Какие права предоставлены ребенку при обучении в школе. Нарушения в сфере школьного образования

Когда ребенок поступает в общеобразовательное учреждение, его ждут множество новых обязанностей: учиться, соблюдать нормы и требования школы и участвовать в ее мероприятиях. Вместе с обязанностями, за ним закреплены права, прописанные на законодательном уровне. Родителям и детям важно знать, в чем заключаются права ребенка в школе, чтобы лучше защитить себя. Об этом пойдет речь в материале.

Основные права детей в школе

В России права детского населения защищены государственными институтами и законодательством. Каждый ученик имеет право быть услышанным, излагать свою точку зрения, чтобы педагоги учебного заведения уважали его личность.

Дети школьного возраста также пользуются правом:

  • на бесплатное среднее образование на родном языке;
  • быть в безопасности на территории школы;
  • получить во временное пользование на период учебы все необходимые учебные пособия, тетради и художественную литературу из библиотечных фондов;
  • посещать различные мероприятия, устраиваемые образовательным учреждением, добровольно участвовать в уборке территорий школы;
  • пройти консультацию психолога при необходимости;
  • вместе с родителями выбрать школу и образовательную программу для обучения, в любое время года по желанию перевестись в другое общеобразовательное учреждение;
  • учиться по индивидуальному плану в связи с обстоятельствами.

Откуда ребенок узнает о своих правах

Школьники получают информацию о своих правах из СМИ и интернета. Но самым главным источником для несовершеннолетнего в этом вопросе остается, конечно, родитель. Именно в его обязанности входит информирование ребенка о правах и обязанностях в школе и дома.


Права детей – инвалидов

Дети – инвалиды пользуются тем же правами, что и школьники без ограничений по здоровью.

Для них есть льготы и привилегии:

  • физическая нагрузка должна быть строго дозирована, с учетом здоровья ребенка — инвалида;
  • бесплатные сеансы школьного психолога;
  • бесплатные завтраки и обеды в общеобразовательном учреждении;
  • формат сдачи экзаменов зависит от учащегося.

В чем может выражаться ущемление прав школьника

В школе может происходить по разным причинам. Чаще всего они вызваны конфликтом с учителем или с одноклассниками.

Рассмотрим проблемные ситуации.

Травмы и угрозы здоровью

Действие закона о защите прав ребенка распространяется не только на территорию школы, но и на пришкольные территории. За сохранение здоровья ученика, пока он на территории школы, отвечает ее персонал. Угрозы здоровью малолетних могут возникнуть по разным причинам.

Медсестра несет ответственность за следующие действия в случае необходимости:

  • оказание первой помощи;
  • вызов неотложной медицинской помощи;
  • сопровождение в больницу.

Учитель обязан:

  • отвести пострадавшего до процедурного кабинета;
  • известить родителей;
  • выяснить причины произошедшего.

Директор отвечает за организацию медицинской помощи в целом.


Некорректное поведение учителя

Чаще всего ученики жалуются на несправедливое, предвзятое отношение учителя. Важно помнить, что права ученика заканчиваются там, где начинаются права другого школьника или учителя.

По закону учитель должен известить родителей:

  • о том, как школьник учится, о его поведении;
  • о том, что ученик пропускает занятия.

Педагог не правомочен выгнать ученика с уроков за плохое поведение. Отношение учителя к своему ученику не должно зависеть от того, как ученик себя ведет на уроке, оценка за предмет должна быть полностью объективной.

Столкнувшись с такой ситуацией, родители могут обратиться к директору. Лучше, если у них будут доказательства правдивости их слов. Если реакции от него нет, можно идти в прокуратуру или в суд.

Другие трудные ситуации

В классе ученик может столкнуться с неприятными ситуациями разного рода:

Привлечение к труду

Согласно международным , запрещается привлекать к труду несовершеннолетних в школе в двух случаях:

  • если этот труд вреден для его здоровья;
  • если он ущемляет его права.

По закону, чтобы привлечь учащегося к труду, нужно получить его согласие, и провести инструктаж по технике безопасности.

Драка между учащимися

Ответственность за учеников лежит на персонале, поэтому их задача – обеспечить неприкосновенность детей, в том числе, на пришкольной территории.

