Каким предстает молчалин в данном фрагменте произведения. Тренировочные материалы по литературе

1.1.1. Какие черты ха­рак­те­ра Мол­ча­ли­на нашли от­ра­же­ние в приведённой сцене?

1.2.1. Какие чув­ства вы­зы­ва­ет у поэта мир людей?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.-1.1.2. С о ф и я, Ли з а, Мо л ч а л и н С о ф и я

Молчалин! как во мне рассудок цел остался!

Скажите, что у вас с рукой?

Не дать ли капель вам? не нужен ли покой?

Пошлёмте к доктору, пренебрегать не должно. М о л ч а л и н

Платком перевязал, не больно мне с тех пор. Л и з а

Ударюсь об заклад, что вздор,

И если б не к лицу, не нужно перевязки;

А то не вздор, что вам не избежать огласки:

На смех того гляди подымет Чацкий вас;

И Скалозуб, как свой хохол закрутит,

Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;

Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит! С о ф и я

А кем из них я дорожу?

Хочу люблю, хочу скажу.

Молчалин! будто я себя не принуждала?

Вошли вы, слова не сказала,

При них не смела я дохнуть,

У вас спросить, на вас взглянуть. М о л ч а л и н

Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны. С о ф и я

Откуда скрытность почерпнуть!

Готова я была в окошко, к вам прыгну́ть.

Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?

Смешно? – пусть шутят их; досадно? – пусть бранят. М о л ч а л и н

Не повредила бы нам откровенность эта. С о ф и я

Неужто на дуэль вас вызвать захотят? М о л ч а л и н

Ах! злые языки страшнее пистолета. Л и з а

Сидят они у батюшки теперь,

Вот кабы вы порхнули в дверь

С лицом весёлым, беззаботно:

Когда нам скажут, что хотим,

Куда как верится охотно!

И Александр Андреич, – с ним

О прежних днях, о тех проказах

Поразвернитесь-ка в рассказах:

Улыбочка и пара слов,

И кто влюблён – на всё готов. М о л ч а л и н

Я вам советовать не смею.

(Целует ей руку. ) С о ф и я

Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слёз;

Боюсь, что выдержать притворства не сумею.

Зачем сюда бог Чацкого принёс!

(Уходит. )

(А. С. Грибоедов. «Горе от ума»)

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.-1.2.2.

(М. Ю. Лермонтов, 1830-1831)

1.2.2. Как ком­по­зи­ция сти­хо­тво­ре­ния по­мо­га­ет рас­кры­тию ав­тор­ско­го замысла?

Пояснение.

1.1.2. Вос­кли­ца­тель­ные и во­про­си­тель­ные предложения - по­ка­за­тель особой экс­прес­сив­ной окраски. Пе­ре­дать чувства, пе­ре­жи­ва­ния можно с по­мо­щью этих предложений. Так, Софья очень обес­по­ко­е­на самочувствием Молчалина, её речь сбивчива, на­пря­же­ние передается оби­ли­ем вопросительных предложений:

Зачем же ей играть, и так неосторожно?

Скажите, что у вас с рукой?

Не дать ли ка­пель вам? не нужен ли покой?

Высказать укор Мол­ча­ли­ну за причинённое бес­по­кой­ство помогают вос­кли­ца­тель­ные предложения:

Молчалин! как во мне рас­су­док цел остался!

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!

Таким образом, вос­кли­ца­тель­ные и во­про­си­тель­ные предложения яв­ля­ют­ся средством вы­ра­зи­тель­но­сти речи и по­мо­га­ют привлечь вни­ма­ние читателя к определённым мо­мен­там повествования.

