М горький мой спутник таблица. Образ стихии в русской литературе

Портреты герое- Отношение к простому народу-Взгляды на социальное устройство общества-Восприятие природы- Интересы
героев:Шакро - «человек-стихия»- «Походка беспечного человека, странная фигура с мертвенно-скучным лицом, равнодушная ко всему, всем чужая». Костюм: щегольские ботинки, шляпа, трость -«Кназей мало, крестьян много. За одного крестьянина нельзя судить кназя. Что такое крестьянин? Вот! - Шакро показывает мне комоктземли - А князь как звезда!" «Жизнь, какова она есть, вполне законна и справедлива».«Кто силен, тот сам себе закон! Ему не нужно учиться, он, и слепой, найдет свой дорога!»
«Князь вздыхал, горевал и, бросая вокруг себя печальные взгляды, пытался набивать свой пустой желудок какими-то странными ягодами»«Он по целым дням рассказывал мне о своих гастрономических наклонностях и познаниях»Максим - герой, «вооружённый новой моралью"- Человек «в костюме босяка, с лямкой грузчика на спине и перепачканный в угольной пыли «Его рассказы рисовали предо мной рассказчика крайне нелестно для него». «Мои доводы бессильны пред его непосредственностью, и то, что лпя меня было ясно, ему смешно»«Эти рассказы возмущали и бесили своей жестокостью, поклонением богатству, грубой силе». «Говорил с ним о выгодах знания, о выгодах законности, о выгодах, все о выгодах..«Я шел в немом восхищении перед красотой природы этого куска земли, ласкаемого морем»«Я рассказывал о красивых местах, которые видел, и раз, говоря о Бахчисарае, кстати рассказал о Пушкине и привел его стихи»Отношение к христианскому учению: Отношение к спутнику:Отношение к женщине: Отношение к босякам:Моральные принципы. Шакро " Человек- стихия" «Видишь, как всэ живут?.. Это и есть закон Христа»Уверенно и смело требует от.меня^ помощи ему и забот о нем. В этом требовании был характер, была сила». «Он меня порабощал. чувствовал себя прекрасно, пел. спал и подсмеивался надо мной. Я все больше и ниже падал в его мнении, и он не умел скрывать этого от меня». аЯ бы сказал про тэбя: он мэня утопить хотэл! И стал бы плакать.Тогда бы мэня стали жалэть и не посадыли бы в турму. «Он не только обижается на меня за мои взгляды, а даже готов прийти в бешенство за унижение, каковому, по его мнению, я подвергал его»« Мой спутник терпеть не мог «голоодающих» - конкурентов ему в сборе милостыни»«Выучился просить Христа ради «Шакро вдруг вытащил из-за пазухи сверток лезгинской кисеи и с торжеством показал мне. Работаишь ты, я нэ умэю... Что мина делать?» «Кто ты на зэмле? Ты - человэк, -думаишь? Это я человэк! Умеэн все есть!..."Максим - герой,«вооружённый новой моралью»«Ты нэ можишь дэлать иное; ты сам гаварыл, что Бог вэлел служить всем бэз награда!»«Я ему поддавался и изучал его, пытаясь представить себе, где и на чем он остановится в этом процессе захвата чужой личности». «Я, вместо того чтобы взбеситься на него за этот наивный цинизм, преисполнился к нему чувством глубокой жалости»«Однажды я попробовал доказать ему, что женщина - существо ничем не худшее его»«Я объяснял ему причины, побудившие русский народ ходить по Крыму в поисках хлеба...»«Я спорил с ним, доказывая ему постыдность такого занятия».«Я был возмущен до бешенства, вырвав кисею, бросил ее в сторону. Я попытался объяснить ему, что есть кража...»

Разделы: Литература

Цель:

  • формировать понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»;
  • развивать умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания;
  • воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.

Тип урока : урок художественного восприятия.

Ход урока

I . Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Задача : обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Что вы понимаете под словом свобода? (Ответы учащихся.)

Обратимся к эпиграфу. В «Толком словаре русского языка» С. Ожегова у слова свобода несколько лексических значений.

  1. В философии: Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
  2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.
  3. Вообще – отсутствие, каких – нибудь ограничений, стеснений в чём – нибудь. С.Ожегов. «Толковый словарь русского языка»

Вспомните, в произведениях какого литературного направления красной нитью проходит тема свободы? (Романтизм).

Действительно слово свобода начертано на знамени романтизма, потому что для романтического героя она дороже всего. Исходя из этого, выберите то значение, которое можно было бы оставить в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку.

3. Вообще – отсутствие, каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь.

