Искусство его виды многозначность термина два основных значения. Рациональный уровень морального сознания Термин искусство многозначен чаще всего он

Искусство как структурный элемент человеческой культуры является ее универсальным языком, языком всеобщим, функционирующим во всем социальном времени и во всем социальном пространстве.

А. Н. Илиади утверждал, что достаточно представить хотя бы один из бесчисленных шедевров искусства, чтобы уяснить, какую актуальную значимость сохраняют они для современности, поскольку являются прежде всего памятниками (часто единственными), которые в подчеркнуто эмоциональной форме свидетельствуют о жизнедеятельности прошлых эпох, о социальных процессах и событиях из жизни тех поколений, при которых они были созданы. Поэтому по ним во всей возможной многогранности и воссоздается потомками культура прошлых эпох в единстве ее материальной и духовной сторон. Даже тогда, когда от этой эпохи сохранились свидетельства историков и научные трактаты, политические и религиозные доктрины, кодексы нравственности и морали, объединить все это в целостность, изоморфную к жизнедеятельности, казалось бы, безвозвратно прошедшей эпохи, может искусство и только искусство. Происходит это потому, что искусство доносит до нас не просто сведения о фактах истории, событиях и научных открытиях. Шедевры искусства несут через века значение и смысл жизни, каким он представлялся человеку той эпохи не только в общеродовом плане, но и в личностном переживании значимости, и в смысле своей жизнедеятельности, своей борьбы за надежды и идеал, из чего выкристаллизовываются в конечном счете мысли, чаяния, переживания и борьба за будущее или против него тех или иных людей, сословий, классов, народов, государств.

«Значимость искусства как универсального языка человеческой культуры, - делал справедливый вывод А. Н. Илиади, - закреплена в художественно-образной структуре его конструкций, делающих его в наиболее полной степени из всех языковых систем, известных человечеству (естественных языков, языков науки), доступными для воспитания человечества в целом, причем не только вне этнических или государственных границ данной эпохи, но и в последующие века. Тем самым устанавливается своеобразный диалог между различными поколениями, актуализирующий опыт протекшей жизнедеятельности и создающий возможность дальнейшего “рывка” в социальное будущее с плацдарма этого актуализированного опыта» .

Таким образом, искусство как универсальный язык культуры есть, с одной стороны, воспроизведение этой культуры в ее специфических системах, т. е. воспроизведение конкретно-исторического образа жизни людей различных эпох и этнических регионов, а с другой - утверждение и развитие отражаемого образа жизни, отражаемой культуры. Это сложный механизм диалектики культуры и искусства, образа жизни и его художественной равнодействующей.

Искусство, являясь универсальным языком культуры, особой знаковой системой, использует различные знаки. Но знаки именно художественные.

Знак художественный - термин, обозначающий реальность не в чисто предметном бытии искусства, а скорее в его функционировании.

В силу этого исходной становится не проблема знака как такового, а проблема вычленения знакового многообразия, проявляющегося прежде всего в социальном бытии - потреблении, восприятии искусства. Элемент художественной формы, будь то мелодический оборот, архитектурная деталь или обособленно рассматриваемое изображение отдельного предмета в живописи, имеет четыре свойства знака:

  • 1) он обладает значением;
  • 2) информирует нас о чем-то отличном от пего;
  • 3) употребляется для передачи информации (хотя и не обычной, а окрашенной эмоционально-эстетическим отношением автора к репрезентируемому);
  • 4) функционирует в знаковой ситуации (пока произведение не воспринято нами, оно не существует для нас как явление искусства). Поэтому такой элемент как будто бы можно назвать художественным знаком.

Но еще четыре свойства отличают этот художественный знак от обычного. Каждое средство в искусстве весьма многозначно, в то время как знак единичен и устойчив по значению. Многозначность каждого из выразительных средств искусства имеет двоякую природу. Его различные значения зависят, с одной стороны, от ситуации и контекста, в которых оно применено (Е. Басин называет такую полисемию «речевой»), а с другой - от его истолкования воспринимающими индивидами («языковая полисемия»). Оба вида полисемии не являются целиком произвольными. Как пишет Басин, произведения искусства всегда воспринимаются не только глазом индивида, но и через него глазами «общественного субъекта» - общества. Вот почему «языковое» значение произведений искусства во многом определяется обществом и относительно не зависит от индивида. Таким образом, в искусстве, помимо «речевого» значения и «речевой» полисемии имеется языковое значение - относительно устойчивое социальное и общезначимое". Тем не менее многозначность выразительных средств искусства остается неоспоримым фактом. Как в музыке, так и в живописи, да

и в любом виде искусства, знак не может быть однозначным. Содержание (значение, которое вкладывает в него автор) прочитывается адресатом не всегда полностью адекватно. Иногда содержание это может быть даже более полным, нежели задумывал сам автор. Часто же содержание, которое извлекает воспринимающий, уже того, которое имел в виду художник. Специфика музыки заключена в том, что большое значение при восприятии имеет исполнение. Хорошо известны случаи, когда первое исполнение решало судьбу произведения. И даже тогда, когда мы смотрим лишь нотный текст, мы невольно выступаем в качестве интерпретатора. (Впрочем, и при восприятии живописного холста мы являемся определенным образом его интерпретатором.) Не случайно для композитора так важно исполнение его произведений. Второе отличие художественного знака состоит в том, что он не может быть выделен из данного контекста и без изменений использован в другом контексте, как это характерно для обычного знака. Наконец, самые главные отличия - это большая самостоятельная роль формы художественного знака и ее иное соотношение с содержанием, чем у обычных знаков. У них в большинстве случаев материальная форма произвольна по отношению к значению. В искусстве же даже при небольшом изменении формы изменяется и содержание. Нам не безразлично, например, в каком регистре, каким инструментом, в каком темпе исполняется та или иная мелодия, не говоря уже об изменении в ней хотя бы одного-двух звуков. Точно так же без ущерба для содержания нельзя переставить слова в стихах, изменив тем самым ритм, или заменить какое-либо слово сто синонимом. Одна из причин невозможности получить полное представление о живописном полотне по репродукции заключается в изменении, даже при высоком уровне техники, всех элементов формы, цвета, фактуры и т. д. Вот почему понятие «знак художественный» может применяться лишь как метафорическое.

