Флейта - это древнейший музыкальный инструмент. Выбор флейты Что такое продольная флейта

По способу держания флейты делятся на продольные , поперечные и полупоперечные (диагональные) . Продольные флейты бывают со свистковым устройством (мундштучные) и без него.

Флейта с закрытым противоположным от исполнителя концом ствола (закрытая флейта ) звучит на октаву выше такой же по размеру флейты с открытым концом (открытая флейта ).

История

Древнейшей формой флейты является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 - 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом, флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов .

Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. В Европе была широко распространена в XV-XVII вв. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию , обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания. Ныне изредка применяется при исполнении старинной музыки.

Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии - более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блок-флейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространённым народным инструментом.

К концу XVII века поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, среди которых выделяется Оттетер , которые, в частности, добавили к шести пальцевым отверстиям клапаны для исполнения полного хроматического звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блок-флейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.

В современных оркестрах используют обычную большую флейту (её тембр разнообразен, но несколько холодноват, и сила звука мала), малую флейту с резким звуком (октавой выше), реже альтовую флейту в строе Соль (её тембр чуть теплее), крайне редко басовую флейту (октавой ниже).

Продольные

Без свисткового устройства

Во флейтах без свисткового устройства струя воздуха формируется и направляется на заострённый край губами исполнителя, его амбушюром .

Калюка

Основная статья: Калюка .

Калю́ка (от колю́чий ), также вы́гонка , колю́ка , оберто́новая фле́йта , травя́ная ду́дка - , являющийся разновидностью продольной обертоновой флейты, поскольку во время исполнения игры на этом музыкальном инструменте выдувают натуральные обертоны . Представляет собой полый цилиндр со специальными отверстиями, изготовленный из стебля татарника колючего или некоторых других растений.

Об использовании инструмента в русской традиционной культуре специалистам стало известно только в 1980 году, после чего он нашёл достаточно широкое применение в русских фольклорных ансамблях. В народной культуре считается исключительно мужским. Аналогичные калюке инструменты встречаются у многих народов мира.

Игра на калюке осуществляется путём открывания и закрывания пальцем нижнего отверстия трубки, а также изменением силы подаваемой ртом струи воздуха в инструмент. Во время игры музыкальный инструмент держат вертикально вниз двумя руками так, чтобы подушечкой указательного пальца можно было то открывать, то закрывать нижнее отверстие.

Размер музыкального инструмента может быть разным, в зависимости от роста и длины рук играющего на нём. Для детей это от 25 см до 30 см, а для взрослых - от 72 см до 86 см. Длина трубки также подгоняется по росту владельца. Длина считается приемлемой, если ладонью руки или пальцами можно было закрыть нижнее отверстие на трубе. Поэтому длина флейты не должна превышать размера вытянутой руки от плеча до кончиков пальцев рук. Корпус калюки имеет проход конической формы, слегка сужающийся сверху вниз. Внутренний диаметр трубок составляет от 15 до 25 мм. Диаметр выходного отверстия не превышает 12-14 мм, а верхнего отверстия - 19-23 мм.

Дудка была открыта в 1980-ом году студентами Московской и Ленинградской консерватории в сёлах Большебыково и Подсереднее , расположенных на полпути от Белгорода до Воронежа .

Кена

Основная статья: Кена .

Со свистковым устройством

Свистковое устройство

Принцип работы свистка

Во флейтах со свистковым устройством (свистковые флейты) струя воздуха формируется и направляется на заострённый край через специальный канал в мундштучной части инструмента.

Блокфлейта

Основная статья: Блокфлейта .

Вистл

Основная статья: Вистл .

Свирель

Основная статья: Свирель .

Пыжатка

Основная статья: Пыжатка .

Представляет собой деревянную трубочку диаметром 15-25 мм и длиной 40-70 см, в один конец которой вставлена деревянная пробка («пыж») с косым срезом, направляющим вдуваемый воздух на заострённый край небольшого квадратного отверстия («свистушки»).

Термин «пыжатка» может также рассматриваться как синоним понятия сопели - разновидности продольной свистковой флейты, которая также является традиционным русским народным духовым инструментом, наиболее древним из числа имевших хождение среди восточных славян . Данная разновидность характеризовалась диатоническим звукорядом и диапазоном вплоть до двух октав; при изменении силы воздушного потока и использовании специальной аппликатуры был достижим и хроматический звукоряд. Активно используется самодеятельными коллективами как в качестве сольного, так и в качестве ансамблевого инструмента< .

Двойные

Основная статья: Двойная флейта .

Свистковая флейта из двух трубок.

Многоствольные

Основная статья: Многоствольная флейта .

Многоствольные флейты состоят из нескольких скреплённых или нескреплённых между собой трубочек разной длины, каждая из которых издаёт один основной тон. Верхние концы трубочек располагаются на одном уровне рядом друг с другом. Нижний конец трубочки открыт или закрыт пробкой. Трубочки подносят к губам в вертикальном положении и дуют на их верхний срез.

Сиринга

Основная статья: Сиринга .

Сири́нга (греч. σῦριγξ ) - древнегреческий музыкальный инструмент, род продольной флейты. Термин впервые встречается в «Илиаде» Гомера (X,13). Различались одноствольная сиринга (σῦριγξ μονοκάλαμος ) и многоствольная сиринга (σῦριγξ πολυκάλαμος ); за последней позднее закрепилось название флейты Пана . Русские переводчики традиционно передают σῦριγξ несколько невнятным словом «свирель » . Греческое слово послужило анатомическим наименованием голосового органа птиц (см. сиринкс).

Сиринга известна как традиционный духовой инструмент пастухов и крестьян в эпоху античности. Данная разновидность часто фигурирует в древнегреческой поэзии; использовалась также в целях музыкального сопровождения сценических представлений, в том числе - в Древнем Риме . Впоследствии инструмент проник также и в позднейшую европейскую народную музыку .

Флейта Пана

Кугиклы

Основная статья: Кугиклы .

Куги́клы (куви́клы, цевни́ца ) - русский народный духовой музыкальный инструмент , являющийся разновидностью многоствольчатой флейты.

Инструмент представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра. Трубки изготавливаются из стеблей куги (болотного камыша), тростника , бамбука , веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину. Верхние открытые концы расположены на одном уровне, нижний закрыт узлом ствола.

Флейта обычно составлена из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Поднося верхние концы трубочек ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки. Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется «парой».

Современная оркестровая флейта (часто просто «флейта»; итал. flauto из лат. flatus - «ветер, дуновение»; фр. flûte , англ. flute , нем. Flöte ) - сопранового регистра. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий. Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже - из дерева, иногда - из стекла, пластика и других композитных материалов.

Наименование связано с тем, что в процессе игры музыкант удерживает инструмент не в вертикальном, а в горизонтальном положении; мундштук, соответственно, расположен при этом сбоку. Флейты такой конструкции появились довольно давно, в эпоху поздней античности и в древнем Китае (IX век до н. э.) . Современный этап развития флейты начинается от 1832 года, когда немецкий мастер Т. Бем её усовершенствовал; со временем эта разновидность вытеснила популярную прежде продольную флейту. Для современной флейты характерен диапазон от первой до четвертой октавы; нижний регистр мягок и глуховат, наиболее высокие звуки, напротив, пронзительны и свистящи, а средний и отчасти верхний регистры имеют тембр, который описывается как нежный и певучий .

