Социалистический реализм. Теория и художественная практика

Социалистический реализм (проф. Гуляев Н.А., доц. Богданов А.Н.)

Социалистический реализм зародился в начале XX в., в эпоху империализма, когда противоречия, свойственные буржуазному обществу, достигли своего предела, когда пролетариат, возглавляемый коммунистическими партиями, развернул победоносную борьбу за завоевание власти, за социалистический строй жизни. Дальнейшее развитие этот метод получил после Октябрьской революции и формирования мировой социалистической системы, завоевав сердца и души самых передовых писателей не только социалистических, но и капиталистических стран. В настоящее время под знаменем нового реалистического искусства сражаются лучшие художники мира. Социалистический реализм - ведущий художественный метод современности, качественно новый этап в художественном развитии всего человечества.

Метод и революционная борьба эпохи

Новаторство творчества социалистических реалистов определяется прежде всего их глубоким постижением нового в самой действительности. Героические выступления рабочего класса, национально-освободительное движение колониальных и зависимых народов, строительство социализма и коммунизма в СССР создали в XX в. такие условия для творчества, каких не знала человеческая история.

Революционная борьба дала передовому писателю материал исключительной эстетической ценности: напряженные, невиданные по своему размаху общественные конфликты, подлинных героев - людей революционного действия, обладающих мощными характерами, яркой индивидуальностью. Она вооружила его четким общественно-эстетическим идеалом. Все это позволило коммунистически мыслящим художникам создать искусство больших страстей, большого социального и психологического драматизма, глубоко человечное по своей сущности.

Пролетарские революции, ярко выявив все лучшие, что заключено в трудовом народе и его коммунистическом авангарде (беззаветную преданность свободе, человечность, чистоту моральных побуждений, силу воли и исключительное мужество), тем самым в максимальной степени раскрыли эстетические богатства жизни, создав объективные предпосылки для возникновения реалистической литературы нового типа.

Вполне закономерен тот факт, что социалистический реализм впервые возник в России. Русский пролетариат обладал наибольшей революционной активностью, во главе его стояла действительно революционная марксистско-ленинская партия, которая раньше других повела народные массы на штурм капитализма и вдохновила их на борьбу за построение социалистического и коммунистического общества. Героическая борьба русского рабочего класса за власть, за социалистические общественные отношения еще до 1917 г. получила свое художественное отражение в произведениях М. Горького ("Мать", "Враги", "Лето"), А. Серафимовича ("Бомбы", "Город в степи"), Д. Бедного и других представителей нового реалистического искусства.

Формирование социалистического реализма в России было определено не только революционно-освободительным движением, но также передовыми художественными традициями русской литературы и высоким уровнем развития русской эстетической мысли. Особое значение имело творчество русских классиков XIX в. и эстетические идеи русских революционеров-демократов.

В творчестве социалистических реалистов впервые в истории литературы получили ясное выражение задачи рабочего класса, его устремленность к коммунизму. Общественный идеал понимался ими не только как мечта, но и как вполне достижимая цель в борьбе за социалистическое преобразование общества.

Социалистический реализм - это искусство, активно агитирующее за свершение социалистической революции, за коммунистический строй жизни, за свободу и счастье человека на земле. Его освободительная, гуманистическая миссия (прежде всего и придает ему новаторские черты. Борьба за идеал в произведениях социалистических реалистов осуществляется в форме правдивого воспроизведения действительности, живых. процессов истории. Социалистическому реализму по самой его природе чужда иллюстративность. Вы содействуете победе новых сил в России, в ее борьбе за свободу", - писали основоположнику социалистического реализма М. Горькому в первый год революции американские писатели и художники * . Произведения советских писателей знакомили читателей России и зарубежных стран с правдивыми картинами жестоких классовых боев за свободу народа, помогая тем самым людям разных национальностей вступить на путь революционной борьбы, вдохновляли их, вселяли веру в победу. Отзыв марсельского рабочего об эпопее Серафимовича является одним из многочисленных свидетельств этого: "Железный поток" мне очень понравился, и я замечал, что он нравится всем лучшим борцам; самым активным, для которых революционное действие стало потребностью... Многие пролетарии чувствуют то же нетерпение, оно сжимает и наши сердца... Поэтому читать "Железный поток" - это значит немного участвовать в Революции, примкнуть к человеческому потоку, который ничто не может остановить" ** .

* (Цит. по кн.: "Советская литература за рубежом". М., "Наука", 1962, стр. 48. )

** (Советская литература за рубежом, стр. 54. )

Исторически достоверно и художественно впечатляюще воссоздавая эпизоды фронтовой и мирной жизни нашего народа, советские писатели способствовали разоблачению клеветнических измышлений буржуазной прессы о нашей действительности. "Если вы хотите знать, что представляет собой труд в социалистическом обществе, прочтите роман В. Ажаева "Далеко от Москвы", - обращался к своим соотечественникам англичанин Д. Линдсей. - Книгу эту надо дать тем запутавшимся людям, которые целиком или частично попали на удочку клеветников о принудительном труде в Советском Союзе и "тоталитарном контроле". Когда вы ее закончите, вы узнаете всех ее главных героев, как своих старых друзей, и почувствуете, что вас так же, как и их, глубоко волнует успех прокладки нефтепровода. Я не знаю ни одной книги, которая сделала бы тему труда столь всепоглащающей, драматической и по-человечески волнующей" * .

* (Цит. по кн.: С. Филиппович. Книга идет по свету, стр. 71. )

Книги писателей социалистического реализма активно вторгались и вторгаются в самую гущу жизни, помогая решению сложных вопросов жизненной практики. В этом отношении исключительно важную роль сыграл роман Шолохова "Поднятая целина".

Роман Леонова "Русский лес", как и многие другие книги советских писателей, вызвал острые дискуссии и среди специалистов-лесоводов, и среди широких кругов советской общественности. "Мне, и как лесному специалисту, хотелось отметить, что глубоко проанализировав состояние лесного хозяйства и неотложные нужды лесов, автор "Русского леса" сумел безошибочно отыскать в нем больные места и обнажить кровоточащие раны в лесном организме", - писал доктор сельскохозяйственных наук Н. Анучин * . Эта книга содействовала борьбе за сохранение "зеленого друга". С позиций коммунистической партийности художники социалистического реализма раскрывали и серьезные недостатки в сельском хозяйстве, помогали народу и правительству наметить пути их преодоления.

* (Читатели, о романе Л. Леонова "Русский лес". "Литературная газета", 1954, 23 марта. )

Умение верно понять тенденции общественного развития дает возможность советским писателям верно ориентироваться в сложном водовороте политических событий.

Марксистско-ленинское мировоззрение предоставляет художнику возможность понять действительность в ее движении к коммунизму, оценить поэтичность героики революционной борьбы, красоту новых социалистических отношений. Оно дает писателю те крылья, которые помогают ему увидеть жизнь в верной исторической перспективе.

Генезис социалистического реализма

Новое социалистическое искусство исторически сложилось на основе использования многовекового художественного опыта народов. Оно впитало в себя и реалистические, и романтические традиции писателей разных стран и наций. Поиски ими художественных средств глубокого отражения правды жизни в искусстве были продолжены социалистическими реалистами.

Одним из важнейших истоков нового искусства явилось творчество пролетарских поэтов, связанных с чартизмом (Линтон, Джонс, Масси), с революцией 1848 г. в Германии (Гейне, Гервег, Веерт, Фрейлитрат) и в особенности с Парижской Коммуной (Потье, Мишель и др.). В русской революционной поэзии пролетариата близки к произведениям социалистического реализма песни Л. Радина, Г. Кржижановского и других участников марксистского движения 90-х годов. Тесная связь с социалистической идеологией, ярко выраженная тенденциозность, революционно-пропагандистская направленность творчества зарубежных и русских пролетарских поэтов - все это предвосхищает литературу социалистического реализма. Не случайно и "Интернационал" Потье в русском переводе А. Коца, и "Смело, товарищи, в ногу", и "Варшавянка" Г. Кржижановского стали любимыми песнями рабочих и до сих пор сохраняют свою могучую агитационную силу.

Однако существенной ошибкой является отождествление всего пролетарского искусства и в прошлом и в настоящем с социалистическим реализмом. В действительности же понятие "пролетарское искусство" гораздо более емкое и широкое: оно включает в себя и творчество художников, стоящих на социалистических позициях, но далеких от реалистических принципов отражения жизни. Так, почти все непосредственные предшественники социалистического реализма, в том числе и Радин, и Коц, стояли на позициях прогрессивного романтизма. Путь от этого метода в раннем творчестве к социалистическому реализму прошли и Горький, и Тихонов, и Малышкин, и Вишневский, - представители самых различных этапов советской литературы.

Важное значение в становлении нового искусства имело овладение художественными достижениями критического реализма. Пролетарские писатели учились у Л. Толстого, Чехова и других классиков не только великолепному мастерству реалистической типизации, они продолжали и развивали их гуманистические и демократические традиции. Особенно близки им были Н. Г. Чернышевский и его соратники. В романе Чернышевского "Что делать?" и в других произведениях революционных демократов 60-х годов показывалось, как участие в борьбе за будущее духовно преображает людей. Однако даже лучшим из этих книг были присущи элементы абстрактности, аллегоричности и фантастичности в изображении путей борьбы за социалистические идеалы. Чернышевский вынужден был прибегать или к намекам, недомолвкам (при изложении биографии Рахметова), или к утопической фантастике (сны Веры Павловны). Более же конкретное изображение общественной деятельности "новых людей": организация швейных мастерских, просветительские мероприятия и т. д., - отличались утопичностью и были далеки от действительности. Не случайно все попытки организовать подобные коммуны В. Слепцовым и другими последователями Чернышевского были обречены на неудачу. Все это свидетельствовало об известной ограниченности критического реализма в изображении ростков нового, того, что только нарождалось и утверждалось.

