Господня Земля и все, что наполняет ее. (3х) Аминь

1 Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней.
2 Той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть.
3 Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем его?
4 Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему:
5 сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога спаса своего.
6 Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога иаковля.
7 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.
8 Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани.
9 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.
10 Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы.

1 Псалом Давида. В первый день недели.
Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,
2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.
3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душой своей напрасно и не божился ложно ближнему своему, –
5 [тот] получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
8 Кто этот Царь славы? Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
10 Кто этот Царь славы? Господь сил, Он – Царь славы.

КОММЕНТАРИЙ
Псалом Давиду, единый от суббот

Сей псалом относится к одной из суббот, или написан пророчески о Господском дне, в который воскрес Господь. Ибо, как известно, евангелисты назвали его одним из суббот. В конце этот псалом возвещает и о вознесении Господа.

1 Господня земля и исполнение ея. Тогда, говорит, вся земля со всем, что содержится на ней сделалась стяжанием Господа, когда Он воскрес от гроба в нареченный по имени Его день и, явившись ученикам своим, сказал: Мне дана всякая власть на небе и на земле (Матф. 28, 18). Ибо с того дня земля, над которой прежде господствовали демоны, сделалась Господнею. Везде и в каждой земной стране вместо жертвенников идолам, когда проповедь Евангельская прошла концы вселенной, построены храмы Богу. А исполнение земли составляли люди, наполняющие оную, а всем родом человеческим изобразил ту часть оного, которая уверовала во Христа. Ибо не все люди сделались Господними. А под общим именем земли заключил и острова, которые также составляют землю. *)

(*) Другой толковник говорит, что поелику некоторые называли тварь безначальною и вечною, а некоторые-созданною от злого творца и еще иные созданною от другого и обладаемою теперь лукавым; то посему Давид, называя свою землю Господнею, а не одну Иудею, сим отвергнул все упомянутые неправые мнения и показал, что вся она от начала до ныне принадлежит Господу, и не только земля, но и полнота ее, т. е. все что на земле. Это он сказал по причине еллинов, думавших, что животные, растения, и прочие на земле не созданы одним, но разными богами. Отдельно же упоминает о вселенной, отсекая ее от другой земли и полагая особо. Итак земля Господня; но люди, не властные сами в себе, по великой суетности думают, что они господствуют над землею, хотя и слышат, что Господня земля. Итак, когда земля и что на ней принадлежит Господу, то ни тот, кто лишается отечества и имущества, не беспокойся, ни ненасытимый и гордый не превозносись, но знай, что обладаешь чужим (у Никиты).

Вселенная и вси живущие на ней. Сими словами изъясняет вышесказанные; ибо что там назвал землею, то здесь назвал вселенною; и что там исполнение ее, то здесь живущие на ней. Можно еще понимать и иначе, что хотя и не вся земля и не все люди сделались Господними; но уверовавшим христианам казалось, что все принадлежали Христу, ибо верующие уверены были, что Христос есть Творец и Господь всех людей.

2 Той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть. Надобно знать, что велики Василий, говоря, что основание земли есть одно владычнее повеление Божие, а не вода, или другая стихия, думает, что в сем псалме открывается занятое водою в начале миротворения место. Он говорит, что вода находится на поверхности земли, как бы повышенною и держится и не бежит ни с какой части; говорит еще, что одна и та же вода названа здесь и морем и реками, по своему множеству, как Моисей ту же воду назвал по ее глубине бездною (Быт. 1, 2). А Иоанн Златоуст сими словами доказывает, что вода находится под землею, и что следовательно земля находится на водах, как на основаниях. И это нисколько не странно, потому что землю в начале основал Бог Слово Христос; ибо все чрез Него произошло (Иоан. 1,3). *) Далее Давид присовокупляет и странный образ основания земли, что Господь утвердил ее на морях и реках. Но это говорит Давид не вообще; потому что если б это было так, то вода необходимо находилась бы под землею, между тем как Моисей учил, что земля ниже воды. Итак очевидно, что Давид говорит это в частности, то есть, что во многих впадинах и пропастях земных текут, находятся некоторые части моря, которые и Моисей назвал морями-общим именем всякого моря: “и собрания, говорит, вод назвал морями” (Быт. 1, 10); и что это не означает того, что все море находится под землею. Что ж сказать и о реках? Ибо они, погружаясь и сливаясь в земле на большое расстояние места, опять вытекают на поверхность земли. По истине это удивительно, что такая тяжесть земли и столь огромные горы и холмы, утверждаясь на таковых в разных частях земли находящихся водах, не погружаются, но, держась по одному повелению Творца, пребывают на них как на основаниях. Сказал же: основал, вместо, украсил или утвердил **).

(*) Здесь кажется сделано опущение, которое, быть может, восполняется так: Почему Ему, как всемогущему, легко было повелением своим основать землю как на воде, так и без воды; ибо хотя и предположим, что вода находится под землею, но и она содержится повелением Божиим и следовательно все равно как если бы мы сказали, что земля основывается на ничем, как написано у Иова: Вешающий землю на ничем (Иов. 26,7).