Флейта-пикколо Основная статья: Флейта-пикколо .

Фле́йта-пи́кколо (часто называется просто пикколо или малая флейта ; итал. flauto piccolo или ottavino , фр. petite flûte , нем. kleine Flöte ) - деревянный духовой музыкальный инструмент , разновидность современной флейты, самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте - пронзительным и свистящим тембром . Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно. Диапазон пикколо - от до c 5 (ре второй октавы - до пятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать и cis² . Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже.

Механически малая флейта устроена равнозначно обычной (не считая отсутствия «ре-бемоль» и «до» первой октавы) и в силу этого характеризуется в целом теми же исполнительскими особенностями. Изначально в рамках оркестра (начиная со второй половины XVIII века) малая флейта предназначалась для того, чтобы усиливать и продлевать вверх крайние октавы большой флейты, и применять её рекомендовалось скорее в опере или балете , нежели в симфонических произведениях. Это было связано с тем, что на ранних этапах своего существования в силу недостаточной усовершенствованности малая флейта характеризовалась довольно резким и несколько грубым звучанием, а также малой степенью гибкости. Следует также отметить, что эта разновидность флейты довольно удачно сочетается со звенящими ударными инструментами и барабанами ; кроме того, малая флейта может сочетаться в октаву с гобоем , что также порождает выразительное звучание .

Ирландская флейта

Основная статья: Ирландская флейта .

Ди

Основная статья: Ди (флейта) .

Ди (笛, 笛子,от старокитайского хэнчуй , хэнди - поперечная флейта) - старинный китайский духовой инструмент , поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями. В большинстве случаев ствол ди изготавливается из бамбука или тростника , но встречаются ди, выполненные из других пород дерева и даже из камня, чаще всего нефрита .

Ди является одним из наиболее распространённых духовых инструментов на территории Китая . Предполагается, что данная разновидность флейты проникла в страну из Средней Азии во -I веках до н. э . Отверстие для вдувания воздуха у неё располагается вблизи закрытого конца ствола; в непосредственной близости от последнего имеется ещё одно отверстие, которое прикрывается тонкой плёнкой из камыша или тростника (есть, впрочем, вариант без плёнки, который именуется «мэньди»). Для подстройки используются остальные четыре отверстия, которые находятся у открытого конца ствола. Игра на данном инструменте выполняется так же, как на поперечной флейте. В зависимости от его применения в произведениях определённых жанров различают два типа ди: цюйди и байди .

Сосудообразные

Основная статья: Сосудообразная флейта .

Это флейты с отличающейся от большинства остальных флейт формой корпуса. В России традиционной подобной флейтой является детская игрушка свистулька . Наибольшим музыкальным диапазоном обладают европейские флейты окари́на и английская окарина .

Флейта — общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

Типы

Глава семейства флейт — Большая флейта. Каждый из членов этой инструментальной семьи — не что иное, как уменьшенная или увеличенная в размерах её копия. Выделяют следующие типы:

