Что нужно чтобы стать учителем в школе. Все знают, что в последнее время работа в школе сопряжена с большим количеством бумажной работы

Расскажем, какие навыки нужно приобрести, чтобы стать учителем, и как сделать это, не имея педагогического образования.

Вспомните: когда вы учились в школе, с каким чувством ждали начала учебного года? Если вы были любимчиком в классе, то наверняка 1 сентября на самом деле было праздником. И, конечно, у вас был любимый учитель, глядя на которого хотелось стать успешным профессионалом, и уже в 40 лет пользоваться таким же заслуженным уважением. Если все это про вас, добро пожаловать в учительскую профессию!

Чтобы вступить в ряды сеющих разумное, доброе, вечное, лучше всего получить профессиональное образование. Можно отучиться в педагогическом колледже или в университете, пройти курсы повышения квалификации и стать учителем высшей категории. Каким вы будете — строгим руководителем или чутким духовным наставником — решайте сами. И стоит ли получать педагогическое образование — решать тоже только вам.

Да-да, чтобы учить других, необязательно иметь специализацию педагога. Например, победитель конкурса «Учитель года России — 2017» Илья Демаков обучался на кафедре источниковедения истории России. Итоги конкурса 2018 года объявят в октябре, и, возможно, победителем снова станет молодой педагог. Как превратить «хочу» в «могу» и стать хорошим учителем, расскажем далее.

Начнем с малого. Точнее, с маленьких. Нельзя точно сказать, кого проще воспитать: младших или старших — у каждого возраста свои особенности. Поэтому если вы сказали себе «Хочу учить малышей», обратите внимание на советы, которые помогут стать хорошим учителем начальных классов.

Что нужно учителю младших классов:

  • любовь к детям. Как бы тривиально ни звучало, но без этого свойства хорошим педагогом не стать. Вспомните себя и своих одноклассников в начальной школе. Наверняка классную руководительницу все называли второй мамой. Младшеклассники очень тонко чувствуют эмоции учителя, для них важно ваше теплое отношение;
  • чувство меры. Не скупитесь на проявление чувств, но не перегибайте палку. Ученики должны помнить, что вы их руководитель. Мама или бабушка могут дать послабление, если построить им глазки, а учитель — нет, и детям лучше бы хорошо это усвоить;
  • стрессоустойчивость. Большинство HR-специалистов включают это свойство в требования к идеальному кандидату. Для работы в начальных классах оно вам очень пригодится. Дело не только в обилии вопросов типа «Почему трава зеленая, небо голубое, Петрову 5, мне 4, птицы летают, вода мокрая» и так далее. Вам предстоит находиться в состоянии постоянного напряжения, присматривая за тем, чтобы никто ничего не сломал, не поранился сам, не побил соседа... И все это при постоянном шуме, которые создают еще не умеющие сосредоточиться младшеклассники. Так что стальные нервы — ваш лучший помощник;
  • умение привлечь внимание. Требование вытекает из предыдущего пункта. «За окном летит птичка, светит солнце, а трава такая зеленая, и вообще, уже хочется обедать или спать... Но нельзя, потому что учительница рассказывает такие интересные вещи!» Вам сильно повезет, если ваши ученики будут так думать. Поэтому поработайте над техникой привлечения внимания. Старайтесь сообщать детям факты, которые поразят их и не дадут отвлечься. Но не перегружайте малышей информацией. Так они не только не одарят вас вниманием, но и ничего не запомнят.

Получить эти и другие профессиональные навыки поможет обучение педагогической профессии. Но что если у вас уже есть другое образование, а быть учителем все равно хочется?

Как стать учителем без педагогического образования

В 2012 году был принят «Закон об образовании». Этот документ рассказывает, можно ли стать учителем, не имея специального образования. По закону, педагогическую деятельность могут осуществлять не только те, кто имеет педагогическое образование, но и лица, имеющие высшее или среднее специальное образование в смежных областях. Проще говоря, если вы учились по экономической специальности, вы можете стать учителем математики. Для этого достаточно пройти курсы переподготовки по профессии. А вот если вы учились на технического специалиста, но хотите преподавать литературу, без дополнительного образования будет сложно обойтись.

