Александр Титель: “Наш спектакль – это многослойная сказка”. Александр титель: мы сделали современный театр Это вас разозлило

Он не окончил музыкальной школы. Юный скрипач предпочитал футбол. Когда подрос и понял, что без театра не мыслит своего существования, Александр Титель уехал из Ташкента, где родился, вырос, окончил физико-математическую школу с золотой медалью и Политехнический институт, – в Москву, в ГИТИС. Его отец был известным скрипачом, птенцом знаменитого гнезда Столярского. На Первом Всеукраинском конкурсе исполнителей он получил вторую премию. Первая досталась Давиду Ойстраху. Мама – врач. Они поженились 22 июня 1941 года. Одессу уже бомбили. Город срочно эвакуировали. Семья не успела на пароход, который, едва он вышел из порта, разбомбили. Уезжали в начале августа. На каком-то полустанке, по дороге в Среднюю Азию, на соседних путях остановился поезд, в котором в эвакуацию ехала Ленинградская консерватория. Ректор Павел Серебряков, знавший отца, предложил им ехать вместе в Ташкент. Они пересели в соседний поезд. Год спустя его отец откажется от брони и уйдет на фронт рядовым, взяв с собой скрипку. Вначале было не до нее, но ближе к концу войны сформировался ансамбль, и однажды ночью он играл каприсы Паганини командующему Волховским фронтом маршалу Л. Говорову.

Я появился на свет намного позже, в Ташкенте, и про войну и Одессу знаю из рассказов бабушки. Став человеком известным, я как-то получил письмо с Дальнего Востока от военного, который возглавлял фронтовой ансамбль, с просьбой прислать ноты марша Мариупольской гвардейской дивизии, который отец сочинил на войне. Ноты, написанные химическим карандашом, мама отправила на Дальний Восток.

- Он вычислил вас по фамилии?

Да, он так и написал, что фамилия редкая, не сын ли я Бориса Тителя. Наша фамилия, возможно, произошла от слова “титул”, что означает «заголовок», но отец всегда утверждал, что ударение должно быть на втором слоге. Он первый в семье музыкант; его дед, выходец из Бельгии, был специалистом по лесу, а отец – лесничим в большом поместье на Украине.

- Когда вы впервые попали в театр?

В пять лет. Меня по знакомству посадили в оркестр на стул контрабасиста. Это была роковая ошибка, потому что, как только пираты стали подкрадываться к спящему доктору Айболиту, я от страха, с воплем, сбивая музыкантов, выскочил из оркестровой ямы. Потом я стал завсегдатаем театра оперы и балета и пересмотрел все, а когда подрос, записался в миманс. Мне это очень нравилось. Мало того что я смотрел спектакли, я за это еще и получал по рублю.

- Что вы делали в мимансе?

В “Русалке” носил свечку за женихом и невестой. В “Борисе Годунове” носил хоругви. В “Кармен» пел в детском хоре. В “Аиде” был эфиопским пленником. Взрослые артисты не хотели мазаться морилкой, а мы, подростки, делали это с удовольствием, хотя эфиопское войско, состоящее из ребят школьного возраста, дискредитировало победителей – египтян. Я даже сказал об этом режиссеру, но он меня не понял.

- На что тратили кровно заработанные?

С девочками гулял. На мороженое и кино мне хватало.

Александр Титель с женой Галиной.
«Золотая маска» за спектакль «Богема»
Виолетта – Х. Герзмава, «Травиата»
Мими – О. Гурякова, Рудольф – А. Агади, «Богема»
Айзенштайн – Р. Муравицкий, Розалинда – О. Гурякова, «Летучая мышь»
Эльвира – И. Аркадьева, «Эрнани»
Александр Титель на репетиции
Дон Хером – В. Войнаровский, Дуэнья – Е. Манистина, «Обручение в монастыре»
Дон Хосе – Р. Муравицкий, Кармен – В. Сафронова, «Кармен»
Александр Титель с женой Галиной и сыном Евгением
- А чем вы увлекались тогда?