1.2.2. Сти­хо­тво­ре­ние построено по прин­ци­пу сравнения. Так, в пер­вой строфе волны срав­ни­ва­ют­ся с лю­дь­ми с той лишь разницей, что волны ка­тять­ся с шумом, а дви­же­ние людей мо­но­тон­но и ничтожно. Во вто­рой строфе волны и люди противопоставляются: у волн есть душа, а люди стре­мят­ся иметь душу, но вряд ли можно на­звать холод в их серд­цах душой. Так ком­по­зи­ция работает на ав­тор­ский замысел - по­ка­зать разочарование миром людей и оди­но­че­ство мятущейся души ли­ри­че­ско­го героя.

Пояснение.

1.1.1. Мол­ча­лин - об­ра­зец человеческой подлости, низости, лжи­во­сти и раболепия. Не имея вы­со­ких чинов, он меч­та­ет занять сколько-нибудь важ­ное место в об­ще­стве и готов до­би­вать­ся этого любой ценой. Для него не су­ще­ству­ет морали, нравственности, если нужно до­стичь определённой цели. Мы видим, что Мол­ча­лин играет чув­ства­ми Софии, он осто­рож­ни­ча­ет и призывает её к смирению, дабы не на­вре­дить себе самому. Мол­ча­лин вызывает рез­кое неприятие, когда при­бе­га­ет к не­до­стой­ным уловкам и всего боится.

1.2.1. Поэт срав­ни­ва­ет людей с волнами. По­доб­но волнам

Люди про­хо­дят ничтожной толпою

Также один за другим.

Поэта воз­му­ща­ет безликость толпы, без­ду­шие людей, это вы­зы­ва­ет у него рез­кий протест и неприятие. Люди не долж­ны быть та­ки­ми ничтожными - они долж­ны жить, быть отзывчивыми, при­но­сить пользу, опра­ды­вая своё ве­ли­кое предназначение.

Действие 4

Явление 4

Репетилов

Напрасно страх тебя берёт,

Вслух, громко говорим, никто не разберёт.

Я сам, как схватятся о камерах*, присяжных,

О Бейроне, ну о матерьях важных,

Частенько слушаю, не разжимая губ;

Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.

Ax, Alexandre! у нас тебя недоставало;

Послушай, миленький, потешь меня хоть мало;

Поедем-ка сейчас; мы, благо, на ходу;

С какими я тебя сведу

Людьми!!! Уж на меня нисколько не похожи!

Что за люди, mon cher! Сок умной молодёжи!

Чацкий

Бог с ними и с тобой. Куда я поскачу?

Зачем? в глухую ночь? Домой, я спать хочу.

Репетилов

Э! брось! кто нынче спит? Ну, полно,

без прелюдий,

Решись, а мы!.. у нас... решительные люди,

Горячих дюжина голов!

Чацкий

Да из чего беснуетесь вы столько?

Репетилов

Шумим, братец, шумим…

Чацкий

Шумите вы? и только?

Репетилов

Не место объяснять теперь и недосуг,

Но государственное дело:

Оно, вот видишь, не созрело,

Нельзя же вдруг.

Что за люди! mon cher! Без дальних я историй

Скажу тебе: во-первых, князь Григорий!!

Чудак единственный! нас со смеху морит!

Век с англичанами, вся английская складка,

И так же он сквозь зубы говорит,

И так же коротко обстрижен для порядка.

Ты не знаком? о! познакомься с ним.

Другой – Воркулов Евдоким;

Ты не слыхал, как он поет? о! диво!

Послушай, милый, особливо

Есть у него любимое одно:

"А! нон лашьяр ми, но, но, но" . *

Ещё у нас два брата:

Левон и Боринька, чудесные ребята!

Об них не знаешь что сказать;

Но если гения прикажете назвать:

Удушьев Ипполит Маркелыч!!!

Ты сочинения его

Читал ли что-нибудь? хоть мелочь?

Прочти, братец, да он не пишет ничего;

Вот эдаких людей бы сечь-то,

И приговаривать: писать, писать, писать;

В журналах можешь ты, однако, отыскать

Его отрывок, взгляд и нечто .

Об чём бишь нечто ? – обо всем;

Всё знает, мы его на чёрный день пасем.