Поскольку нас интересует характер соответствия художественных знаков формам реальных предметов, из всех существующих многочисленных классификаций знаков мы берем ту, которая основана на разделении знаков по их типу соотношения с денотатами (ее впервые предложил Ч. Пирс). И хотя сегодня семиотика далеко ушла от теории Пирса и часто весьма критична по отношению к ней, такого рода классификация знаков может помочь во многом объяснить специфику художественных знаков. С этой точки зрения знаки делятся на три группы:

  • 1) знаки-изображения (иконические знаки);
  • 2) знаки-признаки (симптомы, индексы, индикаторы);
  • 3) условные знаки (знаки-символы).

По аналогии с этим и среди художественных знаков можно выделить три основных типа: художественные изображения, которые будут близки классическим знакам-изображениям, художественные «выразительные приемы» (включая интонационные знаки) и художественные «символические средства». Термин «символ» многозначен и в разных сферах имеет различный смысл. Поэтому следует учитывать, что здесь он употребляется лишь в одном из многих смыслов, а именно как обозначение элементов художественной формы, которые аналогичны условному знаку и которые должны быть сопоставлены с типами знаков вне искусства. Однако, прежде чем провести такое сопоставление, надо сделать существенную оговорку. Следует подчеркнуть исключительную приблизительность, условность предложенного разделения художественных знаков, вытекающую из многозначности и многофункциональности каждого из них. Конкретное художественное средство, примененное в том или ином произведении искусства, характеризуется одновременно и с изобразительной, и с выразительной, и с символической (условно-знаковой) сторон. Художественное изображение и художественное символическое средство одновременно всегда являются в какой-то мере и выразительными приемами, поскольку эмоциональная выразительность есть неотъемлемое, обязательное качество всякого искусства и «пропитывает» собою насквозь всю ткань художественного произведения. Выразительный прием и символическое средство зачастую (хотя и не всегда, не во всех видах искусства) обладают хотя бы некоторыми признаками изображения. Наконец, изображения и выразительные приемы обязательно содержат черты условности, что сближает их с символическими средствами. Поэтому точнее говорить о совместном существовании трех типов художественных знаков.

По отношению к языку искусства и понятие знаковой системы может быть применено лишь частично.

Художественный язык имеет три свойства знаковой системы: связь существующих «знаков» и введение новых на основе правил, зависимость значения «знака» от его места в системе. Но другие свойства обычной знаковой системы ему не присущи. «Словарь» средств, применяемых в данном виде искусства, невозможно составить по нескольким причинам, и в частности, из-за того, что художник почти не использует уже готовые средства, созданные другими, а создает новые средства по образцу существовавших ранее. Следовательно, язык каждого вида искусства - это набор не готовых «знаков» («слов»), а лишь определенных типовых форм, от которых отталкивается автор при создании собственного языка, состоящего во многом из новых оригинальных элементов. При отсутствии таких элементов творчество художника воспринимается как банальное по языку, эпигонское, не имеющее самостоятельной ценности, хотя не раз возникали проекты создания словаря художественного языка, например, музыки на основе привязки его к естественному языку.

Еще одно отличие художественного языка от знаковой системы состоит в невозможности перевода созданных на его основе текстов на другой художественный язык. Здесь имеются в виду не общеизвестные случаи создания новых, самостоятельных произведений в одном виде искусства на основе образов другого вида (программное музыкальное произведение на сюжет стихотворения или картины, театральная инсценировка или киноэкранизация романа и т. п.), а именно переводы, целиком равнозначные оригиналу, способные его заменить.

Высказанное положение не опровергается общеизвестным фактом существования полноценных переводов с одного языка на другой в литературе. Дело в том, что при переводе прозы художественный язык (как система образных средств) вообще не меняется; иным становится лишь материал (вербальный язык). В поэзии же перевод становится уже видом самостоятельного творчества, так как при переходе к другому вербальному языку часть образных средств оригинала неизбежно видоизменяется. Впрочем, это относится и ко многим прозаическим произведениям, отмеченным высокой степенью поэтичности.

В разных видах искусства разные знаки могут иметь сходное содержание, и, наоборот, сходные знаки могут выражать разное содержание: искусство живописи и музыки - разные знаковые системы. Н. Н. Пу- нин по этому поводу писал:

То, что сказано однажды и именно данным языком, невозможно повторить, переведя на другой язык, - это закон для всего художественного творчества 1 .

Об этом же говорит и М. М. Бахтин. Правда, связывая невозможность перевода с одного языка искусства на другой с проблемой текста, Бахтин пишет:

За каждым текстом стоит система языка. В тексте ей соответствует все повторенное и воспроизведенное и повторимое и воспроизводимое, все, что может быть дано вне данного текста (данность). Но одновременно

Рациональный уровень морального сознания включает в себя совокупность нравственных норм, принципов, идеалов, а также моральных ценностей и оценок.