(**)Божеств. Кирилл иносказательно под реками разумел Апостолов, которые умственными реками наполняют подсолнечную и высокое небесное слово разносят по земле. А иные иносказательно также изъясняют сии слова так: под вселенною разумеют Церковь, под морями, или купели крещения, или по свойству их горькому-искушения, ибо чрез искушение Господь составил Церковь, а под реками-сладкие дары Святаго Духа. Ибо Он приготовил и украсил ее к принятию Святаго Духа, от которого, как из источника текут разнообразные дарования (у Никиты).

3 Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его? Сии слова, думаю, Давид сказывает о священниках, для изображения, каковы должны быть истинные священники. Приняв это, под горою Господа ты должен разуметь в совокупности весь храм, с одной стороны потому, что он высок и открыть, с другой, что, как на гору со всех сторон дуют ветры, так и на него нападают враги ветры. Под местом святым ты можешь разуметь святый престол и жертвенник в каждом храме. Посмотри и на точность выражения. Сказал: взыдет. Ибо пред входом в каждый храм обыкновенно устрояется несколько ступеней для изображения чрез них возвышенности Церкви над землею. Некоторые горою называют высоту добродетелей, которые производить повелел Христос в Евангелии; а местом святым-обетованное небесное царство. Или еще иначе: горою изображается высота правых богословских догматов о Христе и о вочеловечении Его *).

(*) Феодорит горою называет не земной Сион, но небесный, на который указал блаженный Павел, говоря: вы приступили к горе Cиону и граду живого Бога-Иерусалиму небесному (Евр. 12).
4 Неповинен руками и чист сердцем. Сделав вопрос, пророк теперь отвечает на оный, и руками он изобразил действия, а сердцем - мысли и рассуждения. Посему он говорит, что тот взойдет на гору Господа и может стоять на святом месте, кто имеет дела непорочные, (так как невинным называется непорочный), и помышления чистые. А кто не таков, тот не может восходить на гору Господа и стоять на месте Его святом, “хотя бы он и думал, что имеет право восходить и стоять. Заметь, читатель, что Давид здесь совокупил два предмета-добрые дела и чистые помышления, потому что одно без другого не приносит никакой пользы *).

(*) Слова Кирилла: Слово сие возводит на гору Божию только того, кто по всему чист, кто ни по разуму, ни по мысли, ни по делам, нисколько не оскверняет пребыванием во зле душу свою. И Вел. Василий: вот немногими словами указал совершенное истребление греха, производимого делом и мыслию.

Иже не прият всуе душу свою. Тот, говорит, взойдет на гору Господа, кто не принял от Бога душу свою на пустое дело, т. е. чтобы любить суетные предметы мира сего. Или можно понимать и так: кто не употребил душу свою на злые дела, как созданную, по Апостолу, на дела добрые, иначе чтобы делать дела хорошие *).

(*) Другой толковник говорит: Два значения содержит слово всуе или суетное. Называется суетным и излишнее; в этом значении мы говорим: такой-то напрасно трудится. Суетным также называется что либо вредное; таково значение в сих словах: суетны сыны человеческие. . . . в веках, чтобы сделать неправду. Итак прекрасное дело не принимать души своей на суетное,-лишнее иди вредное (у Никиты).

И не клятся лестию искреннему своему. Кто, говорит, имеет взойти на гору Господа, тот не дает клятв с обманом и ложью. Ибо клянущийся ухищряется обманом, или для того, чтобы освободиться от долга взятого уже, или чтобы взять что либо у другого за свое, хотя сей ему и не должен. Подобные слова сказал Давид и в 14-м псалме. Почему пространнейшего изъяснения о клятве ищи там на слова: “Клянущийся ближнему своему и не отвергавшийся”.

5 Сей приимет благословение от Господа. Хранящий, говорит, вышеизложенное получит от Господа благодать и дар в настоящей жизни, то есть, делающий добрые дела и имеющий чистые мысли, также удаляющийся от суетного и неклянущийся ложно *).

(*) Слова одного толковника: Сей приимет благословение от Господа, или похвалу и славу, ибо вместе с единокровными ему услышит пред престолом Божиим: Приидите благословенные Отца моего. Он приимет и милостыню от Бога. Ибо и все исполнившее и имеющие добрую coвесть спасаются по милости и благодати. Почему? Ибо никто не похвалится, что он имеет чистое сердце, и даже не дерзнет сказать, что он чист от греха. Итак благословению, говорит, будет сопутствовать милостыня, чем не допускает вкорениться в нас надменности. И Феодорит сказал: Весьма кстати присовокупил к благословению милостыню. Ибо так называемые воздаяния только по Божию человеколюбию подаются людям. И ВСЕ правды человеческие не могут равняться даже с данными Богом дарами, а тем более с. будущими, превосходящими и помышление человеческое.

И милостыню от Бога Спаса своего. Производящий, говорит, вышесказанное получит милость от Господа в будущей жизни. Ибо и самый праведник, как человек, имеет нужду в милости Божией, потому что если Бог не снизойдет к людям своею милостью и сострадательностью, то не оправдается пред Ним ни один живой человек, как говорит тот же Давид: не оправдается пред Ним всяк живой (Ис. 142,2). Какие дела людей сами по себе могут оказаться достойными воздаяния царством небесным? Подлинно никакие.

