Основная проблематика романа евгений онегин. Сочинение Пушкин А.С

Александр Сергеевич Пушкин - русский поэт, прозаик и драматург XIX века. Именно он является основоположником русского реализма. Великого поэта считают одним из самых авторитетных деятелей своего времени. На протяжении восьми лет он создавал роман в стихах под названием «Евгений Онегин». Проблемы, представленные перед читателем в этом произведении, актуальны и сегодня. В нашей статье вы можете найти не только описание проблематики и сюжета романа, но и историю его создания, а также множество другой интересной и познавательной информации.

История создания новаторского произведения

Александр Сергеевич Пушкин приступил к написанию "Евгения Онегина" в 1823 году, а закончил лишь в 1831. Пушкин иногда называл свой роман подвигом. Стоит отметить, что именно «Евгений Онегин» - первое произведение в репертуаре поэта, которое написано в стиле реализма.

Первоначально Александр Сергеевич Пушкин планировал включить в роман 9 глав, но по окончании написания он оставил только 8. В произведении описаны события 1819 - 1825 года. В романе представлена не только любовная линия, но и пороки общества. Именно по этой причине произведение актуально и сегодня.

«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни, ведь детализация быта и глубина описания характеров героев позволяют читателям понять особенности жизни людей XIX века. Роман «Евгений Онегин» издавался частями (главами). Некоторые отрывки публиковали в журналах. Издание каждой главы становилось в обществе неординарным событием. Самая первая часть была опубликована в 1825 году.

Сюжет романа

Реализм в русской литературе, как уже упоминалось, впервые был представлен в новаторском произведении, автор которого Александр Сергеевич Пушкин. Главный герой романа - Евгений Онегин. Это молодой дворянин, который был весьма образован и вел светский образ жизни. Главным для него было посещение балов и театров. Онегин также любил ужинать с друзьями в самых популярных заведениях Петербурга. Но со временем ему надоедает подобный образ жизни, и герой впадает в глубочайшую депрессию.

Узнав о смертельной болезни дяди, Евгений Онегин выезжает в деревню. По приезду он выясняет, что его родственника уже нет в живых. Поскольку главный герой был единственным наследником, то все имущество достается именно ему. Евгений Онегин считает, что деревня остро нуждается в преобразованиях и реформах. Пока эти думы занимают героя, он знакомится и начинает поддерживать отношения с Ленским - молодым помещиком. Новый товарищ представляет Онегина семье Лариных, в которой живут две сестры. Одна из них - Татьяна, имевшая несчастье с первого взгляда влюбиться в молодого Евгения.

На балу у Лариных между Ленским и Онегиным возникает конфликт, зашедший слишком далеко и закончившийся дуэлью между бывшими друзьями. После того как Онегин в схватке убивает Ленского, он в отчаянии уезжает в странствие. В это время Татьяну выдают замуж.

На одном из балов Онегин и Татьяна встречаются. У главного героя внезапно пробуждается запоздалая любовь к девушке. Вернувшись домой, Евгений сочиняет для Татьяны любовное письмо, на которое она вскоре отвечает. Девушка утверждает, что по-прежнему любит молодого дворянина, но не может быть с ним, поскольку она уже замужняя дама: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Характеристика главного героя произведения

Качества Онегина особенно ярко раскрываются перед читателем в первой и последней главе романа. Главный герой имеет достаточно сложный характер. У него обострено чувство собственного достоинства, но периодически Евгений вынужден идти на уступки обществу, потому что опасается быть непринятым. В романе автор уделяет несколько строк, посвященных детству главного героя, которое в определенной степени объясняет его нынешнее поведение. Евгения с первых дней жизни воспитывали поверхностно. На первый взгляд детство Онегина проходило весело и беззаботно, но на самом деле все привычное быстро вызывало у него недовольство.

Молодой дворянин живет Стоит обратить внимание, что Онегин поступает и одевается так, как принято в обществе, - в этом смысле он пренебрегает собственными желаниями. Образ главного героя достаточно сложен и многообразен. Отказ от личных притязаний лишает его возможности быть самим собой.

Евгений Онегин с легкостью очаровывал любую женщину. Он проводил свободное время в окружении развлечений, которые в скором времени неизменно ему надоедали. Онегин не дорожит людьми. Подтверждение этому - дуэль с Ленским. Евгений с легкостью убивает друга без весомой на то причины. Положительные черты главного героя предстают перед читателем в конце романа. Вновь увидев Татьяну, он осознает, что ничто так не будоражит сердце, как искренность. Но, к сожалению, герой слишком поздно осознает эту истину.

Быт и нравы дворянства

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» - цитата из романа «Евгений Онегин», которая иногда употребляется и в наши дни. Ее смысл - это отражение поверхностного образования высшего света во времена Отечественной войны 1812 года. Дворянство в Москве и Петербурге разделилось во взглядах на две группы: первая - старшее поколение, а вторая - это молодые дворяне. Большинство из них не желало ничего делать и к чему-то стремиться. В те времена приоритетными были знание французского и умение правильно кланяться и танцевать. На этом тяга к знаниям, как правило, заканчивалась. Это подтверждает и цитата из романа, которую по причине ее правдивости, никогда не будет лишним повторить: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

Любовь и долг в романе «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин - поэт, творивший в прошлом столетии, но его работы актуальны и сегодня. Одно из самых популярных его произведений - это роман «Евгений Онегин». Какие проблемы ставит эта работа перед читателями?

