Что связывает платона каратаева и пьера. Сочинение на тему: образ платона каратаева (л

Рассмотрим образ Платона Каратаева из произведения "Война и мир". Этот роман можно назвать широким историческим полотном. Главным героем его является народ. Довольно сложна композиция романа. В нем присутствует множество различных сюжетных линий, которые часто сплетаются, пересекаются. Фото автора произведения, Толстого Льва Николаевича, представлено ниже.

Образ русского народа в произведении Л. Толстого

Толстой прослеживает судьбы семейств и отдельных героев. Персонажей произведения связывают любовные, дружеские, родственные отношения. Их разделяет нередко вражда, взаимная неприязнь. Лев Николаевич создал исторически правдивый образ народа - героя войны. В сценах с участием солдат, в действиях простых людей, в репликах некоторых персонажей видно, прежде всего, проявление "теплоты патриотизма", воодушевляющей всех бойцов: солдат, генералов, лучших офицеров, партизан.

Кто такой Платон Каратаев

Платон Каратаев показан в произведении русским солдатом. Его встретил в балагане для пленных Пьер Безухов и прожил рядом с ним 4 недели. По словам писателя, Каратаев в душе Пьера навсегда остался самым дорогим и сильным воспоминанием, олицетворением всего доброго, русского.

В романе образ Платона Каратаева является одним из ключевых, отразивших народа. оторванный войной от привычного уклада жизни и помещенный в новые, непривычные для него условия (французский плен, армия), в которых его духовность проявилась особенно ярко.

Таков образ Платона Каратаева, кратко описанный. Рассмотрим его подробнее. Образ Платона Каратаева в романе во многом раскрывается благодаря знакомству этого персонажа с Пьером Безуховым и влиянию, которое он оказал на этого героя. В чем же оно состояло? Давайте разберемся.

Как Платон Каратаев повлиял на Пьера Безухова

После того, как Пьер становится свидетелем ужасного события - расстрела пленных, он теряет веру в человека, в то, что его поступки разумны. Безухов находится после этого в подавленном состоянии. Его возвращает к жизни именно встреча с Платоном в бараке. Толстой, описывая ее, отмечает, что Каратаев, человек, сидел, согнувшись, рядом с Пьером. Безухов его присутствие сначала заметил по крепкому отделявшемуся от него при любом его движении. Мужик и граф оказались в одинаковых условиях: они пленные. В подобной ситуации необходимо, прежде всего, остаться человеком, выжить и выстоять. Пьер учился такому выживанию у Каратаева. Смысл образа Платона Каратаева заключается, кроме прочего, во внутреннем перерождении Пьера Безухова. Этот герой, как известно, переживает глубокую внутреннюю трансформацию, как и некоторые другие персонажи произведения.

Платон Каратаев - собирательный образ

Платона Каратаева можно назвать собирательным образом, как и Представляясь Безухову, он не случайно себя называет во Он говорит: "Солдаты Однако Платон - полная противоположность Щербатому. Если последний к врагу беспощаден, то Каратаев всех людей любит, не исключая и французов. Если Тихона можно назвать грубоватым, а юмор его нередко сочетается с жестокостью, то Платон хочет во всем видеть "торжественное благообразие". Не отдельной личностью ощущает себя Каратаев, а частью народа, частью целого: крестьянства, простых солдат. Мудрость этого персонажа состоит в емких и метких поговорках и пословицах, за которыми скрыты эпизоды из его жизни. Образ Платона Каратаева, краткое описание которого мы составляем, отмечен одной немаловажной деталью. Платон пострадал из-за несправедливого в его отношении суда, и ему пришлось служить в армии. Но Каратаев воспринимает как должное любые повороты своей судьбы. Ради благополучия собственной семьи он готов принести в жертву себя.

Любовь и доброта Платона Каратаева

Любовь ко всем - важная черта, характеризующая образ Платона Каратаева в романе "Война и мир". Этот герой любит всех, каждое живое существо, человека, весь мир. Он не случайно ласков с бездомной собакой. Согласно философии этого персонажа, необходимо жалеть не только людей, но и животных. Каратаев действует по христианской заповеди, которая гласит: "возлюби ближнего своего". Платон жил со всеми любовно, с товарищами, французами, Пьером. Окружающих согревало такое отношение. Каратаев "лечил" словом, утешал людей. Он доброжелательно, сочувственно к ним относился, в голосе этого героя ощущалась простота, ласка. Первые слова, которые он сказал Пьеру, были словами поддержки: "Час терпеть, а век жить!"

