Когнитивное развитие ребенка. Когнитивные теории развития


В этой статье мы поговорим об интеллектуальном развитии, в частности о теории когнитивного развития Жана Пиаже, стадиях развития, которые проходит ребёнок, и их особенностях. Знание данных периодов, их характеристик и соотнесённости с возрастом поможет вам в развитии интеллекта вашего ребёнка.

Стадии когнитивного развития по Пиаже

Жан Пиаже разработал теорию когнитивного развития, по которой человек развивается, проходя несколько основных стадий.

Период сенсомоторного интеллекта (от рождения до двух лет). В этом возрасте у ребёнка развивается организация двигательного и перцептивного взаимодействия с внешним миром. На этой стадии он способен только на непосредственный контакт с предметами и ещё не может работать с символами или внутренними представлениями.

Этот период разделяется на шесть стадий:

  1. От рождения до месяца. Ребёнок практически полностью ограничен врожденными рефлексами.
  2. От одного месяца до четырёх. Изменение рефлексов и их координация на основе полученного опыта. Ребёнок приобретает свои первые навыки.
  3. От четырёх месяцев до восьми. С помощью повторения закрепляются движения, которые раньше были случайными, но теперь стали нужны и интересны ребёнку. Действия получают большую направленность на внешние объекты.
  4. От восьми месяцев до года. Появление преднамеренных действий, их координация и объединение. Например, ребёнок способен устранить препятствие, чтобы только потом сделать целевое действие.
  5. От года до полутора лет. Ребёнок варьирует действие и оценивает разницу между результатом. Проще говоря, он начинает экспериментировать и искать новые действия и средства.
  6. От полутора лет до двух. Ребёнок учится находить новые действия и средства не только с помощью экспериментирования, но и с помощью мыслительных операций. То есть он всё чаще не совершает действие, а представляет его.

Период дооперациональных представлений (от двух до семи лет). Это переход от сенсомоторных функций к работе с представлениями. Ребёнок отличает обозначение от обозначаемого и может это использовать.

В этом возрасте у детей развит эгоцентризм. Они не могут взглянуть на свою точку зрения со стороны, не стремятся обосновывать свои суждения, искать противоречия и устранять их. Дети этого возраста не склонны к и не думают о своих мыслях.

Также детям этого возраста свойственна центрация, то есть сосредоточение на каком-то одном, самом заметном, признаке предмета и игнорирование остальных.

Период конкретных операций (от семи до одиннадцати лет). Ребёнок уже умеет совершать некоторые действия с представлениями, но только в этом возрасте он начинает их объединять, координировать между собой, образовывать системы. Это новый уровень, открывающий больше возможностей, чем простое связывание.

В этом возрасте ребёнок учится группировать и классифицировать предметы по нескольким признакам.

Период формальных операций (от одиннадцати до пятнадцати лет). Основная особенность этого возраста в том, что ребёнок учится мыслить гипотетически, он начинает воспринимать окружающую действительность как частный случай из того, что могло бы быть.

Ребёнок начинает мыслить гипотетико-дедуктивно. Иными словами, он выдвигает ряд гипотез, проверяет их и на основе полученной обратной связи делает выводы о действительном положении вещей.

В отличие от детей помладше, ребёнок периода формальных операций способен на систематический перебор комбинаций (младшие дети ограничиваются несколькими комбинациями).

Одарённые дети могут достигнуть периода формальных операций раньше.

Во-первых, необходимо следить за развитием ребёнка, контролировать его.

Во-вторых, нужно стимулировать ребёнка к развитию новых компетенций, к переходу на следующую стадию. Можно использовать различные развивающие игры, соответствующие возрасту.

В-третьих, нужно контролировать ребёнка, но не ограничивать. Он от природы стремится познавать мир учиться новому. Следите, но не мешайте. И помните, когнитивное развитие не заканчивается в пятнадцать лет. Вы можете развивать свой интеллект, записавшись, например, на курс .

Помогайте развитию своих детей и развивайтесь сами. Желаю успехов!

