Фигурное катание — история появления. Фигурное катание


Фигурное катание
Фигурное катание - зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, чаще всего под музыку.
Относится к сложнокоординационным видам спорта.
В официальных соревнованиях, как правило, разыгрываются четыре комплекта медалей: в женском одиночном катании, в мужском одиночном катании, в парном катании, а также в спортивных танцах на льду. Фигурное катание включено в программу Зимних Олимпийских игр.
Руководит фигурным катанием - Международный союз конькобежного спорта (ИСУ) был основан в 1892 году и объединяет более 60 национальных федераций.

Фигуристы 1908 года Фигуристы 1980 года (Ирина Роднина с Александром Зайцевым)
Часто фигуристы принимают участие в различных шоу, на которых их мастерство оценивают не судьи, а зрители.

Фигурное катание на Олимпийских играх

История

Самые древние коньки были обнаружены на берегу Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века. Такие коньки изготавливались из фаланги передних ног лошадей.
Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в XIII - XIV веках появились первые железные коньки. Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.
Все обязательные фигуры были созданы в Великобритании. Объясняется это тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742 год). Тогда же были разработаны первые официальные правила соревнования.
Впервые сведения о соревнованиях по катанию на железных коньках с деревянными лезвиями появились в Англии к 1763 г. Эти соревнования проводились в середине XIII века в Нидерландах. Позднее скоростные забеги на коньках проводились в районе Фенс в южно-центральной части Англии в первой половине XIX века. Эти соревнования проводились довольно регулярно, если позволяли погодные условия.
Первое международное соревнование по фигурному катанию было организовано ледовым Клубом Вены, основанным в 1867 г., и проведено в Австрии (Вене) в 1882 г. Победил на этих соревнованиях Леопольд Фрейн из Австрии. 2-е место занял Эдуард Энгельман, также из Австрии, а 3-е место - легендарный Аксель Паульсен из Норвегии, который исполнил в качестве специальной фигуры свой знаменитый прыжок, получивший его имя и прославивший его. Успех венских фигуристов объснялся тем фактом, что три члена венского ледового Клуба: Карл Корпер, Деметр Диамантиди и Макс Вирт систематически совершенствовали фигуры, заимствуя опыт и знания у Джаксона Хейнца и затем опубликовали их в книге "Следы на льду", которую можно считать одной из самых ранних публикаций по фигурному катанию на коньках.
Самое первое издание правил по фигурному катанию, вышедшее в Англии, относится к 1772 году.
Английский лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках», в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны.
Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков – прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.
Название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.
В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов - «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М. Паули - учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.
Всплеск интереса к фигурному катанию произошёл после европейского турне американского фигуриста Джексона Гейнса. Он показал неожиданные возможности исполнения стремительных фигур в грациознейших движениях тела.
Русское фигурное катание, как отдельный вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов.
Развитие фигурного катания в период 1870-1880 гг. вызвало необходимость создания национальных ассоциаций: среди первых можно считать ассоциации Великобритании в 1879 г., в Нидерландах в 1882 г., в Канаде в 1887 г. и объединенной ассоциации Германии-Австрии в 1888 г.. Ассоциации и клубы организовывали международные соревнования, чемпионаты мира и Европы, однако в тот период не было определенных правил и программы соревнований. В связи с этим в 1892 г. по инициативе немецкой ассоциации была организована встреча представителей всех стран, заинтересованных в международных соревнованиях по катанию на коньках, которая состоялась в июле в Шевенингене. Это был первый Международный конгресс, в котором приняли участие три национальные ассоциации и два клуба из Нидерландов, Великобритании, Германии-Австрии, Швеции и Венгрии. На этом Конгрессе были разработаны и приняты твердые правила для соревнований по скоростному катанию на коньках. В отношении фигурного катания Конгресс не придпринял действий, чтобы принять конкретные правила, а лишь только назначил комитет из представителей Германо-австрийской ассоциации (О. Бон), Венгрии (Л. Штулер) и Швеции (В. Болк), которому было поручено разработать правила и привести в соответствие таблицу обязательных фигур. С этого момента все чемпионаты и международные соревнования стали проводиться под эгидой ИСУ - Международного союза конькобежцев.
В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек.
Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вечеслав Измайлович Срезневский.
В начале XX века Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои элементы, и фигуристы в благодарность за это оставили их имена в названиях элементов.

Правила и элементы

Фигурное катание включает одиночное (мужчины и женщины), парное катание и спортивные танцы. Олимпийские соревнования в одиночном и парном катании проводятся с 1908 года. В каждом виде соревнований страна может заявить одного участника или пару; страна, спортсмены которой в предолимпийском году заняли в данном виде 1-5 места на чемпионате мира, может быть представлена тремя участниками (парами), 6-10 – двумя участниками (парами). Выступления оцениваются по шестибалльной системе: в короткой программе оценивается техника восьми предписанных элементов и представленная программа; в произвольной программе - техника и артистичность; в произвольном танце – техническое мастерство и художественное впечатление. Место каждого участника (пары) определяется абсолютным большинством судей (нечетное число).

Короткая программа

Короткая программа - это своеобразная проверка уровня технической, тактической, морально-волевой подготовленности, умения фигуристов в сравнительно жестких рамках обязательного комплекса элементов раскрыть свои творческие возможности. Короткая программа в парном катании была введена на чемпионате Европы 1963 года. В последующие годы она изменялась и совершенствовалась, отражая ход развития парного катания.
При составлении короткой программы и, особенно, при ее исполнении перед фигуристами встает целый ряд специфических трудностей.
Трудность психологического порядка заключается в том, что именно с короткой программы спортсмены начинают соревнования. Поэтому от того, как пара проявит себя в первом туре, во многом зависит окончательный результат выступления. Трудность другого порядка связана со значимостью каждого элемента. Срыв или ошибка при выполнении одного из них хотя бы одним из партнеров ведет к значительному снижению оценок. Это обстоятельство оказывает дополнительное психологическое воздействие на фигуристов и одновременно повышает требования к технической и морально-волевой подготовке пары.
В короткой программе все пары исполняют одинаковые элементы. Если в произвольной программе можно блеснуть сложным прыжком, оригинальной поддержкой, спиралью, вращением и т, п., то в короткой программе решающим являются высокая культура катания, законченность композиции, отличная техника, точность и синхронность исполнения, высокий темп движений и скорость скольжения, органическая связь движений с музыкой, оригинальность соединительных шагов и т. п.
Очень важно умение спортсменов по-своему увидеть стандартные элементы короткой программы и придать их исполнению индивидуальную окраску в соответствии с характером музыки и стилем катания пары. Вот почему короткая программа заставляет фигуристов искать свой стиль, свою манеру катания, нюансы в исполнении каждого элемента.
На конгрессе ИСУ летом 1980 г. была принята новая система подсчета результатов фигуристов. Особенностью этой системы является использование коэффициентов. Основным теперь является место, занятое спортсменом в каждом виде программы с учетом коэффициентов в процентном отношении. Коэффициент для обязательных фигур - 0,6, для короткой программы - 0,4, для произвольной-1. Место, полученное фигуристом в каждом виде троеборья, умножается на соответствующий коэффициент. Сумма, полученная в итоге, и определяет окончательный результат фигуриста в соревновании.

Обязательные элементы

В обязательную программу входит 17 фигур: круг, параграф, тройка, двукратная тройка, петля, скобка, крюк, выкрюк, восьмерка, параграф с тройками, параграф с двукратными тройками, параграф с петлями, параграф со скобками, восьмерка с тройкой, восьмерка с двукратной тройкой, восьмерка с петлями,восьмерка со скобкой (см. таблицу).
Обязательные фигуры имеют воображаемые продольную, поперечную и вспомогательные оси. Эти оси делят рисунок фигуры на равные и симметричные части.
Международными правилами судейства установлено определенное начертание каждой фигуры в целом и отдельных ее элементов. Геометрические особенности, или признаки рисунка целой фигуры, составляют так называемую макрогеометрию, а геометрические признаки ее микроэлементов - микрогеометрию.
Эти понятия следует строго различать. Макрогеометрия фигуры позволяет судить об уровне зрительной ориентации и мастерстве управления телом на ограниченном участке льда. Микрогеометрия следа характеризует мастерство балансирования на коньке во время выполнения отдельных элементов данного упражнения.