  • Блокфлейта (нем. Blockflöte — флейта с блоком) — разновидность продольной флейты. Это духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых. В конструкции головной части используется вставка (блок). Родственные инструменты: свирель, сопилка, вистл. Блокфлейта отличается от других подобных инструментов наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. Два нижних отверстия часто делают двойными. Для закрывания отверстий при игре используется 8 пальцев. Для взятия нот часто применяются т. н. вилочные аппликатуры (когда отверстия закрываются не по очереди, а в сложной комбинации). Среди разновидностей продольной флейты блокфлейта определяется как важнейшая. В странах Европы она получает распространение, начиная с XI века; впоследствии популярность данного инструмента возрастала, в результате чего в период с XVI по XVIII век блокфлейта являлась наиболее активно используемой и часто встречающейся разновидностью флейты. Для инструмента характерен мягкий, теплый, кантиленный (то есть певучий) тембр, однако в то же время он отличается ограниченными возможностями с точки зрения динамики. Блокфлейта часто применяется в музыкальных произведениях таких композиторов, как И. С. Бах, А. Вивальди, Г. Ф. Гендель и др. В силу того, что звук блокфлейты довольно слаб, её популярность постепенно сокращалась в связи с распространением поперечной флейты. Тем не менее, в настоящее время данная разновидность пользуется определенным интересом в силу некоторых причин; в их числе — тенденция к возрождению старинной музыки и возможность использования блокфлейты в качестве учебного инструмента (так как техника игры на ней сравнительно проста)
  • Поперечная флейта (часто просто флейта; итал. flauto из лат. flatus — «ветер, дуновение»; фр. flûte, англ. flute, нем. Flöte) — деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий. Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже — из дерева, иногда — из стекла, пластика и других композитных материалов. Наименование связано с тем, что в процессе игры музыкант удерживает инструмент не в вертикальном, а в горизонтальном положении; мундштук, соответственно, расположен при этом сбоку. Флейты такой конструкции появились довольно давно, в эпоху поздней античности и в древнем Китае (IX век до н. э.). Современный этап развития поперечной флейты начинается от 1832 года, когда немецкий мастер Т. Бем её усовершенствовал; со временем эта разновидность вытеснила популярную прежде продольную флейту. Для поперечной флейты характерен диапазон от первой до четвертой октавы; нижний регистр мягок и глуховат, наиболее высокие звуки, напротив, пронзительны и свистящи, а средний и отчасти верхний регистры имеют тембр, который описывается как нежный и певучий.
  • Флейта-пикколо (часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты, самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте — пронзительным и свистящим тембром. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно. Диапазон пикколо — от d² до c5 (ре второй октавы — до пятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать c² и cis². Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже. Механически малая флейта устроена равнозначно обычной (не считая отсутствия «ре-бемоль» и «до» первой октавы) и в силу этого характеризуется в целом теми же исполнительскими особенностями. Изначально в рамках оркестра (начиная со второй половины XVIII века) малая флейта предназначалась для того, чтобы усиливать и продлевать вверх крайние октавы большой флейты, и применять её рекомендовалось скорее в опере или балете, нежели в симфонических произведениях. Это было связано с тем, что на ранних этапах своего существования в силу недостаточной усовершенствованности малая флейта характеризовалась довольно резким и несколько грубым звучанием, а также малой степенью гибкости. Следует также отметить, что эта разновидность флейты довольно удачно сочетается со звенящими ударными инструментами и барабанами; кроме того, малая флейта может сочетаться в октаву с гобоем, что также порождает выразительное звучание.
  • Сиринга (греч. σῦριγξ) — древнегреческий музыкальный инструмент, род продольной флейты. Термин впервые встречается в «Илиаде» Гомера (X,13). Различались одноствольная сиринга (σῦριγξ μονοκάλαμος) и многоствольная сиринга (σῦριγξ πολυκάλαμος); за последней позднее закрепилось название флейты Пана. Русские переводчики традиционно передают σῦριγξ несколько невнятным словом «свирель». Греческое слово послужило анатомическим наименованием голосового органа птиц (см. сиринкс).Сиринга известна как традиционный духовой инструмент пастухов и крестьян в эпоху античности. Данная разновидность часто фигурирует в древнегреческой поэзии; использовалась также в целях музыкального сопровождения сценических представлений, в том числе — в Древнем Риме. Впоследствии инструмент проник также и в позднейшую европейскую народную музыку.
  • Флейта Пана (панфле́йта) — класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние — открыты.Наименование связано с тем, что в эпоху античности изобретение данной разновидности флейты мифологически приписывалось божеству лесов и полей Пану. При игре музыкант направляет поток воздуха от одного конца трубок к другому, в результате чего заключенные внутри воздушные столбы начинают колебаться, и инструмент производит свист определенной высоты; каждая из трубок издает один базовый звук, акустические характеристики которого зависят от её длины и диаметра. Соответственно, количество и величина трубок определяют диапазон панфлейты. У инструмента может быть подвижная или неподвижная пробка; в зависимости от этого используются различные способы его тонкой настройки.
  • Ди (笛, 笛子,от старокитайского хэнчуй, хэнди — поперечная флейта) — старинный китайский духовой инструмент, поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями. В большинстве случаев ствол ди изготавливается из бамбука или тростника, но встречаются ди, выполненные из других пород дерева и даже из камня, чаще всего нефрита. Ди является одним из наиболее распространенных духовых инструментов на территории Китая. Предполагается, что данная разновидность флейты проникла в страну из Средней Азии во II—I веках до н. э. Отверстие для вдувания воздуха у неё располагается вблизи закрытого конца ствола; в непосредственной близости от последнего имеется еще одно отверстие, которое прикрывается тонкой пленкой из камыша или тростника (есть, впрочем, вариант без пленки, который именуется «мэньди»). Для подстройки используются остальные четыре отверстия, которые находятся у открытого конца ствола. Игра на данном инструменте выполняется так же, как на поперечной флейте. В зависимости от его применения в произведениях определенных жанров различают два типа ди: цюйди и байди.
  • Ирландская флейта (англ. Irish flute) — поперечная флейта, использующаяся для исполнения ирландской (а также шотландской, бретонской и др.) народной музыки. Представляет собой поперечную флейту т. н. простой системы — основные 6 отверстий её не закрыты клапанами, при игре их закрывают непосредственно пальцы исполнителя. Ирландская флейта встречается в вариантах с клапанами (от одного до десяти), и без. Несмотря на соответствующее наименование, ирландская флейта по своему происхождению не имеет непосредственной связи с Ирландией. В сущности она представляет собой английскую версию поперечной деревянной флейты, которая в течение довольно продолжительного периода времени была известна как «немецкая флейта»; англичане подвергли её определенным модификациям, и наиболее существенные из них были внесены английским изобретателем и исполнителем Ч. Николсоном-младшим. Многие классические и некоторые современные вариации на тему этой флейты включают использование металлических клапанов и дополнительных тоновых отверстий, что позволяет достичь частичного или полного хроматического звукоряда.
  • Кена (кечуа qina, исп. quena) — продольная флейта, используемая в музыке Андского региона Латинской Америки. Обычно изготавливается из тростника. Имеет шесть верхних и одно нижнее отверстие для пальцев. Обычно изготавливается в строе G. Флейта кеначо (кечуа qinachu, исп. quenacho) представляет собой вариант кены с более низким звуком, в строе D. В 1960-х — 1970-х годах кена активно использовалась некоторыми музыкантами, работавшими в рамках направления nueva canción. В большинстве случаев инструмент применялся в конкретных песенных композициях, однако отдельные группы, такие, к примеру, как Illapu, прибегали к его возможностям регулярно. Впоследствии, в 1980-х и 1990-х годах, кена задействовалась и рок-группами — например, Soda Stereo или Enanitos Verdes. Встречается инструмент и в этнической музыке.
  • Свирель — русский духовой инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двухствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 300—350 мм, второй — 450—470 мм. В верхнем конце ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Стволы настроены между собой в кварту и дают в целом диатонический звукоряд в объёме септимы. Кроме того, под свирелью может также пониматься и устаревший духовой инструмент, для которого были характерен двойной язычок, вставляемый в специальную чашку; впоследствии на его базе путём некоторого упрощения конструкции (в частности, отказа от использования чашки) был разработан гобой. В этом значении свирель соотносится с бомбардой — деревянным духовым инструментом, который выступил предшественником фагота. Свирель была исторически первым и наименьшим его видом.
  • Пыжатка — русский народный музыкальный инструмент, деревянная флейта, традиционная для Курской области России. Представляет собой деревянную трубочку диаметром 15-25 мм и длиной 40-70 см, в один конец которой вставлена деревянная пробка («пыж») с косым срезом, направляющим вдуваемый воздух на заострённый край небольшого квадратного отверстия («свистушки»). Термин «пыжатка» может также рассматриваться как синоним понятия сопели — разновидности продольной свистковой флейты, которая также является традиционным русским народным духовым инструментом, наиболее древним из числа имевших хождение среди восточных славян. Данная разновидность характеризовалась диатоническим звукорядом и диапазоном вплоть до двух октав; при изменении силы воздушного потока и использовании специальной аппликатуры был достижим и хроматический звукоряд. Активно используется самодеятельными коллективами как в качестве сольного, так и в качестве ансамблевого инструмента.
  • Вистл (от англ. tin whistle, в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (русск.): вистл, висл, первое более распространено) — народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран. Наиболее популярными являются малые вистлы в тональности D. Они настроены на октаву выше других духовых (обычной флейты, к примеру, или волынки), и ноты для них, соответственно, записываются на октаву ниже. Впрочем, возрастает также и популярность т. н. лоу-вистла — более длинной модификации инструмента, который звучит примерно в том же диапазоне, что и обычная флейта. Существуют вистлы и в других тональностях; они определяются как транспонируемые (то есть все вистлы считаются инструментами в тональности D, даже если в действительности звучат выше или ниже).
  • Окарина — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий (в зависимости от количества камер). Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

