Занятия по рисованию в старшей группе по сказкам. Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Моя любимая сказка» в старшей логопедической группе

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе
Тема: «Рисование иллюстраций к сказке «Колобок»

Цель: формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства; продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением, передавать различия в величине изображаемых предметов; развивать представление о разнообразии цветов и оттенков; учить выделять выразительные средства при создании образа сказочных животных, характерные для изобразительной манеры каждого: цвет, фон, одежда животных.

Методы и приёмы: словесный, наглядный (показ иллюстраций), практический.

Материалы к занятию: альбомные листы, акварельные краски по количеству детей; иллюстрации В. Горлова и Е. Рачёва к сказке «Колобок»; иллюстрации к русским народным сказкам: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь».

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок» и рассматривание иллюстраций; игра-драматизация по сказке; работа с раскрасками. Прогулка в осеннем лесу, рассматривание иллюстраций, осенних пейзажей.

Ход занятия:

Вводная часть:
- Ребята, а вы любите сказки?
- А много сказок вы знаете?
- Сейчас мы это проверим! Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.
В ходе отгадывания детьми сказок, воспитатель выставляет на мольберт иллюстрацию к этой сказке.

1) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
(«Репка»)

2) – Кто, кто в теремочке живёт?
- Кто, кто в невысоком живёт?
- Я, мышка-норушка.
_ Я, лягушка-квакушка, а ты кто?
(«Теремок»)

3) –Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
(«Маша и медведь»)

4) – Я от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл.
А от тебя, заяц,
И подавно уйду.
(«Колобок»)

Молодцы! Все сказки узнали!

Основная часть:
- Посмотрите, у меня на мольберте стоят картинки к названным вами сказкам.
- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.
- Сегодня вы будете рисовать рисунки к сказке «Колобок». Но сначала давайте вспомним героев этой сказки.
Беседа о героях сказки «Колобок».
(Дети вместе с воспитателем вспоминают содержание сказки.)
- Вспомним главных героев сказки.
(На доске прикрепляются иллюстрации животных).
- Кто первым встретился колобку? (Заяц)
- Какую песенку спел ему Колобок?
«Я колобок, колобок!
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, не хитро уйти».

Кого встретил вторым? Третьим? Последним?
- Что случилось с Колобком в конце сказки?
- Почему Лисе удалось съесть Колобка?
- Какая Лиса в сказке? (Хитрая, обманщица, злая)
- Посмотрите, как художник нарисовал Лису в этой сказке.
Рассматривание иллюстраций Е. Рачёва.
Лиса - хитрая обманщица, плутовка, глазки у нее хитро при¬щурены (узкие), мордочка остренькая, продолговатая, ушки не¬большие. По размеру она больше колобка и зайца, но меньше мед¬ведя.
Движения у лисы плавные, у нее большой пушистый хвост; она рыжая.

Сегодня мы с вами будем рисовать встречу Колобка с Лисой.
- А встретил Колобок Лису в осеннем лесу.
- Скажите, как вы думаете, почему Лисе в осеннем лесу легче спрятаться? (Лиса рыжая, в осеннем лесу её не заметно)
- Да! Осенний лес расцвечен яркими красками: оранжевыми, жёлтыми, красными, поэтому Колобок и не заметил сразу Лису!
- А как вы думаете, где Лиса поджидала Колобка? Может быть, она спряталась за деревом или за кустиком? А может быть, она сидела на пенёчке?
- Продумайте, как вы изобразите встречу Колобка и Лисы.

Практическая часть:
Дети приступают к работе. В это время воспитатель следит за техникой выполнения рисунка и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.

Заключительная часть:
- Вы все хорошо постарались! Давайте разместим ваши рисунке на нашей доске.
- Ребята, посмотрите на ваши рисунки и выберите среди них самую хитрую Лису и скажите, почему вы решили, что именно на этом рисунке изображена самая хитрая Лиса?
Ребята, вместе с воспитателем анализируют рисунки. По окончании занятия рисунки вывешиваются на групповой выставке.

Алла Мокрецова

Цель: учить передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки.