Счастье и долг - одна из ключевых проблем, которая представлена в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Она касается не только главного героя и Татьяны, но и родителей девушки. Мать Татьяны должна была выйти замуж за другого мужчину, за того, которого любила. Заключив брак с нелюбимым человеком, она плакала и страдала, но со временем смирилась. Как ни парадоксально, но Татьяна повторила судьбу матери. Она всем сердцем любила Евгения Онегина, а вышла замуж совсем за другого мужчину. Девушка ставит долг превыше любви и остается с мужем, к которому не испытывает никаких чувств. Таким образом, сказывается воспитание, и героиня жертвует своим счастьем во имя привитых с детства устоев.

Сложно спорить с тем, что одно из самых популярных и знаковых произведений Пушкина - «Евгений Онегин». Проблемы, которые описаны в романе, сделали творение автора знаменитым на весь мир.

Проблема идентификации главного героя в обществе

В романе «Евгений Онегин» герой показан во взаимодействии с обществом. Интересно, как смена внешнего статуса, которая происходит в жизни Онегина, меняет его привычки и поведение. Главный герой ведет себя абсолютно по-разному в светском и деревенском окружении. Например, в Петербурге Онегин демонстрирует вежливость и образованность, а в деревне, наоборот, пренебрегает правилами этикета. Исходя из этого можно сделать вывод, что главный герой не чужд лицемерия и лжи.

Проблема поиска смысла жизни в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

На жизненном пути встречаются разные люди. Одни имеют силу воли, верны своим мировоззрениям, другие же, наоборот, совершают много ошибок и не могут найти истинный путь. На многие размышления наводит читателей роман «Евгений Онегин». Проблемы, связанные с поиском смысла жизни, помогают разобраться в себе.

Главные герои романа - это личности, которые чувствуют себя одинокими в светском окружении. Они способны как любить, так и страдать. Онегин, например, презирает и это приводит его к тяжелой депрессии. Татьяна же - идеал нравственной чистоты. Главная ее цель - любить и быть любимой, но атмосфера, которая царит вокруг героини, иногда меняется, как и люди, окружающие ее. Несмотря на это, Татьяна остается невинна и морально непорочна. А вот главный герой со временем понимает, кого он отверг, и это становится толчком к личностным коррективам. На примере Онегина автор произведения демонстрирует, как может измениться человек, который соприкасается с искренностью и душевной красотой другого.

Уникальный русский роман

В XIX веке большой популярностью пользовались романы Байрона и Вальтера Скотта. С точки зрения тематики, их часто связывали со стихотворным романом Пушкина. Первые опубликованные главы «Евгения Онегина» вызвали в обществе резонанс. Отзывы о произведении существенно отличались между собой.

В новаторском творении автор соединяет множество жанров и стилей. В своем романе Александр Сергеевич Пушкин достигает целостности и гармонии слога, способов выражения художественной мысли. «Евгений Онегин» - первый роман в России, который написан в стихотворной форме. Современные критики не раз пытались выяснить, в чем заключаются социальные и литературные корни главного героя произведения - «лишнего» человека в обществе. Нередко они предполагали, что создание связано с байроновским Гарольдом.

Особенности образа Татьяны

Татьяна Ларина - главная героиня романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Примечательно, что автор во всех своих произведениях описывает образ прекрасной русской женщины. Татьяна с первого взгляда и на всю жизнь влюбляется в Онегина, и первая признается ему в своих чувствах. Но в черством сердце Евгения не нашлось места для чистой любви девушки.

В образе Татьяны соединяются в одно целое несочетаемые вещи: героиня любит гадать, читает романы и верит в приметы, несмотря на то что она достаточно религиозна. Ее богатый внутренний мир поражает окружающих. Именно по этой причине она чувствует себя комфортно в любом обществе. Она не скучает даже в деревне. А еще героиня очень любит предаваться мечтам.

По прошествии времени, получив признания в любви от Евгения Онегина, девушка поступает мудро. Татьяна подавляет в себе чувства и решает остаться с мужем. Ведь отношения с Онегиным стали бы губительными для героини.

Нравственный идеал автора

Как мы говорили ранее, Татьяна Ларина в конце романа совершает правильный Она не скрывает, что все еще любит Евгения Онегина, но при этом героиня считает, что может принадлежать только законному мужу.

Именно Татьяна является наиболее положительным и нравственным человеком в произведении. Она совершает ошибки, но затем делает правильные выводы и принимает верное решение. Если внимательно вчитаться в строки романа, то становится понятным, что Татьяна - это идеал самого автора. Напротив, на примере Онегина он демонстрирует все пороки общества, поскольку главный герой романа эгоистичен и высокомерен. Именно такие личности, как Евгений, являлись яркими представителями дворянского сословия. Поэтому он предстал в романе в качестве собирательного образа высшего света Петербурга.

Любопытен и нравственный выбор героев. Самый яркий пример - это дуэль Ленского и Онегина. Главный герой не желает на нее идти, но подчиняется общественному мнению. В итоге Ленский умирает, и это является своеобразным переломным моментом. Именно после описанного печального события роман изменил свое размеренное течение.