Сегодня школа требует от учителя развития основных компетенций — способностей к решению каких-то задач. Не будем загружать вас терминами, расскажем просто о сложных вещах. Что требуется от педагога:

  • иметь определенное мировоззрение. Это не значит, что есть мировоззренческий шаблон, под который нужно подстроиться. Это означает, что учитель должен иметь четкую позицию и аргументировать свою точку зрения;
  • иметь ценностные ориентиры. Преподаватель должен привить ребенку правильные моральные установки. Не навязать свое мнение, а именно поставить на верный путь, научить ориентироваться среди духовных ценностей;
  • хотеть учиться. Педагог не должен останавливаться на пути познания нового. Информация устаревает за 3 года. Поэтому учитель должен постоянно получать новые знания и совершенствовать свои профессиональные качества;
  • приобрести навыки работы с информацией. Нужно уметь подавать знания так, чтобы их было легко воспринимать. Кроме того, в современном информационном пространстве много неточных сведений. Учитель должен не только распознавать верную информацию среди остальной, но и обязательно научить этому детей;
  • уметь общаться. Проблема коммуникации очень актуальна. Научить детей общаться — одна из главных задач учителя.

А вот конкретные советы для тех, кто хочет стать учителем:

Русского языка и литературы. Наверное, любовь к слову — это то, чего нельзя отнять. Если вы с самого детства любите читать, рассказывать стихи и вообще, складно говорить, то эта профессия для вас. Чтобы стать учителем русского языка и литературы, поступайте на филологический факультет.

Иностранного языка. Без знания языков вряд ли получится стать хорошим преподавателем. Также необходимо изучить рынок труда и узнать, учителя каких языков требуются в школах. Чаще всего в школах преподают английский, немецкий, французский языки. А вот если вы придете в среднюю общеобразовательную школу со знанием китайского, вряд ли вы найдете себе там место. Поэтому, поступая в вуз, выбирайте с умом. Учителей иностранного готовят на филологическом факультете или на факультете иностранных языков.

Математики и информатики. Дважды два — четыре, дважды два — четыре... Если вы с раннего детства запомнили эту простую истину из песни, а позже полюбили складывать, вычитать, умножать, делить, эта профессия для вас. А информатика неотделима от математики, ведь на числах строится вся компьютерная наука. Двери открыты на физико-математический факультет или на факультет высшей математики, или факультеты механики, компьютерных наук. В общем, все специальности, где есть слово математика, для вас.

Физики . Этот предмет зачастую вызывает сложности в изучении. Чтобы стать хорошим преподавателем, нужно хотеть разбираться в окружающем мире, понимать физические процессы, сложные природные явления. Если это будет интересно вам, вы сможете «заразить» этим интересом своих учеников. Тогда заниматься физикой будет проще и интересней. Специалистов готовят на факультетах физики и математики, физики и астрономии, естествознания и физики... Как и для математиков, ключевое слово всегда подскажет вам, куда поступить.

Истории и обществознания . Человечество прошло долгий путь развития. Предкам пришлось пережить огромное количество войн, политических изменений, культурных преобразований, и все это требует тщательного изучения. Став учителем, вы сможете дать ответ на известный вопрос Бернарда Шоу: «Что скажет история?» Факультеты истории и права ждут вас.

Физкультуры . Левой! Левой! На месте стой! Если вашей любви к спорту можно только позавидовать, смело идите в учителя физкультуры прививать ее младшему поколению. Дети и так любят прыгать и бегать. Вам остается только направить их энергию на нужное дело, чтобы заниматься физкультурой было не только весело, но и полезно. Физруков готовят в спортивных вузах. Напомним, чтобы стать учителем, необязательно получать педагогическое образование. Поэтому даже если вы стали специалистом спортивной медицины, обучение физкультуре может стать вашим основным видом деятельности.

Биологии . Сколько тайн таит в себе любой организм! И как сложен окружающий нас мир... Все это очень сложно и очень интересно. Познав все тонкости этой естественной науки, смело отправляйтесь к школьникам.