История

Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов, официальные источники датируют ее появление 35 — 40 тысяч лет до нашей эры. Но возможно этот удивительный музыкальный инструмент намного раньше.
Праобраз флейты - обыкновенный свисток, звук в котором появляется при колебании воздушной струи воздуха, который рассекается об острый край дерева или другого материала.
Свистки были разных видов, они изготавливались из глины, камня, дерева. Они существовали у большинства народов в качестве различных сигнальных приспособлений, детских игрушек и как музыкальные инструменты.
В дальнейшем в свистковой трубочке прорезались отверстия, зажимая которые можно было регулировать высоту звука. Хроматические лады образовывались с помощью пальцевых комбинаций и при закрытии отверстий на половину или на четверть. Повышение звука на октаву происходило с помощь увеличения силы и/или направления дыхания. Постепенно свистковая трубочка становилась длиннее, а отверстий становилось больше. Расширялся звуковой диапазон, усложнялись мелодии и приемы игры.
Период средневековья характеризуется возникновением инструментальных ансамблей при дворах. В моде была продольная и поперечная флейта. В эпоху Возрождения в Венеции и Болонье делались лучшие духовые инструменты. До конца XVI века исполнители пользовались продольными флейтами разных размеров — дискантовыми, альтовыми, теноровыми, басовыми. Диапазон их колебался в пределах от 2-х до 2,5 октав. Звук их был приятным, мягким, но очень слабым, маловыразительным, неровным по силе и не всегда точным по высоте. Причина была в том, что игровые отверстия были расположены там, где удобно закрывать их пальцами, а не исходя из требований акустики. Из флейт составлялись ансамбли из 20 человек.
В XVII веке возникли первые оркестры. Монтеверди в опере «Орфей» в группу духовых инструментов оркестра ввёл лишь одну маленькую флейту, которая исполняла безмятежные пастушьи наигрыши, создавая пасторальный колорит ряду сцен. По мере развития оркестра роль флейт возрастала, и в операх немецкого композитора Г.Шюца они уже не только сопровождали пение, как в других, но обогащали eго, дополняли и соревновались с ним. Есть предположение, что поперечная флейта возникла в Германии. Изготавливалась она из одного куска дерева, имела 6 отверстий, прикрываемых пальцами и одного для вдувания воздуха. Старо-немецкая флейта охватывала 2,5 октавы — от ре первой до ля третьей. Канал ствола был коническим, суживающимся к концу, благодаря чему звук получался мягким, нежным, но не сильным (хотя более громким, чем у продольной), а главное более выразительным. Самый низкий звук получался от сотрясения воздушного столба в трубке флейты, другие укорачивания его, т.е. все звуки соответствовали основным дырочкам, а промежуточные «хроматические» ступени получались при помощи «раздвоенной аппликатуры» или «вилочной хватки». Сверление трубки старо-немецкой флейты имело обратно-коническое сверление, при котором наибольший размах поперечника приходился на «головку» флейты, а наименьший — на её «лапку», т.е. сверление суживалось к нижней части инструмента, что позволяло удобно разместить пальцы на поверхности флейты. В Англии в эпоху Возрождения в театральном оркестре флейта использовалась в сценах свадеб. Тогда же впервые знаменитым английским композитором Пёрселлом была написана Соната для флейты.
Наиболее значительные произведения для флейты в начале XY1II века создал И.С.Бах. Он написаз большое количество произведений для флейты и с её участием. Композитор великолепно знал технику игры на флейте, её тембровые и колористические возможности, любил её лёгкий, серебристый, поющий тон. Выделяются флейтовые сонаты И.С.Баха, написанные под впечатлением игры известного виртуоза-флейтиста Иоганна Иоахима Кванца, познакомившего Баха со всеми приёмами игры на флейте.
Работая над усовершенствованием флейты. Кванц изготовил регулирующий винт для пробки головной части ннструмента. В 1770 году П.Флорио сделал дополнительный клапан, причём так боялся, что об этом кто-нибудь узнает, что прикрыл эту часть флейты футлярчиком. Дополнительные клапаны для флейты изобретали в разные времена и другие мастера (Д.Тессит в Англии. И.Тромлиц в Германии П.Пегерсен в Дании и др.). Это позволяло получать полутона, облегчая игру, но не избавляло флейту от недостатков, существующих до сих пор: неточная интонация, неравномерность звучания в разных регистрах.
XIX век стал огромной лабораторией конструктивного усовершенствования флейты, что сказалось на развитии исполнительства, педагогики и репертуара. Этому же способствовало возникновение профессиональных оркестров в США и Западной Европе.
Самой значительной фигурой в области игры на флейте в XIX веке был Теобальд Бём (1794-1881). Знаменитый немецкий музыкант, он много гастролировал по Европе и его выступления имели большой успех. Бём — автор многих сочинений (например, 24 этюда-каприччио) и учебных пособий для флейты. Его музыкальное дарование сочеталось со страстью и изобретательностью. Однажды в Лондоне Бём встретился с английским флейтистом У.Горденом, который поразил его своей игрой. Оказалось, Горден разработал новую конструкцию флейты, но не сумел довести её до конца. Это и сделал Бём, предложив в 1832 году новую модель, снабжённую кольцевыми клапанами. Но самому конструктору она не нравилась, т.к. была несовершенна. Вторая модель (1846-1847). воплотила всё. что требовалось от флейты в отношении её акустических, выразительных и виртуозных данных. Бём совершил переворот в конструкции: заменил конический канал ствола (обратно-коническое сверление) цилиндрическим, улучшив качество и верность звучания, сильно раздвинув границы инструмента до трёх полных октав и более, игровые отверстия расположил в точном соответствии с акустическим расчётом, диаметр их сделал большим (на старинной флейте отверстия были очень малы), и все отверстия снабдил удобно расположенными тарелкообразными и кольцевыми клапанами, что позволило добиться ровности звучания и возможности с большей лёгкостью исполнять различные сложнейшие гамма-образные и арпеджиообразные пассажи, трели, тремоло. Теперь, закрывая один клапан, можно в то же время открыть вспомогательное отверстие. Сложная система клапанов обеспечила возможность нажатием на рычажок одного клапана закрыть сразу несколько отверстий. В основу расчётов Бём положил не удобство расположения дырочек и клапанов, а «акустические принципы лучшего резонанса», в точности установив мензуру (отношение длины к диаметру трубки). Палец исполнителя теперь не закрывал отверстия полностью, что привело к остроумной системе клапанов, расположенных настолько удобно, что появилась возможность справляться с труднейшими техническими построениями.
Хотя до сих пор флейта не освободилась от некоторых досадных изъянов своего устройства, по причине только частичного использования предложений выдающихся мастеров-флейтистов. Но эти недостатки не столь существенны — несколько неисполнимых трелей и особенно трудных ходов. Сторонники старо-немецкой флейты сетовали, что флейта Бёма уничтожила свойственную старой флейте красоту звучания (и это отчасти справедливо). Но звук флейты Бёма полнее, сочнее, круглее, ей доступны самые сложные технические узоры, которые она преодолевает с удивительной непринуждённостью и внешней лёг костью. Звук её кристально чист, певуч, но холодноват. В результате всех усовершенствований флейта получила ещё большее признание у крупнейших композиторов, обогатив их творчество, украсив оркестровые партитуры новыми тембровыми красками.
Основные пути развития истории исполнительства определили знаменитые произведения для флейты Г.Форе («Фантазия»). С.Шаминад («Концертино»), А.Дворжака («Серенада») и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Размещено на http://allbest.ru

Семейство флейт

Санкт-Петербург

История развития флейты

Флейта - общее название духовых музыкальных инструментов, в которых столб воздуха начинает колебаться под воздействием вдуваемой струи воздуха, рассекаемой об острый край стенки ствола.

В узком смысле слова флейта - наиболее распространенный в современной западной музыке представитель флейтового семейства - поперечная флейта. Большинство флейт представляют собой цилиндрические трубки с тонким воздушным каналом.

Судя по различным стадиям развития флейты, которые можно наблюдать на примере инструментов первобытных народов, древнейшей формой флейты является свисток. Свистки разных видов существуют во всем мире, это игрушки, сигнальные инструменты, приспособления для магии и примитивные музыкальные инструменты.

У американских индейцев костяные, глиняные и деревянные свистульки разных форм и размеров играли важную роль в религиозных обрядах и повседневной жизни. В процессе развития цивилизации в свистковых трубочках прорезались пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой можно исполнять музыкальные произведения.

Такие инструменты делались двойными или даже тройными, как, например, в Тибете; в таких случаях исполнитель играл на двух или трех трубках одновременно. На островах юго-западной части Тихого океана и в Индии существуют одинарные или двойные носовые флейты, в которых воздух вдувается не ртом, а носом; здесь налицо возникавшая в сознании связь между флейтой и душой, ассоциированной с магическим носовым дыханием.