Почему? (Речь идет о внутренней свободе)

Давайте вспомним, когда в русской литературе появился романтизм?

(XVIII в. → В.А.Жуковский)

III . Усвоение новых знаний.

Задача : применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу.

В записи звучит шум моря, учитель читает текст.

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенный желтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море…

Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и символический. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии?

(Море→ отсутствие зримых границ→ свобода)

Сегодня мы продолжим разговор о романтизме, правда, о романтизме особом. Нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят как о людях «с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами.

Вспомните, романтический герой, как правило, не искал счастья, в этом мире, противопоставлял реальный мир идеальному. Познакомимся с биографией писателя, рассказ которого вы читали дома.

Биография

Отец его, Максим Саватеевич Пешков, был столяром – краснодеревщиком, в 1872 году он умер от холеры. В 1878 году Пешков потерял и мать – Варвару Васильевну Каширину.

Детские годы писателя прошли в семье его деда Василия Каширина, владельца красильного заведения. Почти единственным светлым явлением в раннем детстве Пешкова была его бабушка Акулина Ивановна, человек редкой душевной доброты и сердечности. Она согревала его своей лаской. Она познакомила Алешу с чудесными творениями народной поэзии.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, дед сказал ему: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…»

С этого времени началась жизнь Алексея Максимовича «в людях». Он был мальчиком в обувном магазине, потом прислуживал у чертежника, а от него сбежал на Волгу и нанялся младшим посудником на пароход. Здесь Алеша был под началом у пароходного повара Михаила Акимовича Смурого. Он пробудил в мальчике интерес к литературе. Кем только не был Пешков в последующие годы: и учеником в иконописной мастерской, и десятником на нижегородской ярмарке, и статистом в театре, и торговцем квасом, и пекарем, и грузчиком, и садовником, и хористом. Обилие горестных впечатлений с одной стороны, а с другой – влияние хороших людей и знакомство с произведениями великих писателей – вот что определяло настроение мальчика и подростка Алеши Пешкова.

В 1884 году Алексей уехал в Казань. Он надеялся подготовиться и поступить в университет. Но его надежды рухнули. Жизнь заставила юношу пройти совсем иной курс обучения, неизмеримо более трудный и тяжёлый.

Конец 80-х годов Пешков провёл в странствиях. Скитания эти были вызваны, как вспоминал Алексей Максимович, «не стремлением к бродяжничеству, а желанием видеть, где я живу, что за народ вокруг меня». Он побывал в Нижнем Поволжье и на Украине, в Бессарабии и Крыму, на Кубани и Кавказе.

В 1891 году он снова предпринял путешествия по Руси. Странствия дали ему богатейшие запасы жизненных впечатлений, которые позднее отразились в его творчестве. Посмотрите, как испещрена карта странствий Горького. Какой огромный маршрут он проделал пешком. (Работаем с картой)

В ноябре этого же года Горький пришёл в Тифлис. А год спустя, 24 сентября 1892 года в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра».

А герой Горького готов обойти весь мир в поисках счастья, он вечно следует за его ускользающей тенью. Писатель находит счастливого человека там, где небо почти сливается с морской стихией и степью; в том мире, который создаёт самые необычные романтические характеры. Литературоведы это направление называют неоромантизмом , т.е. новым романтизмом.

Запишите определение понятия в тетрадь.

Итак, нам предстоит выяснить, в чём особенность романтизма Горького, почему с появлением творчества Горького возникает понятие неоромантизм?

Анализ текста.

Почему портрет старого Чудры практически сливается со степью и морем, которым автор даёт такие схожие эпитеты «бесконечная», «безграничное»?

Кто ещё из действующих лиц является романтическим героем? (К уроку профессиональным художником нарисованы портреты Рады и Лойко)

Назовите основные черты их характера. (Лойко - свобода и независимость; Радда - гордость).

Как в иллюстрации к рассказу художнику удалось подчеркнуть основные черты романтических героев?

А в тексте мы найдем подробное описание портрета героев. (Нет, только штрихи к портрету: Лойко – усы; Радда – скрипка).

Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе. Но, в отличие от других романтических произведений, в рассказе «Макар Чудра» мы не найдём подробного словесного портрета, единственное, на что обращает внимание автор – это усы Лойко, а о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.

Итак, вспомните фабулу рассказа - перед Лойко встала дилемма: свобода или любовь? Как, по-вашему, что такое любовь? (Ответы детей).

Обратимся к «Толковому словарю» С.Ожегова.

ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

А теперь давайте вернемся к эпиграфу:

СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.

Кто из героев: Лойко или Радда, оказался в выборе между любовью и свободой сильнее?