Как сын скрипача я ходил в музыкальную школу и учился играть на скрипке. Параллельно играл в футбол. В какой-то момент мне больше захотелось играть в футбол, и музыкальную школу я бросил. После восьмого класса перешел в физико-математическую школу. Захотел стать физиком. Начал задачки решать, на олимпиады ездить. Однажды решил сделать маме сюрприз. В ванной комнате для стиральной машины не было розетки. Я установил розетку, но линию протянул от выключателя. Потом друзьям хвастался: “Видите, как я придумал: включаешь свет, работает стиральная машина”. Я ведь тогда не знал, что тянуть нужно было от другой розетки, потому что там “фаза” и “ноль”, а на выключателе только “фаза”. После школы я поступил на энергетический факультет Политехнического института. Правда, занимался я больше КВНом и театром. Со временем я стал понимать, что то, что я вижу в опере, намного ущербнее того, что я слышу. Поняв, чем именно хочу заниматься, я поехал в Москву поступать в ГИТИС на режиссерский факультет.

- Разве музыкальное образование при поступлении не требовалось?

Ну, в музыкальной школе по классу скрипки я ведь учился, а скрипачи – они лучшие слухачи, люди, обладающие абсолютным слухом.

- Поступили сразу?

В первый раз я срезался, вернулся домой. Пошел работать в Ташкентскую консерваторию ассистентом режиссера в оперной студии и еще вел театральный кружок. На следующий год поехал и поступил на курс Л. Михайлова.

- Почему не остались после окончания в Москве?

Михайлов считал, что мне нужно работать в театре, а не в столице сидеть, и отправил меня в Свердловский театр оперы и балета: «Даю тебе три года, чтобы овладеть профессией, потом заберу к себе в Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко». Через месяц после моего распределения Лев Дмитриевич скоропостижно скончался, ему было всего пятьдесят два года. Это был выдающийся режиссер и потрясающий педагог. Я проработал в Свердловске одиннадцать сезонов.

- Как зрители приняли первый поставленный вами спектакль?

Это был “Севильский цирюльник”. Я со страхом смотрел его с балкона, в антракте вышел в коридор и вдруг слышу шаги за спиной и мужской голос: “Скажите, вы не знаете, кто это поставил?” Я понял, что пора отвечать за все и развернулся: “Ну, я!” Мужчина внимательно посмотрел на меня: “Да ничего, мне даже нравится”. Потом я рассказал эту историю жене Михайлова Алле Александровне. Она засмеялась: “Саша, вы мужественный человек! Точно такая история произошла со Львом Дмитриевичем в Новосибирске, но он повернулся и сказал: «Не знаю!»

- Худсовет был столь же доброжелателен?

На нем меня ругали все, кому не лень, осталось только уборщице плюнуть в мою сторону. Я искренне начал верить, что поставил плохой спектакль, но тут встал заведующий постановочной частью: «Что такое “Севильский цирюльник”? Это голубое небо и голубое море». Я окрестил эту фразу «мечта завпоста». Ну, о чем еще может мечтать бездельник, ведь ничего делать не надо. Берется задник, красится в голубой цвет, шнуром отмечается линия горизонта. Все, декорации готовы.

- Это вас разозлило?

Скорее рассмешило и развеяло мое трагическое настроение. Я начал ставить спектакль за спектаклем, а завпост ушел торговать в овощной ларек. Наши постановки проходили «на ура», нас называли “свердловским феноменом”. На сдаче «Бориса Годунова» студенты снесли двери в театре, чтобы попасть на спектакль. Мы участвовали во всех фестивалях, показывали “Бориса Годунова”, “Пророка”, “Сказку о царе Салтане”, «Катерину Измайлову». В 1987 году на гастролях в Москве мы выступали в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, на последнем спектакле “Сказки Гофмана” нам из зала кричали: «Не уезжайте, оставайтесь!»

- Четырнадцать лет назад вы вернулись в Москву.

За год до этого я ставил в Большом театре “Ночь перед рождеством”. Артисты Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко пришли ко мне в номер гостиницы «Россия», в которой я жил. В театре разгорался конфликт с Е.В. Колобовым. В свое время он принял меня в Свердловске, где мы с ним проработали один год. Я сказал артистам, что нужно искать общий язык, потому что Евгений Владимирович Колобов выдающийся дирижер. Примирения не произошло. Театр раскололся. Колобов ушел и с частью труппы, оркестром, хором создал “Новую оперу”. Артисты, которые остались, хотели, чтобы я пришел к ним главным режиссером. Я любил этот театр. Как ученик Л. Михайлова, который проработал в нем двадцать лет, я много времени проводил здесь. Я был тронут и горд их приглашением. Когда-то старики МХАТа тоже позвали к себе О. Ефремова. Я согласился.