Задачи: 1. Развивать у детей умение выбирать понравившийся эпизод, создавать сюжет по знакомой сказке, располагая рисунок на всём листе бумаги.

2. Учить передавать в рисунке основные характерные черты персонажа и их характерные особенности, сохраняя пропорции.

3. Воспитывать умение пользоваться материалами для рисования по желанию; прививать любовь к русским народным сказкам.

Интеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Методы и приёмы: словесный, наглядный (показ иллюстраций, практический.

Предварительная работа : чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Материал: альбомный лист, цветные карандаши, краски, кисти, салфетки, «непроливайки» (по выбору детей). Иллюстрации к сказке.

Ход НОД:

Воспитатель:

Все внимательно смотрите, чудо вдруг произойдёт,

Если в сказку вы хотите, к вам она сама придёт.

Загадывается загадка:

Был похож на мяч немножко

И катился по дорожкам.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

Ото всех он убежал,

А к лисе на нос попал

Кто это – румяный бок,

Ну, конечно…. (колобок). Вывешивается иллюстрация.

Воспитатель: Правильно!

На сметане он мешён, на окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок покатился колобок.

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему кто?

Дети: зайчик.

Воспитатель: с кем ещё колобок встретился в лесу?

Дети: с волком, медведем, лисой. Иллюстрации.

Воспитатель: давайте вспомним части тела животного (дети перечисляют).

А как можно отличить одно животное от другого?

Дети: по цвету шести, по длине и форме ушей, по хвосту, по мордочке.

Воспитатель: какого цвета, и какой формы колобок (ответы детей).

Всё было бы хорошо, но встретил колобок лису. А лиса хитрая. Что она сделала?

Дети: попросила колобка сесть на носок и спеть песенку ещё разок.

Стихотворение: По тропинке он катился, своей удалью хвалился,

Да попался на носок ам, и съеден колобок!

Игра «Доскажи словечко».

Из муки его слепили,

После в печку…. посадили.

На окошке он студился,

По дорожке…. покатился.

Был он весел, был он смел.

И в пути он песню…. пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый…. мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую…. лису,

От неё уйти не смог

Это сказка…. колобок.

Динамическая пауза «Колобок».

Жили – были дед и баба на поляне у реки

И любили очень-очень на сметане колобки.

(Ходьба на месте).

Попросил старик старуху:

«Испеки мне колобка».

(Наклоны с вытянутыми руками вперёд).

Бабка тесто замесила

(Имитация замеса теста).

Колобка она слепила.

(Круговые движения рук).

В печь его поставила

(Вытянуть прямые руки вперёд).

Там его оставила.

(Руки на пояс).

Вышел он румян – пригож

(Повороты туловища в стороны).

И на солнышко похож.

(Поднять руки вверх).

Воспитатель: нравится вам эта сказка? Как называются картинки в книжках?

Дети: иллюстрации.

Воспитатель: давайте будем с вами художниками – иллюстраторами и нарисуем иллюстрации к сказке «Колобок».

Под прослушивание сказки дети рисуют.

Итог: замечательные у нас получились иллюстрации. Мы их соберём и сделаем свою книгу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №109»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по теме: «Моя любимая сказка Колобок«»

(старшая возрастная группа)

Воспитатель: Кашуба Татьяна Аркадьевна

2014 г.

Тема: «Моя любимая сказка «Колобок»

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие

Цель: учить передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки.

Задачи:

1. Развивать у детей умение выбирать понравившийся эпизод, создавать сюжет по знакомой сказке, располагая рисунок на всём листе бумаги.

2. Учить передавать в рисунке основные характерные черты персонажа и их характерные особенности, сохраняя пропорции.

3. Воспитывать умение пользоваться материалами для рисования по желанию; прививать любовь к русским народным сказкам.

Методы и приёмы: словесный, наглядный (показ иллюстраций, практический.

Предварительная работа : чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: иллюстрация.

Материал: альбомные листы, цветные карандаши, краски, кисти, салфетки, «непроливайки» (по количеству детей). Иллюстрации к сказке, аудио сказка «Колобок».