Элементы одиночного катания, произвольная программа

Произвольных упражнений, которые выполняют фигуристы - вращения, прыжки, прыжки во вращение, спирали, циркули.

Вращения

Пируэты. В произвольной программе фигуристы выполняют обычно пируэты с определенного захода, иногда они это делают без захода, прямо с дуги. От захода на пируэт во многом зависит и выполнение самого пируэта и впечатление от целой комбинации.
Техника выполнения верхних пируэтов чрезвычайно разнообразна. Здесь большой простор для творчества фигуриста.
Заклоны - разновидность верхних пируэтов. Их выполняют преимущественно женщины. Как в пируэте стоя, так и в заклоне можно принять различные позы. Заход и центровка оси вращения здесь аналогичны обыкновенным верхним пируэтам.
Приступая к разучиванию того или иного заклона, необходимо предварительно освоить его в зале и только после этого переходить на лед.
Либелы - вращения в ласточке. Техника его выполнения отлична от техники въезда в обычный пируэт. При сгибании опорной ноги центр равновесия тела переносится на зубец конька, а верхний пояс резко поворачивают в сторону вращения, принимая горизонтальное положение. Центровка зубцом конька должна быть мгновенной. Как только найдена ось вращения, центр равновесия тела перемещается на переднюю часть лезвия. При этом опорная нога выпрямляется, а корпус принимает горизонтальное положение.
Волчки - нижние пируэты. Вращение в волчке.выполнить значительно проще, чем вращение в либеле. В нижних вращениях легче удерживать равновесие, так как ОЦТ тела находится очень близко от опоры. И несмотря на это, волчок выполняют де всегда хорошо: часто теряют центровку оси вращения.
Переход из волчка в верхнее вращение необходимо выполнять постепенно, без рывков, не нарушая устойчивости вращения. Выпрямляя опорную ногу, нужно следить за тем, чтобы точка опоры находилась на передней части конька.

Прыжки во вращении

Прыжки во вращение очень оживляют программу фигуристов. Высокие, мощные, с большой скоростью вращения и многооборотные прыжки всегда встречают горячее одобрение зрителей. Прыжки во вращение представляют собой комбинацию прыжков и вращений, поэтому разучивать их надо с соблюдением правил выполнения как прыжков, так и вращений. Но прежде чем приступать к разучиванию этой комбинации, необходимо освоить соответствующие вращения и маховые прыжки.
Прыжок в либелу . На дуге в надо резко повернуть руки и плечи в сторону вращения, одновременно согнув колено опорной ноги. Мах свободной ногой должен быть сильным и направлен вперед-вверх. Движение свободной ногой и отталкивание опорной позволяет принять положение лицом и грудью ко льду. При наклоне опорная нога поднимается до уровня свободной и фигурист переходит в безопорное положение. В момент опускания свободной ноги опорная нога продолжает круговой мах, а плечи поворачиваются под некоторым углом ко льду. Коснувшись льда зубцом конька, переносят центр тяжести на переднюю часть конька, не меняя позиции тела. При правильном выполнении прыжка фигурист совершает не менее 4-5 полных оборотов на льду. Надо помнить, что недостаточный горизонтальный наклон тела в прыжке в либелу нарушает устойчивость вращения и затрудняет приземление.
Либелу.со сменой ноги можно выполнить и без прыжка, обычной подстановкой свободной ноги рядом с опорной. Этот элемент значительно проще либелы со сменой ноги в прыжке.
Прыжок в волчок на маховую ногу . От толчка до приземления на опорную ногу техника этого элемента аналогична обычному прыжку в либелу. В момент касания льда зубцом конька тело принимает горизонтальное положение. Затем сгибают опорную ногу и переводят центр равновесия тела на переднюю часть конька, одновременно вынося вперед свободную ногу и несколько выпрямляя корпус. Прыжок заканчивается вращением в волчке.
Чинян - прыжок в волчок на толчковую ногу. На толчковой дуге с сильным махом свободной ноги и резким поворотом плеч в сторону вращения приостанавливают дальнейшее скольжение вперед. Отталкивание выполняют в конце дуги за счет резкого выпрямления опорной ноги. При этом важно, чтобы тело фигуриста двигалось вверх строго над местом отталкивания. Для того чтобы прыжок получился высоким, в одном усилии должны соединиться мах свободной ногой, толчок опорной и взмах рук вверх. Сразу же после отталкивания опорная нога подтягивается и в наивысшей точке прыжка тело принимает положение. Перед приземлением выпрямляют опорную ногу, не нарушая группировки тела, опускаются на лед на переднюю часть конька. Прыжок заканчивается вращением в волчке
Прыжок из либелы в волчок с переменой ноги . Во время вращения в ласточке фигурист сгибает опорную ногу и отталкивается ото льда. При этом необходимо резким движением повернуть верхний пояс вокруг свободной ноги. При повороте важно сохранить горизонтальное положение тела. В наивысшей точке безопорной фазы прыжка принимается. Приземление выполняется на носок опорной ноги с последующей группировкой тела в нижнее вращение.

