Можно ли читать Библию, акафисты и молитвы сидя.

Домашняя молитва мало чем отличается от молитвы в храме. Единственное исключение состоит в том, что в ней допускается поминать всех, без исключения, людей, вне зависимости от их религиозной принадлежности. В храме принято молиться за «своих» и только мысленно, чтобы не мешать окружающим. Дома можно молиться вслух, при условии, что это не раздражает родственников. На молитву нужно становиться полностью одетым. Женщинам желательно иметь на голове платок и быть в платье или юбке.

По чему молиться дома?
Разговор с Господом можно вести как своими словами, так и уже готовыми «формулами», выработанными задолго до нас многими поколениями верующих. Классические молитвы содержаться в «Молитвослове» («Канонике»). Купить его можно в любой лавке религиозной литературы. «Молитвословы» могут быть краткими (содержащими минимум необходимых молитв), полными (предназначенными для священников) и... обычными (в которых есть всё, что нужно для истинно верующего человека).

Если Вы хотите молиться по-настоящему, обратите внимание на то, чтобы в Вашем «Молитвослове» были:

  • утренние и вечерние (на сон грядущим) молитвы;
  • дневные (перед началом и окончанием всякого дела, перед вкушением и по вкушению пищи и т.п.);
  • каноны по дням недели и «Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу»;
  • акафисты («Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу», «Пресвятой Богородице» и др.);
  • «Последование ко Святому Причащению...» и молитвы, читающиеся после него.
Современные «Молитвословы» выпускаются на церковнославянском и «русском» языке, воспроизводящем церковнославянские слова привычными нам буквами. И в том, и в другом варианте над словами ставятся ударения. Людям, незнакомым с церковнославянским (старославянским) языком лучше молиться по «русскому» «Молитвослову». Как только основные молитвы будут усвоены и, возможно, даже выучены, можно обзавестись более «древней» книгой. Это стоит сделать хотя бы ради той благодати, которая исходит от церковнославянских слов. Объяснить это сложно, поэтому просто поверьте на слово.

Помимо «Молитвослова» для домашней молитвы можно приобрести «Псалтирь». В православной практике чтение ста пятидесяти псалмов необходимо осуществлять за неделю. В пост «Псалтирь» принято читать два раза. На «Славах...» происходит поминание живых и усопших. Православный христианин может читать «Псалтирь» у гроба усопшего.

Чтение «Псалтиря» - вещь серьёзная и ответственная. Прежде чем на неё пойти, стоит получить разрешение от священника.

Молитвенное правило
Каждый из нас находится в своей точке длинного пути к Господу. Каждый из нас обладает своими временными и физическими возможностями для молитвы. Соответственно, единого молитвенного правила для всех не существует. Каждый человек должен молиться ровно столько, сколько он может. Сколько именно? Это должен определить священник.

В идеале каждый из нас должен обязательно читать утренние и вечерние молитвы. Они необходимы для защиты души в течение дня (утренние) и ночи (вечерние) от злых сил и людей. Те, кто начинает свой рабочий день очень рано или, наоборот, заканчивает его слишком поздно и не имеет либо времени, либо сил для прочтения всего утреннего или вечернего правила, могут ограничиться основными молитвами: например, утром прочитать «Отче наш», «Помилуй мя, Боже..» (пятидесятый псалом) и «Символ веры», вечером – молитву святого Иоанна Златоустого, «Да воскреснет Бог...» и «Исповедание грехов повседневное».

При наличии свободного времени и желания можно каждый день читать соответствующие каноны: например, в понедельник молиться своему Ангелу Хранителю, Архангелам и Ангелам, во вторник – Иоанну Предтече, в среду – Пресвятой Богородице и т.д. Чтение «Псалтиря» также зависит от Ваших возможностей, желания и времени.

Молитва перед едой и после – вещь обязательная.

Как молиться перед причастием?
Ответ на этот вопрос обычно содержится в «Молитвослове». Мы лишь напомним: все молитвы, совершаемые перед Причастием, вычитываются дома, накануне таинства. Накануне Причащения необходимо побывать на вечернем богослужении, после чего со спокойной душой можно начинать молиться. Перед Причастием необходимо прочитать:

  • «Последование ко Святому Причащению...»;
  • три канона: покаянный, Ангелу-Хранителю и Пресвятой Богородице;
  • один из акафистов;
  • полные вечерние молитвы.

Домашняя молитва совершается перед иконами, стоя, с крестным знамением и поясными поклонами. По желанию можно делать земные поклоны или молиться на коленях.