6 Сей род ищущих Господа. Сей, говорит, род богоугодно живущих и сохраняющих выше-означенные добродетели, сей по истине есть род тех мужей, которые ищут Господа, или которые любят Его, ибо кто любит, тот и ищет.

Ищущих лице Бога Иаковля. Богом Иакова почитаем был у Евреев Отец, а лицем Отца-Сын: видевший, говорит, Меня видел Отца (Иоан. 14, 9). Часто Давид в псалмах своих упоминает о Иакове. Это потому, что он был отец 12-ти колен иудейских. Или иначе можно понимать это так: род таковых-то ищет видеть Бога в будущем веке, когда лицем к лицу, как говорит Павел, увидят Бога достойные (1Кор. 13, 12).

7 Возмите врата князи ваша. Отселе Давид пророчествует о вознесении Господа на небеса. Он здесь представляет Ангелов, служивших Христу, когда Он находился на земле, восходящими на небеса вмести с возносящимся Христом, и одних идущими Ему на встречу, а других повелевающими хранившим вход в небеса взять врата. Порядок же сих слов должен быть таков: начальники, примите врата ваши. т. е. вы, имеющие власть над вратами небесными, *) примите их. Поставлено же ваши вместо: над которыми имеете власть. Не сказал отворите, но “возмите”, иначе -совершенно примите их, каковым словом изображает невместимую славу Христа имеющего войти. А под вратами надобно разуметь Ангельские стражи и смотрения.

(*) Под небом здесь должно разуметь воздух, или эфир неба, который ниже тверди, как немного ниже это показываете изъяснитель.

И возмитеся (возвыстесь) врата вечная. Вратами вечными назвал стражи, как вечный, по своей всегдашности. Или вечными потому, что никогда от века не отворялись: они затворены были и тогда, когда Господь, утаившись от всех сил небесных, снизшел долу *).

(*) Что Ангелы о таинстве Божия вочеловечения знали, смотри о том 42-й вопрос с ответом у Божеств. Максима в замечании на слова: и преклонил небеса и сошел в 17-м псалме, хотя способа оного не знали. Слова Феодорита: повелевается им (Ангелам) отворить вечные врата, как никогда для природы человеческой не отворявшиеся. Ибо из людей не прошел их никто. Хотя великий Илия и вознесся, но не на небо, а- как бы на небо.

И внидет Царь славы. Царем славы и Господом славы называется Христос, как преславный и податель славы и как царствующий и господствующей над всеми славными.

8 Кто есть сей Царь славы? Услышав повелительные слова ангелов снизу, начальствовавшие над дверями второго неба, или тверди, были в недоумении, как знавшие доселе только одного Царя славы Триипостасного Бога, Которого они почитали обитавшим на вышенебесном месте. Притом и одежда плоти Христовой заставила их ужаснуться; почему и вопрошают повелевавших: кто этот Царь славы, о котором говорите? *)

(*) Слова Григория В. : принимающее (Ангелы высшие) недоумевают по причине тела и знаков страдания, с которыми Он ныне возносится, после того как с ними не снисходил; и посему они вопрошают: кто это? А сопровождавшие отвечают, что Это Господь, крепкий и сильный во брани, во всем, что творил и творит и в настоящей победи за человечество. Другой толковник говорит: как вознесшийся на небо Господь возносил от земли и земное тело; то посему небесные силы, видя восходящую на небо плоть, удивлялись и, принимая, вопрошали: кто это пришедший из Едома, то есть из земных (стран) и от Восора, то есть, плоти? а указывавшие и провождавшие Его говорили: возмите врата. Он больше. Не могут врата ваши вместить Христа. Итак они должны быть повыше, дабы могли принять сделавшегося от страдания высшим (у Никиты). Феодорит также: слыша слова невидимых сил, никто не удивляйся незнанию их. Они не все предузнают, или знают. Одна только Божия природа имеет такое знание; Ангелы же и Архангелы и другие сообщества невидимых сил знают по мере изучения. Посему ничего нет неприличного в том, что высшие силы не знают тайны вознесения Христова, и что он, видя природу человеческую, не видят в ней сокрытого Божества. Если же кто не допускает сего, (что Ангелы не знали тайны вознесения), то, пусть думает так, что вопрошающие не потому вопрошают, что не знают, но потому что сею состоящею из вопросов и ответов проповедью желают научить всех людей касательно принадлежащего Восходящему владычества.

Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Сими словами ответствуют снизу находящимся выше давшие им повеление ангелы: они говорят, что Господь, Которого вы знаете, крепок и силен и еще, что Господь силен в бранях. Повторение слов- Господь и сильный ведет высших ангелов к познанию возносящегося и в то же время это удвоение возвышает победу одержанную вознесшимся над жестоким властителем диаволом. Ибо, сразив, Он поверг его, поразил и умертвил его крестом как копием и дротиком.

9 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Начальствующие на втором небе, или тверди, услышав сказанное служившими Христу ангелами и обрадовавшись сею вестью касательно спасения людей приняли стражи, которые имели. Сверх сего они повелевают теми же словами и начальствующим над дверями первого неба, находящегося выше тверди.