Придавая большое значение новому пролетарскому социалистическому искусству, К. Маркс и Ф. Энгельс обоснованно критиковали его представителей за недостаточную историческую конкретность и глубину изображения жизни. Они прозорливо предсказывали возникновение нового художественного метода, сочетающего в себе социалистическую идейность с богатством реалистической формы. Драма будущего, по мнению Энгельса, должна представить собой "полное слияние большой идейной глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и богатством действия" * .

* (К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, стр. 23. )

Новое реалистическое искусство, по мысли основоположников научного коммунизма, вырастет на почве развитой освободительной борьбы, оно отразит исторически-конкретные тенденции развития - кризис капиталистического общества и неизбежность победы социалистической революции. Их предсказания подтверждаются зарождением и развитием нового художественного метода в России, куда в конце XIX в. переместился центр революционного пролетарского движения и где были наиболее сильны реалистические традиции.

Развитие социалистического реализма в литературе зарубежных стран

Тем не менее совершенно необоснованными являются попытки представить социалистический реализм лишь достоянием русской литературы, а его дальнейшее распространение во всем мире объяснять непосредственным воздействием советского искусства. Творчество художников, овладевших новым методом за рубежом, породила сама жизнь, практика революционно-освободительной борьбы. Несмотря на многие общие черты, освободительное движение развивается в каждой стране своеобразно, имеет ряд специфических особенностей, отражающихся и в литературе. "Методы, разработанные в социалистической стране, - говорил Д. Линдсей в своем выступлении на Втором съезде советских писателей, - нельзя перенимать механически, без разбора. Их необходимо просеивать и применять по-своему, иначе они могут привести к обратным результатам".

Возникновение социалистического реализма за рубежом происходило не только под влиянием собственного революционного опыта, но и под воздействием своих художественных традиций. Становление нового метода в Исландии связано также с творческой переработкой устнопоэтического наследия народа, и прежде всего саг. Об этом убедительно свидетельствуют произведения X. Лакснесса, творчество которого по своему объективному смыслу близко к социалистическому реализму. В его романах и повестях "Самостоятельные люди", "Исландский колокол", "Салка Валка", "Атомная станция" и других центральное место занимает человек большого мужества, напоминающий героев древних саг. Он возглавляет борьбу народа за национальную самостоятельность своей родины, выступает против захватнической политики США, принимает участие в пролетарском движении, сохраняя верность социалистическому идеалу.

В литературах стран Африки, недавно завоевавших национальную свободу, утверждение нового метода происходит в еще более сложных условиях. Влияние фольклора здесь сталкивается с воздействием традиций, идущих от литератур бывших метрополий.

Социалистические реалисты опираются в своем творчестве на прогрессивные традиции различных направлений и методов. В развитии творчества И. Бехера большую роль сыграли не только пролетарские поэты и классики XVIII в., но и немецкие романтики. "Когда мы говорим о нашем прекрасном немецком языке, мы прежде всего думаем о Гете, Шиллере, Гельдерлине, Гейне..., - утверждал он. - Все они... щедро одарили наш народ шедеврами словесного искусства..." * .

* (И. Бехер. Любовь моя, поэзия. М., 1965, стр. 80. )

Возникновение и утверждение социалистического реализма в России и за рубежом не проходило изолированно. Общеизвестно огромное значение А. М. Горького и В. В. Маяковского в развитии нового метода на Западе и Востоке. Их произведения помогли передовым зарубежным писателям утвердиться на новых творческих позициях.

Социалистические реалисты всех стран служат одной великой цели - утверждению коммунизма. В этих условиях творческое взаимодействие между писателями разных наций оказывается наиболее тесным и плодотворным.

Международные литературные контакты в самых различных формах особенно расширились после второй мировой войны, в период образования мировой социалистической системы. Послевоенная эпоха ознаменовалась тесным взаимодействием национальных культур, интенсивным обменом духовными ценностями всех народов, вставших на путь строительства новой жизни. Тем не менее литературные влияния никогда не были определяющим фактором в развитии искусства. Литература прогрессирует прежде всего под воздействием тех перемен, которые происходят в самой жизни, в практике революционных преобразований. Сходные общественные условия вызывают к жизни родственные литературные процессы.

Почти одновременно с Россией социалистический реализм зародился в Дании, где в 1906-1911 гг. М. А. Нексе был создан роман "Пелле-завоеватель", получивший положительную оценку В. И. Ленина * . Появление этого произведения было вызвано прежде всего революционной борьбой датского народа, в частности мощной забастовкой 1898 г. Плодотворное влияние на его создание оказали также прогрессивные традиции скандинавской литературы. На национальной почве пробились ростки нового искусства в произведении А. Барбюса "Огонь", где талантливо показано пробуждение революционного сознания масс.

* (См.: Ф. Наркирьер. М. А. Нексе и возникновение социалистического реализма в Дании. В сб.: "Генезис социалистического реализма в литературах стран Запада". М., 1965. )

Питаясь соками освободительного движения, социалистический реализм в нашу эпоху стал ведущим художественным методом современности. Он собрал под свои знамена наиболее прогрессивных писателей мира - Д. Олдриджа, Д. Линд-сея (Англия); А. Стиля, П. Декса, П. Элюара (Франция); Н. Хикмета (Турция); П. Неруду (Чили); Ж. Амаду (Бразилия) и многих других.

Развитие социалистического реализма в русской литературе

Особенно больших успехов писатели социалистического реализма достигли в СССР и других социалистических странах После Октябрьской революции в стране Советов были созданы самые благоприятные условия для расцвета культуры. А. М. Горький, В. В. Маяковский и многие другие советские прозаики, поэты и драматурги внесли ценнейший вклад в мировую литературу и оказали огромное влияние на развитие нового художественного метода за рубежом.

На основе успешного и интенсивного развития нового искусства стало возможным его теоретическое осмысление.

К определению основных принципов социалистического реализма марксисты обратились еще при его возникновении В. И. Ленин в своей гениальной статье "Партийная организация и партийная литература" обосновал основной принцип нового метода - коммунистическую партийность - и охарактеризовал определяющие черты новой литературы: связь с революционной борьбой рабочего класса, с социалистической идеологией, служение трудовому народу. "Это будет, - писал В. И. Ленин, - свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата..." * .

* (В. И. Ленин о литературе и искусстве, стр. 90. )

А. В. Луначарский, В. В. Боровский, М. Ольминский и другие марксистские критики в своих статьях и выступлениях также предсказывали возможность формирования нового искусства пролетариата и определяли его своеобразие: социалистическую идейность, способность изображать жизнь в широкой исторической перспективе. В 1907 г. в статье "Задачи социал-демократического художественного творчества" Луначарский высказал мнение о возникновении пролетарского реализма в социал-демократической беллетристике. А в 1914 г. Ольминский отмечал такие важнейшие особенности метода пролетарской литературы, как умение на основе глубокого изучения действительности выявить тенденции ее развития: "Только имея перед глазами... маяк конечной цели, вы не превращаете движение в бесплодную сутолоку. Люди того класса, который боится глядеть в будущее, назовут вашу цель утопией, - не бойтесь слов. Лишь бы ваша "утопия" была плодом добросовестного и беспристрастного изучения тенденций развития - можете быть уверены, что в конце концов беспочвенными утопистами окажутся именно ваши трезвые противники" * .

* (М. Ольминский. По литературным вопросам. М., 1932, стр. 64. )

М. Горький еще в дореволюционные годы стремился дать теоретическое истолкование особенностей нового художественного метода. Осознание своеобразия нового реалистического искусства у него складывалось в борьбе с декадентством, с теми настроениями пессимизма, неверия в будущее, которые охватили известные слои русской интеллигенции в годы реакции. Самым решительным образом осуждая писателей, забывающих о своем гражданском долге, Горький призывал их сблизиться с народом, который после многовековой спячки проснулся к революционному действию: "Всюду массы народные - источники всех возможностей, единственные силы, способные создать действительное возрождение жизни, - всюду они приходят в брожение с быстротою, которую едва ли наблюдала история прошлого" * . Все подлинно величественное и прекрасное он находит в народной, пролетарской среде. "... Для меня революция, - пишет Горький С. А. Венгерову в 1908 г., - столь же строго законное и благостное явление жизни, как судороги младенца в утробе матери, а русский революционер... - феномен, равного которому по красоте духовной, по силе любви к миру я не знаю" ** .

* (М. Горький. Собр. соч., т. 29, стр. 23. )

** (М. Горький. Собр. соч., т. 29, стр. 74. )

Новая реалистическая литература осознается Горьким прежде всего в своей общественно-преобразующей функции, как мощный двигатель социального прогресса. Ее назначение он видит в том, чтобы раздузать искры нового в яркие огни, готовить трудящихся к революционному штурму старого мира.

В выступлениях Ленина, Горького, Воровского, Луначарского формирование нового социалистического искусства осмысливается как проявление объективной исторической необходимости. Освободительное пролетарское движение, согласно марксистско-ленинскому учению, с неизбежностью порождает на высшем своем этапе художественное творчество нового типа. Социалистический реализм возник именно как выражение исторически назревших классовых, эстетических потребностей пролетариата, а не явился результатом "указаний сверху", как об этом любят говорить ревизионисты от эстетики, относящие зарождение метода лишь к 30-м годам XX в. Подобные теоретики отлучают Горького от нового искусства, объявляя его лишь продолжателем традиций классиков критического реализма.

