Правила правописания падежных окончаний существительных и прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных

Цели урока: Повторить материал, изученный в 4-м классе по данной теме.

Формировать умения:

  1. Находить изученную часть речи (гл., сущ., прилаг.)
  2. Определять, в какой части слова орфограмма.
  3. Объяснять написание гласных в безударных окончаниях гл., сущ., прилаг.

Ход урока

I. Повторение по теме,Правописания безударных окончаний глаголов”

1) К доске выходит ученик, который задаёт классу вопросы (формулирует вопросы сам)

– Что нужно знать, чтобы верно написать гласные в безударных окончаниях глагола?

– Как определить спряжение глагола?

– Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

На экране после проведённого опроса появляется запись:

Спряжение глаголов

2 спр.

  1. Все глаголы на - ить - (кроме,брить” и,стелить”)
  2. 4 гл. на - ать - (слышать, дышать, держать, гнать)
  3. 7 гл. на - еть - (видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, зависеть, вертеть, смотреть)

Остальные к 1 спр.

2) Работа над правописанием безударных глагольных окончаний

А) Индивидуальные задания (у доски 2 ученика)

Карточка 1. Даны 2 предложения.

– Вставить пропущенные буквы в окончания глаголов.

– Найти слова с безударными гласными в корне слова.

– Определить количество букв и звуков в слове,листья”

Осенний лес реде…т. Только местами на ветках дуба держ…тся багровые листья.

Б) Задание классу:

Цифровой диктант (слово не пишут, только номер слова и букву)

Слова: строит, пашет, гуляет, рубит, пахнет, лечит, смотрит, дышит, слышат, скачут.

Вывод: чтобы определить гласную в безударном окончании глагола нужно:

  1. поставить глагол в неопределённую форму
  2. определить спряжение
  3. 1 спр.- е ; ут-ют (мн.ч.)
    2 спр.- и ; ат-ят (мн.ч.)

В) Задание всему классу: распределительный диктант

– оВыписать глаголы с безударными окончаниями, распределив на группы: ед.ч мн.ч. (текст на экране)

Осень. Ветер гонит опавшие листья. Шепчут на ветру деревья. Слышатся голоса собирающихся к отлёту птиц. В воздухе чувствуется холодок. Ребята отправляются на прогулку в осенний лес.

Дополнительные задания к этому упражнению:

  • озаглавить текст
  • поработать над определением широкой и узкой темы
  • назвать орфограммы, которые встретились в тексте (текст писать без пропуска букв на месте орфограммы – дети сами должны увидеть её.)

Одна из орфограмм, встретившаяся в тексте - е-и в окончании сущ.

Уч-ся находят её. Класс переходит к повторению этой орфограммы.

II. Повторение по теме,Е-И в окончании имен сущ.”

1) Работа в паре

Выходят два ученика к доске и задают друг другу вопросы (формулируют сами)

Вопросы: - Как определить, что написать в безударном окончании существительных?

– Какие существительные относятся к 1, 2, 3 спр.?

– Нужно ли определять спр. у существительных 2 и 3 склонения? А 1 склонения?

На экране таблица

2) Тренировочные упр-ия

А) Задание классу.

Игра,Третий лишний”. Слова на экране:

  1. На ели, на ветви, на ветке.
  2. О юноши, от юноше, у проруби.
  3. По дороге, в тетради, в тетрадке.

(лишнее слово выписывают, обозначают орфографически, остальные слова разбирают устно)

Индивидуальное задание:

– выписать словосочетание, в которых встречается данная орфограмма.

Мы бежали по лесной дороге к земляничной поляне.

Вывод: чтобы определить гласную в безударных окончаниях сущ. необходимо знать склонение, а в 1 скл. и падеж (или подставить,земля”)

III. Безударные окончания прилагательных

Учитель задаёт вопрос классу:

– как проверить правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных?

1. Тренировочные упражнения.

Экран. С одной стороны экрана текст, с другой пейзажи зарисовки на тему,Осень”. Звучит музыка П.И. Чайковского.