Нравственные нормы - наиболее простой вид морального требования, выступающий в виде предписания или запрещения какой-либо формы поведения и выражающий императивный (повелительный) характер морали. Именно нравственные нормы являются основными регуляторами поведения людей, ориентирами, по которым сверяются их поступки. Соответствие или несоответствие поступка нравственной норме позволяет сделать вывод о правильном или неправильном поведении. К числу таких норм можно отнести известные библейские заповеди: не убий, не укради и др.

Нравственных норм, регулирующих поведение людей, огромное множество. Человеку трудно усвоить их, если он не будет опираться на принципы морали. Нравственный принцип - это обобщенное выражение нравственных требований, охватывающих все поведение человека в определенной сфере нравственных отношений. Среди основных принципов морали выделяется так называемое "золотое правило нравственности": поступай всегда так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Нельзя представить мораль без таких принципов, как гуманизм и справедливость.

Особое место в морали занимают ценности и оценки. В самом общем смысле моральная ценность - это нравственное значение того или иного явления (поступка, отношения, требования), а определение ценности называется оценкой. Нормы и принципы морали показывают, как нужно поступать, ценности ориентируют на то, как лучше поступать, а оценка определяет нравственное значение поступка.

Среди ценностей морали выделяются добро и благо, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни. В качестве моральных ценностей могут выступать как требования к поведению, так и само поведение. Нравственно ценным является как категория долга, так и следование долгу, например, при исполнении служебных обязанностей.

Среди всех нравственных ценностей человек выбирает для себя наиболее значимые, на которые он ориентируется, к достижению которых стремится. Стремление к достижению тех или иных моральных ценностей получило название ценностной ориентации.

Наиболее общий элемент нравственного сознания - нравственный идеал. Его можно определить как синтез моральных норм, принципов и оценок, как распространенные в данном обществе представления о морально совершенной личности и ее поведении. Нравственный идеал, в отличие от норм и принципов, - явление в значительной мере гипотетическое, нацеленное в будущее.

Функции морали

Роль морали в общественной жизни раскрывается через ее функции. Среди функций морали обычно выделяют регулятивную, оценочно-ориентирующую, познавательную, воспитательную и др.

1. Регулятивная функция раскрывает основное содержание и предназначение морали. Хотя в обществе существуют и другие социальные регуляторы (политика, право, административные установления), моральное регулирование не может быть подменено ни одним из них. Напротив, именно мораль пронизывает всю регулятивную деятельность, осуществляемую в обществе.

2. Оценочно-ориентирующая функция направляет поведение людей на установление отношений, основанных на принципах добра, справедливости и гуманизма.

3. Познавательная функция свидетельствует о том, что мораль, с одной стороны, возникает как результат познания людьми социальной действительности, как осознание общественной потребности, а с другой - овладевая нормами и принципами морали, каждый человек глубже узнает общество и окружающих его людей, приобретает знания и навыки общения.

4. Воспитательная функция состоит в том, что мораль учит человека соблюдать определенные правила совместной жизни, формирует личность, заботящуюся не только о собственном благополучии, но и об интересах окружающих его людей.

6.4. Религия и ее роль в жизни общества. Мировые религии

В сфере духовной культуры религии принадлежит особое место.

Под религией понимают взгляды и представления людей, а также соответствующую деятельность, основанные на вере в сверхъестественные, прежде всего в неприродные, стоящие над миром существа.

В развитых религиях таким сверхъестественным существом является Бог.

Для религиозного мировоззрения характерно удвоение мира на мир земной, посюсторонний и небесный, потусторонний, а также признание бессмертия души. Религия предполагает наличие таинственной (мистической) связи между человеком и Богом или другими сверхъестественными силами, поклонение этим силам, возможность общения с ними человека.

Корни религии

Возникновение и существование религии обусловлено целым рядом причин и условий, совокупность которых принято называть корнями религии. Среди них выделяют социальные, психологические, гносеологические корни.

Социальные корни религии связаны с тем, что человек является частью природы и общества, он подчиняется объективным законам их развития. Эти законы не в полной мере познаны людьми, а потому многие природные и общественные явления для них непонятны и необъяснимы. Они делают человека несвободным, бессильным перед лицом объективных условий жизни. Пытаясь противостоять этим условиям, люди находят им объяснение и убежище в религии. Социальные корни, в свою очередь, являются основой для появления психологических корней религии. Будучи не в силах объяснить и преодолеть различные явления природной и социальной действительности (смерть и болезни близких людей, социальную несправедливость и т.п.), человек начинает испытывать страх, страдание, отчаяние и другие негативные психические состояния, выход из которых он находит в религии.

Возникновению и существованию религии во многом способствуют способность человека к воображению, возможность сознания абстрагироваться, замещать реальные предметы идеальными образами. Это таит в себе опасность отрыва этих образов от реальных вещей, наделение их несуществующими в действительности свойствами и качествами, что и является гносеологическими корнями религии.

Структура религии

В структуру религии обычно включают религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание -это совокупность представлений, взглядов, идей, настроений, эмоций, в которых выражается отношение человека и общества к реальному существованию сверхъестественного, потустороннего мира.

Ему присущи вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение отражения реальной действительности с иллюзиями, сильная эмоциональность, специальная религиозная лексика.

Помимо религиозного сознания всем религиям присущ культ - система утвердившихся ритуалов, обрядов, внешняя форма проявления веры. К культу относят, например, крестное знамение, поклоны, крестный ход, крещение, молитвы, богослужение, религиозные праздники и т.п.

Ранним формам религии были присущи такие проявления культа, как ритуальные пляски вокруг изображений животных, заклинание духов, жертвоприношения. Средствами культа являются церковная утварь, крест, икона, священные книги и т.п.

Организационными формами религии являются церковь и секты.

