Альбан Берг (Alban Berg). Берг, альбан- слушать онлайн, скачать, ноты

Альбан Берг (Alban Berg) был австрийским композитором, родившимся в конце девятнадцатого века, в зажиточной семье в Вене. Воспитанный в культурно богатой атмосфере, он научился ценить музыку, литературу и искусство с раннего детства. Хотя его первоначальной целью было стать поэтом, будущий композитор начал проявлять интенсивный интерес к музыке в возрасте четырнадцати лет, а к пятнадцати годам он сочинил свою первую песню. К сожалению, в погоне за музыкой он пренебрегал учебой и не прошел экзамен по математике. Потеря отца стала для Берга огромным потрясением. Для того чтобы преодолеть его, он погрузился в музыку. Вскоре ему посчастливилось получить знания у Арнольда Шенберга. Этот человек не только научил его всему, что нужно было знать о музыке, но и помогал юноше в других вопросах. У них сохранилась неразрывная связь на протяжении всей жизни. Берг, Шенберг и Антон Веберн позже образовали Вторую венскую школу. Специализация Берга заключалась в сочетании романтической лирики с мощной техникой. В результате его композиции были более эмоциональны, чем он сам.

Композитор родился 9 февраля 1885 года в Вене в состоятельной семье среднего класса. Его отец, Конрад Берг, вел успешный импортно-экспортный бизнес, занимаясь книгам и искусством, а также имел несколько объектов недвижимости в Вене и поместье в Каринтии. Мать Альбана, Мария Анна (урожденная Браун) Берг, также происходила из состоятельной семьи. Она была талантливой художницей и певицей. Кроме того, обладала навыками изучения языков, знала английский и французский языки. У пары было четверо детей, из которых Альбан родился третьим. У него были два старших брата и младшая сестра, Смарагда. Как и в большинстве семей в Вене, музыка была частью их повседневной жизни. Считается, что дети унаследовали свои музыкальные таланты от своего деда по материнской линии. Кроме этого, семья часто посещала художественные галереи и концерты. Окружение, в котором жил Альбан, было пропитано искусством и культурой. В 1895 году, когда Бергу исполнилось десять лет, он был принят в учебное заведение, где изучал немецкую, французскую, английскую религию, историю, математику, естественные науки, рисование и гимнастику. Юноша очень интересовался литературой, но, к его огромному сожалению, в школе не обращали на это никакого внимания. Вскоре его заинтересовала музыка, отец и брат поощряли Альбана к занятиям. После внезапной смерти отца в 1900 году, Берг потерял не только финансовую стабильность, но и эмоциональную поддержку.

В октябре 1904 года сестра Альбана увидела объявление, в котором говорилось, что Арнольд Шёнберг будет проводить занятия по теории музыки с 15 октября 1904 года по 15 мая 1905 года. Шенберг согласился взять Альбана в качестве студента бесплатно. Берг учился у композитора до 1911 года. Под руководством Шенберга Альбан Берг овладел искусством сочинения, и с 1907 года он начал сочинять уроки для студентов. Они включали пять проектов для фортепианных сонат.

В 1906 году Альбан Берг встретил Хелен Наховски, представительницу богатой семьи и певицу. Семья девушки не одобряла этот союз, но они поженились 3 мая 1911 года и оставались вместе до самой смерти в 1935 году. У них не было детей. Единственная дочь Берга, Альбина, родилась вне брака после связи композитора с горничной. Берг и его жена провели последние несколько лет своей жизни в своем коттедже на берегу озера Вёртерзее. В середине ноября 1935 года у Альбана вследствие укуса насекомого возник карбункул на спине. Это привело к заражению крови. В декабре 1935 года он был госпитализирован с диагнозом септицемия. Изначально состояние композитора начало улучшаться, но позже резко ухудшилось, и он умер в канун Рождества. Тогда ему было всего пятьдесят лет. Сегодня Альбана Берга знают как одного из самых значимых композиторов века. Он, вместе с Шенбергом и Антоном Веберном, сформировал то, что сегодня знают как Вторая венская школа. В честь Берга был назван астероид.

С Веной связано множество музыкальных явлений, причем связь эта зачастую отражена даже в их наименованиях: венский классицизм, венский вальс – и нововенская школа. Основоположником ее считается , а одним из его последователей стал Альбан Берг.