Задача учителя – предотвратить драку любой ценой. Если это случилось и повлекло за собой неприятные последствия в плане здоровья, то в суд следует подавать не на родителей драчуна, а на общеобразовательное учреждение.

Кража личных вещей

В случае пропажи вещей у учеников, учитель правомочен вызвать полицию. Досматривать портфели школьников сам он не имеет права.


Травля сверстниками

Если одноклассники оскорбляют и унижают достоинство своего соученика, бдительным родителям нужно все обсудить с классным руководителем или родителями зачинщиков. Если ничего не меняется, нужно идти в полицию.

Обязанности школьников в общеобразовательном учреждении

Важно понимать, что в школе дети имеют как права, так и обязанности. Если их не исполнять должным образом, это чревато ответственностью перед законом.

Основные обязанности:

  • пунктуальность при посещении уроков;
  • аккуратный внешний вид, наличие сменной обуви, нужной канцелярии и учебных материалов;
  • соблюдать правила этикета;
  • не уходить из школы во время уроков без разрешения;
  • запрещено курение, ношение взрывчатых, спиртных и наркотических веществ;
  • уважать личность и достоинство других учеников и учителей;
  • бережно обращаться с имуществом школы и других детей.

Как защитить права ребенка

Чтобы защитить права, важно обеспечить доступность информации. Школьники должны знать, какие права имеет ребенок в школе. Если эти права нарушаются учителем или одноклассниками, нужно обращаться к директору. Важно правильно сформулировать свою просьбу в виде жалобы. Если директор не принял мер, чтобы исправить ситуацию, следует писать в прокуратуру или в суд.


Ответственные за защиту прав и интересов школьников

Родители или законные опекуны – несут ответственность за принятие всех главных решений и за соблюдение прав несовершеннолетних учеников.

Люди, на которых лежит главная ответственность за защиту прав ребенка в учебном заведении:

  • учителя;
  • медицинский персонал;
  • директор.

Если ученик пострадал в школе

Если ущемление прав не было тяжелым, не несло за собой критических последствий для его здоровья, то нужно решать проблему в пределах школы. Прежде всего, нужно составить заявление на имя директора, попросить его разобраться в ситуации.

Если имела место травма здоровью, то необходимо сделать следующее:

  • провести медицинскую экспертизу, засвидетельствовать повреждения или психологическую травму;
  • собрать прочие доказательства;
  • оформить заявление на имя директора;
  • написать заявление в органы полиции или в прокуратуру.

Права детей школьного возраста должны быть защищены в полной мере на территории школы. Качество обучения и воспитания детей тесно с этим связано. К сожалению, дети часто боятся вслух сказать, что их права были нарушены. В этом случае родителям нужно быть внимательнее к своим детям, чтобы почувствовать момент, когда им нужна помощь.

Законодательное регулирование

Каждый человек в соответствии с Конституцией имеет право на образование. Именно образование является неотъемлемой частью гармоничного и полноценного развития личности. Каждый ребенок в современном мире обязан посещать , чтобы получать новые знания и умения и совершенствовать уже известные.

Между тем, далеко не всегда обучение детей в образовательном учреждении проходит гладко и спокойно. Некоторые родители сталкиваются с ситуацией, когда права их ребенка в школе ущемляются. Чтобы этого не случилось, начиная с первого класса, вы должны в доступной форме донести до своего сына или дочери, на что именно он имеет право.

В данной статье мы расскажем вам, какие существуют права ребенка в школе в России и Украине, и что нужно делать, чтобы защитить свое чадо от произвола.

Какие права есть у ребенка в школах России и Украины?

Права школьников, как в России, так и в Украине ничем не различаются. Каждый ребенок защищен законодательством, и его прав в школе обязательно должно быть пресечено и наказано. Украинские и российские школьники имеют следующие права:

  • самостоятельно выбрать образовательную программу, а также школу, в которой ребенок будет учиться;
  • учиться в безопасных условиях;
  • на уважение своей личности со стороны всего персонала образовательного учреждения;
  • на предоставление необходимой учебной базы, то есть учебников, рабочих тетрадей и так далее;
  • получить среднее образование и аттестат абсолютно бесплатно;
  • получать необходимую художественную и учебную литературу в школьной библиотеке;
  • добровольно участвовать в работах по благоустройству школы и пришкольной территории;
  • при желании получить дополнительные услуги, в том числе на коммерческой основе;
  • при необходимости получать квалифицированную помощь профессионального психолога;
  • в любое время года ученик, с согласия собственных родителей, имеет право перевестись в другое учебное заведение аналогичного типа;
  • получать образование на своем родном языке, а также выбрать дополнительный язык для изучения;
  • после 15 лет, при согласии родителей или опекунов, школьник имеет право прекратить обучение;
  • посещать любые школьные мероприятия;
  • открыто выражать свое мнение и выслушивать мнение других.