- Но вы же не могли не знать, что здесь будет трудно.

Я не предполагал, что будет так трудно. Любой скандал не проходит бесследно. Происходит эрозия человеческой и творческой ткани, и восстанавливать ее нужно очень аккуратно. Нельзя просто приставить – не прирастет, нужно выращивать заново. Мы пригласили оркестр, сформировали хор. Через три месяца в афише было три балетных названия, которые шли под фонограмму, и первая возобновленная «Пиковая дама». Потом настал черед других опер – «Севильского цирюльника», “Евгения Онегина”, “Иоланты”. Людям надо было дать работать, а я должен был увидеть и услышать их, чтобы понять, с кем я имею дело. Вначале я не ставил, «наступил на горло собственной песне», лишь полтора года спустя я поставил “Руслана и Людмилу”.

Ваш театр носит имена двух выдающихся людей и возглавляется двумя людьми. Первые, в последние годы жизни, не могли ужиться друг с другом, а сейчас главный режиссер и главный балетмейстер уживаются?

До недавнего времени главным балетмейстером у нас был Дмитрий Александрович Брянцев. Это был первый человек, к которому я обратился за советом идти мне сюда или нет. Он уже здесь работал. На первых порах он мне очень помогал. Все эти годы мы находили общий язык. Мы слышали друг друга. В театре опера и балет – это как два крыла, которые должны быть в равной степени сильными. Чем талантливее, неординарнее, профессиональнее работают оба коллектива, тем легче нам двигаться вперед.

- Существуют ли какие-то приоритеты в построении репертуара?

Конечно, главное, чтобы музыка была разнообразной по национальной школе, жанру, эпохе, чтобы произведение резонировало с нашим временем и чтобы певцы смогли наилучшим образом в этом материале проявиться.

- В последнее время идет много споров о том, на каком языке петь оперу, на языке оригинала или на своем.

В любом варианте есть свои плюсы и минусы. Раньше все оперы всегда пели на русском, но переводы бывают ущербными, они грешат плохими стихами. Когда исполнитель поет на языке оригинала, он приближается к тому, что хотел автор. Композитор сочинял музыку на этот текст, он слышал эту сонорность, но в то же время всякий композитор хочет быть понятым. Я видел за рубежом два русских спектакля. Разные иностранные артисты пели “Бориса Годунова” на русском языке, и это было смешно, тогда как исполнение англичанами “Леди Макбет Мценского уезда” на своем родном языке было очень убедительно. Сейчас рынок унифицирован. Опера стала единым пространством. Артисты поют сегодня в России, завтра в Европе, послезавтра в Америке, и чтобы не учить десять текстов, они стараются петь на языке оригинала. С появлением бегущей строки дело облегчилось, и исполнение на языке оригинала стало предпочтительнее. Точный подстрочный перевод на экране, синхронный пению, вступает с исполнением в какие-то новые взаимоотношения, вносит некий дополнительный смысл.

- Сегодняшние выпускники сильно отличаются от тех артистов, с которыми вы начинали работать?

Тогда поверхность была спокойной, на ней едва были видны появляющиеся первые пузырьки. Певческая масса была довольно ретроградна, они тяжело принимали новые формы, им хотелось, чтобы все было так, как написано в либретто. Сейчас кипит все пространство, все булькает, можно делать все, что хочешь. Молодые артисты готовы к эксперименту, они готовы пробовать, готовы делать не так, как было, и это замечательно, но меня беспокоит отсутствие у них иммунитета к пошлости, банальности, отсутствие потребности знать и сравнивать.

- В вашем театре существует система школьных абонементов?

Я не сторонник детских массовых налетов, даже учеников музыкальных школ. Когда классы идут на просмотр, наступает эффект больших чисел, они завязаны друг на друге, им не до того, что происходит на сцене. Гораздо лучше, если они придут с родителями, или со старшей сестрой, или братом и приведут с собой друга.

- За границей ваш театр знают?

Вы, наверное, думаете, что знают только Большой; нет, мы бываем на гастролях, и нас приглашают снова. Мы были во Франции, Германии, Латвии, дважды в Южной Корее, США. Наши артисты поют по всему миру, но они дорожат нашим театром, и ни один из них на Западе не остался.

