египетский символ вечной жизни. Анкх вошёл в субкультуру после выхода на экраны фильма «Голод» (с Дэвидом Боуи). Также часто используются и другие египетские символы — такие как «Глаз Ра». Эти элементы носятся и как традиционные украшения, и как нашивки на одежду или в макияже.

Христианская символика используется реже, и по большей части — в виде обычных распятий, только в более «стильном» исполнении. В частности, популярен крест св. Якова (крест-нож). Широко используются кельтские кресты и различные кельтские орнаменты (трикветр и т. п.). Достаточно обширно представлена оккультная символика — используются пентаграммы (как обычные, так и перевёрнутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звёзды (оккультистские символы хаоса).

Также используется множество различных символов смерти — украшения с гробиками, черепами, и тому подобные. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, — множество различных их изображений (связь с вампирами и с готами очевидна) помещены на сотнях связанных с готами страниц в интернете или же служат украшением самим готам.

Однако, каких-то универсальных, используемых всеми готами знаков или символов не существует — определяющими являются эстетические предпочтения конкретного гота. Украшения в подавляющем большинстве серебряные, реже — из других белых металлов (мельхиор, цинк). Жёлтый металл традиционно не используется. Форма и вид украшений весьма разнообразны, наиболее распространены кулоны, броши, кольца и перстни.

GOTHIC CULTURE & DRUGS
Goth культура никогда, вопреки общественному мнению, не была (и я надеюсь не будет) нарко-культурой. Готы, которые используют наркотики, приходят к ним также, как и все остальные. Чаще всего по причине любопытства. Gothic во многих аспектах психоделичен и некоторые личности используют свои трипы для создания собственных произведений, расширяя сознание с помощью галлюциногенов. Псилоцибин и LSD то, что в общей своей массе употребляемо готами, иногда используемые для перехода в другое измерение или ритуала, реже для получения обыкновенного удовольствия. Марихуану и гашиш многие не считают наркотиками (употребляются в своей массе повсеместно и не только готами) и не стоят упоминания. Extasy популярен как стимулятор на клубных вечеринках (впрочем также как и на всех вечеринках).

Cтоит добавить про популярный некогда абсент, который был признан наркотическим средством и снят со свободной продажи (в последнее время, в России он продается чуть-ли не в каждой разливочной). Крайне сложно припомнить практику с употребления опиатной группы наркотиков в готик-сцене, хотя многии готические писатели XIX века баловались онным, что, на наш взгляд, было вызванно отсутствием LSD и прочих психоделиков. В любом случае это личный выбор каждого и ни в коем случае нельзя заявлять, что gothic-культура подталкивает людей к употреблению различного дерьма. Причины по которым некоторые личности начинают эксперементы с наркотиками более подходят для описания в работах по психологии или социологии, нежели здесь.

РЕЛИГИЯ
Готическая сцена охватывает все религии и их разновидности. Многие готы атеисты, но не факт, что все относятся к таковым. К примеру, среди английских и американских готов очень много викканов (неоязычников), которые представлены различными музыкальными проектами, и если таких не подавляющее большинство, то очень, очень много. Немного меньше в этой среде спиритуалистов нью эйдж и членов других религиозных групп. Здесь также отдельно можно было бы выделить goth-христиан. В основном же готик сцена не имеет прямой привязки к религии. Несмотря на этот факт, goth-культура имеет репутацию культуры сатанистов и извращенцев, или же (как минимум) людей которые своей неприемлемой свободой несут погибель и разрушение - вот так преимущественно думает о нас узколобый обыватель.

Готик сцена активно использует религиозные образы во многих песнях. Особенно на этом поприще снискали себе популярность Christian Death (само название не имеет отношения к религии - оно родилось как издевка над известной маркой Cristian Dior). Bauhaus в свое время также сделали несколько трэков с религиозной атмосферой. Sisters Of Mercy имеют квази-религиозное название, но это не более чем ирония. Их музыка демонстрирует отсутствие этой религии, поскольку А. Eldritch больше известен своими текстами на тему политики. Их коллеги по лэйблу, March Violets, напротив, создали себе очень даже эзотерический имидж. The Mission были ярыми "new age". Сarl McCoy полюбливал обращаться к шаманским традициям и откровенному гностицизму. Религиозные ювелирные украшения очень часто используемая деталь в одежде готов. Все это сильнейшие архетипичные символы, имеющие мощный подсознательный эффект, но во многих случаях это больше предмет фетиша, сатирическая издевка или вообще просто fashion и к религии как таковой практически не имеет никакого отношения.