Прыжки

Для современного стиля фигурного катания характерен высокий атлетизм, и никакие другие элементы не позволяют столь ярко подчеркнуть это качество, как прыжки. Поэтому фигуристы стараются больше включать их в свои программы.
Прыжок Акселя Паульсена (одинарный), назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году.
Несмотря на то что фигуристы исполняют этот прыжок в различной манере, основа его остается неизменной. Чтобы легче было понять технику выполнения этого прыжка, расчленим его на отдельные фазы: подход, толчок, полет и приземление. Подход. Обычно перед тем как поставить опорную ногу на лед с хода вН, фигурист скользит назад-наружу. При переходе на толчковую ногу «шагом тройкой» допускают ошибку, которая мешает правильно выполнить прыжок: ставят толчковую ногу на лед передней частью конька. Фигурист теряет контроль над ребром конька и уменьшается площадь опоры, в результате этого происходит преждевременное скручивание корпуса в сторону вращения. На льду остается «рваный» и волнистый след от зубца конька, напоминающий крутую дугу. Фигурист не может уже сохранить направление толчка после перехода на толчковую ногу. На льду видно, что направление у дуги подхода и у дуги толчка разное. Все это затрудняет эффективное отталкивание.
Толчок. Толчковая дуга также имеет свой рисунок на льду. На расстоянии иногда очень трудно определить, правильно ли выполнено отталкивание, а рисунок позволяет более детально проанализировать фазу прыжка. Толчковая дуга во всех случаях, в частности и при выполнении прыжка Акселя Паульсена, должна иметь ровную кривизну. В момент отталкивания и маха свободной ногой важно сохранить скольжение на ребре конька, чтобы избежать поворота тела по ходу движения еще до отталкивания. Если при отталкивании сохранено направление тела, которое имело место до перехода на толчковую ногу, то направление силы инерции и силы толчка совпадает, что позволяет произвести сильный и высокий взлет.
Полет. Фигурист находится в воздухе доли секунды, и, конечно, трудно успеть проанализировать свои движения за это время. Тем не менее это необходимо делать, чтобы совершенствовать технику прыжка.
В полете фигурист должен сохранять вертикальное положение тела. Тяжесть тела в этот момент переносится в сторону маховой ноги, которая при приземлении окажется опорной.
При выполнении одинарного, двойного и тройного Акселя Паульсена степень группировки тела различна, и за этим необходимо следить. Ясно, что при выполнении одинарного прыжка напрягать мышцы при группировке тела надо меньше, чем при выполнении двойного и тройного Акселя Паульсена. Группировка может быть выполнена с фиксацией различных положений рук и ног, но во всех случаях нужно избегать сутулости, излишней скованности и напряжения.
Приземление. Плохо освоенная техника приземления может быть причиной срывов при выполнении прыжков. Начинается приземление в фазе полета с отведения в стороны рук и свободной ноги, чтобы замедлить вращение тела. Надо помнить, что замедлять вращение следует в полете, а не на льду. Приземление производится на слегка согнутую в колене ногу, касаясь льда зубцом конька и переходя затем на плоскость конька.
Все сказанное выше относится и к выполнению двойного Акселя Паульсена с той лишь разницей, что сила толчка, скорость скольжения и степень группировки тела в этом прыжке значительно сильнее, чем в одинарном.
Прыжок Сальхов (двойной), назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его в 1908 году.
Этот прыжок имеет много общего с прыжком Акселя Паульсена, разница между ними в технике отталкивания и количестве оборотов. Отталкивание происходит со скольжения по дуге нВ. Фигурист совершает в воздухе два полных оборота. Владение техникой одинарного Акселя Паульсена позволяет быстрее освоить технику двойного Сальхова. Наиболее трудные фазы в выполнении прыжка - подход и отталкивание.
Подход к прыжку, осуществляется поворотом тройкой на опорной ноге, в то время как подход к прыжку Акселя Паульсена - «шагом тройкой» со сменой ног. Очевидно, что только спецификой подхода можно объяснить то, что в Акселе Паульсене достигается такой длинный пролет, который невозможен в Сальхове.
Значительную ошибку допускают фигуристы, преждевременно начиная вращать тело. Это мешает выполнить уверенный толчок с дуги. После перехода на внутреннее ребро тело поворачивается в сторону центра описываемой дуги, чтобы не произошло скручивания его по ходу вращения раньше, чем следует. В это время выполняется подседание на опорной ноге. В момент отталкивания и маха свободной ногой основное усилие падает на середину конька. Преждевременное перемещение центра равновесия на переднюю часть конька - большая ошибка, которая встречается даже у опытных фигуристов, так как уменьшается площадь опоры и усиливается вращение тела еще до момента отталкивания.
Прыжок тройной Риттбергер (петля), назван по имени немецкого фигуриста Вернера Риттбергера, впервые исполнившего его в 1910 году.
При выполнении этого прыжка, после того как набрана достаточная скорость скольжения, переходят в скольжение. Перед отталкиванием линия плеч и рук параллельна дуге скольжения. Для того чтобы подготовиться к отталкиванию, необходимо выполнить подседание на опорной ноге. Толчок начинается с разгибания опорной ноги и движения корпуса в направлении будущего вращения. Причем перед этим корпус слегка наклоняют к центру описываемой дуги. Во время отталкивания плечи вращаются быстрее бедер; свободная нога и руки двигаются в стороны-вверх. Толчок выполняется с чистого ребра. Центр тяжести размещается на средней части конька.
В полете руки приближаются к оси вращения тела., Свободная нога скрещивается спереди с опорной. Приземление происходит на переднюю часть конька с последующим переходом на среднюю. При приземлении корпус должен сохранять вертикальное положение.
Прыжок «шпагат» . Этот прыжок обычно выполняют фигуристки. Толчок производится с обеих ног: ребра опорной и носка другой ноги. После того как получена достаточная скорость скольжения, выполняется энергичный поворот, так, чтобы, развернув опорную ногу, оставить плечи в прежнем положении. После смены фронта скольжения опорная нога сгибается, а тело отклоняется несколько назад. Затем свободная нога опускается носком на лед.
Очень часто фигуристы допускают ошибку в толчке, подставляя толчковую ногу близко к опорной. Здесь отталкивание по схеме напоминает отталкивание в прыжке с шестом. В момент отталкивания начинается поворот тела в сторону прыжка. Достигнув наивысшей точки прыжка, фиксируют положение «шпагата». Приземляются, сменив положения ног, одновременно на ребро одной и носок другой ноги.
Прыжок «разножка» . Этот прыжок выполняют только мужчины. Он похож на обычный прыжок «шпагат», разница в позиции тела, которую принимает фигурист в полете. Техника подхода и отталкивания аналогичны рассмотренному выше прыжку. Перед тем как разучивать этот прыжок на льду, целесообразно в зале научиться принимать положение «разножки». Приземление такое же, как и при выполнении прыжка «шпагат».
Прыжок Флипп . Заход на прыжок начинается с тройки ВнНв. На толчковой дуге нВ необходимо следить за тем, чтобы не было излишнего наклона тела во внутрь круга. Перед толчком тело отклоняется назад и затем переводится в вертикальное положение, чтобы направление прыжка было строго вертикальным. Отталкивание выполняется с последующим поворотом тела в сторону вращения и сведением ног.
Группировка тела в полете ничем не отличается от ранее рассмотренных прыжков-Аксель Паульсена и Сальхова. Приземление такое же, как и в этих прыжках.
Прыжок наружный Лутц (двойной), назван по имени австрийского фигуриста Алоиса Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году.
В последние годы этот прыжок стал очень популярным и по сложности оценивается выше обычного Акселя Паульсена и Сальхова.
Подход осуществляется с обычной спирали нН (длинной дуги), при движении по которой необходимо уравновесить тело и сосредоточить внимание на выполнении прыжка. Многие фигуристы недооценивают значение длинного подхода к прыжку и выполняют его с короткой дуги. Это неправильно. Прыжок наружный Лутц требует высокой скорости скольжения и сильного отталкивания. Поэтому, перед тем как встать на наружную дугу назад, следует сделать несколько шагов, чтобы получить достаточную скорость скольжения. При переходе на наружную дугу в первые секунды движения необходимо уравновесить тело, чтобы полученное ускорение не помешало устойчивости на ребре конька.
Прыжок начинается со значительного сгибания опорной ноги и отведения назад почти прямой свободной. Одновременно плечи и руки разворачиваются по направлению линии скольжения. Поворот верхнего корпуса в сторону вращения начинается еще до момента удара о лед толчковой ногой. Завершая отталкивание, группируют ноги, группировка туловища осуществляется за счет соединения рук. Приземление обычно производится назад-наружу, как и в ранее рассмотренных прыжках.
Прыжок Лутц в «шпагате». Хотя этот прыжок оборотный, но его можно рассматривать как совместную комбинацию двух прыжков: «разножки» и внутреннего одинарного Лутца. При правильном выполнении он оценивается очень высоко, как сложные двойные прыжки.
Техника подхода, толчка и приземления аналогична технике прыжка внутренний Лутц. Фаза полета в начале выполняется так же, как в прыжке «разножка», а в конце, как обычный оборот, имеющийся во многих прыжках. После чего, резко сводят ноги и одновременно поворачивают туловище в сторону вращения, принимая вертикальное положение. Разучивать этот прыжок целесообразно только после того, как хорошо освоена техника прыжка «разножка», и сначала в зале, потом на льду.
Прыжок Лутц махом. Особенность этого прыжка в том, что фигуристы выполняют его каскадом, в несколько прыжков подряд.
Подход к прыжку осуществляется с внутренней дуги тройкой вВнН. Прыжок начинается резким выпрямлением опорной ноги и поворотом туловища по направлению вращения. Вместе с туловищем поворачивают плечи и руки до отказа в том же направлении. Оттолкнувшись, группируют ноги и руки одновременно. Разгруппировка-и приземление обычные.
Прыжок Тулупп (двойной). В этом прыжке подход с тройки вВнН ничем не обличается от подхода к рассмотренному выше прыжку Лутц махом. Вместе с опорной ногой разворачивается туловище по направлению естественного вращения и широким движением отводится назад свободная нога. Резко поставив носок свободной ноги на лед, выполняют группировку туловища, сохраняя вертикальное положение. Поставив толчковую ногу на лед, приостанавливают скольжение, в то время как туловище продолжает разворачиваться в сторону вращения. Последующие фазы этого прыжка не имеют никаких особенностей в технике исполнения.
Современная gрограмма произвольного катания фигуристов старших разрядов насыщена не только прыжками и вращениями. В ней мною и других элементов, таких, как спирали, кораблики, циркули, шаги и прочие. Поэтому делать упор на разучивание одних лишь прыжков и вращений, пренебрегая остальными элементами, не следует.

