Дательный падеж.
). У существительных мужского и женского рода 1 склонения в единственном числе флексии дательного падежа совпадают с флексиями предложного падежа: к сестре / к папе – о сестре / о папе .
Существительные мужского рода на -ишко и -ище имеют вариантные формы дательного падежа единственного числа – -е и -у , ср.: домишко – домишк-е и домишк-у ; котище – котищ-е и котищ-у .
В таблице 1 представлено распределение вариантов окончаний дательного падежа слов на -ишко и -ище по данным Основного корпуса:
Таблица 1. Распределение вариантов окончаний дательного падежа слов на -ишко и -ище
домишко |
городишко |
умишко |
котище |
носище |
позорище |
||||||||||||||
-е |
|||||||||||||||||||
-у |
У слов сколько , столько , несколько , много , а также числительных от пять до десять и некоторых других встречаются варианты падежных форм после предлога по : по три яблока (*по трем ); по пяти яблок vs. по пять яблок ; по скольку яблок vs. по сколько яблок ; [разве можно есть] по стольку яблок vs. по столько яблок ; по многу раз vs. по много раз . Одна из этих форм – дательный, другая совпадает с формой именительного-винительного. В таблице 2 представлено распределение вариантов окончаний слов сколько , столько и много в количественно-дистрибутивной конструкции по данным Основного корпуса: Таблица 2. Сколько , столько , много : варианты окончаний дательного падежа в количественно-дистрибутивной конструкции
|
Русский язык имеет шесть падежей, которые выражают определенные роли существительных в предложениях: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Одним из является в русском языке дательный падеж. Он занимает особенное место по сравнению с другими косвенными падежами, поскольку он противопоставлен им тем, что имеет свою семантику.
Дательный падеж указывает на объект, к которому направлено действие, на адресата (например, писать сестре, помогать родителям), на предмет (например, радоваться рождению, принадлежать ребенку), на объект состояния и свойства (например, верность сказанному, преданность хозяину). Он выражает отношение, определяющее назначение предмета (гимн труду), употребляется в безличных предложениях для передачи состояния субъекта (ребенку нездоровилось, хотелось поспать). Дательный падеж отвечает на вопрос (можно иногда мысленно подставить слово «дать») «кому?», «чему?», «где?», «куда?».
Дательный падеж, по сравнению с другими косвенными падежами, может употребляться с меньшим количеством первообразных предлогов («к» и «по»). В присловной позиции дательный падеж в русском языке с предлогом «к» может выполнять функцию информативно-восполняющей формы (относиться к самым известным изречениям), иметь объектное значение (уважение к родителям), иметь определительное значение (по месту: подойти к двери; по времени: потепление к полудню; по цели и назначению: еда к обеду).
В неприсловной позиции дательный падеж с предлогом «к» имеет значение предикативного признака (способность к пению), объектное значение при детерминации (к этому платью не хватает чего-то яркого), определительное и обстоятельственное значения места и времени (к вечеру потеплело). При употреблении предлога «по» в присловной позиции дательный падеж имеет следующие значения: объектное (стучать по дереву, скучать по брату), определительное со значениями места (идти по дороге), времени (спать по ночам), причины (сказать по ошибке), цели (вызов по проверке). В неприсловной позиции - это значения предикативного признака (тоска по родительскому дому), субъектное значение (всем осталось по книжке) и определительное значение (по воскресениям магазин не работает).
Дательный падеж сочетается с такими непервообразными предлогами: в противоположность (сказанному), благодаря (маме), вопреки (самому себе), вслед (компании), наперекор (судьбе), по отношению к (профессору), согласно (контракту), сообразно (целям), судя по (количеству). При особо стоит обратить внимание на дательный в котором зависят от самого имени имена I склонения (мужского и женского рода, которые заканчиваются на «-а», «-я») в дательном падеже окончания имеют «-е», «-и» в единственном числе (например, маме, стене, истории, тете) и «-ам», «-ям» - во множественном (например, мамам, дядям).
Существительные второго склонения (мужской и средний род с и заканчивающиеся на «-о») единственного числа окончания имеют «-у», «-ю» (например, окну, столу) и множественного числа- «-ам», «-ям» (например, окнам, столам) в дательном падеже. Имена же существительные третьего склонения (заканчивающиеся на в дательном падеже окончания имеют «-и» в единственном числе (например, к ночи, по ткани) и «-ам», «-ям» - во множественном (например, по ночам, по тканям).
Cклонение слова по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. В множественном и единственном числе. Удобный поиск склонений для слов, более 34571 слов в нашей базе. Посмотрите обучающий видео урок как правильно склонять слова.
Единственное число
Множественное число
Важно знать о склонении слов
Склонение существительных
Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.
Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов.
Также существуют несклоняемые имена существительные, т.е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, «кофе» или «какао»), так и имена собственные (например, «Гёте»).
Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.
Склонение имен числительных
Склонение числительных не имеет единого образца, оно представлено несколькими типами:
- Числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе: один - одного (новый - нового).
- Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десят склоняются как существительные 3-склонения. У числительных на -десят два окончания, так как изменяются обе части: пятидесяти, пятьюдесятью.
