Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

ЗАДАНИЯ

1. Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак.

Ден..., печ...ка, ноч….ной, кон...ки, овощ... ной, слон..

2. В слова вставь нужное буквосочетание : Сини.....и, пти.......а, червя.....ки.

3. Узнай слово: колю.....а., Жу...…а, щё......а

4. Вставь в предложения нужные буквосочетания.

На воде играют солне.. .ные зайчики.

Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.

5. Из больших предметов получить маленькие.

Строка -

Кошка -

Дева -

6. Зачеркни те буквосочетания, которые нельзя писать

Ово(щн/щьн)ой, хи(щьн/щн)ик, лимо(ньч/нч)ик

7. Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

(краски и кисточк а )

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке. (удочк а )

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки.

(спичк и )

На ветках плотные комочки,

В них не дремлют клейкие листочки.

(почк и)

Отгадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(ласточк а )

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг.

(Понч ик )

1. Прочитайте. Когда так говорят?

    Плохой друг в деле не помощник.
    На своей улочке и курочка храбра.

  • Найдите в словах буквы, обозначающие непарные мягкие шипящие согласные звуки. Произнесите эти звуки.
  • Спишите. Подчеркните в словах буквосочетания чк, щн . Что надо знать об их написании?

2.

Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

  • Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч"] и [щ"] .
  • Выпишите по порядку слова с различными буквосочетаниями:
    1. с чк ,
    2. с чн ,
    3. с чт ,
    4. с щн .

3. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?

Одуванчик, пончик, кончик, блинчик, стаканчик, птенчик.

  • Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч"]: твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч .
  • Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч .

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограммы .

Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точк а, речн ой, почт а, помощн ик, птенч ик.

4. Прочитайте.

    Мышонок встал на цыпочки,
    Он роста невеликого,
    Играет он на скрипочке,
    Тихонечко пиликает.
    И. Токмакова

  • Что значит встать на цыпочки ? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого ? Почему поэтесса употребила слово пиликает ?
  • Спишите. Подчеркните буквосочетание чк .

5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.

  1. Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
  2. Яблочко, корочка, пончик, тапочки.

6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.

Мале[н"]кий, кроше[ч"]ный, звёздо[ч"]ка, пи[с"]мо, хи[щ"]ный, па[л"]то, дево[ч"]ка, си[л"]ный, берёзо[н"]ка, кры[л"]цо, рече[н"]ка, спи[ч"]ки, ступе[н"]ки, тарело[ч"]ка.

  • Спишите, обозначая выделенный звук буквой или буквами.
  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Подберите к выделенным словам однокоренные.

та ре́лка

7. Прочитайте. Назовите сказки.

  1. Сн..сла курочка яичко: яичко не простое, а з..лотое.
  2. Стала расти у стариков дочка не по дням, а по ч..сам. Сама белен..кая, точно сне.., к..са русая до пояса.
  3. Шла л..сичка по д..рожке, нашла скалочку.
  • Объясните написание слов с пропущенными буквами.
  • Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания чк, чн .

8. Произнесите слова.

скучно, нарочно, помощник, чтобы, конечно, скворечник, яичница, что

  • Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли слова.
  • Устно составьте предложение с любым словом.

9. Прочитайте. Озаглавьте текст.

У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.

Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек — прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала — прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины — прилетят снегири и свиристели.

Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.

(Н. Сладков)

  • Почему в тексте выделены три части?
  • Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите.

    В небе — вечер, в небе — тучки ,
    В зимнем сумраке бульвар .
    Наша девочка устала,
    Улыбаться перестала.
    Держат маленькие ручки
    Синий шар.

  • Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.

Основные цели:

  • Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
  • Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
  • Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.

Демонстрационный материал:

  1. Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
  2. Слайд 1. Одуванчик.
  3. Слайд 2. Хищники.
  4. Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
  5. Слайд 4. Каменщик.
  6. Слайд 5. Сварщик.
  7. Слайд 6 . -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
  8. Карточка. -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
  9. Слайд 7 со словами:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

  1. Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?

– Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Чистописание

Чч ччч

Часы чашка туча чулки

– Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч .)
– Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ч а , чу )
– Подчеркните эти сочетания в словах.

3. Выявление места и причины затруднения

Орфографическая зарядка (с.13 №5)

№5. .

– Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

Самостоятельная работа детей. Проверка

(.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка .)

– Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк- .)

– Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк- , -чн- .)

– А как они пишутся? (Ответы детей. )

– Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк- , -чн- . А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь , а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:

1. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-

2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните его.
Какие это животные: медведь, волк, лиса, тигр? (Хищные ) щн Слайд 2

3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение ) чт Слайд 3

4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4

5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик ) рщ Слайд 5
Подчеркните эти сочетания.

– Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь ? А почему пишутся без ь , сейчас докажем.

– Произнесите шипящие звуки в этих словах.

– Произнесите звук [ч"]. Какой это звук? (Согласный мягкий .)

– Есть ли у [ч"] парный согласный по твёрдости?

– Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий .)

– Как написаны сочетания -чк- , -чн- в словах на доске?

– Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч"] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк- , -чн- , -чт- , -рщ- , -чн- , -щн- пишутся без мягкого знака .)

– Прочитаем правило в учебнике.

– Как можно записать это правило? (-чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь )

– Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь .

Физкультминутка

Упражнения на внимание

“Винт”, “Мяч и насос”

5. Реализация построенного проекта

1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

– Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк- , -чн- . Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.

– Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку .)

– Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку .)

– Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку .)

– Подчеркните сочетания -чк- , -чн- . Как они пишутся? (Пишутся без ь .)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Игра:
Кто больше запомнит слов.

Слайд 7

Работа в парах.

– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.

– Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь ? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

– А теперь напишем выборочный диктант.

– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

Слайд 3 (синичка)

– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.

(Один ученик работает у доски .)

Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки.

– А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?

– Проверка по табличке правописание -чк- . Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки .)

– У кого возникли трудности? С чем это связано?

У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.

8. Включение в систему знаний и повторение

– Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн- , хотя правильное произношение этих слов с -шн- . Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.

Дети произносят вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!

– Какие слова встретились с сочетаниями -чн- ? Запомните их произношение и правописание.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь . )

– Удалось вам достичь поставленной цели?

– Вы довольны своей работой на уроке?

– Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк- , -чн- , чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

10. Домашнее задание

– Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.

Буквосочетания чк, чн, нч, рщ, чт, щн, нщ

Пишутся без мягкого знака

1.Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.

Ёлочка, дочка, бочка, щучка, белочка, стрелочка, спичка, ручка, почка, птичка, штучка, шуточка, минуточка, посылочка, прибауточка, печка, строчной, личный, чулочный, вечный, свечка, скучный, шуточный, овечка, сердечный, встречный, привычный, брошечка, тучка, носочки, крошечный, строчка, розочка, речной, звучный, булочка, ночка, мелочный, молочный, вазочка, ночной, булочная, удачный, лисичка, цветочки, огуречный, дачный, грибочки, лодочка, дачка, сливочки, горчичка, пачка, молочко, яичный, тряпичный, сказочка, ниточка, уточка, ночник, платочки, бабочка, мучной, внучка, яичко, бутылочка, лодочный, песочный, сливочный, печной, сказочный, горчичный, сочный, замочная, вечный, тряпочка, лавочка, солнечный, сестричка, синичка, косичка, кузнечный, загадочный, записочка, месячник, конечный, привычка, больничный, игрушечный, пушечный, сковородочка, скамеечка, очки, столичный, башмачный, черничный, пограничник, ежевичный, желчный, крылечко, кирпичный, колючка, отлично, стеночка, посылочный, резиночка, пуговичка, облачный, шайбочка, щёчка, аптечный, тепличный, земляничный, артистичный, праздничный, шнурочки, брусничка, крошечка, электричка, пряничный, кулачный, жвачка, гречка, ласточка, уличный, цветочница, салфеточка, тачка, фазанчик, стаканчик, бизончик, мороженщик, почта, кочанчик, чемоданчик, птенчик, фонарщик, кафтанчик, мощный, овощной, каштанчик, мандаринчик, чтец, сарафанчик, хищник, мечтатель, лимончик, сборщик, мебельщик, зеленщик, мечтание, тараканчик, жестянщик, мачта, загончик, пончик, надсмотрщик, мачтовый, сварщик, почтальон, чудовищный, апельсинчик, оценщик. Чтение, хищный, барабанщик, гонщик, прочти, жилищный, хищница, мощность, шарманщик, вулканчик, бакенщик, банщик, бетонщик, батончик, зачинщик, гарпунщик.

2. Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, ЩН, НЧ.

Ру…ной, пе…а, бре…ать, вну…а. хи…ик, но…а, пте…ик, бабо…а, то…ый, каме…ик.

3. Выделенные слова измените так, чтобы в них появилось сочетание ЧК.

Кормить белку . Выпить молоко . Доброе сердце . Красивая свеча . Нарисовать собаку . Поймать щуку .

4. Измените, слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК, ЧН,

Молоко, яйцо, удача, синица, звук, цветы, лисица, носки, замок.

Безударные гласные

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

1. Грамматическая сказка.

Заколдованные буквы.

Как – то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими.

Буква О стала походить на А, Е и на И, А на О, И на Е. колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под Ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых Ударение ещё не коснулось, называются Безударными Гласными. Они ещё заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы им помочь. Запомните волшебные слова: Ударение над гласной может сделать букву ясной.

2. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Варенье, волчата, качели, давно, скворцы, глазной, гора, дрозды, гостинец, граница, горняк, далеко, нога, дождливый, должник, домашний, дочурка, жарища, золотистый, катушка, козлёнок, часы, дарить, опадают, наводнение, испаряют, конюшня, парное, пастух, робеть, кошачий, сорняк, крольчиха, новинка, носишко, плодородный, сказать, ночник, скворечник, заострить, управлять, почтальон, родители, садовник, смотреть, парник, каменистая, родник, старик, тайник, солонка, столовая, комок, тропа, бобры, строение, танцевать, сосновый, запах, травинка, похвала, хорёк, тростинка, хоровой,

плотина, храбрец, хлопушка, очарование, частокол, прошагать, сторожка, сплошная, выход, спросил, валить, скалистый, наколол, хвоинки, тонул, охраняют, доска, волосок, поправляют, лошадь, затаился, озёра, страна, муравьи, хлопотливые, повар, наполняет, катать, звонок, пахучие, коньки, площадка, кассир, вожак, кора, значок, пожалей, спасает, красавица, мастерят, завалил, колючки, стоит, больной, таскали, высохли, жара, утопают, мохнатый, краснеют, полевая, пахали, горбы, спасение, молчат, догадались, окуньки, горевать, волчата, тростники, сломался, тащил, качать, кроты, злодей, далёкий, боевик, сажают, накопают, лошадка, каток, ласкают, кладовая, доброта, спадает, посади, домишко, косилка, болезнь, холода, засорять, макушка, мошкара, часовщик, хлопочут, кормушка, справедливый, чародейка, хвосты, ковёр. Большой, усадил, врачи, пора, поют, коза, лошадки, ухватились, волнушки, колючие, комочки, смола, малы, голова, казались, малыши, подарить, шарфы, поляна, грачи, столбы, скользить, уползал, роса, дворы, журавлиный, косяк, часовой, заварил, голодный, бродить, замолчала, моря, угостил, родная, пароход, слова, половить, поласкать, полоскать, разносить, драчливый, совиный, трава, показалось, счастливый, невод, хотеть, ходули, травяной, устареть, холмы, поясок, овчина, ночевать, покрошить, распашонка, звонить.

