История русской дипломатии в цитатах. Основные этапы становления российской дипломатической службы

Истоки формирования российской дипломатической служ­бы восходят к периоду Древней Руси и последующему периоду, когда создавалась и укреплялась российская государственность. Еще в IX-XIII вв. Древняя Русь на этапе создания своей госу­дарственности являлась активным субъектом международных отношений. Она оказывала заметное воздействие на формиро­вание политической карты Восточной Европы тех лет от Кар­пат до Урала, от Черного моря до Ладожского озера и Балтий­ского моря.

Одной из первых документально известных нам вех созда­ния древнерусской дипломатии стало направление в 838 г. рус­ского посольства в Константинополь. Его целью было устано­вить прямые контакты с Византией. Уже в следующем, 839 г. при дворе французского короля Людовика Благочестивого по­бывало совместное посольство Византийской империи и Древ­ней Руси. Первый в истории нашей страны договор «О мире и любви» был заключен между Русью и Византийской империей в 860 г., и, по существу, его подписание можно рассматривать в качестве документально зафиксированного акта международно­го юридического признания Руси как субъекта международных отношений. К IX-X вв. относится и зарождение древнерусской посольской службы, а также начало формирования иерархии дипломатов.

О том внимании, которое уделялось на Руси контактам с иностранными государствами уже в глубокой древности, можно судить по напутствиям, которые великий князь Владимир Мо­номах давал своим детям. Он, в частности, говорил им: «Особо уважайте иностранцев, какого бы звания, какого бы ранга они ни были. Если вы не в состоянии осыпать их подарками, то, по крайней мере, расточайте им знаки вашего благорасположения, потому что от того, как с ними обходятся в стране, зависит то хорошее или плохое, что они говорят, возвратившись в свою».

Со второй половины XI в. и вплоть до монголо-татарского нашествия Русь была погружена в болезненный и истощавший ее ресурсы процесс междоусобных войн. Некогда единое госу­дарство оказалось раздробленным на княжеские уделы, являв­шиеся самостоятельными, по сути, лишь наполовину. Полити­ческий раскол страны не мог не разрушить и ее единой внешней политики, он ликвидировал и все то, что было заложено в предшествовавший период в области формирования русской дипломатической службы. Однако и в тот тяжелейший для Рос­сии период в ее истории можно найти яркие примеры дипло­матического искусства. Так, князь Александр Невский, просла­вившийся своими победами на Неве над войском шведов в 1240 г. и в Ледовом побоище над немецкими рыцарями-кресто­носцами в 1242 г., проявил себя не только полководцем, но и мудрым дипломатом. В то время Русь держала оборону и на Востоке и на Западе. Монголы во главе с ханом Батыем разо­рили страну. Захватчики с Запада пытались подчинить себе то, что уцелело после нашествия Орды. Александр Невский вел сложнейшую дипломатическую игру, искусно лавируя, доби­вался прощения восставших князей, освобожденния пленных, избавления от обязанности отправлять русские войска для под­держки ордынцев во время их походов. Он неоднократно сам ездил в Золотую Орду, чтобы не допустить повторения разори­тельного нашествия хана Батыя. Недаром в дореволюционной России святой Александр Невский считался небесным покро­вителем русской дипломатической службы, а в начале 2009 г. всенародным голосованием именно он был назван россиянами самым выдающимся историческим деятелем России.

Из исторических источников известно, что свою деятель­ность Александр Невский строил на трех принципах, удиви­тельным образом совпадающих с принципами современного международного права. До нас дошли три его фразы: «Не в си­ле Бог, а в правде», «Жить, не переступая в чужие части» и «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». В них легко угадываются ключевые принципы современного международ­ного права: неприменение силы или угрозы силой, невмеша­тельство во внутренние дела других государств, неприкосновен­ность территориальной целостности государств и нерушимость границ, право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в случае агрессии.

Своей самой главной задачей Александр Невский всегда считал обеспечение для Руси мира. Поэтому огромное значение он придавал развитию взаимовыгодных торговых и духовно­культурных связей со всеми странами Европы и Азии. Он за­ключил первое в русской истории специальное соглашение с представителями Ганзы (средневековый прообраз Европейско­го экономического сообщества). При нем фактически было по­ложено начало дипломатическим контактам между Русью и Китаем. Во времена Александра Невского Русь начала исполь­зовать выгоды своего географического положения, своего рода связующего звена между Европой и Азией, за что князя неред­ко называют «первым евразийцем». Благодаря поддержке Алек­сандра Невского в 1261 г. в Золотой Орде была создана первая за пределами Руси епархия Русской Православной Церкви.

В XV в. в результате ослабления, а затем и окончательного свержения монголо-татарского ига и создания централизован­ного русского государства со столицей в Москве начала посте­пенно складываться единодержавная российская дипломатия. К концу XV в., уже при Иване III, перед русской дипломатией встали настолько важные задачи, что для их решения потребо­валось уделить им особое внимание. Взойдя на княжеский пре­стол, Иван III в 1470 г. сделал выбор в пользу «исправления жизни» (слово «реформа» появилось в Руси гораздо позже). На­чав шаг за шагом свертывать княжескую федерацию и ликвиди­ровать Новгородскую вечевую республику, он пошел по пути формирования системы власти, получившей позже название «государева служба». Заботясь о международном статусе созда­вавшегося им сильного единого государства, Иван III отошел от традиции общения главным образом с соседней Литвой и, по сути, первый «прорубил окно в Европу». Он взял в жены племянницу последнего византийского императора Зою Палеолог (на Руси после принятия православия она получила имя Софья), являвшуюся воспитанницей папы римского. Этому браку предшествовало интенсивное дипломатическое общение с католическим Римом, позволившее Ивану III вывести Русь из политической и культурной изоляции и начать общаться с За­падом, где Рим был наиболее влиятельной политической си­лой. В свите Софьи Палеолог, а затем и самостоятельно в Мо­скву приехало немало итальянцев, в том числе архитекторов и оружейников, оставивших заметный след в культуре России.

Иван III был хорошим дипломатом. Он оказался достаточно прозорлив и, разгадав замысел Рима, не поддался на попытки папского престола стравить Русь с Оттоманской империей. От­клонил Иван III и хитрые подходы германского императора Фридриха III, предложившего русскому великому князю титул короля. Поняв, что согласие принять этот титул от императора ставило бы его в подчиненное положение, Иван III твердо за­явил, что готов говорить с остальными государствами только на

равных. На государственной печати Ивана III впервые на Руси появился двуглавый орел - символ царской власти, что под­черкивало преемственную связь Руси и Византии. Внес Иван III существенные изменения и в порядок приема ино­странных послов, начав первым из русских монархов общаться с ними лично, а не через Боярскую думу, на которую возлага­лись функции приема иностранных дипломатов, ведения пере­говоров, составления документов по посольским делам.

Во второй половине XV - начале XVI в. по мере объедине­ния русских земель в централизованное Русское государство его международный авторитет неуклонно возрастал, а междуна­родные контакты расширялись. Поначалу в качестве послов Русь использовала преимущественно иностранцев, состоявших на московской службе, но при великом князе Василии III ино­странцев заменили русские. Назрела потребность в создании специального ведомства, которое целенаправленно занималось бы внешними делами государства. В 1549 г. царь Иван Грозный создал Посольский приказ - первое в России центральное пра­вительственное учреждение, ведавшее иностранными делами. Причем поскольку первое упоминание Посольского приказа датируется 10 февраля, то именно этот день, но уже в 2002 г., был выбран в качестве даты профессионального праздника рос­сийской дипломатии - Дня дипломатического работника. Воз­главил Посольский приказ один из наиболее образованных лю­дей того времени подьячий Иван Михайлович Висковатый, ставший думным дьяком и взявший в свои руки посольское де­ло. После того как в 1570 г. из-за внутренних распрей И. М. Висковатый был обвинен в том, что он «турецкий, поль­ский и крымский шпион», а затем по указу Ивана Грозного публично казнен, Посольский приказ возглавили братья Щелкаловы, сначала Андрей, а затем Василий.

Во главе Посольского приказа стояли посольские или дум­ские дьяки и бояре, а со второй половины XVII в. они стали именоваться начальниками. Одним из наиболее известных на­чальников Посольского приказа был выдающийся русский ди­пломат того времени Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, добившийся заметной активизации внешней политики России. Службу в Посольском приказе несли дьяки и их помощники - подьячие, располагавшиеся по карьерной лестнице от «моло­дых», затем «средних» и, наконец, «старых». «Старые» подья­чие, как правило, возглавляли появившиеся в Приказе терри­ториальные отделы, называвшиеся повытьями. Три повытья занимались отношениями со странами Европы и два - с госу­дарствами Азии. Дьяки принимали привезенные иностранными послами грамоты, вели предварительные переговоры, присутст­вовали на приемах у иностранных дипломатов, проверяли про­екты ответных грамот, составляли наказы послам и приставам, направлявшимся для встречи иностранных послов. Они же воз­главляли российские посольства, выезжавшие за рубеж.