- Числительные сорок, девяносто, сто, полтора и полтораста, изменяясь по падежам, имеют только две формы: именительный и винительный падежи - сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста; родительный, дательный, творительный, предложный падежи - сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста.
- Числительные от двухсот до четырехсот и от пятисот до девятисот склоняются по особому типу.
- Собирательные числительные также склоняются по особому типу. Числительные оба, обе имеют два разных варианта склонения.
- Простые порядковые числительные склоняются как прилагательные: первый (новый) - первого (нового). У сложных порядковых числительных только одно окончание. У составных порядковых числительных изменяется только последняя часть.
- У дробных числительных при склонении изменяются обе части.
Склонение прилагательных
Склонение прилагательных – это изменение их по родам, падежам и числам.
Однако не все прилагательные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам. Краткие прилагательные не изменяются по падежам, а прилагательные в форме простой сравнительной степени вообще не склоняются.
Для того, чтобы правильно склонять имена прилагательные, нужно знать их падежные вопросы в обоих числах.
Важно понимать, что окончание прилагательного можно проверить окончанием вопроса.
Русский язык для начинающих., Падежи. Урок 2.
1\. Именительный — КТО? ЧТО?
2\. Родительный — КОГО? ЧЕГО?
3\. Дательный — КОМУ? ЧЕМУ?
4\. Винительный — КОГО? ЧТО?
5\. Творительный — КЕМ? ЧЕМ?
To hear audio for this text, and to learn the vocabulary sign up for a free LingQ account.
Хотите изучать язык?
В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
Рассмотрим их подробнее. Каждый падеж отвечает на определенные вопросы
1\. Именительный — КТО? ЧТО?
2\. Родительный — КОГО? ЧЕГО?
3\. Дательный — КОМУ? ЧЕМУ?
4\. Винительный — КОГО? ЧТО?
5\. Творительный — КЕМ? ЧЕМ?
6\. Предложный — О КОМ? О ЧЕМ?
Для примера просклоняем слова «девочка» и «человек».
1\. Именительный — девочка человек
2\. Родительный — девочки человека
3\. Дательный — девочке человеку
4\. Винительный — девочку человека
5\. Творительный — девочкой человеком
6\. Предложный — о девочке о человеке
Родительный и винительный падежи имеют общие вопросы. Отличить их друг от друга очень легко.
Кого эта кукла? Эта кукла девочки.
Здесь вопрос КОГО можно заменить вопросом ЧЬЯ. То есть, родительный падеж указывает на принадлежность к кому-либо или чему-либо. Запомните. Если вопрос КОГО имеет значение ЧЕЙ (ЧЬЯ, ЧЬЁ. и т.д.), то падеж — родительный.
В винительном падеже ничего заменять не надо. Там слово КОГО имеет другой смысл.
КОГО наказала мама? Мама наказала девочку.
Винительный — от слов ВИНА, ВИНИТЬ.
ЧТО ищет собака? Собака ищет кость. Здесь слово КОСТЬ в винительном падеже.
Трудно? Это только сначала. Потом будет легче)) Удачи!
Хотите изучать язык?
Учитесь на этом тексте и это понравится тысячам на LingQ.
- Огромная библиотека аудиоуроков, все с сопровождающим текстом
- Революционные инструменты обучения
- Глобальное, интерактивное образовательное сообщество
Падежи существительных в английском языке
В древнеанглийском языке присутствовали именительный, винительный, родительный, творительный и дательный падежи. Со временем они отмирали и теперь в современном английском языке существует только два падежа – общий и притяжательный.
Общий падеж (common case) английских существительных ничем не обозначен, то есть существительные в этом падеже имеют нулевое окончание (chair, car). Его значение очень размыто, и в зависимости от контекста существительное в общем падеже может выполнять самые разные функции.
Притяжательный падеж (possessive/genitive case) чаще всего выражает принадлежность (отсюда название possessive).
Притяжательный падеж образуется при помощи знака апострофа и буквы s (‘s ) или просто апострофа (‘ ). Последний способ используется для существительных во множественном числе (pupils’ work, cars’ colour) и греческих заимствований, оканчивающихся на [ -iz ] (Xerxes’ army, Socrates’ wife).
Однако если форма множественного числа образована не по обычному правилу (men, children), то в притяжательном падеже к ней прибавляется ‘s :
Если существительное – составное, то ‘s прибавляется к последнему его элементу:
Иногда ‘s может относиться к нескольким существительным или целой фразе:
Нужно учесть, что притяжательный падеж одушевленных существительных в английском языке строится при помощи окончания ‘s , а для неодушевленных – при помощи предлога of :
Однако среди неодушевленных существительных есть исключения, которые можно поставить в форму притяжательного падежа через ‘s :
- Существительные, обозначающие время и расстояние:
- Названия стран и городов:
- Названия газет и организаций:
- Слова nation , country , city , town :
- Слова ship , car , boat :
- Слова nature , water , ocean :
- Названия месяцев и времени года:
- Названия планет:
- Некоторые устойчивые выражения:
Выражение падежей английских существительных при помощи предлогов
Хотя в английском языке и насчитывается только два падежа, при помощи некоторых предлогов можно передать значение и других падежей.