Древнейший тип флейты, засвидетельствованный в исторических документах - продольная флейта. Она была известна в Египте еще пять или более тысячелетий тому назад и остается основным духовым инструментом на всем Ближнем Востоке. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.

Поперечная флейта, в которой воздух вдувается в отверстие, расположенное в нескольких сантиметрах от конца, представляет собой более высокую ступень в истории флейты. Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями, а иногда и с отверстием, закрытым тонкой мембраной, которая придает звучанию некоторую гнусавость, была известна в Китае по меньшей мере три тысячи лет назад, а в Индии и Японии - более двух тысяч лет назад.

Самое раннее изображение поперечной флейты было найдено на этруском рельефе, который датируется 100 или 200 лет до нашей эры. В то время поперечную флейту держали в левую сторону, лишь иллюстрация к стихотворению XI века нашей эры впервые изображает манеру держать инструмент в правую сторону.

Первые археологические находки поперечных флейт в Европе относятся к XII--XIV векам нашей эры. Одно из самых ранних изображений того времени содержится в энциклопедии Hortus Deliciarum. Кроме одной вышеупомянутой иллюстрации XI века, все средневековые европейские и азиатские изображения показывают исполнителей, держащих поперечную флейту в левую сторону, в то время как античные европейские изображения показывают флейтистов, держащих инструмент в правую сторону.

Поэтому предполагают, что поперечная флейта в Европе временно вышла из употребления, а затем вернулась туда из Азии через Византийскую Империю. В Европе в период Средневековья были распространены в основном простые инструменты свисткового типа (предшественницы блокфлейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространенным народным инструментом. В Средние века поперечная флейта состояла из одной части, иногда из двух у «басовых» флейт в соль (сейчас диапазон альтовой флейты). Инструмент имел цилиндрическую форму и 6 отверстий одинакового диаметра.

В эпоху ренессанса конструкция поперечной флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы и более, что превосходило диапазон большинства блок-флейт того времени на октаву. Инструмент позволял брать все ноты хроматического звукоряда при условии хорошего владения аппликатурой, которая была довольно сложной. Средний регистр звучал лучше всего. Известные оригинальные поперечные флейты эпохи Ренессанса хранятся в музее Castel Vecchio в Вероне.

К концу XVII в. поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, которые увеличили ее размер, сделали канал слегка сужающимся от головки и добавили к шести пальцевым отверстиям клапаны для исполнения полного хроматического звукоряда.

Первые серьёзные изменения в конструкцию поперечной флейты внесла семья Оттетеров. Жак Мартин Отеттер разделил инструмент на три части: головку, тело (с дырочками, которые закрывались непосредственно пальцами) и колено (на котором как правило располагался один клапан, иногда больше). Впоследствии большинство поперечных флейт XVIII века состояли из четырёх частей -- тело инструмента было поделено пополам. Оттетер также изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами.

Обладая более экспрессивным звучанием, более точной интонацией и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блокфлейту) и к концу XVIII в. заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.

В последних декадах XVIII века к поперечной флейте прибавляют всё больше клапанов -- как правило от 4 до 6, и более. На некоторых инструментах становится возможным брать c 1 (до первой октавы) с помощью удлинённого колена и двух дополнительных клапанов.

Важные нововведения в конструкцию поперечной флейты того времени внесли Иоганн Иоахим Кванц и Иоганн Георг Тромлиц. Тем не менее у инструмента оставалось много недостатков, а между тем, технические требования, предъявляемые к нему композиторами, росли с каждым десятилетием. флейта мундштук звук пикколо

Многочисленные экспериментаторы пытались добиться устойчивости интонирования во всех тональностях, но лишь немецкому флейтисту и композитору Теобальду Бёму (1794-1881) удалось создать современный тип флейты. Между 1832 и 1847 гг. Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор мало изменился, хотя эксперименты на этом не закончились. Его нововведения отличались от многочисленных других тем, что он поставил во главу угла акустические исследования и объективные параметры звука, а не удобство исполнителя.

Он ввел следующие наиболее важные новшества:

1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения;

2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей закрывать все отверстия;

3) использовал цилиндрический канал старых времен, но с параболической головкой, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах, хотя и лишило его мягкости тембра, характерной для конического канала;

4) перешел на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило блеск звучания за счет мягкости и задушевности.

Флейта системы Бёма не сразу нашла отклик среди исполнителей -- для того чтобы перейти на новую систему нужно было полностью переучивать аппликатуру и не все были готовы на такую жертву. Многие критиковали и звук инструмента.

Во Франции инструмент приобрёл популярность быстрее других стран, в основном из-за того, что профессор Парижской Консерватории Луи Дорюс стал преданным её популяризатором и преподавал на ней в консерватории. В Германии и Австрии система Бёма не приживалась очень долго. Флейтисты горячо отстаивали свои пристрастия к той или иной системе, возникали многочисленные дискуссии и споры о недостатках и преимуществах.

В начале XX века большинство флейтистов перешли на систему Бёма, хотя другие системы иногда встречались вплоть до 1930-х годов. Большинство флейт всё ещё производились из дерева, но металлические инструменты начали приобретать всё большую популярность.

Во второй половине XX века снова возник интерес к поперечным флейтам барочной конструкции, многие исполнители начали специализироваться на аутентичном исполнении барочной музыки на оригинальных инструментах.

Были предприняты попытки усовершенствовать систему Бёма, чтобы создать возможность исполнения чистого четвертитонового звукоряда и тем самым расширить возможности инструмента при исполнении современной музыки. К стандартной флейте Бёма были прибавлены 6 дополнительных клапанов, и такая система была названа по имени создателя «система Кингма». Флейтисты Роберт Дик и Матиас Циглер, специализирующиеся на исполнении современной музыки, используют такие инструменты.

Поперечная флейта представляет собой продолговатую цилиндрическую трубку с системой клапанов, закрытую с одного конца, около которого находится специальное боковое отверстие для прикладывания губ и вдувания воздуха. Современная флейта делится на три части: головку, тело и колено.

У большой флейты головка прямая, но существуют и загнутые головки -- на детских инструментах, а также на басовых флейтах, чтобы инструмент было удобнее держать. Головка может быть сделана из различных материалов и их комбинаций -- никеля, дерева, серебра, золота, платины. Головка современной флейты, в отличие от тела инструмента, имеет не цилиндрическую, а коническо-параболическую форму.

В левом конце внутри головки находится пробка, положение которой влияет на общий строй инструмента и должно регулярно проверяться (обычно с помощью обратного конца палочки для протирки инструмента - шомпола). Форма отверстия головки, форма и загиб губок имеют большое влияние на звук всего инструмента. Часто исполнители используют головки другого производителя, нежели основной производитель инструмента.

Строение тела флейты может быть двух типов: «inline» («в линию») -- когда все клапаны образуют одну линию, и «offset» -- когда клапан соль выступает.

Также существует два типа клапанов -- закрытые (без резонаторов) и открытые (с резонаторами). Открытые клапаны получили наибольшее распространение, так как имеют несколько преимуществ по сравнению с закрытыми: флейтист может почувствовать скорость струи воздуха и резонанс звука под пальцами, с помощью открытых клапанов можно корректировать интонацию, а при исполнении современной музыки без них практически не обойтись. Для детских или маленьких рук существуют пластиковые пробки, которыми в случае необходимости можно временно закрыть все или некоторые клапаны на инструменте.