В семье венского коммерсанта, где он появился на свет, очень ценили и книги, и музыку. Альбан поначалу увлекался в большей степени литературой, но в пятнадцатилетнем возрасте проявил музыкальную одаренность: под влиянием старшего брата, обучавшегося пению, он начала сочинять песни с фортепианным аккомпанементом. Увлекшись сочинением музыки, через несколько лет – в девятнадцатилетнем возрасте – он ощутил необходимость учиться. Нет, он не поступил в консерваторию – он предпочел брать уроки у композитора и педагога-новатора Арнольда Шёнберга, который и стал его первым и единственным наставником, а впоследствии – другом на всю жизнь.

Для Шёнберга Берг стал одним из тех учеников, которые приносят радость учителю: «Заниматься с ним было одно удовольствие», – вспоминал впоследствии композитор, отмечая не только усердие Берга, но и то, что он был «весь пропитан музыкой, жил в музыке». В лице Берга Шёнберг нашел истинного продолжателя своего дела, каковым была техника додекафонии. Если сам Шёнберг, будучи первопроходцем, шел к ее созданию через тональность и атональность, то Берг, обучаясь у него, сразу усвоил эту технику, и в ней были написаны уже первые его сочинения: мрачно-лирическая Соната для фортепиано, «Три отрывка для оркестра», пьесы для кларнета и фортепиано. У публики начала ХХ столетия эти сочинения не находили отклика – как, впрочем, и произведения Шёнберга: слишком непривычным казался их музыкальный язык. Впрочем, Берг – как и подобает талантливому ученику – не воспроизводил буквально манеру своего наставника. Он не всегда точно следовал принципам техники додекафонии и мог отойти от них, если того требовал музыкальный образ, строя свои произведения не столько на рациональных, сколько на эмоциональных началах. В музыкальном языке его произведений ощущается связь с поздним романтизмом, от которого он полностью не отказывался никогда (поэтому Берга именуют иногда «романтиком додекафонии». Восприняв идеи Шёнберга, Берг не ограничивался их применением в своем творчестве – он писал статьи с детальным разбором его сочинений.

Первая мировая война не могла не отразиться на жизни Берга – подобно судьбам многих его современников. Нет, он не побывал в окопах – от этого его уберегла хроническая болезнь (композитор страдал бронхиальной астмой), в армии он находился на канцелярской должности и не покидал Вены – однако полученных впечатлений хватило, чтобы проникнуться сочувствием к простым солдатам. Именно такой «маленький человек» с изломанной судьбой и психикой является главным героем драмы Георга Бюхнера «Воццек», которая привлекла внимание Берга в 1921 г. Создавая одноименную оперу, композитор менее всего ощущал себя реформатором оперы и не ставил себе цели заложить основы нового направления – он только стремился донести до слушателей глубокий социальный смысл произведения, «далеко превосходящий личную судьбу Воццека». Драма забитого маленького человека разворачивается в «давящей» социальной среде – и потому возникает характерный для экспрессионизма мотив фатальной предопределенности и человеческой судьбы, и поступков. Но если Берг при создании «Воццека» и не чувствовал себя оперным новатором, он, несомненно, стал таковым. В музыкальном языке оперы, лишенном тональной основы и изобилующем резкими созвучиями, нет и намека на привычную оперную кантилену и даже на речитативно-декламационное начало в традиционном понимании: экспрессивная, угловатая музыкальная речь персонажей рождается из интонаций стона и исступленного крика. Иного и не могло быть в произведении, отразившем самую ужасную и отвратительную «изнанку жизни».

Во второй половине 1920-х гг. Берг работает над рядом камерно-инструментальных сочинений, а также над оперой «Лулу». Как и в предыдущем произведении, сюжет ее довольно мрачен (главная героиняроковая женщина, обрекающая на смерть всех, кто воспылал к ней любовью, последним ее любовником становится Джек-Потрошитель, от руки которого она и погибает), но, в отличие от «Воццека», в ней есть нечто лирическое, вокальные партии отличаются большей мягкостью, а мелодика их более развита. Однако Берг догадывался, что эта опера не будет поставлена, и потому не завершил ее (это сделал впоследствии по наброскам Берга австрийский композитор Фридрих Церха, и после смерти Берга «Лулу» была поставлена).