В действительности социалистический реализм сложился под влиянием определенных исторических обстоятельств, а не явился следствием волевого решения отдельной личности. Он сформировался задолго до того, как найдено было его терминологическое обозначение в 1934 г., которое лишь узаконивало существование метода в творчестве советских писателей.

Понятие "социалистический реализм" выработалось не сразу. Еще в 20-е годы в оживленных дискуссиях на страницах газет и журналов велись поиски определения, которые отразило бы идейно-эстетическое своеобразие нового искусства. Одни (Гладков, Либединский) предлагали назвать метод пролетарским реализмом, другие (Маяковский) - тенденциозным, третьи - (А. Н. Толстой) - монументальным. Наряду с другими употреблялся и термин "социалистический реализм", который впоследствии получил всеобщее распространение.

Определение социалистического реализма впервые было сформулировано на I съезде писателей СССР в 1934 г. и до сих пор не утратило своего основополагающего значения: "Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачами идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма". Впоследствии было отмечено, что этот метод предполагает понимание писателем основных задач, стоящих перед советским народом; на данном этапе - это строительство коммунизма, воспитание активного борца за новое, человека будущего общества.

Социалистический реализм активен по своей природе. Характеризуя его особенности, М. А. Шолохов заявил в своей речи при присуждении ему Нобелевской премии: "Его своеобразие в том, что он выражает мировоззрение, не приемлющее ни созерцательности, ни ухода от действительности, зовущее к борьбе за прогресс человечества, дающее возможность постигнуть цели, близкие миллионам людей, осветить им путь борьбы".

Социалистический реализм, проникнутый марксистско-ленинской идеологией, - искусство партийное. Оно открыто защищает интересы рабочего класса, всех трудящихся масс. Коммунистическая партийность является источником его эстетической силы. Она обеспечивает глубокое проникновение в общественные процессы, в мысли и чувства людей, самое правдивое и самое объективное раскрытие сущности жизни.

Субъективные стремления коммунистически мыслящих писателей соответствуют объективней логике общественного развития. Марксистско-ленинское мировоззрение позволяет социалистическому реалисту просветить, словно рентгеном, жизнь до самых ее сокровенных глубин, обнажить ее скрытые связи, сорвать маску ложного гуманизма с "рыцарей наживы", показать подлинное моральное благородство и величие героев пролетарского и национально-освободительного движения.

Писатели социалистического реализма принципиально по-новому освещают путь борьбы за будущее. Они связывают его наступление не только с просветительской деятельностью, не только с моральным обновлением общества. Новая эра ими осознается, как закономерный результат общественного прогресса, подготавливаемый в ходе революционных боев рабочего класса и его союзников с реакцией. Если художники XVIII и XIX вв.. борясь за жизнь, достойную человека, уповали прежде всего на силу слова, морального примера (Дидро, Фильдинг, Бальзак, Тургенев, Л. Толстой и др.), то Горький, Маяковский, Серафимович и другие классики советской литературы решающую силу исторического процесса видят в борьбе народных масс. В связи с этим битва за будущее развертывается в их произведениях не только в сфере идей, но и как отражение реальных забастовок, сражений на баррикадах, справедливых войн и т. д.

Новый взгляд на общество открыл перед социалистическими реалистами богатейшие перспективы реалистического изображения людей революционного действия. Эти перспективы раскрываются в их творчестве в практике живой революционной борьбы, в соответствующих обстоятельствах. Все это позволило нарисовать образ положительного героя исторически конкретно, художественно выразительно, показать его как полнокровную человеческую личность.

Марксистско-ленинское мировоззрение делает писателя прозорливым. Оно дает возможность талантливому художнику правдиво запечатлевать не только устоявшиеся, но и зарождающиеся явления жизни, предвидеть их массовое распространение в будущем. Своим умением прозорливо раскрывать перспективы развивающихся событий, представители социалистического реализма превосходят критических реалистов, которые в силу своей исторической ограниченности далеко не всегда верно определяли тенденцию общественного развития и поэтому при воплощении нового часто отходили от реалистических принципов изображения. Достаточно напомнить, что И. А. Гончаров, создав многогранные жизненно-достоверные образы Александра Адуева, Обломова, Райского в своих романах "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв", глубоко отразивших жизнь дворянства, в то же время вынужден был ограничиться весьма схематичным, односторонним, лишенным исторической конкретности изображением Штольца и Тушина - представителей нового, только что складывающегося типа буржуазных дельцов, а при изображении революционера Марка Волохова впал в явную карикатурность, извратив многие черты участников освободительного движения. Все это было связано прежде всего со слабостью мировоззрения Гончарова, которая ограничила метод критического реализма в отражении новых, только что складывающихся явлений действительности. Эта ограниченность при изображении революционных событий и их участников проявилась также в творчестве И. С. Тургенева ("Отцы и дети", "Новь"), Л. Н. Толстого ("Воскресение"), А. П. Чехова ("Невеста") и других художников слова - вплоть до А. И. Куприна, И. А. Бунина, Л. Андреева, не сумевших осознать и тем более верно отразить освободительное движение масс в начале XX в.

Писатели, овладевшие методом социалистического реализма, впервые в истории мировой литературы сумели исторически конкретно показать пути борьбы народа за свое освобождение Естественно, что они опирались при этом как на достижения теории научного социализма, так и на опыт массового движения, получившего в России огромный размах. Горький, Серафимович, Бедный, Андерсен-Нексе, Барбюс не декларировали, как в ранней социалистической поэзии, идеи революционной борьбы; они художественно убедительно воплощали в своих произведениях динамику самого общества, раскрывали характеры героев именно так, что читателю становилось ясно, как обогащает личность человека участие в борьбе за социализм, как выявляются в революционных событиях ее лучшие качества, как растет она духовно. Типичны в этом отношении судьбы Ниловны и Павла в повести Горького "Мать", Марьи в рассказе Серафимовича "Бомбы", Павла Корчагина в романе "Как закалялась сталь" Н. Островского и др.

В литературе социалистического реализма общественно-эстетический идеал получил впервые в истории мирового искусства свое наиболее полное, а главное - точно соответствующее самой жизни воплощение в образе положительного героя. Ведь не случайно многие художники прошлого, не находя соответствующего их идеалам героя в современной действительности, либо обращались к историческому прошлому, явно модернизируя его представителей (Дон Карлос и маркиз Поза в "Дон Карлосе" Шиллера, Державин и Войнаровский в одноименных произведениях Рылеева, Тарас Бульба у Гоголя), либо создавали идеализированные, лишенные бытовой достоверности образы современников (Костанжогло и Муразов во втором томе "Мертвых душ" Гоголя).

На основе метода, воспроизводящего жизнь в ее перспективном развитии, художники впервые в истории мировой литературы сделали носителем и выразителем своего эстетического идеала подлинного героя современности - рабочего-революционера, вставшего на путь борьбы за социализм, сохранив при этом историческую конкретность и жизненную достоверность образа. Именно этими особенностями объясняется замечательная сила впечатляющего воспитательного воздействия на читателей Давыдова, Мересьева, Воропаева и многих других героев советской литературы.

Не ограничиваясь изображением судеб рядовых представителей народа и его выдающихся руководителей, социалистические реалисты глубоко и разносторонне показали народные массы как движущую силу истории. Никогда еще массовые сцены не занимали такого важного и центрального места в произведениях самых различных жанров, а главное не оказывали такого прямого и определенного воздействия на решение центральных конфликтов, как в искусстве социалистического реализма. Показательны в этом плане "Железный поток" Серафимовича, "Хорошо!" Маяковского, "Оптимистическая трагедия" Вишневского.

Овладев подлинно научным подходом к явлениям общественной жизни, став на позиции революционного народа и его передового отряда - Коммунистической нартии, писатели смогли верно распознавать и оценивать самые основные жизненные конфликты в прошлом и настоящем, отражать их непосредственно в сюжетах своих произведений. Так, например, если у русских писателей - критических реалистов начала XX в.- в центре внимания находилось изображение столкновений "маленьких людей" - крестьян, ремесленников, демократически настроенных интеллигентов - с отдельными угнетателями - кулаками, помещиками, буржуазными предпринимателями, то у Горького и Серафимовича, выступивших в это же время с произведениями "Враги", "Лето", "Город в степи", раскрывалось главное противоречие эпохи - между революционным пролетариатом и крестьянством, с одной стороны, и самодержавно-буржуазным строем и его защитниками - с другой.

Социалистический реализм предоставляет безграничные возможности для резкого, непримиримого, обличительного изображения как явных и скрытых врагов народа, так и тех глубоко заблуждающихся и ошибающихся людей, которые действуют им наруку. Это подтверждается прежде всего сатирическими образами произведений Горького, Маяковского, Бедного, Ильфа и Петрова, Маршака, Корнейчука и многих других советских писателей.

Даже такой имеющий многовековые традиции жанр, как басня, Д. Бедный возродил и значительно обновил с позиций социалистического реализма. Это сказалось, в частности, в усилении политической направленности, классовой непримиримости в произведениях поэта, написанных еще в царское время ("Дом", "Кларнет и Рожок", "Лапоть и Сапог" и др.). Отмечая непосредственную связь своего творчества с басенным творчеством одного из основоположников критического реализма в русской литературе И.А.Крылова, Д. Бедный с полным основанием утверждал: "Скотов, которых он гонял на водопой, я отправлял на живодерню" (стихотворение "В защиту басни").

