Оперная реформа Вагнера: принципы, результаты, примеры. Оперные реформы вагнера Расскажи в чем сущность оперной реформы вагнера

Рихард Вагнер (1813 -1883) - один из наиболее выдающихся немецких композиторов, музыкант гениальной одаренности, творчество которого оставило глубочайший след в истории европейского музыкального искусства. Можно даже сказать, что в немецкой музыке послебетховенского времени не было композитора с таким размахом, такими смелыми дерзаниями, титаническими новаторскими замыслами, с такой настойчивостью в борьбе за их осуществление, как Вагнер. И вместе с тем в истории мирового музыкального искусства едва ли найдется творческая фигура более противоречивая, чем Вагнер. Противоречия Вагнера отражали противоречия немецкого романтизма, вступившего в позднюю стадию развития.

Вокруг Вагнера и его музыкальной драмы шла ожесточенная борьба. С одной стороны, Вагнер имел многочисленных приверженцев, безраздельно преклонявшихся перед ним не только как перед музыкантом, но и как перед поэтом-драматургом, мыслителем, философом-теоретиком искусства и считавших, что Вагнер, и только он один, повел искусство по истинному пути; с другой стороны, не было недостатка в противниках Вагнера, не только не разделявших его оперно-реформаторских идей, но даже отказывавших ему в композиторском таланте. Конечно, и те и другие были неправы. Наиболее правильную позицию занимали те, которые, воздавая должное гениальному дарованию и мастерству Вагнера, оценивая по достоинству его музыку, видели идейно-художественные противоречия Вагнера и подвергали принципиальной критике его заблуждения в мировоззрении и творчестве.

Вагнер вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства, как создатель музыкальной драмы резко отличающейся от обычной традиционной оперы. Настойчиво, с неиссякаемой энергией, с фанатической убежденностью в правоте дела Вагнер проводил в жизнь свои художественные идеи, ведя одновременно борьбу с той оперной рутиной, которая овладела современной ему итальянской и французской оперой. Вагнер восстал против диктатуры певца, не считающейся с драматическим смыслом, против пустой вокальной виртуозности, характерной для многих итальянских опер того времени, против жалкой роли в них оркестра; он восстал также против нагромождения внешних эффектов в «большой» французской (мейерберовской) опере. В критике Вагнером итальянской и французской опер было много одностороннего и несправедливого, но он был прав в борьбе с оперной рутиной, с угодливостью ряда композиторов перед требованиями певцов и дешевыми вкусами буржуазно-аристократической публики. Вагнер, прежде всего, вел борьбу за немецкое национальное искусство. Однако в силу многих сложных объективных и субъективных причин Вагнер пришел к противоположной крайности. В своем стремлении к органическому синтезу музыки и драмы он исходил из ложных идеалистических взглядов. Поэтому в его оперной реформе, в его теории музыкальной драмы было много уязвимого. Ведя борьбу против перевеса вокальной сферы в итальянской опере, Вагнер пришел к громадному перевесу инструментально-симфонической. На долю певцов зачастую остается выразительная речитативная декламация, накладываемая на роскошную симфонию оркестра. Лишь в моментах большого лирического воодушевления (например, в любовных сценах) и в песнях вокальные партии приобретают напевность.

Оперы Вагнера изобилуют прекрасными, необычайно красивыми страницами программно-симфонической музыки; разнообразные поэтические картины природы, человеческие страсти, экстаз любви, подвиги героев - все это воплощено в музыке Вагнера с потрясающей силой выразительности. Римский-Корсаков в неоконченной работе «Вагнер и Даргомыжский» писал: «Звукоподражания его художественны, звуковоспроизведения по аналогии в высшей степени остроумны и наглядны. Его полет Валькирий, вход медведя, ковка меча, шелест леса, вой бури, плесканье дочерей Рейна, сияние золота в «Нибелунгах», охотничьи рога за сценой, наигрыш пастухов и т. п. изображения полны образности и осязательности благодаря остроумному применению вышеназванных приемов музыкальной пластики и чудной, несравненной оркестровке».

Превращение оперы в грандиозную по масштабам драматизированную программную вокально-симфоническую музыку - таков результат оперной реформы Вагнера; разумеется, по этому пути послевагнеровская опера не пошла. Оперная реформа Вагнера оказалась наиболее ярким выражением сложных противоречий и кризисного состояния немецкого романтизма, поздним представителем которого был Вагнер.

Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года семье полицейского чиновника. Через несколько месяцев после рождения отец его умер, и мать вскоре вышла замуж за актера Людвига Гейера; последний перевез семью в Дрезден, где он работал в драматическом театре. Маленький Рихард уже в раннем детстве был окружен атмосферой театра, вовлечен в жизнь театральных кулис, что сказалось на всем дальнейшем пути его деятельности как драматурга и оперного композитора. Вагнер чрезвычайно увлекался литературой, поэзией, театром, историей античного мира. Гомер и Шекспир были его кумирами. Под влиянием трагедий Шекспира он написал в возрасте 14-15 лет большую пятиактную трагедию «Лейбальд и Аделаида», что свидетельствует о рано пробудившейся у Вагнера склонности к драматическому творчеству.

Оперы «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин».

Годы «швейцарского изгнания». Начало работы над тетралогией «Кольцо нибелунга». Опера «Тристан и Изольда». Последний байрейтский период жизни и творчества. Опера «Парсифаль».

Теоретические труды Вагнера («Искусство и революция», «Художественное произведение будущего», «Опера и драма»).

«Опера и драма». Самым большим философско-эстетическим трудом Вагнера является «Опера и драма». В ней развивается и углубляется идея синтеза искусств в «драме будущего», как называл Вагнер свою музыкальную драму. Основное содержание книги сводится к следующему: заблуждение оперы в том, что музыка, которая должна быть в опере средством выражении, стала целью, а драма, которая должна быть целью, стала средством. Поэтому опера в своем историческом развитии превратилась в ряд арий, дуэтов, танцев, разрывающих драму на мелкие части, наводнилась бессодержательной (в драматическом смысле) мелодией и стала средством развлечения скучающей публики. Особенно Вагнер критикует в этом отношения итальянскую (Россини) и французскую оперу (Обер и Мейербер).

Далее Вагнер рассуждает: одна поэзия не может стать совершенной драмой; она должна вступить в союз с музыкой. Но не всякая поэзия, то есть не всякий логический сюжет, может сочетаться с музыкой: поэтической основой музыкальной драмы является миф, созданный народной фантазией. Миф, говорит Вагнер,- это начало и конец истории; лишенный всего случайного, он выражает вечное и неумирающее и потому полнее всего, органичнее всего сочетается с музыкой.