Парное катание

Парное катание очень многообразно и богато по содержанию, в него Входят и элементы одиночного катания, такие, как прыжки, вращения, остановки, и специфические парные - обводки, поддержки и другие. Это дает возможность фигуристам создавать яркие, впечатляющие программы.
Значительное место в композициях пар отводится так называемому «теневому» исполнению элементов, когда фигуристы на определенном расстоянии друг от друга синхронно выполняют одни и те же движения. Обычно это разбеги, комбинации из разнообразных шагов или прыжки, вращения и т. д. При «теневом» исполнении элементов надо обращать внимание на то, чтобы при скольжении сохранялось одинаковое расстояние между исполнителями, одинаковой была скорость и все движения были синхронны, то есть чтобы ни на миг не терялось впечатление единства действий партнеров.
Ряд элементов произвольного катания партнеры выполняют совместно: парные спирали, кораблики и всевозможные позы. Эти фигуры очень зрелищны, они позволяют создать партнерам определенный образ, раскрыть внутренний смысл музыкальной фразы, придать своеобразный характер всей программе.
и т.д.................

Фигурное катание — один из самых красивых и зрелищных видов зимнего спорта. В эпоху правления Петра I были завезены из Европы первые образцы коньков, придуман способ крепления лезвия к сапогам.

Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в Петербурге в 1865 году. В этом году в Юсуповском саду на Садовой улице был открыт общественный каток , он был самым благоустроенным в России и стал центром подготовки юных фигуристов.

Фигурное катание, как самостоятельный вид спорта , появилось уже в середине XIX века , а признано официальным на первом Конгрессе конькобежцев в 1871 году . Начальные соревнования прошли в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов. В 1924 году эту дисциплину включили в программу зимних Олимпийских игр .

С 1986 года официальные международные соревнования, такие как, чемпионат мира, чемпионат Европы и чемпионат Четырёх континентов по фигурному катанию проходят под эгидой Международного союза конькобежцев.

Классификация видов фигурного катания

Выделяют несколько видов этого спорта, такие, как одиночные и парные.

Мужское и женское одиночное

Фигурист на льду выступает один . Он должен показать уровень исполнения всех групп элементов движения:

  • вращений (заклон, либела, волчок — выполняется на лезвии одного или двух коньков);
  • шагов (тройки, перетяжки, скобки, петли, дуги, выкрюки, с помощью которых перемещается фигурист по льду);
  • прыжков (тулуп, лутц, флип, аксель, риттбергер, сальхов);
  • спиралей (позиция с одним коньком на льду и свободной ногой выше уровня бедра).

Уровень спортсмена оценивается судьями по степени сложности и качеству исполнения элементов программы. При выставлении оценок учитывается артистизм, пластика, эмоциональность, связь движений с музыкой.

Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа:

  • короткая программа;
  • произвольная программа.

Парное выступление

Спортсмены выступают в паре. Задача усложняется тем, что они должны показать не только мастерство исполнения движений, но и выполнять все элементы синхронно , необходимо создать впечатление единства действий.

В парном катании, кроме традиционных элементов движения (прыжки, спирали, шаги, вращения) исполняются поддержки, выбросы, подкрутки, тодесы, параллельные и совместные вращения.

Судьи оценивают качество и сложность выполнения элементов движения, артистизм. Очень важный критерий при выставлении баллов — синхронность исполнения элементов движения в паре.

В парном катании соревнования также проходят в два этапа: короткая и произвольная программа.

Какие существуют спортивные танцы на коньках

Различаются от других видов совместным исполнением танцевальных шагов в разнообразных позициях. Здесь нельзя допускать длительного разъединения партнёров.

В отличие от парного катания спортивные танцы не предусматривают прыжков, поддержек, выбросов .

В этой программе большое внимание уделяется плавности движений, музыкальному сопровождению, тщательному подбору костюмов, привлекательному внешнему виду спортсменов и правильному подобру образа в танце.

Спортивные танцы являются одним из самых зрелищных видов фигурного катания.

Они включают 3 вида танцев:

  • обязательный;
  • оригинальный;
  • произвольный.

Справка. Спортивные танцы были включены в программу Олимпийских игр в 1976 году .

Сколько есть категорий у синхронного катания?

Это относительно новое и динамично развивающееся направление конькобежного спорта. Фигуристы выступают командами по 16—20 человек , в соревнованиях участвуют как мужчины , так и женщины .

По правилам ИСУ фигуристы разделяются по следующим возрастным категориям :

  • новички (спортсмены с первым и вторым спортивным разрядом) — до 15 лет включительно;
  • юниоры (кандидаты в мастера спорта) — 12—18 лет;
  • сеньоры (мастера спорта) — 18 лет и старше.

Фото 1. Выступление российской команды «Парадиз» из Санкт-Петербурга: девушки в одинаковых костюмах одновременно выполняют движения.

В синхронном катании исполнение отдельных элементов и техника скольжения ничем не отличается от классического вида. Основной задачей является — выступление команды как единого целого. Здесь также есть обязательные элементы:

  • линия;
  • круг;
  • колесо;
  • пересечение.

Важно! Правилами соревнований запрещается делать прыжки более одного оборота , совершать поддержки и пересечения , включающие спирали назад.

Соревнования по синхронному катанию проходят также в 2 этапа: произвольная и короткая программа.

Полезное видео

Ознакомьтесь с видео, в котором показано выступление одной из команд Чемпионата России по синхронному катанию в 2018 году.

Заключение

Судейская система ИСУ введена и поддерживается Международным союзом конькобежцев в 2004 году , она используется на всех международных соревнованиях , включая зимние Олимпийские игры. В данной системе имеется более детальная статистика по судьям и фигуристам. Это позволяет тренерам проанализировать недочёты в выступлении и лучше подготовиться к следующим. У оценок нет верхней границы , поэтому исключено недооценивание фигуристов, катающихся первыми.

Первоначально люди использовали коньки по аналогии с лыжами, только для перемещения не по снегу, а по льду. Однако со временем те, кто жили рядом с замерзавшими зимой водоемами, стали применять их не только для езды по скользкой поверхности, но и для исполнения красивых элементов. Прогулки на коньках из формы досуга постепенно приобретали характер состязаний.

Сначала соревновались в умении начертить на льду лезвием красивый след и рисовать фигуры. Толчком к развитию становились находки новых способов выполнять движения, позволяющие совершенствовать и усложнять это искусство.

В 1871 г. союз конькобежцев признал фигурное видом спорта. Постепенно оно становились все сложнее. Умения точно вычерчивать заявленный рисунок уже не отражало степень мастерства профессиональных фигуристов. Появлялись новые элементы, менялась система судейства. Так, отдельно стало оцениваться техническое мастерство и артистизм.

Сегодня этот вид спорта выглядит как сольное, парное или групповое выполнение элементов под музыку в соответствии с определенными требованиями. Он относится с сложнокоординационным видам, таким как гимнастика, и требует хорошей общефизической подготовки. Во время выполнения упражнений фигуристы испытывают большие нагрузки, особенно на ноги и позвоночник. При этом вид спорта является и одним из самых эстетичных. Ведущие спортсмены входят в состав национальной сборной и тренируются в олимпик-центрах.