Когнитивное развитие является специфичным. Оно проявляется в виде движений малыша. Ребенок реагирует на звуки, но он пока не понимает, откуда конкретно они исходят. Психологи советуют матерям в первые месяцы жизни ребенка красить губы ярко-красной помадой, чтобы малыш осознавал источник звука, смотрел за его движением. В будущем это поможет крохе научиться говорить, повторяя мимику матери. Новорожденные дети не различают мать и чужих людей, поэтому они с одинаковой радостью идут к каждому человеку на руки. Также детям в данном возрасте свойственно повторять легкие мимические комбинации (высовывать язык, улыбаться).

От трех до шести месяцев

Ребенок начинает понимать, что после каждого совершенного им действия следует реакция матери. Конечно, дети пользуются таким открытием в полной мере. Стоит ребенку заплакать, как его мама сразу придет на помощь и устранит причины плача.

От 9 до 12 месяцев

Ребенку свойственно чувство привязанности и тоски. Он будет желать материнской любви и ласки. Если мать уходит, малыш заплачет. В это время он начинает издавать множество звуков, которые впоследствии выльются в слова.

От 12 до 18 месяцев

В это время малыш произносит первые слова. Ему хочется все везде потрогать, посмотреть, ощутить. Явным признаком данного периода является излишнее любопытство ребенка, его самостоятельная деятельность. Когнитивное развитие заключается в том, что ребенок стремится любым способом познать окружающий его мир. Следующим моментом является желание малыша подражать. Он абсолютно точно копирует телодвижения ближайших родственников, также может воспроизводить увиденное им в телевизоре или на улице.

От 18 до 24 месяцев

Двухлетний ребенок с трудом начинает сочетать слова в предложения. Пока это получается не очень хорошо, так как слабо развиты коммуникативные навыки. Слова для ребенка могут означать лишь какой-то конкретный предмет. Все это является слабым проявлением воображения, которое начнет свое активное развитие ближе к трем годам. Лучше всего в данный период времени развита память малыша. Если вы каждый день читаете ему одну и туже сказку и вдруг пропустили страницу, ребенок это обязательно заметит.

От 3 лет и далее

После достижения трехлетнего возраста ребенок овладевает всеми психическими функциями. Дальнейшей основной задачей родителей теперь является поддержка развития малыша.

В младенческом возрасте формируются основы ориентирования в окружающем мире с помощью познавательных психических процессов, связанных с восприятием и переработкой информации. Это такие психические процессы, как ощущение, восприятие, мышление, речь, внимание, память. Именно благодаря им ребенок получает информацию о себе и окружающем мире. Эти психические процессы тесно взаимосвязаны, однако имеют и существенные различия. их называют когнитивными процессами - совокупностью процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

Особенности внимания

Элементарным проявлением внимания в младенческом возрасте реакция сосредоточенности, когда малыш будто устанавливает свой анализатор, чтобы лучше воспринять сигнал.

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах.

На 3-4-й неделе жизни наблюдается зрительное сосредоточение на лице взрослого и слуховое - во время разговора с малышом. Ребенок не понимает, что ему говорят, но прислушивается, в результате чего создаются предпосылки для перехода к активному бодрствования. В конце 1-го месяца жизни она сосредотачивается на новых достаточно сильных раздражителях, например, задерживает взгляд на необычном предмете.

Значимым раздражителем для младенца является взрослый. 2-3-месячный ребенок сосредотачивается на лице матери, затем на предметах, включенных в контекст общения с ним, что является ближайшим для ребенка в течение всего младенческого возраста.

В 5-7 месяцев ребенок может достаточно долго рассматривать любой предмет, ощупывать его, брать в рот. Особый интерес вызывают новые яркие и блестящие предметы, что свидетельствует о нормальном развитии непроизвольного внимания. Дальнейшее развитие внимания связано с усвоением хватание, которое позволяет удерживать предметы и манипулировать ими. После 6-ти месяцев рефлекс "что такое?" превращается в рефлекс "что с этим можно делать?", ребенок фиксирует не только предмет, но и его признаки, действия с ним. Это стимулирует ориентировочно-исследовательскую деятельность, сосредоточение на узнавании окружающего мира. В конце года манипулирования с предметами приводит распределение внимания (ребенок действует одновременно с двумя предметами), переключение (малыш составляет шарики в коробочку, перемещая фокус внимания с одного шарика на другую).

Возникновение свойств внимания способствует зарождению сложных форм поведения и деятельности.