Познакомимся с ней поближе. (Монолог может прочитать заранее подготовленная ученица. Я исполняла его сама, накинув цветной платок).

Радда, дочь Данилы солдата.

Говорят, красива я очень. И словами–то обо мне не скажешь. Может быть, красоту мою можно на скрипке сыграть, да и то не всякому.

Много посушила я сердец молодецких и молодого цыгана Лойко Зобара пленила.

Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил - моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно–то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю–то, Лойко, я люблю больше. А без него мне не жить, как и ему без меня…

Итак, друг без друга герои не могут, но и покоряться друг другу не хотят. Какой же выход они нашли?

Монолог Лойко (звучит в аудиозаписи)

Подумайте, идя ночью навстречу с Лойко, Радда предполагала такой исход событий? Обратитесь за помощью к тексту. («Я знала…»)

А Лойко предчувствовал собственную смерть?

Что же отличает героев Горького от других романтических героев?

Вывод: Неоромантический герой – стремится к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем и даже любовью. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они – свободу.

Как, по-вашему, совместимы ли понятия любовь и свобода? (Ученики пишут сочинение-миниатюру).

Чтение нескольких сочинений.

IV . Подведение итогов

Задача : систематизировать новые для учащихся знания.

Что такое неоромантизм?

Почему любовь и стремление к свободе оказываются для героев несовместимыми?

А закончить мне бы хотелось словами из текста: «А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Радой».

В целом рисунок несет оптимистичный заряд, который должен подчеркнуть идейно-тематический смысл повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».

Значение этих символов, как видим, подтверждает философское содержание повести-притчи «Старик и море». И подталкивает к выводам, что в образе рыбака писатель воплотил непобедимый дух человека, который способен противостоять внешним, более сильным чем он обстоятельствам. Старик – это воплощение высшей духовной мудрости, истины жизни, которая проявляется в любви ко всему окружающему.

Перед вами рисунок, на котором мы попробовали отобразить атмосферу повести-притчи Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Как вы видите, эта иллюстрация изображена в желто-красных тонах солнца, которое садится за горизонт. На переднем плане изображен старый рыбак и мальчик, оба они смотрят в даль. Так как повесть носит философский характер и образы, которые встречаются в ней, несут символическую смысловую нагрузку, слева мы изобразили скалы, которые означают жизненные преграды. Море, которое бьется о ноги старика и будто ластится, вместе с тем представляет собой естественную стихию, которая в любой момент способна раздавить и уничтожить маленькое человеческое существо. Цвета картины также играют не последнюю роль, они направлены на то, чтобы передать настроения старика и мальчика. Красный – подчеркивает стремление жить, побеждать, желтый – надежда на грядущий день.

Попробуем понять содержательную суть образов произведения, заглянув в словарь символов. Старик – в разных культурах рассматривается как знак праведности и Божественного благословения. Старые люди могут представлять высочайшие истины, и в этом (так как и в других характеристиках) могут быть подобны детям.

Парус – соотносится с символикой воздуха, ветра. Является атрибутом Фортуны, которая олицетворяет ее непостоянство.

Море – древние греки видели в море воплощение материнского начала. В то же время это образ стихии, которая несет стихийное бедствие и смерть. Плавание по морю нередко рассматривается как состояние между жизнью и смертью. Кость – в Библии есть эпизод, где рассеянные по полю кости возрождаются в плоть по а велению Господа. Кость, таким образом, становится символом жизни и веры в будущее воскресение.

Литература 8 класс

Составитель Сергеева Н. Н.,

учитель русского языка и литературы

филиала МБОУ «Возрожденская СШ» Озерской ОШ

Опережающие вопросы к рассказу А. М. Горького «Макар Чудра»

    Какое отношение к жизни проповедует Макар Чудра?

    За что он хвалит рассказчика?

    В чём, по его мнению, заключается счастье человека?

    Почему Макар Чудра чуть не повесился в тюрьме?

    Почему он прости рассказчика не верить девушкам?

    В чём видит Макар Чудра превосходство Лойко Зобара над другими людьми?

Что ценит он в молодом цыгане?

    Чем особенным отличалась Радда, дочь Данилы?

    Что для Радды было важнее всего в жизни?

    Какое впечатление произвела Радда на Лойко Зобара?

    Как она относилась к Лойко Зобару?

    В чём смысл песни Лойко Зобара, так понравившейся цыганам?

    Как вы объясните поведение Локо Зобара в сцене сватовства?

    Как вы думаете, о чём он переживал, уйдя ночью в степь?