Что делать в случае ущемления прав ребенка в школе?

Поскольку любой школьник – такой же гражданин своего государства, как и все остальные, ущемление его прав во время обучения в учебном заведении не допускается и должно быть наказано. В том числе, это касается и прав ребенка-инвалида. При наличии определенных медицинских показаний и согласия родителей или опекунов, такие детки могут обучаться в специализированных учреждениях. Между тем, если малыш по состоянию здоровья может учиться в общеобразовательной школе, права ребенка-инвалида абсолютно ничем не должны отличаться от прав здоровых детей.

Права школьников могут быть нарушены в случае проявления в их сторону, как физического, так и психологического насилия. При этом, если все дети и родители прекрасно понимают, что применение к ребенку физической силы недопустимо, то некоторые формы психологического насилия могут остаться без должного внимания.

Так, нарушение прав ребенка в школе с психологической точки зрения может выражаться в следующем:

В случае любого проявления насилия со стороны преподавателя, родители могут обратиться к директору с требованием о защите прав своего ребенка в школе. Если высшее руководство учебного заведения отказывается разбираться в ситуации, мамы и папы, а также опекуны имеют право подать заявление в прокуратуру.

Защита прав ребенка в школе: от теории к практике.

Сегодня практически в каждой школе нашей области есть уполномоченные по правам ребёнка. Обязательным наглядным атрибутом любого учебного заведения являются красиво оформленные стенды, на которых размещена информация о том, где и у кого можно искать защиту в случае нарушения прав детей. Но всё-таки, проблема нарушения прав ребёнка остаётся по-прежнему актуальной. В обыденной школьной жизни часто приходится встречаться с непониманием и нежеланием со стороны взрослых считаться с детьми и видеть в них полноправных субъектов внутришкольной жизни. Во многом это отголоски тоталитарного наследия советской школы, где ребёнок был объектом бесконечного давления со стороны педагогов и общественных организаций. Все мы родом из советского детства, и, к сожалению, часто транслируем полученный опыт в своей педагогической деятельности. И если мы действительно стремимся к реализации идей гражданского общества и развитию правового государства, то в первую очередь необходимо изменить собственное отношение к проблеме прав ребёнка.

В данной статье будут затронуты наиболее распространённые ситуации нарушения прав детей, встречающиеся в современных школах.

Каждый ребёнок имеет право на уважение чести и собственного достоинства, которое не должно нарушаться путем оскорблений и угроз другими учащимися или учителями. Даже публичная критика, высказанная в некорректной форме, является нарушением прав ребенка. Выяснение отношений учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение на суд класса мнений, убеждений ученика без его согласия, к сожалению нередкая ситуация в наших школах. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми. Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того, подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб. Необходимо помнить, что применение таких методов воспитания педагогом недопустимо.

Очень популярным нарушением прав ребенка в школе на сегодняшний день является психическое давление. Систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия, постоянная негативная характеристика обучающегося, демонстративное негативное отношение - вот арсенал, применяемый к «неудобным» ученикам, которых всеми силами стараются выдворить из школы. Особенно этим грешат «элитные» учебные заведения (гимназии, лицеи), где зачастую к учащимся предъявляются очень высокие требования. Часть 6 статьи 15 Закона об образовании устанавливает, что дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается

До сих пор приходится сталкиваться с ситуациями удаления ученика с урока или не допуск до занятий. В данном случае имеет место нарушение конституционного права на образование. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Если ученик ведёт себя неадекватно - тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс.