Но голова у нас, какой в России нету,

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист;

Да умный человек не может быть не плутом.

Когда ж об честности высокой говорит,

Каким-то демоном внушаем:

Глаза в крови, лицо горит,

Сам плачет, и мы все рыдаем.

Вот люди, есть ли им подобные? Навряд...

Ну, между ими я, конечно, зауряд,

Немножко поотстал, ленив, подумать ужас!

Однако ж я, когда, умишком понатужась,

Засяду, часу не сижу,

И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу.

Другие у меня мысль эту же подцепят

Другие шестеро на музыку кладут,

Другие хлопают, когда его дают.

Брат, смейся, а что любо, любо:

Способностями Бог меня не наградил,

Дал сердце доброе, вот чем я людям мил,

Совру – простят...

Лакей (у подъезда)

Карета Скалозуба!

Репетилов

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

*Камера – палата депутатов

Тренировочные материалы по ЛИТЕРАТУРЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тренировочные материалы предназначены для подготовки к единому государственному экзамену и государственному выпускному экзамену (в письменной форме) по литературе.

Тренировочные материалы состоят из 2 разделов.

В разделе 1 предлагается 4 комплекта заданий, которые связаны с анализом художественного текста.

В комплекты 1 и 2 включено по 9 заданий. Задания №1-7 оцениваются максимально в 1 балл. Задания №8 и №9 оцениваются максимально в 4 балла в соответствии с критериями оценивания. Задания №1-9 могут включаться как в экзаменационные материалы ГВЭ-11, так и в КИМ ЕГЭ.

В комплекты 3 и 4 включено по 7 заданий. Задания №1-5 оцениваются максимально в 1 балл. Задания №6 и №7 оцениваются максимально в 4 балла в соответствии с критериями оценивания. Задания №1-7 могут включаться как в экзаменационные материалы ГВЭ-11, так и в КИМ ЕГЭ.

В разделе 2 предлагается 6 тем сочинений. Сочинение оценивается максимально в 14 баллов в соответствии с критериями. Задания, предлагаемые в разделе 2, используются только в КИМ ЕГЭ по литературе и не включаются в ГВЭ-11.

РАЗДЕЛ 1

Инструкция к выполнению комплектов заданий №1-4

Задания в каждом комплекте связаны с анализом художественного текста (фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения, иди лирического стихотворения, или басни).

Прочитайте приведённые ниже художественные тексты и выполните задания к приведенному тексту. Ответом ко всем заданиям, кроме двух последних, является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.


При выполнении двух последних заданий дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя последнее задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Комплект заданий №1

Но Чичиков сказал просто, что подобное предприятие, или негоция, никак не будет несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России, а чрез минуту потом прибавил, что казна получит даже выгоды, ибо получит законные пошлины.

– Так вы полагаете?..

– Я полагаю, что это будет хорошо.

– А, если хорошо, это другое дело: я против этого ничего, – сказал Манилов и совершенно успокоился.

– Теперь остаётся условиться в цене.

– Как в цене? – сказал опять Манилов и остановился. – Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили своё существование? Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя.

Великий упрёк был бы историку предлагаемых событий, если бы он упустил сказать, что удовольствие одолело гостя после таких слов, произнесённых Маниловым. Как он ни был степенен и рассудителен, но тут чуть не произвёл даже скачок по образцу козла, что, как известно, производится только в самых сильных порывах радости. Он поворотился так сильно в креслах, что лопнула шерстяная материя, обтягивавшая подушку; сам Манилов посмотрел на него в некотором недоумении. Побуждённый признательностию, он наговорил тут же столько благодарностей, что тот смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест и наконец уже выразился, что это сущее ничего, что он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души, а умершие души в некотором роде совершенная дрянь.