Ключевые правила современного фигурного катания:

  • в каждом виде спортсмены исполняют короткую и произвольную программу;
  • длительность выступления регламентирована и не может быть больше или меньше установленной;
  • есть ограничения по простоте и сложности. Так, спортивные пары не могут включать в короткую программу элементы в 4 оборота. Одиночники в короткой программе не могут выполнять прыжки менее 3 оборотов вне , за исключением двойного акселя;
  • существует список элементов, которые спортсмен обязан исполнить: определенное количество прыжков, каскадов, поддержек, вращений и т.д. Последовательность при этом может быть любой;
  • требование выполнять элементы определенным образом: например, во время поддержки у спортивных пар рука партнера должна быть полностью выпрямлена, в противном случае элемент не будет засчитан;
  • возрастной порог: во взрослых соревнованиях не могут участвовать фигуристы моложе 15 лет. Происхождение этого требования связано с возможностью молодых девочек выполнять технически сложные прыжки при недостаточном уровне выразительности и зрелости катания.

Также в правилах прописаны критерии, по которым оцениваются элементы. На их основании определяются уровни, засчитываются надбавки и штрафы — за падения, некачественное исполнение и даже завершение выступления после музыки. Подробное описание этих критериев позволяет заранее просчитывать примерную стоимость программы.

Каждый год в правила вносятся корректировки. Их цель — обеспечить максимально объективную оценку выступления фигуристов и сделать программы сбалансированными по красоте и сложности. Решения принимаются на заседаниях ИСУ. На основании этой информации происходит постановка программ.

Основные элементы фигурного катания

При постановке программы фигурист должен включить в нее все обязательные элементы. Их количество четко регламентировано, судьями оценивается чистота и качество исполнения. Возрастающая конкуренция вынуждает лидеров и их тренеров постоянно придумывать новые способы выполнять и усложнять программы.

Шаги

Шагами называются все виды толчков, дуг, крюков и прочих движений, благодаря которым спортсмен перемещается по площадке. Они помогают набрать перед заходом на прыжок, связывают элементы между собой или бывают самостоятельной частью программы (дорожка шагов, твизлы). Именно шаги являются базовым элементом, с которого начинающие постигают азы фигурного катания.

Спирали

Спираль — элемент женского и парного катания, во время исполнения которого спортсмен едет на одной ноге, вторая при этом поднята вверх. Засчитывается только в случае, если колено и стопа находится выше уровня бедер. Раньше комбинация спиралей была обязательной частью программы у женщин, сейчас они отдельно не оцениваются и стали составной частью хореографической дорожки.

Вращения

Обороты на одной ноге вокруг своей оси называются вращениями. Оценивается положение тела, соблюдение центровки (спортсмен не должен перемещаться с точки начала вращения), количество оборотов и быстрота. По правилам во время вращения спортсмен должен хотя бы один раз поменять позицию или ногу, не прекращая движение. Из-за физиологических различий есть вращения, которые выполняют преимущественно девушки, например, . У спортивных пар и танцоров существуют свои виды вращения: параллельное и совместное.

Прыжки

Во время прыжка спортсмен отталкивается отрывается ото льда обеими ногами. Чтобы элемент получил оценку, необходимо сделать несколько оборотов вокруг себя. Прыжки делятся на реберные ( , ) и зубцовые ( , флип). Последовательность из двух или трех прыжков подряд называется каскадом. Этот элемент очень травмоопасен и для успешного выполнения требует хорошей подготовленности спортсмена.

При оценивании элемента учитывается заход, положение тела в воздухе, приземление и выезд. В парном катании важным требованием является синхронность. В танцах прыжки запрещены.

Некоторые прыжки не оцениваются, а служат связками между элементами или частью хореографической дорожки: ойлер, прыжок во , прыжок-шпагат.

Одежда и снаряжение для фигурного катания

По правилам костюм фигуриста должен отражать характер музыки. Кроме того, к одежде предъявляются утилитарные требования: она должна быть удобной, прочной и не стеснять движений. Все декоративные элементы необходимо надежно закреплять — падение небольшой блестки на лед чревато травмами и карается снятием балла.

Главный атрибут фигуриста — . Топовые спортсмены нередко делают их на заказ, по слепку ноги.

Ледовая арена

Тренировки и соревнования проходят на крытых катках. Основание заливают искусственным льдом. При этом требуется поддержание определенной температуры поверхности. Единого регламента по размерам площадки нет, но углы ее должны быть закруглены. Североамериканские катки традиционно меньше европейских и азиатских. Олимпийский каток должен быть 60*30 м.

Судейство

Современная система судейства появилась в начале XXI в. Ее возникновение связано с судейским скандалом на зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк Сити. Подозрение в пристрастности арбитра привело к вручению второго комплекта золотых медалей и кардинальной смене системы выставления баллов. Новый проект был подготовлен очень быстро, и уже через четыре года, на Олимпиаде в Турине, выступления оценивались по обновленной системе. Главным ее отличием стало определение стоимости каждого технического элемента. Также она расшифровывает составляющие выступления, которые раньше обозначались термином «артистизм».

Выступление оценивают две бригады арбитров. Первая выставляет баллы за техническое исполнение обязательных элементов. В этой бригаде три человека, решающим является слово технического контролера. Судьи определяют выполненные элементы и оценивают их класс. С сезона 20018/2019 базовые оценки могут варьироваться от плюс пяти до минус пяти. Это дает преимущество тем, кто исполняет программу чище.

Вторая группа судей оценивает эстетическую составляющую и владение . Оценка за компоненты складывается из пяти критериев: качество скольжения, связки между элементами, артистизм, постановка программы и хореография. Эта оценка показывает, насколько красиво и гармонично смотрится программа в целом.

Итоговый результат определяется по сумме баллов за две программы.

Соревнования по фигурному катанию

Сезон у фигуристов начинается в сентябре (у юниоров — в августе) и продолжаются до марта.

Расписание составляется таким образом, чтобы спортсмены могли выходить на пик формы к главным стартам. Открывают сезон в сентябре турниры категории Б. Первые крупные старты приходятся на середину октября, когда начинается серия Гран-при. Состоит она из 6 этапов, проходит раз в неделю в 6 странах. На них заявляется по 12 одиночников, 8 спортивных и 10 танцевальных пар. Каждый участник может выбрать не более 2 этапов, места предоставляются согласно рейтингу ИСУ. Параллельно с этапами Гран-при продолжаются турниры категории Б.

Занятые места приносят спортсменам определенное количество баллов: 15 за 1 место, 13 за 2 и т.д. Лидеры, набравшие больше всего баллов, получают право выступить на Финале Гран-при. Всего этой чести удостаиваются по 6 представителей в каждом виде. Финал проходит через 2 недели по окончании последнего этапа.

После зарубежных соревнований наступает время национальных чемпионатов. Во многих странах они этапы являются главным критерием отбора на главные старты второй половины сезона — континентальные первенства и чемпионат мира. От обязанности участвовать в них могут освободить лишь безусловных лидеров, остальным спортсменам придется доказывать право представлять страну.

В январе приходит черед континентальных первенств: европейского чемпионата и Чемпионата четырех континентов. В последнем участвуют фигуристы Америки, Азии, Африки и Австралии. Максимальная квота от одной страны — 3 участника. Распределяется она в соответствии с местами, занятыми фигуристами на предыдущем соревновании. Для максимального представительства необходимо, чтобы сумма мест, занятых двумя лучшими участниками, не превышала числа 13 (например, 3 место и 10, 5 и 8 и т.д.).

Завершает сезон чемпионат мира, который проходит в марте. В некоторые годы между континентальными и мировыми первенствами проходят Олимпийские игры либо Универсиада. Раз в 2 года после окончания личного турнира проходит командный чемпионат мира.