10 Кто есть сей Царь славы? Ангелы первого неба, услышав сказанные пред сим повелительным тоном слова ангелов, начальствующих на низшем небе, или тверди, равным образом стали недоумевать и вопрошать дающих им сие повеление.

Господь сил, той есть Царь славы. Этот ответ ангелов тверди к ангелам первого неба: они говорят, что крепкий Господь и податель сил; Он Царь славы. Или иначе Владыка сил; Он тот, которого мы назвали Царем славы.

Надобно знать, что евреи прилагают сей и предыдущий псалом к находившимся в вавилонском плену иудеям. Притом предыдущий псалом прилагают к тому обстоятельству, когда иудеи возвратились из Вавилона в Иepyсалим; так как оный содержит радостные вещи, а сей псалом прилагают к тому, когда еще находились в плену, с одной стороны потому, что он утешает в печальных обстоятельствах плена их, с другой, что он учит не скучать чужою страною, в которой они находились-тем, что Бог есть Господь всей земли, также тем, что каждый из них может угодить Богу на всяком месте. Но иудеи изобличаются явно самым порядком псалмов; ибо ежели б это было так, как они говорят, то следовало бы тому быть поставлену после сего, как повествующему о радостных предметах, бывших после плена. Кроме сего они обличаются и словами оного псалма, ибо из него видно, что милость Божия осталась на иyдеях во всю жизнь их, как говорит о том оный псалом: и милость твоя будет следить за мною; во ВСЕ дни жизни моей. Притом какие врата вечные имеет Иepycaлим, о которых говорит сей псалом, не говоря уже о других доказательствах? *)

(*) Здесь заметь слова Божеств. Кирилла Иерусалимского: Слова: “возмите врата, князи ваши”, говорит Дух Святый, повелевающий ангелам отворить врата неба. А Григорий Нисский говорит: заметь мне, что дважды говорит: возмите врата и что на двойной вопрос, дает двойной и ответ и выслушай причину, что восходящий есть тот, который прежде снисшел. Посему первое повеление о принятии врат показывает снисхождение Единородного. А по исполнении домостроительства, чтобы показать и восхождение Его, опять употребляет те же слова, повелевая ускорить принятие врат, чтобы снисшедший без плоти взошел с плотью (у Никиты).

В конец, псалом Давиду, единыя от суббот.

В настоящих словах проповедуется царство, какое восприяло над язычниками пришедшее единородное Божие Слово.

Толкование на псалмы.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней

Как единый Богозданный дом, земля вся принадлежит Господу со всем, что находится в этом доме. Какой чудный этот дом! Вместо различной мертвой мебели, какая видна в домах человеческих, рукотворенных, в нем все оживотворено и движется: люди, животные, рыбы в водах, птицы в воздухе, насекомые постоянно снуют; все, как бы слившись в один веселый хор, весело празднует торжество своего бытия и воспевает благость и премудрость Создателя. Вместо лампад и подсвечников, которых бывает очень много для освещения рукотворенного дома, в этом нерукотворенном доме, который по громадности и обширности своей не может быть измерен, сияет только одна лампада днем, и такая светлая, что всякая лампада человеческая с своим светом совершенно исчезает пред нею как ничто. Правда, ночью сияет множество светильников на небе: один большой – луна, а другие маленькие, но они не для того прямо и созданы, чтобы светить земле, а чтобы показать земнородным, что в пространствах небесных есть множество каких-то светлых тел, и очень больших, которые не меньше земли [поведают] разумным тварям славу Божию. Дальше как бы разные игрушки какие в этом Богозданном доме – деревья, деревца, травы, цветы, камушки драгоценные и простые. Вместо ковра – зелень лугов. Так все дивно, прекрасно и удобно в доме Божием!

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

«Псалом Давиду». В некоторых списках нашел я: «единыя от суббот» ; но в Ексаплах сего не прилагается. Впрочем, чтобы и сего не оставить неизъясненным, скажем: надобно знать, что сими словами означается Владычнее воскресение, после котораго все, земля и море, прияло лучи Боговедения. А таким образом псалом предвозвещает воскресение, а сверх того и восшествие Владыки на небеса.

«Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней». Поелику Иудеи предполагали, что Господь обладает одною Палестиною, и о них только одних промышляет, будучи их только Богом; то пророческое слово весьма кстати научает, что обладает Он целою вселенною. Обладает же ею, не восхитив Себе власть, и не другаго кого лишив обладания, но Сам создав вселенную и приведя ее из небытия в бытие.

Евфимий Зигабен

Господня земля и исполнение ея.

Тогда, говорит, вся земля со всем, что содержится на ней сделалась стяжанием Господа, когда Он воскрес от гроба в нареченный по имени Его день и, явившись ученикам своим, сказал: Мне дана всякая власть на небе и на земле (Матф. 28,18). Ибо с того дня земля, над которой прежде господствовали демоны, сделалась Господнею. Везде и в каждой земной стране вместо жертвенников идолам, когда проповедь Евангельская прошла концы вселенной, построены храмы Богу. А исполнение земли составляли люди, наполняющие оную, а всем родом человеческим изобразил ту часть оного, которая уверовала во Христа. Ибо не все люди сделались Господними. А под общим именем земли заключил и острова, которые также составляют землю.