Текст на экране

Осень – о причудливая волшебница. Приходит она и расстилает жёлтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья, приносит запах свежести, лёгкого морозца.

Хорошо в парке в такие удивительные дни. Деревья объяты пламенем. Не остановить осеннего пожара.

а) выписать словосочетания

сущ.+ прил.

б) графически обозначьте орфограммы.

Индивидуальное задание: а) написать небольшой рассказ по картине (несколько сильных учеников)

Музыка, репродукция с картины, связный рассказ - метапредметные связи.

После выполнения задания уч-ся делают вывод: чтобы определить написание гласной в безударном окончание прилагательных, нужно задать вопрос от существительного, с которым согласованно прилагательное.

IV. Итоги урока

– Посмотрите внимательно на текст. Найдите орфограммы, над которыми мы сегодня работали. (уч-ся называют слова, части речи, орфограммы, проговаривают правила правописания)

– Чем ценны выполненные упр-ия для вас, ребята? (личностное восприятие)

Данные упр-ия помогают учащимся закрепить правила правописания гласных в окончаниях гл., сущ., прилаг., самим формулировать вопросы, заостряя внимание на основных моментах, совершенствовать речевые навыки.

Правописание падежных окончаний прилагательных можно проверять постановкой вопроса какой? , так как окончания вопросительного слова и окончания прилагательных совпадают. Исключением является именительный падеж единственного числа мужского рода, где под ударением пишется окончание -ой (молодо́й человек, полево́й цветок), а без ударения пишется -ый или -ий (ста́рый воин,си́ний платок).

В женском роде в именительном падеже единственного числа пишется -ая или -яя: новая синяя кофта (какая кофта?), а в среднем роде пишется -ое или -ее : новое синее пальто (какое пальто?).

Во множественном числе всех трёх родов пишется окончание -ые или -ие : новые синие платки, платья, кофты (какие? ).

В мужском и среднем роде в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким? ), а в предложном - -ом или -ем (отвечает на вопрос каком? ): любовались новым синим костюмом (платьем), говорили о новом синем костюме (платье) .

В женском роде в винительном падеже единственного числа пишется окончание -ую или -юю (отвечает на вопрос какую? ), а в творительном - -ой или -ей (-ою или -ею ) (отвечает на вопрос какой? какою? ): купили новую синюю кофту, любуемся новой (-ою ) синей (-ею ) кофтой .

После шипящих в окончаниях прилагательных под ударением пишется о, без ударения пишется е , например: чужо́ го, большо́ го, чужо́ му, большо́ му; ры́же го, бо́льше го, ры́же му, бо́льшем у (ср. с существительными).

После шипящих в именах прилагательных под ударением пишется суффикс -ов- (грошо́в ый, ежо́в ый, парчо́в ый, холщо́в ый), а без ударения - суффикс -ев- (плю́шев ый, ключев а́я вода).

    Примечание. Следует запомнить написание слова дешё́в ый (ср. деше́вле).

В кратких прилагательных под ударением после шипящих пишется о: кушанье горячо́ (о окончание), смешо́ н (о беглое в суффиксе).

В прилагательных на -ий , -ья , -ье (лисий, лисья, лисье) во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа мужского рода (лисий), перед окончанием пишется ь : лись его, лись ему, лись и и т. д.

Уменьшительные прилагательные образуются посредством суффикса -еньк-: синеньк ий, толстеньк ий ; после г, к, х возможны и -оньк- , и -еньк-: лёгоньк ий и лёгеньк ий, широконьк ий и широкеньк ий, тихоньк ий и тихеньк ий .

В суффиксе -ан- , -ян- , образующем прилагательные от существительных, пишется одно н: кожан ый, песчан ый, серебрян ый, за исключением трёх слов: деревянн ый, оловянн ый, стеклянн ый .

В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от имён существительных с основой на н , пишется два н: каменн ый, сонн ый, длинн ый .

    Примечание. От таких прилагательных надо отличать прилагательные с одним н: юн ый, свин ой и т. п. (они не имеют суффикса -н- ).