Официальные дипломатические представительства иност­ранных государств появились в России раньше, чем русские за границей. С конца XV в. и особенно в XVI-XVII вв. в Москву приезжало много иностранных дипломатов, что привело к вы­работке Посольским приказом особого церемониала общения с зарубежными послами, который получил название «посольский обряд».

До последней трети XVII в. Россия не имела постоянных ди­пломатических представительств в других государствах. Отно­шения с ними поддерживались через специально назначавших­ся для каждого случая лиц. Первые русские постоянные дипло­матические миссии за рубежом были учреждены в 1643 г. в Швеции и в 1673 г. в Речи Посполитой (Польше). В 1699 г. Россия открыла постоянную дипломатическую миссию в Гааге. По мере роста заинтересованности России в контактах с запад­ными державами и стремления последних к развитию отноше­ний с Россией шел процесс расширения их взаимных связей, что привело к постепенной замене временных российских представительств за границей на постоянные.

Параллельно в тот период в Посольском приказе начала складываться система рангирования дипломатов, т. е. присвое­ния им определенного дипломатического ранга. В частности, русские дипломатические представители делились в те годы на три категории: великие послы - аналог чрезвычайного и полно­мочного посла; легкие послы - аналог чрезвычайного и полно­мочного посланника; посланники - аналог полномочного по­сланника. Причем категория дипломатического представителя определялась значением того государства, в которое направля­лось русское посольство, а также важностью возлагавшейся на него миссии. Великие послы направлялись, как правило, толь­ко в Польшу и Швецию. В отдаленные страны было принято назначать посланников. Кроме того, на дипломатической служ­бе находились лица, имевшие ранги посланный (посланник с одноразовым поручением), а также посланец (скорый курьер) и гонец (курьер с чрезвычайным поручением). В функции послед­них входила лишь доставка грамот, вступать в какие-либо ди­пломатические переговоры им не разрешалось.

Высокое место в Посольском приказе занимал отдел перево­дов. Работавшие в нем толмачи осуществляли устные переводы, а письменные переводы выполняли переводчики. Сотрудников отдела переводов чаще всего набирали из числа иностранцев, поступивших на русскую службу, или из побывавших в иност­ранном плену русских. Сохранились сведения о том, что в кон­це XYII в. работавшие в отделе переводов 15 переводчиков и 50 толмачей осуществляли переводы с таких языков, как ла­тынь, итальянский, польский, волошский, английский, немец­кий, шведский, голландский, греческий, татарский, персид­ский, арабский, турецкий и грузинский.

В целях изучения иностранных языков и приобретения на­выков дипломатического этикета, а также общения с иностран­цами Российское государство в те годы практиковало направле­ние за границу на обучение выходцев из боярских семей. По возвращении в Москву они, как правило, приходили на работу в Посольский приказ. Примечательно, что форма и стиль одеж­ды российских дипломатов и дипломатических служащих того времени соответствовали принятым тогда в Европе стандартам.

В практической работе Посольского приказа использовался широкий перечень дипломатических документов, многие из ко­торых готовятся Министерством иностранных дел РФ и в наши дни. В частности, Посольский приказ выписывал «верющие» (верительные) грамоты - документы, удостоверявшие предста­вительный характер дипломатов и аккредитовавшие их в этом качестве в иностранном государстве. Изготовлялись опасные грамоты, назначением которых было обеспечить свободный въезд и выезд из страны посольства, отправлявшегося за рубеж. Использовались ответные грамоты - документы, вручавшиеся иностранным послам при их отбытии из страны пребывания. В качестве инструмента для осуществления руководства дея­тельностью посольств Посольский приказ применял такой до­кумент, как наказ. В нем постатейно разъяснялись статус, цели и задачи посольства, определялся характер информации, кото­рую следовало собрать, давались возможные варианты ответов на вопросы, которые могли возникнуть, а также содержались проекты речей, с которыми главе посольства следовало высту­пать. Итоги работы посольства подводились путем написания посольского отчета, содержавшего так называемые статейные списки, в которых всесторонне анализировалась ситуация и со­общались результаты проделанной посольством работы по каж­дой из статей наказа.

Особое место в российской дипломатии всегда принадлежало архивному делу. С начала XVI в. в Посольском приказе укоре­нилась практика ведения регулярной систематизации всех ди­пломатических документов. Наиболее распространенной фор­мой фиксирования и хранения дипломатической информации долгое время было ведение столбцов и составление посольских книг. Столбцы - это скрепленные подписью должностного ли­ца и подклеенные одна к другой по вертикали полосы бумаги, содержавшие дипломатические документы. Посольские кни­ги - это переписанные от руки в специальные тетради близкие по темам посольские документы. По сути это были досье по конкретным вопросам. При этом все документы строго систе­матизировались по годам, странам и регионам. Хранили их в специальных обитых бархатом, окованных металлом дубовых ящиках, осиновых коробах или холщовых мешках. Таким обра­зом, в Посольском приказе существовала хорошо продуманная, отлаженная и достаточно эффективная система хранения, учета и классификации всей дипломатической информации, позво­лявшая не только сохранять, но и использовать имевшиеся до­кументы по мере необходимости.

Качественно новый этап в развитии российской дипломати­ческой службы связан с эпохой императора Петра I. Только с его приходом к власти и проведением им коренных преобразо­ваний во всей системе государственного управления в России утверждается понимание дипломатии как системы взаимоотно­шений между суверенными государствами, основанной на взаим­ном обмене постоянными дипломатическими представителями, во­площающими суверенитет своего правителя. Петр I радикально реформировал всю государственную власть в стране, подчинил Церковь государственному Синоду, преобразовал государеву службу. Естественно, он подверг основательной перестройке и Дипломатическую службу России, переведя ее на принципы господствовавшей в то время в Европе концепции дипломати­ческой системы. Все это позволило Петру I включить Россию в общеевропейскую систему дипломатических связей, превратить наше государство в активный и весьма важный фактор евро­пейского равновесия.

В основе радикальных реформ, осуществленных Петром I, лежали следующие нововведения:

1) громоздкий административно-государственный аппарат был заменен более компактной и эффективной администрацией;

2) Боярскую думу заменил административный Сенат;

3) был упразднен сословный принцип формирования цен­тральной власти, начал действовать принцип профессиональ­ной пригодности. В практику была введена «Табель о рангах», которая определяла статус и карьерное продвижение государст­венных чиновников;

4) осуществлен переход на европейскую систему рангирова- ния дипломатических служащих, появились полномочные и чрезвычайные послы, чрезвычайные посланники, министры, резиденты, агенты;

5) введена практика обязательного взаимного информирова­ния русскими представительствами за рубежом о важнейших военных и политических событиях, переговорах и соглашениях.

При Петре I были осуществлены и другие важные преобра­зования. В частности, вскоре после вступления России в Север­ную войну Посольский приказ был преобразован в особую ди­пломатическую канцелярию - Посольскую походную канцеля­рию. Главное новшество заключалось в том, что в условиях военного похода император брал на себя ведение всех внешне­политических дел государства.

В 1717 г. Посольская походная канцелярия была преобразо­вана в Коллегию иностранных дел. Однако сам процесс реорга­низации занял несколько лет, и поэтому окончательное орга­низационное оформление Коллегии иностранных дел России произошло только в феврале 1720 г. В основу этого оформле­ния был положен документ - «Определение Коллегии иност­ранных дел», а в апреле того же года для Коллегии была утверждена специальная «Инструкция». Подписание этих двух документов и завершило процесс организации Коллегии иност­ранных дел.

«Определение Коллегии иностранных дел» (т. е. положение) являлось основополагающим документом, на базе которого строилась вся работа Коллегии. В нем регламентировались во­просы, связанные с подбором кадров на дипломатическую службу, определялась структура внешнеполитического ведомст­ва, уточнялись функции и компетенция работавших в Коллегии должностных лиц.

Члены Коллегии назначались Сенатом. В центральном аппа­рате Коллегии помимо обслуживающего персонала работали 142 человека. В то же время за рубежом трудились 78 человек, которые занимали должности послов, министров, агентов, кон­сулов, секретарей, копиистов, переводчиков, учеников. Были среди них также священники. Чины служителям Коллегии при­сваивались Сенатом. Все чиновники приносили присягу на верность царю и Отечеству.