Виды деятельности: познавательное развитие, речевое развитие , физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Формы реализации детских видов деятельности: словесная игра, рассматривание иллюстраций, динамическая пауза, рисование иллюстраций к сказке «Колобок».

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Ход НОД:

Воспитатель:

Все внимательно смотрите, чудо вдруг произойдёт,

Если в сказку вы хотите, к вам она сама придёт.

Загадывается загадка:

Был похож на мяч немножко

И катился по дорожкам.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

Ото всех он убежал,

А к лисе на нос попал

Кто это – румяный бок,

Ну, конечно…. (колобок). Вывешивается иллюстрация.

Воспитатель: Правильно!

На сметане он мешён, на окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок покатился колобок.

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему кто?

Дети : зайчик.

Воспитатель: с кем ещё колобок встретился в лесу?

Дети: с волком, медведем, лисой. Иллюстрации.

Воспитатель: давайте вспомним части тела животного (дети перечисляют) .

А как можно отличить одно животное от другого?

Дети: по цвету шести, по длине и форме ушей, по хвосту, по мордочке.

Воспитатель : какого цвета, и какой формы колобок (ответы детей) .

Всё было бы хорошо, но встретил колобок лису. А лиса хитрая. Что она сделала?

Дети: попросила колобка сесть на носок и спеть песенку ещё разок.

Стихотворение: По тропинке он катился, своей удалью хвалился,

Да попался на носок ам, и съеден колобок!

Игра «Доскажи словечко».

Из муки его слепили,

После в печку…. посадили.

На окошке он студился,

По дорожке…. покатился.

Был он весел, был он смел.

И в пути он песню…. пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый…. мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую…. лису,

От неё уйти не смог

Это сказка…. колобок.

Динамическая пауза «Колобок».

Жили – были дед и баба на поляне у реки

И любили очень-очень на сметане колобки.

(Ходьба на месте) .

Попросил старик старуху:

«Испеки мне колобка».

(Наклоны с вытянутыми руками вперёд) .

Бабка тесто замесила

(Имитация замеса теста) .

Колобка она слепила.

(Круговые движения рук) .

В печь его поставила

(Вытянуть прямые руки вперёд) .

Там его оставила.

(Руки на пояс) .

Вышел он румян – пригож

(Повороты туловища в стороны) .

И на солнышко похож.

(Поднять руки вверх) .

Воспитатель : нравится вам эта сказка? Как называются картинки в книжках?

Дети: иллюстрации.

Воспитатель: Ребята, хотите стать ненадолго художниками – иллюстраторами? Предлагаю вам пройти за столы и нарисовать иллюстрации к сказке «Колобок».

Под прослушивание сказки дети рисуют.

Итог: замечательные у нас получились иллюстрации. Мы их соберём и сделаем свою книгу.


Конспект непрерывной образовательной деятельности детей 6-7 лет

Коншенко Марина Сергеевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 153» г.Саратова

Описание материала: предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной группы по теме «Сказочная ярмарка». Основная цель: приобщение дошкольников к художественной литературе. Данный материал будет полезен для воспитателей подготовительной группы и может быть использован как развлечение или досуг, так как составлен в игровой форме.

Конспект НОД «Сказочная ярмарка» для детей 6-7 лет

Цель: воспитание интереса и любви к чтению.
Задачи:
Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях;
Уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки;
Учить детей находить слова, которые рифмуются между собой;
Развивать связную речь, память, внимание, мышление, умение более точно характеризовать объект, творческое воображение;
Воспитывать интерес к детской литературе.
Оборудование: проектор, экран, презентация «Сказочная ярмарка», аудиозапись с фразами героев сказок, иллюстрации к сказкам, рисунок художника Л.Владимирского «Волшебник Изумрудного города, портреты писателей, наклейки с изображением героев сказок, силуэты героев сказок, два ларца, атрибуты сказочных героев, детские рисунки «Моя любимая сказка», карточки с последовательностью событий к двум сказкам,
Если нет возможности использовать на занятии презентацию, то слайды можно заменить на иллюстрации.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание картин, иллюстраций к сказкам, рисование «Моя любимая сказка»