Церковь представляет собой религиозную организацию духовенства и верующих, основанную на общности верования и религиозного культа. Секты - это отколовшиеся от церкви религиозные общины, сохранившие основы верования, присущие той или иной церкви, но отличающиеся от нее некоторыми особенностями религиозного учения и культа.

Формы религии

Возникновение религии относят к периоду относительно высокой ступени развития первобытного общества (40-50 тыс. лет назад). Ранними формами религии являются тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, шаманство, культ предков и др.

В настоящее время существует множество различного рода религиозных верований и церковных организаций. Это связано с тем, что хотя вера в сверхъестественное является признаком всех религий, понимание этого сверхъестественного и формы поклонения ему у разных людей и народов могут существенно различаться. Помимо сохраняющихся в ряде мест ранних религиозных форм исповедуются национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.) и мировые религии. Особое место занимают мировые религии, имеющие своих приверженцев по всему свету, независимо от государственных границ и политических режимов. К числу последних относятся буддизм, христианство и ислам с их многочисленными ответвлениями, церквями и сектами.

Буддизм

Первая по времени появления мировая религия - буддизм. Он возник в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. и получил свое название от имени его основателя Будды, то есть "просветленного", "пробужденного", которому открылся путь спасения человечества. В настоящее время наибольшее распространение буддизм имеет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Буддийские общины существуют и во многих других странах, в том числе в России (Бурятия, Калмыкия, Тува). В ряде государств (Бирма, Камбоджа, Таиланд) буддизм является государственной религией, а в некоторых странах (Япония) он сочетается с национальными религиями (синтоизмом).

Основной идеей буддизма является учение о "четырех благородных истинах":

  • 1) во всякой жизни существуют страдания;
  • 2) причина страданий - в эгоистических желаниях человека;
  • 3) освободиться от страданий можно, лишь освободившись от этих эгоистических желаний;
  • 4) к этому освобождению ведет "благородный срединный восьмеричный путь", то есть путь, состоящий из восьми ступеней (шагов). Пройдя этот путь, человек достигает нирваны - высшего просветления духа, абсолютного покоя.

Как и всякая религия, буддизм значительное внимание уделяет моральным требованиям, которые основываются на принципе ненасилия. Буддизм проповедует воздержание от причинения вреда или боли и любовь ко всему живому.

Особенность буддийского культа - медитация, которая фактически заменяет собой молитву. Медитация направлена на приведение человека в состояние углубленной сосредоточенности, отрешенности от внешнего мира и единения с миром духовным.

Христианство

Христианство имеет двухтысячелетнюю историю и в настоящее время является самой распространенной на земле религией. Оно получило свое название от имени Иисуса Христа, ее основателя и предмета поклонения, принявшего мученическую смерть ради искупления первородного греха и счастья человечества. Учение Иисуса Христа легло в основание христианской догматики, которая включает в себя идею о триединой сущности Бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух), идею о греховности человека как причине всех его несчастий, учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния, проповедь любви к ближнему, смирения и прощения. Христианство опирается на веру в потусторонний мир и второе пришествие Христа для вершения Страшного суда над грешниками и воздаяния праведникам. Нравственные позиции христианства выражены в известных заповедях, изложенных в Нагорной проповеди Христа.

В ходе своего развития в XI в. христианство разделилось на западное (католицизм) и восточное (православие). В XV в. в католицизме возникло протестантское направление. Протестантизм - это общее название различных вероучений, возникших в ходе Реформации как протест против римско-католической церкви (лютеранство, кальвинизм). Основной тезис протестантизма, выдвинутый Мартином Лютером, состоит в "спасении верой", которая не требует посредничества церкви и духовенства.

В настоящее время христианство существует в виде этих трех ветвей (православия, католицизма и протестантизма). Православие исповедуется в основном славянскими народами, католицизм и протестантизм наиболее распространены в Европе и Америке.

Ислам

Ислам (мусульманство) возник в VII в. среди аравийских арабских племен и в настоящее время насчитывает около миллиарда своих приверженцев преимущественно в странах Азии и Африки. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, который воспринял Слово Аллаха и понес его людям. Это Слово стало Кораном - священной книгой мусульман.

Ислам в переводе на русский язык означает "покорность". Человек как существо слабое должен уповать на Аллаха, надеяться на его помощь и поддержку. Ислам требует от мусульман строгого выполнения пяти основных обязанностей ("столпов ислама"): верить в то, что "нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его"; пять раз в день совершать молитву; соблюдать пост (уразу); давать милостыню, в том числе раз в году делиться доходами в пользу бедных (закят); совершить паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни. Иногда к этим пяти "столпам" добавляют шестой - джихад, или газават, то есть священную войну с неверными.

Отличительной особенностью ислама можно считать шариат, в котором переплетаются правовые, религиозные, нравственные нормы, а также устанавливаются меры наказания за их нарушение и который регулирует поведение человека во всех сферах его жизни.

Функции религии

Роль религии в обществе определяется выполняемыми ею функциями, к числу которых можно отнести мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интеграционную, культурную, воспитательную.

1. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека и его место в мире, на мир в целом и причины его существования.

2. Компенсаторная функция проявляется в том, что религия восполняет недостаток знаний людей о мире, снимает социальное и душевное напряжение, возмещает недостаток душевности в светском общении религиозным общением.

3. Коммуникативная функция религии выражается в обмене информацией верующих друг с другом, в их общении между собой, а также с Богом и служителями церкви.

4. Интеграционная функция имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает людей, объединяет их, с другой - разъединяет, примером чему являются религиозные войны, социальные конфликты на почве религиозных разногласий.

5. Культурная функция состоит в том, что религия хранит в себе культурный опыт человечества, передает его из поколения в поколение, сама является частью культуры человеческого общества.