– Очень не дрянь, – сказал Чичиков, пожав ему руку. Здесь был испущен очень глубокий вздох. Казалось, он был настроен к сердечным излияниям; не без чувства и выражения произнёс он наконец следующие слова: – Если б вы знали, какую услугу оказали сей, по-видимому, дрянью человеку без племени и роду! Да и действительно, чего не потерпел я? как барка какая-нибудь среди свирепых волн… Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за что? за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке!.. – Тут даже он отёр платком выкатившуюся слезу.

Манилов был совершенно растроган. Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слёзы. Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать её так горячо, что тот уже не знал, как её выручить. Наконец, выдернувши её потихоньку, он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город. Потом взял шляпу и стал откланиваться.

(, «Мёртвые души»)

Задания к фрагменту

Каково гоголевское определение жанра «Мёртвых душ»?

Ответ: ____________

Чичиков посещает, помимо Манилова, других помещиков. Установите соответствие между фамилиями помещиков и особенностями их внешнего облика: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Как называется художественный приём, основанный на сопоставлении явлений, предметов («как барка какая-нибудь среди свирепых волн»)?

Ответ: ____________

Почему намерение Манилова отдать мёртвые души безвозмездно произвело на Чичикова столь сильное впечатление?

Молчалин

Какая свадьба? с кем?

Лиза

А с барышней?

Молчалин

Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволочим.

Лиза

Что вы, сударь! да мы кого ж

Себе в мужья другого прочим?

Молчалин

Не знаю. А меня так разбирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу?

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного. Дай Бог ей век прожить богато,

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его.

Мой ангельчик, желал бы вполовину

К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;

Да нет, как ни твержу себе,

Готовлюсь нежным быть, а свижусь – и простыну.

София (в сторону)

Какие низости!

Чацкий (за колонною)

Лиза

И вам не совестно?

Молчалин

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Лиза

Сказать, сударь, у вас огромная опека!

Молчалин

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека...

Лиза

Который кормит и поит,

А иногда и чином подарит?

Пойдёмте же, довольно толковали.

Молчалин

Пойдём любовь делить плачевной нашей крали.

Дай обниму тебя от сердца полноты.

(Лиза не даётся.)

Зачем она не ты!

(Хочет идти, София не пускает.)

София (почти шёпотом, вся сцена вполголоса)

Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.

Молчалин

Как! Софья Павловна...

София

Ни слова, ради Бога,

Молчите, я на всё решусь.

Молчалин (бросается на колена, София отталкивает его)

Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!..

София

Не помню ничего, не докучайте мне.

Воспоминания! как острый нож оне.

Молчалин (ползает у ног её)

Помилуйте...

София

Не подличайте, встаньте.

(, «Горе от ума»)

Задания к фрагменту

Укажите жанр произведения «Горе от ума»?

Ответ: ____________

В любовный конфликт в «Горе от ума» вовлечено несколько персонажей. Установите соответствие между этими персонажами и их поступками, событиями их жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В приведённом фрагменте раскованное обращение Молчалина с Лизой противопоставлено его готовности унижаться и лицемерить перед Софьей. Каким термином обозначают противопоставление в художественном произведении?

Ответ: ____________


Каким предстаёт Молчалин в данном фрагменте произведения?

СОРОКОВЫЕ

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звёздочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, весёлый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

(, 1961)

Задания к стихотворению

Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует олицетворение.

Ответ: ____________

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Как в стихотворении «Сороковые» отображены сила духа и жизнелюбие военного поколения?

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжёлый шар земной

Не уплывёт под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной –

Распущенной – и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится ещё, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное моё, мой нежный, не

Упоминаете ни днём, ни ночью – всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня – не зная сами! –

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами, –

За то, что вы больны – увы! – не мной,

За то, что я больна – увы! – не вами!

(, 1915)

Задания к стихотворению

Назовите приём, заключающийся в неоднократном использовании одного и того же слова:

Что имя нежное моё, мой нежный , не

Упоминаете ни днём, ни ночью – всуе…

Ответ: ____________

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных автором в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

В чём заключается сложность и противоречивость отношения героини к возлюбленному?