Химии . Самое интересное в химии — это эксперименты. Научитесь правильно проводить их, и для детей химия станет любимым учебным предметом. Факультеты естественных наук вас ждут.

Рисования . Говорить об искусстве — одно, а вот преподавать искусство — совсем другое. Рисовать любят почти все, но создать академический рисунок не каждому под силу. Конечно, не обязательно заставлять учеников рисовать с натуры или составлять идеальные композиции. Задача учителя ИЗО — пробудить в учениках любовь к искусству.

Кем бы вы ни хотели стать — учителем математики, физкультуры, ОБЖ, музыки или труда, главное - всегда добиваться поставленных целей и чувствовать себя на своем месте.

В настоящее время очень популярны занятия йогой и танцами. Для обучения на инструктора по танцам можно обратиться на хореографический факультет вуза. А вот инструкторов по йоге не обучают в институтах — вам нужно будет обратиться в специальные школы йоги.

Как стать учителем в США и других странах

Какие требования предъявляются к учителям в других странах? В США будущий учитель должен потратить в университете определенное количество часов на предмет, который он хочет преподавать. В Германии обязательно нужно подтвердить свой диплом, пройдя тестирование по предмету. В Китае учитель — одна из самых почитаемых профессий, поэтому китайские учителя имеют много привилегий, но и требования к уровню подготовки очень большие. В Канаде учителя работают в небольших группах, поэтому вам нужно быть узким специалистом в одной области.

Неважно, будете вы учителем в России или за границей, главное — любить свою профессию и проводить уроки с пользой для детей.

Для того, чтобы стать учителем года, надо вначале, чтобы вас выдвинули на это звание дирекция школы. Кого и за что выдвигают, мы здесь касаться не будем. Но тесли тут помозговать, наверно, можно догадатья.

Для того, чтобы плучить это звание, надо помнить, что в течении 25 лет действовала установка к работникам системы образования, считать себя не педагогом и наставником, а поставщиком образовательных услуг населению.
Сейчас, правда, новый министр сказала, что всё как раз наоборот. Но пока это ещё не дошло до школьной администрации на местах. И, я думаю, не сразу дойдёт. Дай бог, чтобы в течении следующих 25ти лет эта концепция утвердилась в головах и школах.

Поэтому не заморачивайтесь всякой ерундой вроде здоровья детей, их морального облика и отношений в детском коллективе. Пустая трата времени и сил.
Среди ваших воспитаников и воспитаниц могут быти и наркоманы, и юные проститутки, и воришки, и пьяницы и просто курильщики, на получении звания это никак не отразится. К предоставлению образовательных услуг это не относится.
И уж боже вас упаси, поставить себя так, чтобы дети вас любили! Другие тётки вас возревнуют. Врагом всего педагогического коллектива станете. Лучше пусть дети считают вас сволочью. Лишь бы боялись. Так вы по крайней мере не будете выделяться из коллектива.

Далее надо подготовить 2-3 лекции на нужные РОНО темы. Вот вам тут потребуется методические способности, чтобы чётко и ясно зачитать подготовленный материал перед детской аудиторией и комиссией. Старшие товарищи могут помочь вам материал предварительно поправить, но рассчитывать надо прежде всего на себя. Никто за вас не будет его излагать.

Потом, когда будет назначена комиссия для определения победителей в конкурсе и дата визита её в класс, надо будет с помощью администрации школы подготовить для сего действа нужную детскую аудиторию
Тоесть, убрать на время из класса всех хулиганов и двоечников и заменить их отличниками из других классов с карьеристскими наклонностями. За одно убрать из аудитории и слишком умных и вольнодумцев (что часто сочетается). Чтобы не задавали слишком сложных вопросов и не смущали соискателя и комиссию своим высокоумием. А то мало ли что ляпнут. Ответов не наберёшься.

Аудитория на показательном уроке должна сидеть тихо, тянуть руки и при вызове к доске восторженно повторять тезисы доклада своими словами. Можно из особо проверенных детей подготовить правильные вопросы соискателю, на которые у соискателя будут хорошие ответы, представляющие его в лучшем свете. Но если соискатель быстро соображает и достаточно эрудирован, то без этого можно обойтись.