Художественное произведение, в котором музыка и драматическая поэзия сольются в единое целое, уже не будет, согласно теории Вагнера, оперой в старом смысле этого слова; оно будет искусством будущего. В драме будущего, в которой музыкальное и драматическое действия будут представлять собой сплошной поток, не прерываемый отдельными номерами, основным средством выражения, по Вагнеру, должен быть оркестр. Оркестр призван выразить то, что слово выразить бессильно, - углубить и пояснить жест, осветить внутренний мир переживаний и страстей героев драмы, дать зрителю предчувствие будущего действия. Мелодическое содержание симфонической оркестровой ткани должны составить, повторяющиеся и возвращающиеся много раз мотивы (так называемые лейтмотивы, но сам Вагнер термином «лейтмотив» не пользуется), характеризующие действующих лиц драмы, явления природы, предметы, человеческие страсти. Такое непрерывное симфоническое развитие, основанное на чередованиях, преобразованиях, одновременных сочетаниях многочисленных коротких лейтмотивов, составляет вагнеровскую так называемую «бесконечную мелодию».

Оркестр Вагнера представляет собой одно из величайших завоеваний в музыкальном искусстве XIX века. Прирожденный симфонист, Вагнер чрезвычайно расширил и обогатил выразительные и изобразительные возможности оркестра, звучность которого отличается поразительной красотой, богатством красок, тембровым разнообразием и бархатной мягкостью, даже в самых оглушительных fortissimo. Оркестр в музыкальных драмах Вагнера намного превосходит состав обычного в то время оперного оркестра, особенно за счет увеличения медной духовой группы. Наибольший состав оркестра - в «Кольце нибелунга», что соответствует грандиозному замыслу тетралогии; Вагнер использует здесь четверной состав оркестра, вводит квартет специально сконструированных туб (получивших название «вагнеровских туб»), басовую трубу, контрабасовый тромбон, восемь валторн, шесть арф, соответственно увеличивает струнную группу. Каждая из групп этого небывалого по своему составу оперного оркестра составляет как бы самостоятельный, внутренний «оркестр в оркестре», достаточно обширный по диапазону и богатый выразительными возможностями, которыми широко, разнообразно и мастерски пользуется Вагнер. Обычно тот или иной лейтмотив получает определенную, более или менее постоянную тембровую окраску, всегда связанную с драматической функцией этого лейтмотива и с данной конкретной драматической ситуацией. Таким образом, оркестровая звучность является активным элементом в музыкально-драматическом целом.

В историю музыкальной культуры Вагнер вошёл как композитор, который провозгласил необходимость реформы музыкального театра и неустанно осуществлял её на протяжении всей жизни.

Увлечение театром проявилось ещё в юности композитора, и уже в 15 лет им была написана трагедия «Леибальд и Аделоида». Его первые оперы далеки от того, что он будет ценить впоследствии. Первая законченная опера «Феи», на сюжет драматической сказки «Женщина-змея» Гоцци, - романтическая опера с фантастическими ужасами, близка немецким оперным традициям. При жизни композитора эта опера не была поставлена.

В опера «Запрет любви» по комедии Шекспира «Мера за меру», сказались влияния итальянской комической оперы.

В третьей опере -«Риенцы» по роману Э.Булвер-Литтона, отразилось воздействие историко-героического спектакля в духе Г.Спонтини и Дж.Мейербер.

В это время, обуреваемый смелыми революционными идеями обновления жизни и искусства и глубоко веря в осуществление этих идей, Вагнер начинает ожесточённую борьбу с оперной рутиной. «Драма будущего» - так называл свою музыкальную драму композитор, - в которой должен происходить синтез искусств: поэзии и музыки.

В 1842 году была написана опера «Летучий голландец», в которой композитор вступил на путь реформы и, которая открывает зрелый период творчества Вагнера. Именно с обновления сюжетной стороны оперы, её поэтического текста начал композитор свою новаторскую деятельность.

При этом Вагнер, создатель оперных либретто, испытал сильнейшее воздействие немецкого романтизма. Считая, что истинной поэтической основой музыкальной драмы может быть только миф, сотворённый народной фантазией, в основу «Летучего Голландца» Вагнер положил легенду, заимствованную из народных преданий. В опере воспроизведены характерные черты романтической «драмы рока», в которой необычные фантастические происшествия показывались в переплетении с реальными. Вагнер очеловечивает образ Летучего Голландца, приближая его к байроновскому Манфреду, наделил его душевной смятённостью, страстной тоской по идеалу. Музыка оперы насыщена мятежной романтикой, прославляющей стремление к счастью. Суровый, горделивый склад музыки характеризует образ Голландца, задушевной лирикой отмечен образ Сенты, цель жизни которой - искупительная жертва.

В «Летучем Голландце» наметились реформаторские черты музыкальной драматургии Вагнера: стремление передавать душевные состояния, психологические конфликты героев; перерастание отдельных законченных номеров в большие драматические сцены, непосредственно переходящие друг в друга; превращение арии в монолог или рассказ, а дуэта - в диалог; громадная роль оркестровой партии, в которой колоссальное значение приобретает развитие лейтмотивов. Начиная с этого произведения оперы Вагнера имеют 3 акта, каждый состоит из ряда сцен, в которых «размываются» грани архитектонически завершённых номеров.

В противовес балладному тону «Летучего голландца», в драматургии «Тангейзера» (1845г) преобладают крупные, контрастные, сценически эффектные штрихи. В этом произведении есть преемственная связь с «Эвриантой» Вебера, которого Вагнер почитал как гениального композитора.

В «Тангейзере» утверждается тема романтического «двоемирия» - мир чувственного наслаждения в гроте Венеры, и мир сурового нравственного долга, который олицетворён пилигримами. В опере подчёркивается также идея искупления- жертвенного подвига во имя преодоления себялюбия и эгоизма. Эти идеи воплощались в творчестве под влиянием философии Л.Фейербаха, которой был увлечён Вагнер. Масштабы оперы укрупнились благодаря маршам, шествиям, развёрнутым сценам, течение музыки стало свободнее, динамичнее.