Коллегия иностранных дел России состояла из двух основ­ных подразделений: Присутствия и Канцелярии. Высшим орга­ном было Присутствие, именно им принимались окончатель­ные решения по всем важнейшим вопросам. Оно состояло из восьми членов Коллегии во главе с президентом и его замести­телем и собиралось на свои заседания не менее четырех раз в неделю. Что касается Канцелярии, то она являлась исполни­тельным органом и состояла из двух отделений, называвшихся экспедициями: секретной экспедиции, которая непосредствен­но занималась вопросами внешней политики, и публичной экспедиции, ведавшей административно-финансовыми, хозяй­ственными и почтовыми делами. При этом секретная экспеди­ция, в свою очередь, подразделялась на четыре более мелкие экспедиции. Первая из них заведовала приемом и отзывом иностранных дипломатов, приезжавших в Россию, отправкой российских дипломатов за границу, ведением дипломатической переписки, делопроизводством, составлением протоколов. В ведении второй экспедиции находились все дела и материалы на западных языках, третьей - на польском, а четвертой (или «ориентальной») - на восточных языках. Во главе каждой экс­педиции стоял секретарь.

Президентами Коллегии иностранных дел в разные годы яв­лялись выдающиеся русские дипломаты. Первым президентом Коллегии стал граф Гавриил Иванович Головкин, в дальней­шем на этом посту его сменили князь Алексей Михайлович Черкасский, граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, граф Михаил Илларионович Воронцов, князь Александр Андреевич Безбородко и целая плеяда других выдающихся дипломатов России.

По мере расширения международных связей России проис­ходило и дальнейшее совершенствование деятельности Коллегии иностранных дел, ее центрального аппарата, учреждались новые постоянные российские дипломатические и консульские представительства за рубежом. Так, в годы царствования импе­ратора Петра I Россия открыла свои дипломатические миссии в Австрии, Англии, Голландии, Испании, Дании, Гамбурге, Тур­ции, Франции и Швеции. Затем были учреждены российские консульства в Бордо (Франция), Кадисе (Испания), Венеции (Италия), Вроцлаве (Польша). Направлены дипломатические агенты и аудиторы в Амстердам (Голландия), Данциг (ныне Гданьск, Польша), Брауншвейг (Германия). Специальный представитель был назначен при калмыцких ханах. Временные миссии были направлены в Бухару и Китай, причем в Китае была учреждена специальная Русская духовная миссия, история которой такова. Узнав о существовании в Пекине православной общины, которую основали захваченные еще в 1685 г. в китай­ский плен русские казаки из Албазинского острога в Сибири, Петр I в интересах укрепления влияния России и развития свя­зей с Китаем посчитал необходимым иметь в Пекине россий­ское представительство. После долгих переговоров император династии Цинь, несмотря на свою изоляционистскую политику «закрытых дверей», все-таки дал согласие, и в 1715 г. в Пекин прибыла первая Русская духовная миссия. Она стала самой ранней из всех зарубежных миссий Русской православной церкви и до 1864 г. фактически служила неофициальным ди­пломатическим представительством России в Китае. При этом данная миссия имела двойное подчинение - Святейшему си­ноду и Коллегии иностранных дел.

При Петре I значительно повысились требования к лицам, поступавшим на дипломатическую службу России. В частности, при приеме на службу в Коллегию иностранных дел претенден­ты должны были сдать, как сейчас говорят, специальный ква­лификационный экзамен. Это правило соблюдалось достаточно строго, в связи с чем можно с уверенностью утверждать, что при Петре I дипломатия стала рассматриваться не только как искусство, но и как наука, требующая особых знаний, профес­сиональных навыков, умений. Как и прежде, подбор диплома­тических кадров осуществлялся за счет выходцев из дворянских семей, однако при Петре I гораздо большее внимание стало уделяться поиску наиболее способных и талантливых молодых людей, которых нередко направляли за границу в целях приоб­ретения там навыков, необходимых для последующего зачисле­ния на дипломатическую службу. Дипломатическая служба впервые приобрела профессиональный характер, чиновники Коллегии иностранных дел все свое время посвящали службе и получали за это жалованье. В то же время среди дипломатов тех лет было немало иностранцев, так как российская дипломати­ческая служба нуждалась в профессиональных кадрах, в част­ности в людях, свободно владевших иностранными языками.

В 1726 г. императрица Екатерина I, придя к власти, учредила Тайный совет, состоявший из преданных ей людей. Главы иностранной и военной коллегий вошли в его состав. Тайный совет стал играть определяющую роль в выработке и проведе­нии внешнеполитического курса России. При этом сфера дея­тельности Коллегии иностранных дел оказалась сужена, и, по сути, она превратилась в исполнительную канцелярию при Тайном совете. Этот процесс явился отражением присущего то­му времени стремления не только российской императрицы, но и многих монархов, в том числе европейских, к усилению сво­ей личной власти.

Некоторые преобразования в дипломатическом ведомстве были осуществлены в годы царствования императрицы Екате­рины II. Стремясь к укреплению своего абсолютизма, она лик­видировала ряд коллегий. Тем не менее, проявляя особенно ревностное отношение к сфере международной политики, Ека­терина II стремилась всячески поднять авторитет Коллегии иностранных дел России до европейского уровня. В 1779 г. им­ператрица издала указ, определявший штат Коллегии. Одновре­менно со штатом центрального аппарата был утвержден и штат российских дипломатических представительств за рубежом. Как Правило, он был небольшим и состоял из двух-трех человек: главы представительства и его секретарей. Были увеличены суммы средств, выделявшихся на содержание Коллегии, повы­шены оклады ее президента и вице-президента.

По указу Екатерины II была введена градация российских Дипломатических представительств. В частности, звание посла было присвоено лишь русскому дипломатическому представи­телю в Варшаве. Большинство же глав других русских диплома­тических представительств за границей именовались тогда ми­нистрами второго ранга. Некоторые представители назывались Министрами-резидентами. Министры второго ранга и минист- Рььрезиденты осуществляли представительские и политические Функции. К министрам были приравнены также генеральные 3* консулы, следившие за соблюдением интересов российских купцов и за развитием торговых отношений. Послами, минист­рами и генеральными консулами назначались специально под­готовленные люди - представители правящего сословия, полу­чившие необходимые знания в области внешних сношений и имевшие должные профессиональные навыки.

Конец XVIII - начало XIX в. характеризовались распро­странением в Европе новой, так называемой наполеоновской, модели государственного администрирования. Для нее были характерны черты военной организации, предполагавшей высо­кую степень централизации, единоначалие, жесткую дисципли­ну, высокую степень личной ответственности. Наполеоновские реформы оказали влияние и на Россию. Ведущим принципом служебных отношений стал принцип единоначалия. Администра­тивная реформа выразилась в переходе от системы коллегий к системе министерств. 8 сентября 1802 г. император Александр I издал Манифест об учреждении должностей министров. Все коллегии, в том числе и Коллегия иностранных дел, были закреплены за отдельными министрами, а при них были учреж­дены соответствующие канцелярии, представлявшие собой по сути аппараты министров. Таким образом, Министерство иност­ранных дел России как таковое было образовано в 1802 г. Пер­вым министром иностранных дел Российской империи стал граф Александр Романович Воронцов (1741-1805).

При Александре I был укреплен кадровый состав диплома­тической службы России; направлены российские послы в Ве­ну и Стокгольм, назначены посланники в Берлин, Лондон, Ко­пенгаген, Мюнхен, Лиссабон, Неаполь, Турин и Константино­поль; поднят уровень дипломатических представителей до поверенных в делах в Дрездене и Гамбурге, до генеральных консулов в Данциге и Венеции.

Административную реформу того времени завершил разра­ботанный в 1811 г. документ «Общее учреждение министерств». В соответствии с ним единоначалие окончательно закреплялось в качестве основного организационного принципа деятельно­сти министерства. Кроме того, устанавливалось единообразие организационной структуры, делопроизводства и отчетности министерства; учреждалась строгая подчиненность всех подраз­делений министерства по вертикали; назначение министра и его заместителя производилось самим монархом. Министроминостранных дел в то время (1808-1814) был граф Николай Петрович Румянцев (1754-1826).

Понятно, что при такой системе администрирования роль Коллегии иностранных дел объективно стала снижаться. В 1832 г. по именному указу императора Николая I «Об образо­вании Министерства иностранных дел» Коллегия, была офици­ально упразднена и превращена в структурное подразделение внешнеполитического ведомства Российской империи. Соглас­но этому указу все поступающие на службу в систему Мини­стерства иностранных дел сотрудники зачислялись только по высочайшему указу императора. Они в обязательном порядке давали подписку о неразглашении тайн иностранных дел и о соблюдении требования «не ходить на дворы к чужестранным министрам и никакого с ними обхождения и компании не иметь». Дипломату, нарушившему установленный порядок, грозило не только отстранение от дел, но и «взыскание по всей строгости закона».