Подводим итоги

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» - первое произведение в стихах, который написано в духе реализма. Главные герои - молодой дворянин Онегин, деревенская девушка Татьяна Ларина и помещик Ленский. В романе переплетается большое количество сюжетных линий и образов. Это одна из причин, которая делает произведение интересным и поучительным. В романе также присутствует актуальная проблематика любого времени: затрагивается извечный поиск человеком смысла жизни и своего места в обществе. Трагизм произведения в том, что очень сложно соответствовать представлениям окружения, не считаясь со своими желаниями и принципами. Это неизбежно приводит к двойственности и лицемерию. Кроме того, чувствовать себя чужим в обществе, как это ощущает главный герой, также психологически сложно. И, конечно, тема неизменно привлекает читателей. Произведение написано очень живо и интересно, поэтому не ошибется тот, кто решит прочесть роман «Евгений Онегин». Проблемы, которые продемонстрированы в произведении, натолкнут на размышления и покажут, какие страсти бушевали в далеком XIX веке.

Работа Александра Сергеевича Пушкина над произведением «Евгений Онегин» происходила в сложный для России период. Написание романа продолжалось восемь лет. За это время один правитель государства сменился другим, общество находилось в процессе переосмысления ключевых жизненных ценностей, изменялось мировоззрение и самого автора. Отсюда и следует то, что в произведении подняты многие важные нравственные вопросы.

Во-первых, Пушкин затронул тему поиска смысла существования людей. В романе мы можем наблюдать жизнь персонажей в динамике, путь их духовного становления. Некоторым героям удалось найти истину, распознать правильные идеалы, пройдя через испытания. Другие последовали по неверной дороге, расставив приоритеты ошибочно, но так и не поняв этого.

В светском обществе тех времен бытовали свои законы. Молодые люди не стремились сделать существование осмысленным. Они были заняты бессмысленной тратой родительских денег, праздным образом жизни, балами и развлечениями, постепенно деградируя, развращаясь, становясь похожими друг на друга. Чтобы заслужить признание среди окружающих, достаточно было следовать веяниям моды, хорошо танцевать, говорить по-французски, уметь галантно общаться. И все.

Во-вторых, в произведении прослеживается тема отношения к браку. Сначала молодежь, в том числе и Оненин, тяготится серьезными отношениями, считает семейную жизнь нудной, непривлекательной, бесперспективной. Вот и Евгений пренебрег чувствами юной Татьяны , выбрав свободу, а не любовь скромной провинциалки.

Лишь по прошествии времени стабильные отношения стали для главного героя желанными. Он хотел, страстно желал покоя, уюта, тепла, тихого семейного счастья, домашней жизни. Однако возможности для этого были безвозвратно упущены по его же вине. Если бы Онегин «созрел» вовремя, то мог не только стать счастливым сам, но и осчастливить романтичную Татьяну.

В-третьих, в романе присутствует тема дружбы. Светские молодые люди абсолютно не способны на преданные и настоящие дружеские отношения. Все они просто приятели, поддерживают общение «от делать нечего». Но помощи в сложной ситуации, поддержки, понимания от них ждать бессмысленно. Вот и Ленский с Онегиным вроде бы были добрыми друзьями, однако из-за какой-то глупости один убил другого.

В-четвертых, Пушкин упоминает вопрос долга и чести. Эту тему полностью раскрывает Татьяна Ларина. Она была, как и Евгений, дворянского происхождения, получила поверхностное воспитание в домашних условиях. Однако нравы света не повлияли на ее чистую и невинную душу. Она безумно любит Онегина, однако ставит свой долг перед мужем, хоть и нелюбимым, превыше всего. Даже страстная тирада героя не склонила ее поменять принятое решение.

Общество, погрязшее во лжи, лицемерии, ошибочных ориентирах, не может найти истинного смысла жизни, поэтому и не ценит ее. Евгений поставил светскую честь выше нравственного долга, убив романтичного приятеля. Подобное смещение идеалов выглядит абсурдным, но, увы, такова суровая действительность.

История создания

История создания романа Написание романа заняло у Пушкина более семи лет (1823 - 1830). В свет он выходил отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая - в 1826-м, третья - в 1827- м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го - шестая, седьмая вышла в марте 1830-го и последняя - восьмая – была опубликована в 1832 г. В набросках общего плана романа значилось девять глав, но в процессе написания план немного изменился, так что в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) Пушкин включил восемь глав и "Отрывки из путешествия Онегина"

Кроме того, тогда же в Болдино была написана и десятая глава "Евгения Онегина", которую Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф), содержащих опасные для Пушкина продекабристские высказывания, как можно оценить по восстановленным частям, очень едкая и язвительная. В канонический текст романа десятая глава не входит. Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г.

Жанр. Тема. Проблема. Идея.

«Евгений Онегин» Пушкин анализ Роман А. Пушкина «Евгений Онегин» - первый реалистический роман не только в российской, но и в мировой литературе.

Жанр - социально-психологический роман в стихах.

Тема - изображение русской жизни первой четверти XIX века

Главные герои: Евгений Онегин, Владимир Ленский, Татьяна Ларина, Ольга Ларина.

Композиция: строится «зеркально»: письмо Татьяны - ответ Онегина - письмо Онегина - ответ Татьяны.

Основной конфликт романа: конфликт двух жизненных философий, конфликт человека и общества, конфликт человека и окружения.

Проблематика:

Человек на фоне эпохи, времени, смысл его существования на земле.

Проблема образования и воспитания;

Литературного творчества;

Верности в супружеской жизни;

Человеческих взаимоотношений;

Истинные и мнимые жизненные ценности;

Внутренняя свобода мыслящей личности и диктат светского общества;

Идеал женской красоты;

Семейных отношений.

