Вишневская галина и ростропович история любви. Семейные секреты вишневской

Мстислав Ростропович – российский дирижер и композитор, общественный деятель и ключевая фигура в музыкальном искусстве ХХ века. Лауреат разнообразных премий, народный артист СССР и супруг Галины Вишневской.

Детство и юность

Мстислав Ростропович – уроженец Баку. Музыкант родился 27 марта 1927 года. Его родители имели отношение к искусству: отец Леопольд Ростропович был виолончелистом, а мать Софья Ростропович – пианисткой. К 4 годам мальчик играл на рояле, самостоятельно сочиняя мелодии и подбирая композиции. В 8 он научился играть на виолончели. Первым педагогом юного дарования стал отец.

В 1932 году семья переехала из Баку в Москву. К 7 годам Мстислав стал учеником музыкальной школы им. Гнесиных, в которой преподавал его папа. В детстве мальчик следовал за отцом, сменяя образовательные учреждения, поэтому в 1937-м оба музыканта перешли в музыкальную школу Свердловского района. Дебютный концерт состоялся в тот же период. Мстислав выступал на сцене в сопровождении симфонического оркестра, исполняя главную партию из произведения .

Получив среднее образование, Ростропович поступил в училище при консерватории им. . Мечтой юноши было создание музыки. Но преградой на пути к реализации оказалась война. Семью эвакуировали в Оренбург, носивший тогда название Чкалов. В 14 лет юноша стал учеником железнодорожной школы и музыкального училища, где преподавал отец. Здесь Ростропович разрабатывал первые концерты.


Позднее молодой человек устроился в оперный театр, где начал сочинять композиции для фортепиано и виолончели при поддержке и наставничестве Михаила Чулаки. В 1942-м юный музыкант стал участником отчетного концерта, где был представлен как композитор и исполнитель. Выступление произвело фурор. Дарование оценили публика, критики и журналисты, отметившие чувство гармонии, музыкальный вкус и талант Ростроповича.

В 1943 году семья музыкантов вернулась в Москву, и Мстислав возобновил обучение в училище при консерватории. Трудолюбие и старания отметили педагоги, которые перевели талантливого юношу со 2-го курса на 5-й.


В 1946-м Ростропович получил диплом с отличием по двум специальностям: композитор и виолончелист. Мстислав поступил в аспирантуру, а завершив обучение, стал преподавателем консерваторий в Москве и Санкт-Петербурге. В течение 26 лет он вел педагогическую деятельность, воспитав Ивана Монигетти, Наталью Шаховскую, Наталью Гутман, Давида Герингаса и других музыкантов.

Музыка

Вторая половина 1940-х годов ознаменовалась для Ростроповича концертами в Киеве, Минске и Москве. Победы на международных конкурсах принесли успех и известность. Их закрепили гастрольные туры по европейским городам и разным странам мира. Международное признание к молодому музыканту пришло быстро.


Ростропович постоянно стремился к самосовершенствованию. В интервью музыкант часто характеризовал этот период в карьере временем, когда «страстно хотелось играть хорошо». Как композитор и исполнитель Мстислав Леопольдович изучал партитуры, трактовки виолончельных партий композиторами и их исполнение музыкантами.

Фестиваль «Пражская весна» 1955 года принес Ростроповичу знакомство с оперной певицей . Пара часто выступала вместе: Галина пела под аккомпанемент Мстислава. Музыкант также выступал в составе камерного ансамбля с Давидом Ойстрахом и . В 1957 году Ростропович дебютировал в роли дирижера, проведя премьеру «Евгения Онегина» в Большом театре. Спектакль прошел с аншлагом и принес оглушительный успех.


Мстислав Леопольдович был крайне востребован. Избыток энергии и желание воплотить в жизнь все задуманное заставляли совмещать педагогическую деятельность с гастролями, концертами и сочинением новых композиций. Маэстро имел свою точку зрения на все, что происходило в музыкальной сфере, и располагал собственным мнением относительно общественно-политической ситуации в стране. Он не оставлял возможности высказаться относительно моментов, которые волновали его.

В 1989 году Мстислав Леопольдович выступил с сюитой , исполнив ее на собственном инструменте у Берлинской стены. Композитор боролся против гонения , . Последнему он даже предоставил укрытие на своей даче. Действия Ростроповича вызывали недовольство и давление со стороны правительства.


Подписание обращения в Верховный совет СССР относительно амнистии заключенных и отмены смертной казни в 1972 году лишило музыканта работы в Большом театре. Ему запретили зарубежные поездки. Ростроповича и Вишневскую больше не приглашали к выступлениям столичные оркестры.

Мстислав Леопольдович добился получения выездной визы и вместе с семьей покинул СССР, уехав в США. Через 4 года его и супругу лишили гражданства СССР за антипатриотизм. Этот период оказался для композитора сложным. Выступлений поначалу не было. Постепенно он стал давать концерты и получил должность художественного руководителя в Вашингтонском симфоническом оркестре.