В суффиксе -ин- , образующем от существительных прилагательные со значением принадлежности или свойства, пишется одно н : гусин ый, воробьин ый, ослин ый .

    Примечание. Одно н пишется в существительном гостин ая , которое раньше было прилагательным: гостиная комната .

В суффиксе -онн- , образующем прилагательные от иноязычных слов , пишется два н: дивизионн ый, революционн ый, конституционн ый .

В суффиксе -енн- , образующем прилагательные от существительных, пишется два н: производственн ый, торжественн ый, родственн ый, соломенн ый, клюквенн ый .

    Примечание 1 . Прилагательное ветрен ый пишется с одним н . Прилагательные с приставками, образованные от слова ветер , пишутся с двумя н: без ветренн ый, за ветренн ый, под ветренн ый и т. п. Следует различать прилагательные ветрен ый (с суффиксом -ен- ) и ветрян ой (с суффиксом -ян- ). Суффикс -ен- пишется в прилагательных со значением «с ветром»: ветрен ая погода (погода с ветром), ветрен ое лето (лето с ветром), а также употреблённых в переносном значении: ветрен ая девушка, ветрен ое поведение. Эти прилагательные имеют краткую форму: погода ветрена, девушка ветрена . Суффикс -ян- употребляется в прилагательных со значением «приводимый в движение ветром»: ветрян ая мельница, ветрян ой двигатель. Эти прилагательные не имеют краткой формы . С суффиксом -ян- пишется также название болезни: ветрян ая оспа (ветрянка).

    Примечание 2 . В первой основе сложных прилагательных пишется два н , если она образована от прилагательного с двумя н: машинн о-тракторная станция (станция машинн ая и тракторная), вагонн о-паровозный парк (парк вагонн ый и паровозный). Но если первая основа образована от существительного на н , то в ней пишется одно н: машин остроительный завод (завод по строительству машин), вагон оремонтный завод (завод по ремонту вагонов).

    Примечание 3 . Существительные на -ник --ница и -ость , образованные от прилагательных с двумя н , пишутся тоже с двумя н: утренн ий-утренн ик; общественн ый-общественн ик-общественн ица-общественн ость; революционн ый-революционн ость; производственн ый-производственн ик; ценн ый-ценн ость , а образованные от прилагательных с одним н пишутся тоже с одним н: коноплян ый - коноплян ик, песчан ый - песчан ик, юн ый - юн ость .

    Примечание 4 . С двумя н пишутся также существительные, образованные при помощи суффиксов -ник -ница от существительных с основой на н: дружин а - дружинн ик-дружинн ица, мошн а - мошенн ик-мошенн ица .

Полные прилагательные, имеющие два н , сохраняют их в краткой форме: ценн ая вещь - вещь ценн а .

Перед суффиксом -ск- буква ь пишется после л (село - сельск ий) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на нь, рь: декабрьск ий, ноябрьск ий, июньск ий, июльск ий (исключение: слово январск ий ).

В остальных случаях после н и р перед суффиксом -ск- буква ь не пишется: конь - конск ий, богатырь - богатырск ий .

Чтобы различать суффиксы -к- и -ск- , надо помнить , что с суффиксом -к- образуются качественные прилагательные, которые имеют краткую форму (низк ий - низок, узк ий - узок), а с суффиксом -ск- - относительные прилагательные, не имеющие краткой формы (французск ий, киргизск ий, черкесск ий).

    Примечание. От существительных с основой на к, ч и ц относительные прилагательные образуются с суффиксом -к- , причём звуки к и ч заменяются звуком ц: казак - казацк ий, ткач -ткацк ий, немец -немецк ий . Но в некоторых, преимущественно книжных, образованиях звуки к и ч не изменяются и употребляется суффикс -ск-: узбек -узбекск ий, Углич -угличск ий, также Пфальц -пфальцск ий .

Прилагательные на -йный в краткой форме оканчиваются на -ен: спокойный -спокоен , знойный -зноен , кроме достойный - достоин .

    Примечание. Краткая форма причастия удостоенный от глагола удостоить пишется по общему правилу: удостоен .

