Теремок (второй вариант). Конспект литературного чтения Е.Чарушин " Теремок" план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему Сказка теремок евгения чарушина
Мотивация
Актуализация
Вчера вы закончили раздел по литературному чтению, который назывался «Жили-были буквы».
Вспомните какие произведения вы прошли?
Организация познавательной деятельности
Сегодня мы с вами изучим новый материал, а вот какой вы узнаете, сложив слово из букв.
(А А К С К З)
Целеполагание
О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется так: Сказки. Загадки. Небылицы .
Открытие нового знания
Откройте учебник на стр. 29 и давайте посмотрим, что же ждет нас в этом разделе.
–Наш урок будет посвящен первой теме этого раздела. Мы поговорим о сказках.
Какие сказки вы знаете?
– Какие виды сказок бывают? (волшебные, бытовые, о животных).
Как вы понимаете выражение «Сказка-ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок»
– Для того, чтобы узнать, что за сказку мы будем читать сегодня, вам необходимо выполнить следующее задание.
–Попробуйте угадать сказку. Если вы ответите правильно, то сможете открыть одну букву из названия нашей сказки.
(На доске карточки с перевёрнутыми буквами ТЕРЕМОК . Учитель поочерёдно достаёт из сундучка следующие предметы. Учащиеся называют сказку, в которой можно встретить данный предмет. В случае правильного ответа, учащиеся имеют право открыть любую букву ).
Просмотр слайдов
Золотое перо.
Три стула.
Козленочек.
(На доске открывается надпись: ТЕРЕМОК)
– Я вижу, что вы знаете много сказок. Это хорошо.
С какой сказкой мы сегодня познакомимся?
– Это не просто сказка, а сказка в обработке Евгения Чарушина. Такие сказки называются авторскими.
С самого детства его окружала живая природа - родительский дом с огромным садом, домашний зоопарк с поросятами, кроликами, цыплятами и птицами, которых Чарушины вылечивали и выхаживали. Понятно, что в таком доме и в такой семье - его отец был известным архитектором - мог вырасти только удивительный и талантливый человек, каким и был Евгений Чарушин. Евгений Иванович вспоминал, как еще будучи ребенком он, слушая сказки, держал в руке карандаш и рисовал приходящие ему на ум сюжеты.
Он рос добрым, отзывчивым, любящим животных мальчиком.
Когда он вырос, исполнил свою заветную мечту, закончил академию художеств в Петербурге.
Важной в биографии Чарушина стало знакомство с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил художника в том, что он должен начать писать сам. Это оказалось непростым делом, но Чарушин продолжал упорно работать.
Мир животных - был и его миром, вот почему его рисунки были такими живыми, яркими, талантливыми, вот почему не одно поколение юных читателей завороженно рассматривало его рисунки и зачитывалось его рассказами.
- Вот какие произведения были созданы Евгением Чарушиным.
Ребята, эта сказка хорошо знакома вам с детства. Давайте попробуем дать характеристику героям этой сказки. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру “Разведчики” . Работать вы будете в группах.
– Найдите карточку с указанием качества любого из представленных здесь героев и прикрепите её под изображением данного героя.
(хитрый, трусливый, осторожный, жадный, свирепый, крикливый.)
-Прочтите скороговорку:
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
Чтение произведения.
Повторение и включение в систему знаний
Прочитайте имена действующих лиц в том порядке, как они появляются в сказке. Как заканчивается сказка? Каких героев не хватает?
В чем отличие этой сказки от известной вам народной сказки?
Какой конец сказки можете предложить вы?
Какая из пословиц подходит к сказке «Теремок» Е. Чарушина?
Рефлексия -Давайте подведем итог:С каким произведением знакомились?
Яйцо Щука
Хитрый | Трусливый | Осторожный |
Жадный | Свирепый | Крикливый |
Золотое перо Три стула
Хитрый | Трусливый | Осторожный |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок обучения чтению в 1 классе. У. М. К. «Школа России» Евгений Чарушин «Теремок». Тип урока. Урок усвоение новых знаний Цель. Познакомить обучающихся со сказкой Е. Чарушина «Теремок» Задачи: Совершенствовать навыки полноценного чтения. Развивать устную речь. Развивать навыки делового сотрудничества. Планируемые результаты: Личностные результаты: Формировать положительную мотивацию к учению. Формировать интерес к чтению. Формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в групповой и парной работе. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрения. Предметные результаты: называть героев сказки, характеризовать с помощью учителя их поступки; придумывать различные варианты окончания сказки; определять главную мысль сказки на основе пословиц. Оборудование. Для учителя: Маски и картинки для инсценировки сказки, карточки - названия героев сказки, еарточки - названия героев для групповой работы, аудиозапись слов автора. Для обучающихся: азбука, письменные принадлежности.