Спустя 16 лет жизни за рубежом Ростропович был признанным во всем мире композитором, дирижером и виолончелистом. Правительство СССР запоздало предложило ему и Вишневской возвращение гражданства, но артисты к тому моменту были «гражданами мира», и этот знак для них стал символическим.

Для Ростроповича и Вишневской были открыты двери в любых странах. Они выступали в Москве наравне с другими городами. Путч 1991 года заставил мужчину поучаствовать в судьбе страны. Он всячески поддерживал предлагаемые изменения. В 1993-м музыкант с семьей переехал в Петербург.


Репертуар Мстислава Ростроповича был огромен. Он выступал сольно и в ансамбле, работал с симфоническим оркестром и был оперным дирижером. На него ориентировался весь музыкальный мир. Более 60 композиторов писали произведения для него, надеясь, что маэстро исполнит их композиции. Ростропович был первым, кто исполнил более 100 виолончельных произведений и провел 70 премьер с оркестром. Инструмент музыканта звучал на лучших мировых сценах.

В качестве дирижера Ростропович выступал с постановками «Пиковая дама» в США, «Царская невеста» в Монако, «Леди Макбет» в Германии, «Хованщина» в Москве. Артист также записывал концерты для радио. За заслуги маэстро вручили Сталинскую и Ленинскую премии. В 1966-м Ростропович стал народным артистом СССР. Мстислав Леопольдович – обладатель 5 наград «Грэмми». В 2003-м премию присудили «За экстраординарную карьеру».

Личная жизнь

Судьбоносное знакомство с Галиной Вишневской изменило жизнь Мстислава Ростроповича. Они встретились на одном из приемов, где артисту по обыкновению было скучно в кругу гостей и разодетых дам. Увидев Галину, Мстислав не отходил от нее весь вечер, ухаживая. Затем сопровождал на гастролях в Праге, усердно пытаясь покорить красавицу сменой костюмов. Мужчине было 28 лет, но нескладность фигуры, крупные очки и появляющаяся в молодости лысина заставляли комплексовать.


Вишневская в то время блистала повсюду и была на пике славы. Ростропович покорил ее сердце аристократичным поведением, вниманием и интеллектом. Композитор попросил артистку стать его женой спустя 4 дня после знакомства. Вишневская рассталась с супругом Марком Рубиным, чтобы быть с ним.

Поженившись, пара некоторое время жила с семьей Мстислава, но вскоре приобрела собственную квартиру. Личная жизнь Ростроповича делала его счастливым: в 1956-м супруга родила дочь Ольгу. Музыкант был готов положить к ногам Галины весь мир, одаривая мехами, духами и другими сюрпризами.


Подарки композитор привез с гастролей в Англии, где экономил деньги, чтобы порадовать любимую, ведь часть гонораров приходилось отдавать в советское посольство. Душой композитор противостоял законам, которые чинило правительство. Однажды на весь гонорар он купил антикварную китайскую вазу и разбил ее в посольстве, предложив поделить осколки на «мое» и «ваше».

В 1958-м на свет появилась вторая дочь Елена. Отец боготворил своих женщин. Он занимался с детьми музыкой и все свободное время уделял любимицам. Семейную идиллию нарушила миграция в США. Семья столкнулась с отсутствием финансов, творческой и политической опалой.


Однако новая жизнь быстро сделала супругов богатыми и свободными. Ростропович стал рыцарем ордена Британской империи, получил орден Почетного легиона от Франции и Офицерский крест за заслуги от Германии. Японская ассоциация искусств презентовала дирижеру Императорскую премию, США – президентскую медаль, а Швеция – орден «Полярная звезда».

Вернувшись в Россию, Ростропович, уже меценат, правозащитник и общественный деятель, не демонстрировал напыщенности и снобизма. Пафосным приемам предпочитал прослушивания детей в обычных школах, всегда соглашался на фото с поклонниками, не отказывал в любых просьбах. Для музыканта не существовало разницы в национальностях, очерняющих фактов биографии – он ко всему относился с пониманием и уважением.

Смерть

В 2007 году здоровье маэстро сильно ухудшилось. Он несколько раз был госпитализирован. Врачи обнаружили злокачественную опухоль в печени. Была проведена операция, которая сулила улучшения, но ослабший организм композитора не спешил восстанавливаться.


27 апреля 2007 года гениального музыканта не стало. Причиной смерти оказались перенесенное заболевание и последствия реабилитации. До последней минуты с ним рядом находились родные и близкие люди.

Память

Смерть Мстислава Ростроповича не остановила развитие проектов, которые он задумал. Высокопоставленные друзья и знакомые поддерживают дела, начатые им при жизни. Так, открытая в 2004 году школа в Валенсии работает и сейчас. В память о композиторе проводится ежегодный фестиваль молодых дарований, названный в его честь.


