Историко архитектурный музей переславль залесский. В стенах Горицкого монастыря

Переславльский музей-заповедник расположен в Ярославской области. Он основан был в середине XVIII века в зданиях бывшего монастыря. В статье изложена история Переславль-Залесского музея-заповедника, а также рассказано о памятниках, которые находятся на его территории.

Горицкий монастырь

В XIV веке на территории современного Переславского музея-заповедника был построен монастырь. Исторических сведений о нём сохранилось немного. Известно, что в средние века он владел сёлами Воскресенское, Ермолово, Кружково, Ильинское и другими. В двадцатые годы XVIII века произошел пожар, в котором сгорел архив. В пятнадцатом столетии на протяжении тридцати лет в этом монастыре служил святой Даниил — основатель Свято-Троицкого монастыря. Других сведений об этом храме нет. В 1744 году он был закрыт и переоборудован в усадьбу тогдашнего епископа. Спустя сорок лет и усадьба была закрыта.

На протяжении многих десятилетий бывший монастырь пребывал в плачевном состоянии. Огромная территория поросла травой, была покрыта грудами мусора. Среди объектов, которые входят в состав Переславского музея-заповедника лишь ворота, южная ограда и церковь Всех Святых относятся к XVII веку. Впрочем, храм подвергся полной реконструкции и утратил первоначальный облик.

Основание музея

Сбор коллекций для Переславского музея-заповедника начался за несколько месяцев до его открытия, которое произошло в 1919 году.

В 20-е годы в музей были привезены художественные ценности, которые некогда находились в усадьбах и монастырях. В этот период всё, что принадлежало храмам, было национализировано. Спустя несколько лет после революции в музей также поступила коллекция картин, конфискованная у купца Свешникова. Дата открытия музея-заповедника — 28 мая. Картинная галерея, краеведческий и художественно-бытовой отделы были размещены в здании бывшего духовного училища, который находился на территории упрощенного монастыря. Это учебное заведение было закрыто еще при Екатерине II.

В начале тридцатых годов краеведческое движение перестало вписываться в официальную идеологию. Соответствующие отделы в музее-заповеднике были закрыты. Многие специалисты-краеведы были отправлены в ссылку. Не избежал этой участи и сотрудник Переславского музея-заповедника М. Смирнов.

Музейный центр на протяжении многих лет выполнял политико-просветительские функции. Был назначен новый директор, который прежде трудился обычным рабочим на фабрике "Красное эхо" и никаких знаний ни в истории, ни в краеведении не имел. В одном из отчетов о работе музея он назвал этот комплекс, ранее включавший ценные художественные произведения, "кузницей пролетарского искусства". Что под этим словосочетанием подразумевал директор, неизвестно, но на долгие годы музей, как и прочие учреждения в Советском Союзе, являлся инструментом идеологической пропаганды.

Расцвет Переславль-Залесского музея-заповедника в советский период пришелся на пятидесятые годы. В клубах и библиотеках города устраивались передвижные выставки, на которых демонстрировались образцы исключительно советского искусства, хранившиеся в заповеднике. В эти годы коллекция музея пополняется новыми экспозициями, полностью отвечающими духу времени.

Некоторое время на территории Переславль-Залесского государственного музея действовала фотовыставка. Кроме того, была выпущена серия открыток, предназначенных прежде всего для гостей города. На фотографиях были изображены живописные переславльские пейзажи, старинные памятники архитектуры.

На территории заповедника сегодня расположен огромный яблоневый сад. Заложили его сотрудники музея в пятидесятые годы. Это мероприятие, конечно, преследовало не только эстетические цели. Здесь произрастали довольно редкие морозостойкие сорта груш и яблок. Ежегодно сотрудники музея собирали несколько сотен килограммов плодов.

После окончания войны в музее-заповеднике был открыт новый зал, посвящённый участникам ВОВ. На стенах разместили портреты Буденного, Сталина, Василевского, Конева. Впрочем, висели они здесь недолго. Спустя год после открытия зала, посвященного Великой Отечественной войне, музей-заповедник принял в дар коллекцию картин одного из местных художников. С каждым годом увеличивалось количество экскурсий. А в 1957 году вдова Михаила Пришвина подарила заповеднику личные вещи писателя.

Как сегодня выглядит Переславль-Залесский заповедник? Каковы отзывы об этой уникальной музейной зоне?

"Серебряная кладовая"

В музее действует немало интересных выставок. Среди экспозиций стоит называть "Серебряную кладовую", в которой собрано большое количество произведений русского декоративно-прикладного искусства. Здесь можно увидеть ювелирные изделия, изготовленные ещё в шестнадцатом столетии. Их чудом удалось спасти в двадцатых годах прошлого века. Экспозиция "Серебряная кладовая" открыта была в конце восьмидесятых. А спустя двадцать лет коллекцию дополнили произведения московских златокузнецов и серебряников. Стоимость входа в этот отдел музея составляет 100 рублей.