Философия Платона Каратаева

Мы видим в Платоне Каратаеве гармонию внутренней жизни, завоеванную безграничной верой в то, что на все происходящее на Земле - воля Бога, что рано или поздно справедливость и добро победят, поэтому не нужно оказывать сопротивление злу насилием. Необходимо принимать все, что происходит. Каратаев, таким образом, проповедовал философию покорности судьбе, терпения, слагавшуюся веками. Его готовность пострадать за людей - отголосок философии, которой он придерживался. Каратаев был воспитан на христианских идеалах, а религия, прежде всего, призывает нас к послушанию и терпению. Поэтому Каратаев не испытывал никогда обиды и зла на других.

Отголоски христианской религии в поведении Платона

Платон не разделяет пессимистического взгляда Безухова, который был измучен физическими страданиями. Он проповедует веру в лучшее, в бесконечное царство Божие. Пьер начинает после знакомства с этим персонажем по-иному относиться к жизни, к произошедшим в ней событиям. Для него Каратаев - пример для подражания. Платон помог Безухову восстановить в его душе ощущение устойчивости миропорядка, основу которого составляет взаимопонимание и любовь, помог ему избавиться от страшного вопроса, мучившего Пьера: "Зачем?" Безухов ощутил после общения с ним радость освобождения от бесконечных поисков смысла и цели жизни, так как лишь они мешали ему почувствовать, что в самой жизни и состоит ее смысл. Он находится везде и во всем. Бог есть рядом с людьми, и он любит каждого. Без его воли с головы человека не упадет ни один волос. Именно в плену, из-за встречи с Каратаевым и пережитых лишений и испытаний, Пьер обретает вновь веру в Бога, учится ценить жизнь. Философия Каратаева - христианская. Любому человеку, в каких бы трудных условиях он не очутился, религия помогает жить.

Значение людей, подобных Каратаеву, для победы над французами

Дополняя образ Платона Каратаева, отметим, что, возможно, Платон слаб как солдат. Ведь настоящий боец должен, подобно Тихону Щербатому, ненавидеть своего врага. Но Платон, безусловно, патриот. Он очень мужественный и сильный как личность. Поистине велико значение образа Платона Каратаева в произведении, как и в действительности того времени таких как он. Если бы в русской армии не было подобных людей, готовых не только бить врага, но и относиться философски к различным трудностям в жизни, находить в себе силы преодолевать их, возможно, Кутузов не смог бы победить Наполеона.

Таков образ Платона Каратаева в романе "Война и мир", одного из самых ярких героев произведения. Лев Николаевич писал свой роман с 1863 по 1869 год.

Полная картина жизни в романе

Среди представителей дворянства образ Платона Каратаева в «Войне и мире» Толстого выделяется особенно ярко и выпукло. Создавая своё произведение, писатель стремился наиболее полно отобразить картину современной ему эпохи. В романе перед нами проходят многочисленные лица, разнообразные характеры. Мы знакомимся с императорами, фельдмаршалом, генералами. Изучаем жизнь светского общества, быт поместного дворянства. Не менее важную роль для понимания идейного содержания произведения играют герои из простого народа. Лев Николаевич Толстой, хорошо знавший условия жизни людей низшего сословия, талантливо отображает её в своём романе. Запоминающиеся образы Платона Каратаева, Тихона Щербатого, Анисьи, охотника Данилы созданы писателем с особенно тёплым чувством. Благодаря этому перед нами возникает реалистичная и объективная картина жизни людей первой половины девятнадцатого века.