Во второй половине XIX в. преобразования в системе выс­ших и центральных органов власти в России были продолжены. Естественно, нововведения не могли обойти стороной и Мини­стерство иностранных дел, которое с 1856 по 1882 г. возглавлял один из наиболее выдающихся русских дипломатов и государ­ственных деятелей того времени светлейший князь Александр Михайлович Горчаков (1798-1883). В процессе реформы он до­бился освобожденния Министерства от ряда несвойственных для него функций, среди них цензура политических публика­ций, управление окраинами Российской империи, ведение це­ремониальных дел. Под руководством А. М. Горчакова, ставше­го вскоре также канцлером и одновременно с Министерством иностранных дел возглавившего правительство страны, роль России в международных делах возросла, она стремилась раз­вивать широкие международные связи в политической и эко­номической сферах, набирала все больший международный по­литический вес.

Решение внешнеполитических задач, поставленных канцле­ром А. М. Горчаковым, потребовало значительного расшире­ния сети российских дипломатических представительств за ру­бежом. К началу 90-х гг. XIX в. за границей функционировало Уже 6 посольств, 26 миссий, 25 генеральных консульств, 86 консульств и вице-консульств Российской империи. При А- М. Горчакове главные задачи, стоявшие перед внешнеполитическим ведомством России и его структурами, определялись следующим образом:

Поддержание политических сношений с иностранными государствами;

Покровительство в чужих краях русской торговле и вооб­ще русским интересам;

Ходатайство о законной защите русских подданных по их делам за границей;

Содействие удовлетворению законных требований ино­странцев по их делам в России;

Издание «Ежегодника Министерства иностранных дел», в котором публиковались важнейшие документы текущей поли­тики, такие как конвенции, ноты, протоколы и др.

При А. М. Горчакове были произведены и другие важные преобразования в российской дипломатической службе. В част­ности, Россия окончательно отказалась от назначения на посты в свои дипломатические представительства за рубежом ино­странцев. Вся дипломатическая переписка была переведена ис­ключительно на русский язык. Значительно повысились крите­рии отбора лиц, поступавших на дипломатическую службу. Так, с 1859 г. в России введено требование о наличии у всех прини­маемых на работу в Министерство иностранных дел диплома о высшем гуманитарном образовании, а также знания двух иност­ранных языков. Кроме того, претендент на дипломатическую службу должен был продемонстрировать широкие познания в области истории, географии, политэкономии, международного права. При Министерстве была образована специальная Ори­ентальная школа, в которой готовили специалистов по восточ­ным языкам, а также по редким европейским языкам.

Очередная реформа системы Министерства иностранных дел была подготовлена в 1910 г. бывшим тогда министром иност­ранных дел Александром Петровичем Извольским (1856-1919). Согласно ей предусматривались комплексная модернизация всего аппарата Министерства и создание в нем единого поли­тического отдела, бюро печати, правового отдела и информаци­онной службы. Вводилась система обязательной ротации чи­новников центрального аппарата, зарубежных дипломатических и консульских учреждений; предусматривалось выравнивание условий прохождения службы и оплаты труда дипломатов, слу­живших в центральном аппарате Министерства и в его предста­вительствах за рубежом. В практику вошла систематическая рассылка копий наиболее важных дипломатических документов во все загранпредставительства России, что позволяло их руководителям быть в курсе происходивших внешнеполитических событий и предпринимаемых российской дипломатической I службой усилий. Министерство начало активно работать с I прессой, используя ее для создания благоприятного общественного мнения о России и о деятельности ее дипломатической I службы. Министерство стало главным источником внешнеполитической информации для большинства российских газет: I Бюро печати Министерства проводило регулярные встречи с представителями крупнейших газет империи.

Серьезным нововведением А. П. Извольского стал специаль­ный усложненный конкурсный экзамен для желающих посту­дить на дипломатическую службу. Проводило квалификацион­ный экзамен специальное «совещание», в состав которого вхо­дили все директора департаментов и начальники отделов Министерства; вопрос о приеме кандидата на дипломатиче­скую службу решался коллегиально.

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война коренным обра­зом изменила характер деятельности Министерства иностран­ных дел. В условиях вступления России в войну главной зада­чей Министерства стало обеспечение внешнеполитической об­становки, благоприятной для успешного ведения боевых действий русскими войсками, а также работа над подготовкой условий будущего мирного договора. При Ставке Верховного главнокомандующего была создана Дипломатическая канцеля­рия, в функции которой входило регулярное информирование императора Николая II по всем важнейшим вопросам внешней политики и поддержание постоянной связи между монархом и министром иностранных дел. В условиях войны Министерство иностранных дел, которое в те годы возглавлял Сергей Дмит­риевич Сазонов (1860-1927), оказалось в ситуации, когда ему пришлось непосредственно участвовать в принятии не только внешнеполитических, но и внутриполитических решений.

Начало войны совпало с проведением в Министерстве иностранных дел очередной реформы центрального аппарата, в основу которой был положен изданный в июне 1914 г. им­ператором Николаем II закон «Об учреждении Министерства Иностранных дел». Согласно этому закону Министерству ино­странных дел в новых условиях надлежало особое внимание в своей деятельности уделить решению следующих задач:

1) защита русских экономических интересов за рубежом;

2) развитие торгово-промышленных сношений России;

3) укрепление русского влияния на почве церковных инте­ресов;

4) всестороннее наблюдение за явлениями политической и общественной жизни в иностранных государствах.

В соответствии с определенными названным законом зада­чами менялась и структура Министерства иностранных дел. В частности, центральный аппарат Министерства был поделен на два самостоятельных подразделения, во главе каждого из ко­торых стоял товарищ (заместитель) министра. Первым подраз­делением был Политический отдел, в функции которого входила координация действий при выработке, принятии и реализации внешнеполитических решений. В 1915 г. было создано и второе подразделение - Осведомительный (информационный) отдел, который годом позже был преобразован в Отдел печати и осве­домления. В условиях войны возникла также потребность соз­дать несколько дополнительных подразделений Министерства, которые занялись бы проблемами военнопленных, наведением справок о российских подданных, оказавшихся за границей, в том числе в неприятельских странах, осуществлением денеж­ных переводов тем, кто оказался на чужбине.

Эти и другие новации в дипломатической службе России были направлены на то, чтобы реорганизовать центральный ап­парат Министерства иностранных дел, лучше приспособив его к требованиям времени. Следует признать, что в результате проведенных реформ удалось повысить гибкость и оператив­ность работы МИД России, закрепить приоритет политических отделов, четко разграничить полномочия отдельных подразде­лений, свести к минимуму параллелизм в их работе, повысить эффективность дипломатической службы и российской дипло­матии в целом.

Российские дипломаты-писатели

Денис Иванович Фонвизин (1744-1792)

Д. И. Фонвизин
А. С. Грибоедов
К. Н. Батюшков
Ф. И. Тютчев
Д. В. Веневитинов
А. К. Толстой

В 1762 г. определился переводчиком в Коллегию иностранных дел. В 1763-1769 годах служил секретарем кабинет-министра И. П. Елагина. В 1769 году стал секретарем руководителя Коллегии иностранных дел Н. И. Панина, с которым его сближали ненависть к фаворитизму, убежденность, что России нужны «фундаментальные законы».
Д. И. Фонвизин выступал за всеобщее обучение, за постепенное — по мере «просвещения» — освобождение крестьян. Его идеалом политического устройства была просвещенная монархия. Был известен своими переводами с французского (трагедий Вольтера, философских трактатов) и очерковой книгой «Записки первого путешествия», в которой дана яркая картина предреволюционной Франции. Самое значительное произведение Д. И. Фонвизина — комедия «Недоросль» — оказало значительное влияние на развитие русского театра, на творчество Крылова, Грибоедова, Гоголя, Островского.