"Венок усадьбам"

Эта экспозиция посвящена сотрудникам музея, благодаря которым многие коллекции были сохранены в начале двадцатых годов. Здесь хранятся и фамильные портреты, и предметы быта, которые почти 100 лет назад были вывезены из близлежащих усадеб. Большая часть коллекции была сохранена благодаря первым музейщикам — Смирнову и Елховскому. Цена в этот зал тоже составляет 100 рублей.

"Древнерусская живопись"

В эту коллекцию входят произведения живописи, созданные в 15-19-м столетиях. Стоит еще раз подчеркнуть, что большая часть памятников культуры, которые сегодня могут видеть посетители музея, сохранилась благодаря небольшому количеству энтузиастов, профессиональных искусствоведов и любителей, спасавших на свой страх и риск ценные экспонаты в начале 20-х годов.

Переславль-Залесский в древности был центром иконописного дела. Здесь трудилось немало мастеров, немногие произведения которых, к счастью, сохранились до наших дней. Они писали иконы не только для храмов, расположенных в этом городе, но и для московских монастырей. В экспозицию "Древнерусская живопись" входят произведения, созданные Федотом Протопоповым, а также представителями иконописной династии Казаринова. Вход - 160 рублей.

"Русская живопись 18-20-го веков"

Основа этой коллекции была заложена в середине XIX столетия. В основном она состоит из произведений живописи, которыми владел купец Свешников. А именно картинами Шишкина, Каменева, Дубовского, Поленова. Согласно отзывам о Переславль-Залесском музее-заповеднике, эта экспозиция одна из самых интересных. Причём посетители уверяют, что внимания достойны не только картины прославленных художников, но и произведения, относящиеся к жанру провинциального портрета, созданные в 18-19-х веках. Стоимость входа в этот зал составляет 160 рублей.

Филиалы

Сегодня здесь собрано более восьмидесяти экспонатов. Открыты выставки, посвященные иконописи, деревянной скульптуре, русской живописи. Адрес Переславского музея-заповедника: Музейный переулок, дом 4. Один из выставочных залов находится на улице Ростовской, в доме 10. В состав музея входит Спасо-Преображенский собор, Музей-усадьба Ганшиных, Музей-усадьба "Ботик Петра I", картинная галерея Кардовского.

Спасо-Преображенский собор

В северовосточной части России среди белокаменных памятников этот храм самый древний. Толщина стен составляет около одного метра. Облик этого одноглавого храма довольно сдержанный, строгий. История Спасо-Преображенского собора начинается в середине XII века. Тогда он был расписан фресками. Вероятно, имел более праздничный облик. Но при реставрации, осуществленной в 90-е годы 19-го столетия, фрески сняли и уложили в ящике. Там они хранились много лет в абсолютном беспорядке.

С исторической точки зрения этот собор довольно интересен. И не только потому, что он один из самых древних белокаменных храмов. Здесь крестились многие князья, в том числе и Александр Невский, который, как известно, родился в Переславле.

Ботик Петра I

Согласно одной из версий, этот музей самый древний в России. Он является филиалом Переславского музея-заповедника и находится в селе Веськово. В конце XVII века Пётр I заложил на территории будущего музея верфь. Здесь строились ладьи для плавания по Плещееву озеру. Открытие флотилии сопровождалось грандиозным празднованием. Это событие стало первым шагом к созданию флота. Корабли, к сожалению, не уцелели. До наших дней сохранился единственный ботик, сделанный самим царем.

Музей-усадьба Ганшиных

Здесь когда-то находилась усадьба представителей известного в Переславле купеческого рода. Но прославилась постройка благодаря Владимиру Ленину, который создавал здесь свой очередной опус. В 1894 году будущий революционер здесь размышлял о судьбах пролетариата. А спустя шестьдесят лет на усадьбе сотрудники одной из местных фабрик установили памятную доску. В начале девяностых, как и прочие музеи, усадьба была закрыта. Требовались серьёзные реставрационные работы, которые в планы местных властей не входили. Музейные экспонаты сохранились благодаря небольшому количеству энтузиастов.

Переславский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник - музей на территории бывшего Горицкого Успенского монастыря в городе Переславль-Залесский Ярославской области. Уникальный памятник архитектуры и культуры XIV в.

Успенский Горицкий монастырь был основан предположительно в начале XIV в. в период правления князя Ивана Калиты. Информации об истории обители очень мало. Известно, что изначально это был очень влиятельный монастырь, в состав которого входили многие окрестные села.