Мягкий облик Платона

Самым значительным персонажем из простонародья, безусловно, является Платон Каратаев. Именно в его уста вложена авторская концепция общей жизни и смысла существования человека на земле. Читатель видит Платона глазами Пьера Безухова, попавшего в плен к французам. Именно там происходит их знакомство. Под влиянием этого простого человека образованный Пьер меняет своё мировоззрение и находит верную дорогу в жизни. С помощью описания внешности и речевой характеристики автору удаётся создать неповторимый образ. Круглый и мягкий облик героя, неторопливые, но ловкие движения, ласковое и приветливое выражение лица излучают мудрость и добро. Платон с одинаковым участием и любовью относится к товарищам по несчастью, к своим врагам и к бродячей собаке. Он олицетворение лучших качеств русского народа: мира, добра, душевности. Речь героя, насыщенная поговорками, присказками, афоризмами, льётся размеренно и плавно. Он неспешно повествует о своей нехитрой судьбе, рассказывает сказки, напевает песни. Мудрые выражения легко, как птицы, слетают с его языка: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «Не нашим умом, а Божьим судом».

Постоянно занятый полезным трудом, Платон не скучает, не рассуждает о жизни, не строит планов. Он живёт сегодняшним днём, во всём полагаясь на волю Бога. Познакомившись с этим человеком, Пьер понял простую и мудрую истину: «Жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сравнительная характеристика

Мировоззрение и образ жизни Платона Каратаева наиболее близки и дороги писателю, но чтобы быть объективным и честным в изображении действительности, он использует сравнение Платона Каратаева и Тихона Щербатого в романе.

С Тихоном Щербатым мы встречаемся в партизанском отряде Василия Денисов. Этот человек из народа противопоставлен по своим качествам Платону Каратаеву. В отличие от миролюбивого и всепрощающего Платона герой полон ненависти к врагу. Мужчина не уповает на Бога и судьбу, а предпочитать действовать. Активный, смекалистый партизан является всеобщим любимцем в отряде. В случае необходимости он жесток и беспощаден и редко оставляет врага живым. Идея «непротивления злу насилием» чужда и непонятна Щербатому. Он «самый полезный и храбрый человек в отряде».

Давая характеристику Платону Каратаеву и Тихону Щербатому, Толстой сравнивает их внешние черты, качества характера и жизненную позицию. Тихон по-крестьянски трудолюбив и жизнерадостен. Он никогда не падает духом. Его грубоватая речь наполнена шутками и прибаутками. Сила, ловкость, уверенность в себе отличает его от мягкого и неторопливого Платона. Оба героя хорошо запоминаются, благодаря подробному описанию. Платон Каратаев – свежий опрятный, не имеющий седых волос. Тихона Щербатого выделяет недостаток зуба, отчего и пошло его прозвище.

Тихон Щербатый – персонаж, в котором олицетворяется образ русского народа – богатыря, ставшего на защиту своей Отчизны. Бесстрашие, сила и жестокость таких партизан вселяли ужас в сердца противника. Благодаря подобным героям, русский народ сумел одержать победу. Лев Николаевич Толстой понимает необходимость подобного поведения своего героя и частично оправдывает его в наших глазах.

Платон Каратаев – представитель другой половины русского народа, верящего в бога, умеющего терпеть, любить и прощать. Они, как половинки одного целого, необходимы для полного представления о характере русского мужика.

Дорогой автору образ Платона

Симпатии Льва Николаевича Толстого, безусловно, на стороне Платона Каратаева. Писатель – гуманист всю свою сознательную жизнь выступает против войны, самого бесчеловечного и жестокого, по его мнению, события в жизни общества. Своим творчеством он проповедует идеи нравственности, мира, любви, милосердия, а война несёт людям смерть и несчастья. Страшные картины Бородинского сражения, гибели юного Пети, мучительная смерть Андрея Болконского заставляют читателя содрогнуться от ужаса и боли, которые влечёт за собой любая война. Поэтому значение образа Платона в романе «Война и мир» трудно переоценить. Этот человек – воплощение главной идеи автора о гармоничной жизни в согласии с самим собой. Писатель сочувствует именно таким, как Платон Каратаев. Автор, например, одобряет поступок Пети, жалеющего французского пленного мальчика, понимает чувства Василия Денисова, не желающего расстреливать пленных французов. Толстой не приемлет бессердечность Долохова и излишнюю жестокость Тихона Щербатого, считая, что зло порождает зло. Понимая, что война невозможна без крови и насилия, писатель верит в победу разума и человечности.