Дирижер основал фонд, поддерживающий одаренных учеников грантами и стипендиями. Сегодня его руководителем является дочь Ольга. «Благотворительный фонд Вишневской-Ростроповича» - это вклад музыкантов в развитие отечественной медицины, который поддерживает дочь Елена.

В Москве, в Брюсовом переулке, установлен памятник композитору. В честь знаменитого музыканта названы несколько образовательных учреждений России.

Награды и звания


Когда корреспондент журнала "Ридерз Дайджест" спросил у Ростроповича: "Это правда, что вы женились на женщине через четыре дня после знакомства?", музыкант ответил: «Правда!» На следующий вопрос: "А что вы думаете по этому поводу теперь?" Ростропович ответил: "Думаю, что потерял четыре дня!"

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович составили одну из самых выдающихся музыкальных пар в мировой истории. Каждый из них обладал невероятным по глубине талантом, а об истории их любви слагают легенды.

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович - биография знакомства

Весна 1955 года. Москва. Ресторан «Метрополь». Идет официальный прием в честь одной из иностранных делегаций. Приглашены самые именитые гости, в их числе примадонна Большого театра Галина Вишневская. Молодой виолончелист Мстислав Ростропович всегда скучал в обществе нудных чиновников и их разодетых спутниц. По своему обыкновению он собирался незаметно исчезнуть, но вдруг...

Музыкант поднял голову и обомлел. По лестнице прямо навстречу ему спускалась богиня! Красивая брюнетка с глазами львицы и грацией лани. «Она будет моей!» - ни с того ни с сего прошептал он другу. Тот лишь усмехнулся. За обедом Ростропович растолкал локтями гостей и сел рядом с Вишневской, а затем вызвался ее проводить. «Между прочим, я замужем!» - кокетливо заметила прима. «Между прочим, это мы еще посмотрим!» - парировал музыкант.

На следующий день они оба летели на гастроли в Прагу. Ростропович взял с собой все костюмы и галстуки и менял их каждый день - хотел произвести впечатление. Худой, нескладный, в очках с толстыми линзами, в 28 лет уже лысеющий, - совсем не похож на романтического героя.

А у нее разгар блестящей карьеры, десятилетний брак и надежный, любящий муж. Но красивые искренние ухаживания Мстислава произвели на Галину впечатление. Да и какой женщине не польстит подобное внимание? Кроме того, в Ростроповиче чувствовалась порода: аристократизм, интеллект, культура - все то, что притягивало Вишневскую.

Галина Вишневская - биография

Сама она была из низов. Галину воспитывала бабушка: мать сбежала с очередным любовником, а отец пил по-черному. Бедность на грани нищеты, голод, ругань, пьяные драки, дворовое воспитание... Но трудности не сломали Галину, а наоборот, закалили ее характер. Ей еще не исполнилось и семнадцати, когда она вышла замуж за морского офицера Вишневского, но брак не удался.

Удивительные природные певческие способности позволили ей устроиться в областной ансамбль оперетты. Там-то она и встретила Марка Ильича Рубина, директора ансамбля, который влюбился в молодую талантливую певицу. Влюбился настолько, что даже разница в возрасте в двадцать два года его не останавливала.

Галина ответила на чувства и вышла за Рубина замуж, а в 1945 году у них родился сын. Но материнское счастье было недолгим. Через два месяца малыш внезапно умер. Восемнадцатилетняя Галина была вне себя от горя. Спасла лишь работа. Она полностью посвятила себя карьере, уже перестала верить в любовь, привыкла к вниманию мужчин-поклонников. Но на ее пути появился Ростропович и перевернул всю ее жизнь...

Мстислав Ростропович - биография

Мстислав Ростропович родился в семье известного виолончелиста, польского дворянина Леопольда Ростроповича и пианистки Софьи Федотовой. Его дед Витольд Ганнибалович Ростропович был известным пианистом. От своих предков Мстислав унаследовал развитое воображение, безупречный вкус и влюбчивость.

Молодой музыкант искал в женщине не только красоту, но и ум, и талант. Он увлекался Майей Плисецкой , Зарой Долухановой, Аллой Шелест, а после их свадьбы с Вишневской в музыкальных кругах коллеги тут же пустили шутку: «Маялся-маялся, зарился-зарился, шелестел-шелестел, а подавился вишневой косточкой». Но он не обижался. Пусть говорят!

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович - история любви

Их роман на фестивале «Пражская весна» развивался стремительно. Через четыре дня пара вернулась в Москву, и Ростропович поставил ультиматум: «Или ты переезжаешь жить ко мне, или между нами все кончено». Вишневская была в замешательстве. Решение пришло само собой. Когда ее муж вышел в магазин за продуктами, она быстро собрала чемодан и села в такси...

Мстислав Ростропович - "Богатый и гениальный"

Первое время жили с матерью и сестрой Мстислава, уже потом своими концертами заработали на отдельную квартиру. Судьба подарила ей еще раз шанс испытать счастье материнства. Вишневская забеременела. Ростропович был счастлив. Каждый вечер читал сонеты Шекспира, чтобы приобщить будущего ребенка к прекрасному.