Последним сочинением Берга стал Концерт для скрипки с оркестром. Поводом к созданию этого глубоко трагедийного произведения стала смерть дочери Вальтера Гропиуса и Альмы Малер, девушке было всего восемнадцать лет, и потому концерт был озаглавлен «Памяти ангела». Впрочем, этот «инструментальный реквием» мог иметь еще одно значение – композитор задумывался о собственной смерти.

Бергу не сравнялось пятьдесят лет, когда он ушел из жизни. Его творческое наследие было в полной мере оценено только после его смерти.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Камерный концерт (1925) - последнее сочинение атонального периода. В нем наблюдаются
элементы додека­фонной техники, уже созданной к тому времени Шёнбергом, но додекафонии как
всеохватной системы звуковысотных связей здесь еще нет.

Если «Воццек» оказался первым опытом и вместе с тем крупнейшей удачей Берга в оперном
жанре, то Камерный кон­церт стал его великолепным достижением в концертном жанре, тоже
фактически ничем не подготовленным. Концерт посвящен пятидесятилетию Шёнберга (в 1924
году), хотя автор и не успел его завершить к дате. Произведение открывается эпиграфом,
основанным на звуковых криптограммах имен и фамилий трех главных представителей
Нововенской школы Арнольда Шёнберга, Альбана Берга и Антона Веберна. Эти
последова­тельности звуков служат интонационной основой многих тем концерта и эпизодически
трактуются как микросерии. Таким образом, концерт оказывается своего рода манифестом союза
трех композиторов-единомышленников.

Камерный концерт Берга продолжает лучшие традиции классического инструментального
концерта. Его сольные партии изложены с виртуозным блеском, они звучат на бога­том
ансамблевом фоне, в развертывании формы сказываются принципы игры и соревнования. Но
традиционное игровое начало представлено здесь в чрезвычайно индивидуализирован­ной форме,
«инструментальный сюжет» концерта совершенно неповторим. После упомянутого краткого
эпиграфа, звучаще­го у солирующих инструментов и валторны, скрипка умолкает надолго:
первая часть концерта (в форме темы и пяти вариа­ций) написана для фортепиано и ансамбля,
причем тема, испол­няемая ансамблем, по своей роли близка к первой, оркестровой экспозиции
классического инструментального концерта *.

* Идея краткого показа солирующего инструмента в самом начале первой, оркестровой
экспозиции заимствована Бергом, по-видимому, из Четвертого фортепианного концерта
Бетховена.

Вторая часть (Adagio) исполняется скрипкой в сопровождении ансамбля, и только в третьей
части, написанной в форме рон­до с интродукцией, соединяются оба солирующих инструмен­та,
причем в интродукции они выступают без ансамбля – это совместная каденция двух солистов.

Построение частей и всего цикла также основано на ориги­нально трактуемых игровых
принципах.

Все вариации первой части точно воспроизводят ведущий мелодический голос темы, но в
разных модификациях: первая вариация (для одного солирующего, фортепиано) – в прямом
движении, вторая в ракоходном, третья - в инверсии, четвертая – в ракоходе инверсии,
пятая – снова в прямом движении (в этих трансформациях с очевидностью сказывается влияние
додекафонной техники). Неожиданна и форма самой темы - сонатная экспозиция (как уже
говорилось, тема высту­пает в роли первой, оркестровой экспозиции).

Вторая часть представляет собой зеркально симметричную концентрическую форму, основанную
на пяти темах (с их мно­гочисленными вариантами): начиная с определенного момента (это ось
симметрии) весь прозвучавший ранее материал излага­ется ракоходно, возвращаясь в итоге к
своему началу. Ракоход­ное движение (правда, неточное) охватывает все слои фактуры.

В третьей части можно увидеть совсем уже исключительное явление – контрапункт форм. В ней
совмещаются компози­ционные структуры и материал первой части (тема с вариаци­ями) и
второй (те же пять тем в той же последовательности и с использованием ракоходного
движения). Но оба пласта структуры различимы лишь при анализе, так как они перепле­таются
и сильно видоизменены, линии ведущих голосов двух предыдущих частей порою трудноузнаваемы.
Вместе же они составляют... третью форму – рондо с интродукцией.