- А вы за границей работали?

Да, время от времени у меня бывают приглашения. Я работал во Франции, Чехии, Германии, Турции. Там тоже есть театры с постоянной труппой. Когда я работал в Анталии, там в свою труппу дополнительно пригласили певцов из Вены, Стамбула, а во Франции своей труппы не было, но когда я приехал, они уже всех исполнителей набрали.

- С годами вы стали спокойно относиться к критике?

Критику принимаю, не принимаю хамства. Да и что полезного может написать хам, что интересного напишет человек, который знает раз в семь меньше меня, не озабочен, не болен тем, о чем он позволяет себе рассуждать. Спектакль «Богема» у нас начинается с вылета голубей. Так вот какой-то критик назвал их в рецензии безмозглыми тварями. Вот ума палата! Ну, не понравилась тебе постановка, но голуби-то причем? В другой рецензии облили грязью молодую певицу, заявив, что в Большой ее не взяли и мы ее подобрали, а эта певица сейчас поет по всему миру. Вообще я заметил, что у некоторых критиков величина апломба обратно пропорциональна количеству знаний. Эта раздача отметок, заявления типа: “Как известно, с оперой у нас плохо” свидетельствуют об опасном сближении двух обкладок конденсатора в голове, “минуса“ и “плюса”. Чем они дальше, тем объема больше.

За 14 лет работы в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко что вы можете поставить себе в заслугу?

Тот оперный театр, который сегодня есть, создал я, но не один, конечно, а вместе с моими уважаемыми коллегами В. Арефьевым, В. Уриным, с дирижерами, режиссерами, певцами. Мы начинали практически с нуля, но сделали современный театр с хорошей сценической культурой, достойным вокалом, серьезной музыкой. Надеюсь, то, что я люблю в искусстве и в жизни, сумма моих художественных предпочтений понятна и слышна со сцены.

Александр Борисович, в новом сезоне после двухгодичной реставрации ваш театр открывается вновь. Чем будете удивлять?

Новой «Травиатой» с замечательной Хиблой Герзмавой и молодой талантливой Альбиной Шагимуратовой в заглавной партии. Новым «Евгением Онегиным», «Тоской», сделанной год назад, но успевшей пройти всего несколько раз. Это работа Людмилы Налетовой. Мы возобновим целый ряд наших спектаклей – номинантов и лауреатов премии «Золотая маска»: «Кармен», «Богему», «Мадам Баттерфляй». 20 ноября 1805 года в Вене впервые была исполнена опера «Фиделио» Бетховена. 20 ноября 2005 года в честь 200-летия мы дадим концертное исполнение этой оперы, в которой, кроме наших певцов, примут участие солист Мариинского театра Юрий Лаптев, знаменитый английский бас Роберт Ллойд (в прошлом исполнитель Бориса Годунова в «Ковент Гарден») и австрийское сопрано Габриэла Фонтана.

- Ваш сын пошел по вашим стопам?

Мой сын пошел по моим стопам с точностью до наоборот. Закончил музыкальную школу, учился в музыкальном училище при Московской консерватории, потом развеял мамины мечты видеть его дирижером симфонического оркестра, окончил высшую школу экономики и теперь успешно работает менеджером по маркетингу. Когда Жене было два года, я ставил свой дипломный спектакль “Не только любовь” Р. Щедрина. Текст он запомнил быстро. Сохранилась запись, где он диким голосом, картавя, поет: “Погоди, погоди, ребята!” Позже он принимал участие в моих спектаклях. Сейчас он водит на мои спектакли девушек.

Титель Александр Борисович Тите́ль Александр Борисович

(р. 1950), оперный режиссёр, народный артист Российской Федерации (1999). С 1981 главный режиссер Свердловского театра оперы и балета, с 1991 - Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Государственная премия СССР (1987).