Самое гармоничное воплощение принципы вагнеровской реформы музыкального театра получили в его опере «Лоэнгрин». В ней автор объединил сюжеты и образы разных народных и рыцарских легенд, в которых шла речь о рыцарях Грааля - поборниках справедливости, нравственного совершенствования, непобедимых в борьбе со злом. Не любование средневековьем, что свойственно реакционному романтизму, привлекло композитора к этим легендам, а возможность передачи волнующих чувств современности: тоску человеческих желаний, жажду искренней, беззаветной любви, недостижимые мечты о счастье. «…Я здесь показываю трагическое положение истинного художника в современной жизни…», - так признавался Вагнер в своём «Обращении к друзьям». «Лоэнгрин» имел для него автобиографический смысл. Судьба главного героя оперы служила для него аллегорическим выражением его собственной судьбы, а переживания этого легендарного рыцаря, несущего людям свою любовь и доброту, но непонятого ими, оказывались созвучными его собственным переживаниям.

Музыкально-драматургическая концепция оперы также в известной мере близка «Эврианте» Вебера: рельефно обрисованным силам зла и коварства в лице Ортруды и Тельрамунда противостоят светлые образы добра и справедливости; велика роль народных сцен; здесь Вагнер добился ещё более последовательного перехода отдельных номеров в сквозные сцены - ансамбли, диалоги, рассказы-монологи. Углубляются и принципы симфонизации оперы, шире, разнообразнее используются лейтмотивы, усиливается их драматургическое значение. Они не только контрастно противопоставляются, но и взаимопроникают, что особенно отчётливо видно в диалогических сценах. Важную драматургическую роль приобретает оркестр, партия которого разработана гибко и тонко. В опере впервые Вагнер отказывается от большой увертюры и заменяет её кратким вступлением, где воплощён образ главного героя, и поэтому построено оно только на лейтмотиве Лоэнгрина. Исполняемая одними скрипками в высочайшем регистре, тема эта кажется поистине божественной. Благодаря прозрачнейшему звучанию, утончённым гармониям, нежным мелодическим очертаниям она стала символом небесной чистоты, добра и света.

Подобный метод характеристики главных героев оперы определённой сферой интонаций, индивидуальным комплексом выразительных средств приобретает большое значение в творчестве Вагнера. Здесь он использует также «лейттембры», которые не только противопоставляются, но и в зависимости от драматургической ситуации, взаимопроникают, влияют друг на друга.

В 1859 году написана музыкальная драма «Тристан и Изольда», которая открывает новый период творчества Вагнера, знаменовавший дальнейшую эволюцию его музыкального языка, который становится всё более напряжённым, внутренне динамичным, гармонически и колористически изощрённым. Это - грандиозная вокально-симфоническая поэма о губительной силе всепоглощающей страсти, величайший гимн во славу любви. На сюжет оперы повлияли личные мотивы композитора - любовь к Матильде Везендонк, жене его друга. Неудовлетворённая страсть нашла своё отражение в музыке. Эта опера - наиболее оригинальное творение Вагнера-поэта: оно поражает своей простотой и художественной целостностью.

Музыка отличается огромной эмоциональной напряженностью, она течет единым потоком. Кроме этого, здесь отсутствуют хоры, арии - есть только огромные сквозные сцены. Вагнер применяет систему лейтмотивов, которые выражают разные состояния одного чувства - любви (лейтмотивы томления, ожидания, боли, отчаяния, надежды, лейтмотив любовного взгляда). Вся музыкальная ткань - переплетение этих лейтмотивов. Именно поэтому опера «Тристан и Изольда» наиболее бездейственная: «событийная» сторона в ней сведена к минимуму, чтобы дать больший простор выявлению психологических состояний. Окружающая героев жизнь словно издали доносится до их сознания. Сюжет намечен контурно, психологические состояния переданы на фоне пейзажных зарисовок, картин ночи. Углубленный психологизм, как главенствующее состояние, сжато изложен в оркестровом вступлении к опере, в котором, как в сгустке, передано её содержание. Здесь проявился особенный изысканный стиль гармонии Вагнера: альтерированные аккорды, прерванные обороты, продлевающие движение и уводящие от тоники, от устойчивости, секвенции, модуляции, которые обостряют ладотональное движение, придавая крайнюю напряжённость музыке. Так в музыку Вагнера наряду с «зигфридовским», входит «тристановское» начало. И если первое связано с углублением объективных, народно-национальных черт в музыке Вагнера, то второе вызывает усиление субъективных, утончённо психологических моментов.

Ещё в 1840-е годы Вагнер задумал оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры», занявшую особое место в его творчестве. Опера была закончена 1867г. Это произведение проникнуто радостным принятием жизни, верой в созидательные силы народа. Вопреки своему эстетическому кредо, Вагнер обратился к разработке конкретного исторического, а не мифологического сюжета. Описывая нравы и обычаи нюрнбергских ремесленников 16 века, Вагнер показал их горячую любовь к родному искусству, прославил черты жизнелюбия, душевного здоровья, противопоставил им ложный академизм и мещанство, которые композитор отвергал в современной ему Германии.

Опера выделяется полнокровием музыки, которая опирается на народную немецкую песню. Огромное значение здесь имеет вокальный элемент: в опере много хоровых сцен, ансамблей, которые полны динамики, движения, зрелищной выразительности. шире, чем в других сочинениях, Вагнер использовал народно-песенное начало, которому принадлежит ведущая роль в характеристике главных действующих лиц. Задуманная как комическая опера, она отличается по жанру от «музыкальных драм», но и эта опера порой обременена побочными мотивами философских рассуждений. В своих статьях Б. Асафьев писал: «В развитии творчества Вагнера работа над оперой «Мейстерзингеры» - крайне важный этап; можно сказать, что это было эпохой освобождения от мировоззренческого и творческого кризиса…» Асафьев Б., Об опере. Избранные статьи, с. 250