Когда пришло время рожать, он был на гастролях в Англии. По приезде домой Ростропович одарил любимую женщину дорогими подарками: роскошной шубой, французскими духами, дорогими тканями для концертных нарядов.

А она знала: ее «богатый и гениальный Ростропович», как его называли английские газеты, чтобы иметь возможность привезти подарки, экономил деньги на своих обедах, потому что большую часть приходилось сдавать в советское посольство. Однажды после гастролей в США его вызвали в посольство СССР и попросили сдать гонорар. Он уехал за деньгами, забрал сверток из дома и на всю сумму купил антикварную китайскую вазу. Привез ее в посольство и на глазах удивленных дипломатов разбил об пол. Наклонился, взял небольшой кусок и сказал: «Вот это - мое, а все остальное - ваше».

Жизнь в изгнании

Дочь Ольга появилась на свет в марте 1956 года, а через два года в семье родилась еще одна девочка - Елена. Своих дочерей Ростропович буквально боготворил. С ранних лет он занимался с ними музыкой, запрещал носить модные джинсы, чтобы на них не заглядывались мальчишки, старался проводить в кругу семьи как можно больше времени.

Жить бы да радоваться, но... Роковым для Вишневской и Ростроповича стало их решение поселить на своей даче опального Солженицына и написать письмо Брежневу в его защиту. Ростропович был вызван в министерство культуры. Екатерина Фурцева разразилась угрозами: «Вы покрываете Солженицына! Он живет у вас на даче. В течение года мы не будем пускать вас за границу». Тот, пожав плечами, ответил: «Вот уж никогда не считал, что выступать перед своим народом - наказание!»

Супругам стали срывать график концертов, не давали гастролировать, записываться на радио. На отъезде из страны настояла Галина: другого выхода из ситуации она не видела. В 1974 году им выдали выездные визы, пара эмигрировала в США. Внезапно Ростропович и Вишневская оказались в политическом, творческом и финансовом вакууме.

Первой пришла в себя Галина. Не раскисать. Не опускать руки. Не впадать в панику. Они же звезды с мировыми именами! Сильный характер и жизненная хватка помогли Вишневской устроиться за рубежом.

А на родине меж тем гонения продолжались. В 1978 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Вишневскую и Ростроповича лишили гражданства, всех почетных званий и наград. Узнали об этом из новостей по телевизору. Путь на родину был отрезан.

Жизнь в эмиграции подарила Ростроповичам все то, что не смогла дать им родная страна: богатство, свободу, новые творческие проекты. На шестидесятилетие виолончелиста в Вашингтоне собрался цвет американской интеллигенции: светила музыкального мира, выдающиеся писатели, общественные деятели. Ростроповича назвали «музыкантом года».

Английская королева посвятила его в рыцари ордена Британской империи, Франция наградила орденом Почетного легиона, Германия - Офицерским крестом за заслуги. Казалось бы, вот оно признание, полный успех. И все было великолепно, если бы... Если бы не угнетающая тоска по родине.

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович - Возвращение

В январе 1990 года Ростроповичу и Вишневской вернули российское гражданство, а спустя год музыканты вернулись в Москву. Наконец-то они дома! Страна рукоплескала, преклоняясь перед мужеством и талантом этой пары, на долю которой выпало столько испытаний.

Но мировая слава не изменила этих людей. Ни заносчивости, ни тем более «звездности», чванливости и напыщенности в них не замечали. Они по-прежнему оставались верны себе и друг другу. Мстислав Ростропович... Гениальный виолончелист, дирижер, меценат, правозащитник и при всем этом открытый, простой в общении человек.

Сколько раз он сбегал с помпезных официальных приемов, чтобы по просьбе педагогов прослушать детей в обычной музыкальной школе. Дети ведь... Всем крабам и трюфелям предпочитал водочку и соленый огурчик или грибочки с капустой. Так, по-простому, но главное, с душой! К нему можно было подойти, пожать руку и сфотографироваться. И он никогда не отказывал.

Иногда Галина не выдерживала и укоряла мужа: «Слава, надо отдохнуть, ну нельзя же так. Ты один, на всех тебя не хватит!» Он лишь махал рукой: «Ничего-ничего, это быстро» - и снова мчался на фестиваль, встречу, концерт, открытие. Слушал, говорил, выбивал у администраций что-то для школ, учил, играл... И снова по кругу, не требуя ничего взамен.

2007 год, апрель. Все цветет, все живет. Природа неизменна, меняемся лишь мы - стареем, угасаем, уходим... Мстислав Леопольдович начал болеть, дошло дело до операции. Приговор: рак печени. Нет, этого не может быть! Он не верил. Как же так? Он полон творческих планов, даже нашел в себе силы провести концерты к столетию Шостаковича, открыть в Воронеже его музей... Лишь Галина смотрела на такого родного, любимого ею человека и все понимала. Но воля, характер не позволили ей раскисать. Держаться!