Ход НОД.
Дорогие ребята! Знаете ли вы, что такое литература? Верно! Это художественные произведения - сказки, стихи, рассказы и повести. У русского народа богатая история, культура. А чтобы история не забывалась, сочиняли сказки и рассказывали эти сказки детям, а те, когда становились взрослыми, рассказывали своим детям. Так дошли сказки до нас. Как называются такие сказки? Правильно, русские народные сказки. Из таких сказок мы узнаем, как жили в старину русские люди, чему учили своих детей, о чем мечтали. Вы все любите слушать увлекательные интересные сказки. Давайте вспомним, чем отличаются сказки от других литературных произведений. Верно, в сказках и волшебство, и животные разговаривают, и особенные «сказочные» слова. Поэтому сказку слушать всегда интересно и звучит она красиво, как песня. Сказки интересны и поучительны. В них прославляются добрые, смелые люди и высмеиваются жадные, трусливые, злые. Ребята, а какими словами начинаются сказки? (Жили – были; в некотором царстве, некотором государстве; было у отца три сына; однажды). А какими словами заканчиваются сказки? (Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец; Стали они жить поживать, да добра наживать; Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало). Правильно, молодцы!

Игровое упражнение «Угадай и назови»
Давайте вспомним, самые первые сказки, которые читала вам мама. Вы ведь помните их и сейчас, верно? Я прочитаю фрагмент русской народной сказки, а вы угадайте и скажите название. После того, как дети назвали сказку, на экран проецируется иллюстрация из этой сказки. Слайды 3-7.

1) Дед бил - не разбил, баба била - не разбила, а мышка прибежала да хвостиком махнула, яичко упало – и разбилось. Курочка Ряба.
2) Позвал дед бабку:
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!. Репка
3) Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок
4) - Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- А ты кто?
- А я лисичка-сестричка.
- Иди к нам жить! Теремок
5) Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются. Маша и медведь

Игра «Смотри, не зевай и сказку угадай»
Мы с вами рисовали свои любимые сказки. Сейчас на экране будут ваши рисунки. Надо внимательно посмотреть на рисунок и назвать сказку, которая изображена. Но, только есть одно условие. Тот, кто узнал свой рисунок – не подсказывает. Договорились?
На экран проецируются рисунки детей. Слайды 8-14.

Игровое упражнение «Узнай и назови»
Среди сказок есть такие, которые написали писатели и поэты. В отличие от сказки народной, они имеют конкретного автора и называются литературными сказками. Многие русские поэты и писатели, очень любили народные сказки, рассказывали их по-своему. Вам необходимо внимательно посмотреть на фрагмент из сказки и назвать автора.
Сначала на экран проецируется иллюстрация из сказки, после ответа детей - портрет писателя.
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - А.С.Пушкин Слайды 15-16.
- «Конек-горбунок» - П.П.Ершов Слайды 17-18.
- «Дюймовочка» - Г.Х.Андерсен Слайды 19-20.
- «Цветик-семицветик» - В.П.Катаев Слайды 21-22.
- «Айболит» - К.И.Чуковский Слайды 23-24.

Игровое упражнение « В стране сказок К.Чуковского».
К.И.Чуковский написал много сказок. Давайте вспомним некоторые его сказки. Продолжите название сказки. На экран проецируются иллюстрации книг Чуковского. Слайды 25-28
Муха-цокотуха
Краденое -солнце
Чудо-дерево
Федорино горе
У меня зазвонил Телефон

Игровое задание «Чудеса в Изумрудном городе».