Литература: 1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2012. 2.Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс (Диск СО-РОМ), автор Л.Ф. Климанова. Теремок – одна из известнейших народных сказок для детей. Многими авторами сказка Теремок была взята за основу собственных детских сюжетов. Так повествование перерабатывали А. Толстой, А. Усачев, В. Бианки и др. Онлайн сказка изобилует повторениями и звукоподражаниями, которые значительно упрощают слуховое восприятие текста, все действующие персонажи знакомы и понятны ребенку, описанные события бесхитростны - поэтому читать сказку Теремок любят даже самые маленькие детишки. Им обязательно понравится читать о маленьком домике с его забавными обитателями.Особенности сказкиСказка Теремок не имеет яркой воспитательной или познавательной направленности. Зато она открывает широчайшие перспективы для развития детской креативности. Историю можно использовать как сценарий для постановок в домашнем пальчиковом театре. Волшебный сюжет может стать основой для уроков рисования. Нарисуйте ребенку избушку с множеством окон - и пусть по мере развития событий малыш изображает персонажей, выглядывающих из окошек. Вы можете предложить юному слушателю воспроизводить реплики персонажей, подражая их голосам или поведению. Нажужжавшись, как муха, напрыгавшись, как зайчонок и натопавшись, как медвежонок – малыш будет безгранично счастлив и еще не раз попросит вас почитать ему про Теремок.Литературное чтение в 1-ом классе «Е.Чарушин «Теремок» Подготовила и провела: учитель начальных классов МБОУ «Радищевская СШ №2 им.А.Н.Радищева» Скотнова И.А. Тип урока: открытие нового знания. Цели урока: Познакомить обучающихся со сказкой Е. Чарушина «Теремок»; совершенствовать навык чтения целыми словами; развивать речевые умения и творческие способности, и анализировать произведения. Планируемые результаты: Предметные: рассуждать и правильно отвечать на вопросы; развивать читательские навыки осознанного, беглого чтения; учить выполнять анализ текст и указывать главную мысль произведения. Личностные: формировать познавательный интерес к учебному материалу. Оборудование: учебник «литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 1 класс; презентация; иллюстрации. Организационный момент. Приветствие. Прозвенел звонок. Начинается урок. На меня все посмотрели И за парты тихо сели. Ноги вниз мы опустили Руки вместе положили. Смотрим глазками вперед Начинается урок чтения. Речевая разминка. Улыбнемся друг другу, вот какое хорошее у нас настроение. Губы в трубочку. в ниточку. Язычком помоем зубки. Сделать вдох. на выдохе на распев произносим звук а. 3 . Актуализация знаний. Постановка цели. Учитель: Начинаем урок чтения. Попробуйте догадаться, о чём будем говорить на уроке. А для этого прочитайте запутанную фразу: Сказкаложьдавнейнамёкдобрыммолодцамурок .(Слайд) Учитель: Да. Мы будем говорить о сказках. Вы любите сказки? За что? (ответы детей) – Какие виды сказок бывают? (волшебные, бытовые, о животных). – Для того, чтобы узнать, что за сказку мы будем читать сегодня, вам необходимо отгадать загадку. Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов.(ТЕРЕМОК) (на доску вывешиваю картинку теремка) Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? (познакомиться с новым произведением). А кто-нибудь знает кто автор этой сказки? 4. Изучение нового материала. И сейчас я немного вам о нём расскажу. Слово учителя писателе. . (Слайд) С самого детства его окружала живая природа - родительский дом с огромным садом, домашний зоопарк с поросятами, кроликами, цыплятами и птицами, которых Чарушины вылечивали и выхаживали. Понятно, что в таком доме и в такой семье - его отец был известным архитектором - мог вырасти только удивительный и талантливый человек, каким и был Евгений Чарушин. Евгений Иванович вспоминал, как еще будучи ребенком он, слушая сказки, держал в руке карандаш и рисовал приходящие ему на ум сюжеты. Он рос добрым, отзывчивым, любящим животных мальчиком. Когда он вырос, исполнил свою заветную мечту, закончил академию художеств в Петербурге. Важной вехой в биографии Чарушина стало знакомство с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил художника в том, что он должен начать писать сам. Это оказалось непростым делом, но Чарушин продолжал упорно работать и еще до войны уже успел издать десятки своих книг, продолжая при этом иллюстрировать и других детских писателей - Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Самуила Маршака. Книга Маршака «Детки в клетке» стала последней иллюстраторской работой Чарушина. За нее он был посмертно награжден золотой медалью на международной выставке детской литературы в Лейпциге. Мир животных - был и его миром, вот почему его рисунки были такими живыми, яркими, талантливыми, вот почему не одно поколение юных читателей завороженно рассматривало его рисунки и зачитывалось его рассказами. (Выставка книг,которые иллюстрировал Е.Чарушин) ( Слайд) Давайте сейчас прочитаем эту сказку по ролям. Остановилась, теремочке, невысоком, распевать. 5.Физминутка. По дорожке. по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой по дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке. на лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. 