Его не стало рано утром 27 апреля 2007 года. До последней минуты и дочери, и Галина были рядом. Он ушел, не прощаясь с ними, до конца верил: вот станет получше... Покидать этот мир в его планы не входило.

Встреча через 5 лет

Они были вместе, пока смерть не разлучила их. Пара исключительно талантливых, действительно звездных, всемирно известных людей, полубогов, которые, тем не менее, оставались людьми с большой буквы, о чем ярко свидетельствуют их поступки, в частности - активное участие в благотворительных акциях. Первым покинул этот мир Мстислав Ростропович. Увы, болезни убивают даже святых. Галина осталась одна, без своей земной половинки.

Эти годы она жила достойно, не спекулируя именем мужа, чем многие не погнушались бы, ради извлечения выгоды. Нет, она хранила свою любовь так же бережно, как и при жизни мужа, ни делом, ни словом не оскорбив и не унизив память о нем. О них говорят их земные дела. Известность не сделала их снобами. Богатство не вытравило из них человечности.

Всю свою жизнь они посвятили искусству, а их искусство было для всех, независимо от социального положения или степени зажиточности. Пусть эта замечательная пара, всю жизнь трепетно и нежно любившая друг друга встретится на небесах. И вновь будут вместе, и этим счастливы. Дай им Бог.

Встреча с Мстиславом Ростроповичем все перевернула с ног на голову — но сделала ее, наконец, счастливой.

Галина

Ее фамилия при рождении была Иванова. Когда началась война, Галине было 15 лет и жила она с бабушкой: отца к тому времени репрессировали, мать сбежала с другим мужчиной. Бабушки тоже вскоре не стало — она умерла в блокаду.

Девушку приняли служить в часть ПВО, что позволило ей время от времени петь перед солдатами. Так Галя встретила своего первого мужа, морского офицера, и стала Вишневской. Брак продлился несколько месяцев, но звучная фамилия осталась — и оказалась очень уместна на сцене.

Отучившись в Музыкальной школе для взрослых, Вишневская стала петь в Ленинградском театре оперетты. Ее директор — Марк Рубин — влюбился в новую солистку без памяти. Он был старше ее на 22 года, но Галина ответила на ухаживания согласием — и вышла замуж во второй раз.

В 1952 году Вишневская услышала, что Большой театр в Москве проводит то, что теперь назвали бы кастингом. И дерзнула принять в нем участие. Ее приняли сначала в стажеры, а затем сделали солисткой: она стала «козырной картой в колоде Большого театра».

Встреча


В отличие от Вишневской, Мстислав Ростропович был музыкантом по крови: отец — виолончелист, мать — пианистка. Инструмент он осваивал под их чутким руководством, и стал в итоге восходящей звездой. Статус обязывал виолончелиста участвовать в различных официальных приемах, на которых ему всегда было скучно — и Ростропович под шумок убегал.

Но в тот вечер все было иначе.

«Поднимаю я глаза, а ко мне с лестницы снисходит богиня… Я даже дар речи потерял. И в ту же минуту решил, что эта женщина будет моей», — рассказывал он через много лет.

Замужняя Вишневская на ухаживания своего ровесника ответила кокетливо: «Между прочим, я замужем!» И получила в ответ: «Между прочим, это мы еще посмотрим!»

И Ростропович бросился на осаду крепости. Для начала он раздобыл для себя место в делегации, отправляющейся на фестиваль «Пражская весна» — Вишневская тоже была в числе участников. Чемодан скромного обычно музыканта был забит костюмами и галстуками: он сложил все, что у него было, и менял наряд каждый день в надежде произвести впечатление на Галину.


Вишневской стало не до смеха: Мстислав действительно производил на нее все большее и большее впечатление, но что с этим делать, она не знала.

Решающим стал рыцарский поступок Ростроповича в Праге: чтобы любимая могла перейти через лужу, он бросил на землю свой белый плащ. Вишневская не устояла.

По возвращению из Праги Мстислав поставил вопрос ребром: или она выходит за него замуж, или между ними все кончено. Растерянная Вишневская не понимала, как сообщить об этом мужу, и в итоге просто сбежала с одним чемоданом, пока ничего не подозревающий Рубин вышел в магазин за продуктами.

С тех пор они с Ростроповичем больше не расставались.

Вместе в гонениях


Блестящая карьера, крепкая семья, трогательная и не ослабевающая с годами любовь — у этой пары было все, о чем только можно мечтать. Трудные времена настали в конце шестидесятых. Вишневская и Ростропович публично поддержали своего друга — опального Александра Солженицына.

И хотя они продолжали выступать, как прежде, но их имена пропали со страниц газет, а затем семья стала невыездной.