Одним из главных факторов, который отличает готическую субкультуру от большинства других молодежных культур, является пристрастие готов к литературе. Что представляет из себя готический роман не так уж сложно узнать в любой энциклопедии. Его основоположником является англичанин Ч.Уоппл, но настоящий размах готик-литература (в нашем понимании) получила в середине XIX века. Классиками этого направления общепризнанны Брэм Стокер, Алан Эдгар По, и Х.П. Лавкрафт. (Лично я сюда бы отнес и поэтов романтическо-декадентской направленности, которых не относят ни к жанру готического романа, ни, тем более, к жанру хоррора,- это Йетс, Бодлер и Суинберн. (Бодлера, наверное, стоит подчеркнуть отдельно)). Говоря о неоготике в литературе прежде всего стоит упомянуть замечательного автора начала XX века Густава Майринка.

Среди современной готической новеллистики стоит запомнить имена Энн Райс и Константин Сторм. Это не лекция по литературе и если вам интересно знать, что читают готы, то на это просто ответить. Они читают все - постмодернистов (куда же без них), экзистенциалистов, экспрессионистов, психологические романы, работы по эзотерике, психоанализу, программированию, практическую литературу по разведению грибов, рыбок и рептилий в домашних условиях, историческую там всякую литературу и т.д.
Эстетика готической субкультуры, своими корнями уходит в готический роман и романтические представления о готическом искусстве средневековья. Готическую эстетику достаточно сложно описать, из-за её эклектичности, глубины и экспрессивности, причём некоторые её части находятся в противодействии.

Эстетика выражена, при помощи готической музыки, моды и прочих аспектов субкультурной группы.

Существенная черта готики — театрализованность и манерность, берущая своё начало в готическом романе XVIII и XIX века, который, в свою очередь, вдохновлялся готической архитектурой.

Противодействие, наличествующее в рядах, скорее всего, относится к отношению готов к самой готике. Я не считаю что разумно делить готов на «mopey» и «perky», по такому принципу можно разделить любую группу людей.

Вопросами самоопределения, как правило, задаются не разбирающиеся в предмете люди.

Возьмём, к примеру, текст с популярного в России готического сайта.
Темная эстетика — это то, что дает смысл жизни людям, уставшим от телевидения, желтой прессы, музыки, рассчитанной на примитивные инстинкты приматов,… она дает пищу для интеллекта, для созидания, ее могут понять и принять лишь избранные. Она не ограничивает себя какими-то рамками, кроме тех, которые каждый налагает на себя сам.

Прежде всего, хочу сказать, что уход в глубину внутреннего мира и «другая» музыка — это было и остаётся в готической музыке и эстетике. Где же здесь ошибка?

Ошибка в том, что изначально, и впоследствии, в отдельных случаях, «готика» не воспринималась как что-то мрачное, она являла собой противопоставление мейнстриму — чёрный цвет использовался в качестве пассивного протеста, но НЕ провозглашения мрака:
В радостной музыке нет силы для готов, так как радость — проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков.

Налицо — откровенный бред и грубая фактическая ошибка. Во-первых, кто сказал что радость — проста? Но готическую музыку начинали, благо, не те кто писал украинский FAQ — и они понимали, что важна эмоциональная глубина в принципе — потому что мейнстримовая музыка не может предоставить слушателю всю гамму, чуть больше сложности — и уже неформат.

В чём заключается пассивный протест? Вероятно, в том, что нету явной борьбы с мейнстримом — творчество ставится на первый план, творчество создаётся для определённой группы людей, которая плевать хотела на вкусы масс. Отсюда идёт имидж — противопоставление, альтернатива повседневности. Отсюда идёт интерес к загадкам истории. Чёрный цвет здесь, разумеется, не важен — и это подтвердят любые фотографии с готического фестиваля — люди одеты в совершенно разную одежду, совершенно разных цветов. Основа всего — экстравагантность и непохожесть. «Другая» музыка, «другой» имидж. Поэтому, по определению, готика не может быть популярной.

Это альтернативная субкультура, с альтернативной музыкой.
Альтернатива (от лат. alter — один из двух), ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей (БСЭ).

Уход от повседневности, противопоставление себя обществу иногда выглядят как подростковые капризы, вероятно из-за того, что в готических кругах достаточно много детей такого возраста. Но это очень важный момент — здесь, кстати, хорошо видны оттенки глэм-рока — я считаю, именно поэтому готическая субкультура до сих пор жива — благодаря своему подлинному многообразию и развитию. Рамки у этого развития только одни — противовес «официальной» культуре и общественным вкусам. А на этом поприще — бесконечное раздолье.