6. Закрепление изученного. – Прочтите пословицы: В темноте, да не в обиде . Знает сорока, где зиму зимовать . Согласие крепче каменных стен . – Объясните смысл этих пословиц. – Какая из них подходит к нашей сказке больше всего? Сказка преподнесла нам хороший урок, живя среди людей, надо быть терпимым к ним, учиться уступать, договариваться друг с другом, уживаться в согласии. ИГРА «НАШ ТЕРЕМОК» - работа в группе с загадками. 1) В уголке таится, Кошки боится. Кто это, ребята?(Мышка) 2) Зелёная я, как трава, Моя песенка: «Ква-ква». Кто это, ребята? (Лягушка) 3) По полю скачет- Ушки прячет, Встанет столбом- Урок литературного чтения по УМК "Школа России". Цели деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки. Тип урока: изучение новых знаний. Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый. Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка. Скачать:Предварительный просмотр:Е. И. Чарушин «Теремок». Цели деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки. Тип урока: изучение новых знаний. Планируемые результаты образования: Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику. Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый. Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка. Ход урока Организационный момент Мы друг друга понимаем? Хорошо уже читаем? – Посигнальте мне, обозначьте своё настроение. Напоминаю:
Конкурс проектов «Город букв». Постановка цели урока. – Расставьте книги по порядку и прочтите слово. Ответ: сказка . Сформулируйте учебную задачу урока. Подумайте, зачем нам в начале каждого урока необходимо формулировать учебную задачу. (Чтобы знать, каких результатов достичь к окончанию урока, чтобы наша деятельность была целенаправленной и последовательной.) – Какие сказки вы знаете? – Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется. Прочитайте, с чем мы познакомимся при изучении данного раздела. Как называются сказки, созданные писателями? (авторские) Теперь давайте обсудим, чему мы научимся в ходе изучения раздела «Сказки. Загадки. Небылицы." Как вы понимаете эту цель? Объясните. Чему ещё мы будем учиться? Давайте прочитаем диалог с писателем на с. 30 (часть 1). С кем разговаривает писатель? – Найдите в диалоге пословицу. – Как вы её понимаете? Работа с учебником стр.30-31 Рассматривание книг со сказками. Физкультминутка Изучение нового материала а) Вступительная беседа . – Я вижу, что вы знаете много сказок. Это хорошо. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Сказки. Загадки. Небылицы» – Наш урок будет посвящен первой теме этого раздела. Мы поговорим о сказках. – Какие виды сказок бывают? (волшебные, бытовые, о животных). – Почему одни сказки мы называем народными, а другие – авторскими? Составление схемы. Народные о животных Бытовые – Для того, чтобы узнать, что за сказку мы будем читать сегодня, вам необходимо отгадать ребус. – Мы сейчас прочитаем сказку, содержание которой вам знакомо. Её рассказал детям известный писатель Евгений Иванович Чарушин (Слово учителя о писателе, показ портрета). С самого детства его окружала живая природа - родительский дом с огромным садом, домашний зоопарк с поросятами, кроликами, цыплятами и птицами, которых Чарушины вылечивали и выхаживали. Понятно, что в таком доме и в такой семье - его отец был известным архитектором - мог вырасти только удивительный и талантливый человек, каким и был Евгений Чарушин. Евгений Иванович вспоминал, как еще будучи ребенком он, слушая сказки, держал в руке карандаш и рисовал приходящие ему на ум сюжеты. Он рос добрым, отзывчивым, любящим животных мальчиком Когда он вырос, исполнил свою заветную мечту, закончил академию художеств в Петербурге. Важной вехой в биографии Чарушина стало знакомство с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил художника в том, что он должен начать писать сам. Это оказалось непростым делом, но Чарушин продолжал упорно работать и еще до войны уже успел издать десятки своих книг , продолжая при этом иллюстрировать и других детских писателей - Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Самуила Маршака. Книга Маршака «Детки в клетке» стала последней иллюстраторской работой Чарушина. За нее он был посмертно награжден золотой медалью на международной выставке детской литературы в Лейпциге. Мир животных - был и его миром, вот почему его рисунки были такими живыми, яркими, талантливыми, вот почему не одно поколение юных читателей завороженно рассматривало его рисунки и зачитывалось его рассказами. Какое произведение (и какого жанра) мы с вами уже читали…? («Как мальчик Вова научился говорить букву «р») Иллюстрации-подсказки Чтение учителем произведения (установка: «Слушайте, я читаю…») Моделирование обложки книги Я прочитала вам сказку Е.И. Чарушина «Теремок» Давайте сделаем обложку книги. Откройте тетради. Кто написал эту сказку? (Евгений Иванович Чарушин) Это фамилия, имя, отчество писателя мы заменим красной рамочкой. Дети вместе с учителем рисуют «заместитель» Назовите заголовок. («Теремок») Это рассказ, сказка или стихотворение? (Это сказка) Нарисуем круг вместо слова «сказка» О ком эта сказка? О животных Зарисуем прямоугольник коричневым цветом, так как это книга о животных. Евгений Иванович Чарушин Сказка о животных «Теремок» (заголовок) Выразительное чтение сказки по ролям. Проверка понимания услышанного – Понравилась вам сказка? – Каких героев мы здесь не увидели? – Знаете ли вы, чем закончится сказка? Назовите имена действующих лиц в том порядке, как они появляются в сказке.