На экран проецируется рисунок художника Л.Владимирского «Волшебник Изумрудного города». Слайд 29.
Посмотрите внимательно на рисунок художника Л.Владимирского. Вдаль убегает дорога из желтого кирпича. И вслед за ней туда же вдаль уходят двое. Но нет, простите, их уже трое. Вернее - четверо. А вот еще один, пятый, попутчик вместе со всеми бодро шагает по желтым кирпичам. Кто они – эти странные спутники: маленькая девочка в серебряных туфельках, ее верный пес, точнее песик, громадный лев, соломенное чучело и железный человек? Да ведь это старые знакомые – Элли, Тотошка, Страшила, Дровосек и Трусливый лев. А идут они в изумрудный город за исполнением своих самых заветных желаний. В пути им помогает песенка. Давайте споем ее все вместе.
Мы в город Изумрудный
Идём дорогой трудной,
Идём дорогой трудной,
Дорогой не прямой.
Заветных три желания,
Исполнит мудрый Гудвин.
И Элли возвратится
С Тотошкою домой.
Интересная сказка - «Волшебник изумрудного города», которую написал А.Волков. Девочка Элли жила в обычной стране, помогала матери по хозяйству, но вдруг ураган занес Элли в волшебную страну.
Докажите, что страна, в которую попала Элли волшебная.
-здесь живут волшебницы (Виллина, Стелла, Гингема, Бастинда)
- живут сказочные существа (Страшила, Железный Дровосек, Людоед, Летучие Обезьяны)
- здесь встречаются волшебные вещи (волшебная книга, серебряные башмачки, Золотая Шапка)
- растут волшебные растения (смертельные красные маки)
- разговаривают не только люди, но звери и птицы.

Дидактическая игра «В начале – потом…».
Сейчас мы разделимся на две команды. Каждой команде я раздам карточки с иллюстрациями из сказок: одной команде « Морозко», другой - «Снегурочка». Вам нужно восстановить последовательность событий в сказках – разложить карточки в правильном порядке. Слайд 30 – на экран проецируются книги «Морозко» и «Снегурочка»
«Морозко»
Падчерица носит дрова в дом
Старик везет дочь в лес
Падчерица сидит в лесу под елью
Морозко подарил девушке короб с богатыми подарками
Старухина дочь сидит под елью и разговаривает с Морозко
Старуха встречает сани у ворот, а в них лежит старухина дочь
«Снегурочка»
-Старик и старуха лепят Снегурочку
-Наступила весна. Старик и старуха уговаривают Снегурочку пойти повеселиться со всеми.
-Девушки пришли за Снегурочкой в лес звать.
-Подружки гуляют по лесу.
-Снегурочка прыгает через костер.
-Над костром – белый пар, который поднимается в белое облачко.

Эстафета «Сказочный ларчик».
Напротив каждой команды стоит ларец и расположены изображения героев сказок. В сказочном ларчике лежат предметы, которые потеряли герои сказок – «потеряшки». Нужно добежать до ларчика, открыть его, взять предмет, определить, чья это вещь и вернуть «владельцу»- положить около изображения. Помогите любимым героям вернуть свои вещи.
(Сапоги, шляпа – Кот в сапогах; зеркальце, яблоко – Царица; ключик, колпак – Буратино; аленький цветочек – Аленушка, стрела – Иван; пропеллер, банка варенья – Карлсон; красная шапочка, корзинка с пирожками – Красная шапочка; игрушечная карета, хрустальная туфелька – Золушка; грязные тарелки, кастрюли – Федора; мыло, мочалка - Мойдодыр и т.п.)

Игра «Угадай-ка».
А сейчас очень сложное задание. Вам необходимо по силуэту определить героя сказки. (Царевна-лягушка, Буратино, Чиполино, Незнайка, Кот в сапогах) Детям показывают силуэты (проецированные на экране или вырезанные). Сначала на экран проецируется силуэт, после ответа детей – герой сказки. Слайды 31-46

Игровое упражнение «Кто я?»
Сейчас вы услышите голоса героев сказок. Угадайте, кто из главных героев сказал эти слова.
-Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою (Колобок)
-Ловись рыбка, большая и маленькая! (Волк)
-Слышим, слышим! Да не матушкин это голос. Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитывает! (Козлята)
-Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы. Котик - братик, спаси меня! (Петушок)
-Молочная река - кисельные берега! Куда гуси – лебеди полетели? (Аленушка)
-Ах, братец мой, Иванушка! Тяжел камень на дно тянет, шелкова трава ноги спутала, желтые пески на грудь легли. (сестрица Аленушка)
-Сяду на пенек, съем пирожок! (Медведь)
-Высоко сижу, далеко гляжу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! (Машенька)
-Битый не битого везёт (Лиса)

Дидактическая игра «Найди рифму»
Хочу предложить вам найти рифмы к словам, которые я вам назову. Напомните мне, пожалуйста, что такое рифмы? Правильно, это такие созвучия в конце строк стихов, которые делают стихи гармоничными и красивыми.
Колобок – румяный бок
Лягушка – квакушка
Буратино - картина
Медведи – соседи
Кувырком – верхом
Кит – спит
Царица- девица
Великан –океан
Утка – шутка
Мышка - книжка и т.п.