На молитве желательно не отвлекаться на посторонние дела – телефонные звонки, свистящий чайник, заигрывания домашних животных.

При сильной усталости и большой тяге к молитве разрешается молиться сидя. «Псалтирь», за исключением «Слав...» и закрывающих кафизму молитв, также читается сидя.

Несмотря на то, что молитва требует определённой сосредоточенности и внимания, полезно молиться и через силу. Наш мозг может не воспринимать прочитанное, но душа обязательно всё услышит и получит свою порцию божественной благодати.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».

Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души.

Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, - необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, - около двадцати минут утром и столько же вечером.

Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы - во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.

Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается - не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.

На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иному. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.

То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.

А уже начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном. Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.

После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.

Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, на правило преподобного Серафима Саровского. Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы - «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.

Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило - необходимый минимум для православного христианина.

Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.

О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило - для человека, а не человек - для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».

Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».

То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве. Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.

Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.

Торжественное песнопение - это религиозное молитвословие, которое произносят для того, чтобы воззвать к святым, Богу. Такие тексты читаются в разные дни, и все они произносятся с определенной целью. Мотивы у них, скорее, торжественные и радостные. Именно поэтому многие православные христиане сомневаются, можно ли читать акафист в Великий пост дома.

Мнение священнослужителей

Некоторые христиане во время Великого поста заменяют произнесение православных песнопений чтением псалтырей. К тому же многие сталкиваются с тем, что им рекомендуют отказаться от таких радостных молитвословий, поскольку время Великого поста - это скорбный период, и здесь нет места хвалебным религиозным гимнам. Тем не менее мысли по этому поводу расходятся. Некоторые говорят о том, что все зависит от мнения местного священника. То есть если он является вашим духовным наставником, вы во всем должны его слушаться. Однако если вы просто у него исповедуетесь, можно выслушать мнения по этому поводу и у других последователей церкви.

Найдутся среди православных священников и те, кто не посчитает чтение песнопений в такой период чем-то запрещенным. Конечно, в данное время желательно произносить больше молитв, которые настраивают на скорбь и покаяние. При этом нужно много думать о своих грехах. Однако пусть даже в текстах молитвословий и часто звучит слово «Радуйся!», такой призыв относится не к человеку, а к святому, ведь он пребывает в раю, а там больше нет места для печали. Человек же лишь просит у святого чего-то для себя, а не предается радостным мотивам.

Если вы хотите неукоснительно следовать церковным канонам, стоит помнить и о том, что существуют некоторые исключения для православных христиан что касается чтения песнопений. К примеру, не рекомендуется произносить их на Страстной неделе - в это время замените такие тексты писаниями из Евангелия. На Пасхальной неделе рекомендуется также отдать предпочтение не торжественным песням, а Пасхальному канону. В остальные же дни читать песнопения ежедневно разрешается, и в этом нет никакого греха.

Видео «Можно ли читать акафист в дни Великого поста»

Какие акафисты читать обязательно

Произнесение таких текстов - это распространенная практика не только среди православных христиан, но и среди священнослужителей. К тому же есть отдельные дни Великого поста, когда чтение таких молитвословий является обязательным. К примеру, на пятую субботу рекомендуется совершать чтение нараспев акафиста Пресвятой Богородице. С вечера второго воскресенья в храмах священники вспоминают в своих молитвах о страданиях, через которые довелось пройти Сыну Божьему.

Именно в этот период и рекомендуется произносить акафист Страстям Господним. Всего такие богослужения осуществляются четыре раза, и данный религиозный текст является неотъемлемой их частью. Непременно выясните, в какие дни нужно читать эти молитвословия, и не забывайте о том, что необходимо следовать определенным церковным канонам.

Мы читаем по разным причинам: для получения самой разной информации, для отдыха, для расширения кругозора. Читать книги в наше время очень полезно из-за большого количества стрессовых ситуаций в жизни, а во время чтения мы уносимся в другие мира, эпохи, отвлекаясь от проблем и забот.

Есть множество причин, почему мы должны читать книги. Хорошая литература - это жизнь. Часто мы ищем в ней то, чего нам крайне не хватает в реальной жизни: то, что происходит в нашей душе и мучает нас, ответы на разные вопросы.

Такой простой вопрос «Зачем нужно читать книги?», по сути, имеет логичный ответ - чтобы быть умным, образованным, успешным. Все это знают, однако на деле книги читают единицы. С детства известно, что данное занятие крайне полезно, однако в последнее время данный вопрос приходится поднимать снова и снова.