Готический стиль, как я уже говорил, идёт наперекор общественным ценностям — к свободе самовыражения и уничтожению всяческих табу. Именно поэтому в стиле подчёркнут эротизм.

Вероятно, первоначально, отголоски вампирского стиля из старых ужастиков, имели аллегорическое значение — выбеленное лицо, чёрные тени — как анти-жизнь. Анти-жизнь в общественном понимании, но на самом деле — просто иная жизнь, которую не поймёт обыватель.

Интерес к тайнам истории, отразился во внешнем виде.

Многие вдохновились образами знаменитой актисы немого кино — Теды Бары.

В чём смысл быть готом?

Итак, финальная часть данной статьи, является попыткой обрисовать некую смысловую направленность субкультуры «готика». Как говорилось ранее, я попытаюсь выразить это.

По моему мнению, готика это субкультурная форма подчёркнуто-творческого нонконформизма, под влиянием тёмной эстетики.

Я не берусь полностью исключать тёмную эстетику, так как, на данный момент, она является не основной, но её влияние достаточно велико. Трактовать «тёмный» оттенок очень просто — во время становления и на начальных этапах, он олицетворял противопоставление «новым романтикам», то есть тогдашнему «гламуру». Сейчас тёмные цвета тоже очень хорошо подходят к форме протеста общественным идеалам. Люди могут называть этот оттенок «ношением траура по убогому миру», придумывать что угодно, но суть остаётся при любом рассмотрении — тьма это протест.

Следует отметить, что «тёмный» оттенок является ни чем иным, как негативом, обратной стороной, с точки зрения символики и архетипов истории Европейского общества. Так, с культурологической точки зрения, «тьма» и её олицетворение приобретает бОльшую завершённость и осмысленность.
В концепции Европейской культуры, выделяются архетипы негативные, доступные аналитической психологии в отрицательных мифопоэтических образах: «колдун», «демон», «черт». Эти отдельные архетипические образы относятся к архетипу Тени, происходящему из негатива картины мира — той его части, которая остается непознанной.

Вспомним, что «тяга к непознанному» встречалась ещё у ранник «тёмных панков».
Теневая, т.е. непознанная сторона картины мира мыслится в инверсии его известной стороны, в результате получается негатив, или антимир, с антинормами, антизаконами, управляющими антиповедение антисуществ. Это и есть процесс обретения архетипами своего символического выражения — проекции.

Здесь мы видим глубинное психологическое значение и смысл негативных форм поведения: протеста, нарушения запретов, деструктивной или самодеструктивной деятельности. Между тем образ врага — лишь один из вариантов архетипа антипода, экстраполирующего «темные» стороны личности. Символическая оппозиция жизни и смерти подчинена задаче структурирования социума, в результате чего общество делится на организованное коммуникативными нормами большинство и не соответствующее этим нормам меньшинство. В современном русском языке слово «нелюдь» означает такие крайние формы социальной девиантности, как тяжкие преступления. Но прилагательное от него «нелюдимый» употребляется по отношению к не слишком активным участникам вербальной коммуникации и этимологически восходит к описанию мира мертвых.

Оппозиция, раскрывающая значение «асоциальный» как «мертвый», сохраняется в языке: «люди/нелюди», «род/выродок», «жилец/нежилец» и пр. С развитием культуры расширяется спектр смысловых значений, обыгрывающих тему социальной идентичности. Между ритуальными жертвами и социально-политическими, казалось бы, нет ничего общего, кроме аллегории. Но если отбросить религиозный аспект, в первом случае, и идеологический пафос, во втором, то обнажится единый социально-психологический алгоритм — структуризация социума путем выведения его реальной границы, проходящей через оппозиции «свой/чужой», «человек/нечеловек», «жизнь/смерть».

Поэтому, «тёмный» образ как протест, выбран не просто так. При желании выразить антагонизм, выбор на него падает практически инстинктивно, исходя из культурологического контекста.

Почему нонконформизм? Здесь всё понятно, и я уже говорил — отречение от общественных вкусов. Изначально, готическая музыка создавалась, как «неформатная» и «непопсовая», играли её в неформатных и непопсовых клубах. Как явление пост-панка, с подчёркнутой экспериментальностью, приветствовался творческий подход. Понятия не имею, кто из музыкантов был честен, а кто нет, но именно так всё и провозглашалось — творчество ради творчества. В популярной и официальной культуре, подобное просто исключено — везде фальшь и алчность. Деньги объявляются высшей ценностью, прагматизм побеждает, следовательно, протестной формой является романтизм.