Окончив «Нюрнбергских мейстерзингеров», Вагнер возвратился к работе, которой он занимался с перерывами более 20 лет, - тетралогии «Кольцо нибелунга» , состоящая из 4-х опер. «Золото Рейна» - предыстория событий, рассказ о проклятье, тяготевшем над богами и людьми. «Валькирия» - драма родителей главного героя Зигфрида. «Зигфрид» - события юности героя и «Гибель Богов» - гибель Зигфрида, отдавшего жизнь за счастье мира, утверждая бессмертие. Философия «Кольца Нибелунга» близка Шопенгауэру, герои с самого начала уже обречены. Художественные достоинства музыки велики и многосторонни. Музыка воплотила титанические стихийные силы природы, героику отважных помыслов, психологические откровения. Каждая часть тетралогии отмечена неповторимыми чертами. Опера «Золото Рейна» обнаруживает свежесть в изобразительных средствах и в трактовке сказочно-мифологического сюжета. В «Валькирии» красочно- описательные эпизоды отступают на задний план - это психологическая драма. В её музыке заложена огромная драматическая сила, запечатлена героика и поэтическая лирика, философские раздумья т стихийная мощь природы. Героическая эпопея « Зигфрид» наименее действенна, она диалогична, в ней много рассудительных бесед. Вместе с тем в музыке этой оперы особенно велика роль героического начала, связанного с образом солнечного светлого юноши-героя, не знающего страха и сомнений, полного жажды подвига, отважного и по-детски доверчивого. Героические образы тесно связаны живописно-изобразительным началом. Красочно воплощена романтика леса, полного таинственного шелеста, трепетных голосов и птичьего щебета. Трагедия «Гибель богов» исполнена контрастно напряжённой сменой событий. Здесь происходит развитие ранее созданных образов. Как и в предыдущих частях тетралогии, особой выразительностью отмечены симфонические картины, лучшей из которых является траурный марш на смерть Зигфрида. Различия в жанровой направленности частей тетралогии потребовало многостороннего использования выразительных средств. Но общность тематизма и методов его развития скрепила части тетралогии в единое гигантское целое.

В основе музыки - система лейтмотивов (всего в тетралогии их около 100), нет деления на номера (сквозное развитие), грандиозный оркестровый четверной состав с огромной медной группой.

После «Кольца Нибелунга» Вагнер принимается за создание последней музыкальной драмы «Парсифаль», которую назвал «Торжественной сценической мистерией». Он считал его, не больше ни меньше, как своего рода религиозной церемонией, а отнюдь не традиционным развлечением для слушателей, и даже настаивал на том, чтобы не было никаких аплодисментов, а постановка оперы осуществлялась только в его собственном Байрёйтском театре, который был открыт 1876г. В опере развиваются христианские, нравственные проблемы. Вагнер стал религиозен к концу жизни, написал статью «Искусство и религия». Эту оперу скорее можно определить как живые картины в сопровождении текста и музыки. Вдохновенный дар художника и высокий уровень мастерства помогли композитору создать ряд эпизодов, наполненных драматичной и возвышенной музыкой. Таковы шествия рыцарей и сцены вечери, картина у Клингзора, расцвет природы. Особо следует отметить то, что обычное для Вагнера оркестровое мастерствло сочетается в этой опере с широко полифонической разработкой хоровых сцен.

Вклад Вагнера в мировую культуру определяется, прежде всего, его оперной реформой, без которой невозможно представить дальнейшую судьбу оперного жанра. Осуществляя ее, Вагнер стремился:

К воплощению глобального, общечеловеческого содержания на основе легенд и мифов германо-скандинавского эпоса;

К единству музыки и драмы;

К непрерывному музыкально-драматическому действию.

Это привело его:

К преимущественному использованию речитативного стиля;

К симфонизации оперы на основе лейтмотивов;

К отказу от традиционных оперных форм (арий, ансамблей).

В своем творчестве Вагнер никогда не обращался к современной тематике, к изображению повседневной жизни (исключение – «Нюрнбергские мейстерзингеры»). Единственным достойным литературным источником оперы он считал мифологию. Композитор постоянно подчеркивал общезначимость мифа. Характерен отход Вагнера от более или менее пассивного следования одному мифологическому источнику: как правило, в одной опере он синтезирует несколько легенд.

Переосмысливая миф в духе современности, Вагнер пытался на его основе дать картину современного капиталистического мира. Например, в «Лоэнгрине» он рассказывает о враждебности современного общества по отношению к истинному художнику,

Центральная идея вагнеровской реформы – синтез искусств . Он был убежден в том, что лишь в совместном действии музыка, поэзия, театральная игра способны создать всеохватную картину жизни. Ведущую роль в оперном синтезе Вагнер отводил поэзии , а потому уделял огромное внимание либретто. Он никогда не приступал к сочинению музыки до тех пор, пока не будет окончательно отшлифован текст.

В музыкальной драме Вагнера музыка льется сплошным, непрерывным потоком, не прерываемым сухими речитативами или разговорными вставками. Этот музыкальный поток постоянно обновляется, изменяется и не возвращается к уже пройденному этапу. Вот почему композитор отказался от традиционных оперных арий и ансамблей с их замкнутостью, изолированностью друг от друга и репризной симметрией. В противовес оперному номеру выдвигается принцип свободной сцены, которая строится на постоянно обновляемом материале и включает в себя певучие и речитативные эпизоды, сольные и ансамблевые. Таким образом, свободная сцена совмещает признаки различных оперных форм. Она может быть чисто сольной, ансамблевой, массовой, смешанной (например, сольной с включением хора).



Традиционные арии Вагнер заменяет монологами, рассказами; дуэты – диалогами, в которых преобладает не совместное, а поочередное пение. Главное в этих свободных сценах – внутреннее, психологическое действие (борьба страстей, смены настроений). Внешняя же, событийная сторона сводится к минимуму. Отсюда – перевес повествовательного начала над сценически действенным, чем оперы Вагнера резко отличаются от опер Верди, Бизе.

Объединяющую роль в вагнеровских свободных формах играет оркестр, значение которого резко возрастает. Именно в оркестровой партии концентрируются важнейшие музыкальные образы (лейтмотивы). Вагнер распространяет на партию оркестра принципы симфонического развития: основные темы разрабатываются, противопоставляются друг другу, трансформируются, приобретая новый облик, полифонически сочетаются и т.д. Подобно хору в античной трагедии оркестр Вагнера комментирует происходящее, поясняет смысл событий через сквозные темы – лейтмотивы.

Любая зрелая опера Вагнера содержит 10–20 лейтмотивов, наделенных конкретным программным содержанием. Вагнеровский лейтмотив – это не просто яркая музыкальная тема, а важнейшее средство, помогающее слушателю понять самую суть явлений. Именно лейтмотив вызывает нужные ассоциации, когда герои молчат или говорят совсем о другом.

Основные оперы, составляющие разные этапы реформы Вагнера, это «Летучий Голландец», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунгов ».