Сказанного достаточно, чтобы оценить степень оригиналь­ности построения Камерного
концерта. Но еще более неожи­данным оказывается его эмоциональное содержание: вместо
обычной для концертного жанра объективации музыкальных эмоций, даже трагических, в
произведении Берга, при всем виртуозном блеске изложения инструментальных партий,
господствует глубоко интимный тон высказывания (нечто по­добное можно найти только в
Ля-мажорном фортепианном концерте Листа, сочинении гораздо более светлого характера,
свободном от пессимистической рефлексии). Музыка Камерно­го концерта выражает эмоции
преимущественно сумрачные, Adagio (пожалуй, и первая часть) проникнуто эротическим
том­лением, порой мучительным, достигающим невиданной ранее интенсивности,
одухотворенности и богатства оттенков.
https://www.classic-music.ru/6zm119.html

Родился Альбан в Вене (Vienna), был он третьим из четырех детей Иоганны (Johanna) и Конрада Берга (Conrad Berg). Семья Бергов жила в относительном достатке до самой смерти Конрада Берга в 1900-м.

В детстве Берг интересовался не столько музыкой, сколько литературой; писать музыку он начал лишь в 15 лет. 4 октября 1902-го у Берга родилась дочь Альбина (Albine).

Формального музыкального образования у Альбана Берга не было; изменить ситуацию он решился лишь в 1904-м – в октябре именно этого года он стал учеником Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg). Шёнберг учил Берга контрапункту, музыкальной теории и гармонии. К 1906-му Берг начал изучать музыку с еще большей активностью; уже в 1907-м Альбан занялся постижением тайн ремесла композиторского. Среди ранних его работ следует в первую очередь упомянуть пять набросков фортепианных сонат. Писал Альбан и песни; часть из них вошли в сборник "Семь ранних песен" ("Sieben Frühe Lieder") – кстати, три из них Берг впервые исполнил на концерте учеников Шёнберга в Вене. Часть ранних сонат Берг в итоге переработал в один глобальный шедевр – Фортепианную сонату Берга (Berg"s Piano Sonata, Op. 1); это творение по праву считается одним из наиболее интересных ранних творений Альбана Берга.

У Шёнберга Берга учился шесть лет, до 1911-го. Альбан Берг всегда восхищался Арнольдом Шёнбергом – как композитором и как преподавателем; даже после окончания учебы они оставались близкими друзьями.

Во время так называемого "фин-де-секль" (fin de siècle) Берг уже был одним из виднейших представителей венской культурной элиты – наряду с музыкантами Александром фон Цемлинским (Alexander von Zemlinsky) и Францом Шрекером (Franz Schreker), художником Густавом Климтом (Gustav Klimt), писателем Карлом Краусом (Karl Kraus) и многими другими творцами.

В 1906-м Берг познакомился с певицей Хеленой Наховской (Helene Nahowski) – дочерью довольно богатых родителей (а по некоторым слухам – внебрачной дочерью самого императора Франца Иосифа (Emperor Franz Joseph I of Austria)); родителям Хелены Альбан не понравился категорически – что, впрочем, ничуть не помешало Бергу и Наховской обвенчаться 3 мая 1911-го.

В период с 1915-го по 1918-й Берг служил в австрийской армии; во время одного из отпусков – в 1917-м – он начал работу над своей первой оперной постановкой, "Воццек" ("Wozzeck"). Три отрывка пьесы были исполнены в 1924-м – и именно тогда Альбану Бергу впервые довелось ощутить вкус успеха. Саму оперу Берг довел до ума уже в 1922-м; впервые исполнена полностью она была 14 декабря 1925-го в Берлине (Berlin). В наше время "Воццек" считается одной из важнейших оперных постановок столетия.

Берг начинал работу над второй оперой, "Лулу" ("Lulu"); увы, закончить её он не успел – при жизни Альбан написал лишь два акта из трех задуманных. Первые два акта впервые были показаны в 1937-м в Цюрихе (Zürich). По личным причинам Хелена Берг наложила категорический запрет на всяческие попытки закончить последний акт. Лишь после смерти Хелены последний акт был доведен до конца; полная версия оперы была показана впервые лишь в 1979-м, в Париже (Paris).