Е, И, Я

Грибной, весна, озеро, ледок, сестра, лесной, бельчата, дела, зверьки, число, гнездо, стрижи, стрела, цветной, свеча, мясной, широкий, детвора, ушивать, читать, почерк, чистота, цепочка, оценить, земля, зеркальный, циркач, трещит, тепло, прицепил, центральный, цветник, натянул, тяжёлый, сидит, потрясение, синева, трескотня, тишина, течение, питьё, теснота, рядовой, терпеть, стекло, снегирь, следить, вертеть, ядовитый, ледник, листопад, сердечко, кричать, клевать, зимовать, зелень, свистун, чинить, лежачий, силач, свинина, светлеть, сверло, передвигают, пояс, обижать, пятак, освещать, линейка, земной, жена, облетела, речистый, резвиться, вырезать, пятнистый, задремал, пчелиный, выпрямить, взглянул, зверинец, лепили, речушка, плясать, плечистый, писатель, певец, созревает, низина, спешат, листопад, нарядились, доверять, припевать, опериться, одиночество, корень, мировая, обязательно, змея, вязание, раздевалка, медовый, лекарство, улетают, проиграть, лесник, извинять, обижать, пятёрка, десяток, выдержка, разглядеть, гнездиться, вредитель, времена, чижи, вертеть, денёк, повстречали, повизжали, висеть, гряда, вещица, вечерний, извещать, трескучий, ленивая, ветвистая, вершина, доверять, насекомое, веселить, веснушки, вязание, звездопад, осветил, забивать, белить, свинья, написал, держал, смельчак, связать, лежит, вишнёвый, ленивый, кленовый, заскрипели, поредел, ледяной, вывела, реветь, грязнуля, защищать, объяснил, прочитал, листочки, желток, прожевать, проживать, замерзает, приезжает, стена, червяк, скрипучий, рябит, отяжелели, скрипач, полились, выглянет, река, выпил, снега, шмели, листва, приближение, срезать, синяк, тенистый, жилой, удивительно, появилось, изменилась, светает, переливалась, подгребают, замечания, прямая, длина, распевали, метель, бегут, птенец, перина, очищают, небеса, висят, заливала, прилепила, пернатые, темнота, освежает, видны, леса, лиса, передвигают, детишки, речная, пищат, местечко, лисичка, сестричка, широкая, лизала, зарядила, грибок, согревал, шиповник, закрепили, черника, клесты, зацветает, белить, бедняга, приближался, читатель, бедняк, белобровый, снежинка, следопыт, выпечка, ледокол, проверять, светлячок, облегчить, привидение, весенний, подтянули, посидел, поседел, взъерошенный, просека, пригревает, подземелье, плескался, запивал, запевал.

3. Напиши слова в три столбика.

П…так, б…да, дл…на, м…сной, л…ства, т…мнота, с…стра, зм…я, кр…чать, стр…жи.

4. Спиши, перед каждым словом напиши проверочное слово.

Образец: глаз – глазок.

К…тёнок, л…сок, зв…рёк, ст…ловая, вр…чи, тр…ва, ск…ла, …вца, сп…на, дв…ры, м…чи, сл…ды, м…рячка, л…щи, р…ды, в…лна, хв…сты, д…лил, скр…пит, н…сил, р…гатый, цв…тёт, д…жди.

5. Напиши слова в единственном или во множественном числе.

Гл…за, ч…сы, ст…на, бл…ны, гн…здо, хл…ба, п…ла, гр…бы, с…сна.

6. Напиши к каждому слову по два однокоренных слова.

Даль, сад, соль, лист, стол, лес, боль, свист.

7. Спиши, добавляя близкое по значению слово.

Ребёнок -…, деревня - …, горе - …, молчание - … .