Развитие ощущений и восприятий младенца

В младенческом возрасте интенсивно развиваются ощущение, формируются восприятия, представления о предметах окружающей действительности, расширяется и дифференцируется отношение к ним. Ощущение начинают развиваться сразу после рождения ребенка. Суть их заключается в отражении психикой ребенка отдельных свойств предметов, таких как тепло и холод, твердость и мягкость, цвет и т.

Ощущение - отражение свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственного воздействия на органы чувств.

Главным отличием восприятия от ощущения является то, что в процессе восприятия у ребенка формируется целостное представление о предмете, а не только о его отдельные свойства.

Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций, явлений объективного мира в процессе их непосредственного воздействия на органы чувств.

К началу младенческого возраста совершенствуется работа зрительного и слухового аппаратов, поскольку возникает зрительное и слуховое сосредоточение. Обычно этот процесс заканчивается на 3-4-м месяце жизни. Ребенок свободно следит за предметами, которые двигаются в любом направлении с разной скоростью и на любом расстоянии. Она может сосредоточиться на предмете в течение неограниченного времени (до 25 мин. И дольше), в этот период возникают инициативные движения глаз - перевод взгляда с одного предмета на другой без всякой внешней причины. Слуховое сосредоточение также становится длительным. Его вызывают любые негромкие звуки, которые привлекают младенца. Зрение и слух объединяются: ребенок поворачивает голову туда, откуда слышен звук, ищет глазами его источник. Уже на 3 * -м месяце Некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку ^ Мишкой, общим оживлением.

О развитии речевого слуха свидетельствует реагирования ма-юкка на интонацию речи. Чувствуется это на 2-м месяце жизни, когда ребенок успокаивается, услышав ласковый голос матери.

Несколько позже ребенок начинает воспринимать ритмику речи и общий звуковой рисунок слов. Различение звуков речи наступает в конце первого года жизни. С этого момента начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала возникает способность различать гласные, потом - согласные звуки.

Ребенок не только видит и слышит, она стремится зрительных и слуховых впечатлений, получает от них удовольствие. ее взгляд привлекают блестящие, яркие, подвижные, предметы; слух - звуки музыки, человеческой речи. Все это заметно во время простого наблюдения, однако оно не дает оснований для выводов, что именно видит ребенок, как переживает полученные впечатления. Это можно выяснить экспериментально. 3-ми-месячного дети хорошо различают цвета, формы объемных и плоских геометрических фигур. Цвета привлекают их внимание по-разному: как правило, предпочтение отдается ярким и светлым цветам. На основе различения цветов появляется интерес к различным ярких предметов.

Во второй половине 1-го года жизни ребенок начинает активно рассматривать обследовать предметы, манипулировать ими (малыш стучит, размахивает, перекладывает, бросает и др.), При рассмотрении и манипулирования с предметами возникают зрительно-двигательные координации. Сначала малыш ориентируется в окружающем мире с помощью внешних ориентировочных действий. Когда он хочет взять какой-то предмет, рука движется к нему, определяя расстояние практически и внося коррективы по мере движения. Глаз, наблюдая за движением руки, "учится" оценивать расстояние. В процессе хватания и манипулирования ребенок познает различные свойства предметов: форму, величину, вес, температуру, прочность и др.

Дети этого возраста очень чувствительны к новизне: если рядом с предметами, на которые они часто смотрят, разместить новый, отличный от них по цвету или форме, малыш, заметив этот предмет, вполне переключается на него, надолго сосредотачивая взгляд. Малыш переставляет предмет в новые положения до тех пор, пока он не исчерпает своей новизны, снизит ориентировочную реакцию на этот предмет. Такое обследование объектов свидетельствует о зарождении интереса к их свойств. Предметы постоянно напоминают ребенку о своем существовании в окружающем мире, открывают ей свои свойства. Поиск 9-10-месячным детьми предметов, исчезли, свидетельствует о понимании ими того, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте. Они начинают узнавать предметы независимо от их положения в пространстве (перевернутые, показанные в необычном месте), правильно определять их величину, какой бы ни была расстояние до них.