Однако и в тех произведениях, в которых не уделяется достаточного внимания обрисовке отрицательных персонажей, отчетливо и ясно показаны перспективы напряженной и непримиримой борьбы с ними и с теми условиями, которые их порождают. Даже тогда, когда положительные герои терпят поражение в борьбе с врагами, художники социалистического реализма всем ходом событий убеждают читателей з закономерности и неизбежности победы дела, за которое они боролись. Достаточно напомнить проникнутые духом исторического оптимизма финалы "Разгрома" Фадеева или "Поднятой целины" Шолохова.

Социалистическое искусство глубоко оптимистично и жизнеутверждающе. Оно умеет зорко разглядеть новое, прогрессивное в нашей жизни, талантливо и ярко показать красоту мира, в котором мы живем, величие целей и идеалов человека нового общества. Однако оно не должно проходить мимо недостатков, свойственных нашей действительности. Критика их в произведениях искусства полезна и необходима, она помогает советским людям преодолевать эти недостатки.

Социалистический реализм сочетает критическую направленность против всего чуждого нашему строю с утверждением его основных принципов. Этот жизнеутверждающий характер литературы не является декларативным, не имеет ничего общего с лакировкой жизни. Оптимистический пафос обусловлен глубоким познанием законов исторического развития и уверенностью, подтвержденной многовековой эволюцией человечества, в том, что подлинно передовое и демократическое, в конечном счете, всегда побеждает силы реакции и деспотизма, как бы сильны они ни были. Этот жизнеутверждающий характер социалистического реализма с яркостью проявился даже в таких жанрах, как трагедия и реквием, определив их новаторский характер ("Оптимистическая трагедия" Вишневского, "Гибель эскадры" Корнейчука, "Реквием" Рождественского и т. д.).

Основной задачей советской литературы является непосредственное изображение новой жизни, конкретное воспроизведение всего того, что предвосхищает коммунистические отношения в труде, в быту, в сознании людей. Отсюда стремление художников запечатлеть достижения в строительстве бесклассового общества, поддержать все передовое, рождающееся в жизни.

В современной критике высказываются мнения о том, что для писателя социалистического реализма безразличен материал, с которым он имеет дело. Важен лишь взгляд на изображаемое, его оценка с позиций коммунистической партийности. Подобная концепция получила даже афористическую формулировку: "Нет мелкотемья, есть мелкодумье". Конечно, величие нашей эпохи можно уловить и в малом, однако раскрыть его невозможно, если художник будет ходить лишь по проселочным дорогам и тропам, уклоняясь от магистральных путей общественного развития. Новое особенно ярко проявляется в конфликтах большого масштаба, рождающихся в напряженной общественной борьбе за строительство коммунизма.

В выдающихся произведениях советской литературы - в "Молодой гвардии", "Поднятой целине", "Русском лесе" и др.- характер настоящего человека проверяется в событиях истории. Герой проходит в них испытание на прочность в огне войн, в сражениях на трудовом фронте, в битвах в науке.

Романтика в социалистическом реализме

Жизнеутверждающий пафос литературы социалистического реализма питается возвышенными, прекрасными явлениями самой действительности, глубокой убежденностью писателей в окончательном торжестве коммунизма, какие бы трудности ни встречались на пути к его достижению. Изображая настоящее, советские писатели уверенно заглядывают в завтрашний день советского народа. Их мечта о будущем основана на трезвом изучении настоящего, тенденций его развитий. Именно отражение героического, возвышенного в борьбе народа за коммунистическое будущее и определяет сущность социалистической романтики. Она не имеет ничего общего с бесплодным фантазированием и прожектерством. Ее источник - сама жизнь в своем непрерывном движении вперед.

Романтика как стремление к возвышенному прошла весь долгий путь исторического развития человечества, приобретая в каждую эпоху новый колорит. Ее содержание связано с самыми лучшими порывами человека к свободе, любви, дружбе, к борьбе за счастье людей. В условиях антагонистического классового общества романтика постоянно вступала в непримиримое противоречие с господствующим феодальным или буржуазным строем. Частнособственнический режим душил все человеческое, опровергал прекрасные и возвышенные мечты. Отсюда и то крушение иллюзий, которое свойственно героям Шекспира, Бальзака, Пушкина и Флобера. Классики мировой литературы впечатляюще показали столкновение прекрасных, романтически настроенных героев с враждебными им законами жизни феодального и буржуазного общества.

В советском обществе романтика приобретает иной характер. Утопические в прошлом мечты людей о подлинно человеческих взаимоотношениях и счастье становятся явью. Борьбой рабочего класса и крестьянства, их героическим трудом в нашей стране создана небывалая в истории действительность, которая является основой для создания художественных произведений, реалистических и романтических одновременно. Романтика придает реалистической литературе необходимую приподнятость, эмоциональную выразительность, спасая писателя от объективизма и натуралистического описательства.

"Романтизм - это тот гормон, который поднимает художественное ремесло на уровень подлинного искусства, - писал Л. М. Леонов.- И постольку всякий реализм, - поскольку он не хочет выродиться в мелкотравчатый натурализм, должен быть романтическим" * .

* (Л. Леонов. Шекспировская площадность. "Советское искусство", 1933, № 5 (112), 26 января. )

Романтика мировосприятия советских писателей вырастает из живой советской действительности и "выступает как необходимый и важнейший элемент всякого большого, подлинного", "крылатого реализма" * . В ней отражаются существенные стороны жизни советских людей, поэтому в новое реалистическое искусство она входит естественно и органично. Слияние "сущего" и "должного" в этой литературе приобретает характер новой закономерности, так как зиждется на воспроизведении реальных процессов самой действительности. Именно отсюда проистекает синтетичность социалистического реализма.

* (А. Фадеев. За тридцать лет, стр. 354. )

Романтика жизни в искусстве воплощается по-разному. Наиболее адекватным для ее отражения методом был и остается романтизм. Не случайно, и М. Горький, и Н. Тихонов, и В. Вишневский и многие другие прозаики, поэты, драматурги в своем стремлении показать героику борьбы обратились именно к этому методу в своем раннем творчестве и остались верными лучшим его традициям и после овладения социалистическим реализмом.

Вместе с тем жизненная романтика может быть воплощена методами реалистического искусства.

Именно различное отношение к усвоению и творческому развитию художественного опыта прогрессивного романтизма и критического реализма у советских художников дало основание теоретикам поставить вопрос о двух основных стилевых течениях в едином направлении современной литературы народов СССР. К одному из них, развивающему и продолжающему традиции прогрессивного романтизма, широко использующему его стилистические средства и формы (в частности, условные приемы композиции, символы и аллегории, синтетические жанры и т. д.), относят творчество Вишневского, Светлова. К другому, следующему традициям критического реализма в стилистических приемах объективного отражения действительности, принадлежат Федин и многие другие. Следует подчеркнуть, что по типу своего мировоззрения, составляющего основу художественного метода, представители обоих стилевых течений друг от друга не отличаются. И для А. Довженко, следующего романтическим традициям, и для К. Федина, тяготеющего к реалистическим, характерен общий подход к оценке жизненных явлений с позиций марксистско-ленинского мировоззрения.

Известное стилевое единство писателей реалистического или романтического стилевых течений объясняется сходством их художественного мышления, которое обусловлено особенностями их мировосприятия. Будучи марксистами в понимании общества, его внутренних процессов и перспектив развития, они отражают советскую действительность с различных сторон. Так, художники романтического стилевого течения обладают особым интересом и особой чуткостью ко всему возвышенному, героическому, необыкновенному. Они стремятся найти "необыкновенное в обыкновенном" (К. Паустовский), воплотить в образах наиболее яркие, впечатляющие черты характера советского человека.

Отражая вполне реальные явления действительности, они часто освобождают их от всего мелочного, будничного, от всего того, что мешает раскрытию их романтической сущности. В таком плане написаны, например, многие эпизоды "Молодой гвардии" Фадеева, изображающие поединки советских патриотов с фашистскими захватчиками. Автор наделил Андрея Валько и Матвея Шульгу чертами сказочных богатырей - неустрашимостью, могучей силой, высоким чувством товарищества. При описании их подвигов невольно вспоминаются герои "Тараса Бульбы" Гоголя. И сами фадеевские герои осознают свою близость к рыцарям "Запорожской сечи": "А ты дюжий казак, Матвий, дай тоби господи силы!" - хрипло сказал Валько и вдруг, откинувшись всем корпусом на руки, захохотал так, точно оба они были на воле. И Шульга завторил ему хриплым добродушным смехом: "И ты добрый сичевик, Андрий, ох добрый!" В полной тишине и темноте их страшный богатырский хохот сотрясал стены тюремного барака".

Гоголевские романтические интонации слышатся и там, где Фадеев устами Шульги говорит о советском народе: "Да есть ли на свете что-нибудь красивше нашего человека? Сколько труда, невзгоды принял он на свои плечи за наше государство, за народное дело! В гражданскую войну осьмушку хлеба ел - не роптал, в реконструкцию стоял в очередях, драную одежду носил, а не променял своего советского первородства на галантерею. И в эту Отечественную войну со счастьем, с гордостью в сердце понес он свою голову на смерть".

Стремление к возвышению изображаемых явлений над будничной повседневностью, к поэтизации их составляют характерные особенности романтического стиля "Молодой гвардии" и создают светлое, приподнятое, оптимистическое настроение у читателя.