Дидактическая игра «Сказочная ошибка».
А сейчас посмотрим, какие вы внимательные. Художник рисовал и все время отвлекался. Вот и наделал ошибок. Наша задача – исправить их. Надо внимательно посмотреть на рисунки, найти ошибку и исправить ее.
Сначала на экран проецируется неправильный вариант, после правильного ответа детей – правильный вариант. Если дети затрудняются с ответом, но на экран выводится правильный вариант, и обсуждается.
1. Сказка Теремок. На Теремке сидит бегемот вместо медведя. Слайды 47-48
2. Сказка Колобок. На носу у лисы сидит Чебурашка вместо Колобка. Слайды 49-50
3. Сказка Курочка Ряба. На столе вместо мышки- белка. Слайды 51-52
4. Сказка Репка. Герои вместо репки тянут морковку. Слайды 53-54
5. Сказка Гуси-лебеди. На крыльях у лебедей сидит Буратино вместо мальчика. Слайды 55-56
6. Сказка Золотой ключик. У Буратино вместо ключика в руках молоток. Слайды 57-58
7. Сказка По щучьему велению. Емеля лежит на телевизоре, а не на печи. Слайды 59-60
8. Сказка Красная шапочка. На дорожке Красная шапочка встречает не волка, а - Жирафа. Слайды 61-62
9. Сказка Лягушка-путешественница. Летят утки, а на прутике у них вместо лягушки прицепился заяц. Слайды 63-64
10. Сказка Три поросенка. На полянке танцуют два поросенка и кот, а не три поросенка. Слайды 65-66

Игра «Таинственная картина». Цель: научиться угадывать героя по описанию, повторяя слова с трудными звуками.
Кто-то испортил наклейками иллюстрацию к сказке. Вам надо послушав описание – три слова, догадаться о ком речь, найти нужную картинку и убрать наклейку. Когда все наклейки будут убраны, появится иллюстрация к сказке. После того, как дети освободят картину от наклеек, на экране также можно вывести иллюстрацию – слайд 67.
- Рыжая, хитрая, пушистая – ЛИСА
- Серый, дикий, голодный – ВОЛК
- Круглый, съедобный, печёный – КОЛОБОК
- Трусливый, робкий, серенький – ЗАЯЦ
- Деревянный, длинноносый, задорный – БУРАТИНО
- Вредная, старая, страшная, – БАБА ЯГА
- Маленькая, хрупкая, красивая – ДЮЙМОВОЧКА
- Холодная, красивая, жестокая – СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Игра «По страничкам любимых сказок»
А сейчас перелистаем странички любимых сказок, проверим, как вы их помните. За самый бы
- Кто прогнал лису из сказки «Заюшкина избушка»? (Петух)
- Кто во всём помогал Крошечке - Хаврошечке? (Коровушка)
- Какая по счету песенка Колобка оказалась последней? Почему? (Четвертая, лиса съела Колобка)
- Кто в сказке К.Чуковского купил самовар? (Муха)
- Кому непременно надо было попасть в Лимпопо? (Айболиту)
- Назовите транспорт Бабы-яги (Метла, ступа)
- Почему Иванушка превратился в козленочка? (Напился воды из следа от козьего копытца)
- Кто спас Красную шапочку? (Довосеки)
- Первая книга Буратино? (Азбука)
- Какого цвета волосы у Мальвины? (Голубые)
- Кто вырос из гадкого утёнка в сказке Андерсена? (Прекрасный лебедь)
- Из чего Фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы)
- Что потеряла потеряла Золушка на балу? (Туфельку)
- Что попало в глаз Каю в сказке «Снежная Королева» (Осколок зеркала)
- Что в сказках закатывают на весь мир (Пир)

Что ж, дорогие друзья! Пришло время завершать встречу с героями сказок. Большое вам спасибо за вашу активность. Вы меня очень порадовали тем, что вы знаете сказки, помните и любите их. И надеюсь, что каждый из вас найдет среди множества сказок сказку по душе, и много-много раз встретится со своими любимыми героями.