Родительный падеж передается при помощи предлога of :
Дательный падеж соответствует предлогу to :
Творительный падеж соответствует предлогу with , когда имеется в виду инструмент или предмет, которым выполняется действие:
Если в виду имеется действующее лицо или сила, то используется предлог by :
Дательный падеж
Что такое дательный падеж?
Дательный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения. Дательный падеж может быть приименным (употребляться при существительных) и приглагольным (употребляться при глаголах). Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы – Кому? Чему? и сочетаются с предлогами к, по .
Как определить дательный падеж?
Для определения дательного падежа существительного поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Чему? ) и выделите у него падежное окончание. Окончания существительных разных склонений в Д. п. представлены в таблице.
Значение дательного падежа
В словосочетаниях и предложениях формы существительных дательного падежа могут выражать различные значения:
- Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года .
- Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.
- Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку .
- Определительное: памятник Грибоедову, цена словам .
Тест по теме
Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.
- Что такое дательный падеж?
- Как определить дательный падеж?
- Значение дательного падежа
- Тест по теме
- Именительный падеж
- Родительный падеж
- Родительный падеж ФИО
- Постоянные и непостоянные признаки существительного
- Дательный падеж
- Дательный падеж ФИО
- Окончания в дательном падеже
- Винительный падеж
- Творительный падеж
- Падежи существительных
- Окончания в творительном падеже
- Предложный падеж
- Падежные окончания существительных
- Склонение существительных
- 1 склонение имен существительных
- Окончания имен существительных в предложном падеже
- 2 склонение существительных
- 3 склонение имен существительных
- Безударные окончания имен существительных
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Дательный падеж
У дательного падежа в русском языке есть ряд своих функций, есть предлоги, которые подскажут вам, что использовать следует именно дательный падеж. Но также также довольно большой список глаголов, которые используются с ним, и их просто нужно учить.
1. Итак, предлоги дательного падежа — это К и ПО.
обратите внимание, предлог К используется в отношении объекта или направления, но не места.
Мы идём к родителям. Мы идём к вам.
Мы идём в кино.
Говорить по телефону.
Гулять по берегу моря.
Экзамен по русскому языку.
2. Функции дательного падежа — это состояние, эмоциональное или физическое.
Мне холодно, тепло, жарко, хорошо, плохо.
Ему весело, скучно, забавно, интересно.
3. Глаголы, в связке с которыми используется дательный падеж. Данное правило распространяется как на совершенный, так и на несовершенный вид большинства глаголов.
верить-поверить
говорить-сказать
давать-дать
дарить-подарить
запрещать-запретить
звонить-позвонить
мешать-помешать
напоминать-напомнить
нравиться-понравиться
объяснять-объяснить
отвечать-ответить
отдавать-отдать
передавать-передать
писать-написать
покупать-купить
посылать-послать
предлагать-предложить
приносить-принести
продавать-продать
показывать-показать
помогать-помочь
принадлежать
радоваться-обрадоваться
разрешать-разрешить
рассказывать-рассказать
советовать-посоветовать
удивляться-удивиться
Вот правила изменения окончаний существительных и прилагательных единственного числа в дательном падеже:
Женский род: А-Е, Я-Е, Ь-И, ИЯ-ИИ. АЯ-ЕЙ, ЯЯ-ЕЙ.
Мужской род: согласный-У, Ь-Ю, Й-Ю. ЫЙ-ОМУ, ИЙ-ЕМУ.
Средний род: Е-Ю, О-У, ИЕ-ИЮ. ОЕ-ОМУ, ЕЕ-ЕМУ.
В именительном -винительном падеже (а не согласуется с существительным , как числительные и неопределенно-количественные слова в косвенных падежах): По скольку яблок получит каждый? . Вопрос о статусе этой формы остается нерешенным в русской грамматике (ср. также просторечный оборот до скольки́ (до скольки́х ) в родительном падеже). См. также Числительное / п. 6.2.5 .
У слов сколько , столько , несколько , много , а также числительных от пять до десять и некоторых других встречаются варианты падежных форм после предлога по : по три яблока (*по трем ); по пяти яблок vs. по пять яблок ; по скольку яблок vs. по сколько яблок ; [разве можно есть] по стольку яблок vs. по столько яблок ; по многу раз vs. по много раз . Одна из этих форм – дательный , другая совпадает с формой именительного -винительного .