ТИТЕЛЬ Александр Борисович

ТИТЕ́ЛЬ Александр Борисович (Борухович) (р. 1949), российский оперный режиссер. Народный артист России.
В 1980 окончил ГИТИС (ныне Российская Академия театрального искусства). Выпускник мастерской Л. Д. Михайлова.
С 1980 - режиссер, а в 1985-1991 гг. - главный режиссер Свердловского (ныне Екатеринбургского) театра оперы и балета. Дебютировал постановкой оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник». Вскоре становится одним из ведущих отечественных оперных режиссеров. Среди постановок этого периода - «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича (1984), «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (1986) и др.
С 1991 - художественный руководитель и главный режиссер оперы Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Осуществил около 30 постановок в России (в том числе в 1990 г. в Большом театре - «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова) и за рубежом. Спектакли в постановке Александра Тителя показывались на фестивалях в Эдинбурге (1991), Касселе (1989), на Мировой театральной олимпиаде в Москве (2001).
Лауреат Государственной премии СССР (1987). Дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (1996, 1997), лауреат оперной премии «Сasta Diva» (1996). Профессор Российской Академии театрального искусства (РАТИ).
Среди постановок: «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Пророк» В. Кобекина, «Обручение в монастыре» С. Прокофьева, «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Антигона» В. Лобанова, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Эрнани» и «Травиата» Дж. Верди, «Свадьба Фигаро» В. Моцарта, «Кармен» Ж. Бизе, «Летучая мышь» И. Штрауса и др. Постановка Александра Тителя «Богемы» Дж. Пуччини на сцене Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1996) признана лучшей оперной работой года в России.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Титель Александр Борисович" в других словарях:

    - (р. 1950), оперный режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1991). С 1981 главный режиссер Свердловского театра оперы и балета, с 1991 — Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича Данченко.… … Большой Энциклопедический словарь

    Главный режиссер и художественный руководитель оперы Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко; родился в 1949 г. в г. Ташкенте; окончил Ташкентский политехнический институт, ГИТИС по… … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Титель. Александр Титель Имя при рождении: Александр Борисович Титель Дата рождения: 30 ноября 1949(1949 11 30) (63 года) … Википедия

    Александр Титель - Театральный режиссер, художественный руководитель оперы Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича Данченко Александр Борисович Титель родился 30 ноября 1949 года в Ташкенте (Узбекистан). Его отец… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Титель А. Б. - ТИТÉЛЬ Александр Борисович (р. 1950), оперный режиссёр, засл. деятель иск в РСФСР (1991). С 1981 гл. реж. Свердловского т ра оперы и балета, с 1991 – Моск. муз. т ра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича Данченко. Гос. пр. СССР (1987) … Биографический словарь

    Им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко, открыт в 1941. Создан на основе Оперного театра им. Станиславского (1928) и Музыкального театра им. Немировича Данченко (1926). С 1964 академический. В разные годы в театре работали:… … Энциклопедический словарь

    - (р. 1938), художник театра, народный художник СССР (1989), действительный член РАХ (1997). Оформил много спектаклей музыкальных и драматических театров в России и за рубежом. Главный художник Большого театра в 1988 95. Государственная премия… … Энциклопедический словарь

    - (р. 24 сентября 1941, село Рейнсфельд, Куйбышевская область), российский актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1988), Государственная премия (2001, за театральную работу). В 1964 окончил актерский, в 1973 режиссерский факультеты ВГИКа. С … Энциклопедический словарь

    Ниже приведён список народных артистов Российской Федерации по годам присвоения звания … Википедия

    Список лауреатов Сталинской премии см. в статье Сталинская премия. Лауреаты Государственной премии СССР Список полный. Содержание 1 1967 2 1968 3 1969 4 1970 … Википедия

1987 г. — Государственная премия СССР.
1999 г. - звание «Народный артист России».
1997 г. - национальная театральная премия «Золотая маска» - за спектакль «Богема» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
2007 г. - национальная театральная премия «Золотая маска» - за спектакль «Так поступают все женщины» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
2010 г. - национальная театральная премия «Золотая маска» - за спектакль «Гамлет (датский) (российская) комедия» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
2016 г. - национальная театральная премия «Золотая маска» - за спектакль «Медея». Лауреат премии Москвы в области литературы и искусства.