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)

Для его стихов характерно воспевание радостей земной жизни, утверждение внутренней свободы поэта, его независимости от государственной тирании.
В 1818-1820 годах К. Н. Батюшков являлся секретарем российской дипломатической миссии в Неаполе.
В 1822 г. Батюшков заболевает наследственной душевной болезнью, сделавшую невозможной его дальнейшую литературную и дипломатическую деятельность.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)

Комедия «Горе от ума» — одна из вершин русской поэзии и драматургии, величайшее произведение отечественной и мировой классики.
В 1817 году А. С. Грибоедов поступил на дипломатическую службу в качестве переводчика Коллегии иностранных дел. В 1818-1820 годах являлся секретарем при поверенном в делах в Тегеране. В 1826 году — участвовал в подготовке Туркманчайского трактата. В 1828 году — получил назначение полномочным министром в Персию.
30 января 1829 года А. С. Грибоедов трагически погиб во время разгрома в Тегеране русской дипломатической миссии. Его вдова приказала выбить надпись на могильном памятнике писателя и дипломата: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Дмитрий Иванович Долгоруков (1797-1867)

Дипломат, поэт и публицист.
Служил секретарем в дипломатических миссиях в Риме (1822-1826), Мадриде (1826-1830), Лондоне (1830-1831), Гааге (1831-1838), Неаполе (1838-1842). В 1843 году был назначен советником миссии в Константинополе. С 1845 года — полномочный министр при Тегеранском дворе. С 1854 года — сенатор.
В 1819 году был членом литературного общества «Зеленая лампа». Литературное наследие Д. И. Долгорукова включает путевые очерки, дневники, путевые записки, стихи.

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873)

Современники отмечали его блестящий ум, юмор, талант собеседника. Его эпиграммы, остроты и афоризмы были у всех на слуху. В 1859 году в журнале «Современник» была воспроизведена подборка стихов Тютчева и напечатана статья Н. А. Некрасова, в которой он причислил эти стихи к блестящим явлениям русской поэзии, поставив Тютчева в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В 1854 году в приложении к «Современнику» были опубликованы 92 стихотворения Тютчева, а затем по инициативе И. А. Тургенева был издан его первый поэтический сборник. Лев Толстой называл Тютчева «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки».
На дипломатической службе Ф. И. Тютчев находился с 1821 года. В 1822-1837 годах — секретарь дипломатической миссии в Мюнхене. В 1837-1839 годах — поверенный в делах при Сардинском королевстве (дипмиссия в Турине).

Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805-1827)

Блестящий поэт, литературный критик, философ, был одним из организаторов московского «Общества любомудрия», которое ставило своей целью изучение идеалистической философии и романтической эстетики. Высшей целью человека и человечества считал самопознание как путь к гармонии мира и личности. Лучшие произведения Д. В. Веневитинова: «Поэт», «Жертвоприношение», «Последние стихи», «К моей богине», «Элегия», «Завещание», переводы из Гёте.
В 1825-1827 годах находился на дипломатической службе (в Архиве Коллегии иностранных дел и в Азиатском департаменте МИД России).

Алексей Константинович Толстой (1817-1875)

Широкую известность ему принес роман «Князь Серебряный» (1862). Хотя современная автору критика это произведение не приняла, вскоре оно вошло в число классических книг для детского и юношеского чтения. Популярны были лирические стихотворения А. К. Толстого. Многие из них (романсового типа) положены на музыку.
Большим успехом пользовались его баллады, былины и сатирические стихотворения. Вместе с братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми А. К. Толс- той создал всеми любимую литературную маску Козьмы Пруткова.
Создал драматическую трилогию — «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», сделавшую своего автора знаменитым не только в России, но и в Европе.
С дипломатической службой А. К. Толстого связывала работа в Архиве Коллегии иностранных дел (1834-1837) и в российской миссии во Франкфурте-на-Майне при германском сейме.

Николай Платонович Огарёв (1813-1877)

Русский поэт и публицист, известный своим участием в революционной деятельности. В Министерстве иностранных дел (в Архиве) работал в 1832-1834 годах — до ареста и ссылки.

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891)

Философ, писатель и публицист, автор романов, литературных эссе, многих статей. К. Н. Леонтьев оказал значительное влияние на духовное развитие российского общества.
На дипломатической службе К. Н. Леонтьев находился в 1863-1871 годах. Начал свою работу в МИД России с должности драгомана (переводчика) консульства на Крите. В 1864-1867 годах — и. о. консула в Адрианополе. В 1867 году становится вице-консулом в Тульче, а в 1869 — консулом в Янине, с апреля 1871 г. — в Салониках.
После тяжелой болезни К. Н. Леонтьев уходит из дипломатии и целиком посвящает себя научному и литературному творчеству.

Александр СемЁнович Ионин (1837-1900)

Известный российский дипломат и литератор, начавший служить в МИД драгоманом русского консульства в Сараеве в 1857 г.
В 1860-1864 гг. — консул в Янине, 1869-1875 гг. — консул в Рагузе (Дубровнике) и генеральный консул там же до 1878 г., в 1878-1883 гг. — министр-резидент в Черногории, 1883-1892 гг. — посланник в Бразилии. В 1883-1884 гг. временно командирован в Софию для управления российским генеральным консульством. Участвовал в установлении дипломатических отношений между Россией и Аргентиной (1885), Уругваем (1887), Мексикой (1890). В 1897-1900 г. — посланник в Швейцарии.
Литературная деятельность А. С. Ионина была весьма разнообразна. Он писал статьи на литературно-поэтические темы, публиковавшиеся, в частности, в газете И. С. Акcакова «День». Его перу принадлежат этнографические очерки и путевые записки о Балканах, а также две комедии. Литературный талант А. С. Ионина проявился и в его основном сочинении «По Южной Америке» (т. 1-4, СПб., 1892-1902), которое пользовалось популярностью в России и за рубежом.

Приоритетный характер по объективным причинам носят для России связи с Соединенными Штатами Америки, которые на обозримую перспективу останутся самой мощной в экономическом и технологическом отношении мировой державой. От ситуации в российско-американских отношениях зависят международная безопасность и эффективность усилий мирового сообщества в борьбе с новыми общими угрозами. На территории действуют шесть российских дипломатических миссий, в том числе представительство России при ООН.

Стратегическое значение имеют для России отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), которые стали локомотивами мировой экономики. Связи со странами АТР особенно существенны для подъема экономики восточных регионов России. В АТР набирают силу интеграционные процессы. Россия активно укрепляет связи с , и другими странами, участвует в деятельности форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), развивает партнерство с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и другими региональными организациями. Фактором стабильности в Азии стала Шанхайская организация сотрудничества, в которую входят Россия, Китай и государства Центральной Азии.

Россия располагает широкой сетью миссий во всей Азии, в том числе по четыре в каждом из таких крупных государств, как Индия, Китай, . Поддерживая связи как с , так и с Палестинской национальной автономией, Россия предпринимает активные усилия по разблокированию ближневосточного конфликта и является членом международного «квартета» посредников.
Интересам России отвечает восстановление и расширение связей со странами Африки и Латинской Америки, последовавшие за периодом их определенного ослабления в 1990-х гг. Эти связи, в частности, важны для реализации ряда экономических задач страны и участия России в решении ключевых международных проблем. Сильный импульс развитию отношений со странами Африки к югу от Сахары придал первый в истории визит в этот регион Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2006 г. Взаимодействие России со многими африканскими и латиноамериканскими странами опирается на давние традиции и близость внешнеполитических взглядов.

Укрепление представительства России и расширение его географии диктуется насущными потребностями страны и необходимостью защиты интересов российских граждан. Широкие международные связи создают благоприятные условия для развития экономики страны и упрочения национальной безопасности.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Иван Михайлович Висковатый родился в первой половине XVI века. Первый подьячий Посольского приказа (). Играл заметную роль во внешней политике России, был одним из сторонников Ливонской войны годов. В 1562 году добился заключения союзного договора с Данией и договора о двадцатилетнем перемирии со Швецией на выгодных для России условиях. Заподозрен Иваном IV в участии в боярском заговоре и казнен 25 июля 1570 года в Москве.


Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин В 1642 году участвовал в разграничении новой русско- шведской границы после Столбовского мира. Добившись в 1667 году подписания выгодного для России Андрусовского перемирия с Польшей, получил чин боярина и стал во главе Посольского приказа. Умер в 1680 году в Пскове.


Борис Иванович Куракин Первый постоянный посол России за рубежом. С 1708 года по 1712 был представителем России в Лондоне, в Ганновере и в Гааге, в 1713 году участвовал в Утрехтском конгрессе в качестве полномочного представителя России, с 1716 года состоял послом в Париже. В 1722 году Петр I поручил ему руководительство всеми послами России. Умер 17 декабря 1727 года в Париже.


Андрей Иванович Остерман руководил внутренней и внешней политикой России при Анне Иоанновне. Во многом благодаря усилиям Остермана в 1721 году был подписан выгодный для России Ништадтский договор, согласно которому между Россией и Швецией устанавливался «вечный, истинный и ненарушенный мир на земле и воде». Благодаря Остерману в 1726 году Россия заключила союзный договор с Австрией, сохранивший свое значение на весь XVIII век. После дворцового переворота 1741 года, возведшего на престол Елизавету Петровну, был отправлен в ссылку.