ЛОЭНГРИН

СЮЖЕТ. На берегу реки Шельды, у Антверпена, король Генрих Птицелов собрал рыцарей, прося у них помощи: враг снова угрожает его владениям. Граф Фридрих Тельрамунд взывает к королевскому правосудию. Умирая, герцог Брабантский поручил ему своих детей - Эльзу и маленького Готфрида . Однажды Готфрид таинственно исчез. Фридрих обвиняет Эльзу в братоубийстве и требует суда над ней. В качестве свидетельницы он называет свою жену Ортруду. Король приказывает привести Эльзу. Все поражены ее мечтательным видом и странными восторженными речами. Эльза рассказывает, что во сне ей явился прекрасный рыцарь, который обещал ей помощь и защиту. Слушая бесхитростный рассказ Эльзы, король не может поверить в ее вину. Фридрих готов доказать свою правоту в поединке с тем, кто вступится за честь Эльзы. Далеко разносится клич глашатая, но ответа нет. Фридрих уже торжествует победу. Неожиданно на волнах Шельды показывается лебедь, влекущий ладью; в ней, опершись на меч, стоит неведомый рыцарь в блестящих доспехах. Выйдя на берег, он ласково прощается с лебедем, и тот медленно уплывает. Лоэнгрин объявляет себя защитником Эльзы: он готов биться за ее честь и назвать своей супругой. Но она никогда не должна спрашивать имя избавителя. В порыве любви и благодарности Эльза клянется в вечной верности. Начинается поединок. Фридрих падает, сраженный ударом Лоэнгрина; рыцарь великодушно дарует ему жизнь, но за клевету его ждет изгнание.

Той же ночью Фридрих решает покинуть город. Гневно упрекает он жену: это она нашептала лживые обвинения против Эльзы и разбудила в нем честолюбивые мечты о власти. Ортруда безжалостно высмевает трусость мужа. Она не отступит, пока не отомстит, и оружием в ее борьбе будут притворство и обман. Не христианский бог, в которого слепо верит Фридрих, а древние мстительные языческие боги помогут ей. Надо заставить Эльзу.нарушить клятву и задать роковой вопрос. Вкрасться в доверие к Эльзе нетрудно: увидев вместо прежней надменной и гордой Ортруды смиренную, бедно одетую женщину, Эльза прощает ей былую злобу и ненависть и зовет разделить с нею радость. Ортруда начинает коварную игру: она униженно благодарит Эльзу за доброту и с притворной заботой предостерегает ее от беды - незнакомец не открыл Эльзе ни имени, ни рода, он может неожиданно покинуть ее. Но сердце девушки свободно от подозрений. Наступает утро. На площади собирается народ. Начинается свадебное шествие. Внезапно путь Эльзе преграждает Ортруда. Она сбросила маску смирения и теперь открыто издевается над Эльзой, не знающей имени своего будущего супруга. Слова Ортруды вызывают всеобщее замешательство. Оно усиливается, когда Фридрих всенародно обвиняет неизвестного рыцаря в колдовстве. Но Лоэнгрина не страшит злоба врагов - лишь Эльза может открыть его тайну, а в ее любви он уверен. Эльза стоит в смущении, борясь с внутренними сомнениями - яд Ортруды уже отравил ее душу.

Свадебная церемония закончена. Эльза и Лоэнгрнн остаются одни. Ничто не нарушает их счастья. Лишь легкое облачко омрачает радость Эльзы: она не может назвать супруга по имени. Вначале робко, ласкаясь, а затем все более настойчиво она пытается выведать тайну Лоэнгрина. Напрасно Лоэнгрин успокаивает Эльзу, напрасно напоминает ей о долге и клятве, напрасно уверяет, что ее любовь ему дороже всего на свете. Не в силах преодолеть подозрений, Эльза задает роковой вопрос: кто он и откуда пришел? В это время в покои врывается Фридрих Тельрамунд с вооруженными воинами. Лоэнгрин выхватывает меч и убивает его.

Занимается день. На берегу Шельды собираются рыцари, готовые идти в поход против врагов. Внезапно радостные клики народа смолкают: четверо вельмож несут покрытый плащом труп Фридриха: за ними следует безмолвная, измученная горем Эльза. Появление Лоэнгрина все разъясняет, Эльза не сдержала клятвы, и он должен покинуть Брабант. Рыцарь открывает свое имя: он сын Парсифаля, посланный на землю братством Грааля, чтобы защитить угнетенных и обиженных. Люди должны верить в посланца небес; если же у них зарождаются сомнения, сила рыцаря Грааля исчезает, и он не может оставаться на земле. Вновь появляется лебедь. Лоэнгрин печально прощается с Эльзой, предсказывает славное будущее Германии. Лоэнгрин освобождает лебедя, тот исчезает в воде, и из реки выходит маленький Готфрид, брат Эльзы, превращенный колдовством Ортруды в лебедя. Эльза не может перенести разлуку с Лоэнгрином. Она умирает на руках брата. А по волнам Шельды скользит челнок, увлекаемый белым голубем Грааля. В челне, грустно опершись на щит, стоит Лоэнгрин. Рыцарь навсегда покидает землю и удаляется в свою таинственную отчизну.

ТАНГЕЙЗЕР

СЮЖЕТ . Внутренность Венериной горы близ Эйзенаха. В таинственном полумраке грота мелькают группы сирен и наяд, в страстном танце проносятся вакханки. В этом мире наслаждений царит Венера. Но ласки богини любви не могут рассеять тоску Тангейзера: он вспоминает родную землю, звон колоколов, которого так долго не слышал. Взяв арфу, он слагает гимн в честь Венеры и заканчивает его горячей мольбой: отпустить его на волю, к людям. Напрасно Венера напоминает Тангейзеру о прежних наслаждениях, напрасно проклинает неверного возлюбленного, предсказывая страдания в холодном мире людей; певец произносит имя девы Марии, и волшебный грот мгновенно исчезает.

Взору Тангейзера открывается цветущая долина перед Вартбургским замком; звенят колокольчики пасущегося стада, пастушок играет на свирели и песней приветствует весну. Издалека доносится хорал пилигримов, отправляющихся на покаяние в Рим. При виде этой мирной, родной картины глубокое волнение охватывает Тангейзера. Звуки рогов возвещают приближение ландграфа Тюрингского и рыцарей-миннезингеров, возвращающихся с охоты. Они поражены встречей с Тангейзером, который давно гордо и высокомерно покинул их круг. Вольфрам Эшенбах зовет его вернуться к друзьям, но Тангейзер упорно отказывается - он должен бежать прочь от этих мест. Тогда Вольфрам произносит имя Елизаветы, племянницы ландграфа; она ждет его, песни Тангейзера покорили сердце девушки. Рыцарь, охваченный радостными воспоминаниями, останавливается. Вместе е миннезингерами он спешит в Вартбург.