Другой толковник говорит, что поелику некоторые называли тварь безначальною и вечною, а некоторые-созданною от злого творца и еще иные созданною от другого и обладаемою теперь лукавым; то посему Давид, называя свою землю Господнею, а не одну Иудею, сим отвергнул все упомянутые неправые мнения и показал, что вся она от начала до ныне принадлежит Господу, и не только земля, но и полнота ее, т. е. все что на земле. Это он сказал по причине еллинов, думавших, что животные, растения, и прочие на земле не созданы одним, но разными богами. Отдельно же упоминает о вселенной, отсекая ее от другой земли и полагая особо. Итак земля Господня; но люди, не властные сами в себе, по великой суетности думают, что они господствуют над землею, хотя и слышат, что Господня земля. Итак, когда земля и что на ней принадлежит Господу, то ни тот, кто лишается отечества и имущества, не беспокойся, ни ненасытимый и гордый не превозносись, но знай, что обладаешь чужим (у Никиты ).

Вселенная и вcи живущие на ней.

Сими словами изъясняет вышесказанные; ибо что там назвал землею, то здесь назвал вселенною; и что там исполнение ее, то здесь живущие на ней . Можно еще понимать и иначе, что хотя и не вся земля и не все люди сделались Господними; но уверовавшим христианам казалось, что все принадлежали Христу, ибо верующие уверены были, что Христос есть Творец и Господь всех людей.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть.

По надписанию псалом принадлежит Давиду, а по сходству его содержания с XIV Пс (ср. и ст. с 14 Пс и ст.) можно считать одинаковым с последним и повод написания, это перенесение Кивота Завета из дома Аваддарова в скинию на Сион, когда уже процессия приближалась к узким и маленьким воротам Иерусалима, почему Давид восклицает «поднимите, врата, верхи ваши» ( и ст.).

Дополнение к надписанию - «в первый день недели», заимствованное из греч. Библии, указывает на время богослужебного исполнения псалма в первый день, начинающий неделю, что отвечает нашему воскресению, так как неделя заканчивалась у евреев субботой.

Господь велик: Ему принадлежит земля и все, что на ней

Так как Господь - Творец земли, то ему принадлежит как она, так и все, что ее наполняет, т. е. царство животное и растительное, мир органический и неорганический, видимый и невидимый. Он основал ее «на морях и на реках» . Земля по своему объему меньше количества воды, находящейся на земном шаре. Сила Бога и Его всемогущество выражается наглядно в том факте, что земля занимает твердое и прочное положение, несмотря на то, что находится среди движущейся стихии.

«Господня земля и что наполняет ее» (Пс.24,1)

Не сразу, но приняв Православие всей душой, я перестал читать светские книги, периодику, ТВ смотрел с выключенным звуком, а из философов знал только И.А.Ильина (прочитал его итоговую книгу «Аксиомы религиозного опыта», почти ничего не понял, но получил из прочитанного мощнейший положительный заряд), Василия Розанова, в котором понравилась неординарность мышления, хотя основное, конечно, осталось за кадром); пытался читать Леонтьева, но мне он показался скучным; о.Павла Флоренского; вернулся к книге Розанова «Апокалипсис нашего времени», но чтение философов требовало весь ум без остатка, читалось медленно, с перерывами на раздумья, - поэтому книги оставались недочитанными. Честно говоря, я не мог уразуметь, существует ли прикладное значение у науки философии.

Но вот попадается мне книжка карманного формата Артура Шопенгауэра (1788-1860) «Афоризмы житейской мудрости» (изд. «Азбука», СПб, 1997), - и философия из сухого перемежения чужих цитат и собственных мыслей превратилась для меня в учебник жизни; многие вопросы, волновавшие меня, я нашел в этой небольшой книжке. Итак:

*«Мир, в котором мы живем, прежде всего зависит от того, как мы себе его представляем: для одних он оказывается бедным, пустым и пошлым, для других – богатым, полным интереса и смысла… Проще говоря, каждый замкнут в своем сознании, как и в своей коже; вот почему ему нельзя оказать большой помощи извне. Отсюда ясно вытекает, насколько наше счастье обусловлено тем, что мы есть; между тем по большей части люди обращают внимание лишь на судьбу, на то, что мы имеем или представляемся.

Представлялся умным, добрым,

притворялся храбрецом,

в деле – честным, в дружбе – верным,

в доме – мужем и отцом.

Так старался, так старался,

не развенчанный никем,

притворялся перед всеми,

притворялся перед всем,

перед горестью – счастливым,

перед Родиной – родным,

перед клеветою – стойким,

перед смертью – молодым,

перед вечностью – безсмертным,

поздно было дать отбой…

Притворялся – претворялся,

так боялся быть собой.