В этом процессе впечатление превращаются в образы восприятия, отражающие устойчивые свойства предметов, с которыми ребенок знакомится в своих действиях. Это создает основу для использования свойств предметов при выполнении новых задач, возникающих перед ребенком, то есть для элементарных форм мышления.

В большинстве теорий развития человека на первое место выдвигается положение о стадиях, которые должен пройти ребенок, а потом и подросток, прежде чем достичь зрелости.

Для описания умственного развития предложено много схем. Некоторые авторы рассматривают это развитие как непрерывную и неизменную последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предшествующей и в свою очередь подготавливает последующую. Такова, в частности, теория Пиаже. Другие авторы, например Валлон, рассматривают этапы психической эволюции ребенка скорее как прерывистую последовательность реорганизаций, включающих подавление или добавление каких-то функций в определенные моменты. Ниже мы остановимся на описании каждой из этих теорий когнитивного развития человека и попытаемся выяснить, в чем они различаются и в чем сходны.

Этапы умственного развития ребенка и подростка

Периоды интеллектуального развития (по Пиаже)

Напомним, что Пиаже выделяет три главные стадии интеллектуального развития ребенка: стадию сенсомоторного развития (с момента рождения до 2 лет), стадию конкретных операций (с 2 до 11 или 12 лет) и стадию формальных операций (с 12 или 13 лет).

Сенсомоторная стадия. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными способностями. Он слушает, разглядывает, кричит, ударяет, мнет, сгибает, бросает, толкает, тянет, сыплет... Так на основе наследственных механизмов (рефлексов и сенсорных процессов) и первых двигательных навыков мало-помалу происходит связывание друг с другом различных действий, что порождает новые средства для достижения определенных целей.

Сенсомоторная стадия включает шесть подстадий, каждая из которых соответствует организации сложных движений («схем», см. гл. 8).

1. Врожденные рефлексы (1-й месяц жизни) - сосание, хватание и т. п. Они вызываются внешними стимулами и в результате повторения становятся все более эффективными.

2. Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) формируются как условные рефлексы в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой (сосательные движения при виде бутылочки с соской, схватывание этой бутылочки и т.п.).

3. Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) формируются благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами (хватание веревки, вызывающее сотрясение погремушки, с целью заставить ее греметь и т.п.).

Рис. 10.8. На восьмом месяце у ребенка формируется представление о перманентности (постоянстве) объекта, и он огибает препятствие, чтобы достать спрятанный от его взора предмет.

4. Координация средств и целей (с 8 до 12 месяцев) придает действиям ребенка все большую преднамеренность в расчете на достижение цели (отодвигание руки экспериментатора с целью достать спрятанную за ней куклу и т. п.).

5. Открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) происходит случайно, но вызывает у ребенка формирование связи между его действиями и их результатом (подтянув к себе ковер, можно достать лежащую на нем куклу и т.п.).

6. Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) - первое проявление интериоризованной мысли (типа инсайта) в результате сочетания уже имеющихся схем для отыскания оригинального решения проблемы (поиски средства, чтобы открыть спичечный коробок с целью вытащить спрятанную в нем конфету или засунуть в него длинную металлическую цепочку, и т. п.).

Стадия конкретных операций. На этой стадии происходит постепенная интериоризация действий и их превращение в операции, позволяющие ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, считать, измерять и т. д. Так, имея дело с конкретными вещами, ребенок обнаруживает, что то, что он только что соорудил, можно разрушить, а затем воссоздать заново в прежнем или в каком-нибудь ином виде. Другими словами, ребенок узнает, что существует определенный тип действий, которые обратимы и могут интегрироваться в общие структуры, и это позволяет ему оперировать такими категориями, как количество, величина, число, вместимость, вес, объем и т.д. Ребенок, однако, овладевает этими структурами лишь в результате долгого продвижения с предоперационального уровня развития на второй уровень конкретных операций.

1. Предоперационалъный уровень (с 2 до 5 лет) представляет собой первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты или стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами, а не прямыми действиями * (см. документ 10.2).

