Тициан вакх и ариадна. Художник Тициан

В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса.
Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.


Вакх - Досси Доссо, ок. 1524 г.

По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре,а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино.Дионис нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Дионис через Фракию отправился в Индию.Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы.Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов.В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.


Вакх и Ариадна - Доминико де Анжелис.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родил Энопиона, Фоанта и др. Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"], били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин.Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены.Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное.На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми.


Вакханалия перед статуей Пана Никола Пуссен, 1631-33 гг.

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики.В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса
Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.
В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.


Вакханалия - Тициан, 1523-25 гг.

Вакх - Питер Пауль Рубенс, ок. 1638-40 гг.

Больной Вакх - Караваджо, ок. 1593 г.

Вакх, Вертумн и Сатурн - Паоло Веронезе, 1560-61 гг.

Вакханка - Адольф-Вильям Бугро

Вакханалия - Никола Пуссен, 1628-30 гг.

Вакханка - Адольф-Вильям Бугро, 1894 г.

Вакханка - Артур Уордл

Вакханка - Фредерик Лейтон.

Вакханка - Элизабет Луиза Ле Брюн

Воспитание Бахуса - Никола Пуссен, 1630-1635 гг.

Детство Бахуса - Адольф-Вильям Бугро, 1884 г.

Подросток Дионис - Гвидо Рени, 1615-20 гг.

Праздник Вакха - Диего Веласкес, 1629 г.

Пьющий Вакх - Гвидо Рени, ок. 1623 г.

Триумф Вакха - Корнелис де Вос

Триумф Вакха и Ариадны - Аннибале Карраччи, 1597-1602 гг.

Триумфальная процессия Вакха - Мартен ван Хеемскерк, 1537-38 гг.

Шествие Вакха - Франческо де Мура



Ариадна, дочь критского царя Миноса, была оставлена на острове Наксосе своим возлюбленным, Тесеем, спасенным ею и обещавшим на ней жениться
Когда Тесей был со своими спутниками заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, Ариадна, влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити (“нить Ариадны"), разматывая который, он нашёл выход из лабиринта. Ариадна бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул её, когда она спала. Бог Дионис или Вакх, влюблённый в Ариадну, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак. Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным Афродитой(Венерой). Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия
Итак, этот сюжет был очень популярен среди живописцев.

На картине Тициана (1520-1523) мы видим момент, когда Ариадну, только что покинутую Тесеем, увидел Вакх, появившийся в сопровождении своей веселой свиты. Очарованный ею, он предложил ей брачный союз, залог бессмертия, которое даруется вступившим в любовную связь с богом.

Вакх и Ариадна -Тициан


Вакх и Ариадна.Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654-1727).

Вакх - образ которого активно использовался в ренессансной живописи Как правило, это был обнаженный женоподобный юноша с кубком вина в руках и венком из виноградных листьев на голове. Его триумфальная повозка запряжена тиграми, леопардами или козлами. Вакха всегда сопровождают прекрасные вакханки (менады) и козлоподобные сатиры. Кроме них рядом с ним обычно находятся его учитель, вечно пьяный старый Силен, и бог Пан, играющий на флейте.
На картине Тициана Ариадна стоит в стороне от остальных персонажей, но именно она является центром притяжения всей сцены.
Застывший в прыжке Вакх изображен в согнутой позе, перекликающейся с позой Ариадны. Розовый плащ развевается как крыль. Темно-красные тона плаща “рифмуются” с тонами красного шарфа Ариадны. Юное лицо бога обрамлено виноградными листьями - Вакх, приоткрыв рот, зачарованно смотрит на прекрасную женщину.
На ярком синем небе сверкает созвездие Ариадны - символ ее бессмертия.
Гепарды, впряженные в повозку Вакха, как бы обмениваются понимающими взглядами. То же самое происходит между бьющей в бубен вакханкой и размахивающим телячьей ногой сатиром. Все это подчеркивает силовую линию, возникшую между Вакхом и Ариадной и тоже расположенную по направлению их взглядов.


А. Турки. Вакх и Ариадна


Ариадна, Вакх и Венера (1576) Якопо Тинторетто


Ариадна 1898 Джон Уильям Уотерхаус


Дж. Вандерлин - Ариадна на Наксосе. 1814


Вот другая Ариадна...опустошенная.В.Р. Флинт. Ариадна


Вот момент отчаяния, Ариадна готова броситься в море.Г. фон Кюгельген. Ариадна на Наксосе

ШЕДЕВРЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ с комментариями По Роберту Каммингу ДОРЛИНГ КИНДЕРСЛИ Лондон-Нью-Йорк-Штутгарт-Москва Художник и его творение Подробные комментарии в этой презентации помогут постичь замысел художника и понять особенности его воплощения.