Нужно ли читать? Однозначно да. С детства за чтением книг вы активно развиваете творческое мышление. Вы не просто читатель, вы создатель произведения. Ведь ваше видение сюжета отличается от того, как его представлял автор. Вы создаете свой мир, своих персонажей. Творческое мышление необходимо не только для художников или дизайнеров, оно нам необходимо куда чаще, чем кажется.

Книги позволяют оставлять наш мозг «чистым», не засоряя политикой или негативными событиями, которые происходят в мире. Сегодня практически каждая статья в газете или в интернете имеет свой скрытый смысл - заставить нас верить в то, чего нет на самом деле. Нас программируют на искусственный мир. Классические же произведения такого не делают, они будут затрагивать духовные и интеллектуальные стороны личности.

Возвращаясь к воображению, необходимо отметить, что оно крайне необходимо тем, кто хочет быть интересным собеседником. Самая главная ценность - это не то, что вы блещете шутками из популярных телепередач, а ваши мысли, возникающие во время разговора с собеседником. Без воображения вы просто не сможете поддержать разговор советами, вопросами, размышлениями.

Еще одна причина, для чего нужно читать книги, так это счастливая семейная жизнь. За несколько лет супруги узнают друг друга досконально, и просто становится скучно. Люди же, которые много читают, имеют отличное воображение, всегда что-нибудь придумывают, делают жизнь активной и яркой. В такой семье никогда не будет скучно.

Книги заставляют думать, анализировать, угадывать. Эти качества важны для того, чтобы справляться с жизненными проблемами и заботами, находить решения даже для самых сложных задач.

К сожалению, люди устроены так, что теряют интерес к самым доступным вещам. Раньше, когда книги были в дефиците, за ними буквально гонялись, зачитывали до дыр. Сегодня же можно любую книгу за пару минут скачать из интернета, только это уже мало кому интересно.

Вопрос: Очень люблю одного парня, вы не представляете как. Просто жить без него не могу. Недавно узнала про одно дуа, читая которое можно влюбить в себя человека. Но всё же что-то смущает меня в этом, поэтому хотела бы уточнить: можно ли просить Аллаха в дуа о том, чтобы влюбить в себя кого-либо?

Ответ:

В первую очередь следует подчеркнуть, что любить кого-то, конечно же, не грех . В нас Богом заложено влечение к представителям противоположного пола, которое в итоге выливается в любовь . Это чувство возникает в нашем сердце , контролировать которое мы не в силах. Однако у всякой вещи есть свои границы, определённые сводом божественных законов – Шариатом . Согласно им, если человек испытывает чувства к лицу противоположного пола, рекомендуется, не откладывая в долгий ящик, поинтересоваться о его мнении на этот счёт. И при обоюдном согласии этим лицам следует побыстрее заключить брак (никях) , создав крепкую и благочестивую семью .

Что касается дозволенности чтения подобного дуа , то следует отметить, что дуа – это молитва , в которой раб обращается к Господу с просьбой о заботе и помощи в чём-либо. И конечно просьба должна быть только о благом. Но всегда ли мы осознаём, в чём для нас благо, а в чём зло? К примеру, девушка может быть очарована какой-либо чертой характера парня, не ведая о других его сторонах, которые проявятся позже в иных ситуациях. Парень может быть ослеплён внешностью девушки , её красивым нравом, в тоже время , не известно будет ли благом их совместная жизнь . Об этом ведает только Создатель миров.

Всевышний знает, что является настоящим благом, и выбирает для нас только самое лучшее. А когда мы усиленно просим Бога о чём-либо конкретном, то есть опасность, что обретя это, мы столкнёмся с большими трудностями и будем сожалеть. Поэтому следует полностью положиться на Аллаха и просить Его даровать нам то, что принесёт нам пользу и в этом мире, и в мире вечном.

Имам Абуль-Хасан аш-Шазали (да будет свята его душа) завещал: «Убегай от своего выбора к выбору Всевышнего Аллаха . Поистине, тот, кто выбрал для себя что-либо, не знает, получит он это или нет. Если и получит, то не знает, останется оно у него или нет. А если и останется до конца его жизни , то не знает, есть ли для него в этом благо или нет. Поэтому благо лишь в том, что избрал для тебя Аллах » .

Довольство решениями Господа – это результат хорошего мнения о Нём. Поэтому Ибн Машиш (да будет свята его душа) говорил: «Не сомневайся в чём бы то ни было из решений Всевышнего , придерживайся доброго мнения о Нём во всём. Ни в чём не отдавай предпочтение своему выбору перед выбором Аллаха » .

В дуа с просьбой влюбить в себя кого-то кроется ещё одна опасность. Ведь мы как бы вторгаемся в