Биография

Родился в 1949 г. в Ташкенте. В 1980 г. окончил ГИТИС им. А. В. Луначарского (ныне — Российский университет театрального искусства, педагог - Л. Д. Михайлов).
В 1980-91 гг. - главный режиссер Свердловского (ныне Екатеринбургского) театра оперы и балета.
С 1991 г. - художественный руководитель и главный режиссер Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

В этом театре осуществил постановки опер:
«Руслан и Людмила» М. Глинки
«Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова
«Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова
«Майская ночь» Н. Римского-Корсакова
«Эрнани» Дж. Верди
«Травиата» Дж. Верди
«Богема» Дж. Пуччини
«Кармен» Ж. Бизе
«Обручение в монастыре» С. Прокофьева
«Летучая мышь» И. Штрауса
«Так поступают все женщины» В.А. Моцарта
«Евгений Онегин» П.Чайковского
«Гамлет» В. Кобекина
«Севильский цирюльник» Дж. Россини
«Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха
«Волшебная флейта» В.А. Моцарта
«Война и мир» C. Прокофьева
«Дон Жуан» В.А. Моцарта
«Хованщина» М. Мусоргского
«Медея» Л. Керубини
«Пиковая дама» П. Чайковского
«Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева

Среди опер, поставленных в других театрах: «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, «Пророк» В. Кобекина, «Антигона» В. Лобанова, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Травиата» и «Набукко» Дж. Верди, «Сельская честь» П. Масканьи, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Кармен» Ж. Бизе. Всего осуществил более пятидесяти постановок в России и за рубежом.

В 1991 г. осуществил постановку оперы Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» в Большом театре (дирижер-постановщик Александр Лазарев, художник Валерий Левенталь). В 2001 г. поставил первую редакцию оперы С. Прокофьева «Игрок» (дирижер-постановщик Геннадий Рождественский, художник Давид Боровский). В 2017 г. осуществил постановку оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова (дирижер-постановщик Туган Сохиев, художник-постановщик Владимир Арефьев).

Преподает на факультете музыкального театра Российского университета театрального искусства (ГИТИС), профессор.

Спектакли в постановке Александра Тителя показывались на фестивалях в Эдинбурге, Касселе, Риге.

Распечатать

СССР →Россия Россия Театр: Награды:

Александр Борухович (Борисович) Титель (род. 30 ноября , Ташкент , СССР) - советский и российский оперный режиссёр, педагог, профессор. Художественный руководитель и главный режиссёр оперной труппы Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко .

Лауреат Национальной Премии «Золотая Маска» как режиссёр-постановщик: «Богема» Дж. Пуччини (1997), «Так поступают все» В. А. Моцарта (2007), «Гамлет (датский) (российская) комедия» Владимира Кобекина (2012), «Медея» Л. Керубини (2016), за лучший спектакль: «Эрнани» Дж. Верди (1995), «Сказкки Гоффмана» Оффенбаха (2012), «Хованщина» М. П. Мусоргского (2016)

Спектакли

Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко:

Оперы, поставленные Тителем в других театрах:

  • «Борис Годунов » М. П. Мусоргского
  • «Ночь перед Рождеством » Н. А. Римского-Корсакова (ГАБТ)
  • «Игрок » С. С. Прокофьева (ГАБТ , 2001)
  • «Чародейка » П. И. Чайковского (ГАБТ)
  • «Катерина Измайлова » Д. Д. Шостаковича
  • «Пророк» В. Кобекина
  • «Антигона» В. Лобанова
  • «Севильский цирюльник » Дж. Россини
  • «Травиата » Дж. Верди
  • «Набукко » Дж. Верди (Эфес, Турция)
  • «Сельская честь » П. Масканьи (Эфес, Турция)
  • «Паяцы » Р. Леонкавалло (Эфес, Турция)
  • «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (Эфес, Турция)
  • «Богема» Дж. Пуччини (Эфес, Турция)
  • «Сказки Гофмана » Ж. Оффенбаха
  • «Любовь к трём апельсинам » С. С. Прокофьева

Всего осуществил более 35 оперных постановок в России и за рубежом.

Награды и звания

Напишите отзыв о статье "Титель, Александр Борухович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Титель, Александр Борухович