Конспект урока по изобразительному искусству «______» ____________________

Тема: Рисование на тему «ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Цель: учить передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки.

Задачи:

    познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, Ю. Васнецова;

дать представление о роли фантазии в искусстве;

    развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;

    формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;

    воспитывать любовь к народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настрое­ниям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые;

Оборудование : акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.

Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Вас­нецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюст­рациями Ю. А. Васнецова.

Ход уроков

    Организация учащихся. (Психологический настрой на урок )

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать.

Проверка готовности учащихся к уроку.

    Формулировка темы, цели урока.

Посмотрите на доску, как выдумаете что объединяет все эти иллюстрации?

Какова тема нашего урока?

Часто ли вы читаете сказки?

Как вы думаете, для чего придумали сказки?

Назовите свои любимые сказки.

В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.

А как называют художника, который рисует рисунки для книг? (иллюст­ратором .)

Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюст­рируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.

Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? (Народ)

3. Работа по теме урока.

(Рассказ учителя о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков Ю. Васнецова, В.Васнецова анализ их.)

Краткий рассказ об известных советских ху­дожниках-иллюстраторах детских книг и показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам

Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова.

Юрий Алексеевич Васнецов

Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказ­ки - это мир счастья, где нет ни жестоко­сти, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои - храбрый петух, робкий заяц, смешной коз­лёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутова­тая лиса - вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в ска­зочную страну добра и красоты.

Виктор Михайлович Васнецов

Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочни­ков нельзя не отметить замечательного рус­ского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко извест­ны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».

4. Актуализация знаний учащихся.

1) - Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает ска­зочный мир.

М. Врубель и В. Васнецов в своих картинах показывают героев, когда им грустно и тревожно. Об этом говорят и краски, использо­ванные ими при написании картин. А. Ю. Васнецов, как было уже отмечено, в своих рисунках создает ощущение праздника, исполь­зуя яркие краски.

Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпи­зод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.

Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы пере­дать их состояние?

Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.

А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам пе­редать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать на­строение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава - ярко-зелеными.

Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

5. Этапы выполнения рисунка

1. К о м п о з и ц и я рисунка.

Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.

Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? (Ответы учащихся.)

Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?

В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необхо­димости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.

Поскольку звери - герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.

1) Определим расположение главных героев рисунка.

Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.

2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию гори­зонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные пред­меты.

Дети, по возможности, самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования. Необходимо проследить за тем, чтобы учащиеся взяли наиболее выразительные сюжеты. Ученики как бы словес­но рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа. Несколько учеников рассказывают подробно всему классу, что и как они будут рисовать.

Про­думайте изображение своего сюжета.

2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.

Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

6. Практическая работа.

1. Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше.

По окончании работы учитель проверяет правильность выпол­нения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.

(Если ребята успеют, то могут начать работу в цвете.

Затонировать общий фон для неба, земли, леса.)

2. Работа с цветом.

1) Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоцио­нальное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.

Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, да­лее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предме­ты. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).

2) Прорисовывание деталей рисунка.

Тонкий кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки де­ревьев, лица героев и т. д.

При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства , как

светлое на тёмном, тёмное ни светлом,

контраст большого и маленького,

яркого цвета на спокойном фоне.

Используй и ты эти средства.

И помни - всё, чему ты научился им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.

Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в цвете.

    Выбрать сюжет

    Решить, вертикально или горизонтально расположить лист

    Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш

    Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном

7. Итог уроков. Рефлексия.

1. В ы с т а в к а работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе. Глядя на ва­ши рисунки, так и хочется процитировать стихотворение А. С. Пуш­кина.