Пишутся с прописной буквы прилагательные, образованные от собственных имён при помощи суффиксов -ов-, -ев-, -ин-, -ын- (Далев словарь, Иванов о детство, Лизин а кукла, Жучкин ы щенята и т. п.) за исключением фразеологических сочетаний, употребляющихся в переносном смысле , в которых потерялась связь с собственным именем (адамов о яблоко, базедов а болезнь, сизиф ов труд, прокру́ стово ложе и т. п.).

Пишутся со строчной буквы прилагательные, образованные от собственных имён людей , если в составе прилагательных имеется суффикс -ск- (т ургеневск ие «Записки охотника», п ушкинск ий стиль, л ермонтовск ая проза и т. п.).

    Примечание. С прописной буквы пишутся прилагательные с суффиксом -ск- , если они входят в состав названий, имеющих значения «имени, памяти» , например: Л омоносовск ие чтения, Л енинск ая премия.

Окончания имен существительных, прилагательных и глаголов.

СПРАВКА № 1

Имя существительное

Употребление букв Е-И в падежных окончаниях

существительных единственного лица.

Падеж

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Слова среднего рода на - мя

Родительный (стояли)

У реки

У аллеи

У линии

У пристани

У знамени

Дательный (подошел)

К реке

К аллее, но к линии

к пристани

К знамени

Предложный (говорил)

О реке

Об аллее,

Но о линии

О столбе, о коне, но о жребии, о здании

О пристани

О знамени

Окончания имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяй по вопросу (кроме прилагательных и причастий м.р. ед.ч. Им.п.): полями (как ими ?) чист ыми, небо (как ое ?) син ее , равнина(как ая ?) сверкающ ая

Окончания глаголов

Число

Лицо

I спряжение

Все глаголы на

-еть и

брить, стелить

II спряжение

Относятся все глаголы на –ить;

-ать: слышать, дышать, держать, гнать

-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть

-у (-ю)

- ешь (-ёшь)

- ет (-ёт)

-у (-ю)

- ишь

-ем (-ём)

-ете, (-ёте)

-ут (-ют)

-ат (-ят)

Задание 1

В каком словосочетании в обоих словах пропущена буква Е?

А. 1. о дальн…м путешеств…

2. на бушующ…м простор…

3. в бодрящ..йся свежест…

4. к ранн…й оттепел…

Б. 1. об общ…м ожидан..

2. к бесконечн… дал…

3. в крайн…м случа…

4. мерцающ…м сияни…м

Задание 2

Укажите причастие с окончанием –ИМ (ЫМ)

    с приехавш…м товарищем

    в запущенн…м саду

    в обезлюдевш…й деревне

    о расстилающ…мся растении

Задание 3

Укажите слова, где в окончании пишется буква И.

Восход…шь, доверя…шь, иссяка…т источник, претворя…шь мечты, присяд…шь на скамью, сэконом….т средства, упуст..т время, осво…т профессию, расчерт….т таблицу.

Задание 4

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

1. листья трепещ..т, травы стел…тся

3. волны плещ…тся, собаки ла..т

4. кусты кол…тся, кузнечики стрекоч…т

Задание 5

Спишите данные пословицы, вставляя пропущенные буквы

Что было, то вид..м, что будет, то увид…м.

Где стро…шь, тут и ро…шь.

Пожале…шь лычка – не увяж…шь ремешком.

Пашню паш…т – руками не маш…т.

Ноги нос…т, а корм корм…т.

Скаж…шь – не ворот…шь, напиш…шь – не сотр…шь, отруб…шь – не пристав…шь.

СПРАВКА № 2

Суффиксы причастий

I спряжение

II спряжение

Действительные причастия настоящего времени: основа гл. наст. вр. перех./неперех. несов. в.

-ущ- -ющ-

Читают - - ющ - - чита ющ ий

-ащ- -ящ-

Слышат + - ащ - - слыш ащ ий

Действительные причастия прошедшего времени: основа гл. неопр. ф. перех./неперех. соверш./несов. в.