Лучшие дня

Венсан Кассель: "Я человек света, а не тьмы"
Посетило:200
Маршал Сталина

Австрийский композитор, один из наиболее выдающихся представителей Новой Венской школы (Second Viennese School), автор целого ряда выдающихся произведений, органично сочетающих в себе малеровский романтизм и довольно нетрадиционную вариацию шёнберговской додекафонии.


Родился Альбан в Вене (Vienna), был он третьим из четырех детей Иоганны (Johanna) и Конрада Берга (Conrad Berg). Семья Бергов жила в относительном достатке до самой смерти Конрада Берга в 1900-м.

В детстве Берг интересовался не столько музыкой, сколько литературой; писать музыку он начал лишь в 15 лет. 4 октября 1902-го у Берга родилась дочь Альбина (Albine).

Формального музыкального образования у Альбана Берга не было; изменить ситуацию он решился лишь в 1904-м – в октябре именно этого года он стал учеником Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg). Шёнберг учил Берга контрапункту, музыкальной теории и гармонии. К 1906-му Берг начал изучать музыку с еще большей активностью; уже в 1907-м Альбан занялся постижением тайн ремесла композиторского. Среди ранних его работ следует в первую очередь упомянуть пять набросков фортепианных сонат. Писал Альбан и песни; часть из них вошли в сборник "Семь ранних песен" ("Sieben Frühe Lieder") – кстати, три из них Берг впервые исполнил на концерте учеников Шёнберга в Вене. Часть ранних сонат Берг в итоге переработал в один глобальный шедевр – Фортепианную сонату Берга (Berg"s Piano Sonata, Op. 1); это творение по праву считается одним из наиболее интересных ранних творений Альбана Берга.

У Шёнберга Берга учился шесть лет, до 1911-го. Альбан Берг всегда восхищался Арнольдом Шёнбергом – как композитором и как преподавателем; даже после окончания учебы они оставались близкими друзьями.

Во время так называемого "фин-де-секль" (fin de siècle) Берг уже был одним из виднейших представителей венской культурной элиты – наряду с музыкантами Александром фон Цемлинским (Alexander von Zemlinsky) и Францом Шрекером (Franz Schreker), художником Густ

авом Климтом (Gustav Klimt), писателем Карлом Краусом (Karl Kraus) и многими другими творцами.

В 1906-м Берг познакомился с певицей Хеленой Наховской (Helene Nahowski) – дочерью довольно богатых родителей (а по некоторым слухам – внебрачной дочерью самого императора Франца Иосифа (Emperor Franz Joseph I of Austria)); родителям Хелены Альбан не понравился категорически – что, впрочем, ничуть не помешало Бергу и Наховской обвенчаться 3 мая 1911-го.

В период с 1915-го по 1918-й Берг служил в австрийской армии; во время одного из отпусков – в 1917-м – он начал работу над своей первой оперной постановкой, "Воццек" ("Wozzeck"). Три отрывка пьесы были исполнены в 1924-м – и именно тогда Альбану Бергу впервые довелось ощутить вкус успеха. Саму оперу Берг довел до ума уже в 1922-м; впервые исполнена полностью она была 14 декабря 1925-го в Берлине (Berlin). В наше время "Воццек" считается одной из важнейших оперных постановок столетия.

Берг начинал работу над второй оперой, "Лулу" ("Lulu"); увы, закончить её он не успел – при жизни Альбан написал лишь два акта из трех задуманных. Первые два акта впервые были показаны в 1937-м в Цюрихе (Zürich). По личным причинам Хелена Берг наложила категорический запрет на всяческие попытки закончить последний акт. Лишь после смерти Хелены последний акт был доведен до конца; полная версия оперы была показана впервые лишь в 1979-м, в Париже (Paris).

Альбан Берг скончался в Вене, в канун Рождества 1935-го; считается, что причиной смерти стал вызванной укусом насекомого нарыв на его спине. На момент смерти композитор жил в нищете; есть основания полагать, что и нарыв загноился из-за того, что Берг, пытаясь сэкономить, решился срезать его ножницами