«Евгений Онегин» - произведение о любви. Любовь у Пушкина высокое, свободное чувство. Человек свободен в своем выборе и счастлив этим, но только не в этом романе. ХОТЬ Татьяна и любила Онегина, но она не была с ним счастлива, она даже не получила ответной любви. Проследить тему любви можно по двум встречам Татьяны и Евгения.

Лирические отступления - это композиционно-стилистический прием, заключающийся в отклонении автора от сюжетного повествования и введении прямой авторской речи. Они создают образ автора как живого собеседника, рассказчика и размыкают мир повествования вовне, вводя дополнительные, не относящиеся к сюжету темы, В «Евгении Онегине» лирические отступления составляют значительную часть - почти треть его объема. Лирические отступления выполняют в романе многочисленные функции: обозначают границы романного времени и замещают сюжетное повествование, создают полноту изображения, характерную для «энциклопедии» и дают авторский комментарий к событиям. Именно лирические отступления вводят авторское «я», позволяют вести своеобразный диалог с читателями. Создавая дистанцию между автором и героем, они позволяют Пушкину встать в позицию объективного исследователя по отношению к изображаемым событиям и героям, что необходимо в реалистическом произведении.

Сюжет и композиция.


Герои:

Евгений Онегин:

Главный герой романа - молодой помещик Евгений Онегин , это человек со сложным, противоречивым характером. Воспитание, которое получил Онегин, было губительным. Он вырос без матери. Отец, легкомысленный петербургский барин, не обращал на сына внимания, поручив его «убогим» гувернерам. Вследствие этого Онегин вырос эгоистом, человеком, который заботится только о себе, о своих желаниях и который не умеет обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей. Он способен обидеть, обидеть человека даже не замечая этого. Все красивое, что было в душе юноши, так и осталось неразвитым. Жизнь Онегина - скука и леность, однообразные удовлетворения при условии отсутствия реального, живого дела.

Образ Онегина не выдуман. В нем поэт обобщил черты, типичные образы для молодых людей того времени. Это люди, обеспеченные за счет работы и крепостных крестьян, которые получили беспорядочное воспитание. Но в отличие от большинства представителей правящего класса, эти юноши умнее, чувствительнее, добросовестнее, благороднее. Они недовольны собой, своим окружением, общественным устройством.

Онегин по взглядам и по требованиям к жизни стоит выше не только своих сельских соседей-помещиков, а и представителей петербургского высшего света. Встретившись с Ленским, который получил высшее образование в наилучшем университете в Германии, Онегин мог спорить с ним на любую тему, как с равным. Дружба с Ленским открывает в душе Онегина скрытые за маской холодного эгоизма и равнодушия возможности верных, дружественных отношений между людьми.

Увидев впервые Татьяну, еще даже не пообщавшись с ней, не услышав ее голоса, он сразу ощутил поэтичность души этой девушки. В отношении к Татьяне, как и к Ленскому, раскрылась такая его черта как доброжелательность. Под влиянием событий, изображенных в романе, в душе Евгения происходит эволюция, и в последней главе романа Онегин уже совсем не тот, которым мы видели его раньше. Он влюбился в Татьяну. Но его любовь не приносит счастья, ни ему, ни ей.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил легкомысленного юношу, который даже в любви не может дать себе совета. Убегая от мира, Онегин не смог убежать от себя. Когда он понял это, было уже поздно. Татьяна теперь не верит ему. И это открывает Онегину глаза на самого себя, но ничего не изменить.

«Молодой повеса» - этими словами коротко можно охарактеризовать Евгения в это время. Он нигде не служит, ведет светскую жизнь, бывает на балах и обедах, уделяет много внимания своей внешности. Он умеет казаться умным и тонким, на самом же деле знания его поверхностны, и он пользуется ими только чтобы произвести впечатление.

Он любит женщин, но его увлечения поверхностны. Пользуясь своим обаянием, он покоряет женщин, а затем быстро остывает.

Евгений Онегин в деревне

В конце концов Евгений охладевает к такому образу жизни. Пресытившись и балами, и женским вниманием, он собирается путешествовать, но тут умирает его дядя, и Евгений остается наследником поместья.

Здесь мы узнаем Онегина с другой стороны. Не побоявшись вызвать неудовольствие здешних помещиков, он заменяет для крепостных барщину легким оброком. Сбежав от столичных развлечений, он и в деревне не посещает соседей, зато близко сходится с наивным, но искренним Ленским .

Убийство друга и отвергнутая любовь

Эта дружба заканчивается трагически. Пылкий юноша отправляет Евгению вызов. Онегин сознает, что лучше извиниться перед другом, но самовлюбленность заставляет его надеть привычную маску равнодушия и принять вызов. Ленский гибнет от руки Онегина.

Получив письмо Татьяны, Евгений был тронут. Он симпатизирует Татьяне, но еще не любит ее. Не испытав ни разу настоящей любви к женщине, пользуясь ею, как разменной монетой, он вообще не способен всерьез воспринимать это чувство. Поэтому Евгений, как обычно, входит в роль опытного, холодного сердцем человека, при этом проявляющего благородство. Евгений не воспользовался чувствами Татьяны, но не ушел от искушения прочитать нотацию влюбленной девушке.

Прозрение Онегина

Прошло несколько лет и ему довелось жестоко пожалеть о своей холодности. В зрелом возрасте его уже не интересуют эффектные позы, он меньше сосредоточен на себе. Встретив Татьяну, замужнюю даму, в совершенстве изучившую искусство «властвовать собой», Евгений беззаветно влюбляется в нее. Время не лечит его, проходят месяцы, а он по-прежнему думает только о ней, доводя себя почти до безумия.