В таблице 2 представлено распределение вариантов окончаний слов сколько , столько и много в количественно-дистрибутивной конструкции по данным Основного корпуса:
Таблица 2. Сколько , столько , много : варианты окончаний дательного падежа в количественно-дистрибутивной конструкции
сколько |
столько |
много |
|
по …-о |
|||
по …-у |
Во-первых, он выделяется семантически: дательный имеет самостоятельную семантику – а именно, семантику получателя, в том числе выгодополучателя (Бенефактива) и получателя информации (Адресата), см. Семантические роли , – которая обнаруживается даже в отсутствие управляющего глагола и благодаря которой дательный может выступать конституирующим элементом различных эллиптических конструкций , Мне, пожалуйста, рыбу ; Вам письмо ; Вам кого? и т.д. (этим дательный падеж похож на творительный , который тоже имеет самостоятельную семантику, а именно – инструментальную). 2.1. Общая характеристика2.1.1. Типы употреблений дательного падежа : управляемый (словарно заданный), конструктивно обусловленный, свободно присоединяемыйСубстантивная словоформа в дательном падеже может зависеть от:
В русском языке есть как непроизводные, так и производные предлоги , требующие дательного падежа (подробнее см. Предлог): к , по и благодаря , вопреки , наперекор , вслед , навстречу , наперерез , подобно , по направлению к , по отношению к , согласно , соразмерно , сообразно , соответственно , сродни. Предложно-падежная форма может входить в модель управления глагола (готовиться к экзамену ) или другого слова (близок к нулю ), но может выступать и в качестве совбодной (ср. заголовки: По заслугам ; По совести ; Наперекор обстоятельствам ; Навстречу съезду ). Управляемый (словарно заданный) дательный падеж входит в модель управления конкретного слова и определяется его семантикой: например, глаголы передачи типа давать , дарить (что кому) содержат в своей семантике указание на лицо -получателя (т.е. имеют валентность Реципиента (см. Семантические роли)), глаголы речи типа признаться (кому в чем) , пообещать (кому что) – указание на лицо -адресата (т.е. имеют валентность Адресата (см. Семантические роли)) и т.д. Есть случаи, когда дательный падеж выражает семантически вырожденные отношения и не связывается с какой-либо семантической ролью (сродни увлечению ), но, тем не менее, закреплен за данным словом как единицей словаря (в концепции академической грамматики этот случай соответствует комплетивным отношениям (см. п. )). Конструктивно обусловленный дательный падеж употребляется в составе конструкции, ни один из элементов которой не имеет словарной валентности, выражаемой дательным падежом : Ему двадцать лет ; Ему не спится ; Ему сегодня не спать (глагол спать как словарная единица не требует дательного падежа , ср.: Он не спит ; однако в безличной и инфинитивной конструкциях, независимо от семантики глагола , Субъект выражается дательным падежом); Неудачно прыгнув с трамплина, сломал себе ногу (при глаголе сломать дательный падеж не выражает валентности); Нельзя все делать самому . К конструктивно обусловленным падежам относятся также детерминанты, присоединяемые ко всему предложению: Дураку семь верст не крюк (посл.). Примеров беспредложного свободно присоединяемого дательного , который не заполняет валентность предикатного слова и не является элементом конструкции, а является факультативным распространителем слова, практически нет. На роль свободно присоединяемого могли бы претендовать присубстантивный дательный (рубашка сыну ) и приглагольный дательный выгоды (купи мне молока ), но в данной грамматике они рассматриваются как конструктивные. Предложно-падежные формы имеют те же типы употребления, что и беспредложные:
Основные семантические роли, выражаемые дательным падежом в предложении: Между семантическими ролями, выражаемыми в русском языке дательным падежом , существует очевидная смысловая связь. Семантика Реципиента (получателя чего-л.) тесно связана с семантикой Посессора (обладателя): Реципиент – потенциальный (будущий) Посессор, а также с семантикой Бенефактива – «получателя» пользы. Реципиент семантически связан также с Адресатом – получателем информации, в перифразах глаголов речи широко используются глаголы передачи, ср. дать слово / клятву / обещание кому , передать информацию (при этом есть языки, где Реципиент и Адресат кодируются разными падежами , на этом основании и разводят эти две роли, несмотря на то, что они семантически очень близки и во многих языках, как и в русском, кодируются одинаково). Благодаря такой семантической однородности можно считать, что дательный (в отличие от абстрактных и синтаксичных именительного и винительного) имеет достаточно конкретное и «самостоятельное» значение, которое обнаруживается у него и вне глагольных контекстов (ср. Все лучшее – детям ). Конструктивно обусловленному дательному (см. ) обычно также может быть приписана семантическая роль (из набора ролей, свойственных валентному дательному) – благодаря тому, что конструкция обычно соотносится с некоторой денотативной ситуацией, в которой референт дативной именной группы имеет определенную роль. Следует заметить, однако, что семантическая роль может быть приписана форме дательного падежа далеко не всегда (это касается как управления, так и конструкций). Чем дальше от «ядерных» классов предикатов и основных семантических ролей, тем более затруднена семантическая интерпретация дательного падежа . 2.1.3. Синтаксические свойства дательного падежа .