    Объяснение Радды в любви к Лойко, почему не радуется Лойко? Найдите описание его состояния.

    Покорился ли Лойко Зобар Радде?

    Покорилась Радда ему?

    Почему их любовь закончилась трагически?

    Ваше мнение об этих героях рассказа М. Горького «Макар Чудра»?

    Какую характеристику вы можете дать Макару Чудре? Самому рассказчику?

    Ваше отношение к рассказу и героям?

Опережающие вопросы к рассказу А. М. Горького «Мой спутник»

    Где происходит действие рассказа?

    Чем привлёк внимание рассказчика неизвестный?

    Почему рассказчик стал следить за ним?

    4 и 5 абзацы. О чём они свидетельствуют?

    Что произошло с князем Шакро Птадзе?

    Почему герою – рассказчику захотелось помочь ему?

    Почему герой – рассказчик предложил князю идти пешком до Тифлиса?

    Как характеризует рассказчик Шакро после первых дней пути?

    Что возмущало и бесило героя – рассказчика в рассказах Шакро? Как это характеризует рассказчика?

    Какие взгляды, миропонимание отстаивал в спорах рассказчик, какие князь Шакро?

    На что надеялся рассказчик?

    Почему они стремились в Феодосию?

    Как вёл себя в Крыму рассказчик? Как Шакро?

    Чем раздражал князь Шакро рассказчика?

    Какой неблаговидный поступок совершил Шакро?

    Его отношение к товариществу?

    Как стал вести себя Шакро, почему герой – рассказчик называет это поведение «удивительно нелепым»?

    Стыдно ли было князю Шакро побираться?

    Какие мысли возникали в сознании героя – рассказчика по поводу его подчинения Шакро?

    Почему рассказчик на несколько дней исчезал, покидая Шакро?

    Как вы поняли, с какой целью путешествует рассказчик? (стр. 160, 7 абзац)

    Почему рассказчик всё «ниже падал в мнении» Шакро?

    Почему путешественники пошли берегом моря? Что доставляло удовольствие и радость рассказчику? Понимал ли его Шакро?

    Почему так обиден для рассказчика смех князя Шакро? На кого была эта обида?

    Почему рассказчик принял извинения кн. Шакро? Как это прощение его характеризует?

    Почему они быстро покинули Феодосию?

    Что их ожидало в Керчи и почему они не могли переправиться в Тамань?

    Что предпринял герой – рассказчик, чтобы попасть в Тамань?

    О чём думает герой – рассказчик во время шторма, плывя по морю?

    Что произошло с путешественниками в море?

    Кто оказался сильнее, смелее, выносливее?

    Что больше всего испугало героя – рассказчика в эту ночь? Почему?. Ведь они чуть не погибли? И потом не знали, спасутся ли они?

    К кому попали путешественники?

    Причина возбуждения неприятного чувства?

    Как понимаете слова «Идите к Богу»?

    Чем счастлив герой – рассказчик? (начало VI главы)

    Чему смеялся князь Шакро?. Что не понимал, или не хотел, или не способен был понять этот человек?

    Почему герой- рассказчик жалеет кн. Шакро?

    Что беспокоило больше всего героя – рассказчика? (см. 32 вопрос)

    Что князь Шакро считал самым лестным для героя – рассказчика?

    О каких одиноких людях размышлял рассказчик? Что сеют эти люди в человеческом мире, в чём смысл их жизни?

    Описание моря. Как оно перекликается с мыслями рассказчика об одиноких людях?

    Как понимать «человек – стихия»? И почему противопоставлены людям, порабощенным стихией?

    Как характеризует Шакро его пьянство, ложь и связь с казачкой?

    Гроза. Что она добавляет в характеристику героя – рассказчика? А что в характеристику – кн. Шакро?

    Почему кн. Шакро запрещает петь?

    В чём видит своё превосходство над рассказчиком князь Шакро?

    Кто из них более человек?

    Почему раньше кн. Шакро не высказывал своего отношения к герою – рассказчику?

    Почему Шакро украл кисею?

    Какие изменения в настроении кн. Шакро стал замечать герой - рассказчик?

    Как сейчас Шакро характеризует босяков, к которым принадлежит рассказчик?

    Как вы оцениваете поведение кн. Шакро в Тифлисе?. Почему он так поступил с героем – рассказчиком?

    Почему герой- рассказчик вспоминает о кн. Шакро с «добрым чувством и весёлым смехом»? как это характеризует героя – рассказчика?

    Как вы оцениваете поступок кн. Шакро?

    Кто из них выше, благороднее, мудрее?

    Какое впечатление произвёл рассказ? Чему научил?