Происходит объяснение; он узнает, что Татьяна по-прежнему любит его, но не собирается нарушать верность мужу.

Пушкинский герой способен на настоящие чувства, но ранняя приверженность свету портит его, заставляя жертвовать любовью и дружбой в пользу позерства. Когда же Онегин, наконец, начинает «быть», а не «казаться», многих ошибок уже не исправить.


Похожая информация.


Произведение Пушкина «Евгений Онегин» названо именем главного героя, молодого петербуржского аристократа. Считается, что именно Онегин явился родоначальником образа «лишнего человека» в русской литературе. Именно с этим образом в романе связан комплекс нравственно-философских проблем.

Первая глава рассказывает нам о воспитании, образовании, образе жизни героя. Это человек, принадлежащий к высшему свету Петербурга. Как полагается детям из благородных семей, его воспитывали французские гувернеры. Пушкин показывает, что его герой не получил глубокого образования. Он – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть на приеме или на званом обеде. Поэтому «не мог он ямба от хорея отличить», зато «читал Адама Смита и был глубокий эконом».

Единственное, что интересовало Онегина и в чем он добился совершенства – это «наука страсти нежной». Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, тешилось лишь одно самолюбие. Очень скоро Онегин устал от пустоты дней, проведенных в бессмысленных заботах, и ему стало скучно. Он пресытился такой искусственной жизнью, ему захотелось чего-то другого. Попытка забыться в деревне не увенчалась успехом.

Онегин обладал большим потенциалом. Автор характеризует его как человека большого ума, трезвого и расчетливого, способного на многое. Герой откровенно скучает среди своих недалеких деревенских соседей, всеми способами избегает их общества. Но он способен понять и оценить душу другого человека. Так случилось с при его встрече Ленским, так случилось и при его встрече с Татьяной.

Мы видим, что Онегин способен на благородные поступки. Он не воспользовался любовью Татьяны. Герой был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго, поэтому он не отвечает героине взаимностью.

Полноте раскрытия образа главного героя способствует появление в романе образа Ленского. Юный поэт влюблен в старшую сестру Татьяны, Ольгу. Противопоставляя Онегина и Ленского, автор показывает глубину натуры Евгения Онегина. Во время ссоры со своим соседом герой обнажает трагическую противоречивость своего внутреннего мира. С одной стороны, он понимает, что дуэль с другом – непростительная глупость. Но, с другой стороны, Евгений считает для себя унизительным отказ от этой роковой дуэли. И здесь он проявляет себя как раб общественного мнения, дитя высшего света.

В итоге Онегин убивает Ленского. Это оказывается сильнейшим потрясением для героя, после которого начались его сильные внутренние изменения. После убийства Ленского Евгений бежит из деревни. Мы узнаем, что некоторое время он странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. Все наносное ушло, осталась лишь глубокая, неоднозначная личность. Евгений вновь встречается с Татьяной. Теперь она замужняя женщина, светская львица. Увидев такие перемены, герой теперь сам влюбляется в Татьяну. Именно в этот момент мы понимаем, что Онегин способен любить и страдать. Но Татьяна отказывает ему, она не может предать своего мужа.

Таким образом, изначально Онегин – глубокая и интересная личность. Но высшее общество «сослужило ему плохую службу». Лишь отойдя от своего окружения, герой вновь «возвращается к себе» и открывает в себе возможность глубоко чувствовать и искренне любить.

В произведении, наряду с Евгением Онегиным, живет и действует образ автора. Это полноценный герой, потому что на протяжении поэмы этот образ раскрывается и развивается в лирических отступлениях, а также в самом сюжете. Мы узнаем о прошлом этого персонажа, его мысли по поводу всего, что происходит вокруг, наконец, его отношение к Евгению Онегину.

Именно с главным героем поэмы связано большинство авторских суждений и оценок. Автор подчеркивает свое единство с героем, который тоже вышел из дворянской среды и получил типичное для того круга и того времен образование. На протяжении всего романа Пушкин сравнивает, сопоставляет себя с Онегиным. Для этого он находит разные художественные приемы. Один из них – сближение с героем через общих знакомых лиц. Так, в ресторане Евгения «ждет… Каверин» - близкий друг Пушкина в молодости. Кроме того, автор сравнивает Онегина с Чаадаевым, с которым был знаком сам и которому посвятил несколько стихотворений.

В двадцатые годы XIX века у русской публики большой популярностью пользовались романтические романы Вальтера Скотта и его многочисленных подражателей. Особенно любим был в России Байрон, чья возвышенная разочарованность эффектно контрастировала с недвижностью отечественной повседневности. Романтические произведения привлекали своей необычностью: титанические характеры героев, страстные чувства, экзотические картины природы волновали воображение. И казалось, что на материале русской обыденности невозможно создать произведение, способное заинтересовать читателя.

Появление первых глав «Евгения Онегина» вызвало широкий культурный резонанс. Восторженные рецензии чередовались с едкими сатирическими статьями, неоднозначность оценок была вызвана беспрецедентностью художественного опыта, предпринятого поэтом. Необычна была уже сама форма произведения. Роман в литературной «табели о рангах» считался произведением низкого жанра в сравнении с поэмой; он основывался на бытовом сюжете, в числе его героев, как правило, не было исторических фигур. Пушкин, сознавая сложность творческой задачи, решается на объединение различных жанровых эстетик, добиваясь создания оригинального художественного мира. Синтезируя романную эпичность со стихотворным ритмом, автор достигает гармоничной целостности; многочисленные жизненные коллизии подвергаются им психологическому анализу, а разнообразные проблемы разрешаются морально-этическими оценками.