Алексей Петрович Бестужев-Рюмин В 1720 году назначен резидентом в Данию. В 1724 году добился от датского короля признания императорского титула за Петром I и права беспошлинного прохода русских судов через Зундский пролив. В 1741 году был пожалован великим канцлером и до 1757 года фактически руководил внешней политикой России.


Никита Иванович Панин В 1747 году назначен послом в Данию, через несколько месяцев перемещен в Стокгольм, где пробыл до 1759 года, подписав в 1758 году значимую русско-шведскую декларацию. Один из ближайших подвижников Екатерины II, возглавлял Коллегию иностранных дел (). Выдвинул проект создания «Северной системы» (союза северных держав – России, Пруссии, Англии, Дании, Швеции и Польши), подписал Петербургский союзный договор с Пруссией (1764), заключил договор с Данией (1765), торговый договор с Великобританией (1766).


Александр Михайлович Горчаков канцлер (1867), член Государственного совета (1862), почетный член Петербургской Академии Наук (1856). С 1817 года на дипломатической службе, в годах министр иностранных дел. В 1871 году добился отмены ограничительных статей Парижского мирного договора 1856 года. Участник создания «Союза трех императоров».


Георгий Васильевич Чичерин Нарком (народный комиссар) по иностранным делам РСФСР (с 1923 года – СССР) (). В составе советской делегации подписал Брест-Литовский мирный договор (1918). Возглавлял советскую делегацию на Генуэзской конференции (1922). Подписал Рапалльский договор (1922).


Александра Федоровна Коллонтай Имела ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Занимала различные дипломатические посты в Норвегии, Мексике, Швеции. Сыграла важную роль в прекращении войны годов между Россией и Финляндией. В 1944 году в ранге чрезвычайного и полномочного посла в Швеции Коллонтай взяла на себя роль посредника в переговорах о выходе Финляндии из войны.


Максим Максимович Литвинов с 1920 года полномочный представитель РСФСР в Эстонии. С 1921 года по 1930 год – заместитель Наркома по иностранным делам РСФСР (с 1923 года СССР). В годах – Нарком по иностранным делам СССР. Содействовал установлению дипломатических отношений с США, приему СССР в Лигу Наций, в которой представлял СССР в годах. Один из авторов концепции «системы коллективной безопасности» против угрозы германской агрессии.


Андрей Андреевич Громыко Посол СССР в США (). Возглавлял делегацию СССР на конференции по созданию ООН (1944). Подписал договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), договор о нераспространении ядерного оружия (1968), советско- американское соглашение о предотвращении ядерной войны (1973) и договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (1979). В годах работал в качестве Председателя Президиума Верховного Совета СССР.


Анатолий Федорович Добрынин Занимал должность Посла СССР в США в течение 24 лет (). Сыграл важнейшую роль в разрешении Карибского кризиса и стабилизации советско- американских отношений (прекращении так называемой «холодной войны» между СССР и США). Заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации, Почетный доктор Дипломатической академии МИД России. Живет в Москве. 1. Добился в 1667 году подписания выгодного для России Андрусовского перемирия с Польшей. 2. Во многом благодаря усилиям Остермана в 1721 году был подписан выгодный для России Ништадтский договор. 3. В 1724 году добился от датского короля права беспошлинного прохода русских судов через Зундский пролив. 4. Сыграл важнейшую роль в разрешении Карибского кризиса 5. В 1562 году добился заключения союзного договора с Данией и договора о двадцатилетнем перемирии со Швецией. 6. Подписал Рапалльский договор (1922). 7. Один из авторов концепции «системы коллективной безопасности» против угрозы германской агрессии. 8. Сыграла важную роль в прекращении войны годов между Россией и Финляндией. 9. Подписал договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений 10. Участник создания «Союза трех императоров». 11. Первый постоянный посол России за рубежом. 12. Выдвинул проект создания «Северной системы» (союза северных держав – России, Пруссии, Англии, Дании, Швеции и Польши)



Дипломатией называют деятельность глав государств и специальных органов по осуществлению внешних взаимодействий государств. Специальные люди защищают интересы своей страны. Однако для этого надо знать международную ситуацию и положение дел в разных странах. Бывает, что именно дипломаты решают судьбу стран в переговорах, а не на полях сражений.

В истории немало примеров тому, что политики демонстрируют больший талант, нежели профессиональные дипломаты. В любом случае самые великие деятели сумели ухватиться за мимолетные знаки, удачу и направить судьбу своей страны в благое русло. Вот имена тех, кто может считаться действительно великим дипломатом.

Перикл (490-492 годы до н.э.). В те времена всем крупным государственным деятелям Греции приходилось вести и дипломатическую деятельность. Одним из самых известных дипломатов древнего мира был Перикл, вождь Афин, при котором расцвела демократия в этом городе. Родился грек в богатой семье, где он учился у своего отца-вождя. Тот приглашал растущего сына на пиры. Там Перикл познакомился с искусством политики, поняв, что побеждать можно не только на поле боя, а с помощью дипломатии можно достичь порой не меньше. Свое традиционное образование Перикл расширил, общаясь с видными философами и художниками. Со временем он поставил себе цель - управление афинским государством. Перикл начал вести общественную деятельность. Сам он был весьма сдержанным человеком, чей образ жизни считался безукоризненным. А в доме у политика всегда гостили афинские ученые, с которыми хозяин и беседовал о науке, политике, искусстве. В государственных делах Перикл проявлял бескорыстие и скромность, он даже позволял другим ораторам излагать свои мысли и советы. Политик начал выступать за сохранение единство Делосского союза, призывая изгнать персов из греческих морских просторов. Но поражение в борьбе с персами заставило Перикла сменить взгляды. Он понял, что спасение возможно только в полном подчинении всех союзников Афинам. Могла появиться новая держава, которая бы владела силами и ресурсами 200 государств! Сперва в Афины была перенесена союзная казна, город фактически стал столицей сильной морской державы, распоряжаясь ее финансами. Оставалось только сплотить греческий мир. Сам Перикл возглавил флот и разбил тех, кто не желал присоединяться к союзу. И хотя в нем видели больше полководца, сам он считал себя политиком. Так, со Спартой было заключено долгожданное перемирие. Перикл сделал Афины прекраснейшим городом Греции, управляя им, как монарх. К союзникам Перикл относился уважительно, подать был разумной, а попытки выйти из союза пресекались военной силой. Во главе экспедиции правитель и дипломат наладил связи с государствами Черного моря, найдя новых друзей. Даже с городами Сицилии и юга Италии были заключены союзы. Но со временем Спарта не выдержала такого роста Афин - началась война. Периклу предоставили полную свободу. Но война затянулась, к тому же в Афинах началась чума. Самого политика и дипломата отправили в отставку. Но оказалось, что в городе не оказалось достойных людей, чтобы заменить знаменитого Перикла и его снова призвали во власть. Но сам он недолго правил, скончавшись от чумы. Афины быстро поняли, кого же они потеряли - великого политика, правителя и дипломата, скромного, доброго и достойного.

Никколо Макиавелли (1469-1527). Появился на свет Никколо Макиавелли в семье юриста. Молодой человек окончил городскую школу, но в университет поступить не смог из-за финансовых проблем семьи. Тогда Никколо начал учиться сам, читая труды Цицерона, Цезаря, Виргилия, Овидия и других философов древности. А отец познакомил его с основания юридической науки. В 29 лет Макиавелли смог быть избранным в канцелярию республику. Ее он и возглавил, взяв на себя работу с иностранными и военными делами. За 14 лет работы прилежный флорентиец составил несколько тысяч дипломатических писем, он писал военные и правительственные законы, совершал дипломатические поездки по Италии, к Папе и даже французскому королю. Обстановка над Италией сгущалась. Макиавелли много ездил, уговаривая соседей сохранять верность договоренностям. Важной оказалась и миссия во Францию. Там дипломат еще и оценивал обстановку в стране, а послания его домой были не менее важными, чем сами переговоры. Макиавелли проявил себя, как тонкий психолог. В начале XIX века именно Макиавелли посылали в самые горячие точки, где только разгорались конфликты. Надо сказать, что выполняя многочисленные поручения Республики, Макиавелли превратился в знающего себе цену чиновника. Он стал хорошо одеваться и никогда не жалел на этот денег. Гибель Флорентийской республики в 1512 году прервала политическую карьеру знаменитого дипломата. Оказавшись в ссылке, Макиавелли принялся за творчество. В 1513-1520 годах появились его самые знаменитые работы, в том числе и цитируемый многими политиками «Государь». Дипломат выполнял мелкие поручения, но вернуться в большую политику так и не смог.