Прежде всего, гот — это романтик. Романтик с большой буквы, для которого важна Свобода. Свобода тоже с большой буквы.

Готы - это племена, вышедшие из Скандинавии в 1 веке нашей эры. Во 2-3 веках они активно продвигались по Европе и завоевывали ее восточную часть. В середине 3 века готские племена достигли Северного Причерноморья. Предположительно, именно там произошли смешения готов с другими племенами, имевшими более развитую культуру, вследствие чего, окультуривание готских племен ускорилось. Примерно в это же время происходило принятие готами христианской веры. Интересно, что до принятия христианства, религиозный готский мир был довольно обширен, в нем присутствовали и люди-волки, и духи природы, и тотемизм.

К началу 4 века готские племена уже совершили нападения на Малую Азию, Балканы и завоевали Дакию. Древние готы совершали свои нашествия и продолжали благополучно развиваться до середины 4 века. Племя гуннов, вынужденное защищать свои земли от нападений, нанесло значительный удар по готам, вследствие чего численность готского племени значительно сократилась, а оставшаяся часть разделилась на два племени. Каждое племя имело своего короля, выбрало свою дорогу и приобрело новое имя. Именоваться эти племена стали остготами и вестготами.

Остготы и вестготы

Образование этих двух сообществ произошло в результате распада единой общины готов. Вестготы, или как их еще называли тервинги, занимали обширные площади от Дуная до Днепра. Так было до тех пор, пока в 376 году нашей эры, они не подверглись нападению гуннов и спасаясь бегством, они переместились в Римскую империю, где и осели. Затем в 507 году, под натиском Хлодвига I - короля франков, готы бежали в Испанию, а в 8 веке и вовсе были истреблены арабами.

Остготы, или грейтунги, обосновались на землях между Черным и Балтийским морями. После столкновения с гуннами, частично разгромленное племя остготов вынуждено было бежать и осесть в окрестностях Дуная. Немного освоившись и набравшись сил они, завоевали Италию и создали в ней королевство. В 6 веке остготы все же были разгромлены Юстинианом I - византийским императором.

Одеяния древних готов

Судить об одеяниях готов в наши дни очень сложно, так как последние племена готов были истреблены еще в XV веке. Но обращаясь к писаниям древних историков и раскопкам останков захоронений готов можно составить обобщенное представление. Так, мужчины готы облачались в штаны, облегающие тело и плащи на одной или двух застежках. Нередко в качестве застежки применялся шип.
Одеяния женщин были схожи с мужскими, но при этом плащи они носили чаще безрукавные. Были случаи, когда при раскопках, на головах женщин обнаруживали костяной гребень. Также в писаниях историков есть моменты, описывающие женские украшения, а точнее, бусы из сердолика и янтаря. Практически все готы носили пояса, при этом мужчины подвешивали на него нож, а некоторые женщины мешочки и украшения.

Культура древних готов

У древних готов среди наиболее развитых были такие ремесленные направления, как стекольное, кожевенное и металлургическое. Ввиду воинственности племени готов, обработка металлов и изготовление оружия было особенно важно для них.
Также необходимость завоевания новых земель для возможности существования обусловила и их духовную культуру. У готов были распространены воинственные игры и соревнования. Если верить писаниям античных авторов, то наиболее распространенным соревнованием у готов была игра, напоминающая современную джигитовку. Гот садился на коня и скакал на нем по кругу при этом набирая скорость, параллельно он кидал копье и сам же его ловил.

В культуре древних готов большое значение имело ювелирное ремесло. Именно оно было самым развитым, наряду со стекольным и металлургическим. Методом обработки металла, камней и стекла они изготавливали украшения для тела и одежды. Кроме того, на площади Неаполя было найдено изображение короля готов Теодориха, выложенное из разноцветных камушков.

В 1-3 веках нашей эры у готов были приемлемы исключительно внутриплеменные браки. Раскопки показывают что в этот период готами в разной степени были освоены ткацкое, кожевенное, стекольное, кузнецкое и плотницкое ремесла. В конце 3 века произошли смешения готских племен с другими, более развитыми. Результатом смешения стало ускоренное культурное развитие и освоение новых ремесел. Так происходило изменение обычаев и менталитета готского племени.