Пушкинский энциклопедизм нельзя свести только к панорамной широте изображения действительности. Принципы художественного типизирования, морально-философского концептирования открыли возможность не только зафиксировать реалии быта или общественной жизни, но и вскрыть генезис явлений, иронически связать их с понятиями и категориями, в комплексе воссоздающими практические и мыслительные контуры национального мироздания.

Пространство и время, социальное и индивидуальное сознание раскрываются художником в живых, незавершенных фактах действительности, освещаемых лирическим, а подчас ироническим взглядом. Пушкину не свойственно морализаторство. Воспроизведение социальной жизни свободно от дидактики; светские обычаи, театр, балы, обитатели усадеб, детали быта – повествовательный материал, не претендующий на поэтическое обобщение, – неожиданно предстает занимательнейшим предметом исследования. Система противопоставлений (петербургский свет – поместное дворянство; патриархальная Москва – русский денди; Онегин – Ленский; Татьяна – Ольга и т. д.) упорядочивает многообразие жизненной действительности, изначально отрицающее любые попытки каталогизации. Назидательность как средство выявления и декларации авторской позиции претит масштабу пушкинского гения. Скрытая и явная ирония сквозит в описании помещичьего существования. Любование «милой стариной», деревней, явившей национальному миру женский идеал, неотделимо от насмешливых характеристик соседей Лариных. Мир обыденных забот развивается картинами фантастических грез, вычитанных из книг, и чудесами святочных гаданий.


Масштабность и в то же время камерность сюжета, единство эпических и лирических характеристик позволили автору дать самобытную интерпретацию жизни, ее наиболее драматических конфликтов, которые максимально воплотились в образе Евгения Онегина. Современная Пушкину критика не раз задавалась вопросом о литературных и социальных корнях образа главного героя. Часто звучало имя байроновского Чайлд Гарольда, но не менее распространено было указание на отечественные истоки бытийного феномена.

Байронизм Онегина, разочарованность персонажа подтверждаются его литературными пристрастиями, складом характера, взлядами: «Что ж он? Ужели подражанье, ничтожный призрак, иль еще москвич в Гарольдовом плаще...» – рассуждает Татьяна о «герое своего романа». Детерминированность пушкинского персонажа исторической действительностью отмечалась русскими мыслителями. Герцен писал, что «в Пушкине видели продолжателя Байрона», но «к концу своего жизненного пути Пушкин и Байрон совершенно отдаляются друг от друга», что выражается в специфике созданных ими характеров: «Онегин – русский, он возможен лишь в России: там он необходим, и там его встречаешь на каждом шагу... Образ Онегина настолько национален, что встречается во всех романах и поэмах, которые получают какое-либо признание в России, и не потому, что хотели копировать его, а потому, что его постоянно находишь возле себя или в себе самом».

Воспроизведение с энциклопедической полнотой существа проблем и характеров, актуальных для социальной действительности 20-х годов XIX века, достигается не только подробнейшим изображением жизненных коллизий, склонностей, симпатий, моральных ориентации, духовного мира современников, но и особыми эстетическими средствами и композиционными решениями, к наиболее значимым из которых относятся эпиграфы. Цитаты из знакомых читателю и авторитетных художественных источников открывают для автора возможность создать многоплановый образ, рассчитанный на органичное восприятие контекстных значений, выполняя роль предварительных разъяснений, своеобразной экспозиции пушкинского повествования. Поэт перепоручает цитате из прецедентного текста роль коммуникативного посредника, расширяющего культурное пространство интерпретации «Евгения Онегина».

Фрагмент стихотворения Вяземского «Первый снег», избранный в качестве идейно-тематического пролога первой главы, ориентирован на создание косвенной характеристики героя и относится также и к обобщающей картине мировоззрения и настроений, присущих «молодой горячности»: «И жить торопится и чувствовать спешит». Погоня героя за жизнью и скоротечность искренних чувств аллегорически вычитывались из названия печального раздумья Вяземского «Первый снег» («Единый беглый день, как сон обманчивый, как привиденья тень, Мелькнув, уносишь ты обман бесчеловечный!». Финал стихотворения – «И чувства истощив, на сердце одиноком нам оставляет след угаснувшей мечты...» – соотносится с духовным состоянием Онегина, у которого «уж нет очарований».

В ироничной прелюдии второй главы «О rus!.. О Русь!» разрабатываются буколические мотивы европейской культуры в контексте отечественной патриархальной сюжетики. Соотнесение классически образцового Горациевого с неизменным миром помещичьих усадеб вносит в тему рассказа о Лариных ощущение вечного покоя и недвижности, которые контрастируют с жизненной активностью персонажа, уподобленного в первой главе «первому снегу», стремительно окутывающему землю и уходящему в воспоминание.

Цитата из Мальфилатра «Она была девушка, она была влюблена» становится темой третьей главы, раскрывающей внутренний мир Татьяны. Пушкин предлагает формулу эмоционального состояния героини, которая определит основу любовных перипетий последующей литературы. Автор изображает различные проявления души Татьяны, исследует обстоятельства формирования образа, впоследствии ставшего классической моральной нормой культуры, оппозиционной чрезмерной страстности, душевной распущенности и сну души. Героиня Пушкина открывает галерею женских характеров русской литературы, объединяющих искренность чувств с особой чистотой помыслов, идеальные представления со стремлением воплотить себя в реальном мире.