В каких произведениях русских поэтов звучит тема неразделённой любви и в чём эти произведения схожи со стихотворением?

Ответы на задания с кратким ответом

№ задания

Комплект №1

Комплект №2

Комплект №3

Комплект №4

лироэпический; лироэпика; эпос; эпический

лирический герой

психологизм

риторический

анафора; единоначатие

диалог; полилог

перекрёстная

сравнение

антитеза; контраст

Оценка выполнения предпоследних заданий комплектов,

Если при проверке заданий указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов или 1 балл, то по второму критерию задание не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Критерий

Баллы

1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

Экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом; не подменяет анализ пересказом текста;

Экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; не подменяет анализ пересказом текста,

при ответе не все тезисы убедительно их обосновывает

и/или допускает одну фактическую ошибку


Экзаменуемый понимает суть вопроса,

не даёт прямого ответа на вопрос,

и/или неубедительно обосновывает свои тезисы,

и/или частично подменяет анализ текста его пересказом,

и/или допускает две фактические ошибки

Экзаменуемый не справляется с заданием:

не даёт ответа на вопрос,

и/или подменяет анализ пересказом текста,

и/или допускает три и более фактические ошибки

2. Следование нормам речи

Допущено не более одной речевой ошибки

Допущено более одной речевой ошибки

Максимальный балл

4

Оценка выполнения последних заданий комплектов,

требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например,
Л. Н. и, В. Л. и).


указывает

но не во всём убедительно обосновывает выбор каждого
произведения / или убедительно обосновывает выбор одного произведения и не во всём убедительно обосновывает выбор другого произведения

убедительно сопоставляет

указывает названия двух произведений и их авторов,

обосновывает

убедительно сопоставляет оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);

указывает названия двух произведений и их авторов,

убедительно обосновывает выбор каждого произведения,

допускает отдельные недочёты при сопоставлении двух произведений с предложенным текстом в заданном направлении анализа / или убедительно сопоставляет с предложенным текстом только одно произведение (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты)

И/ИЛИ допускает одну фактическую ошибку, в целом не искажая авторской позиции


а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов,

обосновывает выбор только одного произведения (возможно, не во всём убедительно)

убедительно сопоставляет одно произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов,

не обосновывает выбор обоих произведений (или даёт неубедительное обоснование)

убедительно сопоставляет одно или оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);

в) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов,

обосновывает выбор двух произведений (возможно, не во всём убедительно) / или убедительно обосновывает выбор только одного произведения,

не сопоставляет одно или оба произведения с текстом в заданном направлении анализа;

г) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает

обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно),

убедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты)

И/ИЛИ допускает две фактические ошибки, в целом не искажая авторской позиции


а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов,

не во всём убедительно обосновывает выбор одного произведения / или не обосновывает свой выбор (или даёт неубедительное обоснование)

неубедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом / или сопоставляет их с предложенным текстом без учёта заданного направления анализа;

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает название только одного произведения и его автора,

обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно) и неубедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом;

в) указывает название только одного произведения и его автора,
не обосновывает выбор произведения (или даёт неубедительное обоснование), но убедительно сопоставляет это произведение
с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты),

И/ИЛИ допускает три фактические ошибки

а) экзаменуемый не отвечает на вопрос;

б) даёт ответ, который содержательно не соотносится
с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию,

И/ИЛИ указывает название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой выбор (или даёт неверное обоснование), не сопоставляет это произведение с предложенным текстом,

И/ИЛИ допускает более трёх фактических ошибок

Максимальный балл

4

РАЗДЕЛ 2

Инструкция к выполнению заданий

Задания требуют развёрнутого ответа в жанре сочинения.

Напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Темы сочинений

2. Как тема свободы отражена в поэзии?

3. Как встреча с Платоном Каратаевым повлияла на мировоззрение Пьера Безухова? (По роману «Война и мир»)

4. В чём проявляются сила и слабость поколения «сыновей»? (По роману «Отцы и дети»).