Ориентация на воспроизведение возвышенного, героического с неизбежностью приводила и других советских художников к романтической форме изображения. В этом отношении знаменательна "Моабитская тетрадь" Мусы Джалиля, те страницы, где запечатлены переживания, порывы к борьбе и свободе советского человека, оказавшегося в фашистском "каменном мешке". Внутренний мир героя был таков, что он мог быть наиболее полно раскрыт в обобщенно-символическом плане с исключением ряда социально-бытовых подробностей. Сам материал требовал именно романтических средств воплощения.

Каждый писатель способен при отражении различных сторон жизни обращаться и к романтическим, и к реалистическим приемам ее воспроизведения. Активизация одного из типов художественного мышления зависит и от предмета изображения, и от тех целей и задач, которые он перед собой ставит. Нередко один и тот же художник в одних своих произведениях использует романтические приемы художественной изобразительности, в других - реалистические. М. Горький почти одновременно с романтическими "Сказками об Италии" написал в строго реалистическом стиле "Жизнь Матвея Кожемякина" и автобиографические повести. Теми же особенностями отличаются творчество А. Твардовского, А. Арбузова и других советских писателей.

В процессе типизации социалистические реалисты нередко прибегают к условным формам в отражении действительности (символам, гротеску, аллегории, гиперболе и т. д.). Условный образ в их творчестве резко отличается от условных образов модернистов своей содержательностью: раскрывая реальные жизненные отношения, он способствует их глубокому постижению. Так, в "Прозаседавшихся" Маяковский высмеивает людей, которые дошли до того, что сразу присутствуют на двух заседаниях ("одна половина здесь, другая - там"). Поэт прибегает к гротесковому образу, который помогает более зримо и наглядно запечатлеть реальное жизненное явление с целью безоговорочного его осуждения.

В творчестве же формалистов (футуристов, дадаистов, сюрреалистов и т. п.) условный образ лишается содержания, превращаясь порою в совершенно откровенную заумь, становясь ничего не отражающим знаком.

Формалистическую условность нельзя смешивать с романтической. Ведь романтики всех течений и направлений раскрывали духовную жизнь людей, их устремленность к прекрасному. Поэтому условный образ в их творчестве при всей своей отвлеченности был наполнен определенным смыслом.

Использование условных форм художественного обобщения еще не может служить достаточным основанием для отнесения творчества писателя к романтизму или другому нереалистическому направлению. Все дело в характере условности. Она может быть и реалистической, и романтической, и формалистической. Все произведение может быть "соткано" из условных образов и не утратить своего реалистического характера. Таковы многие сатирические произведения В. Маяковского, Д. Бедного, С. Михалкова и многих других советских художников, которые раскрывают вполне реальные, характерные для определенного исторического периода явления жизни.

Несомненно, в реалистических произведениях встречаются и романтические условные образы, связанные с отражением тех сфер действительности, которые требуют для своего выражения именно романтических форм. Однако романтическая условность играет в реализме подчиненную роль.

Разнообразие стилей у художников социалистического реализма, тяготеющих к романтическим или реалистическим приемам и средствам воссоздания жизни в искусстве, опровергает клеветнические измышления буржуазных критиков об унификации, нивелировке, одноцветности литературы СССР и других социалистических стран. Достаточно сопоставить написанные на тему борьбы за мир стихотворения Симонова, Тихонова, Михалкова и Исаковского, чтобы наглядно убедиться в этом.

Настоящее большое искусство возникает только как отражение правды жизни в свете передового общественно-эстетического идеала. Все успехи социалистических реалистов в нашей стране и за рубежом объясняются их связью с народом, тем, что они приняли не только умом, но и сердцем самые передовые идеи нашего времени, открывшие перед ними новые горизонты в творческой деятельности.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 09.08.2015 19:34 Просмотров: 5395

«Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого – непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он, сообразно непрерывному росту его потребностей, хочет обрабатывать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью» (М. Горький).

Эту характеристику метода дал М. Горький на I Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г. А сам термин «социалистический реализм» предложил журналист и литературовед И. Гронский в 1932 г. Но идея нового метода принадлежит А.В. Луначарскому, революционеру и советскому государственному деятелю.
Вполне оправданный вопрос: зачем нужен был новый метод (и новый термин), если в искусстве уже существовал реализм ? И чем социалистический реализм отличался от просто реализма?

О необходимости социалистического реализма

Новый метод был необходим в стране, которая строила новое социалистическое общество.

П. Кончаловский «С покоса» (1948)
Во-первых, необходимо было контролировать творческий процесс творческих личностей, т.е. сейчас задачей искусства ставилась пропаганда политики государства – ещё было достаточно тех деятелей искусства, которые занимали порой агрессивную позицию по отношению к происходящему в стране.

П. Котов «Рабочий»
Во-вторых, это были годы индустриализации, и Советской власти необходимо было искусство, поднимающее народ на «трудовые подвиги».

М. Горький (Алексей Максимович Пешков)
Вернувшийся из эмиграции М. Горький возглавил созданный в 1934 г. Союз писателей СССР, куда вошли в основном писатели и поэты советской направленности.
Метод социалистического реализма требовал от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма. Эта установка для деятелей культуры в СССР действовала до 1980-х гг.

Принципы социалистического реализма

Новый метод не отрицал наследия мирового реалистического искусства, но предопределял глубокую связь произведений искусства с современной действительностью, активное участие искусства в социалистическом строительстве. Каждый художник должен был понимать смысл совершающихся в стране событий, уметь оценивать явления общественной жизни в их развитии.

А. Пластов «Сенокос» (1945)
Метод не исключал и советской романтики, необходимости сочетания героического и романтического.
Творческим людям государство давало заказы, посылало их в творческие командировки, организовывало выставки, стимулируя развитие нового искусства.
Основными принципами социалистического реализма были народность, идейность и конкретность.

Социалистический реализм в литературе

М. Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.

Константин Симонов
Наиболее значительные писатели, представляющие метод социалистического реализма: Максим Горький, Владимир Маяковский, Александр Твардовский, Вениамин Каверин, Анна Зегерс, Вилис Лацис, Николай Островский, Александр Серафимович, Фёдор Гладков, Константин Симонов, Цезарь Солодарь, Михаил Шолохов, Николай Носов, Александр Фадеев, Константин Федин, Дмитрий Фурманов, Юрико Миямото, Мариэтта Шагинян, Юлия Друнина, Всеволод Кочетов и др.

Н. Носов (советский детский писатель, наиболее известен как автор произведений о Незнайке)
Как мы видим, в списке есть и фамилии писателей других стран.

Анна Зегерс (1900-1983) – немецкая писательница, член Коммунистической партии Германии.

Юрико Миямото (1899-1951) – японская писательница, представительница пролетарской литературы, член Коммунистической партии Японии. Эти писатели поддерживали социалистическую идеологию.

Александр Александрович Фадеев (1901-1956)

Русский советский писатель и общественный деятель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).
С детства проявил способности к сочинительству, отличался умением фантазировать. Увлекался приключенческой литературой.
Ещё учась во Владивостокском коммерческом училище, выполнял поручения подпольного комитета большевиков. Свою первую повесть написал в 1922 г. В ходе работы над романом «Разгром» принял решение стать профессиональным писателем. «Разгром» принёс молодому писателю славу и признание.

Кадр из фильма «Молодая гвардия» (1947)
Самый известный его роман – «Молодая гвардия» (о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной нацистской Германией территории, многие члены которой были уничтожены нацистами. В середине февраля 1943 г., после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалёку от города шахты № 5 было извлечено несколько десятков трупов замученных фашистами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия».
Книга вышла в свет в 1946 г. Писателя резко критиковали за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии, он получил критические замечания в газете «Правда» фактически от самого Сталина. В 1951 г. он создал вторую редакцию романа, и в ней уделил больше внимания руководству подпольной организацией со стороны ВКП(б).
Стоя во главе Союза писателей СССР, А. Фадеев проводил в жизнь решения партии и правительства по отношению к писателям М.М. Зощенко, А.А. Ахматовой, А.П. Платонову. В 1946 г. вышло известное постановление Жданова, фактически уничтожавшего Зощенко и Ахматову как литераторов. Фадеев был среди тех, кто приводил в исполнение этот приговор. Но человеческие чувства в нём не были убиты окончательно, он старался помочь материально бедствующему М. Зощенко, а также хлопотал о судьбах других писателей, бывших в оппозиции к властям (Б. Пастернаку, Н. Заболоцкому, Л. Гумилёву, А. Платонову). Тяжело переживая такое раздвоение, он впал в депрессию.
13 мая 1956 г. Александр Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкине. «...Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять. Прошу похоронить меня рядом с матерью моей» (Предсмертное письмо А. А. Фадеева в ЦК КПСС. 13 мая 1956 г.).

Социалистический реализм в изобразительном искусстве

В изобразительном искусстве 1920-х годов выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции».

«Ассоциация художников революции» (АХР)

С. Малютин «Портрет Фурманова» (1922). Государственная Третьяковская галерея
Это крупное объединение советских художников, графиков и скульпторов было самым многочисленным, его поддерживало государство. Объединение просуществовало 10 лет (1922-1932) и было предтечей Союза художников СССР. Во главе объединения стал Павел Радимов, последний глава Товарищества передвижников . С этого момента передвижники как организация фактически прекратили своё существование. АХРовцы отвергали авангард, хотя 20-е годы были периодом расцвета русского авангарда , также желавшего работать на пользу революции. Но картины этих художников обществом не понимались и не принимались. Вот, например, работа К. Малевича «Жнец».