8. Выберите проверочное слово. Запишите.

Уд…вительно (диво, дева), м…нять (мина, замена), л…пить (липка, лепка), подч…щать (честь, чисто), л…нивый (лень, линька), скр…пучий (скрип, скрепка), м…стерить (мост, мастер).

9. Объясните орфограммы в следующих четверостишиях.

За горами, за лесами, Первый зимний снежок

За широкими морями, Белым пухом летит.

Не на небе – на земле Первый лёгкий мороз

Жил старик в одном селе. Веселит и бодрит.

10. Подберите к каждому слову недостающие родственные и запишите их в три столбика (в каждой строке тогда будут родственные существительное, прилагательное и глагол).

существительное прилагательное глагол

… … чистить

… подарочный …

боль … …

… белый …

11. Измените, словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы, подчеркните проверочные слова.

Образец: Меховая шапка – шапка из меха.

Ш…рстяное платье - …

Д…ревянная постройка - …

М…сные котлеты - …

З…лотое кольцо - …

12. Спишите, вставляя пропущенные буквы, проверьте безударные гласные с помощью слов с уменьшительно – ласкательным значением.

К…зёл - … Лош…дь -…

К…за - … С…ва - …

Скв…рец - … …сёл - …

13. Данные словосочетания замените одним словом, которое отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?». Под безударной гласной ставьте точки.

Образец: Испытывать жалость – жалеть.

Сделать подарок - …

Говорить дерзости - …

Издавать крик - …

Произвести посадку - …

Излучать свет - …

14. Прочитайте и определите, какую безударную гласную в корне надо проверять. Подберите проверочное слово. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Образец: лепечет – лепет.

Трепещет - … Сторожка - …

Вечерний - … Зелень - …

Весело - … Хлопочет - …

15. К данным словам подберите слова, противоположные по значению. Поставьте знак ударения, точкой обозначьте проверяемые безударные гласные в корне.

Дешёвый - … Сытый - … Старый - …

Горячий - … Удлинить - … Заболеть - …

Печалиться - … Больной - … Молчать - …

16. Из пословиц выпишите слова с безударной гласной в корне, напишите к ним проверочные слова.

Большой говорун – плохой работник.

Дела, как сажа бела.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Тогда пляши, когда играют.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Например: дочк а, речк а, мощн ый.

Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Например: малыши , карандаши , мыши . Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Запиши слово правильно. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши три однокоренных слова. Например: яго да, ягод ка, яго дный.

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)

Напиши проверочное слово, затем проверяемое. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: сад - са ды, моло дость, мо лоденький – мо ло дой.

Удвоеные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши три однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. Например: групп а, груп –па, групп овой, подгрупп а.

Правописание предлога со словами (пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

Например: к_ берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.

Правописание приставки со словами.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Например: За ехал, у ехал, по ехал.

Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с той же приставкой. Например: По летели, по смотрели, по тянули.

Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова с той же орфограммой, подчеркни их.

Например: И лья, П етров, М урка, В олга, М осква.

Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 3 слова с той же орфограммой. Например: Ель , тень , конь ки.

Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: Вью га, листья , соловьи .

Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: Съе зд, объё м, подъе зд.

Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: морозы - мороз , ягода – ягод ка, проси ть – прось ба.



Непроизносимые согласные.

Запиши слово правильно. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Делай так: звезда , звёздо чка – звёзд ный.

Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 3 слова с этой орфограммой. Делай так: водо воз, само лёт, везде ход.

Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 3 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м.р.), шалаш, товарищ, врач. Ночь (ж.р.), мощь , тишь , молодёжь .

Не с глаголом. (орфограмма пробел)

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не _ пришёл, не_ выучил, не _ знал.

Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши 2 примера.

Делай так: на опушке (на маме , 1 скл.), на полянке (на маме , 1 скл.).

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. Подбери и запиши 2 примера. Делай так: к лесу (какому ? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).