-вш-, -ш-

Знать + - вш- - зна вш ий

Везти + - ш - - вёз ш ий

Страдательные причастия настоящего времени: гл. наст. вр. перех. несов.в.

-ем-, - ом-

Читает + - ем - - чита ем ый

Слышит + - им - - слыш им ый

Страдательные причастия прошедшего времени: гл. неопр.ф. перех. совер./несов. в.

-нн- (от гл. на –ать, -ять) прочитать + - нн - - прочита нн ый

-енн- (-ённ-) увидеть + -енн- - увид енн ый

-т- : отнять + -т- - отня т ый

Задание 1

В каком ряду во всех словах пропущена буква Я?

1. сто…щий (дешевле), (они) высп…тся, раста…л

2. та…щий (снег), (они) встрет…т, ла…ть

3. закле…ный, (они) езд…т, раска…лся

4. вер….щий, (они) выраст…т (урожай), измер…нный

Задание 2

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У (Ю)?

1. учителя исправ…т, ошибки, гон…щийся за славой

2. потоки воздуха колыш…т травы, та…щий снег

3. кол…щий дрова, друзья невзначай обид…т

4. портные скро…т недостатки фигуры, терп…щий невзгоды

II . Пунктуация

Обособленные определения

Справка

Обособляются

Не обособляются

1. Определения, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова

Весна , пришедшая рано, была в полном разгаре.

1. Определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми словами, стоящие перед определяемым словом.

Рано пришедшая весна была в полном разгаре

2. Два или более одиночных определения, стоящих после определяемого существительного, если перед ним стоит еще одно определение

Другой берег , плоский и песчаный, покрыт кустами.

2. Причастие или прилагательные с зависимыми словами, стоящие после неопределенного местоимения и образующие с ним одно целое.

Я видел нечто похожее на гроб.

3. Одиночные определения, стоящие после определяемого слова, если имеют обстоятельственное значение.

Люди же, изумленные, стояли как камни.

3. Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются запятыми от причастного оборота.

Все записавшиеся на экскурсию школьники.

4.Распространенные или одиночные определения, если они оторваны от определяемого существительного

Залитые солнцем, расстилались за рекой пшеничные поля .

4. Распространенные определения, если по смыслу связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входят в его состав.

Тайга стояла безмолвная и полная тайны.

5. Распространенные или одиночные определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют добавочное обстоятельственное значение.

Испуганная отчаянием отца, матушка не смела при нем плакать.

5. Не обособляются определения при личных местоимениях в восклицательных предложениях.

Ах ты миленький!

6. Определения, относящиеся к личному местоимению, к имени собственному

Изнуренные, грязные, мы достигли берега.

Задание 1

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? (знаки препинания не расставлены).

Брат Паша учился в кадетском корпусе, Анюта (1)вышедшая замуж еще при жизни мамы (2) жила в Курске.

    1, 2 – выделяется деепричастный оборот

    1, 2 – выделяется причастный оборот

    1 – выделяется деепричастный оборот

    2 – выделяется причастный оборот

Задание 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Федька облокотился на руку (1) и долго глядел на темную массу паровоза (2) смутно освещенную посередине (3) слушал (4) как что-то клокотало и замирало в нем (5) как потом он отделился от поезда (6) и (7) облегченно и тяжело вздохнув несколько раз (8) ушел в темноту.

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

  2. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8

Задание 3

Спишите текст, расставьте знаки препинания.

Среди великих изобретений былых времен окончательно выделивших род людской из приниженного состояния наибольшую роль сыграла письменность. Дату рождения алфавита можно считать эпохой в человеческом самосознании открывшей прямой путь к появлению книгопечатного станка.

Книга это кристаллический плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт делающий бессмертным род людской на Земле. Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на дороге человеческого прогресса. Словом нет ничего дороже книги для мыслящего человека.

Книга верный бескорыстный и наиболее сведущий друг. Она самый терпеливый учитель готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.

/По Л. Леонову./

Задание 4

Найдите предложение с определением, не требующим обособления. (Знаки не расставлены).