Известные жители и монахи монастыря: Димитрий Прилуцкий (русский святой, основатель Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря), Даниил Переславский (русский святой, основатель Переславского Свято-Троицкого Данилова монастырь).

Монастырь серьезно пострадал от пожара в 1722 г., а в 1744 г. был упразднен. Позже здесь размещалась усадьба Переславского епископа (до 1788 г.)

К началу XX в. постройки бывшего монастыря пришли в запустение. После революции 1917 г. все здания были переданы в ведение Переславского музея-заповедника.

Сейчас в комплекс музея-заповедника входит несколько филиалов: главный - на территории бывшего Горицкого монастыря, музей-усадьба "Ботик Петра I" в селе Веськово, музей-усадьба Ганшиных в селе Горки, Спасо-Преображенский собор в Переславском кремле, картинная галерея имени Д. Н. Кардовского, выставочный зал на Ростовской улице.

Сохранившиеся постройки на территории бывшего Горицкого Успенского монастыря: Успенский собор, храм Богоявления, храм Всех Святых, храм Николая Чудотворца, святые ворота, крепостные стены и башни. Все храмы - не действующие, являются музейными объектами.

Экспозиции музея: живопись, иконопись, деревянная скульптура, искусство русской деревни, природная экспозиция, историческая экспозиция и др. Всего музей насчитывает порядка 80 тыс. экспонатов.

Музейный пер., 4

Проезд: Из Москвы - автобусом от автовокзала (м. Щелковская); городской автобус № 1 до остановки "Музей"

Местные достопримечательности:
Переславль-Залесский расположен на берегу голубой жемчужины Залесья - Плещеева озера. В городе великолепно сохранились уникальные земляные валы XII века. Их длина около 2,5 км., высота до 10 м. В центре валового кольца на Соборной (ныне Красной) площади стоит белокаменный Спасо-Преображенский собор (1152 - 1157 г.г.) - древнейший памятник Владимиро-Суздальской архитектурной школы, усыпальница переславских князей. Рядом с собором находится церковь Петра Митрополита (1154 г.) - великолепный образец древнерусского шатрового зодчества.
К числу редчайших памятников древнерусской художественной культуры принадлежит Троицкий собор Данилова монастыря. В 1662 - 1668 г.г. он был расписан фресками артелью выдающегося иконописца Гурия Никитина. Сейчас собор находится в совместном пользовании монастыря и музея.
В исторической части города выделяется несколько гражданских построек Х1Х - начала ХХ в. Это и купеческие особняки, и здания гимназий, училища, фабричные корпуса. Среди них имеются интересные образцы стиля модерн.
В красивейшем месте, в старинной части города, в Рыбацкой слободе, в устье р. Трубеж, стоит церковь Сорока мучеников, возведенная в конце ХVIII в.
В 4-х километрах от города на берегу Плещеева озера располагается филиал музея - знаменитая усадьба "Ботик". Здесь в конце XVII века юный Петр I построил "потешную" флотилию, положившую начало российскому военно-морскому флоту. Единственное сохранившееся до наших дней судно - бот "Фортуна", экспонируется в специально построенном для него в 1803 году здании.
На северо-восточном берегу озера сохранились земляные валы летописного предшественника Переславля, города Клещина. Неподалеку от Клещинского комплекса почти у самой воды находится легендарный "Синий камень" - языческое божество - громадный валун серо-синего цвета

История заповедника начинается в 1919 году. К этому времени монастырь был уже полтора века как заброшен и постепенно разрушался. Так что большевики в какой-то мере спасли его здания. Повезло еще и с директором. Руководить поставили Михаила Ивановича Смирнова - краеведа, сына местного священника. Первые экспонаты для музея он искал в опустевших дворянских усадьбах.

Однажды Смирнов отправился в село Гагаринская Новосёлка. Там в маленьком флигеле некогда усадебного дома жили три женщины - княгиня Наталья Гагарина и ее дочери. В самом же доме обосновалась трудовая коммуна «Молот». Когда Смирнов зашел, он увидел, как красногвардейцы прямо на столе режут селедку. А стол был непростой - выполненный из 600 сучков карельской берёзы, подобранных по размеру и склеенных между собой. Красногвардейцы не сопротивлялись и отдали Смирнову стол, который и сейчас хранится в музее.

В другой раз он приехал в одну из деревень. Там был широкий ручей, и мостом через него служили… надгробные плиты. Общими с крестьянами усилиями их перевезли в музей. На плитах - даты смерти, в основном относящиеся к первой половине XIX века.

В Нагорском исполкоме Смирнов нашёл кость мамонта, хранившуюся в архиве земского начальника.