Иногда возникают случаи, когда ребенка отправляют из школы домой из-за отсутствия школьной формы или сменной обуви. Недопущение ребенка на уроки необходимо рассматривать как нарушение его конституционных прав на получение образования. Безусловно, что проблему школьной формы необходимо решать, так как сейчас это регулируется Законом об образовании. Но в работе с теми учащимися, которые не приходят в школу в надлежащем виде, главным должен быть метод убеждения с целью формирования сознательного отношения к выполнению норм права.

Нарушением конституционных прав на получение образования являются и ситуации снятия учащихся с уроков для проведения каких-либо внеурочных мероприятий или репетиций. К сожалению, часто это происходит при непосредственном санкционировании школьной администрации.

В некоторых школах детей оставляют подежурить после уроков, помыть пол в классе, убрать школьную территорию и т.п. Следует напомнить, что подобные работы подпадают под определение принудительного труда, а он запрещен статьей 37 Конституции РФ. Здесь также важно знать статью 50, пункт 14 Закона «Об образовании», согласно которой «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Ребенка могут попросить убраться в классе, принять участие в уборке территории, но ни в коем случае не обязать делать это. Дети могут согласиться, но согласие это должно быть в письменной форме за подписью родителей. Решение о том, будет ли уборка территории школы входить в общеобразовательный процесс или нет, выносят родители учеников, а не администрация школы. Исключение составляет лишь случай, когда эти трудовые мероприятия включены в программу одного из обязательных для изучения в школе предметов (например, производственная практика на каком-либо предприятии в рамках предмета «Трудовое обучение»). При этом программа предмета должна содержать описание трудовых мероприятий, в которых будет принимать участие школьник, и быть утверждена Министерством Образования.

По этому поводу, пожалуй, можно ожидать самой негативной реакции со стороны многих педагогов и директоров. В ход идут аргументы о том, что труд является важнейшим воспитательным методом в формировании необходимых качеств личности. Но нам, учителям и администрации школ, необходимо понимать, что эти важные качества должны формироваться не в рамках принуждения, а на основе добровольного, сознательного отношения учащихся и родителей. Конечно, подобный подход требует больших усилий. Но другого пути быть не должно.

В рамках данной статьи были затронуты далеко не все проблемы в сфере нарушения прав ребёнка в школах. Но важно понять, что именно школа, являясь важнейшим институтом социализации ребёнка, должна создать все условия для формирования правового сознания личности. А это представляется возможным, только если в самом учебном заведении нет места нарушениям элементарных прав человека. Если мы хотим, что бы дети выполняли требования правомерного поведения, то необходимо и нам, взрослым, во всём соответствовать этим требованиям.

Образование – это необходимая часть жизни в обществе, которая является основой гармоничного личностного роста и развития. Каждый ребенок обязан посещать школу, потому у родителей возникает ряд переживаний и вопросов в течение всех лет обучения. Прежде всего, нужно знать какие есть права ребенка в школе. Их необходимо в доступной форме объяснить даже первокласснику.

Права ребенка в школах России и Украины

Дети , а ущемление прав ребенка в школе является наказуемым. И российские, и украинские школьники имеют одинаковые права:

  • самостоятельно выбрать то учебное учреждение, в котором ему хочется обучаться, то есть никто не может запретить ребенку обучаться в школе, которая находится далеко от района проживания ученика;
  • на уважение со стороны всех работников школы, включая не только педагогический состав, но и уборщиков, вахтеров, администрацию, поваров;
  • на то, что обучение будет организовано с соблюдением всех правил техники безопасности. Например, школьник может отказаться выполнять нормативы, если снаряды в спортзале не надежны;
  • получать любую нужную книгу в библиотеке учреждения;
  • участвовать в благоустройстве территории, но исключительно по собственной инициативе, то есть ребенок не обязан убирать листья во дворе или сдавать денежные средства;
  • обучаться бесплатно, без дополнительных материальных взносов;
  • посещать кружки и секции в учреждении, независимо от наличия способностей;
  • при согласии родителей ученик может перевестись в другую школу в любое время, даже в середине или конце учебного года;
  • рассчитывать на помощь школьного психолога;
  • посещать дополнительные мероприятия и занятия, которые не входят в учебную программу только добровольно;
  • на выражение взглядов, но лишь в корректной форме;
  • время каникул тратить на отдых и развлечения, соответствующие возрасту;
  • быть предупрежденным обо всех мероприятиях, направленных на контроль и проверку знаний, заранее;
  • получать четкие ответы на вопросы относительно выставленной оценки;
  • получать образование на родном языке.