К. Малевич «Жнец» (1930)
Вот что декларировали художники АХР: «Наш гражданский долг перед человечеством – художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда... Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу революцию перед лицом международного пролетариата».
Главной задачей членов Ассоциации являлось создание жанровых картин на сюжеты из современной жизни, в которых они развивали традиции живописи передвижников и «приближали искусство к жизни».

И. Бродский «В. И. Ленин в Смольном в 1917 году» (1930)
Главным направлением деятельности Ассоциации в 1920-е годы стали выставки, которых было организовано около 70 в столице и других городах. Эти выставки пользовались большой популярностью. Изображая сегодняшний день (быт красноармейцев, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда), художники АХР считали себя наследниками передвижников. Они посещали фабрики, заводы, красноармейские казармы, чтобы наблюдать жизнь своих персонажей. Именно они стали основным костяком художников социалистического реализма.

В. Фаворский
Представителями социалистического реализма в живописи и графике были Е. Антипова, И. Бродский, П. Бучкин, П. Васильев, Б. Владимирский, А. Герасимов, С. Герасимов, А. Дейнека, П. Кончаловский, Д. Маевский, С. Осипов, А. Самохвалов, В. Фаворский и др.

Социалистический реализм в скульптуре

В скульптуре социалистического реализма известны имена В. Мухиной, Н. Томского, Е. Вучетича, С. Конёнкова и др.

Вера Игнатьевна Мухина (1889 -1953)

М. Нестеров «Портрет В. Мухиной» (1940)

Советский скульптор-монументалист, академик АХ СССР, народный художник СССР. Лауреат пяти Сталинских премий.
Её монумент «Рабочий и колхозница» был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 г. С 1947 г. эта скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм». Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м (высота павильона-постамента 33 м). Общий вес 185 тонн.

В. Мухина «Рабочий и колхозница»
В. Мухина является автором многих памятников, скульптурных работ и декоративно-прикладных предметов.

В. Мухина «Памятник «П.И. Чайковскому» у здания Московской консерватории

В. Мухина «Памятник Максиму Горькому» (Нижний Новгород)
Выдающимся советским скульптором-монументалистом был и Н.В. Томский.

Н. Томский «Памятник П. С. Нахимову» (Севастополь)
Таким образом, социалистический реализм внёс свой достойный вклад в искусство.

Социалистический реализм это творческий метод литературы и искусства 20 века, познавательная сфера которого ограничивалась и регламентировалась задачей отражать процессы переустройства мира в свете коммунистического идеала и марксистско-ленинской идеологии.

Цели социалистического реализма

Социалистический реализм - основной официально (на государственном уровне) признанный метод советской литературы и искусства, цель которого - запечатлеть этапы строительства советского социалистического общества и его «движения к коммунизму». В течение полувека существования во всех развитых литературах мира социалистический реализм стремился занять ведущее положение в художественной жизни эпохи, противопоставляя свои (якобы единственно верные) эстетические принципы (принцип партийности, народность, исторический оптимизм, социалистический гуманизм, интернационализм) всем иным идейно-художественным принципам.

История возникновения

Отечественная теория социалистического реализма берет начало с «Основ позитивной эстетики» (1904) А.В.Луначарского, где искусство ориентируется не на сущее, а на должное, и творчество приравнивается к идеологии. В 1909 Луначарский один из первых назвал повесть «Мать» (1906-07) и пьесу «Враги» (1906) М.Горького «серьезными работами социального типа», «знаменательными произведениями, значение которых в развитии пролетарского искусства когданибудь учтется» (Литературный распад, 1909. Книга 2). Критик первый привлек внимание к ленинскому принципу партийности как определяющему в строительстве социалистической культуры (статья «Ленин» Литературная энциклопедия, 1932. Том 6).

Термин «Социалистический реализм» впервые появился в передовой статье «Литературной газеты» от 23 мая 1932 (автор И.М.Гронский). И.В.Сталин повторил его на встрече с писателями у Горького 26 октября того же года, и с этого момента понятие получило широкое распространение. В феврале 1933 Луначарский в докладе о задачах советской драматургии подчеркивал, что социалистический реализм «насквозь отдается борьбе, он весь насквозь-строитель, он уверен в коммунистическом будущем человечества, верит в силы пролетариата, его партии и вождей» (Луначарский А.В. Статьи о советской литературе, 1958).

Отличие социалистического реализма от буржуазного

На Первом всесоюзном съезде советских писателей (1934) своеобразие метода социалистического реализма обосновывали А.А.Жданов, Н.И.Бухарин, Горький и А.А.Фадеев. Политическую составляющую советской литературы акцентировал Бухарин, который указывал, что социалистический реализм «отличается от простореализма тем, что он в центре внимания неизбежно ставит изображение строительства социализма, борьбы пролетариата, нового человека и всех многосложных «связей и опосредований» великого исторического процесса современности… Стилевые особенности, отличающие социалистический реализм от буржуазного… ближайшим образом связаны с содержанием материала и целеустремлений волевого порядка, диктуемого классовой позицией пролетариата» (Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографич. отчет, 1934).

Фадеев поддерживал высказанную раньше Горьким мысль о том, что в отличие от «старого реализма - критического… наш, социалистический, реализм - утверждающий. Речь Жданова, его формулировки: «изображать действительность в ее революционном развитии»; «при этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма», - легли в основу определения, данного в Уставе Союза советских писателей.

Программным явилось и его утверждение, что «революционный романтизм должен входить в литературное творчество как составная часть» социалистический реализм (там же). В преддверии съезда, узаконившего термин, поиски его определяющих принципов квалифицировались как «Борьба за метод» - под таким названием в 1931 вышел один из сборников рапповцев. В 1934 была опубликована книга «В спорах о методе» (с подзаголовком «Сборник статей о социалистическом реализме»). В 1920-х шли дискуссии о художественном методе пролетарской литературы между теоретиками Пролеткульта, РАПП, ЛЕФа, ОПОЯЗа. Пафосом борьбы были «насквозь» пронизаны выдвигавшиеся теории «живого человека» и «производственного» искусства, «учебы у классиков», «социального заказа».

Расширение понятия социалистический реализм

Острые споры продолжалась в 1930-х (о языке, о формализме), в 1940-50-х (главным образом в связи с «теорией» бесконфликтности, проблемой типического, «положительного героя»). Характерно, что дискуссии по тем или иным вопросам «художественной платформы» часто касались политики, были связаны с проблемами эстетизации идеологии, с обоснованием авторитаризма, тоталитаризма в культуре. Десятилетия длился спор о том, как соотносятся романтизм и реализм в социалистическом искусстве. С одной стороны, речь шла о романтике как «научно обоснованной мечте о будущем» (в этом качестве романтику на определенном этапе стал подменять «исторический оптимизм»), с другой - предпринимались попытки выделить особый метод или стилевое течение «социалистического романтизма» со своими познавательными возможностями. Эта тенденция (обозначенная еще Горьким и Луначарским) вела к преодолению стилевой монотонности и к более объемной трактовке сущности социалистического реализма в 1960х.

Стремление к расширению понятия социалистический реализм (а вместе с тем и к «расшатыванию» теории метода) обозначилось в отечественном литературоведении (под влиянием аналогичных процессов в зарубежной литературе и критике) на Всесоюзном совещании по вопросам социалистического реализма (1959): И.И.Анисимов подчеркнул свойственную эстетической концепции метода «большую гибкость» и «широту», что диктовалось стремлением преодолеть догматические постулаты. В 1966 в ИМ ЛИ проходила конференция «Актуальные проблемы социалистического реализма» (см. одноименный сборник, 1969). Активная апологетика социалистического реализма одними докладчиками, критико-реалистического «типа творчества» -другими, романтического - третьими, интеллектульного - четвертыми, - свидетельствовала о явном стремлении раздвинуть рамки представлений о литературе социалистической эпохи.

Отечественная теоретическая мысль находилась в поисках «широкой формулировки творческого метода» как «исторически открытой системы» (Д.Ф.Марков). Итоговая дискуссия развернулась в конце 1980-х. К этому времени был окончательно утрачен авторитет уставного определения (оно стало ассоциироваться с догматизмом, некомпетентным руководством в сфере искусства, диктатом сталинщины в литературе-«заказным», государственным, «казарменным» реализмом). Опираясь на реальные тенденции развития отечественной литературы, современные критики считают вполне правомерным говорить о социалистическом реализме как о конкретно-историческом этапе, художественном направлении в литературе и искусстве 1920-50-х. К социалистическому реализму относили В.В.Маяковского, Горького, Л.Леонова, Фадеева, М.А.Шолохова, Ф.В.Гладкова, В.П.Катаева, М.С.Шагинян, Н.А.Островского, В.В.Вишневского, Н.Ф.Погодина и др.

Новая ситуация возникла в литературе второй половины 1950-х на волне XX съезда партии, заметно подточившего основы тоталитаризма и авторитарности. Из социалистических канонов «выламывалась» русская «деревенская проза», изображавшая крестьянскую жизнь не в ее «революционном развитии», а напротив, в условиях социального насилия и деформации; литература рассказывала и страшную правду о войне, разрушая миф о казенной героике и оптимизме; по-иному предстали в литературе гражданская война и многие эпизоды отечественной истории. Дольше всех цеплялась за догматы социалистического реализма «производственная проза».