Субстантивная словоформа в дательном падеже в традиционной грамматике считается косвенным дополнением. Однако есть классы предикатов и классы конструкций, в которых дативная именная группа, выражающая семантический Субъект, обладает свойствами подлежащего (см., например, [Тестелец 2001: 317–359]). Некоторые авторы (см., например, [Циммерлинг 2009]; [Циммерлинг 2010]) называют предложения с такими именными группами «дативными предложениями», ср. Детям холодно , а дативные именные группы с подлежащными свойствами – неканоническим подлежащим, ср., в частности, [Циммерлинг 2012] (см. Подлежащее). Каноническое подлежащее, кроме морфологического свойства – выражаться именительным падежом – и синтаксического свойства – контролировать согласовательные признаки сказуемого, – обладает также рядом других синтаксических и коммуникативно-прагматических свойств, таких как контроль рефлексива , контроль целевых придаточных, контроль деепричастных оборотов, линейное расположение в крайней левой линейной позиции и тяготение к коммуникативному статусу темы. Дативные именные группы с субъектным значением, не обладая каноническим морфологическим оформлением и не являясь контролером согласования, могут, тем не менее, обладать рядом неосновных свойств подлежащего : Подлежащные дативные именные группы могут быть как словарно заданными (см. ) (Ему обидно ), так и конструктивно обусловленными (см. ) (Как нам быть? ). 2.2. Классы предикатов со словарно заданным дательным падежом2.2.1. Реципиент (Получатель)Реципиент, или Получатель (см. Семантические роли) является участником ситуации передачи. Основные участники прототипической ситуации передачи – Передающий субъект (выражаемый именительным падежом), Передаваемый объект (выражаемый винительным падежом) и Получатель (выражаемый дательным падежом), ср.: Сестра дала брату яблоко . Данная «падежная рамка» относится только к глаголам в действительном залоге , при словах других частей речи (прилагательном , существительном), а также при страдательных формах глагола Субъект или Объект выражаются другими поверхностными падежами (см. Залог). Однако дативный способ выражения Реципиента сохраняется. Семантическая роль Реципиента иногда обозначается как «датив», хотя исходно датив – это синтаксический термин (впрочем, сам этот термин связан с идеей передачи и происходит, как было сказано выше, от донативных глаголов). Семантическую роль Реципиента имеют глаголы и отглагольные существительные со значением передачи, дарения, предоставления и т.д. кому-л. каких-л. предметов, ценностей:
(1) Есть же такие культовые объекты, которые не могут быть переданы Церкви (2) Вот, скажем, предоставили Гренаде кредит― 160 тыс. советских рублей. [«Аргументы и факты» (2003)] (3) Первые заработанные 50 рублей Дзержинский жертвует партии. [Р. Б. Гуль. Дзержинский (Начало террора) (1974)] (4) Юбилейный― к 115-му дню рождения артиста показ "большого Чаплина" на телеканале культура― настоящий пасхальный подарок зрителю . [ «Экран и сцена» (2004)] (5) Возвращение государству личного карабина ― один из самых любимых в Швейцарии праздников. [«Известия» (2003)] 2.2.2. АдресатПолучателя информации можно считать разновидностью Реципиента, но чаще его обозначают специальным термином – Адресат (см. Семантические роли). К сфере передачи информации относятся:
Валентность Адресата есть также у существительных со значением речи: благодарность , донос , звонок , знак , обещание , ответ , совет , пожелание , поклон , предписание , признание … (кому) , в том числе у существительных со значением текста: записка , письмо , повестка , послание , телеграмма …(кому) . (6) Крючков зачитал депутатам письмо Андропова, направленное в Политбюро еще 24 января 1977 года, которое называлось «О планах ЦРУ по приобретению агентуры среди советских граждан». [А. Яковлев. Омут памяти. (2001)] (7) Представители клиента изложили дизайнерам главные особенности своего бизнеса и собственные ожидания от творческой работы. [«Бизнес-журнал» (2004)] (8) В бункере прокатывается смешок офицеров. ― Командуйте дивизиону построение, ― приказывает генерал Андрееву . ― Буду благодарить всех перед строем. [И. Ф. Стаднюк. Ключи от неба (1956)] (9) Первоначально было принято решение изъять его из производства следственной части ГСУ при ГУВД г. Москвы и передать для дальнейшего расследования в прокуратуру Тверской области, о чём даны указания прокурору г. Москвы . [«Совершенно секретно» (2003)] (10) И Чонкин отвечал ему охотно и обстоятельно, пока не спохватился, что выбалтывает первому встречному совершенно секретную Военную Тайну. [В. Войнович. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина (1969-1975)] (11) Следующий кандидат в ректоры, Леонид Мельников, которого Дмитрий Трубецков назвал своим преемником, тоже обещал делегатам расцвет университета. [«Богатей» (2003)] (12) ― Слишком много ты жаловался кесарю на меня, и настал теперь мой час, Каифа! [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита (1929-1940)] (13) Наши учителя никогда не льстили молодым . [В. Смехов. Театр моей памяти (2001)] (14) Однако, вопреки обыкновению и страхам Василия Ивановича, грубить хозяину Федор не стал. [Б. Васильев. Были и небыли. (1988)] (15) Березкин оглянулся на немецкие дома, подмигнул Глушкову и побежал. [В. Гроссман. Жизнь и судьба (1960)] (16) Публика рукоплескала солистам ГАБТа Екатерине Головлевой и Константину Толстоброву в «Тоске», дирижерам Павлу Клиничеву и Владимиру Андропову. [«Российская музыкальная газета» (2003)] (17) Вопросы писателю сыпались со всех сторон. Большинство из них были наивными, ученическими, с большим налетом «литературности». [Н. Пеньков. Была пора (2002)] (18) Мы отдаём себе отчёт в том, что наезд Касьянова на Кудрина с Грефом ни в коей степени не направлен против президента. Наоборот, это, скорее, послание