зайчик – на горе увёртыш. Объясните значение слова «увёртыш». Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности
– В чем необычность имён героев сказки? – На какие особенности героев указывают их имена? Какие особенности в своем поведении проявляют герои этой сказки? (Вежливость, воспитанность, гостеприимство, взаимопомощь, дружелюбие). Выборочное чтение . – Найдите в тексте отрывок, в котором есть внешнее описание теремка. – Найдите в тексте и прочитайте слова мышки. – Найдите в тексте слова лягушки, когда она просилась в теремок. Прочитайте. – Найдите в тексте все слова зайца. Прочитайте их. Инсценирование сказки «Теремок». а) вступление. Дети, проведем инсценирование сказки «Теремок». Сказка эта вам хорошо знакома. Обратите внимание, как ваши одноклассники будут играть героев, кто из детей особенно ярко будет выражать настроение, чувства персонажей сказки. б) инсценирование сказки. в) обсуждение. Как вели себя все животные? (Дети: гостеприимно, вежливо, культурно; медведь - глупый, не подумал, не дождался ответа - сломал домик). Кто из персонажей вам понравился? Игра каких детей вам особенно запомнилась? (Дети называют: мышка - тонко пищала, лягушка - хорошо квакала, волк- говорил басом, заяц- скакал, лиса- говорила ласково, певуче, медведь- когда домик сломался, сделал такой вид, что ничего не понял) Понравилось вам, как играли дети? Чему учит сказка? (Дети: вежливости, дружбе, взаимопомощи, коллективизму). Работа в паре. – Соберите пословицу. Зачитайте её классу. По ходу работы на доске вывешиваются карточки с текстом получившихся у ребят пословиц: В тесноте, да не в обиде. – Какая из записанных на доске пословиц больше всего подходит к этой сказке? – Как вы её понимаете? – Прочитаем её хором. Подведение итогов – Как называется сказка, с которой сегодня познакомились? – Чему она нас учит? (Дружбе, доброте …) Рефлексия В конце урока предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий. Приложение (окончание сказки «Теремок») Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает: Стали пятеро жить. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок остановился и заревел: Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит: Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Но потом договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить. Русская народная сказка «Теремок» Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает: Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает: Я, мышка-норушка! А ты кто? А я лягушка-квакушка. Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает: Терем-теремок! Кто в тереме живет? Я, мышка-норушка! Я, лягушка-квакушка! А ты кто? А я зайчик-побегайчик. Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: Терем-теремок! Кто в тереме живет? Я, мышка-норушка. Я, лягушка-квакушка. Я, зайчик-побегайчик. А ты кто? А я лисичка-сестричка. Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает: Терем-теремок! Кто в тереме живет? Я, мышка-норушка. Я, лягушка-квакушка. Я, зайчик-побегайчик. Я, лисичка-сестричка. А ты кто? А я волчок-серый бочок. Иди к нам жить! Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь: Терем-теремок! Кто в тереме живет? Я, мышка-норушка. Я, лягушка-квакушка. Я, зайчик-побегайчик. Я, лисичка-сестричка. Я, волчок-серый бочок. А ты кто? А я медведь косолапый. Иди к нам жить! Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит: А я лучше у вас на крыше буду жить. Да ты нас раздавишь. Нет, не раздавлю. Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся - трах! - развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побе-гайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы. Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! Используемая литература
2.Литератцрное чтение. Методические рекомендации.1 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Н.а.Стефаненко. М.- Просвещение,2012. 3.Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие. –М.:Вентана – Граф,2006г. Интернет -ресурсы Популярное |