* Мирей Матье (Mathieu, 1986) из Монреальского университета подвергала молодых шимпанзе испытаниям, позволившим описать их «когнитивное развитие» в терминах концепции Пиаже. В результате многолетних наблюдений исследовательница показала, что детеныши «двоюродных братьев человека» в плане сенсомоторного развития примерно на 6 месяцев обгоняют человеческих младенцев 18-24-месячного возраста. Но если для последних преодоление этой стадии означает лишь своего рода трамплин к стадии конкретных операций, то молодые шимпанзе навсегда «застревают» на предоперациональном уровне. Самое большее, на что способен шимпанзенок, - это подражать действиям, не имея о них никакого представления, но он никогда не сможет «притвориться», тогда как ребенок, достигший уровня символического мышления, в состоянии сделать это уже на третьем году жизни.

Рис. 10.9. На стадии конкретных операций ребенок приобретает способность классифицировать и упорядочение располагать предметы и изображения. Это время «коллекционирования».

Однако операции, которые в это время пытается совершить ребенок, ограничены слишком еще узким диапазоном мышления и его эгоцентрическим характером. В этом возрасте ребенок, похоже, не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации. Например, в опыте с колбаской из пластилина, описанном в документе 2.11, ребенок сосредоточен на ее длине, и подобная центрация мешает ему осуществить необходимую компенсацию («Колбаска длиннее, но она тоньше»), что позволило бы ему говорить об одинаковом объеме колбаски и шарика. Эгоцентризм ребенка, мешающий ему взглянуть на мир с точки зрения, отличной от его собственной, приводит его, например, к такому ходу мысли: «Обыкновенно, если что-нибудь длиннее, то оно и больше».

2. Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) достигается, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от друга (тот факт, что колбаска длинная и тонкая, не влияет на количество пластилина, из которого она сделана). Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на материал, из которого тот сделан, на его длину, а затем, на следующем уровне развития-также на его массу и объем. В этом промежутке времени ребенок приобретает способность и к расположению объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и их классификации (научается голубые предметы относить к голубым, птиц-к птицам и т.п.).

3. На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребенок помимо представления о сохранении массы и объема * получает еще и представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того, все глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или простые физические задачи и указывает ему путь к логическому мышлению, свойственному подросткам и взрослым людям.

* Даже многие подростки и взрослые люди попадаются в следующую ловушку: «Что легче пронести 10 километров-10 кг перьев или 10 кг свинца?»; точно так же колеблются они и при ответе на вопрос: что будет с уровнем кофе в чашке после того, как туда положат кусок сахара, и после того, как он растворится?

Стадия формальных операций (с 11 -12 до 14-15 лет). На этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Как было показано в главе 8 и документе 8.6, речь в этом случае фактически идет об абстрактном мышлении, функционирующем с помощью гипотез и дедукций.

Как подчеркивают Дроз и Рами (Droz, Rahmy, 1972), работы Пиаже посвящены почти исключительно изучению развития когнитивных структур и оставляют в тени вопрос о связи между познанием и аффективной сферой. В концепции Пиаже ребенок выступает как обособленное существо, социализирующееся после длительного периода эгоцентризма лишь в силу возникающей перед ним необходимости разделить с другими людьми «объективные средства для измерения вещей и описания отношений между ними» (Wallon, 1959). По мнению Валлона, напротив, ребенок представляет собой существо, с самого рождения обреченное на социализацию из-за своей неспособности делать что-либо самостоятельно. Как заключает один из последователей Валлона (Zazzo, 1973), с самых первых месяцев жизни ребенок находится в «тесной связи, в симбиозе со своей матерью». Дальнейшие этапы развития в результате взаимодействия ребенка с другими людьми составляют серию перестроек, надстроек и усовершенствований, в которых главную роль играют моторные акты, аффективные реакции и речь *.

* Советский психолог Выготский (1978) тоже отмечает важную роль других людей в когнитивном развитии ребенка.

Последовательные стадии детства (по Валлону)

Хотя Валлон и не признает существования единого ритма развития всех детей, по его мнению, однако, существуют периоды, каждый из которых характеризуется «своими признаками, своей специфической ориентацией и представляет собой своеобразный этап в развитии ребенка».

Рис. 10.10. Французский врач и психолог Анри Валлон (1879-1962). Он провел важные исследования в области детского развития, результаты которых представлены в двух его главных книгах: «Происхождение характера» (1934) и «Происхождение мысли» (1945).

1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев) - стадия рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражение. Со временем эти рефлексы все больше уступают место контролируемым движениям и новым формам поведения, по большей части связанным с питанием.