Вакх и Ариадна

ЭТО ОДНА ИЗ ТРЕХ великолепных картин на мифологические сюжеты, написанных Тицианом по заказу Аль­фонсо д’Эсте,герцога Феррары, области Северной Италии. Картины предназна­чались для украшения алебастровой ком­наты в загородном дворце. Перед нами встреча Ариадны, дочери критского царя Миноса, и бога вина Вакха, которые влюбились друг в друга с первого взгля­да. Венец Ариадны, подброшенный в небо Вакхом, превратился в созвездие (вверху слева). Впоследствии Вакх женился на Ариадне, и боги даровали ей бессмертие. Тициан прославился своим мастерством в изображении бурных чувств. Великий колорист эпохи Возрождения, он передал внезапную пылкую страсть, охватившую Вакха и Ариадну, сочетаниями сияющих глубоких красок. Колористические связи Розовый цвет накидки Вакха и красный - пояса Ариадны связывают фигуры влюбленных, заставляя зрителя переводить взгляд от одной к другой. Облака в небе Очертания облака вторят складкам развевающейся накидки Вакха, усиливая экспрессию его движения. Над Ариадной облако закручивается вихрем, подобно тканям ее одежд. Тициан. Вакх и Ариадна. Ок. 1522-1523. 175 х 190 см. Холст, масло. Лондон, Национальная галерея.

Телячья голова Один из отталкивающих обрядов служения Вакху - расчленение тельца и пожирание сырого мяса участниками шествия. Младенец сатир волочит голову тельца, взглядом приглашая зрителя принять участие в празднестве. Цветок каперса между его копыт - древний символ любви. Лаокоон. Фигура мускулистого мужчины восходит к знаменитой древнегреческой статуе, изображающей гибель троянского жреца Лаокоона, задушенного морскими змеями. Найденная при раскопках в 1506 г., она произвела огромное впечатление: многие художники Возрождения, в том числе Рафаэль (с. 32),включали этот мотив в свои произведения. Бог вина Вакх (Дионис) - греческий бог вина и экстаза. Он всегда молод, упитан и легко узнаваем по венку из лавра или лозы на голове. Пронзительное, страстное выражение лица Вакха - одна из пленительных особенностей этой картины ” Именно Венеция обнаружила эти красоты … именно Тициан одержал эту победу ” Диего Веласкес Диего Веласкес Носильщик с вином Спутник Вакха с чаном вина на спине напоминает Атланта, навеки осужденного поддерживать плечами небесный свод.

Ариадна Увидев отплывающий корабль Тезея, Ариадна поняла, что покинута возлюбленным. Но тут она встретила своего будущего супруга Вакха. Любовь с первого взгляда Пораженный красотой Ариадны, Вакх, не помня себя, выскакивает ей навстречу из своей колесницы. Венок бессмертия На голове Вакха венок из виноградной лозы и плюща. Это знак бессмертия. Обрядовая музыка Менады и сатиры предаются веселью вакханалии, упива­ясь пляской под звуки литавр. Два гепарда Обычно в колесницу Вакха впряжены леопарды. Их замена гепардами - « вольность » Тициана. Менада Неистовые менады сопровождают Вакха.

Тициан (ок. 1487-1576) Величайший живописец венецианской школы, Тициан (Тициано Вечеллио) почти всю жизнь прожил в Венеции. Тогда это был один из самых могущественных городов Евро­пы. Исполняя заказы папы, королей Франции и Испании, Тициан преуспе­вал, как мало кто из художников за всю историю искусства. Свободный стиль его поздней живописи оказал огромное влияние на Веласкеса (с. 56) . Тициан (автопортрет) Силен Жирный пьяный старик верхом на ослице - это Силен,глава сатиров и приемный отец Вакха. Его часто изображали именно в таком образе. Носильщик с вином Спутник Вакха с чаном вина на спине напоминает Атланта, навеки осужденного поддерживать плечами небесный свод. Отзвуки Томный взгляд, которым обме­нивается эта менада с сатиром, резко отличается от пламенных взоров главных героев. Подобно великому английскому драматургу Шекспиру, Тициан часто включал в свои картины побочные сюжеты, чтобы оттенить или усилить основную тему. Музицирующие менады Менада из свиты Вакха, ударяю­щая в литавры, повторяет позу изумленной Ариадны. Осталь­ные участники буйного шест­вия тоже играют на музыкаль­ных инструментах: бьют в бу­бен или дуют в охотничий рог. На них лает собачка, как бы слу­чайно оказавшаяся на переднем плане, - милая подробность, присущая работам Тициана. Восторженный сатир Пьяный сатир размахивает телячьей ногой. Он увенчан и опоясан лозой, а в левой руке у него жезл, увитый виноградным побегом.