Несколько интересных и занимательных фактов о фигурном катании:

  • Олимпийские соревнования по фигурному катанию впервые прошли во время Летней Олимпиады 1908 г. Чемпионом стал спортсмен из Российской Империи Николай Панин-Коломенкин.
  • Иногда страны, получившие право послать на континентальные первенства или чемпионат мира по два представителя, ограничиваются одним. Связано это с низким уровнем развития спорта в стране. Для попадания на главные старты требуется предварительно набрать технический минимум на других соревнованиях, но не все могут с этим справиться.
  • Танцы на льду — единственный вид, где существует «потолок» набранных баллов. Одиночники и пары теоретически могут повышать оценки до бесконечности за счет усложнения контента.
  • Олимпийский чемпион и четырехкратный чемпион мира Алексей Ягудин ни разу не выигрывал национальное первенство.
  • Обычно будущие звезды начинают заниматься в раннем возрасте 4-5 лет по инициативе родителей. Однако есть исключения. Популярный американский фигурист Джонни Вейр пришел на каток только в 11, увидев по телевизору выступление олимпийской чемпионки Оксаны Баюл.
  • Несмотря на то, что сложность выступлений на международных соревнованиях превосходит ту, которую зрители видят на коммерческих турнирах и шоу, именно участники последних называются профессионалами. Соревновательный же спорт носит название любительского.

Фигу́рное ката́ние — конькобежный вид спорта, относится к сложнокоординационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением, прыжками, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку.

Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 в. и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 год среди мужчин фигуристов.

В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.

C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира,чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ, от англ. International Skating Union, ISU).

В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание,спортивные танцы и групповое синхронное катание. Групповое синхронное катание пока не включено в программу официальных соревнований, по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира по синхронному катанию на коньках.

История фигурного катания в России

Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г. М. Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881 годув состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вечеслав Измайлович Срезневский.

Виды фигурного катания:

Женское одиночное фигурное катание.

Фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов — шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Чем выше качество и сложность исполняемых элементов, тем выше уровень спортсмена. Важными критериями, также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм.

Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа: первый этап — короткая программа, второй этап — произвольная программа.

Парное фигурное катание

Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий.

В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги, спирали, прыжки), есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: это поддержки,подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения. Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.

В парном катании, так же как и в одиночном, соревнования проходят в два этапа — короткой и произвольной программах.

Спортивные танцы на льду.

В спортивных танцах на льду, с технической точки зрения, основное внимание уделено совместному исполнению танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях, причем не допускаются длительные разъединения партнёров. В отличие от парного фигурного катания, в спортивных танцах отсутствуют прыжки,выбросы и др. отличительные элементы парного фигурного катания.

В спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары, поэтому большое внимание уделено музыкальному сопровождению и тщательному подбору костюмов для каждой программы соревнований. Благодаря этому спортивные танцы — один из самых зрелищных направлений в фигурном катании.

Современная программа официальных соревнований включает 3 танца: обязательный, оригинальный и произвольный.

Синхронное фигурное катание.

Команда по синхронному катанию насчитывает от 16 до 20 фигуристов. Команда может включать женщин и мужчин. По правилам ИСУ (ISU) команды делятся по следующим возрастным группам: новисы (соответствие первому и второму спортивным разрядам) — до 15 лет; юниоры (кандидаты в мастера спорта) — 12-18 лет; сеньоры (мастера спорта) — 14 лет и старше.

Ни техника, ни скольжение, ни исполнение отдельных элементов в синхронном катании от классического фигурного катания не отличаются. Но есть некая специфика катания в команде, которая вносит свои коррективы в исполнение элементов. Целью является выступление команды как единого целого.

В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Запрещенные движения: любые поддержки, прыжки более чем в 1 оборот, пересечения, включающие спирали назад и др.

Соревнования по синхронному катанию состоят из короткой и произвольной программы.

Правила и снаряжение.

Все требования к программам (Общие Правила, Специальные Правила и Технические правила) оговариваются и закрепляются в положениях ИСУ на каждый сезон соревнований по фигурному катанию.

Основные элементы фигурного катания.

В фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элементов: шаги, спирали, вращения и прыжки. Также существует ряд специфических элементов, исполняемых в одном виде фигурного катания, например поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы в парном катании.

Шаги в фигурном катании.

Шаги представляют собой комбинации толчков и базовых элементов катания — дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги служат для соединения элементов в программе. Кроме того, дорожки шагов являются обязательным элементом программы.

По новой системе судейства существует 4 уровня сложности дорожек.

Спирали .

Спиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее), направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону).

Для того, чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 3 секунд.

Они, также как и дорожки шагов, оцениваются четырьмя уровнями сложности.

Вращения в фигурном катании.

Кривизна полоза вызвала в фигурном катании появление большого количества самых разнообразных вращений на лезвии одного или двух коньков.

Различают вращения стоя (напр.«заклон»), вращения в приседе («волчок») и вращения в положении «ласточка» (Либела).

Смена ноги при исполнении вращений и смена позиции позволяет выполнить комбинацию вращений.


Прыжки в фигурном катании.

Прыжки разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые). Отталкивание ото льда в рёберных прыжках происходит с ребра конька, в носковых — толчком носка конька.

Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.

Сальхов, риттбергер и аксель относятся к рёберным прыжкам; тулуп, флип и лутц — к носковым.

Фигурное катание как физкультура.

Мы привыкли видеть по телевизору «спорт высших достижений», в который дети зачастую входят ещё дошкольниками, а 30-летний спортсмен считается ветераном. Впрочем, коньки — хорошая физкультура и для более старших возрастов. Как писал ещё М. Хвостов в 1926 году, освоившемуся на коньках, но не желающему бесцельно «наматывать круги», остаётся не такой и большой выбор: бег на скорость, хоккей и отработка приёмов фигурного катания. Бег и хоккей интересны не всем — поэтому находится немало людей, увлекающихся фигурным катанием (зачастую на хоккейных коньках).

Существуют неквалификационные соревнования для бывших спортсменов и людей, освоивших коньки в зрелом возрасте. Если участников немного, мужчины и женщины могут иметь общий зачёт (разделение идёт по уровню катания — например, «пре-бронзовым» разрешены прыжки до одного оборота, кроме лутца ). Одиночников обычно делят на пять-шесть групп, пары — на две-три. Одиночники и пары откатывают одну укороченную программу, танцоры — два танца. На таких соревнованиях бывают необычные дисциплины — например, танцы в одиночку, импровизация (участники прослушивают музыку, после чего им даётся полчаса на создание программы) илиобязательные фигуры.

SD: Сегодня мы посмотрим глазами профессионала на фигурное катание на коньках. С точки зрения организации соревнований этот вид спорта один из самых сложных и требовательных. Но когда вы ознакомитесь с правилами судейства и количеством запретов и ограничений, вам сделается не по себе. Столько условностей, столько требований к костюмам, музыкальному сопровождению, технических регламентов создают целую систему и дают ответ на вопрос, почему фигурное катание - это такой закрытый мир. Всем поклонникам этого вида спорта следует помнить, что только в боксе и фигурном катании запрещено выступать профессионалам на Олимпийских играх, Чемпионатах мира и Европы. Сложилась целая порода людей, связанных творчеством и спортивными идеалалми с бюджетами различных уровней. Ну что? Попробуем постичь тайны избранных...

