Мастер-класс по изготовлению лэпбука «В гостях у сказки. «Лэпбук как современное средство обучения детей среднего дошкольного возраста Лэпбук мир театра выступление воспитателя доу
Тимашева Лена Вадимовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
Детский сад №2 с.Старокалмашево
Населённый пункт:
с.Старокалмашево, Чекмагушевский район, Республика Башкотостан
Наименование материала:
Мастер-класс
Тема:
Лэпбук- новая форма организации образовательного процесса
Дата публикации:
14.03.2018
Раздел:
дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 С.СТАРОКАЛМАШЕВО
ЧЕКМАГУШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Мастер-класс
воспитателя Тимашевой Лены Вадимовны
«Лэпбук-новая форма организации образовательной
деятельности»
Подготовила: воспитатель
Детский сад №2 с.Старокалмашево-филиал
МБДОУ детский сад №1с. Старокалмашево
Тимашева Лена Вадимовна
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста
определяется
конкретных
совокупностью
личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к
школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от
образования
заключается
отсутствует
предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном
деятельности
(занятий,
повышение
основного
деятельности
дошкольного
возраста;
включение
эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно
Обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
организации
образовательной
деятельности
находится
каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска может стать тематическая папка
или лэпбук.
Лэпбук (lapbook,
называют
тематическая
самодельная
интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые
доставать,
перекладывать,
складывать
усмотрению.
собирается материал по какой-то определенной теме.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности
взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное
присоединение
дошкольников
деятельности
психического
дисциплинарного принуждения);
Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии
организации рабочего пространства);
Открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
Информативен;
Полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
Пригоден
использованию
одновременно
участием
взрослого как играющего партнера);
Обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом,
формой и т. д. ;
Является
средством
художественно-эстетического
развития
приобщает
миру искусства;
Вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
Его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех воспитанников.
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности.
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме
и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-
образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения
тоже понравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок
просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную
вместе с воспитателем книжку.
3. Ребенок старшего дошкольного научится самостоятельно собирать и организовывать
информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети
разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с
карточками
фигурками
животных,
например,
5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели
Результаты использования лэпбука:
Быстрое запоминание стихов, пальчиковой гимнастики;
Проявление повышенного интереса к содержанию;
Проявление самостоятельности при работе с лэбуком;
Проявление интереса со стороны родителей.
Из чего состоит лэпбук?
Лэпбук состоит из папки формата А4 (в моем случае – это папки из под картона и цветной
бумаги, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали
с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого
количества вкусно поданной информации.
Что вам понадобится?
Лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 (или готовая папка из под чего-нибудь);
Ножницы;
Клей-карандаш;
Цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
Двухсторонний скотч (для закрепления крупных деталей);
Принтер;
Безграничная фантазия;
Порядок работы по созданию лэпбука.
1. Выбор темы. Тема может быть любая - деревья, насекомые, техника, времена года,
праздники
какое-либо
литературное
произведение
комплексно изучить несколько тем.
2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т. е. какие
подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших миникнижечек. Здесь
никаких ограничений нет.
3. Поиск подходящего по возрасту игрового, литературного, художественного материала.
4. Для каждой темы выберите подходящие миникнижки.
3. Вклеивайте вместе с детьми в папку-раскладушку.
Лэпбук «Правила дорожного движения» (своими руками)
предназначен для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание
лепбука пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе
со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Цель: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного
движения.
В лепбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного
возраста.
Лэпбук «Птицы»
Цель: расширение знания детей о птицах живущих рядом с нами, обобщение жизненных
наблюдений детей за птицами; воспитание заботливого отношения к ним.
сформировать у детей представление о птицах живущих рядом с нами; учить распознавать
перелетных и зимующих птиц; диких и домашних; познакомить с частями тела птицы,
повадками, внешним видом птиц, названиями детенышей. Дать детям знания о том, что
птицы бывают не только дикими и домашними, зимующими и перелетными, но еще
городские и живущие за пределами города.
Обогощать словарь ребенка, расширять словарь существительных, глаголов и
прилагательных по теме. Учить составлять рассказ по картинке, говоря полными
предложениями, связывая их между собой по теме. Составлять описательный рассказ по
Развивать усидчивость, аккуратность, воспитывать у детей бережное отношение к
природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме
помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление,
речь), творческий потенциал дошкольников, коммуникативные функции (умение работать
в группе, вести диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу
и работу группы.
Пособие можно использовать для ознакомления с окружающим миром, развития речи,
математики, изо деятельности
Лэпбук « В гостях у сказки»
Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей
посредством театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду.
Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного
воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить
продолжать знакомить со сказками;
воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения
применять свои знания в беседе;
обогащать и расширять словарный запас детей;
учить инсценировать эпизоды сказок;
развивать артистические способности;
развивать у детей творческие способности;
формировать навыки сотрудничества;
развивать коммуникабельность и умению общаться со взрослыми в различных
Ирина Калужина
Лэпбук
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка. Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку – игру.
Лэпбук или как его еще называют тематическая папка, – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
При этом лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Уважаемые коллеги предлагаю Вашему вниманию лэпбук по теме » , поэтому и оформление дидактического пособия в виде театральной ширмы
Его можно использовать в индивидуальной и совместной деятельности с детьми. Лэпбук предназначен для ознакомления, закрепления и обобщения знаний по данной теме.
Цель. Приобщение детей к волшебному миру театра .
Ожидаемые результаты использования лэпбука :
– быстрая усваиваемость материала;
– проявление повышенного интереса у детей к содержанию;
– проявление самостоятельности при работе с лэпбуком ;
– проявление интереса со стороны родителей.
Лэпбук » , оформлен в виде театрального занавеса с бархата .
На занавесе вверху расположены две театральные маски - символ театра . Побывать в самом театре , закрепить правила поведения в театре , закрепить театральные профессии и т . д.
1. Символика театра - две маски : весёлая и грустная. маска
2. Разновидности театра . (Пальчиковый театр , Би-ба-бо, настольный театр , театр теней )
Цель :вызывать желание рассказывать сказку вместе с воспитателем;
развивать пространственное воображение
3. «Виды театра »
4. Культура поведения в театре .
Цель : Познакомить детей с правилами поведения в театре , воспитание эстетических качеств.
5. Дидактические игры : «Волшебное зеркало эмоций »
Цель : - развитие эмоциональной сферы дошкольников;
Развитие способности общаться с помощью мимики, жестов;
Умение распознавать настроение других;
Закрепление эмоционального словаря (настроения, эмоций,: весёлый, грустный, печальный, хмурый, удивлённый, испуганный и т. д.)
6.«Театральные профессии – познакомить с профессиями
7. Театральные загадки - обманки
Данный раздел представляет блокнотик, на страницах которого написаны загадки и нарисованы отгадки. Взрослый (а потом и ребенок) загадывает загадку, если отгадали правильно страница переворачивается и на обратной стороне показывается отгадка. Цель : Развитие сообразительности, логического мышления.
8. Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель : Развитие сообразительности, зрительного внимания.
Задание : Если правильно соберешь разрезную картинку, то встретишься со сказочным героем.
9. Раскрась сказочного героя
Раскраски представляют собой черно-белые рисунки, которые необходимо раскрасить. Они играют очень важную роль в развитии ребенка. Процесс раскрашивания позволяет развить творческие задатки ребенка, прививает художественный вкус, дает ребенку возможность познакомиться с различными цветами.
10.«Ребусы»
Разгадывание ребусов – это великолепная возможность в игровой и занимательной форме пополнить словарный запас ребёнка.
11. «Чьи слова» (кто говорит эти слова» - из какой сказки
12. «Растерянные буквы» -
цель : собери буквы по порядку и узнаешь название сказки
13. «Азбука сказок» - цель : угадай героя сказки по букве
Вам, дорогие коллеги, желаю творческих успехов и новых идей!
Публикации по теме:
Конспект занятия «Путешествие в волшебный мир театра» Программное содержание: Систематизировать знания о различных видах театра; Продолжать учить детей выражать разные эмоции (радость,.
"Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей".
«Волшебный мир театра!» (Статья.) Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с.
Все, хоть раз в жизни были в театре, но или почти все. На кого-то он производить не приятное впечатление, кто-то испытывает смущение, а.
Лэпбук для детей 2 младшей группы
Воспитатели:
Кривабокова С.П.,
Попова И.В.
Задачи:
Дети:
- продолжать знакомить со сказками;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе;
- обогащать и расширять словарный запас детей;
- учить инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества;
- развивать коммуникабельность и умению общаться со взрослыми в различных ситуациях.
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы.
- Русские народные сказки привлекают детей своими сюжетами, необычными историями, чудесами и превращениями.
- Благодаря им ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что каждое испытание помогает стать сильнее. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце.
- Она учит человека жить, вселяя в него веру в добро и справедливости, вызывая у ребёнка сочувствие к обиженным героям. В результате сопереживания у детей появляются не только новые знания, но и самое главное – эмоциональное отношение к окружающему: к людям, явлениям. Из сказок дети узнают много нового: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
- Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
- Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
- быстрое запоминания сказок
- проявление повышенного интереса к содержанию
- проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.
Театр на вилках
«Накорми зверюшку»
Лепбук пришел к нам из Америки. В дословном переводе с английского «Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap — колени, book — книга). Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.
Целью лэпбука является активизация знаний детей о русских народных сказках. Данный материал лэпбука, может быть полезен не только воспитателям, но и для родителей. Ведь именно через сказку, дети познают мир не только умом, но и сердцем. И не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира. Выражают свое отношение к добру и злу.