Зала певческих состязаний в Вартбургском замке. Елизавета с волнением ждет встречи с Тангейзером. Она уверена в близком счастье - Тангейзер победит на турнире певцов, и ее рука будет наградой победителю. Вольфрам вводит Тангейзера и, видя радость Елизаветы, которую тайно любит, с грустью удаляется, оставив влюбленных вдвоем. Под звуки торжественного марша, прославляя ландграфа, собираются рыцари на турнир. Ландграф предлагает тему поэтического состязания: в чем сущность любви? Певцы берут свои арфы и первым по жребию начинает Вольфрам. В сдержанной и спокойной импровизации, с думой о Елизавете, воспевает он чистый источник любви, который никогда не дерзнет осквернить. И другие певцы, один за другим, поддерживают его в этом понимании истинной любви. Но Тангейзер изведал иную любовь, и под сводами Вартбургского замка раздается страстный гимн в честь Венеры, который он сложил в Венериной горе. Все возмущены дерзостью Тангейзера. Дамы в ужасе покидают зал, рыцари бросаются на него с обнаженными мечами. Но Елизавета смело становится между ними. В присутствии ландграфа и рыцарей она открыто признается в своей любви к Тангейзеру, умоляя сохранить ему жизнь. Тангейзер в раскаянии не смеет поднять на нее глаза. Ландграф заменяет ему смерть изгнанием: он не ступит на землю Тюрингии, пока не очистится от греха. Вдали раздается хорал - это проходят мимо замка пилигримы, идущие на поклонение к римскому папе. И Тангейзер, напутствуемый рыцарями, присоединяется к ним.

Долина перед Вартбургом. Осень. Пилигримы возвращаются из Рима на родину. Но тщетно Елизавета ищет среди них Тангейзера. Она обращается с молитвой к деве Марии, прося принять ее жизнь как искупительную жертву за грехи возлюбленного. Вольфрам пытается удержать Елизавету, но она жестом останавливает его и медленно удаляется. Оставшись один, Вольфрам берет арфу и слагает песню о прекрасной и недоступной вечерней звезде, которая озаряет тьму, как его любовь к Елизавете светит ему во мраке жизни. Наступает ночь. Внезапно появляется еще один пилигрим - в рубище, изможденный. С трудом Вольфрам узнает в нем Тангейзера. Тот с горечью рассказывает о своем паломничестве в Рим. Он шел с искренним раскаянием, тяжесть долгого пути радовала его, а чтобы не видеть прелести итальянской природы, он закрывал глаза. И вот предстал перед ним Рим и сверкающий папский дворец. Но страшный приговор произнес папа: пока не зацветет в его руках посох, Тангейзер будет проклят Теперь у него один путь - к Венериной горе. Он страстно призывает богиню любви, и гора раскрывается перед ним, Венера манит его в свой таинственный грог. Тщетно Вольфрам пытается удержать друга: он бессилен перед чарами Венеры. Тогда Вольфрам произносит имя Елизаветы, и Тангейзер останавливается. Из Вартбурга доносится хорал - это движется торжественное шествие с гробом Елизаветы. Простерев к ней руки, Тангейзер падает мертвым. Светает. Приближается новая группа пилигримов; они приносят весть о великом чуде: в руках у римского папы расцвел посох - Тангейзер прощен.

Вклад Вагнера в мировую культуру определяется, прежде всего, его оперной реформой, без которой невозможно представить дальнейшую судьбу оперного жанра. Осуществляя ее, Вагнер стремился:

    к воплощению глобального, общечеловеческого содержания на основе легенд и мифов германо-скандинавского эпоса;

    к единству музыки и драмы;

    к непрерывному музыкально-драматическому действию.

Это привело его:

    к преимущественному использованию речитативного стиля;

    к симфонизации оперы на основе лейтмотивов;

    к отказу от традиционных оперных форм (арий, ансамблей).

В своем творчестве Вагнер никогда не обращался к современной тематике, к изображению повседневной жизни (исключение – «Нюрнбергские мейстерзингеры»). Единственным достойным литературным источником оперы он считал мифологию . Композитор постоянно подчеркивал общезначимость мифа, который «во все времена остается правдивым». Характерен отход Вагнера от более или менее пассивного следования одному мифологическому источнику: как правило, в одной опере он синтезирует несколько легенд , создавая собственное эпическое повествование. Актуализация мифа – принцип, который проходит через все вагнеровское творчество.

Переосмысливая миф в духе современности, Вагнер пытался на его основе дать картину современного капиталистического мира. Например, в «Лоэнгрине» он рассказывает о враждебности современного общества по отношению к истинному художнику, в «Кольце нибелунга» в аллегорической форме обличает жажду мировой власти.

Центральная идея вагнеровской реформы – синтез искусств . Он был убежден в том, что лишь в совместном действии музыка, поэзия, театральная игра способны создать всеохватную картину жизни. Подобно Глюку, ведущую роль в оперном синтезе Вагнер отводил поэзии, а потому уделял огромное внимание либретто. Он никогда не приступал к сочинению музыки до тех пор, пока не будет окончательно отшлифован текст.

Стремление к полному синтезу музыки и драмы, к точной и правдивой передаче поэтического слова привело композитора к опоре на декламационный стиль .

В музыкальной драме Вагнера музыка льется сплошным, непрерывным потоком, не прерываемым сухими речитативами или разговорными вставками. Этот музыкальный поток постоянно обновляется, изменяется и не возвращается к уже пройденному этапу. Вот почему композитор отказался от традиционных оперных арий и ансамблей с их замкнутостью, изолированностью друг от друга и репризной симметрией. В противовес оперному номеру выдвигается принцип свободной сцены , которая строится на постоянно обновляемом материале и включает в себя певучие и речитативные эпизоды, сольные и ансамблевые. Таким образом, свободная сцена совмещает признаки различных оперных форм. Она может быть чисто сольной, ансамблевой, массовой, смешанной (например, сольной с включением хора).

Традиционные арии Вагнер заменяет монологами, рассказами; дуэты – диалогами, в которых преобладает не совместное, а поочередное пение. Главное в этих свободных сценах – внутреннее, психологическое действие (борьба страстей, смены настроений). Внешняя же, событийная сторона сводится к минимуму. Отсюда – перевес повествовательного начала над сценически действенным, чем оперы Вагнера резко отличаются от опер Верди, Бизе.