В одном из своих ранних рассказов “Рубка леса” Л. Толстой показал три типа русских солдат: покор­ных, отчаянных и тех, кто стремится командовать. Симпатии писателя были на стороне покорных солдат, которые отличались терпением, незлобием и набожно­стью. Из этого рассказа Л. Толстой “перенес” одного из таких солдат в роман “Война и мир” и поставил в близкие отношения со своим главным героем Пьером Безуховым. Этого солдата, который попал в плен к французам, зовут Платон Каратаев.

Пьер Безухов

встретил Платона Каратаева в бара­ке для военнопленных. В темноте Пьер устроился на соломе в углу и не сразу заметил, что “рядом с ним си­дел, согнувшись, какой-то маленький человек, присут­ствие которого Пьер заметил сначала по крепкому за­паху пота, который отделялся от него при всяком его движении”. Человек был чем-то занят. Но в темноте Пьер не мог рассмотреть ни человека, ни того, что он делал. Позже он понял, что тот разувался.

Л. Толстой не случайно приводит подробное описа­ние процесса разувания Платона Каратаева. В нем вы­разилась основательность, неторопливость и терпели­вость истинно русской

натуры: “Размотав бечевки, кото­рыми была завязана одна нога, он аккуратно свернул бечевки и тотчас принялся за другую ногу, взглядывая на Пьера. Пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу. Таким образом аккуратно, круглыми, спорыми, без замедления следо­вавшими одно за другим движеньями, разувшись, чело­век развесил свою обувь на колышки, вбитые у него над головами, достал ножик, обрезал что-то, сложил ножик, положил под изголовье и, получше усевшись, обнял свои поднятые колени обеими руками и прямо уставился на Пьера. Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокои­тельное и круглое в этих спорых движениях, в этом бла­гоустроенном в углу его хозяйстве, в запахе даже этого человека, и он, не спуская глаз, смотрел на него”.

Рассмотреть своего нового соседа Пьер смог при све­те дня лишь на следующее утро. “Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его расска­зам о походах, в которых он участвовал давнишним сол­датом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколь­ко ему было лет; но зубы его, ярко-белые и крепкие… были все хороши и целы; ни одного седого волоса не бы­ло в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гиб­кости и в особенности твердости и сносливости.

Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интона­ций была особенная неотразимая убедительность.

Физические силы его и поворотливость были тако­вы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь”. Платон умел делать любую работу. “Он пек, варил, шил, строгал, тачал са­поги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры”.

По мере знакомства Пьер учится у Платона незло­бивости, всепрощению, терпеливости, самоотречению, любовному отношению ко всякому человеку. Речь Пла­тона Каратаева наполнена народной мудростью. Бук­вально в каждой фразе, произнесенной этим простым русским человеком, встречаются крылатые выражения. Когда Платон впервые заговорил с Пьером, тот ощутил такое “выражение ласки и простоты” в его “певучем го­лосе”, что “у него задрожала челюсть, и он почувство­вал слезы”. Платон успокаивает его следующими слова­ми: “Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!” А ког­да Пьер рассказывает о том, как оказался в плену, Платон говорит: “Где суд, там и правда”.

В словах Платона выражается народное понятие о правде и справедливости. О своем плене, о войне, о взятии Москвы он говорит: “Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капус­ту гложе, а сам прежде того пропадает: так-то старички говаривали”. А когда Пьер просит его уточнить эту мысль, он добавляет: “Я говорю: не нашим умом, а бо­жьим судом”. На слова Пьера о том, что ему теперь безразлично, будет у него когда-нибудь нормальная семья и дети или нет, Платон произносит: “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”.

Глубоким всепрощением и самоотречением наполнен рассказ Платона о том, как он оказался на службе: “Бра­ту бы идти, кабы не мой грех (в чужой роще он воровал лес). А у брата меньшого сам-пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась”. Свои воспоминания он завершает таким выводом: “Так-то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы все судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тя­нешь – надулось, а вытащишь – ничего нету”.