Мною был создан лэпбук по сказке «Колобок» для детей раннего возраста.
Создание лэпбука — очень увлекательное и интересное занятие. Для его изготовления мне понадобились следующие материалы: картонная основа, цветная бумага для декорирования, цветной картон для кармашков, двусторонний скотч, ножницы, скотч, клей, цветные картинки посказке «Колобок», прищепки.
Для детей раннего возраста я подобрала следующие творческие задания:
- Назови героев сказки.
Цель : закрепление знания сказок и сказочных персонажей. Развитие речи, памяти, внимания, мышления.
- Театр на прищепках.
Цель : сформировать у детей раннего возраста интерес к театрализованной деятельности, вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности; целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря, развивать мелкую моторику рук.
- Собери пазлы.
Цель : развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движений рук.
- Раскрась сказку.
Цель : учить детей правильно держать карандаш, рисовать карандашами, цветными мелками, формировать и закреплять обширный круг представлений детей, развивать мелкую моторику рук, воспроизводить в памяти сюжеты знакомых сказок.
- Книжка-малышка.
Цель : тренировать память, связанную речь, мышление и воображение детей.
Материал подготовила педагог МАДОУ №47 Мельничук О.В.
Актуальность
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Предлагаем Вашему вниманию лэпбук- мини-театр . Его можно использовать в индивидуальной и совместной деятельности с детьми. Лэпбук предназначен для ознакомления, закрепления и обобщения знаний по данной теме.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Цель игры Лэпбук : приобщение детей к театру, театрализованной деятельности.
Образовательные :
Познакомить детей с разновидностями театра, его элементами в режимных моментах и в игровой деятельности;
Систематизировать знания детей о театре;
Познакомить с символикой театра.
Развивающие :
Развивать у детей познавательную активность через ознакомление с театром;
Развивать у детей умение выражать разное эмоциональное состояние через мимику, пантомимику, жесты;
Развивать воображение и веру в сценический вымысел;
Развивать память, мышление, связную речь.
Воспитательные :
Воспитывать театральную культуру;
Воспитывать у детей умение работать в коллективе : слушать собеседника, не перебивая его;
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.
Ожидаемые результаты использования лэпбука :
– быстрая усваиваемость материала;
– проявление повышенного интереса у детей к содержанию;
– проявление самостоятельности при работе с лэпбуком ;
– проявление интереса со стороны родителей.
Лэпбук (lapbook) – накопленная чудо – книга.
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит , какой развивающий потенциал в нем скрыт, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно взрослые должны создавать условия, которые способствовали бы полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
При этом лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Зачем нужен лэпбук ?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал) . Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова :
– включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
– добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) ;
– свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства) ;
– открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе) . Самостоятельная деятельность детей.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде :
– информативен;
– полифункционален : способствует развитию творчества , воображения;
– пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) ;
– обладает дидактическими свойствами .
– является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
– вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части) ;
– его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Варианты использования
Игра «Лэпбук » многофункционален, он состоит из нескольких игр, которые несут определенную цель. Каждый раз в конверты, кармашки, веер, гармошку можно класть различный материал в соответствии с темой, и каждый раз ребенок будет узнавать новые слова, закреплять изученные и открывать для себя еще не изученный материал.
1. Маски. Знакомство с символикой театра (грустная и веселая маски)
2. Разновидности театра. (Пальчиковый театр, Би-ба-бо, настольный театр, театр теней)
Цель :
вызывать желание рассказывать сказку вместе с воспитателем;
учить сочетать движения и речь;
развивать пространственное воображение;
3. Д/и : «Путешествие в мир эмоций.
Цель : - развитие эмоциональной сферы дошкольников;
Развитие способности общаться с помощью мимики, жестов;
Умение распознавать настроение других;
Закрепление эмоционального словаря (настроения, эмоций, пиктограмма : весёлый, грустный, печальный, хмурый, удивлённый, испуганный и т. д.)
Развитие коммуникативных способностей , воспитание желания и умения сотрудничать, сообща находить решение в проблемных ситуациях.
4. Разрезные картинки «Собери героя» .
5. Цель : Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на части.
6. Стихи о театре. Культура поведения в театре.
Цель : Познакомить детей с правилами поведения в театре, воспитание эстетических качеств.
7. Упражнения и игры пособии ) .
8. Наши сценарии (цели и задачи представлены в пособии ) .
Заключение
Методическое пособие «Лэпбук- мини-театр » рекомендуется использовать как для ознакомления детей с театром, так и для закрепления материала по пройденной теме в режимных моментах.
В условиях модернизации образования, педагогам необходимо искать новые методы и технологии, которые помогали бы ему развивать личность, которая нужна новому современному обществу – личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука , у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача каждого педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.