На большой флейте может применяться колено двух типов: колено до или колено си. На флейте с коленом до нижним звуком является до первой октавы, на флейтах с коленом си -- си малой октавы соответственно. Колено си влияет на звучание третьей октавы инструмента, а также делает инструмент несколько тяжелее на вес. На колене си существует рычажок «гизмо», который должен дополнительно употребляться в аппликатуре до четвёртой октавы

Многие флейты обладают так называемой ми-механикой. Ми-механика была изобретена в начале XX века одновременно, независимо друг от друга, немецким мастером Эмилем фон Риттерсхаузеном и французским мастером Джалма Жюлио для того чтобы облегчить взятие и улучшить интонацию ноты ми третьей октавы.

Многие профессиональные флейтисты не используют ми-механику, так как хорошее владение инструментом позволяет лёгкое взятие этого звука и без её помощи. Существуют также альтернативы ми-механики -- пластинка, закрывающая половину внутреннего отверстия (второго парного) клапана соль, разработанная фирмой Powell, а также парный клапан соль уменьшенного размера, разработанный фирмой Sankyo (не получивший большого распространения в основном из-за эстетических соображений). На флейтах немецкой системы ми-механика не требуется функционально (парные клапаны соль разделены изначально).

Разновидности флейт

Семейство флейт включает в себя огромное количество различных видов флейт, которых условно можно разделить на две группы, различающихся по способу держания инструмента при игре - продольная (прямая, держат в положении, близком к вертикальному) и поперечная (косая, держат горизонтально).

Из продольных флейт наиболее распространена блокфлейта. В конструкции головной части этой флейты используется вставка (блок). По-немецки блокфлейта называется «Blockflote» («флейта с блоком»), по-французски -- «flute a bec» («флейта с мундштуком»), по-итальянски -- «flauto dolce» («нежная флейта»), по-английски -- «recorder» (от record -- «учить наизусть, разучивать»).

Родственные инструменты: свирель, сопилка, вистл. Блокфлейта отличается от других подобных инструментов наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной -- так называемого октавного клапана.

Два нижних отверстия часто делают двойными. Для закрывания отверстий при игре используется 8 пальцев. Для взятия нот часто применяются т.н. вилочные аппликатуры (когда отверстия закрываются не по очереди, а в сложной комбинации).

Звук в блокфлейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка (от нем. Block), прикрывающая отверстие для вдувания воздуха (оставляя лишь узкую щель).

В наше время блокфлейты изготавливаются не только из дерева, но и из пластика. Качественные пластиковые инструменты обладают хорошими музыкальными возможностями. Плюсом таких инструментов также является их дешевизна, прочность -- они не так подвержены риску треснуть как дерево, точность изготовления методом горячего прессования с последующей доводкой с высокой точностью, гигиеничность (они не боятся влаги и отлично переносят «купание»).

Тем не менее, по мнению большинства исполнителей, лучше всего звучат именно деревянные флейты. Для изготовления традиционно используется самшит или фруктовые деревья (груша, слива), для бюджетных моделей -- как правило, клён, а профессиональные инструменты часто изготавливаются из пород красного дерева.

Блокфлейта обладает полным хроматическим звукорядом. Это позволяет играть музыку в разных тональностях. Блокфлейта обычно имеет строй «Фа» или «До», то есть это самый низкий звук, который можно на ней извлечь. Наиболее распространённые разновидности блокфлейты по высоте звучания: сопранино, сопрано, альт, тенор, бас. Сопранино имеет строй «Фа», сопрано -- строй «до», альт звучит ниже сопранино на октаву, тенор на октаву ниже сопрано, а бас на октаву ниже альта.

Блокфлейты также классифицируются по аппликатурным системам. Существует два вида аппликатурных систем для блокфлейт: «германская» и «барочная» (или «английская»). «Германская» аппликатурная система чуть проще для начального освоения, но большинство действительно хороших профессиональных инструментов делается именно с «барочной» аппликатурой.

Блокфлейта была популярна в Средние века в Европе, но к XVIII в. её популярность снизилась, так как предпочтение стало отдаваться оркестровым духовым инструментам, таким как поперечная флейта, обладающая более широким диапазоном и громким звуком. В музыке эпох классики и романтизма блокфлейта не заняла должного места.

Признать уменьшения важности блокфлейты можно также напоминаем, что название Flauto -- «флейта» до 1750 года относилось к блокфлейте; поперечная флейта же назвалась Flauto Traverso или просто Traversa. После 1750 года и до сегодняшнего дня название «флейта» (Flauto) имеет в виду поперечную флейту.

В начале двадцатого века блокфлейта была такой редкостью, что Стравинский, когда он увидел блокфлейту в первый раз, принял её за разновидность кларнета. Только в 20-м веке блокфлейта была заново открыта главным образом в качестве инструмента для школы и домашнего музицирования. Также блокфлейту используют для аутентичного воспроизведения старинной музыки.

Список литературы для блокфлейты в XX веке вырос до огромных размеров и благодаря многочисленным новым композициям продолжает расти в XXI веке непрерывно. Иногда блокфлейта используется в популярной музыке. Определённое место занимает блокфлейта также в фолк-музыке.

Среди оркестровых флейт можно обозначить 4 основных вида флейты: собственно флейта (или большая флейта), малая флейта (флейта-пикколо), альтовая флейта и басовая флейта.

Также существуют, но гораздо реже используются -- большая флейта ми-бемоль (кубинская музыка, латино-американский джаз), октобасовая флейта (современная музыка и оркестр флейт) и гипербасовая флейта. В качестве прототипов существуют и флейты более низкого диапазона.

Большая флейта (или просто флейта) - инструмент сопранового регистра. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий.

Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины). Для флейты характерен диапазон от первой до четвертой октавы; нижний регистр мягок и глуховат, наиболее высокие звуки, напротив, пронзительны и свистящи, а средний и отчасти верхний регистры имеют тембр, который описывается как нежный и певучий.

Флейта-пикколо - самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте -- пронзительным и свистящим тембром. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно.

Диапазон пикколо -- от d? до c 5 (ре второй октавы--до пятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать c? и cis? . Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже. Механически малая флейта устроена равнозначно обычной (не считая отсутствия «ре-бемоль» и «до» первой октавы) и в силу этого характеризуется в целом теми же исполнительскими особенностями.

Изначально в рамках оркестра (начиная со второй половины XVIII века) малая флейта предназначалась для того, чтобы усиливать и продлевать вверх крайние октавы большой флейты, и применять ее рекомендовалось скорее в опере или балете, нежели в симфонических произведениях. Это было связано с тем, что на ранних этапах своего существования в силу недостаточной усовершенствованности малая флейта характеризовалась довольно резким и несколько грубым звучанием, а также малой степенью гибкости.

Следует также отметить, что эта разновидность флейты довольно удачно сочетается со звенящими ударными инструментами и барабанами; кроме того, малая флейта может сочетаться в октаву с гобоем, что также порождает выразительное звучание

Альтовая флейта по строению и технике игры схожа с обычной флейтой, но обладает более длинной и широкой трубкой и несколько иным строением системы клапанов.