6. Обладая большим нравственным потенциалом, религия проповедует положительные нравственные ценности, призывает к достойному поведению, реализуя тем самым воспитательную функцию.

6.5. Искусство и его виды

Термин "искусство" многозначен. Чаще всего он употребляется в двух значениях:

  • 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, основанные на знании дела;
  • 2) специфический вид духовно-практического освоения и эстетического отношения к действительности.

Именно во втором значении искусство входит в содержание духовной культуры общества.

Искусство отражает мир в художественных образах, в которых реальность переплетается с вымыслом. Эта образность необходима для того, чтобы:

  • выразить обобщенное, важное, близкое для массы людей в личностной форме;
  • расширить, углубить жизненный опыт отдельного человека миром, созданным воображением художника.
  • воздействовать на чувства и эмоции людей, заставляя их сопереживать и выражать свое отношение к содержанию художественного образа.

Искусство позволяет человеку раскрыть свои возможности, которые он не может реализовать в реальной жизни, помогает ему интеллектуально обогащаться, приобщаться к духовному опыту человечества.

Функции искусства

Многообразие форм эстетического освоения действительности порождает многообразие функций искусства, к которым можно отнести познавательную, информационно-коммуникативную, ценностно-ориентирующую, воспитательную, эстетическую.

1. Сущность познавательной функции состоит в том, что искусство дает человеку знания о мире и о самом человеке. Но если наука познает мир посредством достижения истины, мораль отражает мир через категории добра и зла, то искусство обогащает человека знаниями в художественно-образной форме. Оно учит видеть мир сквозь призму образности, давая человеку возможность самому перевести эти образы в рациональную форму. Искусство не имеет целью давать людям какие-либо специальные знания, как, например, наука. Оно не стремится выявлять закономерности или решать материально-практические проблемы. Как и наука, искусство стремится выявить общее, но в отличие от науки оно представляет это общее не в виде обобщенных абстракций, а в виде конкретных чувственно-наглядных образов.

2. Искусство весьма информативно. Оно служит для обобщения индивидуального опыта и выражения его через иные формы индивидуального. Эти формы принимают вид произведений литературы, кино, живописи, музыки, театра и т.п. В произведениях искусства воплощаются культурно-исторические, национальные, религиозные и другие особенности той или иной эпохи, того или иного народа, а также особенности мастерства и мировосприятия самого творца произведения. Посредством этих творений не только передается информация об отраженном в них мире, но и устанавливаются коммуникативные связи между автором и зрителем или читателем, а также между самими почитателями искусства, поскольку оно заставляет людей обмениваться мнениями, выражать свои позиции, высказывать отношение к произведениям искусства. Все это составляет содержание информационно-коммуникативной функции искусства.

3. Ценностно-ориентирующая функция искусства проявляется двояко: с одной стороны, сами произведения искусства являются культурными ценностями, приобретают для людей особую значимость; с другой стороны, то содержание, которое несет искусство, ориентирует людей в системе общественных ценностей, дает возможность выбрать для себя жизненные ориентиры.

4. Близкой по содержанию к ценностно-ориентирующей функции является функция воспитательная. Искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и поведение людей. Посредством своего произведения художник стремится передать зрителю, слушателю, читателю близкие ему нормы и ценности общественной жизни. Истинное искусство несет высокий гуманистический заряд, ориентирует на достижение идеала. Но этот идеал не сводится к "положительному герою-идеалу", он является эстетическим идеалом, который призван вызывать у людей добрые чувства, желания и поступки, несмотря на то, что автор может обращаться при этом и к отрицательным образам, и к сатире.

5. Эстетической функции искусства уже древние придавали первостепенное значение. Она состоит в способности искусства формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека, пробуждать его творческое начало, доставлять удовольствие и наслаждение от созерцания прекрасного.

Структура искусства

Структура искусства отличается множественностью проявлений, гибкостью, изменчивостью. В искусстве принято выделять виды (живопись, архитектура, скульптура, литература, музыка, театр, кино и другие), роды (например, эпический и лирический), жанры (например, повесть, роман, поэма в литературе; сюита, оратория, симфония в музыке; портрет, пейзаж, натюрморт в живописи; готика, барокко, классицизм в архитектуре).

Чаще всего, говоря о структурных элементах искусства, имеют в виду его виды. Деление искусства на различные виды обусловлено как многообразием сфер действительности, охватываемых художественным творчеством, так и многообразием форм выражения творцом своего эстетического видения мира. Границы между отдельными видами искусства не абсолютны, нередко они сочетаются или взаимопроникают. Так, театр органично сочетает драматургию, музыку, танец, театральную живопись.

Существующая система видов искусства исторически изменчива. Расширение границ художественного творчества приводит к появлению новых видов. Например, в XX в. возникли такие виды искусства, как кино, фотография, формируется телеискусство. Это привело к тому, что среди ученых до настоящего времени нет единого мнения о том, какие направления художественного творчества можно считать его видами. Помимо литературы, скульптуры, архитектуры, театра, живописи, музыки, хореографии и прикладного искусства, которые традиционно считались основными видами искусства, и вновь возникших - фотографии, кино и телевидения, некоторые специалисты относят к видам искусства, например, искусство городского планирования, гастрономическое искусство, парикмахерское искусство. Но такое расширение границ искусства вряд ли оправдано и, скорее, относится к пониманию искусства в широком смысле как высокого уровня мастерства.

Каждая историческая эпоха выдвигает на первый план те виды искусства, которые в большей мере способны отразить дух времени, особенности культуры данного исторического периода (например, живопись и архитектура в эпоху Возрождения, кино и телевидение в настоящее время).