Чтобы получить возможность гастролировать на Западе (где у обоих было множество поклонников), Вишневская лично обратилась к Брежневу. Разрешение было получено: они с Ростроповичем уезжали на длительные гастроли, оформленные как командировка от Министерства культуры.

Обратными билетами воспользоваться не пришлось — Вишневскую и Ростроповича лишили советского гражданства.

«Выехавшие в зарубежные поездки М. Л. Ростропович и Г. П. Вишневская, не проявляя желания возвратиться в Советский Союз, вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР. Они систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу организациям за рубежом», — писала газета «Известия».

С точки зрения карьеры, изгнание не стало для них катастрофой. Великолепную оперную певицу и виртуозного виолончелиста были рады видеть на лучших мировых сценах. На родину Вишневская и Ростропович вернулись только в 1990-м — и это была уже Россия, а не СССР.

Здесь они жили счастливо еще 22 года, до самой смерти Мстислава Леопольдовича. Незадолго до этого пара отпраздновала золотую свадьбу — в том самом ресторане, где Ростропович когда-то впервые увидел свою богиню.

Величайший музыкант современности Мстислав Ростропович родился в 1927 году в Баку. Его отец, Леопольд Витольдович, преподавал в Бакинской консерватории. Стремление дать детям лучшее образование побудило семью переехать в Москву.

Мстислав поступил в Московскую консерваторию, которую блестяще окончил в 1946 году. Он начинает давать концерты в Советском Союзе, а потом и за рубежом.

Иногда известных советских артистов приглашали на приёмы иностранных делегаций в качестве гостей, и на одном таком приёме в ресторане «Метрополь» в апреле 1955 года Мстислав Ростропович познакомился со звездой Большого театра Галиной Вишневской. Певица позже вспоминала: «Он сел за наш стол, я с кем-то болтала, на него не обращая никакого внимания. Имя его я слышала в первый раз - да ещё такое трудное, я его сразу и забыла. Он рассказывал какие-то смешные истории, потом смотрю - яблоко от него ко мне через весь стол катится (как Парис в „Прекрасной Елене“ - „Отдал яблоко он ей…“)».

Вишневская была на год старше Мстислава. Она многое повидала в жизни. В детстве была брошена непутёвой матерью и пьяницей-отцом, гордившимся тем, что после революции стрелял в мятежных кронштадтских моряков. Галину воспитывала бабушка. Жили они в городе Кронштадте - ленинградской военно-морской базе на острове Котлин. Гале не было и семнадцати, когда она вышла замуж за морского офицера Вишневского. Брак распался очень быстро.

Галина обладала естественной постановкой голоса, слухом и редкой памятью на музыку, впечатления, лица. В 1944 году она начала петь в областном ансамбле оперетты. Директор ансамбля Марк Ильич Рубин стал её вторым мужем, он был старше избранницы на двадцать два года. У них родился сын, который вскоре умер.

Попав в стажёрскую группу Большого театра, Вишневская смогла в полной мере раскрыть свой великий талант певицы. Появились приглашения на концерты, приёмы, завязались интересные знакомства.

Вскоре Ростропович и Вишневская вместе оказались за границей на фестивале «Пражская весна».

Ухаживал Слава красиво, тактично, щедро, выражая ей своё восхищение, своё желание. Противиться такой стихии было трудно. Вишневская пишет в автобиографической книге «Галина»: «Я ждала любви, ради которой стоило бы умирать, как мои оперные героини. Мы неслись навстречу друг другу, и уже никакие силы не могли нас удержать. Будучи в свои двадцать восемь лет умудрённой жизненным опытом женщиной, я всем сердцем почувствовала его молодой безудержный порыв, и все мои чувства, так долго бродившие во мне, устремились ему навстречу».

Через четыре пражских дня они уже были мужем и женой. Но приходилось молчать, иначе грозило модное тогда обвинение в бытовом разложении.

В Москве их ожидала самая большая трудность: развод Вишневской с Рубиным, который любил её, ревновал, радовался её успехам. Кончилось тем, что она просто сбежала к Ростроповичу.

Галина жаждала постоянства, душевного спокойствия. В 1956 году она родила дочь Ольгу. Ростропович чувствовал себя счастливым отцом, ребёнка обожал, помогал пеленать, купать, из зарубежных поездок привозил детские питательные смеси.

В новом кооперативном доме на улице Огарёва супруги купили в рассрочку квартиру из четырёх комнат - жильё по тем временам роскошное. Галина позаботилась об уюте. После концертов у них часто собирались гости, с дружеским застольем, шампанским. Позже Ростроповичи купили дачу в живописном подмосковном посёлке Жуковка.

В семье родилась вторая дочь Елена. Детей отец обучал музыке по своей методике: «Фортепиано - фундамент инструментализма». Старшая дочь Ольга пошла по стопам отца, выбрав виолончель; младшая, Елена, стала пианисткой, имея безусловные композиторские задатки.