Объединяющую роль в вагнеровских свободных формах играет оркестр , значение которого резко возрастает. Именно в оркестровой партии концентрируются важнейшие музыкальные образы (лейтмотивы). Вагнер распространяет на партию оркестра принципы симфонического развития: основные темы разрабатываются, противопоставляются друг другу, трансформируются, приобретая новый облик, полифонически сочетаются и т.д. Подобно хору в античной трагедии оркестр Вагнера комментирует происходящее, поясняет смысл событий через сквозные темы – лейтмотивы.

Любая зрелая опера Вагнера содержит 10–20 лейтмотивов, наделенных конкретным программным содержанием. Вагнеровский лейтмотив – это не просто яркая музыкальная тема, а важнейшее средство, помогающее слушателю понять самую суть явлений. Именно лейтмотив вызывает нужные ассоциации, когда герои молчат или говорят совсем о другом.

Тетралогия «Кольцо нибелунга»

Главным делом своей жизни Вагнер справедливо считал создание тетралогии «Кольцо нибелунга». Действительно, и мировоззрение композитора, и принципы его реформы получили здесь свое законченное воплощение.

Это не только самое гигантское по масштабу творение Вагнера, но и самое грандиозное произведение во всей истории музыкального театра.

Как и в других своих сочинениях, в тетралогии композитор синтезировал несколько мифологических источников. Самый древний – скандинавский цикл героических сказаний «Старшая Эдда» (IX–XI вв), где повествуется о богах древних германцев, о возникновении и гибели мира, о подвигах героев (в первую очередь, о Сигурде–Зигфриде). Отд. сюжетные мотивы и немецкие варианты имен Вагнер взял из «Песни о нибелунгах» (XIII в) – немецкого варианта сказания о Зигфриде.

Именно «лучезарный» Зигфрид, самый любимый народом образ сказания, вошедший во многие немецкие «народные книги», в первую очередь привлек внимание Вагнера. Композитор модернизировал его. Он подчеркивал в Зигфриде героическое начало и называл его «страстно ожидаемым человеком будущего», «социалистом–искупителем».

Но «Кольцо» не осталось драмой Зигфрида: первоначально задуманный в виде одной драмы, прославляющей свободное человечество («Смерть Зигфрида»), замысел Вагнера все более разрастался. При этом Зигфрид уступил первое место богу Вотану. Тип Вотана есть выражение идеала, диаметрально противоположного Зигфриду. Правитель мира, воплощение безграничной власти, он охвачен сомнениями, поступает вопреки собственным желанием (обрекает на смерть сына, расстается с любимой дочерью Брунгильдой). При этом Вагнер очертил оба действующих лица с явной симпатией, одинаково увлеченный и лучезарным героем, и страдающим, покорным судьбе богом.

Невозможно в одной формуле выразить «общую идею» «Кольца нибелунга». В этом грандиозном произведении Вагнер говорит о судьбе всего мира. Здесь есть всё.

1 – обличение жажды власти и богатства . В статье «Познай самого себя» Вагнер раскрыл символику тетралогии. Он пишет об Альберихе как образе «страшного владыки мира – капиталиста». Он подчеркивает, что сковать кольцо власти может лишь тот, кто откажется от любви. Такое под силу лишь уродливому и отвергнутому Альбериху. Власть и любовь – понятия несовместимые.

2 – осуждение власти обычаев, всевозможных договоров и законов. Вагнер становится на сторону Зигмунда и Зиглинды, их кровосмесительной любви, против богини «обычая» и законных браков Фрики. Царство закона – Вальгалла – рушится в пламени.

3 христианская идея искупления через любовь. Именно любовь вступает в борьбу с подавляющей силой эгоизма. Она воплощает высшую красоту человеческих отношений. Зигмунд жертвует жизнью, защищая любовь; Зиглинда, умирая, дает жизнь лучезарному Зигфриду; Зигфрид гибнет в результате невольного предательства любви. В развязке тетралогии Брунгильда совершает дело освобождения всего мира от царства зла. Так идея спасения и искупления приобретает в тетралогии поистине космические масштабы.

Каждая из музыкальных драм, составляющих тетралогию, обладает своими жанровыми признаками.

«Золото Рейна» относится к жанру сказочно-эпическому, «Валькирия» – лирическая драма, «Зигфрид» – героико-эпическая, «Закат богов» – трагедия.

Через все части тетралогии проходит развитие разветвленной системы лейтмотивов . Лейтмотивами наделены не только действующие лица, их чувства, но и философские понятия (проклятие, судьба, смерть), стихии природы (вода, огонь, радуга, лес), предметы (меч, шлем, копье).

Высшего развития в тетралогии достигает вагнеровский оркестр. Его состав огромен (преимущественно четверной). Особенно грандиозна медная группа. Она состоит из 8 валторн, из них 4 могут быть заменены вагнеровскими тубами(с валторновыми мундштуками). Помимо этого – 3 трубы и басовая труба, 4 тромбона (3 теноровых и 1 басовый), контрабасовая туба), огромное количество арф (6). Расширен и состав ударных.

Лейтмотивная система Вагнера

http://www.classic-music.ru/4zm019.html

Золото Рейна» - сказочно-эпическая опера с неторопливо развертывающимся действием и немногочисленными внешними событиями. Она строится на сопоставлении четырех красочных картин, идущих без перерыва; каждой присущ свой колорит.

Первая картина рисует безмятежный мир дочерей Рейна. Оркестровое вступление передает величавое течение реки. Светлые музыкальные темы русалок подчеркивают настроения покоя и радости; центральный оркестровый эпизод, передающий сияние золотого клада под лучами солнца, ослепляет блеском звучания, великолепием красок. Контраст вносит заключение первой картины - бурнее и тревожное.

Вторая картина открывается торжественной, величавой темой Вотана. Ей контрастирует небольшое лирическое ариозо Фрики «Ах, дрожа за верность твою». Тяжеловесные, «неуклюжие» аккорды рисуют великанов. Широко развернута музыкальная характеристика бога огня Логе: оркестровая звукопись разгорающегося пламени сменяется большим рассказом «Где жизнь веет и реет», полным манящей прелести; насмешливые реплики сопровождают сцену внезапного одряхления богов.

Мрачным колоритом наделена третья картина - в царстве нибелунгов. Неумолчно звучит однообразный ритм ковки (Вагнер вводит в состав оркестра 18 наковален), медленно, словно с трудом, подымается вверх стонущая тема. Тот же ритм сопровождает краткую жалобную песню Миме «Прежде беспечно мы своим женам в блестках ковали тонкий убор». Мрачная сила и величие Альбериха раскрываются в его сцене с Вотаном и Логе.