Вопросы для повторения

  • 1. Чем духовная жизнь общества отличается от материальной?
  • 2. Что составляет содержание духовной сферы общества?
  • 3. Назовите основные элементы духовной сферы общества.
  • 4. Какое из определений культуры вам импонирует больше? Почему?
  • 5. Чем материальная культура отличается от духовной?
  • 6. Что понимается под видами культуры? Назовите новые виды культуры.
  • 7. В чем специфика морали и ее значение в жизни общества и каждого человека?
  • 8. Какое место в структуре морали занимают моральные ценности и нормы? Приведите примеры моральных ценностей и норм.
  • 9. Проведите сравнительный анализ моральных и правовых норм.
  • 10. Каковы причины возникновения и существования религии?
  • 11. Почему буддизм, христианство и ислам называются мировыми религиями? В чем их сходство и различие?
  • 12. Почему религия занимает важное место в общественной жизни?
  • 13. Чем эстетическое познание мира отличается от обыденного и научного познания?

Задания 1 части проверяют следующие умения:

  • характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты,
  • осуществлять поиск социальной информации,

Задания 2 части – требуют анализа представленной информации, объяснение связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументация самостоятельных оценочных суждений, объяснений, выводов.

  • При выполнении заданий данной модели проверяется умение применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Основные вопросы, рассматриваемые в заданиях:

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Понятие истины, её критерии.

3. Системное строение общества: элементы и подсистемы.

4. Основные институты общества.

5. Искусство, как форма духовного производства

6. Роль науки в современном обществе.

7. Религия и её роль в современном обществе.

Специфика заданий:

Работа составлена на основе контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и включает задания, проверяющие основные навыки, которые должны быть сформированы у выпускников старшей школы. Проверяются знания по отдельному блоку «Человек и общество».

Проверяемые навыки и умения

задания

Система оценивания

Определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий

Задание 1

1б.

Понимать основные понятия курса, их существенные признаки;

Задание 2

1б.

понимать основные понятия курса, их существенные признаки;

Задание 3

1б.

умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

Задание 4

2б.

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия,

Задание 5.

2б.

уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук.

Задание 6

2б.

понимать основные понятия курса, их существенные признаки;

Задание 7

2б.

уметь объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов;

Задание 8

2б.

определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий;

Задание 9

2б.

умение применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Задание 10

3б.

уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук.

Задание 11

3б.

Общее количество баллов

1-11

Отметка по 5-бальной шкале

ответы

Задания 1 части

итого

1 вариант

наука

11212

5146

2 вариант

искусство

21211

3716

Задания 2 части

1 вариант

2 вариант

Задание 10.

Задание 10.

В правильном ответе могут быть названы следующие элементы:

1) тип культуры – элитарная культура;

2) признаки, например:

– оригинальность формы и (или) содержания;

– использование нарочито субъективной, индивидуально-

творческой интерпретации обычного и привычного;

– отсутствие ярко выраженного коммерческого характера.

(Могут быть названы другие признаки.)

1.Правильно назван тип культуры, указаны три признака, не

упомянутых в условии задачи- 3б.

2. Правильно назван тип культуры, указаны два признака, не

упомянутых в условии задачи - 2б

3. Правильно назван тип культуры, указан один признак, не

упомянутый в условии задачи- 1б

4. Правильно назван только тип культуры.

ИЛИ Тип культуры не назван (назван неверно) независимо от

наличия других элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный - 0б

Максимальный балл 3

1) тип – информационное (постиндустриальное общество);

2) три черты, допустим:

– информация (знания) становится ведущим фактором

производства;

– развиваются наукоёмкие производства и средства

коммуникации;

– растёт удельный вес «среднего класса»;

– созданы необходимые условия для непрерывного образования.

(Могут быть названы другие черты.)

Правильно указан тип, названы три черты – 3б

Правильно указан тип, названы две черты- 2б

Правильно указан тип, названа одна черта

ИЛИ Правильно указан только тип- 1б

Тип не указан / указан неверно независимо от наличия других

элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный - 0б

Максимальный балл 3

Задание 11.

Задание 11.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о видах деятельности, опирающейся на знания курса, например:

Основными видами деятельности являются игровая, трудовая, учебная. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о структуре деятельности.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого вида деятельности. Например, особенностью игровой деятельности является действия в воображаемой обстановке.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любой из элементов структуры деятельности.)

Максимальный балл 3

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о типах (видах) мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденное (житейское), религиозное, научное мировоззрение. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух или более типах (видах) мировоззрения.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность одного из этих типов, например: Религиозное мировоззрение человека опирается на веру в существование сверхъестественных сил и возможность общения с ними. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность одного из этих типов).

Максимальный балл 3

Итоговая диагностическая работа по теме «Человек и общество» 10 класс

1 вариант

Задание 1. Вставьте пропущенный термин

Задание 2.

цифру , под которой оно указано.

  1. игра ; 2) общение ; 3) деятельность ; 4) труд ; 5) познание .

Задание 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой формы познания.

1) ощущение ; 2) восприятие ; 3) представление ; 4) суждение ; 5) наблюдение ; 6) эксперимент .

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры , под которыми они указаны.

Задание 4. Выберите верные суждения о видах знания и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Научное знание отличается высокой степенью обобщения и абстрагирования.

2) Художественное знание открывает законы мироустройства, базируется на доказательности информации.

3) Ненаучное знание характеризуется глубоким осмыслением фактов и проникновением в природу изучаемого объекта.

4) Обыденное (практическое) знание формируется на основе жизненного опыта.

5) К ненаучным видам знания относится религиозное, житейское и художественное.