СИСТЕМА СУДЕЙСТВА

Система судейства, которая используется в настоящее время в фигурном катании, была принята на состоявшемся в июне 2004 г. в голландском городе Швенингене 50-ом конгрессе Международного союза конькобежцев (ИСУ). В июне 2010 г. 53 й конгресс ИСУ внес в нее некоторые изменения. Предложение по реформе системы судейства было выдвинуто руководством ИСУ на конгрессе 2002 г. в Киото (Япония). Тогда участники конгресса (81 голосом против 16) поддержали предложение президента ИСУ Оттавио Чикванты (Ottavio Cinquanta) отменить шестибалльную систему оценок и компьютеризировать судейство, что, по его мнению, давало возможность добиться максимальной объективности. Новая судейская система (ISU New Judging System) впервые была опробована на этапах взрослой серии Гран при сезона 2003/2004, а уже через год, в сезоне 2004/2005, она стала обязательной и была применена на всех крупных международных турнирах, начиная с сезона 2005/2006. Суть новой системы состоит в том, что вместо выставления двух "общих" оценок (за сложность программы и "за представление") судейская бригада помимо общей оценки за технику выставляет также пять оценок за компоненты программы, каждый из которых оценивается по десятибалльной шкале: базовый уровень катания, связующие элементы, хореография, прокат/исполнение и выразительность. Кроме того, оценки по новой системе выставляются отдельно за каждый технический элемент, перечень которых арбитры получают перед соревнованиями. Каждому элементу фигурного катания приписывается определенная ценность, которая является постоянной и изменению (по крайней мере, в течение одного сезона) не подлежит.

В соответствии с Правилами по фигурному катанию на коньках, принятыми 53 м конгрессом в 2010 г., судейская бригада состоит из следующих официальных лиц: максимум 9 судей, выбранных из опубликованного списка судей и рефери (ISU list of Judges and Referees), которые составляют судейскую бригаду и судят соревнования (по правилам 2004 г. компьютер из судейской бригады произвольно выбирал семерых судей. Федерации – члены ИСУ ежегодно представляют в ИСУ свои списки квалифицированных судей, рекомендованных для утверждения ИСУ. Федерации члены ИСУ, организующие международные соревнования, должны при составлении судейских бригад сделать всё возможное для обеспечения представительства в бригадах судей как можно большего числа стран участниц. Однако, ни одна страна не может иметь большинства судей в бригаде. В исключительных случаях, если количество присутствующих судей не достаточно для составления бригады, может быть использован один (1) национальный судья принимающей страны при условии, что он обучен работе по Системе судейства ИСУ.

При составлении бригады для судейства соревнований по танцам на льду на международных соревнованиях, включающих также соревнования по одиночному и парному катанию, для включения в бригаду вначале рассматриваются судьи, которые имеют право судить лишь танцы на льду. Рефери назначается с целью руководить бригадой, следить за ходом проведения соревнования в соответствии со всеми применимыми правилами ИСУ. Для синхронного катания назначается дополнительно ассистент рефери на льду. Судьи (9) и рефери сидят вдоль борта площадки, или на приподнятом подиуме в синхронном катании, и судят всё соревнование.

Из списка технических специалистов, публикуемого ИСУ, назначаются технический специалист и ассистент технического специалиста, которые определяют, какой именно элемент был или не был исполнен. На каждый вид соревнований из списка технических контролёров, публикуемого ИСУ, назначается технический контролёр, который руководит работой технических специалистов в данном виде. Технический специалист, ассистент технического специалиста, технический контролёр и рефери в каждом виде на каждом соревновании должны представлять, если это возможно, Федерации разных стран членов ИСУ. В задачи технического специалиста входит выявление индивидуальных элементов, представляемых фигуристом, и в соответствующих случаях определение их сложности. Во время соревнований все три технических специалиста занимаются тем, что опознают исполняемые фигуристами элементы и вводят их в компьютер, в то время как судейская бригада оценивает исключительно качество исполнения каждого отдельно взятого элемента и компоненты программы. Технический контролер и второй технический специалист поддерживают основного технического специалиста, чтобы обеспечить немедленное исправление всех возможных ошибок. Технический контролер имеет право аннулировать запись элемента, сделанную техническим специалистом, если контролер считает, что элемент был идентифицирован неверно. Работа каждого из этих специалистов в последствии сверяется с аудио и видео записью соревнований. В рамках новой судейской системы судьи заняты исключительно оценкой исполнения каждого элемента и пяти компонентов программы. Они выставляют баллы, основываясь на конкретных критериях для каждого элемента, и дают исчерпывающую оценку мастерства и выступления каждого фигуриста. Каждый судья концентрируется на оценке качества, во первых, каждого технического элемента и, во вторых, в целом компонентов программы. Он вводит оценки за каждый компонент в компьютер с простого, информативного сенсорного экрана. Индивидуальные оценки заносятся в память компьютера и суммируются, составляя оценки выступления каждого фигуриста и окончательное распределение призовых мест. Присужденные баллы взвешиваются таким образом, что технические элементы будут составлять примерно половину общего счета, а компоненты программы другую половину.

Российские фигуристы, тренеры и члены федерации с самого начала были недовольны новой системой судейства, введенной Международным союзом конькобежного спорта в 2004 г. Дискуссия о системе судейства широко развернулась после того, как на Играх 2010 в Ванкувере Евгений Плющенко, чисто исполнив в произвольной программе такой ультрасложный элемент, как четверной прыжок, стал вторым, проиграв американцу Эвану Лайсачеку, в арсенале которого не было такого элемента. Федерация России на всех конгрессах ИСУ, начиная с момента введения новой системы судейства, боролась за отмену "рэндома" (англ. random случайность, случайный) – произвольной компьютерной выборки судей, согласно которой часть судей из судейской бригады, оценивающей соревнования, не участвовала в определении результата. И только в 2010 г. при поддержке таких стран, как Австрия, США и Канада, эту проблему удалось решить. 53 й конгресс Международного союза конькобежцев (ИСУ), который проходил с 14 по 18 июня 2010 г. в Барселоне, единогласно поддержал отмену так называемого "рэндом дро". Теперь оценки всех 9 судей будут учитываться, что повысит объективность судейства соревнований по фигурному катанию.

И еще одно новшество, принятое 53 м конгрессом ИСУ: базовая стоимость четверных прыжков будет немного увеличена: тулупа – на полбалла, сальхова – на 0,2, флипа – на 1,0, лутца – на 1,8, акселя – на 1,7, риттбергера – на 1,2. Стоимость некоторых тройных прыжков станет меньше (сальхов – на 0,3, флип – на 0,2). Тулуп и риттбергер станут "дороже" на 0,1 балла, лутц – без изменений.

Процесс оценки выступления фигуриста выглядит следующим образом:

Каждая "секция" танца с заданным рисунком и каждый предписанный элемент короткой программы, произвольной программы, короткого и произвольного танца имеет определенную Базовую стоимость, занесенную в таблицу "Стоимости элементов" (SOV), публикуемую в Коммюнике ИСУ.

1. Технические специалисты определяют название каждого представленного элемента и уровень его сложности (если это необходимо). В соответствии с их решением элементу присваивается соответствующая сложность из SOV.

2. Каждый из судей в бригаде оценивает качество исполнения элемента и присуждает каждому элементу одну из семи градаций "Качества исполнения элемента" (GOE). Каждая градация имеет свое положительное (+) или отрицательное () численное значение, приведенное в таблице SOV.

3. Общая оценка качества исполнения элемента получается путем вычисления усеченного среднего данных максимум девятью судьями, участвующими в определении результата. Для этого отбрасывается равное количество самых высоких и самых низких оценок, а из оставшихся вычисляется арифметическое среднее. Это число округляется до двух значащих цифр после запятой.

4. Общая оценка каждого элемента получается путем сложения базовой сложности элемента к общей оценке качества его исполнения.

Комбинация прыжков оценивается как один элемент путем сложения базовой стоимости включенных прыжков и оценки качества исполнения наиболее трудного прыжка.

5. Финальная оценка получается путем сложения общих оценок каждого отдельного элемента.