Важная роль в наступлении на сталинское наследство принадлежит в 1980-е так называемой «задержанной», или «реабилитированной», литературе - не опубликованным в свое время произведениям А.П.Платонова, М.А.Булгакова, АЛ.Ахматовой, Б.Л.Ластернака, В.С.Гроссмана, А.Т.Твардовского, А.А.Бека, БЛ.Можаева, В.И.Белова, М.Ф.Шатрова, Ю.В.Трифонова, В.Ф.Тендрякова, Ю.О.Домбровского, В.Т.Шаламова, А.И.Приставкина и др. Разоблачению социалистического реализма способствовал отечественный концептуализм (соцарт).

Хотя социалистический реализм «исчез как официальная доктрина с крушением Государства, частью идеологической системы которого он являлся», этот феномен остается в центре исследований, рассматривающих его «как составной элемент советской цивилизации», - полагает парижский журнал «Revue des etudes slaves». Популярный на Западе ход мыслей - попытка связать истоки социалистического реализма с авангардом, как и стремление обосновать сосуществование двух тенденций в истории советской литературы: «тоталитарной» и «ревизионистской».

Что такое социалистический реализм

Так называлось направление в литературе и искусстве, сложившееся в конце 19-го начале 20-го вв. и утвердившееся в эпоху социализма. Фактически являлось официальным направлением, которое всемерно поощрялось и поддерживалось партийными органами СССР не только внутри страны, но и за рубежом.

Соцреализм - появление

Официально данный термин в печати был озвучен «Литературной газетой» 23.05.1932 г.

(Неясов В.А. "Парень с Урала" )

В литературных произведениях описание жизни народа сочеталось с изображением ярких индивидуальностей и жизненных событий. В 20-х годах двадцатого столетия под влиянием развивающейся советской художественной литературы и искусства стали зарождаться и формироваться течения социалистического реализма в зарубежных странах: Германии,Болгарии, Польше, Чехословакии, Франции и других странах. Соцреализм в СССР окончательно утвердился в 30-х гг. 20-го века, как основной метод многонациональной советской литературы. После своего официального провозглашения соцреализм стал противопоставляться реализму 19 столетия, названного Горьким «критическим».

(К. Юон "Новая планета" )

С официальных трибун было провозглашено, что, исходя из того, что в новом социалистическом обществе нет оснований для критики строя, в произведениях социалистического реализма должен воспеваться героизм трудовых будней многонационального советского народа, строящего свое светлое будущее.

(Тихий И.Д. "Приём в пионеры" )

На деле получилось так, что внедрение идей соцреализма через специально созданную для этого в 1932 г.организацию, Союз художников СССР и Министерство культуры, привело к полному подчинению искусства и литературы главенствующей идеологии и политике. Любые художественные и творческие объединения, кроме Союза художников СССР были запрещены. С этого момента главный заказчик - государственные органы, основной жанр - тематические произведения. Те писатели, которые отстаивали свободу творчества и не вписывались в«официальную линию», становились изгоями.

(Звягин М. Л. "На работу" )

Ярчайшими представителем социалистического реализма являлся Максим Горький - основоположник социалистического реализма в литературе. В одном ряду с ним стоят: Александр Фадеев, Александр Серафимович, Николай Островский, Константин Федин, Дмитрий Фурманов многие другие советские писатели.

Закат соцреализма

(Ф. Шапаев "Сельский почтальон" )

Распад Союза привёл к уничтожению самой темы во всех направлениях искусства и литературы. В последующие после этого 10 лет произведения соцреализма в массовом количестве выбрасывались и уничтожались не только в бывшем СССР, но и впостсоветских странах. Однако, наступивший ХХI век вновь пробудил интерес к оставшимся «произведениям эпохи тоталитаризма».

(А. Гуляев "Новый год" )

После ухода в небытие Союза, на смену социалистическому реализму в искусстве и литературе пришла масса течений и направлений, большинство из которых были под прямым запретом. Конечно, некий ореол «запретности» сыграл определённую роль в их популяризации после развала социалистического режима. Но, в данный момент, не смотря на их присутствие в литературе и искусстве, назвать их широко популярными и народными никак нельзя. Впрочем, окончательный вердикт всегда остаётся за читателем.

Фильм «Цирк» режиссера Григория Александрова заканчивается так: демон-страция, люди в белых одеждах с сияющими лицами шествуют под песню «Широка страна моя родная». Этот кадр через год после выхода фильма, в 1937-м, будет буквально повторен в монументальном панно Александра Дей-неки «Стахановцы» — разве что вместо чернокожего ребенка, который сидит на плече одного из демонстрантов, здесь на плечо стахановки посадят белого. А потом та же композиция будет использована в гигантском полотне «Знатные люди Страны Советов», написанном бригадой художников под руко-водством Василия Ефанова: это коллективный портрет, где представлены вместе герои труда, полярники, летчики, акыны и артисты. Такой жанр апофеоза — и он бо-лее всего дает зрительное представление о стиле, который практически моно-польно господствовал в советском искусстве более двух десятилетий. Соцреа-лизм, или, как назвал его критик Борис Гройс, «стиль Сталин».

Кадр из кинофильма Григория Александрова «Цирк». 1936 год Киностудия «Мосфильм»

Социалистический реализм сделался официальным термином в 1934 году, по-сле того как Горький употребил это словосочетание на Первом съезде совет-ских писателей (до этого были случайные употребления). Потом оно попало в устав Союза писателей, но объяснено было совсем невнятно и очень трескуче: про идейное воспитание человека в духе социализма, про изображение дей-ствительности в ее революционном развитии. Вот этот вектор — устремлен-ность в будущее, революционное развитие — мог быть как-то еще применен к литературе, потому что литература — временно́е искусство, в ней есть сюжет-ная последовательность и возможна эволюция героев. А как применить это к изобразительному искусству — непонятно. Тем не менее термин распростра-нился на весь спектр культуры и стал обязательным для всего.

Главным заказчиком, адресатом и потребителем искусства соцреализма было государство. Оно рассматривало культуру как средство агитации и пропаганды. Соответственно, канон соцреализма вменял в обязанность советскому худож-нику и писателю изображать ровно то, что государство хочет видеть. Это каса-лось не только тематики, но и формы, способа изображения. Конечно, прямого заказа могло и не быть, художники творили как бы по зову сердца, но над ними существовала некая принимающая инстанция, и она решала, быть ли, напри-мер, картине на выставке и заслуживает ли автор поощрения или совсем наобо-рот. Такая властная вертикаль в вопросе о закупках, заказах и прочих способах поощрения творческой деятельности. Роль этой принимающей инстанции ча-сто играли критики. Притом что никаких нормативных поэтик и сводов правил в соцреалистическом искусстве не было, критика хорошо ловила и транслиро-вала верховные идеологические флюиды. По тону эта критика могла быть глумливой, уничтожающей, репрессивной. Она вершила суд и утверждала при-говор.

Система госзаказа складывалась еще в двадцатые годы, и тогда главными наем-ными художниками были участники АХРРа — Ассоциации художников рево-люционной России. Необходимость выполнять соцзаказ была записана в их де-кларации, а заказчиками были государственные органы: Реввоенсовет, Красная армия и так далее. Но тогда это заказное искусство существовало в разнообраз-ном поле, среди множества совершенно других инициатив. Были сообщества совсем иного толка — авангардистские и не вполне авангардистские: все они конкурировали за право быть главным искусством современности. АХРР в этой борьбе победил, потому что его эстетика отвечала и вкусам власти, и массово-му вкусу. Живопись, которая просто иллюстрирует и протоколирует сюжеты действительности, всем понятна. И естественно, что после принудительного роспуска всех художественных группировок в 1932 году именно эта эстетика сделалась основой социалистического реализма — обязательного к испол-нению.

В соцреализме жестко выстроена иерархия живописных жанров. На ее верши-не — так называемая тематическая картина. Это изобразительный рассказ с правильно расставленными акцентами. Сюжет имеет отношение к современ-ности — а если не к современности, то к тем ситуациям прошлого, которые нам эту прекрасную современность обещают. Как и было сказано в определении соцреализма: действительность в ее революционном развитии.

В такой картине часто присутствует конфликт сил — но какая из сил правая, демонстрируется недвусмысленно. Например, в картине Бориса Иогансона «На старом уральском заводе» фигура рабочего находится на свету, а фигура эксплуататора-фабриканта погружена в тень; к тому же художник наградил его отталкивающей внешностью. В его же картине «Допрос коммунистов» мы ви-дим только затылок белого офицера, ведущего допрос, — затылок жирный и складчатый.

Борис Иогансон. На старом уральском заводе. 1937 год

Борис Иогансон. Допрос коммунистов. 1933 год Фотография РИА «Новости»,

Тематические картины с историко-революционным содержанием смыкались с картинами батальными и собственно историческими. Исторические по-шли главным образом после войны, и они по жанру близки к уже описанным картинам-апофеозам — такая оперная эстетика. Например, в картине Алек-сандра Бубнова «Утро на Куликовом поле», где русское войско ждет начала битвы с татаро-монголами. Апофеозы создавались и на условно современном материале — таковы два «Колхозных праздника» 1937 года, Сергея Герасимова и Аркадия Пластова: торжествующее изобилие в духе более позднего фильма «Кубанские казаки». Вообще, искусство соцреализма любит изобилие — всего должно быть много, потому что изобилие — это радость, полнота и исполнение чаяний.