Творческая карьера супругов складывалась успешно. Галина Вишневская блистала в театре. Она овладела многими ведущими сопрановыми партиями текущего репертуара. В шестидесятые годы три поездки Вишневской в США и ряд других гастролей прошли уже с Ростроповичем как пианистом. Триумф был общим.

Вместе с мужем Вишневская вошла в круг друзей Шостаковича, стала первым интерпретатором многих его вокальных сочинений, посвящённых ей.

Мстислав Ростропович в течение сезона давал от ста тридцати до двухсот концертов, как в Советском Союзе, так и за рубежом. В 1964 году за выдающиеся заслуги в развитии музыкального искусства он был удостоен Ленинской премии.

Словом, Ростропович и Вишневская стали гордостью советского искусства. Всё резко изменилось после того, как Мстислав помог опальному писателю Александру Солженицыну. Ростроповича перестали выпускать на гастроли, до предела сократили его концертные выступления. Музыкант чуть было не сломался, начал пить и впал в состояние душевной депрессии.

В этих тяжелейших условиях Ростроповича спасла жена с её твёрдым характером. Галина не колебалась: надо ехать на Запад. Ничто не могло её остановить. Много лет спустя Вишневская говорила: «…Останься мы тогда в Москве, Ростроповича не было бы вообще - это точно. Он либо спился, либо покончил с собой, и я потеряла бы мужа, семью».

Первый концерт за рубежом дала Вишневская - на него был контракт, заключённый ещё Госконцертом.

Супруги официально значились в зарубежной творческой командировке сроком на два года, имели советские паспорта и формально даже сохраняли свои московские места службы: Вишневская - в Большом театре, Ростропович - в Консерватории. На Западе они хотели заниматься своим делом - музыкой. Ростропович как-то сказал: «О высоких политических материях я вообще никогда не рассуждаю, ибо, как я всегда говорю, я не политик, а музыкант».

Хотя Ростропович и Вишневская официально не считались изгнанными из страны, их имена в советских средствах массовой информации не упоминались, записи их игры и пения убирались в дальние углы архивов, а то и уничтожались. К юбилею Большого театра был выпущен альбом, но тщетно искать там даже упоминание о Вишневской.

Американцы пригласили Ростроповича на место художественного руководителя Вашингтонского симфонического оркестра. Обаяние, простота, жизнерадостность, талант и человечность Мстислава Леопольдовича создали атмосферу обоюдной влюблённости дирижёра и оркестра. За сезон давалось около двухсот концертов.

В 1977 году Вишневская была признана лучшей певицей мира, она записала множество пластинок, которые удостоились различных премий.

Ростропович и Вишневская стали давать интервью, в которых говорили о своей родине всё, что думали. В результате 15 марта 1978 года они были лишены советского гражданства. Супруги узнали об этом в Париже из телевизионной передачи, но никакого гражданства решили не оформлять. Взяли лишь паспорта маленького княжества Монако, где когда-то дали первый концерт.

На чужбине Ростропович особенно ощутил значение в его жизни такой надёжной опоры: рядом была женщина, понимавшая его характер; артистка, с ним сотрудничавшая; мать, умевшая находить общий язык с повзрослевшими, строптивыми дочерьми, умелая хозяйка, обладавшая хорошим вкусом. И при этом она не стесняла его свободу.

Дочери радовали Ростроповичей. Старшая, Ольга, начала преподавать виолончельную игру в Манхэттенской школе Нью-Йорка. Младшая, Елена, вышла замуж, родила трёх сыновей: Ивана, Сергея и Александра. И дочь от второго брака Елены с итальянским бизнесменом тоже получила русское имя - Анастасия. Как и прежде в России, так и в изгнании семья оставалась интернациональной: зятья - француз и итальянец, Вишневская - полуцыганка, Ростропович - литовско-польско-русских корней.

Ростропович дирижировал спектаклями, в которых пела Вишневская, организовал и провёл ряд записей, из которых нужно выделить: «Катерину Измайлову» Д. Шостаковича в первой редакции, «Войну и мир» С. Прокофьева в полном варианте, «Пиковую даму» и «Иоланту» П. Чайковского, «Тоску» Пуччини.

Супруги внимательно следили за тем, что происходит в Советском Союзе. Отношение к инициатору перестройки Михаилу Горбачёву у них было разным. Мстислав Леопольдович симпатизировал человеку, позволившему стране вздохнуть свободнее, а Галина Павловна видела в советском лидере говоруна и позёра.

Беды родной страны Ростропович и Вишневская принимали близко к сердцу. После землетрясения в Армении Мстислав Леопольдович организовал в Лондоне благотворительный концерт, на котором играл сам, а Вишневская пела романсы Чайковского.

В начале 1989 года была достигнута договорённость о гастролях в Москве и Ленинграде Вашингтонского оркестра под управлением Ростроповича. Не без колебаний он ответил согласием. Вишневская ехать не хотела: «Зачем? Чтобы вновь переживать прошлое, исходить гневом? Власть была прежняя, как и раньше, держала народ в скотском состоянии. А всевозможным красивым словам я давно научилась не верить».