Бенджамин Франклин (1706-1790). Этот великий государственный и политический деятель сумел проявить себя во многих областях. Высшими этапами его дипломатический деятельности стало представительство североамериканских колоний в 1757-1762 и 1765-1775 годах. Франклин представлял Соединенные Штаты во Франции в 1776-1785 годах. Благодаря дипломату Америка заключила мирные договора с Францией в 1778 и Англией в 1783 годах. Франклин помимо политической деятельности имел прямое отношение к науке - именно он изобрел громоотвод. Его считают первым американским журналистом, лучшим писателем XVIII века, настоящим энциклопедистом. В Париже Франклина вообще считали личностью, масштабом сравнимую с Вольтером и Руссо. А появился на свет Бенджамин в Бостоне, в семье мыловара, став пятнадцатым ребенком в семье. Именно на предприятии отца он и получил свой первый опыт, затем перейдя в типографию. Но бедности не позволяла получить систематическое образование - Франклину пришлось все постигать собственным умом. Стремление к познанию сохранилось у него на всю жизнь. В 17 лет без денег Бенджамин приехал в Филадельфию, со временем разбогатев на издательском деле и приобретя собственную типографию. В 30 лет началась политическая деятельность Франклина, когда его избрали секретарем Законодательного собрания Пенсильвании. В 1757 году состоялся и первый дипломатический опыт - пришлось отстаивать права родных земель в споре с владельцами колонии. Успешное ведение споров принесло Франклину авторитет на Родине. Постепенно дипломат понял, что колонии стремительно движутся к самостоятельности, а петиции Лондону успеха не имеют. Тогда он в 1775 году вернулся в Филадельфию, где тут же был выбран членом Конгресса. Этот орган начал прощупывать почву относительно настроений в Европе по вопросу взаимоотношений Англии и американских колоний. Была создан тайный комитет корреспонденции, по сути, Министерство иностранных дел. Возглавил этот орган как раз Франклин. Он принял активное участие и в составлении Декларации независимости, принятой в 1776 году. Англия отправила войска в Америку, чтобы усмирить мятежников. Молодой стране требовался сильный союзник, и Франклин отбыл в Париж на переговоры. Такой выбор посланника был неслучайным - это был единственный американец, знаменитый в Европе. Дипломат быстро подружился с французским правительством и использовал давнюю вражду с Англией, чтобы вовлечь Людовика XVI в боевые действия. Благодаря активной деятельности Франклина Америке удалось и мир заключить на выгодных для себя условиях, и сохранить Францию в качестве союзника. Историки отмечают, что успешные переговоры стали возможными лишь благодаря красноречию Бенджамина Франклина. В 1785 году он вернулся домой, где его тепло встретили. А последние свои годы Франклин посвятил борьбе с рабством. После смерти знаменитого дипломата Конгресс объявил месяц траура по столько почтенному гражданину. Сегодня портер Франклина нанесен на стодолларовую купюру, так дипломат продолжает путешествие по миру.

Талейран (1754-1838). Имя этого дипломата стало синонимом хитрости, ловкости и свободы от политических принципов. Появился на свет Талейран в Париже, в небогатой, но знатной семье. Физическая травма помешала мальчику начать военную службу, вот почему он стал духовным лицом. Во времена Французской революции молодой епископ был избран депутатом Генеральных штатов, а затем и в Национальную ассамблею. В 1797 году имевший опыт международных переговоров политик стал министром иностранных дел. Талейран быстро разглядел потенциал в Бонапарте, став его союзником и оказав помощь в захвате власти. В 1799-1807 годах дипломат являлся министром иностранных дел императора Наполеона. Он активно участвует в утверждении молодого государства в Европе. Но в то же время Талейран начал активно брать взятки от государств, враждебных Франции. В 1809 году он вообще сам предложил свои платные услуги Меттерниху. Важным днем для дипломата стал 31 марта 1814 года. Союзники решали, кому же править Францией в дальнейшем. Талейран активно выступил за законность легитимной наследственной монархии, что не могло не понравиться победителям. После реставрации Бурбонов дипломат вернул себе пост главы внешнеполитического ведомства и даже успел стать первым в истории Франции премьер-министром. Хитрый дипломат сумел выторговать для проигравшей страны максимально мягкие условия. Звездным часом для Талейрана стал Венский конгресс. Сперва он сумел заручиться поддержкой обиженных небольших стран, а затем фактически распустить коалицию и вывести Францию из международной изоляции. После революции 1830 года Талейран побывал в правительстве, а затем стал послом в Англии. Там он способствовал сближению двух великих соседей, но из-за скандала со взятками был вынужден уйти в отставку.

Клеменс Меттерних (1773-1859). Этот австрийский дипломат вошел в историю, как один из главных организаторов переустройства Европы после окончания Наполеоновских войн. Меттерних являлся министром иностранных дел Австрийской империи с 1809 и по 1848 годы. Аристократ по происхождению враждебно встретил Французскую революцию. В 1798 году Меттерних начал свою дипломатическую карьеру. В 1801 году он стал имперским посланником в Дрездене, а с 1803 года в Берлине. Тут он начал готовить коалицию против Франции, стремясь убедить Пруссию присоединиться к союзу России, Англии и Австрии. Вместе с этим дипломат сдружился с французами, что послужило поводом направить его ко двору Наполеона. Там Меттерних отстаивал интересы своей страны, предупредив ее о готовящемся нападении французов. Заняв пост министра иностранных дел, дипломат тут же изменил вектор европейской политики - дочь императора Франца, Мария-Луиза, стала супругой Наполеона. Так окончилась дружба России и Франции. В русской компании Наполеона Австрия, испытывавшая проблемы с финансами, смогла остаться нейтральной. В 1813 году Меттерних понял, что мир заключить с Францией будет невозможно. Тут же Австрия вступила в войну на стороне союзников. После падения Наполеона Меттерних открыл Венский конгресс, который перекроил карту Европы. Сама Австрия получила львиную долю добычи. Идеи дипломата восторжествовали - Италия и Германия так и остались раздробленными. Меттерних вообще прославился своим консерватизмом и нежеланием что-либо менять в установленном положении дел. Национальные движения 1820-1840 годов казались дипломату излишними. В итоге в самой Австрии народные волнения против жесткой политики и цензуры вынудили Меттерниха уйти в отставку.

Александр Горчаков (1798-1883). Дипломат родился в княжеской семье. Его высокое происхождение помогло ему попасть в Царскосельский лицей, где он стал товарищем Пушкина. Уже тогда поэт отметил качества своего друга: наблюдательность, пристрастие к свету и моде, что для дипломатии было так важно. Остроумие и литературные таланты затем проявятся в международных нотах Горчакова. Уже в 22-24 года молодой дипломат сопровождает графа Нессельроде на конгрессы. В 1822-1833 годы Горчаков работает в посольствах разных европейских стран, набираясь опыта. В 1840-х годах Горчаков служил в Германии, там князь и познакомился с Бисмарком. В 1854 году уже будучи послом в Вене дипломат сумел убедить австрийцев сохранять нейтралитет и не поддерживать Францию и Англию в их договоре против России. Поражение в Крымской кампании и Парижский трактат фактически отодвинули Россию от принятия решений в политических вопросах Европы. В 1956 году Горчаков был назначен министром иностранных дел, понимая, что надо вернуть России былое влияние. Польский вопрос закрепил дружбу России с Пруссией и позволил уклониться от настойчивых попыток Франции, Англии и Австрии защитить национальные права поляков. Переписка по этому вопросу принесла Горчакову славу видного дипломата. Усиление Германии при полной поддержке Горчакова помогла ему в 1870 году объявить о пересмотре условий Парижского трактата. Решение России вызвало недовольство великих держав, но нельзя было не согласиться с таким влиятельным соперником. Таким образом Горчаков лишь путем дипломатии сумел вернуть России флот на Черном море и былое влияние в регионе, не вступая в войны. Последним ярким событием в карьере дипломата стал Берлинский конгресс, на котором Горчаков уже мало выступал и редко заседал. Решалась судьба Балканских государств, Россия получила обратно Бессарабию, отнятую Парижским трактатом. Великий политик постепенно отошел от дел, сохраняя почетный титул государственного канцлера.