– Соня, – сказала графиня, поднимая голову от письма, когда племянница проходила мимо нее. – Соня, ты не напишешь Николеньке? – сказала графиня тихим, дрогнувшим голосом, и во взгляде ее усталых, смотревших через очки глаз Соня прочла все, что разумела графиня этими словами. В этом взгляде выражались и мольба, и страх отказа, и стыд за то, что надо было просить, и готовность на непримиримую ненависть в случае отказа.
Соня подошла к графине и, став на колени, поцеловала ее руку.
– Я напишу, maman, – сказала она.
Соня была размягчена, взволнована и умилена всем тем, что происходило в этот день, в особенности тем таинственным совершением гаданья, которое она сейчас видела. Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.
Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула – для офицеров и солдат – он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру.
Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки.
На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.
Вопросы эти, оставляя в стороне сущность жизненного дела и исключая возможность раскрытия этой сущности, как и все вопросы, делаемые на судах, имели целью только подставление того желобка, по которому судящие желали, чтобы потекли ответы подсудимого и привели его к желаемой цели, то есть к обвинению. Как только он начинал говорить что нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла течь куда ей угодно. Кроме того, Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности. На вопрос, что он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu"il avait sauve des flammes [которого он спас из пламени]. – Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что… Его остановили: это не шло к делу. Для чего он был на дворе загоревшегося дома, на котором его видели свидетели? Он отвечал, что шел посмотреть, что делалось в Москве. Его опять остановили: у него не спрашивали, куда он шел, а для чего он находился подле пожара? Кто он? повторили ему первый вопрос, на который он сказал, что не хочет отвечать. Опять он отвечал, что не может сказать этого.
– Запишите, это нехорошо. Очень нехорошо, – строго сказал ему генерал с белыми усами и красным, румяным лицом.
На четвертый день пожары начались на Зубовском валу.
Пьера с тринадцатью другими отвели на Крымский Брод, в каретный сарай купеческого дома. Проходя по улицам, Пьер задыхался от дыма, который, казалось, стоял над всем городом. С разных сторон виднелись пожары. Пьер тогда еще не понимал значения сожженной Москвы и с ужасом смотрел на эти пожары.
В каретном сарае одного дома у Крымского Брода Пьер пробыл еще четыре дня и во время этих дней из разговора французских солдат узнал, что все содержащиеся здесь ожидали с каждым днем решения маршала. Какого маршала, Пьер не мог узнать от солдат. Для солдата, очевидно, маршал представлялся высшим и несколько таинственным звеном власти.
Эти первые дни, до 8 го сентября, – дня, в который пленных повели на вторичный допрос, были самые тяжелые для Пьера.

Х
8 го сентября в сарай к пленным вошел очень важный офицер, судя по почтительности, с которой с ним обращались караульные. Офицер этот, вероятно, штабный, с списком в руках, сделал перекличку всем русским, назвав Пьера: celui qui n"avoue pas son nom [тот, который не говорит своего имени]. И, равнодушно и лениво оглядев всех пленных, он приказал караульному офицеру прилично одеть и прибрать их, прежде чем вести к маршалу. Через час прибыла рота солдат, и Пьера с другими тринадцатью повели на Девичье поле. День был ясный, солнечный после дождя, и воздух был необыкновенно чист. Дым не стлался низом, как в тот день, когда Пьера вывели из гауптвахты Зубовского вала; дым поднимался столбами в чистом воздухе. Огня пожаров нигде не было видно, но со всех сторон поднимались столбы дыма, и вся Москва, все, что только мог видеть Пьер, было одно пожарище. Со всех сторон виднелись пустыри с печами и трубами и изредка обгорелые стены каменных домов. Пьер приглядывался к пожарищам и не узнавал знакомых кварталов города. Кое где виднелись уцелевшие церкви. Кремль, неразрушенный, белел издалека с своими башнями и Иваном Великим. Вблизи весело блестел купол Ново Девичьего монастыря, и особенно звонко слышался оттуда благовест. Благовест этот напомнил Пьеру, что было воскресенье и праздник рождества богородицы. Но казалось, некому было праздновать этот праздник: везде было разоренье пожарища, и из русского народа встречались только изредка оборванные, испуганные люди, которые прятались при виде французов.

Александр Борухович (Борисович) Титель (род. 30 ноября 1949, Ташкент, СССР) - советский и российский оперный режиссёр, педагог, профессор. Художественный руководитель и главный режиссёр оперной труппы Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Народный артист Российской Федерации (1999). Лауреат Государственной премии СССР (1987). Трижды лауреат премии «Золотая маска» (1997, 2007, 2010)

Биография

Александр Борухович Титель родился в городе Ташкент. В 1972 году окончил Ташкентский политехнический институт по специальности инженер-электромеханик. В 1980 году окончил ГИТИС. Его мастером по актерскому мастерству и режиссуре был Л. Д. Михайлов. После окончания ГИТИСа был приглашен на работу в Свердловский государственный академический театр оперы и балета, вскоре стал его Главным режиссёром и проработал в этой должности до 1991 года. В 1991 году стал художественным руководителем и главным режиссёром Оперной труппы Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Совсестно с народным артистом России Игорем Ясуловичем ведёт свою мастерскую по мастерству актера и режиссуре на факультете музыкального театра в ГИТИСе.