Кирилл Ковальджи

*Что до нашего счастья и нашего наслаждения субъективное важнее объективного: голод есть лучший повар. В особенности, здоровье стоит настолько выше всех внешних благ, что воистине здоровый нищий счастливее больного царя. Полный здоровья, обладая спокойным и веселым нравом, живой, проницательный ум, умеренная, кроткая воля, дающая чистую совесть, - вот преимущества, которых не может заменить никакой ранг, никакое богатство. То, чего нельзя отнять, имеет для человека более существенное значение, нежели все остальное. Сократ, при виде разложенных предметов роскоши, заметил: «Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь».

- Дом пустой? Нет, эхом полон дом! –

Девочка смеется. – А потом?

И ответ веселый и зловещий:

- А потом его съедают вещи!

Анатолий Головков

Отсюда следует, что человек гораздо менее подлежит воздействию извне, чем обычно думают. Только всесильное время и здесь проявляет свою власть; один лишь моральный характер недоступен даже и для времени.

*Богатство, помимо удовлетворения реальных потребностей, мало способствует нашему счастью, поэтому многие богатые чувствуют себя несчастными, ибо умственное развитие гораздо важнее для счастья, чем то, что он имеет.

Таким образом, для счастья человеческой жизни самым существенным является то, что человек имеет в самом себе.

Начистоту ж говорим.

Скучно, когда, кто казался хорош,

Больше не кажется им.

Скучно о прежнем веселье тужить.

Скучно о будущем лгать.

Скучно надеждой пустой дорожить.

Было бы что терять.

Скучно цепляться за ломаный грош,

Не накопив ничего.

Скучно, когда начинается ложь.

Может, скучнее всего.

Надежда Мирошниченко

*Величайшая из всех глупостей – жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради наживы, чинов, учености, славы, не говоря уже о сластолюбии…

*Самый общий взгляд на жизнь укажет нам на двух врагов человеческого счастья – боль и скуку. Во внешних отношениях нужда и лишения ведут к страданию, обезпеченность же и изобилие – к скуке. Внутренняя пустота – главный источник скуки и постоянно жаждет внешних поводов, чтобы привести в действие ум и чувство. Этим и объясняется погоня за развлечениями, удовольствиями и роскошью, которые большинство приведет к нищете. Неисчерпаемая бодрость мысли, ее непрерывная игра с разнообразными явлениями внутреннего и внешнего мира… совершенно освобождают выдающегося человека от власти скуки, если исключить момент утомления. Человек с богатым внутренним миром прежде всего будет стремиться к покою и досугу, а при большом уме – избегать общения. Ибо чем больше он имеет в себе самом, тем меньше нуждается он во внешнем и тем меньше значения имеют для него остальные люди. Поэтому и оказывается, что человек настолько бывает общительным, насколько он духовно беден: «Жизнь глупца злее смерти», - говорит Иисус, сын Сираха.

*Досуг – есть плод и прибыль жизни человека, которая в остальном являет собою одни труды и заботы. Но большинство заполняют его скукой и пустотой – при отсутствии чувственных наслаждений или дурачеств. Обыкновенные люди думают только о том, чтобы провести время; у кого есть какой-нибудь талант, те хотят использовать это время.

*Обыкновенно молодость называют счастливым, а старость – печальным периодом жизни. Это было бы верно, если бы страсти делали нас счастливыми. Однако, они-то и заставят юность метаться, принося мало радости и много горя.

*Можно считать, что мелкие неудачи, ежечасно досаждающие нам, существуют как бы для нашего упражнения, для того, чтобы сила, позволяющая нам переносить большие несчастья, не ослабла бы совершенно в довольстве.

*Искренно друзья только называют себя друзьями; враги же искренни и на деле; поэтому их хулу следует использовать для самопознания, так, как мы принимаем горькое лекарство.

*Не следует оспаривать чужих мнений: надо помнить, что если бы мы захотели опровергнуть все безсмыслицы, которым люди верят, то на это не хватило бы и Мафусаилова века.

*Лучше всего помещены те деньги, которые у нас украдены: ведь за них мы приобрели благоразумие.

*Для молодого человека служит дурным признаком, - дурным как в умственном, так и в нравственном отношении, - если он рано начинает хорошо разбираться в суете людской жизни… и вступает в нее как бы подготовленным: все это указывает на пошлость. Напротив, неуверенное, неловкое, неумелое поведение говорит о более благородной натуре.

*Я заметил, что почти у всех людей характер приноровлен к какому-то одному возрасту, и в этом возрасте выделяется особенно благоприятно. Иные бывают милыми юношами, позже – эта черта исчезает; другие сильны и деятельны в зрелом возрасте, но старость отнимает у них это достоинство; третьи наиболее привлекательны именно в старости, когда они, благодаря опыту и большей уравновешенности, становятся мягче. Вероятно, это обуславливается тем, что в самом характере заключается нечто юношеское, мужественное или старческое, что и гармонирует с соответствующим возрастом.

Каждый возраст имеет и меты свои, и приметы, на словах и поступках его различима печать. Яков Козловский.

*Чтобы узнать, счастлив человек или нет, надо узнать не то, что его радует, а то, что его печалит: чем незначительнее это последнее, тем человек счастливее; чтобы быть чувствительным к мелочам, надо жить в известном довольстве – ведь в несчастье мы вовсе не чувствуем мелочей.

Счастлив кто? Солдат на службе:

он отслужит год-другой, -

нет на свете счастья больше,

чем из армии домой.