Бенджамин Дизраэли (1804-1881). Великий дипломат родился в богатой еврейской семье. Своим образованием Бенджамин занимался сам, особое внимание уделяя истории. В юном возрасте Дизраэли успел поиграть на бирже, где проиграл весь капитал. Неудачей окончилась и попытка выпускать газету. Зато написанная им в 20 книг книга «Вивиан Грэй» принесла автору славу. Но Дизраэли не мечтал стать литератором, как его отец. У него была более амбициозная цель - пост премьер-министра к 30 годам. Но только с пятой попытки Дизраэли попал в парламент. Ему было уже 33 года, а финансы начинающего политика были в плачевном состоянии. В 1852 году Дизраэли занят пост министра финансов и стал лидером палаты общин. В 1868 он ненадолго стал премьером, но после поражения на выборах оказался в отставке и в оппозиции. Дизраэли приступил к реформе своей консервативной партии. Он разработал программу твердой внешней политики, которая должна была сделать Англию великой. В 1874 году политик снова занимает пост премьера. Первостепенное его внимание было приковано к вопросам колоний и внешней политики государства. Он подчеркивал, что стоит дилемма - жить в уютной Англии, подобно континентальным странам и ждать своей судьбы или же стать великой империей. Секрет успеха политика и дипломата заключался в том, что никто больше не мог так четко определить свои цели и тем более добиваться их. В 1875 году Европа узнала, что Англия тайком скупила 40% акций Суэцкого канала. Дизраэли оказался мастером тайной дипломатии, интриг и хитросплетений. Благодаря его действиям, королева Виктория в 1876 году была провозглашена императрицей Индии. В 1878 году состоялся Конгресс, который должен был решить судьбу Балкан после русско-турецкой войны. Хитрый Дизраэли, как говорят, стал центральной фигурой переговоров. Он смог отстоять свою точку зрения перед Бисмарком, а русским дипломатом показал поезд, на котором он готовится отбыть из-за проблем в переговорах. Пришлось россиянам пойти на уступки. Параллельно с этим Дизраэли договорился с султаном об уступке англичанам Кипра, который должен был стать опорным пунктом на пути захвата территорий в Азии. На Родину дипломат вернулся героем, заслужив от королевы Орден подвязки. Дизраэли продолжил возглавлять страну, продолжив колониальную политику. Дипломата считают самым выдающимся политическим деятелем Англии XIX века.

Отто фон Бисмарк (1815-1898). Столетия Германия была раздробленной. Объединить ее сумел этот великий политик и дипломат. Родители отдали Отто учиться праву, мечтая увидеть его дипломатом. Но молодой Бисмарк являлся типичным представителем золотой молодежи - он развлекался с друзьями, дрался на дуэлях и вовсю кутил. Такое прошлое даже после защиты диссертации помешало Бисмарку сразу вступить на дипломатическое поприще. Политическая карьера не заладилась, как и военная. Одно время Бисмарк проявлял себя, как практичный помещик. Но ему выпал еще один шанс вернуться в политику и в 1847 году Бисмарк стал депутатом Соединенного ландтага Пруссии. Там он вовсю проявил себя благодаря энергичным консерваторским выпадам. После работы депутатом Бисмарка отправили послом в Россию. Считается, что большое влияние на него, как на дипломата, оказало общение с вице-канцлером Горчаковым. Однако и сам немец уже проявлял дар политического предвидения, обладая живым умом. Горчаков выделял посла, предрекая ему большое будущее. В России Бисмарк выучил язык и понял наш образ мысли, что немало помогло в будущем в политике. Побывав послом в Париже, Бисмарк занял пост премьер-министра Пруссии. Тут он стал проводить жесткую политику объединения Германии, железом и кровью. Пришлось повоевать с Данией и с Австрией, а в 1870-1871 годах сокрушительна была побеждена Франция. От всех побежденных государств немцы забирали свои исторические земли. В 1871 году была провозглашена Империя. Вскоре Бисмарк понял, что Германия не сможет доминировать в Европе, пока часть немцев остается под пятой Габсбургов и Австрии. Опасаясь реванша со стороны Франции, дипломат начинает сближение с России. Дипломат делал все возможное, чтобы не сложилась коалиция против его страны. Он понимал, что даже с сильной армией Германия не выдержит войны на два фронта. Как показала практика двух мировых войн, великий немецкий дипломат оказался прав.

Андрей Громыко (1909-1989). Можно сказать, что именно этот министр иностранных дел СССР являлся главной действующей фигурой Холодной войны. Зато благодаря его стараниям она не переросла в Третью Мировую. Громыко занимал высший дипломатический пост в Советском Союзе с 1957 по 1985 годы, формируя внешнюю политику государства и в период оттепели, и в период застоя. Считается, что вся современная российская дипломатическая школа выросла именно из его опытов и уроков. По своему образованию Громыко был экономистом. Но в 1939 году после истребления, в ходе чисток, большей части дипломатического корпуса туда был призван молодой специалист. Лично Молотов рекомендовал Андрея Громыко на пост посла в США, где тот и пробыл с 1943 по 1946 годы. Именно Молотова молодой дипломат и считает своим учителем во внешней политике. Громыко предпочитал действовать с максимальной осторожностью. Он понимал, что внутренние порядки будут обязательно влиять на внешние дела. Поэтому дипломат послушно слушал руководство КПСС, не вступая в открытые разногласия с вождями. Громыко запомнился своими трезвыми суждениями и ясными взглядами. Этот дипломат много читал, увлекался философию. На переговорах ему не было равных, вот почему его стилю и сегодня подражают. Дипломат понимал, что Третья мировая война уничтожит все живое, поэтому всячески избегал военной конфронтации с Соединенными штатами. Громыко постоянно вел переговоры с Америкой, таким образом снижая градус и не позволяя накалиться отношениям. А вот Востоком дипломат особенно не интересовался. Зато деятельность Громыко легла в основу первых шагов ООН, он всегда поддерживал становление нового международного органа. С 1961 года дипломат стал членом ЦК КПСС, а с 1973 по 1988 входит в Политбюро. Он подписал договоры об ограничении ядерных вооружений и ПРО. Именно благодаря дипломату советская дипломатия добилась наивысшего своего успеха - был подписан Заключительного акта СБСЕ в Хельсинки 1 августа 1975. Были признаны существующие границы стран, в том числе и ГДР, а также ограниченный суверенитет союзников СССР по Варшавскому договору. Благодаря Громыко вес советской дипломатии значительно вырос. Лично он сумел предотвратить военные действия СССР против Израиля в 1983 году, а вот вводу советских войск в Афганистан он противостоять не сумел. Дипломат хотя и помог Горбачеву вступить на пост генсека, его идей о разоружении и перестройке не разделял.

Генри Киссинджер (род.1923). Знаменитый американский государственный деятель являлся советником президента США по национальной безопасности и был госсекретарем в 1973-1977 годах. Как дипломат, Киссинджер проявил себя наиболее ярко в ходе советско-американских переговорах об ограничении стратегических вооружений, в Парижских переговорах по решению проблем во Вьетнаме. За свою деятельность дипломат даже получи Нобелевскую премию мира в 1973 году. А появился он на свет вовсе не в Америке, а Германии, в бедной еврейской семье. Однако в возрасте 15 лет семья эмигрировала, спасаясь от нацистов. Генри даже успел повоевать в самом конце Второй мировой. А в 1947 году Киссинджер поступил в Гарвард, где сразу выделился своим умом, успехами в истории и философии. Затем он продолжил научную деятельность, став преподавать историю дипломатии. В 1955 году Киссинджер вошел в исследовательскую группу, занимавшейся отношениями с СССР. Монография Ядерное оружие и внешняя политика получила премию Вудро Вильсона и в значительной мере повлияла на политику страны. В 39 лет Киссинджер стал профессором Гарварда, затем он начал постепенно подключаться к государственным исследованиям и работать в комиссиях по национальной безопасности. Статьи Киссинджера дают советы по внешней политике, публикуются и в Европе. В 1968 году ученый получил приглашение только избранного президентом Никсона стать его помощником. Так Киссинджер стал важной фигурой в администрации, готовя варианты окончательных решений во внешней политике. Дипломат руководил переговорами по ряду направлений - проблемы со Вьетнамом, переговоры с СССР и Китаем. О нем говорили, как о четком и деловитом политике, который не уклонялся от конкретных проблем. Хотя как дипломат Киссинджер был удобен не всем, он никогда не был скучным. В 1969-1972 годах дипломат побывал в 26 странах, он сопровождал президента в его 140 встречах с лидерами других стран. А подписание Киссинджером соглашения о мире во Вьетнаме принесло ему Нобелевскую премию. Особое внимание дипломат уделял отношениям с СССР. При нем администрация пыталась проводить максимально жесткий курс, стремясь обзавестись союзниками в Европе. Благодаря Киссинджеру были проведены переговоры об ограничении стратегических вооружений, между сторонами установился относительный паритет. А в 1973 году переговоры Киссинджера превратили враждебные отношения с Китаем в союзнические. Дипломат подчеркивал, что нельзя прямо вмешиваться во внутренние дела других стран, это прямо навредит американским интересам. В арабо-израильских позициях Киссинджер настаивал на сохранении неопределенной ситуации, что сблизило США и Израиль. После ухода с поста президента Д.Форда свой пост покинул и Киссинджер, выступая с тех пор частным консультантом.