президенту . [«Еженедельный журнал» (2003)] (19) У Джобсона и Кука алкоголизм― сознательный ответ бытию , которое по разным причинам не удовлетворяет. [«Экран и сцена» (2004)] (20) Резервисты казанской команды (отдельное "спасибо " Мршичу и Симпкинсу ) в мастерстве мало отличались от тех, кто стартовал, а по уровню азарта и рвения их даже превосходили . [«Известия» (2003)] (21) Пришествие бездарного Коммода и кровавые распри воевод после его гибели – вот знак христианам , что скоро придёт их черёд упорядочить обветшавшее наследие Цезаря и Августа! [ «Знание - сила» (2003)] (45) Liquid Computing позволит ИТ-персоналу отвечать сиюминутным запросам бизнеса ". [«Computerworld» (2004)] (46) Так, если ты обладательница смуглой кожи, тебе подходят тёплые и тёмные тона [«Даша» (2004)] (47) Сейчас интересы государства, как совокупности чиновников, бандитов, магнатов, абсолютно противоречат интересам общества в целом , интересам России как таковой . [«Завтра» (2003)] (48) Шаблоны― это подкладной инструмент с вырезами, очертания которых соответствуют контурам выколачиваемых изделий . [«Народное творчество» (2004)] (49) Покупатель покупателю рознь . [«За рулем» (2003)] (50) Согласно этому принципу , пользователь может "строить" систему требуемой ему функциональности, настраивать её в соответствии с изменениями условий и особенностями деятельности вуза, использовать без каких бы то ни было преобразований данные одной подсистемы в данные другой. [«Информационные технологии» (2004)] (51) Представлена схема движения товара из сферы торговли в сферу потребления и адекватные этим процессам издержки. [«Вопросы статистики» (2004)] (52) Такие модели совершенно чужды Галилею, Декарту, Спинозе, Ньютону . [«Знание – сила» (2003)] (53) В 1920-1930-е годы старые вещи уничтожаются как чуждые советскому строю и идеологии, как "признак обывательщины". [«Неприкосновенный запас» (2004)] 2.2.5. Экспериенцер
ПРИМЕЧАНИЕ . При предикатах рад (кому) , радуется (чему) дательный падеж выражает Стимул, а Экспериенцер выражается именительным падежом . (54) Если европейцам вздумается пойти по стопам наших «героев», то испанцам найдется что припомнить англичанам, французам немцам, итальянцам французам... [«Лебедь» (2003)] (55) Ехавшим на празднование секретарям и членам бюро наскучило стоять на ветру, и они вновь сели в машины. [В. Гроссман. Жизнь и судьба (1960)] (56) Высокая, плохо сохранившаяся плоская женщина со сросшимися на переносье бровями, назвавшись сестрой Чиграшова, строго сказала, что Виктору Матвеевичу нездоровится , и попросила в ближайшую неделю брата не беспокоить. [С. Гандлевский. НРЗБ (2002)] (57) И Аркадию Лукьяновичу подумалось , что университетские, академические и прочие учреждения нынешней интеллигенции представлялись ему теперь по воспоминаниям более хрупкими, неустойчивыми, готовыми в любой момент обрушиться и придавить находящихся там обитателей. [Ф. Горенштейн. Куча (1982)] (58) Никанору Ивановичу полегчало после впрыскивания, и он заснул без всяких сновидений. [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита (1929-1940)] (59) Спектакль залу понравится . Яйца кидать не будут и тем более не полезут на сцену. [«Время МН» (2003)] 2.2.6. Посессор (Обладатель)
(61) Считанным счастливчикам настоящий Даль доставался от прабабушек-прадедушек. [«Известия» (2001)] (62) Добровольцам дешевле обойдутся такси, театры и купание в бассейнах, а также товары в магазинах, которые присоединятся к этой программе. [«За рулем» (2004)] (63) Современным мастерам не хватает знания отечественной народной культуры. [«Народное творчество» (2004)] (64) ― Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? [В. М. Гаршин. Attalea Princeps (1879)] (65) ― Ему и половинки много , ― вмешалась жена, очень вовремя вернувшаяся с тарелками. ― Сейчас такой мужик пошел, от одной рюмки с копыт валится. [А. Щербаков. Пах антилопы (2002)] 2.2.7. Носитель свойства(67) Он не поддался соблазну приукрасить экономическое положение страны, хотя, конечно же, не обошел вниманием те существенные сдвиги, которые произошли за последние годы. [«Санкт-Петербургские ведомости» (2003)] (68) К сожалению, оказалось, что повсеместно доминирует наиболее патогенный и почти не поддающийся лечению генотип 1b. [«Вопросы вирусологии» (2002)] (69) А вот человекообразные обезьяны предпочитают выражать свои чувства не взглядами, которые у них трудно поддаются истолкованию , а движениями головы, например, покачиваниями или кивками. [ «Знание – сила» (2003)] 2.3. Конструктивно обусловленный дательный падеж : конструкции и детерминанты2.3.1.1. Дательный падеж при инфинитиве(70) А на чём мне ещё ездить , когда я первую "Волгу "почти сорок лет назад купил? [«Автопилот» (2002)] (71) Она сказала / что мальчик он талантливый / но ему ещё работать / работать и работать. [Беседа в Воронеже (2001)] (72) Успокаивающие слова Дорна ничего не могут поправить: Аркадиной уже не оправиться от удара. [«Экран и сцена» (2004)] (73) Коробову ли не знать , через какие невероятные коллизии прошло и вследствие этого какую роль сыграло для становления внутрикрымского поэтического «мы» такое четверостишие Грачева. [«Октябрь» (2001)] (74) Купцу бы уйти , а он всё на собачку смотрит. [Г. Г. Белых. Лапти (1929)] (75) Директор привычно и презрительно хамит: «не хватает на пирожки с мясом, ешьте с ливером». Не Курочкину бы говорить про мясо. [А. Архангельский. Послание к Тимофею (2006)] 2.3.1.2. Дательный падеж при безличном пассиве2.3.2. Конструкции со смещениемВ конструкциях со смещением есть слово с валентностью, которая при этом слове не выражается, а выражается при другом слове формой дательного падежа . Поэтому речь и может идти о смещении: именная группа смещается от того слова, с которым она связана семантически (но при котором выражалась бы иной, не-дативной формой), к другому слову, ср.: Положи ему в карман записку (в его карман) или относится (в качестве детерминанта) ко всему предложению, ср. Ему здесь не место ; при этом она получает дативную кодировку (и – иногда – связанные с ней дополнительные коннотации). ПРИМЕЧАНИЕ . Этот конструктивно обусловленный и чрезвычайно распространенный тип выражения Посессора следует отличать от т.