Спектакли, осуществлённые Тителем и И. Ясуловичем с выпускниками факультета Музыкального театра - «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Альберт Херринг» Б. Бриттена, «Волшебная флейта» В. А. Моцарта - включались в репертуар Московского академического Музыкального театра в 1996-1998, 2002 и 2011-2015 годах. Спектакли в постановке Тителя показывались на фестивалях в Эдинбурге, Касселе, Риге, Эфесе, Аспендосе, Саареме.

Женат, имеет сына.

Лауреат Национальной Премии «Золотая маска» как режиссёр-постановщик: «Богема» Дж. Пуччини (1997), «Так поступают все» В. А. Моцарта (2007), «Гамлет (датский) (российская) комедия» Владимира Кобекина (2012), «Медея» Л. Керубини (2016), за лучший спектакль: «Эрнани» Дж. Верди (1995), «Сказкки Гоффмана» Оффенбаха (2012), «Хованщина» М. П. Мусоргского (2016)

Спектакли

Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко:

  • «Руслан и Людмила» М. И. Глинки
  • «Сказка о царе Салтане» Н. А Римского-Корсакова
  • «Золотой петушок» Н. А Римского-Корсакова
  • «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова
  • «Эрнани» Дж. Верди
  • «Травиата» Дж. Верди
  • «Богема» Дж. Пуччини
  • «Кармен» Ж. Бизе
  • «Обручение в монастыре» С. С. Прокофьева
  • «Летучая мышь» И. Штрауса
  • «Так поступают все женщины» В. А. Моцарта
  • «Евгений Онегин» П. И. Чайковского
  • «Гамлет» В. Кобекина
  • «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха
  • Вечер оперетты «Однажды на Лазурном берегу»
  • «Война и мир» С. С. Прокофьева
  • «Дон Жуан» В. А. Моцарта
  • «Хованщина» М. П. Мусоргского
  • «Медея» Л. Керубини
  • «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (новая редакция постановки Латвийской Национальной оперы)
  • «Пиковая дама» П. И. Чайковского

Оперы, поставленные Тителем в других театрах:

  • «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (Екатеринбургский театр оперы и балета)
  • «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова (ГАБТ)
  • «Игрок» С. С. Прокофьева (ГАБТ, 2001)
  • «Чародейка» П. И. Чайковского (ГАБТ)
  • «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича
  • «Пророк» В. Кобекина
  • «Антигона» В. Лобанова
  • «Севильский цирюльник» Дж. Россини
  • «Травиата» Дж. Верди
  • «Набукко» Дж. Верди (Эфес, Турция)
  • «Сельская честь» П. Масканьи (Эфес, Турция)
  • «Паяцы» Р. Леонкавалло (Эфес, Турция)
  • «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (Эфес, Турция)
  • «Богема» Дж. Пуччини (Эфес, Турция)
  • «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (Свердловский (ныне Екатеринбургский) театр оперы и балета)
  • «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Одесский театр оперы и балета)
  • «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (Латвийская Национальная опера)
  • «Кармен» Ж. Бизе (Екатеринбургский театр оперы и балета)

Всего осуществил более 50 оперных постановок в России и за рубежом.

Награды и звания

  • Государственная премия СССР (1987).
  • Народный артист Российской Федерации (1999).
  • Национальная театральная премия «Золотая маска» - 1997 (Лучшая работа режиссёра - опера «Богема» Дж. Пуччини).
  • Национальная театральная премия «Золотая маска» - 2007 (Лучшая работа режиссёра - опера «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» В. Моцарта).
  • Национальная театральная премия «Золотая маска» - 2010 (Лучшая работа режиссёра - опера «Гамлет (датский) (российская) комедия» В. Кобекина).
  • Национальная театральная премия «Золотая маска» - 2016 (Лучшая работа режиссёра - опера «Медея» Л.Керубини).
  • Лауреат премии Москвы в области культуры и искусства - 2016 (опера «Хованщина»).