2. Эмоциональная стадия (с 6 до 10 месяцев) характеризуется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, радость, отвращение и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать тесные контакты с окружающей социальной средой. Эмоции, выражающиеся, например, в форме улыбки или рыданий, представляют собой настоящий «предъязык», с помощью которого ребенок может повысить эффективность своих жестов, а также предвидеть реакции других людей.

3. Сенсомоторная стадия (с 10 до 14 месяцев) знаменует собой начало практического мышления. Благодаря закреплению связи между движениями и возникающими в результате перцептивными эффектами ребенок начинает все чаще реагировать на вещи направленными на них жестами. Циркулярные формы активности (когда, например, «голос оттачивает слух, а слух придает гибкость голосу») способствуют прогрессу в узнавании звуков, а затем и слов.

4. Проективная стадия (с 14 месяцев до 3 лет) связана с развитием ходьбы, а затем и речи; ребенок приобретает способность исследовать окружающий мир и воздействовать на объекты, названия которых он узнает одновременно с их свойствами. Таким образом ребенок приобретает все большую независимость по отношению к предметам, которые отныне он может толкать, таскать за собой, сваливать в кучу и классифицировать, относя к различным категориям. Такая независимость позволяет ребенку разнообразить свои взаимоотношения с окружающим и способствует самоутверждению индивидуума.

5. Персоналистская стадия (с 3 до 6 лет) включает три периода, характеризующихся развитием независимости ребенка и обогащением его собственного «Я».

В трехлетнем возрасте начинается период противопоставления. Это время развития «Я». Ребенок учится отличать себя от других и одновременно приобретает все большую способность различать предметы по форме, цвету или размерам.

В четыре года ребенок знает свое имя, фамилию, возраст и жилище. Это период нарциссизма, когда он стремится выставить себя в выгодном свете. Ребенок наблюдает за собой и следит за своими действиями, упорствуя в выполнении поставленной перед собой задачи. В то же время восприятие им предметов становится все более абстрактным, что позволяет ему различать линии, направления, положения, графические обозначения.

В пять лет внимание, которое ребенок проявляет к себе самому и к окружающему миру, подводит его к периоду подражания, во время которого ребенок учится играть роль и придумывает себе героя. Однако на всем протяжении этой стадии мышление ребенка отмечено синкретизмом, он расшифровывает ту или иную ситуацию по какой-нибудь одной детали или по набору деталей, между которыми он не способен устанавливать причинно-следственные связи (см. документ 10.2).

6. Учебная стадия (с 6 до 12-14 лет)-стадия, когда ребенок поворачивается лицом к внешнему миру. Мышление ребенка становится более объективным, что способствует углублению его знаний о вещах, их свойствах и применении. Он знакомится с сочетаниями и категориями не только предметов, но и различных форм активности (в школе, дома, во время игр и т. д.), в которых он мало-помалу начинает участвовать. Развитие ребенка, таким образом, сопровождается ростом его независимости.

7. На стадии полового созревания внимание подростка вновь сосредоточивается на своей собственной особе и потребностях собственного «Я». Этот перелом толкает ребенка на поиск еще большей независимости и оригинальности, и он же открывает ему глаза на смысл вещей и законов, которые ими управляют. Так у подростка развивается способность к рассуждению и к связыванию абстрактных понятий.

Итак, мы видим, что различия между концепциями Пиаже и Валлона в основном касаются подхода к когнитивному развитию ребенка. Если Пиаже пытается понять, какими путями ребенок достигает мышления взрослого человека, то Валлон концентрирует внимание на формировании поведения и личности, рассматривая когнитивные способности лишь как один из компонентов этого процесса. Кроме того, Пиаже со столь свойственным ему биологизмом пытается пролить свет на общие законы, управляющие развитием организма в его непрерывном стремлении к равновесию, Валлон же настаивает на сложности хода развития, обусловленной постоянным взаимодействием между индивидуумом и окружающей его социальной средой.

Стадии развития интеллекта (Ж. Пиаже)

В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта ; от 2 до 11 лет - период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций .

Период сенсо-моторного интеллекта (0-2 года)

От рождения до двух лет постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами , представлениями во внутреннем плане.