    При виде его живого и невредимого радость родителей была бесконечной.

    До шалаша мы добежали промокшие насквозь.

    Театр осаждало людское море буйное напористое.

    Молодой казак стройный и красивый налил мне стакан вина.

Задание 5

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить синонимичным причастным оборотом?

1. Люди, которые жили 20 тысяч лет назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.

2. Было бы несправедливо обвинять только науку и технику в ущербе, который наносят окружающей среде.

3. Грядущая третья технологическая революция, которая изменит саму природу труда, будет основываться на силе умственной активности человека.

4. Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются из-за испарений, которые поднимаются с поверхности земли.

Задание 6

Укажите предложение без грамматических и речевых ошибок.

    Школу часто обвиняют в недостаточности знаний выпускника.

    Школу часто обвиняют за недостаточные знания выпускника.

    Газета «Колокол» пользовалась большим влиянием на русское общество

    Газета «Колокол» оказывала большое влияние на русское общество.

Задание 7

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

    Разговор был холодный, несвязный.

    Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь.

    Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звезды.

    Поступивших писем в редакцию было очень много.

III . Лексика.

Многозначность слова.

Прямое и переносное значение слов.

СПРАВКА № 1

Многозначные слова – слова, имеющие два или несколько лексических значений (то есть одним словом называются разные предметы, признаки, действия):

- кулак – 1) кисть руки с согнутыми и прижатыми к ладони пальцами; 2) деталь механизма.

- первый – 1) первоначальный, самый ранний; 2) лучший из всех.

При этом между данными предметами, признаками, действиями имеется какое-то сходство.

Существует два типа многозначности.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Сходство может быть по форме: яблоко (плод) – яблоко (глазное); по цвету: золотая вещь – золотая осень; по функции: дворник (работник) – дворник (стеклоочиститель у машины).

В основе метафоры лежит сравнение. Разновидность метафоры – олицетворение – перенос свойства одушевленного предмета на неодушевленный: солнце встает и садится (словно человек).

Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними. (перенос по смежности): внимательная аудитория (перенос с помещения на слушателей), читать Пушкина (перенос имени автора на его творение).

Задание 1

Какие из данных слов являются многозначными?

Зритель, площадь, площадка, перспектива, холод, единица, маска, линия, линза, костюм, журналист, глубокий, собрание, сентябрь, остановка, парта, капля.

Задание 2

Укажите, в каких словосочетаниях слова употреблены в переносном значении?

    копна сена, яркий талант, здание школы

    снежный ковер, стальной нож, свежий хлеб

    волчий след, золотое кольцо, разбить надежды

    персидский ковер, школа жизни, строить дом

Задание 3

Найдите метонимию в предложениях.

    Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головой.

    Их села и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам.

    Аудитория внимала каждому слову лектора.

    Когда мужик не Блюхера и не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесет?

Найдите метафоры в предложениях.

    Смирились вы, моей весны высокопарные мечты.

    Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи.

Задание 4

Укажите значение выделенного слова в предложении:

Они задумывают совершить большое путешествие в Индию, на Тибет и в Монголию, чтобы подтвердить вызревшую у них ГИПОТЕЗУ о глубинном родстве индийской и русской культур.

    положение, принимаемое без доказательств

    слишком отвлеченное, оторванное от практики

    совокупность правил в области какого-нибудь мастерства

    научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.

Работа с текстом.

      Бывают любимые женщины, чьи глаза, в силу какого-то случайного сочетания их сияния и формы, воздействуют на нас не впрямую, а посредством взрыва накопленного сияния, который происходит позже, когда бессердечного существа уже нет подле нас, волшебная световая пытка продолжается.

Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже.

Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его род и падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.

Дятел угощался вкусными шишками ели . → угощался (чем?) шишками ТП, шишками (какими ?) вкусными .

Прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ый , -ий .

Мужской род : как ой ? -ой , -ый , -ий : лихой , смелый , великий

Средний род : какое ? -ое , -ее : белое , синее

Пример: В цирке был веселый клоун . → был (кто?) клоун ИП , клоун (какой ?) смелый . м.р. ИП

Родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого , -его : ближнего , веселого .