Четвертая глава открывается максимой Неккера «Нравственность – в природе вещей». Возможны различные интерпретации этого известного в начале XIX века изречения. С одной стороны, моральная сентенция является увещеванием решительного поступка Татьяны, однако следует учитывать и то, что героиня в сюжете признания в любви повторяет рисунок поведения, намеченный романтическими произведениями. С другой стороны, этическая рекомендация Неккера предстает аксиомой отповеди Онегина, мало напоминающего Грандисона и Ловласа, но являющего не менее оригинальный тип самопроявления: он использует сюжет свидания для поучения, настолько увлекаясь назидательной риторикой, что вероятность осуществления любовных ожиданий девушки исключается. Символичность ситуации любовного объяснения состоит в том, что рождается особая процедура поведения участников фабулы встречи, когда культурная компетентность читателя оказывается излишней и события перестают соответствовать знакомому литературному ритуалу: чувственность, романтические клятвы, счастливые слезы, молчаливое согласие, выраженное глазами, и т. д. сознательно отвергаются автором ввиду претенциозной сентиментальности и литературности конфликта. Лекция на морально-этические темы видится более убедительной для человека, имеющего представление об основах «природы вещей».

В поэтической структуре «Евгения Онегина» сон Татьяны задает особый метафорический масштаб осмысления и оценки внутреннего мира героини и самого повествования. Автор раздвигает пространство рассказа до мифопоэтической аллегории. Цитирование Жуковского в начале пятой главы – «О, не знай сих страшных снов ты, моя Светлана!» – отчетливо вскрывает ассоциацию с творчеством предшественника, подготавливает драматическую фабулу. Поэтическая трактовка «чудного сна» – символический пейзаж, фольклорные эмблемы, барочно-сентименталистские аллюзии – объединяет частное со вселенским, чаемую гармонию с ощущением жизненного хаоса. Драматическая суть бытия, представленная в метафорике вещего видения, предваряет трагическую непреложность разрушения привычного для героини мира. Эпиграф-предостережение, осуществляя символическое иносказание, очерчивает и пределы богатого духовного содержания образа. В композиции романа, основанной на приемах контраста и параллелизма и упорядоченной зеркальными проекциями (письмо Татьяны – письмо Онегина; объяснение Татьяны – объяснение Онегина и т. д.), отсутствует антиномичная пара сну героини. «Бодрствующий» Онегин задан в плоскости реального социального существования, его натура освобождена от ассоциативно-поэтического контекста. И напротив, природа души Татьяны распространена на бесконечное многообразие бытовых реалий и мифологических сфер бытия.

Эпиграф-эпитафия, открывающий шестую главу романа – «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно», – интегрирует пафос «На жизнь мадонны Лауры» Петрарки в сюжет романтика Владимира Ленского, чуждого объективной предметности мелочей российской жизни, создавшего иной мир в душе, отличие которого от окружающих и подготавливает трагедию персонажа. «Безболезненность смерти» предлагается как идея приятия предначертанного, независимо от того, когда оно осуществится. Мотивы поэзии Петрарки необходимы автору, чтобы приобщить персонаж к разработанной западной культурой философской традиции стоического умирания, прерывающего краткосрочность жизненной миссии «певца любви».

Тройной эпиграф к седьмой главе создает разнообразные по смыслу и интонации (панегирическую, ироническую, сатирическую) преамбулы повествования. Дмитриев, Баратынский, Грибоедов, объединенные высказываниями о Москве, представляют разнообразие спектра оценок национального мифа. Поэтические характеристики древней столицы найдут развитие в сюжете романа, наметят специфику решения конфликтов, определят особую нюансировку поведения героев. Двустишие из цикла «Стихов о разводе» Байрона, избранное в качестве эпиграфа восьмой главы, пронизано элегическими настроениями, метафорически передающими авторскую печаль прощания с романом и героями, расставания Онегина с Татьяной.

Эстетика эпиграфов наряду с другими художественными решениями Пушкина формирует дискуссионно-диалогический потенциал произведения, окрашивая прецедентные художественные явления в особые смысловые интонации, подготавливая новый масштаб обобщения классических образов. Взаимопроникновение текстов, пересечение событийных эпизодов и эмоциональных мнений составляют основу диалогической динамики культуры, ту соразмерность и пропорциональность, которая уравновешивает противоречивость субъективных устремлений писателей и поэтов в познании природы художественной истины.

Проблематика:

А. С. Пушкин является одним из величайших поэтов русской и мировой литературы. Личность Пушкина, поэта и гражданина, формировалась в десятые годы XIX века, когда вернувшиеся с войны 1812 года русские офицеры были настроены на решительные политические перемены, считали необходимой отмену крепостного права. Это было время взлета общественной мысли, деятельного участия передовой молодежи в судьбе своей страны, русского народа. Под влиянием этой эпохи свободомыслия и прогресса складывались морально-нравственные идеалы поэта, его взгляды на современное общество.

В творчестве Пушкина нашли отражение многие важнейшие вопросы и проблемы того времени. Наследие поэта чрезвычайно велико и разнообразно. Это и стихотворения, и повести, и поэмы. Во всех этих произведениях решаются вопросы национальной культуры, воспитания, отражаются искания прогрессивно настроенных людей, жизнь различных слоев общества.