А однажды сотрудников музея чуть не побили. Они перевозили в выставочные залы оружие. Все были в рабочей одежде, и процессию приняли за восстание крестьян.

Вот так и начиналась богатейшая коллекция, которая сейчас насчитывает более 90 тысяч экспонатов. Это один из самых крупных музейных комплексов России, с несколькими филиалами - усадьба «Ботик Петра I» , усадьба Ганшиных , Спасо-Преображенский собор XII века.

Здесь хранятся, без преувеличения, сокровища. Коллекции русских икон, живописи, деревянной резной скульптуры, редкие книги…

Впрочем, было время, когда все эти духовные артефакты не устраивали советскую власть. Она требовала артефактов идеологических, приходилось директору как-то выкручиваться. Помогал ему в этом, например, художник Дмитрий Кардовский. В 1926 году, получив лошадь и тележку от Переславского райисполкома, они отправились в Горки, чтобы сделать эскизы усадебного дома. Пробыв там весь день, Кардовский создал несколько зарисовок. Так появилась знаменитая советская картина «В. И. Ленин в Горках, Переславского уезда». В музее она находится и сейчас.

С 1929 года вектор музейного развития официально меняют - с научно-исследовательского на политико-просветительский. Меняют и директора. Вместо Михаила Смирнова назначают рабочего фабрики «Красное Эхо» Константина Иванова. Спустя два года он отчитается: «Мы превратили музей в действительную кузницу пролетарской культуры, в культкомбинат». Вот названия некоторых отделов того времени: «Природа и производительные силы», «Социалистическое строительство», «Антирелигиозный отдел» (в стенах древнего монастыря!)

Сегодня всё пролетарское стало историей и вспоминается лишь с улыбкой. Пройдет еще какое-то время, и, возможно, также с улыбкой будут вспоминать, что музей в нашей стране когда-то размещался в стенах святой обители. Планируется, что скоро Переславский заповедник покинет стены Горицкого монастыря и здесь возродится монашеская жизнь.

А пока выставочные залы работают в прежнем режиме, всю информацию об экспозициях и экскурсиях можно найти на официальном сайте музея-заповедника.

Дороги России

Переславль-Залесский музей-заповедник располагается в зданиях упраздненного Горицкого монастыря. Это основной музей города Переславль, в который обязательно завозят всех экскурсантов. Экспозиции очень разнообразные, на каждую можно купить отдельный билет, поэтому вы можете выбрать выставки, интересные именно вам, или просто погулять по территории бывшей обители и посмотреть на старинные здания.

В хозяйственных постройках бывшего монастыря располагаются основные экспозиции: «​Древнерусское искусство XV-XVIII веков » - основу коллекции составляют иконы, вывезенные после революции из закрытых и разрушенных церквей и монастырей Переславского района, «​Русская живопись XVIII-XX веков » объединяет картины художников-передвижников, портреты, поступившие в музей в 20-е годы из бывших барских усадеб, «​Деревянная скульптура и резьба XVI-XIX веков » и «​Искусство русской деревни » - традиционные одежда и обувь, предметы быта. Также вы можете увидеть выставку «​Бигль отправляется в плавание », посвященную экспедиции Чарльза Дарвина, краеведческие экспозиции «Удивительный мир природы Залесского края », «​Переславль 100 лет назад ».

В памятнике архитектуры XVII века - церкви Всех святых размещены выставки «​Серебряная кладовая », где представлены сокровища монастырских ризниц XVI-XIX столетий, и «Венок усадьбам » - посетители могут увидеть предметы интерьера из дворянских усадеб.

Заслуживают внимания и здания бывшего монастыря. Прежде всего стоит осмотреть Успенский собор , построенный в XVIII столетии. С севера и с юга он окружен крытыми галереями, а с востока - полукруглой апсидой. В былые века к нему примыкало несохранившееся здание так называемой Гефсимании. Внутри вы увидите роскошный барочный интерьер, богато украшенный лепниной и живописными панно. Образа для иконостаса создавали живописцы Ново-иерусалимского монастыря.

Обратите внимание на крупную колокольню церкви Богоявления над восточной стеной монастыря. Она строилась с перерывами на протяжении XVIII века, поэтому заметно, что нижние и верхний ярусы отличаются. На колокольню можно подняться: с нее открывается красивый вид на город и на Плещеево озеро .

Полюбуйтесь Проездными (Восточными) воротами , сооруженными в середине XVII века: они поражают разнообразием архитектурных деталей и обильно украшены узорочьем, характерным для того времени. Надстройка над воротами появилась гораздо позднее - в XIX веке.

По территории музея-заповедника и по отдельным экспозициям проводятся экскурсии, которые можно заказать предварительно по телефону или по электронной почте.