Сережа позвал своего любимого щенка позвал (кого?) щенка РП , щенка (какого ?) любимого . м.р. РП

Прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос (какому?) и имеют окончания -ому , -ему : красивому , ближнему .

Мы подъехали к красивому зданию . → подъехали (к чему?) к зданию ДП , зданию (какому ?) красивому . с.р. ДП

Прилагательное мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают на вопрос (каким?) имеют окончание -ым , -им : хорошим , веселым .

Самолет летел над огромным городом . → летел над (чем?) городом ТП , городом (каким?) огромным . м.р. ТП

Прилагательное мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (о каком?) и имеют окончания -ом , -ем : о веселом , о ближнем .

Я рассказал о любимом писателе . → рассказал (о ком?) о писателе ПП , писателе (каком ?) любимом . м.р. ПП

Прилагательные женского рода в родительном , дательном , творительном и предложном падежах , отвечают на вопросы какой? и имеют окончания -ой , -ей . красивой , старшей .

Она была веселой девочкой . → была (кем?) девочкой ТП , девочкой (какой ?) веселой . ж.р. ТП

В творительном падеже могут быть еще окончания -ою , -ею .

Прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания -ую , -юю .

Они пошли на вечернюю дискотеку . → Пошли (куда? на что?) на дискотеку ВП , дискотеку (какую?) вечернюю . ж.р. ВП

Для того, чтобы правильно склонять имена прилагательные, нужно знать их падежные вопросы в обоих числах.

Окончания и прилагательных удобнее всего проверять подстановкой вопроса какой? в нужной форме, так как окончания вопроса и прилагательного совпадают, например: Ему было тяжело идти после трудного (какого ?) дня . Исключением является именительный падеж единственного числа мужского рода (и сходный с ним винительный падеж), где под ударением пишется окончание -ой (отрывно́й календарь, делово́й человек ), а без ударения —ый или -ий (насто́льный календарь, и́скренний человек ).

В прилагательных на -ий , -ья , -ье (волчий , волчья , волчье ) во всех падежах, кроме именительного (и сходного с ним винительного) падежа мужского рода единственного числа, пишется буква ь , например: волчь я (стая), волчь е (логово), волчь и (следы); волчь его, волчь ей, волчь их, волчь им и т. д. (но: волчий вой ).

Окончания именительного падежа

В женском роде в именительном падеже единственного числа пишется окончание -ая или -яя , а в среднем роде — -ое или -ее (какая? заочная средняя школа ; какое? интересное всестороннее исследование ).

Во множественном числе всех трех родов пишется окончание -ые или -ие (какие? морозные зимние дни, ночи, утра ).

Окончания винительного падежа

В женском роде в винительном падеже единственного числа пишется окончание -ую или -юю (отвечает на вопрос какую? ), например: окончить (какую?) заочную среднюю школу .

Окончания творительного падежа

В мужском и среднем роде в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким? ), например: наслаждаться (каким?) теплым осенним днем, утром .

В женском роде единственного числа пишется окончание -ой (-ою ) или -ей (-ею ) (отвечает на вопрос какой? какою? ), например: шефствовать над (какой? какою?) сменной средней школой .

Окончания предложного падежа

В мужском и среднем роде в предложном падеже единственного числа пишется окончание -ом или -ем (отвечает на вопрос каком? ), например: писать о (каком?) теплом осеннем дне, утре .

Склонения причастий, порядковых числительных

Так же, как качественные и относительные прилагательные, изменяются (склоняются) причастия, некоторые местоимения (каждый, всякий, самый, этот и др.), порядковые числительные (первый, второй, четвертый и т. д., кроме третий, склоняющегося, как притяжательное прилагательное волчий). Правописание окончаний всех этих слов можно проверять подстановкой вопроса какой? в нужной форме, например: Он стремился почитать (какую?) каждую появляющуюся научную статью по (какому?) интересующему его вопросу.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.