6. В произвольной программе одиночников оценка для всех прыжков, исполненных во второй половине программы, умножается на 1,1, чтобы поощрить равномерное распределение наиболее сложных элементов.

7. По окончании программы каждый судья также выставляет дополнительные оценки за представление программы. Это так называемые "Компоненты программы": базовый уровень катания, связующие элементы, хореография, прокат/ выполнение и выразительность. Каждый из них оценивается по 10 бальной шкале с шагом 0,25. Для обязательных танцев этих компонентов только три: ритм, прокат и выразительность.

Приблизительное значение оценок таково: 1 – очень плохо, 1 – плохо, 2 – слабо; 3 – ровно, 4 – средне, 5 – выше среднего, 6 – хорошо, 7 – очень хорошо, 8 – прекрасно, 9 10 – великолепно.

8. Общая оценка за каждый из критериев представления программы получается путем вычисления усеченного среднего судейской бригады.

9. Финальная оценка за каждый из критериев представления программы получается путем умножения усеченного среднего бригады на следующие коэффициенты: мужчины – 1,0 в короткой программе, 2,0 в произвольной; женщины и пары – 0,8 в короткой программе, 1,6 в произвольной. Таким образом, получается пять оценок за компоненты программы.

10. В случае нарушения общих правил применяются следующие штрафы:

за каждые лишние или недостающие 5 секунд снимается 1,0;

за использование музыки со словами (для пар и одиночников) снимается 1,0 (в танцах на льду музыка со словами допускается);

за использование запрещенных элементов снимается 2,0 за каждый элемент;

за использование предметов или неправильный костюм снимается 1,0.

11. Итоговый результат получается путем сложения общей оценки за элементы с пятью оценками за компоненты программы и с вычетом необходимых штрафов.

12. Результат соревнований вычисляется путем сложения итоговых результатов короткой и произвольной программ (обязательный танец, оригинальный танец и произвольный танец на льду). Участник, получивший максимальное количество баллов, занимает первое место, за вычетом снижений за все допущенные нарушения, следующий за высшим результатом получает второе место и так далее.

При совпадении общей суммы преимущество отдается тому спортсмену, чей результат в последней части соревнований был выше. Если два или более участников/пар получают один и тот же результат, преимущество в короткой программе, танце с заданным рисунком или коротком танце отдается спортсмену/паре с наибольшим техническим результатом. Преимущество в произвольной программе и произвольном танце отдаётся спортсмену/паре с наибольшим результатом за Компоненты программы. Если и эти результаты также одинаковы, участники делят место.

На оценку в фигурном катании влияет не только хореография и техника исполнения, количество выполненных выбросов и поддержек, но и правильно подобранная музыка и костюмы. Что запрещают правила Международного союза конькобежцев фигуристам?

ТРЕБОВАНИЯ К КОСТЮМАМ ФИГУРИСТОВ

Согласно правилам Международного союза конькобежцев, фигуристам запрещено надевать излишне театральные костюмы, а также костюмы, обнажающие значительную часть тела.

Мужчины обязаны быть в брюках, использование лосин запрещено. Они не могут выступать в костюмах без рукавов.

Женщины должны быть в юбках (или платьях). Иногда это правило называют Katarina Rule, в честь легендарной немецкой фигуристки Катарины Витт , которая выступала в костюме, состоящем из блестящего купальника и незначительно числа перьев на бёдрах.

При этом костюмы фигуристов должны быть прочными, а также должны подчёркивать замысел номера и его идею. Несоблюдение этого требования и отобрало один балл у российских фигуристов на Олимпиаде в Сочи. Во время командных выступлений Елены Ильиных и Никиты Кацалапова судьи сняли паре 1 очко за кусочек платья, который слетел в конце программы с костюма партнёрши.

Елена Ильиных и Никита Кацалапов. Фото: Reuters

А на чемпионате Финляндии в 2013 году судьбу золотых медалей решила оторвавшаяся пуговица на костюме Осси Канерво . За это нарушение, согласно правилам Международной федерации фигурного катания, с пары Линдхолм и Канерво был снят один балл.

Во время соревнований, показательных выступлений и на церемонии награждения костюмы спортсменов не должны включать никаких логотипов.

На всех чемпионатах за пределами льда, в зоне телевизионных интервью, а также во время тренировок фигуристы могут надеть костюм, на котором размещены не более двух логотипов спонсоров (за исключением производителей табака и алкоголя).

По правилам, олимпийцам нельзя пользоваться любой продукцией брендов, которые не спонсируют Олимпийские игры. За нарушение правил спортсменов могут строго наказать вплоть до дисквалификации.

ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ

Вопрос о наличии слов в музыкальной композиции находится на усмотрении рефери турнира. Если он решит, что такое сопровождение нарушает правила, то с результата, показанного спортсменом, будет снят один штрафной балл. Так случилось, например, с Брианом Жубером в короткой программе на чемпионате мира в 2008 г. Несмотря на то, что свою короткую программу француз исполнял на протяжении всего сезона, и к его музыке не было никаких претензий, рефери чемпионата мира счёл иначе.

Сегодняшние правила Международного союза конькобежцев запрещают использовать музыку со словами в одиночном и парном катании, но начиная с сезона 2014/2015 это ограничение будет снято. Решение об этом вынес Международный союз конькобежцев в 2012 году на своём конгрессе, который проходил в столице Малайзии, городе Куала-Лумпур.

В танцах на льду, наоборот, музыку со словами использовать разрешено, но существуют другие ограничения. Обязательные танцы исполняются под определённый набор мелодий. А в оригинальном танце можно использовать только музыку, отвечающую требованиям данного сезона. Тему из года в год определяет Международный союз конькобежцев. Так, например, в сезоне 2007/2008 использовалась народная музыка, в сезоне 2008/2009 - музыка 1920–1940-х годов, а в сезоне 2009/2010 снова была народная музыка.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАТАНИЯ

Во время выступления фигуристов нередки падения с поддержек и выбросов, травмы от конька партнёра. Некоторым рисковым спортсменам опасные трюки в своё время стоили медали. Так, в 1957 году, выступая на чемпионате Европы, Станислав Жук со своей женой Ниной показал элементы (поддержка на одной руке), которые судьи отказались признать законными. Они посчитали их рискованными для здоровья спортсменов. На том чемпионате Жук и его супруга получили серебряные медали. Однако уже через год эти элементы были признаны высшим пилотажем среди фигуристов, и каждый спортсмен считал за честь повторить их на льду.

Тем не менее на соревнованиях спортсменам категорически запрещается выполнять следующие элементы:

– сальто;
– прыжки навстречу партнёру;
– каскады из 4 и более прыжков;
– поддержки за запрещённые части тела;
– поддержки с поворотом более 3,5 оборотов;
– вращательные движения, когда партнёр вращает партнёршу в воздухе вокруг себя, держа её за руку или за ногу;
– крутящие или вращательные движения, в которых партнёрша переворачивается, и её опорная нога отрывается ото льда;
– вращательные движения с хватом одного из партнёров за ногу, руку или шею другого партнёра;
– раскрутки за руку или ногу, в которых партнёрша теряет контакт со льдом;
– перевороты партнёрши в вертикальной плоскости;
– лежание на льду и длительное и/или стационарное нахождение на льду обоих колен спортсмена одновременно в любом месте программы;
– злоупотребление поддержками, когда партнёрша значительную долю программы проводит на руках у мужчины, а не на коньках;
– использование декораций, посторонних предметов.

За исполнение каждого из этих элементов/движений с фигуристов снимают 2,0 очка.

В танцах на льду, в отличие от фигурного катания, запрещены поддержки партнёрши выше головы партнёра, подкрутки, выбросы и другие акробатические элементы.

Если после всего этого вам не стало скучно, то пора обувать коньки - и на каток!

По материалам aif.ru nnm.ru