н. «словарно заданного Посессора» (ср. принадлежать кому ), свойственного весьма немногочисленной группе предикатов (см. ). 2.3.2.2. Конструкции с реляционными именамиВ таких конструкциях участвуют реляционные имена (существительные со значением отношения), у которых есть валентность второго члена отношения (брат , друг , товарищ , соперник и т.п.), а также функциональные имена с элементом реляционной семантики (начальник предполагает подчиненного, судья предполагает подсудимого и т.д.). В стандартном случае валентность на второе лицо , участвующее в отношении, выражается родительным падежом (друг Пети ; начальник Иванова ) или притяжательным местоимением (мой помощник , наш товарищ ): (76) Он тебе отец; Я тебе не судья / не товарищ / не помощник / не начальник; Ты мне не друг после этого; Я ей родня, она и жалует меня; Гусь свинье не товарищ (ср. не чета, не ровня). (77) ― Я не знаю никаких Грачевых, и Грачев мне не указ, ― произнес Минкин уже менее уверенно. [Д. Быков. Орфография (2002)] (78) Но и тут "единороссы" не конкуренты коммунистам и особенно― ЛДПР . [«Итоги» (2003)] (79) Конец – делу венец. (посл.) 2.3.2.3. Лексикализованные конструкции со смещениемК конструкциям с внешним Посессором и реляционными именами примыкают сильно лексикализованные конструкции типа: (80) Посмей только на мою площадь! Я тебя в милицию сдам! Хуже ― в дурдом! Там тебе самое место! [И. Грекова. Перелом (1987)] (81) Старикам здесь не место! (93) Он обшивал ребятишек, шил платья жене и костюмы себе . [А. Солженицын. В круге первом (1968)] (94) И Винитар в угрюмом молчании варил воинам медовуху и кашу, а потом мыл котлы. [М. Семенова. Волкодав: Знамение пути (2003)] (95) Мать заняла для него у соседки пятнадцать рублей. Купила Сучкову билет на поезд. [С. Довлатов. Наши (1983)] 2.3.4.2. Конструкции несоответствияАналогичное происхождение имеет дательный в конструкциях со значением несоответствия: (96) Мне пиджак мал; Ребенку этот стул высок. В конструкциях Стул высокий ; Пиджак маленький просто характеризуется значение параметра какого-либо предмета; это, так сказать, «минимальная» ситуация. В конструкциях же Ребенку этот стул высок описывается расширенная ситуация: появляется «потребитель», который собирается использовать данный предмет и которого данное значение параметра не устраивает. В таких конструкциях дательный выражает семантику, близкую к малефактивной. 2.3.4.3. Экспрессивный («риторический») дательныйКонструкции с экспрессивным дательным характерны для разговорной речи. (104) Интерьерными журналами не интересуюсь, чтобы не было соблазна следовать "моде ", стараюсь идеи культивировать в себе. [«Домовой» (2002)] (105) Следуя заветам Ильича, на многочисленные сборы Володя брал с собой кучу учебников и учился, учился и учился. [«Дело» (2002)] (106) Он следует выбору своего сердца. [В. Отрошенко. Эссе из книги «Тайная история творений» (2001)] (107) Строго следуйте предписаниям врача и точно выполняйте лечебные процедуры. [«Здоровье» (1999)] (108) Следуя обычаю , быстро нагнулась она поднять венок или то, что мелькнуло в воздухе, как венок. [А. С. Грин. Ива (1923)] (109) Если следовать логике реформы, больших дивидендов они не получат. [«Красноярский рабочий» (2003)] Поддаться уговорам, – эллиптические предложения). 3.1.3. Субъектное значениеСубъектное значение – это значение отношения производителя действия или носителя состояния к этому действию или состоянию: (110) Раз только, когда Ольге нездоровилось и она невзначай чихнула, старуха Мясоедова сообщила соседям, что, видимо , помер в заключении Марк, что, видимо , он приходил на свои девятины попрощаться с родным домом, бродил по комнате и чихал. [В. Пьецух. Шкаф (1997)] (111) И ей хорошо, и военным весело; они уже не так злятся на сокращение армии; не их же отставили? [А. Архангельский. 1962. Послание к Тимофею (2006)] (112) Даже непрофессионалу видно ― запах абсолютно не тот, причем гораздо менее интересный. [Красота, здоровье, отдых: Косметика и парфюм (форум) (2004)] (113) В одной компании корреспонденту "Автопилота" сказали , что новым клиентам следует делать заказ не меньше чем за неделю. [«Автопилот» (2002)] С точки зрения семантики предиката это Субъект физиологического, эмоционального, перцептивного или модального состояния соответственно. 3.1.4. Определительное (характеризующее) значениеКроме перечисленных абстрактных значений у дательного падежа выделяется определительное, или характеризующее, значение, которое обусловлено лексико-семантическим классом управляющего слова и потому является более конкретным. Определительный дательный выражает характеристику предмета, действия, состояния или целой ситуации: цена деньгам , памятник Пушкину , зерно птицам. ПРИМЕЧАНИЕ . Различают также разные виды обстоятельственно-характеризующих значений – локативное (подойти к дому, ходить по дорожкам ); темпоральное ( |
Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно — ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет. Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей. Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.