И вуаля! Вы хорошо подготовились к этому конкурсу.

Если вы подготовитесь в вышеуказанном духе лучше других и при этом не будете вызывать у отдельных членов комиссии неприятных ассоциаций с кем то другим, то ваша победа в городском конкурсе гарантирована.
А там и повыше можно замахнуться.

Дерзайте!

gualtiero_boffi_shutterstock

Преподавание - отличная профессия. Однако далеко не всем дано заниматься ей. Многие учителя меняют профессию спустя всего несколько лет работы. Причиной тому несколько факторов: низкая заработная плата, большая рабочая нагрузка и необходимость следовать учебному плану. Для тех, кто остается верным выбранной профессии, карьера учителя со временем себя оправдывает. FeelGood предлагает 8 причин стать учителем:

chaspik.spb.ru

1.Заражать окружающих страстью к учебе.

Рассказывая о чем-то, преподаватель должен досконально изучить свой предмет. Самый верный способ мотивировать других учиться - собственный пример. Если вам нравится узнавать новое, преподавание - лучший выбор профессии.

Monkey_Business_Images_shutterstock

2.Влиять на жизнь будущих поколений.

В свое время у каждого взрослого были учителя, которые направили его в нужное русло и оказали необходимую поддержку. Именно таким человеком можете стать вы для будущих поколений.

wavebreakmedia_ltd_shutterstock

3.Отсутствие одинаковых дней.

Каждый день разный, начиная от расписания и заканчивая ответами учеников. У учителя редко случается ненасыщенный день (особенно при работе с детьми).

straightforwardcoaching_com

4.Независимость в аудитории.

Как только закрывается дверь и начинается урок, вы - единственный человек, кто решает, что и когда будет происходить. Не так много профессий предоставляют такую свободу действий, позволяя проявлять творческий подход и следовать своим планам.

Frannyanne_shutterstock

У учителей всегда свободное лето, ведь в школах и ВУЗах каникулы. Это главное преимущество профессии. Если вам нужны средства, вы всегда можете преподавать в летней школе, давать частные уроки или заняться другой работой.

Goodluz_shutterstock

6.Быть постоянной поддержкой для учеников.

К сожалению, многие ученики будут видеть вас чаще, чем своих родителей. Для них критично важно иметь кого-то, с кем всегда можно посоветоваться, поговорить, брать пример и получать поддержку. Вы можете изменить чью-то жизнь!

В педагогической среде, как и в любом другом профессиональном сообществе, есть свои рейтинги и прочие состязания, где можно продемонстрировать свой учительский потенциал. Анализируя конкурсы «Учитель года» на разных этапах, от внутришкольного контекста до общегородского, диву даёшься, сколь талантливо и разнообразно представляют свою работу педагоги. А уж выбор лучшего учителя страны – это поистине ярмарка талантов. Но не секрет, что даже самый красивый алмаз может выглядеть блёкло без должной огранки. Так и конкурсы: можно и середнячка представить ярко и оригинально, и наоборот, очень талантливого специалиста совсем неталантливо презентовать. Конечно, над выступлением одного человека трудится целая команда. Вовсе не значит, что он сам работает над концепцией, пишет сценарий и занимается поисками реквизита. Но всё же не зря выбрали именно его! Многие педагоги, даже интуитивно чувствуя свою способность побороться за звание лучшего, не решаются пойти на конкурс из-за страха не справиться с постановкой выступления. Для них и всех тех, кому не чужды педагогические амбиции, подсказкой станет эта статья.

Запоминается гармоничный образ

Иногда «перегруз» образа портит всё впечатление. Нагромождение талантов и способностей, желание уместить как можно больше информации в лаконичное по определению выступление подведёт конкурсанта. Запоминается участник обычно чем-то одним – ярким, цепляющим зрителя и жюри. Если эта одна неповторимая черта выделяется на фоне общей доброжелательности, грамотности, обаяния -- это уже успех. Не стоит перечислять все хобби и умения конкурсанта, далеко не каждое из них как-то повлияло на него, как на педагога. И даже если вы нашли то самое, которое стоит упомянуть, преподнести его нужно ярко. Хобби может быть старо, как мир: пишет стихи, шьёт плюшевых мишек, или готовит торты, но если его чуть приукрасить – будет то, что надо. Пишет стихи на переменках (именно тогда его посещает муза), у каждого плюшевого мишки есть своё имя и все мишки обязательно с галстуками, торты готовит по своим рецептам и т.д. Конечно, обман здесь неуместен, но разумный компромисс между правдой и способностью её приукрасить, найти можно.