Некоторых мам интересует вопрос прав ребенка инвалида в школе. По закону и согласно Конвенции ООН, дети, у которых есть инвалидность, могут посещать образовательные учреждения наравне с другими учениками. При наличии медицинских показаний и согласия родителей, ребенок-инвалид имеет право обучаться в специализированных учреждениях (коррекционные школы). В таких заведениях работа направлена на занятия с детьми, имеющими определенные нарушения, а преподаватели обладают необходимыми знаниями и навыками.

Защита прав ребенка в школе

Чем младше ученик, тем сложнее ему самостоятельно отстаивать свои интересы. Потому права ребенка в школе, как в России, так и Украине, защищать призваны, прежде всего, родители. Конечно, некоторые конфликты можно решить непосредственно с классным руководителем, но иногда приходится обращаться к директору или в другие инстанции.

Следует знать, что в школе считается и физическое, и психологическое насилие.

Под физическим насилием понимают ситуации, когда к школьнику были применена физическая сила. К сожалению, точного определения психического насилия нет. Но к его формам принято относить следующие факты:

Если ситуация действительно серьезная и ее разрешение невозможно на уровне классного руководителя, то выходом может быть перевод в другое учебное заведение. Но родители имеют право отстаивать интересы своего ребенка и обратиться к директору, с требованием разобраться в ситуации. Если результат их не удовлетворит, то они могут написать заявление в милицию или прокуратуру.

Конституцией Российской Федерации каждому ребенку гарантировано право на получение основного общего образования бесплатно.

При приеме в школу ребенок имеет право ознакомиться с Уставом и правилами внутреннего распорядка школы, которые должны быть вывешены администрацией школы для всеобщего обозрения.

Ученик имеет право на ускоренный курс обучения по предмету, который может выучить досрочно. Способы помощи школы такому желанию ученика должны содержаться в Уставе школы.

Ребенок имеет право участвовать в управлении внутренней жизнью школы. Если школьник не согласен с решением администрации учебного заведения, он вправе обратиться за содействием в уполномоченные государственные органы через своего представителя (родителя, учителя). Эта возможность предусмотрена статьей 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Ребенок старше восьми лет вправе участвовать в создании в школе общественных объединений и организаций, если они не носят политического или религиозного характера. Ученики могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих прав, если такие собрания не нарушают Устава школы.

Ребенок имеет право бесплатно пользоваться школьной библиотекой.

Федеральными законами от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены права ребенка на уважение его человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение свих мнений и убеждений, а также свободу от принудительного труда.

При обучении в школе каждый ученик обязан: соблюдать Устав и правила общеобразовательного заведения; добросовестно учиться; посещать занятия, входящие в основную образовательную программу,в соответствии с расписанием; бережно относиться к имуществу школы; уважать честь и достоинство других учеников и работников школы; выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Нередки случаи, когда с родителей школьников взимаются средства на нужды школы. Следует знать, что решение о передаче денег в пользу школы может быть только добровольным.
Это же касается и факультативных занятий. В каждой школе есть учебный план, в котором расписана по классам основная общеобразовательная программа, а также дополнительные задания, кружки и факультативы. Основная программа – бесплатна и обязательна для школьника, посещение дополнительных занятий может быть только добровольным. Учитель не может заставить ученика ходить на дополнительные занятия, которые не входят в основную программу.

В школе не должна навязываться какая-либо религия или убеждения. Ребенок имеет право на свободу совести и вероисповедания. Школа не имеет права проводить какие-либо мероприятия религиозного характера и собирать пожертвования для религиозных организаций. Ученики имеют полное право отказаться участвовать в таких мероприятиях.

Кроме того, педагог не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к какой-либо религии.

В случае нарушения прав ребенка родители и иные законные представители могут обратиться с письменной жалобой к директору школы. В случае непринятия мер — в территориальный орган департамента образования по месту нахождения школы или в прокуратуру. Кроме этого, родители вправе обжаловать действия администрации школы в судебном порядке.

В школе также не допустимо применение физического и психического насилия по отношению к ученикам. Использование таких методов является основанием для привлечения работника образовательного учреждения к уголовной ответственности.