201 5 год Разработка учителя МХК МБОУ «Школа № 32» города Ростова-на-Дону Лепёхиной Татьяны Валентиновны

Разработано учителем ИЗО высшей категории Лепёхиной Т.В. МБОУ «Школа №32» г. Ростова-на - Дону

Вакх и Ариадна

После внезапной кончины Джорджоне главным представителем венецианской живописи эпохи Высокого Возрождения стал Тициан (Тициано Вечеллио; ок.1476/77 или 1489/90-1576). Он прожил долгую и плодотворную жизнь, о нем сохранилось много документальных свидетельств и легенд, но точная дата рождения его неизвестна; одни исследователи называют 1476-1477 годы, другие - 1489-1490.

Еще мальчиком он был вместе со старшим братом отправлен из маленького родного селения на учебу в Венецию. Чтобы попасть в мастерскую Джованни Беллини, «отцу венецианской живописи» и основоположнику венецианского ренессанса, Тициан сначала занимался в мастерских разных венецианских художников, пока не стал учеником великого мастера. Там быстро раскрылся его большой талант художника, этому способствовала и дружба с Джорджоне, который тоже был учеником Беллини. Когда в 1510 году Джорджоне безвременно скончался от свирепствовавшей в городе чумы, Тициан по праву стал считаться главой венецианской живописи и официальным художником Венецианской республики.

С этого времени его главная обязанность - писать портреты венецианских дожей. Он также завален заказами на религиозные и светские темы. Тициан много работал для герцога Феррары Альфонсо д"Эсте, выполнял заказы правящих династий Мантуи (Гонзага) и Урбино (Делла Ровере). Его работы этого времени красочны и полны упоения жизнью.

Смерть Актеона

Находящаяся в Лондонской Национальной галерее картина Вакх и Ариадна была написана в начале 20-х годов, она полностью отражает ту радость бытия, которую ощущает в это время сам художник. Работа выполнена Тицианом для украшения феррарского дворца д"Эсте. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесеем Ариадны. Увидев прекрасную девушку, Вакх спускается со своей колесницы, запряженной леопардами, чтобы поднять ее к себе. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Вся композиция как бы сдвинута в сторону Ариадны, силуэт которой возникает у края картины на фоне моря и неба. К ней в порывистом движении устремлено прекрасное тело Вакха, единственной одеждой которому служит развевающийся яркий розовый плащ. За Вакхом - шествие его спутников: это и танцующие нимфы с тамбуринами, и девушки, несущие сосуды для вина, и сатиры.

Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Прекрасен окружающий сцену пейзаж. Высоко над танцующими нимфами и фавнами деревья раскинули свои разноцветные кроны. У самого горизонта можно рассмотреть почти растворившийся в дымке мифический город. Тонкие белые облака словно прорезают небо. Работа удивительно декоративна. Но все-таки главное в ней - это безмолвный диалог между Ариадной, всем своим существом стремящейся к морю, где еще может быть виден парус уплывающего корабля Тесея, и Вакхом, как бы говорящим ей этим, что Тесей принадлежит прошлому, а все ее будущее связано с ним.

Картина Noli те tangere (ее название можно перевести как Не прикасайся ко мне), запечатлела момент встречи только что воскресшего Христа, выдающего себя за крестьянина, с обессилевшей от горя и отчаяния Марией Магдалиной. Эта последняя их встреча происходит на фоне прекрасного идиллического пейзажа, полного света и умиротворения. Распростертая у ног Спасителя Мария Магдалина тянет к нему руку. Но слова Христа останавливают ее - он уже принадлежит другому миру. Художнику удалось запечатлеть удивительное слияние любви земной и любви небесной.

В 1530 году Тициан встретился с императором Карлом V, который испытывал к мастеру глубокое уважение. Художник и император становятся друзьями. Тициан подолгу гостит в Аугсбурге, выполняя там работы для императорского двора. А в 1550-1551 годах он работает уже для нового императора Филиппа II, сына Карла V.

Вернувшись в Венецию, художник почти полностью отказывается от заказов, передавая их более молодым коллегам, а себя посвящает выполнению работ для двора Габсбургов, с которыми он был связан до конца своих дней.

Поздняя живопись Тициана - это новый взлет творчества мастера. Его мазок становится объемней, цвет насыщенней, а градации цвета более сложными и тонкими. Между тем картины Тициана проникнуты трагическим ощущением неминуемой смерти. Поздняя работа художника Смерть Актеона иллюстрирует одну из историй, взятую из «Метаморфоз» Овидия. Прекрасный Актеон, охотясь в лесу, случайно увидел купающуюся богиню Диану. Рассерженная богиня превратила юношу в оленя и затравила несчастного его собственными собаками.

На картине мы видим бегущую Диану, в одной руке она держит лук, второй рукой вынимает из колчана стрелу. Мчащаяся впереди нее свора собак набрасывается на получеловека-полуоленя. Полотно решено в мягких приглушенных тонах. Только силуэт Дианы в розовом хитоне контрастом выделяется на фоне холодного неба с мятущимися по нему облаками.