Задания 5. Установите соответствие между методами и уровнями научного знания, которые эти методы иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) эксперимент 1) эмпирический уровень

Б) описание 2) теоретический уровень

В) выдвижение гипотез

Г) наблюдение

Д) формулирование законов

Задание 6.

В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры , под

которыми они указаны.

1)Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

2) Большинство населения занято в сфере услуг.

3) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

5) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

Задание 7.

В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов

2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) уделение особого внимания нравственному воспитанию

6)компьютеризация образовательного процесса

Задание 8.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Многие исследователи считали, что в социуме должны иметь место такие же жёсткие, как и в природе, независимые от воли людей причинно- следственные ________(А). Предполагалось, что их выявление выступает главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие ________(Б). Но этот подход упрощал многомерную картину ________(В) жизни, оставляя в стороне сознательно- волевую составляющую ________(Г) людей. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные процессы общественной жизни».

Список терминов:

1) общество

2) специфика

3) природная

4) социальная

5) связь

6) деятельность

7) закон

Задание 9.

Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Рост Ларисы ниже среднего.

2) Лариса – честный человек.

3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.

4) Лариса добрая и отзывчивая.

5) Лариса – внешне привлекательная девушка.

Задание 10.

Известный театральный режиссёр поставил спектакль по пьесе классика русской литературы. Главные роли исполняли популярные артисты. Для усиления драматического характера некоторых сцен использовались спецэффекты. Однако понять и оценить спектакль по достоинству смогли только критики и зрители, знакомые с тенденциями современного театрального искусства. К какому типу культуры может быть отнесена эта театральная постановка? Укажите любые три признака данного типа культуры, не упомянутых в условии задачи.

Задание 11.

Итоговая диагностическая работа по теме «Человек и общество» 10 класс

2 вариант

Задание 1. Вставьте пропущенный термин

Задание 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано.

1) социальный прогресс ; 2) общественное развитие ; 3) регресс общества ; 4) реформа ; 5) революция .

Задание 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека.

1) Порядочность ; 2) сообразительность ; 3) законопослушность ; 4) трудолюбие ; 5) начитанность ; 6) рост .

Найдите два термина, относящихся к биологическим качествам человека, и запишите цифры,

под которыми они указаны.

Задание 4. Выберите верные суждения о различных формах духовной культуры и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Ислам, иудаизм и христианство являются национальными религиями.

2) Наука характеризуется системностью и стремлением к максимальной объективности.

3) Массовая и элитарная формы культуры подвержены взаимному влиянию.

4) Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств.

5) Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя.

Задание 5.

Установите соответствие между характеристиками и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание 6.

В стране Z постоянно растёт удельный вес городского населения. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Важнейшими ценностями признаны предприимчивость, трудолюбие, образование и готовность к новациям.

2) Происходит становление сословной социальной структуры.

3) Религия играет значительную роль в общественной жизни.

4) Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

5) Производство приобрело интенсивный характер.

Задание 7.

Ученица 11 класса Кира готовится к экзаменам. Найдите в приведённом ниже списке методы, которые позволят Кире успешно сдать экзамены, и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) получение высокого балла

2) чтение учебников, справочной литературы

3) решение задач

4) проведение экзамена

5) консультации учителей

Задание 8.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Термин "искусство" многозначен. Чаще всего он употребляется в двух значениях: 1) мастерство, __________(А), ловкость, сноровка, основанные на знании дела; 2) специфический вид духовно-практического __________(Б) и эстетического отношения к действительности. Именно во втором значении искусство входит в содержание духовной культуры __________(В). Искусство отражает мир в __________(Г), в которых реальность переплетается с вымыслом».

Список терминов:

1) общество

2) потребность

3) умение

4) практический смысл

5) материальная культура

6) художественный образ

7) освоение

Задание 9. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) постоянные изменения

3) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов

4) способность к самоорганизации и саморазвитию

5) выделение из материального мира

6) возможность деградации отдельных элементов

Задание 10.

В стране Z доминирует стремление к гармонизации отношений общества и природы. В экономике на первый план выдвигается сфера услуг, происходит индивидуализация производства и потребления. Какой тип общества развивается в стране Z? Назовите любые три черты, соответствующие обществу данного типа, не указанные в условии задачи.

Задание 11.


Искумсство (лат. eхperimentum -- опыт, проба) -- образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) -- один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Понятие искусства крайне широко -- оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. В масштабах всего общества, искусство -- особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат -- художественное произведение. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство (словацк. Umenie), продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими». Таким образом, критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. БСЭ определяет искусство как одну из форм общественного сознания, важнейшую составляющую человеческой культуры. Определение и оценка искусства как явления -- предмет непрекращающихся дискуссий. В эпоху романтизма традиционное понимание искусства как мастерства любого сорта уступило видению его как «особенности человеческого разума наряду с религией и наукой». В XX в. в понимании эстетического наметились три основных подхода: реалистический, согласно которому эстетические качества объекта присущи ему имманентно и не зависят от наблюдателя, объективистский, который также считает эстетические свойства объекта имманентными, но в некоторой степени зависимыми от наблюдателя, и релятивистский, в соответствии с которым эстетические свойства объекта зависят только от того, что в нём видит наблюдатель, и разные люди могут усматривать разные эстетические качества одного и того же объекта. С последней точки зрения объект может быть охарактеризован в зависимости от намерений его творца (или отсутствия каких-либо намерений), для какой бы функции он ни был предназначен. Например, кубок, который в быту может быть использован как контейнер, может считаться произведением искусства, если был создан только для нанесения орнамента, а изображение может оказаться ремесленной поделкой, если его производят на конвейере.