Период сенсо-моторного интеллекта делится на шесть стадий.

1. Первая стадия (0-1 мес.)

В этом возрасте возможности ребёнка практически ограничены врождёнными рефлексами .

2. Вторая стадия (1-4 мес.)

Под влиянием опыта рефлексы начинают преобразовываться и координироваться между собой. Появляются первые простые навыки (первичные циркулярные реакции ). «Например, когда ребёнок постоянно сосёт свой палец, уже не в результате случайного соприкосновения с ним, а благодаря координации руки и рта, это можно назвать приобретённой аккомодацией» .

3. Третья стадия (4-8 мес.)

Действия ребёнка приобретают более выраженную направленность на предметы и события, существующие вне и независимо от него. Посредством повторения закрепляются движения, первоначально случайные, приводящие к изменениям внешней среды, интересным ребёнку (вторичные циркулярные реакции ). Появляется «двигательное узнавание» знакомых предметов, выражающееся в том, что «ребёнок, столкнувшись с предметами или сценами, которые обычно активизируют его вторичные циркулярные реакции, ограничивается тем, что даёт лишь контур обычных движений, но реально их не выполняет».

4. Четвёртая стадия (8-12 мес.)

Возникает способность координации вторичных циркулярных реакций, их объединения в новые образования, в которых одно действие (например, устранение препятствия) служит средством, дающим возможность осуществить другое - целевое - действие, что означает и появление несомненно преднамеренных действий.

5. Пятая стадия (12-18 мес.)

Ребёнок уже не только пользуется известными ему действиями как средствами достижения целей, но и способен искать и находить новые, варьируя уже известное ему действие и констатируя отличие результата; Пиаже называет это «открытием новых средств достижения цели путём активного экспериментирования». То есть здесь возникают не только новые координации известных ребёнку действий-средств и действий-целей, но и новые действия-средства.

6. Шестая стадия (после 18 мес.)

В отличие от предыдущей стадии, здесь ребёнок уже способен открывать новые действия-средства не путём экспериментирования, а путём внутренних, умственных координаций, - внутренним экспериментированием.

Период подготовки и организации конкретных операций (2-11 лет)

Подпериод дооперациональных представлений (2-7 лет)

Для детей в этом возрасте характерна центрация (сосредоточение) на одной, самой заметной особенности предмета, и пренебрежение в рассуждении остальными его признаками.

Ребёнок обычно сосредоточивает внимание на состояниях вещи и не обращает внимание на преобразования (или, если всё же обратит, ему очень трудно понять их), которые переводят её из одного состояния в другое.

Подпериод конкретных операций (7-11 лет)

Ещё на стадии дооперациональных представлений ребёнок приобретает способность совершать некоторые действия с представлениями . Но только в период конкретных операций эти действия начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий (в отличие от ассоциативных связок). Такие действия называются операциями . Операции - «действия, интериоризованные и организованные в структуры целого»; операцией называется «любой акт представления, являющийся составной частью организованной сети соотнесённых друг с другом актов» . Всякая совершаемая (актуализируемая) операция является элементом целостной системы возможных (потенциальных) в данной ситуации операций.

У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками . Группировка - форма подвижного равновесия операций, «система уравновешивающихся обменов и трансформаций, бесконечно компенсирующих друг друга». Одна из простейших группировок - группировка классификации , или иерархического включения классов. Благодаря этой и другим группировкам ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами , объединяя их в иерархии , тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей .

Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только c конкретными объектами, но не с высказываниями . Начиная с 7-8 лет «можно наблюдать образование систем логических операций над самими объектами, их классами и отношениями, не касающихся пока пропозиций как таковых и образующихся только по поводу реального или воображаемого манипулирования с этими объектами». Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.

Период формальных операций (11-15 лет)

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций - способность иметь дело с возможным , с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно могло бы быть. Реальность и собственные убеждения ребёнка перестают необходимым образом определять ход рассуждения. Ребёнок теперь смотрит на задачу не только с точки зрения непосредственно данного в ней, но прежде всего задаётся вопросом о всех возможных отношениях, в которых могут состоять, в которые могут быть включены элементы непосредственно данного.