В начале четвертой картины господствуют те же настроения. Трагична сцена шествия нибелунгов, несущих золотой клад. Монолог Альбериха «Ты проклятьем был рожден, - будь проклят, перстень мой» - кульминация оперы; его грозная, жестко звучащая тема не раз еще появится в драматических моментах тетралогии. Иной характер, суровый и бесстрастный, носит пророчество богини судьбы Эрды о грядущих бедах (ариозо «Все, что прошло, - знаю»). Завершают оперу пейзажные образы: на фоне бурного движения в оркестре слышен энергичный призыв бога грома; его подхватывают, перекликаясь, различные инструменты; затем музыкальную картину грозы сменяет спокойная, безмятежная тема у струнных инструментов и шести арф.

Оперная реформа Рихарда Вагнера.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Оперная реформа Рихарда Вагнера.
Рубрика (тематическая категория) История

Вклад Вагнера в мировую культуру определяется, прежде всœего, его оперной реформой, без которой невозможно представить дальнейшую судьбу оперного жанра. Осуществляя ее, Вагнер стремился:

  • к воплощению глобального, общечеловеческого содержания на базе легенд и мифов германо-скандинавского эпоса;
  • к единству музыки и драмы;
  • к непрерывному музыкально-драматическому действию.

Это привело его:

  • к преимущественному использованию речитативного стиля;
  • к симфонизации оперы на базе лейтмотивов;
  • к отказу от традиционных оперных форм (арий, ансамблей).

Направленность реформ Вагнера во многом совпадала с идеями К.В. Глюка. Вслед за ним Вагнер стремился сделать оперный спектакль глубоким и широкоохватным по смыслу произведением, способным существенно повлиять на жизненные позиции слушателœей. При этом в отличие от Глюка, ставившего на первое по значению место театральную пьесу, Вагнер считал драму и музыку равнозначными компонентами оперного спектакля.

Основные положения реформы:

Легендарно-мифологические сюжеты. Подчеркнутая серьезность творческих намерений, постановка глобальных жизненных проблем, нацелœенность на предельные смысловые глубины естественным образом приводит композитора к сюжетам определœенного характера – легендарно-мифологическим. Именно в них концентрируются отшлифованные столетиями важнейшие проблемы человечества. В своем творчестве Вагнер никогда не обращался к современной тематике, к изображению повсœедневной жизни (исключение – ʼʼНюрнбергские мейстерзингерыʼʼ). Единственным достойным литературным источником оперы он считал мифологию . Композитор постоянно подчеркивал общезначимость мифа, который ʼʼво всœе времена остается правдивымʼʼ. Характерен отход Вагнера от более или менее пассивного следования одному мифологическому источнику: как правило, в одной опере он синтезирует несколько легенд , создавая собственное эпическое повествование. Актуализация мифа – принцип, который проходит через всœе вагнеровское творчество. Переосмысливая миф в духе современности, Вагнер пытался на его базе дать картину современного капиталистического мира. К примеру, в ʼʼЛоэнгринœеʼʼ он рассказывает о враждебности современного общества по отношению к истинному художнику, в ʼʼКольце нибелунгаʼʼ в аллегорической форме обличает жажду мировой власти.

Равноценность поэзии и музыки. Центральная идея вагнеровской реформы – синтез искусств . Он был убежден в том, что лишь в совместном действии музыка, поэзия, театральная игра способны создать всœеохватную картину жизни. Подобно Глюку, ведущую роль в оперном синтезе Вагнер отводил поэзии, а потому уделял огромное внимание либретто. Он никогда не приступал к сочинœению музыки до тех пор, пока не будет окончательно отшлифован текст.

Автор – либреттист и композитор в одном лице. Исключительная сложность задач, которые призван решить оперный спектакль, закономерно требует концентрации всœей власти над произведением и всœей ответственности за его судьбу в руках одного универсально одаренного творца – одновременно и поэта͵ и композитора. Фигура либреттиста͵ до того являвшегося обязательным ʼʼсоавторомʼʼ композитора, оказывается в этих условиях лишней.

Модернизация жанра в опоре на а) синтез искусств; б) симфонизацию оперы.

Стремление к полному синтезу музыки и драмы, к точной и правдивой передаче поэтического слова привело композитора к опоре на декламационный стиль . В музыкальной драме Вагнера музыка льется сплошным, непрерывным потоком, не прерываемым сухими речитативами или разговорными вставками. Этот музыкальный поток постоянно обновляется, изменяется и не возвращается к уже пройденному этапу. Вот почему композитор отказался от традиционных оперных арий и ансамблей с их замкнутостью, изолированностью друг от друга и репризной симметрией. В противовес оперному номеру выдвигается принцип свободной сцены , которая строится на постоянно обновляемом материале и включает в себя певучие и речитативные эпизоды, сольные и ансамблевые. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, свободная сцена совмещает признаки различных оперных форм. Она должна быть чисто сольной, ансамблевой, массовой, смешанной (к примеру, сольной с включением хора). Традиционные арии Вагнер заменяет монологами, рассказами ; дуэты – диалогами , в которых преобладает не совместное, а поочередное пение. Главное в этих свободных сценах – внутреннее, психологическое действие (борьба страстей, смены настроений). Внешняя же, событийная сторона сводится к минимуму. Отсюда – перевес повествовательного начала над сценически действенным, чем оперы Вагнера резко отличаются от опер Верди, Бизе.

Объединяющую роль в вагнеровских свободных формах играет оркестр , значение которого резко возрастает. Именно в оркестровой партии концентрируются важнейшие музыкальные образы (лейтмотивы). Вагнер распространяет на партию оркестра принципы симфонического развития: основные темы разрабатываются, противопоставляются друг другу, трансформируются, приобретая новый облик, полифонически сочетаются и т.д. Подобно хору в античной трагедии оркестр Вагнера комментирует происходящее, поясняет смысл событий через сквозные темы – лейтмотивы. Любая зрелая опера Вагнера содержит 10–20 лейтмотивов, наделœенных конкретным программным содержанием. Вагнеровский лейтмотив - ϶ᴛᴏ не просто яркая музыкальная тема, а важнейшее средство, помогающее слушателю понять самую суть явлений. Именно лейтмотив вызывает нужные ассоциации, когда герои молчат или говорят совсœем о другом. Лейтмотивы в объединяются в лейтмотивную систему, поскольку они тесно связаны друг с другом, близкие по значению лейтмотивы бывают с музыкальной точки зрения производны.

Оперная реформа Рихарда Вагнера. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Оперная реформа Рихарда Вагнера." 2017, 2018.