Дыхание на альтовой флейте расходуется быстрее. Применяется чаще всего in G (в строе соль), реже in F (в строе фа). Диапазон? от g (соль малой октавы) до d ? (ре третьей октавы). Теоретически возможно извлечь и более высокие звуки, но на практике они почти не используются.

Звучание инструмента в нижнем регистре яркое, более густое, чем у большой флейты, однако достижимо лишь в динамике не сильнее меццо-форте. Средний регистр? гибкий в нюансировке, полнозвучный; верхний? резкий, менее тембрально окрашенный, чем у флейты, самые высокие звуки трудно извлечь на пиано. Встречается она в немногих партитурах, но в произведениях Стравинского, таких, например, как «Дафнис и Хлоя» и «Весна священная», приобретает определенный вес и значительность.

Басовая флейта имеет изогнутое колено, благодаря которому возможно увеличение длины воздушного столба без существенного изменения габаритов инструмента. Звучит на октаву ниже основного инструмента, но требует существенно большего объёма воздуха (дыхания).

Что касается народных (или этнических) видов флейт, то их существует огромное множество.

Их можно условно разделить на продольные, поперечные, свистковые (усовершенствованная разновидность продольной флейты), флейты Пана, сосудообразные, носовые и составные флейты.

Кена - используется в музыке Андского региона Латинской Америки. Обычно изготавливается из тростника. Имеет шесть верхних и одно нижнее отверстие для пальцев, обычно изготавливается в строе G.

Вистл (от англ. tin whistle , в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (русск.): вистл, висл , первое более распространено) - народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран.

Свирель -- русский духовой инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двухствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 300--350 мм, второй -- 450--470 мм. В верхнем конце ствола -- свистковое устройство, в нижней части -- по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Стволы настроены между собой в кварту и дают в целом диатонический звукоряд в объёме септимы.

Пыжатка -- русский народный музыкальный инструмент, деревянная флейта, традиционная для Курской области России. Представляет собой деревянную трубочку диаметром 15-25 мм и длиной 40-70 см, в один конец которой вставлена деревянная пробка («пыж») с косым срезом, направляющим вдуваемый воздух на заострённый край небольшого квадратного отверстия («свистушки»).

Термин «пыжатка» может также рассматриваться как синоним понятия сопели -- разновидности продольной свистковой флейты, которая также является традиционным русским народным духовым инструментом, наиболее древним из числа имевших хождение среди восточных славян.

Данная разновидность характеризовалась диатоническим звукорядом и диапазоном вплоть до двух октав; при изменении силы воздушного потока и использовании специальной аппликатуры был достижим и хроматический звукоряд. Активно используется самодеятельными коллективами как в качестве сольного, так и в качестве ансамблевого инструмента.

Ди -- старинный китайский духовой инструмент, поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями. В большинстве случаев ствол ди изготавливается из бамбука или тростника, но встречаются ди, выполненные из других пород дерева и даже из камня, чаще всего нефрита.

Ди является одним из наиболее распространенных духовых инструментов на территории Китая. Отверстие для вдувания воздуха у нее располагается вблизи закрытого конца ствола; в непосредственной близости от последнего имеется еще одно отверстие, которое прикрывается тонкой пленкой из камыша или тростника.

Бансури -- индийский духовой музыкальный инструмент, вид поперечной флейты. Особо распространён в Северной Индии. Бансури делается из отдельного полого стебля бамбука с шестью или семью отверстиями. Существует две разновидности инструмента: поперечная и продольная. Продольная обычно используется в народной музыке и при игре удерживается губами подобно свистку. Поперечная разновидность же наиболее используема в индийской классической музыке.

Флейта Пана -- многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние -- открыты. Наименование связано с тем, что в эпоху античности изобретение данной разновидности флейты мифологически приписывалось божеству лесов и полей Пану. При игре музыкант направляет поток воздуха от одного конца трубок к другому, в результате чего заключенные внутри воздушные столбы начинают колебаться, и инструмент производит свист определенной высоты; каждая из трубок издает один базовый звук, акустические характеристики которого зависят от ее длины и диаметра. Соответственно, количество и величина трубок определяют диапазон панфлейты. У инструмента может быть подвижная или неподвижная пробка; в зависимости от этого используются различные способы его тонкой настройки.

Окарина -- древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта сосудообразной формы. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий (в зависимости от количества камер).

Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

В носовой флейте звук образуется струёй воздуха из ноздри. Несмотря на то, что воздух из носа выходит с меньшей силой, нежели изо рта, многие первобытные народы тихоокеанского региона предпочитают играть именно так, поскольку они наделяют носовое дыхание некой особой энергией. Такие флейты особенно распространены в Полинезии, где они стали национальным инструментом. Наиболее распространены поперечные носовые флейты, но аборигены Борнео играют на продольных.

Составные флейты состоят из нескольких простых флейт, соединённых вместе. При этом свистковые отверстия могут быть для каждого ствола свои, тогда получается простой набор разных флейт, а могут быть соединены с одним общим мундштуком, в таком случае все эти флейты звучат одновременно и на них можно исполнять гармонические интервалы и даже аккорды.

Все вышеперечисленные виды флейт являются лишь небольшой частью огромного флейтового семейства. Все они сильно различаются по внешнему виду, тембру, размеру. Объединяет их способ звукоизвлечения -- в отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. Флейта является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История зарождения и развития музыкальных инструментов от древнейших времен до наших дней. Рассмотрение технических возможностей медных, деревянных и ударных инструментов. Эволюция состава и репертуар духовых оркестров; их роль в современной России.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2013

    Основная классификация музыкальных инструментов по способу извлечения звука, его источнику и резонатору, специфика звукообразования. Типы струнных инструментов. Принцип работы губной гармошки и волынки. Примеры щипковых, скользящих инструментов.

    презентация , добавлен 21.04.2014

    Возникновение и развитие флейты и её прототипов. Флейта в России как народный инструмент. Влияние русской композиторской школы на духовое исполнительство. Строение, особенности и применение современной флейты. Флейта в творчестве композиторов XX в.

    аттестационная работа , добавлен 21.06.2012

    Применение музыкальных игрушек и инструментов и их роль в развитии детей. Разновидности инструментов и их классификация по способу извлечения звука. Формы работы по обучению игре на детских музыкальных инструментах в детских дошкольных учреждениях.

    презентация , добавлен 22.03.2012

    Клавишные музыкальные инструменты, физические основы действия, история возникновения. Что такое звук? Характеристика музыкального звука: интенсивность, спектральный состав, длительность, высота, мажорная гамма, музыкальный интервал. Распространение звука.

    реферат , добавлен 07.02.2009

    Особенности и направления формирования музыкальной культуры в России в исследуемый исторический период, появление и использование органа, клавикордов, флейты, виолончелей. Путь развития русской многоголосной музыки в эпоху барокко. Концертное пение.

    презентация , добавлен 06.10.2014

    Виды чувашских народных музыкальных инструментов: струнные, духовые, ударные и самозвучащие. Шапар - род пузырной волынки, методика игры на ней. Источник звука мембранофонов. Материал самозвучащих инструментов. Щипковый инструмент - тимер купас.

    презентация , добавлен 03.05.2015

    История и основные этапы становления русских народных инструментов. Общая характеристика некоторых российских инструментов: балалайки, гуслей. Музыкальные инструменты Китая и Киргизии: темир-комуз, чопо-чоор, баньху, гуань, их происхождение и развитие.