Не очень удачно «разбивать» образ. Если участник предстаёт перед зрителем энергичным, неуёмным, жизнерадостным человеком, то и деятельность его, его увлечения должны соответствовать образу. Всем представляется, что конкурсант любит скорее рок-энд-ролл, чем чтение стихов у камина. Зрители и жюри должны поверить образу, должны увидеть перед собой уникальную, гармоничную личность.

Участнику нужно быть шоуменом

Шоумен – это не только глашатай сенсаций и заводила публики. Это к тому же приятный человек, легко адаптирующийся к любым декорациям и жанрам. Поведение его естественно, речь легка и достаточно проста, а улыбка не выдаёт волнения. Неубедительно и отталкивающе смотрятся заученные речи, с обилием «умных» слов и цитат. Участник должен говорить так, будто всё это он хотел сказать именно сейчас, даже если он всю ночь учил слова. Как и шоумен, конкурсант должен чувствовать зрителя. Делать паузы, улыбаться, шутить, если обстановка располагает. Чем больше естественности в поведении на сцене, тем лучше результат.

Задача одна – нужно стать звездой мероприятия. Пусть на вечер, но нужно влюбить в себя зрителя. Всё это напрямую зависит от совпадения сценария выступления с реальным образом педагога. Конечно, ещё при подготовке к конкурсу нужно помнить, что некий образ идеального учителя уже заложен в подсознании общества. Не стоит изобретать велосипед и сильно откланяться от имеющихся представлений. Не прощается учителю безграмотность, зацикленность на себе и своем внешнем виде. Основные черты настоящего педагога, по устоявшемуся мнению, мудрость, доброжелательность, внимательность, терпеливость, искренность.

Сила в индивидуальности педагогического стиля

Главное то, чем вы уникальны и талантливы в профессии. Сильные стороны педагога заслуживают главного внимания в подобных конкурсах. И это необходимо продемонстрировать. Вопрос – как? Делать доклад о своих педагогических достижениях? Скучно. Показать мультимедийную презентацию с основными тезисами своей работы? Не ново. Инсценировать фрагмент урока на сцене? Тоже не вариант.

На самом деле решений этой проблемы много. Рассказывая о своих приёмах и методах работы на уроке, учитель может совместить устное выступление с демонстрацией этих самых приёмов. В качестве аудитории – зрительный зал. Первые ряды вряд ли откажутся поучаствовать в выступлении. Это подходит тем педагогам, кто, к примеру, интересно проводит опрос или ярко, красноречиво рассказывает новый материал. Практически любое своё повествование надо визуализировать. К примеру, рассказывая про виды деятельности, применяемые учителем на уроке, можно рисовать цветок или маленький пейзаж, где на лепестках и облачках будут написаны эти виды деятельности. Всё просто: магнитная доска и детали общей картины, которые легко на эту доску крепятся. То есть зритель увлечённо следит за процессом создания элементарного объекта изобразительного искусства и получает информацию о ваших педагогических предпочтениях.

Конкурсант может поиграть с залом в «Угадай мелодию». Например, он рассказывает, как настраивает ребят на экзамен или контрольную работу. Зрители предлагают песни-ассоциации, в итоге звучит песня – «Всё будет хорошо» (Митя Фомин). Здесь, конечно, нужно подумать над выбором песен. Но в само содержание такого элемента выступления учитель уже закладывает информацию о его индивидуальных педагогических приёмах. Так он может рассказать об интеллект-минутках на уроке, о ролевом распределении учеников, когда каждый урок назначаются два ученика, выполняющих на уроке роли цензора и оптимиста. То есть один выносит замечания, а второй – ищет поводы для похвалы класса.