Казалось бы такие простые понятия — и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.
Что будет если падежей не станет?
Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: «Мама ест каша» или «Папа читает газета». Ребенок уточнит — почему маму ест каша? Или «почему газета читает папу?» Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно — какое окончание у слова.
А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название — падеж! Падать вниз перед главным словом.
Самый главный — именительный падеж
А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Обычно к этому слову есть действие. Например, «Мама ест.» Мама — это слово (существительное) в именительном падеже.
Все шесть падежей подробно
Родительный,
Дательный,
Винительный,
Творительный,
Предложный.
Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.
Родительный — родил, родитель. И вопрос можно поставить такой «нет кого? чего? » Сейчас пока нет — но «родим, и будет «. Родительный падеж.
Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»
Следующий падеж «Дательный «. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему? » (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)
Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».
Падеж «Винительный » — самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос «кого?» или «что? «. Однако есть важная деталь — окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.
«Курица снесла яйцо » — «яйцо» не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос «что?» Значит, слово «яйцо» стоит в винительном падеже .
«Мама ест кашу » — «что?» кашу — винительный падеж . Это слово имеет окончание «у «, отличное от окончания этого слова в именительном падеже «а «.
«Мама положила ложку каши » — а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос «чего». «Ложку чего?» — «каши».
«Мама увидела девочку » — слово «девочка» стоит в винительном падеже . Винить «кого?» девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос «нет кого?» — характерный для родительного падежа , то и окончание слова «девочка » поменялось бы на «девочки «.
Итак, объясняем ребенку значение винительного падежа — винить . Поэтому вспомогательный вопрос «винить кого? » «винить что? «. В родительном падеже вспомогательный вопрос «Нет кого? » «нет чего? «.
Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах :
«мыши» — родительный падеж (нет кого? мыши)
«мышь» — винительный падеж (винить кого? мышь).
Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах :
«яблока» — родительный падеж (нет чего? — яблока)
«яблоко» — винительный падеж (винить что? — яблоко).
Творительный падеж . Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем? » «сделано чем? «. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем? » «сотворено чем? »
Слово «мама» в творительном падеже «мамой». Отвечает на вопрос «сделано кем? » мамой.
Слово «собака» в творительном падеже «собакой». Можно задать вопрос «сделано кем? » собакой.
Слово «груша» в творительном падеже «грушей». Можно задать вопрос «сделано чем? » грушей.
И самый последний падеж «Предложный «. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения «предложения» — станет понятным. То есть «предложный» — предлагать и «договариваться о ком? о чем? »
Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем? » о бревнах)
Маша рассказала в классе о папе. — слово «папе» в предложном падеже: «о ком? » о папе.
Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним . Еще и поэтому он имеет название «предложный» Например, если мы скажем «Маша рассказала сказку папе» — то слово папе тут будет в дательном падеже , а вот если мы скажем «Маша рассказала сказку о папе» — то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.
Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи — подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.
Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.
Например:
мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.
Определили падеж?
А вот так, когда мы задаем вопрос:
кто? — мышь — именительный падеж
кого? мыши — родительный падеж
кому? мыши — дательный падеж
кого? мышь — винительный падеж
кем? мышью — творительный падеж
о ком? о мыши — предложный падеж
Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.
Порядок падежей при склонении
Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.
Р- Рождения
В — Винили
Т — Творили
П — Предлоги давали.
Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.
Повторим вопросы к падежам — чтобы ребенок легко запомнил
Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.
Именительный — кто? что?
Родительный — нет кого? нет чего?
Дательный — «дать кому?» «дать чему?»
Винительный — «винить кого?» «винить что?»
Творительный — «сделано кем?» «сделано чем?»
Предложный — «о ком?» «о чем?» — перед существительным есть предлог.