Счастлив, кто из заключенья

возвращается домой:

все на свете будет счастьем

по сравнению с тюрьмой.

Очень счастлив тот влюбленный,

чья подруга далека:

встретятся, так будут оба

счастливы наверняка.

И выходит, что со счастьем

близко все знакомы мы:

кто не пережил разлуки,

армии или тюрьмы?

Леон Тоом, ум.1969

Дорогой читатель, если мне удалось заинтересовать вас мыслями Артура Шопенгауэра, которые при прочтении кажутся такими простыми и доступными, что кажутся вышедшими из вашей головы, настоятельно советую прочитать «Афоризмы житейской мудрости»: они не только не утомят вас пугающей назидательностью, но даже наоборот, может случиться, помогут в той или иной жизненной ситуации. Главное – не скучайте!

†«Я не говорю, чтобы ты стремился к суровой жизни вопреки желанию; излишнее только отбросим, то, что выходит за пределы необходимого, отсечем». Свт.Иоанн Златоуст.

Под солнцем единым у Господа Бога

Нас мало дающих. Просящих – нас много!

И каждый по-своему с ним говорит.

И каждый о чем-то молитву творит.

Но мало кто помнит в гордыне пустой:

Мы – только песчинки под Божьей пятой.

И мало кто Господа боготворит,

С мольбой и смирением благодарит,

Кто нежность и кротость приносит Ему –

За утренний свет и вечернюю тьму,

За бренное тело и всю его боль,

За горькую нашу земную юдоль.

За звездную душу – подарок небес,

За то, что однажды ты к жизни воскрес

И понял ценою страданий и слез

Величье той жертвы, что Он нам принес.

За то, что дано нам, чрез муки Отца,

Трагедию жизни познать до конца.

Валентина Телегина

Наивное человечество ведет с давних времен войны за землю и территории, которые ему не принадлежат. Священное Писание открывает завесу всего этого.

«Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней». (Пс.23:1)

Все принадлежит Богу. Даже мы с вами не свои, а принадлежим одному из хозяев, либо Богу, либо дьяволу. Многих из нас убедили, что мы сами по себе из-за того, что часто делаем то, что хотим.

«Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло». (Еккл.8:11)

«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем…» (Деян.17:26-28)

Бог назначил определенные времена человечеству и пределы его обитанию. Не задавал ли кто из вас себе вопрос: «Почему я родился ни где-то в Америке, но к примеру в России или Украине? Ни где-то в России, но в Америке, Германии или где-то в другом месте? Почему именно родился в наше время и еще жив, а не родился в 18-м веке? Ре инкарнация(переселение душ) здесь не в счет. Нет никакой ре инкарнации. Это ложь сатаны.

Так вот кроме времени, места написано самое главное для чего мы рождены: «дабы они (люди) искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем».

Как-то у меня произошел разговор с одним человеком. Так вот он упорствовал на мною сказанное место из Писания: «Бог дает тебе силу приобретать богатство» и говорил: «Если я сам не заработаю, то никакой Бог мне не поможет. Я сам себе бог».

На другой день он должен был приехать к нам, но не приехал. По звонку ответил, что прострелила поясница, не может подняться. Думаю Бог показал ему кто дает человеку силу (здоровье), чтобы он зарабатывал себе и своей семье, если есть, на хлеб. Скептикам говорю: «Проходите мимо».

Ищут ли люди Бога? Вопрос. Обычно у нас «как тревога, так до Бога», а в остальном надеемся на себя. Даже пословицу придумали для оправдания: «Бог! Бог! Не будь сам плох». Это говорят строители Вавилонской башни идущие строем в ад. Они надеются только на себя и свою религию, которая так же их туда приведет. Скажу по секрету. У религии нет настоящего Бога.

Итак, Богу принадлежит все. Он допускает нам временно жить на Его земле.

Знаете почему богатым все мало и мало денег? Они подвергнуты обману, что будут жить вечно, получив виртуальное тело в которое переселится их душа, после своей физической смерти. Никакого тела они не получат. Их просто обманули. После смерти, если они не примирились с Богом, попадут в ад на вечные страдания.

О богатом, который попал в ад, есть библейская история:

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (Лук.16:19-31)

Богатый попал в ад не потому, что был богат, но потому, что не покаялся в грехах перед Богом.

И еще одна история о богатом:

«Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». (Мар.10:17-25)

«Псалом Давиду». В некоторых списках нашел я: «единыя от суббот» , но в Ексаплах сего не прилагается. Впрочем, чтобы и сего не оставить неизъясненным, скажем: надобно знать, что сими словами означается Владычнее воскресение, после котораго все, земля и море, прияло лучи Боговедения. А таким образом псалом предвозвещает воскресение, а сверх того и восшествие Владыки на небеса.

. Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней.

«Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» . поелику Иудеи предполагали, что Господь обладает одною Палестиною, и о них только одних промышляет, будучи их только Богом, то пророческое слово весьма кстати научает, что обладает Он целою вселенною. Обладает же ею, не восхитив Себе власть, и не другаго кого лишив обладания, но Сам создав вселенную и приведя ее из небытия в бытие.

. Ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.

«Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть» . А сим указует не на создание только, но и на Промысл. Ибо земле, которая по природе суха, даровал соразмерную влажность, отвне и посреди ея поместив великия моря, и устроив, что посреди твердых земель или протекают весьма многочисленныя и великия реки, или струятся источники. А таким образом, доказав владычество Божие и предвозвестив Богопознание язычников, Пророк предлагает советы о добродетели, ведя опять речь в виде вопросов и ответов. Ибо говорит:

. Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?

«Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его?» Горою же называет здесь не земный, но небесный Сион, который указал нам блаженный Павел, говоря: «приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному» (). поелику предварительно научил, что Бог всяческих есть Творец и Создатель, то весьма кстати указует ведущий к Нему путь, и на вопрос дает ответ.

. Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно [ближнему своему].

«Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему» . Кто желает взойдти на оную гору, тому, говорит Пророк, надлежит очистить душу от неуместных помыслов и иметь руки свободными от подобных деяний. Ибо слово: «руки» употребил вместо слова: «деяния», а под словом «сердце» разумел помышления, потому что в сердце слагаем намерения, а руками приводим в действие. Говорит же Пророк, что таковому надлежит не желать ничего преходящаго и тленнаго. Ибо сие называет суетным. Так именует это и Екклесиаст, говоря: «суета суетствий, всяческая суета» (). И поелику с любостяжательностию бывают сопряжены лесть и нарушение клятв, то кстати вместе с тем запрещает и это: «и не клятся лестию искреннему своему» . Потом показывает плод сих добрых дел.

. Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.

«Сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего» : Весьма же прилично с благословением совокупил и милостыню; потому что почитаемое нами воздаянием дается людям по единому Божию человеколюбию, и всякая человеческая правда ничего не значит в сравнении с дарами ниспосылаемыми от Бога, не говорю уже о дарах будущих, которые превышают и помышление человеческое.

. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

«Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля» . Вознамерившиеся вести жизнь по сим правилам, говорит Пророк, действительно вожделевают узреть законоположника добродетели, Который древле сподобил некогда явления Своего и великаго Иакова. Посему, как в одиннадцатом псалме, говоря об ином роде, живущем во всякой злобе и во всяком лукавстве, умолял Бога: «Ты Господи сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век» , так здесь возвещают противное: «сей род ищущих Господа» . Ибо, по воплощении Бога и Спасителя нашего, вся земля и море, уверовав божественной проповеди, оставили отеческих богов и взыскали Бога Иаковля. Так Пророк, предсказав спасение вселенной, научает приступивших к вере, что Владыка Христос не только воскрес, разрушив державу смерти, но и восшел на небеса. А поелику двадцать первый псалом заключал в себе предвещание о спасительных страданиях и пророчество о спасении язычников, то кстати и здесь, упомянув опять о язычниках и предрекши их Богопознание, предызображает Владычнее восшествие на небо и показует нам лики Ангелов, из которых одни предшествуют Владыке Христу, а другие свыше вопрошают, и желают познать, что значит чудное сие зрелище.

. Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.

. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

. Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – царь славы.

«Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен во брани» .

«Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» .

«Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы» .

Никто да не подивится, слыша о незнании невидимых сил. Ибо не имеют предведения, и не все знают; ведение же сие имеет одно Божественное естество. Ангелы и Архангелы и другие лики невидимых Сил знают в той только мере, в какой научены. Почему и божественный Апостол, разсуждая о них, сказал: «да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия» (). Если же и из того, что совершается в Церкви, точнее узнают Божию премудрость, то нет ничего страннаго, что горния Силы не познали тайны вознесения Христова, увидев естество человеческое, но не усмотрев сокровеннаго в нем Божества. Но если кто не согласится допустить сию мысль, то пусть из объясненнаго в сем псалме извлечет решение и для настоящаго места. Выше Пророк наставление о нравственной добродетели представил в виде вопроса и ответа, сказав: «кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его?» и предложив сей вопрос, присовокупил ответ: «неповинен рукама, и чист сердцем» и т. д. Представь и здесь подобный образ речи, положи, что вопрошающие предлагают вопрос не по незнанию, но чтобы сим провозглашением научить всех человеков о владычестве Восходящаго на небо. Почему ответствующия Силы говорят, что Он Царь славы, как от всех приемлющий славу и имеющий истинное и постоянное царство. Называют же Его и Господом крепким и сильным в брани, потому что разрушил жестокое мучительство диавола и разсеял обольщение покорных ему демонов. Дается же повеление вратам вечным, чтобы отверзлись, потому что не были еще отверсты для естества человеческаго, и никто из человеков никогда не проходил оными. Но вочеловечившийся Бог-Слово, восприяв наш начаток, возвел оный на небеса, «и седе одесную величествия на высоких» (), «превыше всякаго начальства и власти и господства, и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем» (). Восхищен был и великий Илия, впрочем не на небо, но «яко на небо» (). Так, после перваго вопрошения и ответа, снова одни вопрошают, другие ответствуют, и дознают, что «Господь Сил, той есть Царь Славы» , то есть, Творец и Создатель Ангелов и Архангелов и всякаго невидимаго и сотвореннаго естества.