Внешность важна?

Конечно, обаятельные и симпатичные люди всегда привлекают внимание. Но не стоит переусердствовать, ведь учитель – это стиль и разумная строгость. Переходить на образ тамады никак нельзя! Однако и деловой скучный костюм может разочаровать публику. Внесите элемент элегантности и лёгкости. Это может быть, как яркий шейный платок, так и изысканное, но уместное украшение. Вполне возможно сочетание чёрного делового костюма с красными туфлями на шпильке. Яркий акцент убирает скучность образа и поднимает настроение. Зритель, как и ученик, всегда отметит элегантность и чувство стиля педагога. А привлекательность внешнего образа – это первая симпатия, которая располагает к контакту и сотрудничеству.

Если подводить итог, можно сказать, что чувство стиля (а это не только характеристика внешности) должно просматриваться во всём выступлении. Прекрасно, если нет ничего лишнего: обилия слов и жестов, волнения, желания сказать и показать всё. И так же важна дружная поддержка коллег, это ведь тоже признание педагога. Если всё это есть, удача уже на вашей стороне.


Учитель – весьма благородная и престижная профессия в РФ. Но, к сожалению, работа учителем в школе не высоко оплачивается. Из-за низких заработных плат работа учителя стала не только престижной, но и весьма востребованной на просторах РФ. Многие педагоги предпочитают уезжать работать в другие страны и лишь малое количество учителей остаются работать на территории своей родной страны. В рейтинге зарплата учителя остаётся в хвосте.

Стать учителем дано не каждому. Это сложная профессия, требующая терпения, выдержки и любви к детям. Поэтому основная часть учителей РФ работают не из-за финансовой выгоды, а по призванию. Они получают моральное удовольствие от общения и работы с детьми. Особенность работы учителя заключается в том, что педагог должен найти общий язык с детьми, постараться сплотить класс, сделать их дружней, и при этом успеваемость школьников должна расти.

Многие выпускники педагогических вузов после завершения обучения изъявляют желание работать в школе. Существует несколько способов, как можно устроиться учителем на работу в школе:

  1. Уже на 2-3 курсе молодые педагоги проходят практику в школах. Если будущий учитель зарекомендует себя в качестве коммуникабельного и квалифицированного сотрудника, то у него есть все шансы остаться работать в школе, где он проходил практику. Педагогу потребуется показать все свои навыки и умения, чтобы заслужить доверие педагогического состава.
  2. Трудоустройством учителей в школы занимаются местные органы образования (ГОРОНО – городской отдел народного образования и науки). Будущий педагог при желании устроиться на работу может прийти в подобную организацию и узнать о наличии вакансий. Приходить стоит не позже мая-июня. В эти месяцы набирается педагогический состав.
  3. Самостоятельно узнавать в школах о наличии свободных вакансий. Стоит помнить, что положительная характеристика с места практики лишь увеличит шансы будущего педагога устроиться работать в школу. Поэтому не стоит пренебрегать на практике советами «старших» педагогов.
  4. Найти работу учителя в школе можно в интернете. Существует множество сайтов по поиску работы. На сайте стоит зайти в раздел «Образование», и портал автоматически выдаст вакантные места по разных учебным учреждениям выбранного города.

Одним из самых известных порталов в России по поиску работы является сайт Trudvsem.ru. На сайте представлена общероссийская база вакансий. Нужно ввести требования будущего педагога по зарплате, региону и графику работы и после этого стоит выбрать сферу деятельности «Образование, наука».


Главная страница сайта «Труд всем»

  1. Одним из самых простых способов устроиться на работу в школе является обращение в родное учебное учреждение, которое вы заканчивали. Если педагог во время обучения нашёл общий язык с педагогическим составом и зарекомендовал себя в качестве ответственного человека, то при наличии свободных мест, специалисту, скорее всего, удастся устроиться на работу.

Многих амбициозных людей, желающих посвятить свою жизнь преподавательской деятельности, интересует вопрос, а можно ли устроиться на работу в школе учителем, не имея профильного образования. К сожалению, это невозможно. Человеку потребуется закончить хотя бы педагогический колледж или лицей. Но с таким образованием он сможет стать лишь учителем начальных классов. Для того чтобы преподавать в старших классах, потребуется закончить высшее учебное учреждение с педагогической направленностью .