Познание становится гипотетико-дедуктивным . Ребёнок теперь может мыслить гипотезами (являющимися по своей сути описаниями различных возможностей), которые могут быть проверены для того, чтобы выбрать из них ту, что соответствует действительному положению дел.

Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция , дизъюнкция и т. п.) между ними. На стадии конкретных операций такие отношения могли устанавливаться лишь в пределах одного предложения, то есть между отдельными объектами или событиями, что и представляет собой конкретные операции. Теперь логические отношения устанавливаются уже между предложениями, то есть между результатами конкретных операций. Поэтому Пиаже называет эти операции операциями второй ступени , или формальными операциями , тогда как операции внутри предложения - конкретными операциями.

Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные , существенные для решения задачи , и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

Классический эксперимент демонстрирует способности, которые появляются у ребёнка на стадии формальных операций . Ребёнку дают бутылочку с жидкостью и показывают, как добавление нескольких капель этой жидкости в стакан с другой неизвестной ребёнку жидкостью заставляет её окраситься в жёлтый цвет. После этого ребёнок получает четыре колбы с разными, но бесцветными и неразличимыми по запаху жидкостями, и его просят воспроизвести жёлтый цвет, пользуясь этими четырьмя колбами по своему усмотрению. Этот результат достигается соединением жидкостей из колб 1 и 3; прийти к этому решению можно, последовательно перебрав сначала одну за другой все жидкости из четырёх колб, а затем все возможные парные сочетания жидкостей. Эксперимент показал, что такой систематический перебор парных комбинаций доступен только для ребёнка, находящегося на стадии формальных операций. Младшие дети ограничиваются несколькими сочетаниями жидкостей, не исчерпывающими всех возможных комбинаций.

Исследования периода формальных операций после Пиаже

Существуют и более поздние исследования стадии формальных операций, дополняющие и уточняющие результаты Жана Пиаже .

Были обнаружены элементы формально-операционального мышления у интеллектуально одарённых детей младшего возраста. Напротив, некоторые подростки и взрослые не достигают истинного формально-операционального мышления из-за ограниченных способностей или особенностей культуры . Так, в одном из исследований решения вербальных задач, требующих логического рассуждения, был выявлен линейный рост числа школьников, решающих задачи в соответствии с критериями стадии формальных операций, от 4-го к 12-му классу (приблизительно от 10-15 % к 80 % соответственно).

Переход к формальным операциям не совершенно резок и универсален, но более специфичен по отношению к областям знания, в которых подросток особенно компетентен.

Возраст, в котором ребёнок достигает стадии формальных операций, зависит от того, к какому социальному слою он принадлежит.

Даже подростки и взрослые с высоким интеллектом не всегда решают задачи на доступном им уровне формально-операционального мышления. Это может происходить, если задача кажется человеку слишком далёкой от реальности, если человек утомлён, скучает, чрезмерно эмоционально возбуждён, фрустрирован .

См. также

Примечания

Литература

  • Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 1994.
  • Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
  • Пиаже Ж. Теория Пиаже. Разд. III: Теория стадий // История зарубежной психологии. 30-е - 60-е годы XX века. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 232-292.
  • Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребёнка» и «Суждение и рассуждение ребёнка» // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981.
  • Piaget J. (1954). The construction of reality in the child. New York: Basic Books.
  • Inhelder B., Piaget J. The growth of logical thinking from childhood to adolescence. New York, 1958.
  • Piaget J. (1995). Sociological Studies. London: Routledge.
  • Piaget J. (2001). Studies in Reflecting Abstraction. Hove, UK: Psychology Press.
  • Cole M. et al. (2005). The Development of Children. New York: Worth Publishers.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Когнитивное развитие" в других словарях:

    Когнитивное развитие - это развитие человека от состояния, при котором мышление осуществляет незначительный контроль за деятельностью, своей и чужой, к состоянию, при котором непосредственно в деятельности и в процессах отражения мира и осознания его используют сложные … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    когнитивное развитие - Развитие мышления и мыслительных способностей ребенка … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Когнитивное развитие - (cognitive development), приобретение, систематизация и использование ребенком знаний от младенчества до совершеннолетия. Наиб, авторитетная теория К.р. была выдвинута Пиаже, к рый дал подробное описание этапов интеллектуального развития ребенка … Народы и культуры