5. В чём заключается смысл названия рассказа «Судьба человека»?

6. Каковы причины трудной жизни русской крестьянки Матрёны? (По рассказу «Матрёнин двор»)

Оценка выполнения заданий,

требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется . По четырём другим критериям (2, 3, 4, 5) выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее
200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной
и оценивается 0 баллов.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

Критерии

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения,

не все тезисы убедительно обосновывает

и/или допускает одну-две фактические ошибки

Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию,

и/или не обосновывает свои тезисы,

и/или допускает три-четыре фактические ошибки

Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения

и/или допускает более четырёх фактических ошибок


2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

Экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения, ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют

Экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия,

не использует их для анализа произведения

и/или допускает одну ошибку в их употреблении

Экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия или допускает более одной ошибки в их употреблении

3. Обоснованность привлечения текста произведения

Текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним; краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений; обращение к микротемам текста и их интерпретация; разного рода ссылки на изображённое в произведении и т. п.)

Текст привлекается разносторонне,

не всегда обоснованно,

и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом

Текст привлекается только как пересказ изображённого

Текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются

4. Композиционная цельность и логичность изложения

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой,

внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

В сочинении прослеживается композиционный замысел,

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

и/или мысль повторяется и не развивается

В сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения


Янв 11 2017

Контрольная работа по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в формате ОГЭ (Климова Н.Б.)

Прочитайте текст и выполните задания 1–8.

Молчалин

Какая свадьба? с кем?

Лиза

А с барышней?

Молчалин

Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволочим.

Лиза

Что вы, сударь! да мы кого ж

Себе в мужья другого прочим?

Молчалин

Не знаю. А меня так разбирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу?

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного. Дай Бог ей век прожить богато,

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его.

Мой ангельчик, желал бы вполовину

К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;

Да нет, как ни твержу себе,

Готовлюсь нежным быть, а свижусь – и простыну.

София (в сторону)

Какие низости!

Чацкий (за колонною)

Лиза

И вам не совестно?

Молчалин

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Лиза

Сказать, сударь, у вас огромная опека!

Молчалин

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…

Лиза

Который кормит и поит,

А иногда и чином подарит?

Пойдёмте же, довольно толковали.

Молчалин

Пойдём любовь делить плачевной нашей крали.

Дай обниму тебя от сердца полноты.

(Лиза не даётся.)

Зачем она не ты!

(Хочет идти, София не пускает.)

Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.

Молчалин

Как! Софья Павловна…

София

Ни слова, ради Бога,

Молчите, я на всё решусь.

Молчалин (бросается на колена, София отталкивает его)

Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!..

София

Не помню ничего, не докучайте мне.

Воспоминания! как острый нож оне.

Молчалин (ползает у ног её)

Помилуйте…

София

Не подличайте, встаньте.

(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)

Задания к фрагменту

  1. К какому роду литературы относится произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
  2. Укажите жанр произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
  3. Каким термином обозначается вопрос, не требующий ответа («Да что? открыть ли душу?»)?
  4. В любовный конфликт в «Горе от ума» вовлечено несколько персонажей. Установите соответствие между этими персонажами и их поступками, событиями их жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

А) Чацкий

В) Молчалин

ПОСТУПКИ, СОБЫТИЯ ЖИЗНИ

1) переводит часы в гостиной,

заставляет их играть

2) падает с лошади

3) встречает на балу старого приятеля

4) рассказывает о тайном собрании в Английском клубе

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

  1. Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?
  2. В приведённом фрагменте раскованное обращение Молчалина с Лизой противопоставлено его готовности унижаться и лицемерить перед Софьей. Каким термином обозначают противопоставление в художественном произведении?
  3. Как называется выразительное оценочное определение («плачевной нашей крали», «ужасный человек»)?
  4. Каким предстаёт Молчалин в данном фрагменте произведения?