В редких случаях устроиться на работу в школу можно без профильного образования. Но для этого человек должен досконально владеть знаниями, которым он желает обучать детей. Решение о приеме на работу принимается администрацией школы.

Для того чтобы устроиться на работу в школе, вовсе не обязательно обладать опытом работы. Специалисты без опыта работы принимаются как в муниципальные, так и в частные школы.

Для увеличения шансов на трудоустройство стоит искать работу в областях, где процент востребованности педагогов выше. В 2018-2019 годах наиболее остро в учителях нуждаются такие области:

  1. Московская область.
  2. Красноярский край.
  3. Краснодарский край.
  4. Ленинградская область.
  5. Новосибирская область.
  6. Свердловская область.
  7. Волгоградская область.
  8. Омская область.
  9. Ростовская область.

Очень важное значение при приёме на работу играет правильно составленное резюме. В резюме указывается такая информация, как:

  1. Личные данные.
  2. Опыт работы.
  3. Образование.
  4. Категория.
  5. Квалификация.
  6. Контактная информация.
  7. Личные качества.
  8. Разряд.

Если у человека уже имелся опыт работы в школе, то в резюме дополнительно вписываются обязанности, выполняемые на прошлом месте трудоустройства.

Данная информация поможет администрации школы понять, насколько квалифицированный сотрудник и какие обязательства на него можно возложить.

Если администрацию школы удовлетворяет кандидатура педагога, то издаётся приказ о приёме на работу. Приказ составляется работником кадровой службы. Если на работу принимается один человек, то составляется приказ по форме № Т-1. Если же устраиваются на работу два и более человека, то кадровый сотрудник составляет приказ по форме № Т-1а.

В приказе указывается такая информация:

  1. Название школы.
  2. Номер и дата документа.
  3. Дата приёма на работу.
  4. Дата окончания трудового договора.
  5. Табельный номер.
  6. Фамилия, имя, отчество.
  7. Структурное подразделение.
  8. Должность.
  9. Условия приёма на работу.
  10. Характер работы.
  11. Оклад и надбавка за сверхурочную работу.
  12. Основания для приёма на работу.

Приказ подписывается директором школы и педагогом.

Если основанием для приёма на работу является не трудовой договор, то учитель обязан написать и подписать заявление о приёме на работу.

Заявление о приёме на работу

Для заключения трудового договора педагог обязан предоставить администрации школы пакет документов:

  • паспорт,
  • трудовая книжка,
  • документ об образовании,
  • личная медицинская справка, свидетельствующая о том, что педагог не имеет никаких ограничений в здоровье для работы в школе.

Стоит отметить, что первый год работы в школе не даётся легко. В этот период педагог знакомится с детьми, обменивается опытом и формами работы с другими молодыми учителями.

Адаптация работы в школе в среднем занимает от 6 месяцев до 2 лет.

Требования к учителям

Основное требование к учителям различных специальностей – это соблюдение стандартов ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт).

В ФГОС чётко прописаны личные качества школьников, помочь которые сформировать должен именно учитель. В ФГОС указывается основная образовательная программа, загруженность по тем или иным предметам. Также именно в ФГОС указываются основные для изучения дисциплины.

Согласно ФГОС учитель начальной школы и старших классов должен обладать такими способностями:

  1. Организаторские способности – это умение сплотить учащихся.
  2. Дидактические способности – это умение к подготовке учебного материала.
  3. Рецептивные способности – это умение выявлять особенности психики школьников.
  4. Коммуникативные способности – это умение налаживать контакт с детьми.
  5. Суггестивные. Способности – это возможность эмоционально влиять на учащегося.

Обязанности учителя

Основные обязанности учителя в школе:

  1. Контроль наличия тетрадей у учащихся.
  2. Проверка тетрадей.
  3. Контроль соблюдения порядка.
  4. Выставление оценок в классный журнал.
  5. Преподавание предмета по своей специальности (ведение урока).
  6. Умение отыскать индивидуальный подход к каждому школьнику.
  7. Составление календарных планов.
  8. Составление отчётов.
  9. Подготовка наглядного пособия для проведения урока.
  10. Участие в заседании педагогического совета.
  11. Проведение родительских собраний.
  12. Провождение воспитательной работы.
  13. Организация внеклассных мероприятий.