Большое значение для раскрытия идеалов поэта имеют его лирические произведения. Это и любовная лирика, позволяющая понять внутренний мир поэта, и. свободолюбивая лирика, показывающая отношение автора к вопросам самодержавия, угнетения, крепостного права.

Встречаясь с членами Северного общества декабристов, Пушкин разделял мысли и настроения дворян-революционеров. Под впечатлением этих встреч, споров и размышлений о судьбе России Пушкиным и были написаны самые пламенные стихотворения: “Вольность”, “Деревня”, “К Чаадаеву” и другие. В них был создан образ лирического героя, стремящегося к справедливости, свободе, братству, образ поэта - глашатая истины:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Идеалом революционера-борца для Пушкина всегда оставались декабристы, способные пожертвовать жизнью ради дела, ради идеи. После поражения декабрьского восстания поэт остается верен своим идеалам. Не смирившись с существующим положением, он пишет послание томящимся в ссылке друзьям. В нем звучит попытка поддержать дух декабристов, убеждение, что их дело не забудется:

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Но не будет ошибкой сказать, что самым задушевным, самым значительным произведением поэта является роман в стихах “Евгений Онегин”. Именно в этом произведении наиболее полно и явственно отразились взгляды Пушкина на современное общество., проявились нравственные идеалы автора. По словам В. Г. Белинского, роман явился “энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. Произведение писалось в течение нескольких лет, за этот период многое изменилось в жизни России, в жизни самого поэта. Все это находит отражение в образах главных героев произведения - Евгения Онегина и Татьяны Лариной. На страницах романа в характерах героев, в их отношении к жизни происходит формирование нового мировоззрения самого поэта. Автор очень часто обращается к сравнению себя с Онегиным, отражая в образе главного героя и пороки общества, и положительные черты молодого поколения. Наибольшее сближение личности поэта с образом Евгения происходит в конце романа, когда герой возвращается из путешествия. Читатель видит, как сильно изменился духовный мир Онегина, его нравственные качества.

В начале произведения Пушкин называет Евгения “добрым приятелем”, тем самым выражая симпатию к молодому человеку. Но поэт показывает, что пока Онегин далек от совершенства: он слишком любит комфорт, слишком эгоистичен, не приучен к систематическому труду. Автор иронизирует над его поверхностным образованием и с горечью заявляет, что для признания в светском обществе нужно очень мало:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал,

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно...

Этого достаточно: “...Свет решил, что он умен и очень мил”. И здесь поэт, один из образованнейших людей своего времени, с лукавой усмешкой заявляет:

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь...

Да, Онегина развратил свет, да, слишком тлетворное влияние оказали роскошь, богатство, безделье. Но почему одна и та же среда породила Пушкина и Онегина, “лучших людей” и декабристов? Существуют и какие-то внутренние факторы, позволяющие человеку противостоять пошлости и глупости. Онегин обладает редким умом, способностью мыслить. И в романе показано, как этот- человек пытается найти смысл жизни, применение своим силам и энергии. Такой поиск, по мнению Пушкина, является одной из главных черт совершенного в нравственном плане человека. Сопоставляет автор себя и героя и в отношении к искусству, любви. Если в начале романа любовь для Онегина представляется лишь пустым развлечением, легкой интрижкой, то для автора это чувство свято, поэтично, необходимо. Да и сам герой в итоге наделяется способностью искренне и страстно любить, что также является важной чертой настоящего человека. Проведя своего героя через ряд испытаний, поэт наделяет его волей, силой души, способностью сострадать. Именно в таком Онегине и нашли отражение нравственные идеалы поэта.

И, конечно, взгляды Пушкина на идеал русской женщины нашли отражение в образе Татьяны Лариной. Татьяна - любимая героиня Пушкина.

Девушка, как и Онегин, имеет дворянское происхождение, как и он, получила поверхностное домашнее воспитание. Но Татьяну отличают искренность, чистота. Живя “в глуши забытого селенья”, она далека от фальши и лицемерия светского общества. Большое влияние на формирование ее личности оказала русская природа, сельская жизнь с ее обрядами и традициями. Определенное значение для Татьяны имело чтение:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Поражает цельность и душевная красота этого образа, способность к самоотверженной любви и нравственная чистота.

Как и любая молодая девушка, ждала Татьяна прекрасного и благородного принца, поэтому, когда в их деревне появился Евгений, Татьяна решила, что это и есть тот самый герой, образ которого она себе нарисовала. Со всей искренностью и естественностью девушка признается в своем чувстве, не боясь сплетен и осуждения. Поэта восхищают такие качества души Татьяны.

Позже, попав в высший свет, где царит ханжество и разврат, она не изменяет своим принципам, остается верна идеалам юности:

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад...

Татьяна все еще любит Евгения, но она не из тех, кто строит свое счастье на несчастье ближнего. Девушка жертвует собой, своими чувствами, повинуясь чувству долга, ответственности. Пушкин считает верность, способность к самопожертвованию необходимой чертой настоящей женщины.

Именно такие женщины, обладающие истинно русским характером, после поражения восстания декабристов поехали за своими мужьями в Сибирь, оставив роскошь и комфорт, не страшась лишений и тягот. Если бы Пушкин посвятил роман декабристам, его Волконская или Трубецкая непременно носили бы черты Татьяны Лариной.

Итак, в романе “Евгений Онегин” и в лирических произведениях с наибольшей ясностью и полнотой отразились вопросы, волновавшие передовых людей XIX века, проявились нравственные идеалы Пушкина.