Александр Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947 годы Государственная Третьяковская галерея

Сергей Герасимов. Колхозный праздник. 1937 год Фотография Э. Когана / РИА «Новости»; Государственная Третьяковская галерея

В соцреалистических пейзажах тоже важен масштаб. Очень часто это панора-мы «русского раздолья» — как бы образ всей страны в конкретном ландшафте. Картина Федора Шурпина «Утро нашей Родины» — яркий пример такого пей-зажа. Правда, здесь пейзаж — только фон для фигуры Сталина, но и в других подобных панорамах Сталин как бы незримо присутствует. И важно, что пей-зажные композиции горизонтально ориентированы — не устремленная верти-каль, не динамически активная диагональ, а горизонтальная статика. Это мир неизменный, уже свершившийся.


Федор Шурпин. Утро нашей родины. 1946-1948 годы Государственная Третьяковская галерея

С другой стороны, очень популярны гиперболизированные индустриальные пейзажи — стройки-гиганты, например. Родина строит Магнитку, Днепрогэс, заводы, фабрики, электростанции и так далее. Гигантизм, пафос количества — это тоже очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне темы, но и в том, как все нарисовано: изо-бразительная ткань заметно тяжелеет и уплотняется.

Между прочим, в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают бывшие «бубновые валеты», например Лентулов. Свойственная их живописи материальность оказалась очень кстати в новой ситуации.

И в портретах этот материальный напор очень ощутим, особенно в женских. Уже не только на уровне живописной фактуры, но даже в антураже. Такая тка-невая тяжесть — бархат, плюш, меха, и все по ощущению слегка траченое, с антикварным оттенком. Таков, например, у Иогансона портрет актрисы Зер-каловой; у Ильи Машкова есть такие портреты — вполне салонные.

Борис Иогансон. Портрет заслуженной артистки РСФСР Дарьи Зеркаловой. 1947 год Фотография Абрама Штеренберга / РИА «Новости»; Государственная Третьяковская галерея

А в целом портреты почти в просветительском духе рассматриваются как спо-соб восславить выдающихся людей, которые своим трудом заслужили право на портретирование. Иногда эти труды представлены прямо в тексте портрета: вот академик Павлов напряженно размышляет у себя в лаборатории на фоне биостанций, вот хирург Юдин делает операцию, вот скульптор Вера Мухина лепит статуэтку Борея. Все это портреты, созданные Михаилом Нестеровым. В 80-90-е годы XIX века он был создателем собственного жанра монастырских идиллий, потом надолго замолчал, а в 1930-е годы вдруг оказался главным советским портретистом. И учителем Павла Корина, чьи портреты Горького, актера Леонидова или маршала Жукова по монументальному строю уже напо-минают памятники.

Михаил Нестеров. Портрет скульптора Веры Мухиной. 1940 год Фотография Алексея Бушкина / РИА «Новости»; Государственная Третьяковская галерея

Михаил Нестеров. Портрет хирурга Сергея Юдина. 1935 год Фотография Олега Игнатовича / РИА «Новости»; Государственная Третьяковская галерея

Монументальность распространяется даже на натюрморты. И называются они, например у того же Машкова, эпически — «Снедь московская» или «Советские хлебы». Бывшие «бубновые валеты» вообще первые по части предметного бо-гатства. Например, в 1941 году Петр Кончаловский пишет картину «Алексей Николаевич Толстой в гостях у художника» — и перед писателем окорок, лом-тики красной рыбы, запеченная птица, огурцы, помидоры, лимон, рюмки для разных напитков… Но тенденция к монументализации — общая. Приветствует-ся все тяжелое, солидное. У Дейнеки спортивные тела его персонажей груз-неют, набирают вес. У Александра Самохвалова в серии «Метростроевки» и у других мастеров из бывшего объединения «Круг художников» появляется мотив «большой фигуры» — такие женские божества, олицетворяющие земную мощь и силу созидания. И сама живопись становится грузной, густой. Но гу-стой — в меру.


Петр Кончаловский. Алексей Толстой в гостях у художника. 1941 год Фотография РИА «Новости», Государственная Третьяковская галерея

Потому что умеренность — это тоже важная примета стиля. С одной стороны, должен быть заметен кистевой мазок — знак того, что художник трудился. Если фактура заглажена, то работа автора не видна — а она должна быть видна. И, скажем, у того же Дейнеки, который прежде оперировал сплошными цвето-выми плоскостями, теперь поверхность картины делается рельефнее. С другой стороны, лишняя маэстрия тоже не поощряется — это нескромно, это выпячи-вание себя. Слово «выпячивание» очень грозно звучит в 1930-е годы, когда ве-дется кампания борьбы с формализмом — и в живописи, и в детской книге, и в музыке, и вообще везде. Это как бы борьба с неправильными влияниями, но на самом деле это борьба вообще с любой манерой, с любыми приемами. Ведь прием ставит под сомнение искренность художника, а искренность — это абсолютное слияние с предметом изображения. Искренность не подразумевает никакого посредничества, а прием, влияние — это посредничество и есть.

Тем не менее для разных задач существуют разные методы. Например, для ли-рических сюжетов вполне годится некий бескрасочный, «дождливый» импрес-сионизм. Он проявился не только в жанрах Юрия Пименова — в его картине «Новая Москва», где девушка едет в открытом авто по центру столицы, пре-ображенной новыми стройками, или в поздних «Новых кварталах» — серии про строительство окраинных микрорайонов. Но и, скажем, в огромном полот-не Александра Герасимова «Иосиф Сталин и Климент Ворошилов в Кремле» (народ-ное название — «Два вождя после дождя»). Атмосфера дождя обозна-чает человеческую теплоту, открытость друг другу. Конечно, такого импрес-сионистского языка не может быть в изображении парадов и торжеств — там все по-прежнему предельно строго, академично.

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937 год Фотография А. Сайкова / РИА «Новости»; Государственная Третьяковская галерея

Александр Герасимов. Иосиф Сталин и Климент Ворошилов в Кремле. 1938 год Фотография Виктора Великжанина / Фотохроника ТАСС; Государственная Третьяковская галерея

Уже говорилось о том, что у социалистического реализма есть футуристиче-ский вектор — устремленность в будущее, к итогу революционного развития. А поскольку победа социализма неизбежна, то признаки свершившегося бу-дущего присутствуют и в настоящем. Получается, что в соцреализме время схлопывается. Настоящее — это уже будущее, причем такое, за которым ни-какого следующего будущего не будет. История достигла своего высшего пика и остановилась. Дейнековские стахановцы в белых одеждах уже не люди — они небожители. И они смотрят даже не на нас, а куда-то в вечность — которая уже здесь, уже с нами.

Где-то примерно в 1936-1938 годах это получает свой окончательный вид. Здесь высшая точка соцреализма — и обязательным героем становится Сталин. Его появление на картинах Ефанова, или Сварога, или кого угодно выглядит чудом — и это библейский мотив чудесного явления, традиционно связанный, естественно, с совершенно иными героями. Но так работает память жанра. В этот момент соцреализм действительно становится большим стилем, стилем тоталитарной утопии — только это утопия сбывшаяся. А раз эта утопия сбыв-шаяся, то происходит застывание стиля — монументальная академизация.

А всякое другое искусство, которое основывалось на другом понимании пла-стических ценностей, оказывается искусством забытым, «подшкафным», невидимым. Конечно, у художников были какие-то пазухи, в которых можно было существовать, где сохранялись и воспроизводились культурные навыки. Например, в 1935 году при Академии архитектуры основывается Мастерская монументальной живописи, которую ведут художники старой выучки — Вла-димир Фаворский, Лев Бруни, Константин Истомин, Сергей Романович, Нико-лай Чернышев. Но все подобные оазисы существуют недолго.

Здесь есть парадокс. Тоталитарное искусство в своих словесных декларациях обращено именно к человеку — слова «человек», «человечность» присутствуют во всех манифестах соцреализма этой поры. Но на самом деле соцреализм отчасти продолжает вот этот мессианский пафос авангарда с его мифотворче-ской патетикой, с его апологией результата, со стремлением переделать весь мир — а среди такого пафоса места отдельному человеку не остается. А «тихие» живописцы, которые деклараций не пишут, но в реальности как раз стоят на защите индивидуального, мелкого, человеческого, — они обречены на неви-димое существование. И именно в этом «подшкафном» искусстве человечность и продолжает жить.

Поздний соцреализм 1950-х попытается ее присвоить. Сталина — цементирую-щей фигуры стиля — уже нет в живых; его бывшие подчиненные пребывают в растерянности — словом, кончилась эпоха. И в 1950-60-е годы соцреализм хочет быть соцреализмом с человеческим лицом. Были какие-то предвестия и чуть раньше — например, картины Аркадия Пластова на деревенские темы, и особенно его картина «Фашист пролетел» про бессмысленно убитого маль-чика-пастуха.


Аркадий Пластов. Фашист пролетел. 1942 год Фотография РИА «Новости», Государственная Третьяковская галерея

Но самое показательное — это картины Федора Решетникова «Прибыл на кани-кулы», где юный суворовец у новогодней елки отдает честь деду, и «Опять двойка» — про нерадивого школьника (кстати, на стене комнаты в картине «Опять двойка» висит репродукция картины «Прибыл на каникулы» — очень трогательная деталь). Это все еще соцреализм, это внятный и подробный рас-сказ — но мысль государственная, которая была в основе всех рассказов рань-ше, перевоплощается в мысль семейную, и меняется интонация. Соцреализм становится более камерным, теперь он про жизнь простых людей. Сюда же относятся поздние жанры Пименова, сюда же относится творчество Алексан-дра Лактионова. Его самая известная картина «Письмо с фронта», которая разошлась во множестве открыток, — одна из главных советских картин. Здесь и назидательность, и дидактичность, и сентиментальность — это такой соцреа-листический мещанский стиль.