Не прикасайся ко мне

Картина принадлежит к циклу из трех мифологических холстов, выполненных для герцога Альфонсо д"Эсте. Они предназначались для его “Алебастровой комнаты” в Ферраре - иными словами, кабинета. По преданию, герцог попросил Тициана, слава которого к этому времени уже распространилась по всей Италии, дописать картину “Вакханалия”, начатую умирающим Беллини. Художник согласился. И… вместе с “Вакханалией” вручил заказчику еще два шедевра - “Вакх и Ариадна” и “Праздник Венеры”, своего рода гимн роскошной природе и великой античности. Сюжеты для картин взяты из римской мифологии и литературы. История самой знаменитой - “Вакха и Ариадны” - навеяна поэмой “Свадьба Фетиды и Пелея” великого Катулла, написавшего ее по мотивом мифа.

Об этом великолепном цикле стоит сказать несколько подробнее, поскольку Тициан совершенно по-новому в европейской живописи интерпретировал античный мир. В искусстве впервые так ярко зазвучала музыка ликующего праздника жизни, где доминировала бурная радость языческой вакханалии. Для него античность - не хрупкая ускользающая мечта (вспомним Боттичелли), не мир величественной гармонии и интеллекта, как у Рафаэля, или титанической борьбы и непобедимых героев (в восприятии Микеланджело), а совсем другое. В подлинно венецианском духе Тициан пишет зрелищные, эффектные картины, полные мажорных и ярких эмоций. Наполненные патетической атмосферой, пронизанные неистовой динамикой, они источают дерзкий дух гедонистического наслаждения.

Картина из Лондонской национальной галереи, пожалуй, самая бурная по излиянию чувств. Ее сюжет повествует о прекрасной Ариадне, дочери критского царя Миноса. Влюбившись в афинского героя Тесея, она помогла ему убить злого Минотавра, который должен был погубить прибывших на Крит юношей и его самого. На обратном пути в Афины Тесей по повелению богов оставил Ариадну на острове Наксос. Ей суждено было стать супругой другого… Здесь ее и увидел Вакх. Его, бога вина и виноделия, прекрасного, вечно молодого, изображали с венком из виноградной лозы и плюща на голове - знаком бессмертия.

По легенде, Вакх, возвращаясь из Индии, впряг в свою колесницу леопардов. Тициан же вольно заменил их гепардами. Кортеж Вакха - шумная веселая толпа сатиров, менад - мужчин, юношей и женщин, предающихся бурному веселью, среди которых и лукавые амуры. Все они пляшут под звуки литавр, бубна и охотничьего рога. В этой стремительной сумятице художник с упоением пишет детали: младенец-сатир волочит голову тельца - это один из вакхических обрядов. Цветок каперса между его копыт - символ любви. Здесь же толстый пьяный старик - Силен, главный сатир и приемный отец Вакха. Пьяный сатир справа размахивает телячьей ногой. В руках у него еще и жезл, увитый виноградным побегом. Один из спутников Вакха несет чан с вином. Змеи, непременная принадлежность вакхических культов, символизируют чувственное вожделение и плодородие.

Картина предельно насыщена экспрессией поз и жестов. Сам Вакх, стремительно, в эффектном прыжке пытается настигнуть испуганную Ариадну. Но не только динамика происходящего и построение всего изображения (композиции, совмещающей разнонаправленные движения) определяет звучание сцены. Цветовая гамма картины - богатая, звучная, ликующая. На фоне зеленовато-голубых и коричневых тонов, обозначающих пейзаж, перламутрово-нежными и золотисто-смуглыми кажутся светящиеся обнаженные тела героев. Среди них мелькают белые, лилово-розовые, лазурные одежды. Тициан пишет в особой, одухотворенно-трепетной манере, а форму строит с безупречной архитектоничностью зрелого мастера.

Так, всё вместе - жизненный тонус картины, драматизм рассказа, характер живописи - рождает поразительное чувство гармонии и чувственного праздника. Однако эротическое начало сливается здесь с высокой поэзией повествования, с красотой, грацией и обаянием главных персонажей.

Дух ослепительной и восхитительной Венеции, несомненно, пронизывает этот античный цикл Тициана.

Эту картину очень ценили Рубенс и Ван Дейк. Они копировали ее, изучали живописные приемы великого маэстро.

На лондонской картине есть горделивая надпись на латыни: “Тициан написал”.

_______________________________________

Гедонизм (греч. наслаждение) - этическое учение, возникшее в Древней Греции (IV век до н. э.). Целью жизни и высшим благом приверженцы гедонизма считают наслаждению. Добро - то, что его приносит, а зло - все то, что влечет страдание.