В мае 1989 года Ростропович и сыграли свадьбу старшей дочери Ольги с Олафом Герран-Гермесом. Свадьбу устроили с размахом, на удивление немало повидавшему Парижу. Свадебный туалет дли невесты изготовил в русском стиле знаменитый Ив Сен-Лоран: сарафан, кокошник, ленты в волосах, украшенные драгоценностями. Молодые венчались в русской церкви Св. Александра Невского в Париже, дорогу из церкви устилали розы, а гостям играл на свадебном обеде ансамбль из пятидесяти скрипачей.

В январе 1990 года Ростроповичу и Вишневской вернули советское гражданство. Они приехали на родину.

Прямо из аэропорта супруги отправились на Новодевичье кладбище, на могилу Шостаковича: ему предназначался первый поклон… Два концерта в Москве дополнились двумя концертами в Ленинграде, где Вишневская успела съездить в родной Кронштадт, на могилу бабушки…

В парижской квартире Ростропович установил спутниковую антенну, чтобы смотреть телепередачи из Москвы. Утром 19 августа 1991 года Мстислав Леопольдович узнал об антиправительственном путче в СССР и сразу же решил ехать в Москву. Жену и детей предупреждать не стал - в час дня он был уже в самолёте.

Этот шаг стал переломным для Ростроповича Он поверил, что страна готова к переменам. Мстислав Леопольдович произнёс яркую речь на российском телевидении. Музыкант провёл в Белом доме без малого трое суток, и когда напряжение спало, возвратился к своим делам, концертам, к семье с мыслью, что должен помогать России более активно.

В марте 1992 года Большой театр к сорокапятилетию творческой деятельности Вишневской посвящает большой концерт, певице символически возвращается пропуск в родной театр. Галина Павловна учреждает фонд для помощи ветеранам сцены, в который она вносит все деньги, полученные за русский перевод её книги «Галина», изданной в пятнадцати странах.

Ростропович и Вишневская продолжают заниматься благотворительными проектами. Они основали свой фонд, находят деньги на лечение больных детей, за что от всех россиян низкий поклон.

Чествование 75-летия Ростроповича началось ещё в декабре 2001 года в сердце музыкального Рима, концертном зале «Санта-Чечилия», а завершились торжества в Лондоне. Газеты писали: «Ростропович - гений», «Ростропович - волшебник». В дни юбилея на родине маэстро в Баку открылся дом-музей отца и сына Ростроповичей - Леопольда и Мстислава.

На 87-м году жизни скончалась оперная певица Галина Вишневская. «Она умерла. Да, это правда», - сообщили РИА Новости в пресс-службе Центра оперного пения Вишневской. Причины смерти пока не уточняются. Галина Павловна пережила своего супруга, знаменитого виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича, чуть более чем на 5 лет.

Галина Павловна Вишневская родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде. С 1944 по 1951 год работала в Ленинградском областном театре оперетты. Сначала она пела в хоре, после – исполняла сольные партии.

После ухода из театра оперетты, Вишневская стала брать уроки пения. В 1952 году, несмотря на отсутствие консерваторского образования, ее приняли в стажерскую группу Большого театра, где впоследствии Галина стала ведущей солисткой.

Среди партий, которые Вишневская исполнила в этом театре: Татьяна в «Евгении Онегине», Лиза в «Пиковой даме», Купава в «Снегурочке», Донна Анна в «Каменном госте», Аида в одноименной

опере Верди (в этой партии в 1962-м Вишневская дебютировала в театре «Ковент-Гарден»), а также «Тоска» и «Мадам Баттерфляй».

В 1955 году Вишневская вышла замуж за виолончелиста Мстислава Ростроповича. В 1974-1982гг. Вишневской и Ростроповичу пришлось покинуть Россию - они подверглись преследованию властей за поддержку Александра Солженицына. С 1978 по 1990 Вишневская была лишена

советского гражданства, жила в США и во Франции и выступала в крупнейших театрах мира, ставила в качестве режиссера оперные спектакли.

В 2002 году в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, а с 2006-го стал проходить Открытый международный конкурс оперных артистов Вишневской, жюри которого возглавляла сама певица.

Центр оперного пения Галины Вишневской в этом году отмечает 10-летие со дня своего создания. В честь этого события был запланирован ряд юбилейных спектаклей и гала-концертов. Так, 17 декабря в Венской ратуше должна была состояться презентация центра.

Галина Вишневская была полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени- награду она получила 1 декабря из рук президент России Владимира Путина. Согласно указу от 1 декабря, Вишневская удостоена награды «за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства».

Также Галина Вишневская была награждена самыми престижными российскими и иностранными наградами, в том числе медалью «За оборону Ленинграда», орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996) и II степени (2006).