В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. Существуют некоторые примеры, иллюстрирующие широкий смысл данного термина: «искусственный», «военное искусство», «артиллерия», «артефакт». Многие другие широко употребляемые слова имеют аналогичную этимологию. Художник Ма Линь, образец живописи эпохи Сун, около 1250 г. 24,8 Ч 25,2 см. искусство античность познание

До XIX века изящными искусствами называли способности художника или артиста выразить свой талант, пробудить в аудитории эстетические чувства и вовлечь в созерцание «изящных» вещей.

Термин искусство может употребляться в разных смыслах: процесс использования таланта, произведение одаренного мастера, потребление произведений искусства аудиторией, а также изучение искусства (искусствоведение). «Изящные искусства» -- это набор дисциплин (искусств), продуцирующих произведения искусства (объекты), созданные одаренными мастерами (искусство как деятельность) и вызывающие отклик, настроение, передающие символику и иную информацию публике (искусство как потребление). Произведениями искусства называют преднамеренную талантливую интерпретацию неограниченного множества концепций и идей с целью передать их окружающим. Они могут быть созданы специально для указанной цели или представлены изображениями и объектами. Искусство стимулирует мысли, чувства, представления и идеи через ощущения. Оно выражает идеи, принимает самые разные формы и служит многим разным целям. Искусство -- это умение, которое способно вызвать восхищение. Искусство, вызывающее своей гармоничностью положительные эмоции и ментальное удовлетворение способно также вызвать ответный созидательный отклик воспринимающего, воодушевление, стимул и стремление творить в положительном ключе. Так отозвался об искусстве художник Валерий Рыбаков, член Профессионального союза художников: "Искусство может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать. И только светлое искусство способно спасти человечество: оно исцеляет душевные раны, дает надежду на будущее, несет в мир любовь и счастье".

Искусство - особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности(греч. аеsteticos - чувствующий, чувственный).

Универсальный характер эстетического отношения человека к действительности несомненен.

Эстетические переживания - атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в мире.

Однако в большинстве ее видов и форм эстетический аспект является второстепенным, подчиненным (материальное производство, наука, право, спорт и т. д.).

Только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение.

Термин «искусство» употребляется чаще всего в двух основных значениях:

1) мастерство, умение, сноровка в любой форме практической деятельности;

2) особая форма человеческой деятельности, ориентированная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

Отмеченная сфера художественного творчества, исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры - художественную культуру , функционирующую по имманентным законам и обладающую рядом специфических особенностей.

Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека.

Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации.

На первый план в искусстве выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.

Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука - эстетика (понятие введено в XVIII в. А.Баумгартеном ).



Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем , И. Кантом и другими философами.

Как философия искусства эстетика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля .

Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, Л. Гумилев, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и другие.

Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 300–400 веков своей эволюции.

В современной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства.

Имеют место религиозные, игровые, эротические, подражательные, трудовые и некоторые другие гипотезы, объясняющие его генезис.

Искусство реализует задачи культурного самоопределения личности и социальных общностей, трансляции художественного опыта человечества, организации эстетического отношения человека к миру, а в конечном итоге - воспроизводства человека как универсального и целостного существа.

Функции искусства:

· познавательная;

· воспитательная;

· аксиологическая;

· коммуникативная;

· эстетическая.

9.3.3. Религия как форма духовной культуры

Религия (от лат. rеligiо - «благочестие», «набожность», «святыня») - мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.

Философское осмысление данного феномена культуры предполагает постановку и развернутую интерпретацию следующих задач :

· определение сущности религии и места в системе мировоззрения;

· выявление социальных и психологических аспектов религии, ее онтологического и гносеологического статуса;

· экспликация нравственного смысла религии и ее роли в жизни общества, в духовной эволюции человека и человечества и др.

Религиозное отношение человека к миру носит универсальный характер.

Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта.

Поэтому религия - универсальный феномен, ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоционально-чувственной сфере человека.

В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии:

· по мнению И. Канта , религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли;

· для Гегеля религия - самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом;

· как превращенную форму отражения человеческого бытия рассматривал религию Л. Фейербах ;

· Ф. Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни;

· по мнению Э. Дюркгейма , религия - это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей;

· 3. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией, коренящейся в комплексе Эдипа;

· У. Джемс полагал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.

Религия - системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня - религиозную идеологию и религиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права и т. д.).

Религиозный культ - совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу.

Религиозные организации - это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является церковь - религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.

Религия - явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 3

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ........................................................... 4

1.1. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия

и их взаимосвязь.......................................................................................... 4

в философии и науке.................................................................................... 5

1.3. Системно-структурная и динамическая организация бытия.

Движение и развитие как атрибуты бытия................................................. 6

1.4. Принцип глобального эволюционизма......................................... 7

1.5. Пространственно-временная структура бытия. Пространство

и время в неживой и живой природе.......................................................... 9

ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ.................................................... 11

2.1. Понятие природы в философии и науке...................................... 11

2.2. Природа как саморазвивающаяся система: физико-космоло-

гическая и биогеохимическая стратегии научного исследования природы........ 13

2.3. Природа как среда обитания. Естественная и искусственная

среда обитания........................................................................................... 14

2.4. Биосфера и закономерности ее существования........................... 15

2.5. Коэволюционный императив и экологические ценности совре-

менной цивилизации. Проблема устойчивого развития системы

«общество-природа»................................................................................. 16

ТЕМА 3. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ........................... 18

3.1. Исторические формы диалектики................................................ 18

3.2. Диалектика и метафизика в истории философии......................... 20

3.3. Материалистическая диалектика как система принципов,

3.4. Значение диалектики в познании и медицинской практике........ 27