Удивляет Пьера и молитва, которую Платон еже­дневно произносит перед сном и которую, по всей ви­димости, сам же и сочинил. Она представляет собой поочередное произнесение имени Христа и имен пра­вославных святых, наиболее почитаемых в русском народе: Николы-угодника, Фрола и Лавра. Свою мо­литву Платон заканчивает неизменным выражением: “Положи, Боже, камушком, подними калачиком”. А утром, просыпаясь, он произносит: “Лег – свернул­ся, встал – встряхнулся”.

Благодаря встрече с Платоном Каратаевым, разго­ворам с ним Пьер Безухов понял и осознал нечто жиз­ненно весьма важное, чего раньше не понимал и не за­мечал, – обретенную близость к народу. Он “чувство­вал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе”. Вот почему спустя годы все те, с кем пришлось столкнуться в плену, “потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и доро­гим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого”.

Однако говорить, что образ Платона Каратаева – олицетворение всего русского народа, было бы непра­вильно. Ведь народ в романе Л. Толстого “Война и мир” – это категория не столько социальная, сколько нравственная. Народ – это творческая сила. Народ – это все лучшее, что есть в русской нации. Народ – это и солдаты, и офицеры Тушин и Тимохин, и партизаны Тихон Щербатый, и старостиха Василиса, и купец Фе­рапонтов, и Наташа, и князь Андрей, и Пьер, и Куту­зов. Для всех, кто составляет народ, характерно общее чувство, которое Л. Толстой называет “скрытой тепло­той патриотизма”.

Глоссарий:

– образ платона каратаева

– сочинение на тему образ Платона Каратаева

– образ платона каратаева в романе война и мир

– воспитание и наставления начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни эссе

– о платоне каратаеве


Другие работы по этой теме:

  1. Образ Платона Каратаева, изображенный в романе-эпопее “Война и мир”, получил неоднозначную оценку исследователей творчества Л. Н. Толстого. В романе он представлен как смиренная натура. В...
  2. План Полная картина жизни в романе Мягкий облик Платона Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сравнительная характеристика Дорогой автору образ Платона Полная картина жизни в романе...
  3. Одной из тем романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является тема народа. Ярким представителем народа выступает здесь Платон Каратаев. Вообще, этот образ показателен для...
  4. Творчество Л. Н. Толстого охватывает большой период времени – с 50-х годов 19 века до 10-х годов 20 века. Писатель принимал участие в Крымской войне,...
  5. Несмотря на то что в огромном романе-эпопее этот герой занимает сравнительно немного места, значение его очень велико. Он важен нам и сам по себе, и...
  6. Данному герою в романе-эпопее отведена сравнительно не большая роль. Но значение этого образа очень велико. Персонаж сам по себе для читателя важен, к тому же...

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 - Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 - Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

15.01.2017 - ВАЖНО!!! На сайте размещены

С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир “превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора”. “В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога”. Помогает герою выйти, из этого кризиса “Платоша”. Мало того, после знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром назвал писатель этого народного философа Платоном. И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с представлениями о жизни Каратаева. Так что же это за образ - Платон Каратаев?
Автор прежде всего показывает его “круглые, спорые движения”, в которых было “что-то приятное, успокоительное”. Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену “он отбросил от себя все... чуждое, солдатское” и “возвратился к крестьянскому, народному складу”. Автор подчеркивает “круглое” начало во внешности героя: “даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то”. Довершают обаятельный внешний облик “большие карие нежные глаза” и “приятная улыбка”. В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат “ласка и простота”. “А много вы нужды увидали, барин? А?.. Э, соколик, не тужи...” Речь Платоши - певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: “Час терпеть, а век жить”, “Где суд, там и неправда”, “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”, “На болезнь плакаться - Бог смерти не даст” и т.д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, - вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.
Главная мысль романа “Война и мир” - это мысль о единении людей доброй воли. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого "это душа патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, ибо они знают, что их “существованием распоряжается не простой произвол”, а справедливая высшая сила. “Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь”. “Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”. Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.
Суть натуры Каратаева - это любовь. Но также особенная - это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.
Итак, образ Платона Каратаева символичен. Шар, в представлении древних, - символ завершенности, совершенства. И Платон “навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды”. Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, необходимо и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как эти два начала дополняют друг друга: “Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим”. И, только ощущая себя причастным к общей “роевой” жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Платоном Каратаевым.