Преимущества и недостатки работы учителя

Как и каждая профессия, специальность учителя обладает своими преимуществами и недостатками:

Преимущества:

  1. Творческая работа.
  2. Систематическое развитие педагога.
  3. Возможность подрабатывать репетиторством.
  4. График работы. Зачастую учителя работают лишь в первой половине дня.
  5. Отпуск 2 месяца.
  6. Возможность карьерного роста.

Недостатки:

  1. Маленький оклад.
  2. Профессия связана с нервным напряжением. Из-за этого у учителей часто возникают проблемы со здоровьем.
  3. Строгий дресс-код. Учитель является примером для подражания учениками. Поэтому педагог вынужден на работу одеваться строго и в деловом стиле.

Для сравнения приведём видео о работе в школе США. кардинально отличается от нашей.

Заработная плата по специальностям

Стоит отметить, что заработок учителя зависит не только от количества отработанных часов и квалификации, но и от специализации по предмету:

  1. Педагог испанского языка зарабатывает от 45 тыс. рублей в месяц.
  2. Учитель экономики получает примерно от 45 тыс.
  3. Педагог по праву получает от 40 тыс.
  4. Учитель английского языка получает от 15 тыс. Если учитель иностранного языка устроится работать в частную школу, то его оклад будет колебаться от 30 до 60 тыс. в зависимости от уровня престижа школы.
  5. Педагог по вокалу ежемесячно в среднем зарабатывает от 34 тыс.
  6. Учитель физики зарабатывает от 30 тыс.
  7. Педагог японского языка получает от 26 тыс.
  8. Учитель труда ежемесячно в среднем получает по 20 тыс.
  9. Учитель начальной школы зарабатывает от 23 тыс.
  10. Педагог по французскому языку получает примерно 22 тыс.
  11. Учитель математики зарабатывает от 21 тыс. рублей в месяц.
  12. Педагог китайского языка может рассчитывать на оклад от 20 тыс.
  13. Педагог русского языка получает от 20 тыс. рублей.

Заработная плата по регионам

Уровень средней заработной платы учителя напрямую зависит от региона, в котором он осуществляет свою трудовую деятельность.

Город или округ Средняя заработная плата (выражено в рублях)
Ямало-Ненецкий 77 000
Чукотский 75 400
Немецкий 65 370
Ханты-Мансийский 56 900
Камчатка 52 300
Магадан 58 800
Якутия 49 140
Москва 58 800
Сахалин 53 300
Коми 39 460
Хабаровск 34 900
Тюмень 33 700
Красноярск 33 500
Санкт-Петербург 39 000
Архангельск 32 600
Свердловск 29 000
Карелия 29 000
Иркутск 30 700
Татарстан 27 200
Бурятия 27 000
Нижний Новгород 24 800
Ярославль 24 300
Тыва 27 400
Вологда 26 000
Омск 25 580
Кемерово 26 140
Пермь 26 230
Томск 31 400
Рязань 23 000
Самара 24 930
Новосибирск 26 120
Ростов 22 600
Челябинск 27 000
Калининград 26 000
Липецк 22 300
Смоленск 21 600
Калуга 27 000
Ставрополь 21 500
Владимир 21 800
Алтай 22 000
Оренбург 22 900
Воронеж 23 000
Волгоград 22 900
Астрахань 23 600
Тверь 23 820
Ульяновск 20 300
Ингушетия 21 170
Новгород 24 280
Адыгея 20 170
Псков 20 300
Башкортостан 23 500
Орёл 20 000
Тамбов 19 600
Брянск 20 200
Белгород 22 900
Калмыкия 19 000
Киров 20 260
Курган 20 180
Курск 22 000
Пенза 21 450
Саратов 21 280
Осетия 19 800
Костром 20 260
Мордовия 18 700
Дагестан 18 500