    реферат , добавлен 25.11.2013

    Исследование теоретических основ резонансной техники пения, основных физических свойств резонаторов голосового аппарата певца, их функций в певческом процессе. Характеристика упражнений для достижения силы звука, глубины и красоты тембра, гигиены голоса.

    дипломная работа , добавлен 30.04.2012

    Многогранность творчества И.С. Баха, роль духовых инструментов в уникальности его произведений. Композиционные схемы флейтовых сонат. Лучшие черты баховского органного инструментального мышления в сонате для флейты соло ля минор и сонате ми минор.

Музыкальный инструмент: Флейта

Этот удивительно виртуозный инструмент с легким, воздушным, как бы «порхающим» звуком, напоминающим пение птиц, относится к группе деревянных духовых. Согласно древнегреческим мифам его изобретение - заслуга сына Гефеста – Ардала. Пожалуй, ни один другой инструмент не подвергался таким преобразованиям и совершенствованиям. Изначально были две разновидности – поперечная и продольная, но позднее первый вариант вытеснил собой продольную и занял достойное место в оркестре. Эти два вида сильно отличаются друг от друга не только внешне, но и по способу звукоизвлечения.

Историю флейты и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук флейты

Звучание флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются в среднем регистре – необычайно ясные, чистые и прозрачные. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце. Мягкое и мелодичное звучание флейты может усладить наш слух, смягчить сердце, вызвать самые добрые и светлые чувства.


Флейта или простая дудочка, как правило, становится одним из самых первых музыкальных инструментов, с которыми могут столкнуться дети, и даже способны изготовить ее самостоятельно из подручных предметов подходящей формы.

Стоит несколько слов сказать об особенностях звучания флейты. Нижний регистр отличается небольшой глуховатостью, но нельзя не заметить его мягкость, сердечность и душевную проникновенность, а верхний ряд нот звучит пронзительно, с резким присвистом. Особенность акустики флейты заключается в том, что при игре на «пиано» высота звучания незначительно понижается, а игра на «форте» повышает звук.

Характер высоты звуков можно изменить, регулируя силу воздушной струи на выдохе, ну и конечно с помощью механизма клапанов, которые закрывают отверстия на инструменте.

Диапазон флейты занимает промежуток от ноты «До» первой до ноты «До» четвертой октавы.

Фото





Интересные факты

  • Образцом самой большой поперечной флейты является инструмент, созданный индийским мастером Бхаратом Сином в Джамнагаре в 2014 году. Длина этой флейты составила 3,62 метра. С ее участием исполняли государственный гимн.
  • Флейты изготавливают более, чем из сотни разнообразных материалов, включая кость, древесину, металл, стекло, есть флейты из хрусталя, пластика, и другие. Даже есть флейта из шоколада, на которой можно исполнять музыку.
  • Титул самой дорогой флейты согласно рейтингу «Форбса» принадлежит инструменту, созданному компанией Powell в 1939 году. Эту платиновую флейту оценивают сейчас в 600 тыс долларов.


  • Самое большое количество флейтистов в ансамбле из 3742 участников собралось в Японии 31 июля 2011 года на торжественном праздновании 400 лет замку Хиросаки.
  • Самое длинное беспрерывное выступление флейтиста продолжалось 25 часов 48 минут и было достигнуто Кэтрин Брукес в Бедворте, Великобритания, 17-18 февраля 2012. Кэтрин несколько раз повторила 6-часовую программу, содержащую 92 различных произведения, от классики до современных направлений в музыке.
  • Флейта - единственный оркестровый инструмент, на котором воздух вдувают поперек отверстий. И следует знать, что затрата воздуха у флейтиста гораздо больше, чем на любых других духовых, в том числе таком крупногабаритном, как туба .
  • Древнейшую флейту обнаружили в Любляне, Словения, в 1998 году. Музыкальный инструмент, изготовленный из костей пещерного медведя, содержит четыре отверстия. Палеонтологи полагают, что этой флейте 43,000 - 82,000 лет.
  • Главное божество индуизма Кришна изображается с флейтой из бамбука. Было сказано, что Кришна создал мир через красивое звучание флейты, которая также проповедует любовь и свободу.


  • Существует 30 разновидностей флейты, которые выпускают почти в полусотне стран мира.
  • На флейте играли выдающиеся личности. Леонардо Да Винчи, Иоанн II, Мартин Лютер, император Николай I, Энрико Карузо, Вуди Ален, М. Глинка , и многие другие.
  • Известно, что при дворе английского короля Генриха Восьмого V была собрана целая коллекция флейт - 72 шт.
  • Президент США Г. Кливленд очень ценил свою хрустальную флейту с золотыми элементами.
  • Во Вьетнаме, в горном уезде Иентхе, во время повстанческого крестьянского движения флейта использовалась не только как музыкальный инструмент, но и холодное оружие. Им подавали сигналы тревоги и одновременно убивали врагов.
  • По утверждению исследователей занятия флейтой позитивно воздействуют на интеллектуальное развитие детей, иммунитет, оказывает профилактический эффект к респираторным заболеваниям.

Популярные произведения для флейты

И. Бах - Скерцо (Шутка) из сюиты для флейты и струнного оркестра № 2 (слушать)

В.А. Моцарт - Концерт для флейты с оркестром соль-мажор (слушать)

Ж. Ибер - Концерт для флейты с оркестром Allegro scherzando (слушать)

Конструкция флейты

Поперечная флейта - продолговатая трубка цилиндрического типа, имеющая систему клапанов, которые закрывают 16 отверстий. Один конец ее закрыт, на нем есть отверстие, куда прикладывают губы для вдувания воздух. Современные типы флейт включают в себя трехчастную структуру: головка, тело и колено. В отличие от других инструментов духового типа, звук флейты формируется за счет направленного воздушного потока к краю губной пластинки. Огромная роль в правильной технике игры принадлежит форме губ или «амбушюру». Тонко изменять звучание инструмента можно за счет смены степени напряжения и формы губ.


Общий показатель высоты звука изменяют, выдвигая головку из тела инструмента, чем больше выдвинута головка, тем ниже будет звук.

Средний вес флейты – 600 грамм .

Современная концертная большая флейта составляет 67 см в длину , а длина пикколо всего около 32 см.

Разновидности флейты

Поперечная флейта помимо основной большой концертной, имеет три основные разновидности: , альтовая и басовая.


Флейта-пикколо - среди духовых самый звучащий инструмент. Строение такое же как и у большой флейты, различие кроется в размерах - она в два раза короче обыкновенной и звучит на октаву выше. Резкость тона флейты–пикколо с легкостью перекрывает звук целого оркестра. В спектакле Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» ей отводится тема белки, разгрызающей орешки. В 1-м акте оперы Бизе «Кармен» пара пикколо составила компанию хору мальчиков, смело вышагивающему за строем солдат.

Альтовая флейта . Напоминают обычную концертную флейту, но несколько больше по размерам и с иным строением системы клапанов. Диапазон ― от «соль» малой октавы до «ре» третьей октавы.

Басовая флейта - в диапазоне от «си» большой октавы до «фа» второй октавы

Следует упомянуть и гораздо более редко используемых образцах - d"Amour, контрабасовая, октобасовая и гипербасовая.

Применение и репертуар

Выразительность звучание флейты привлекала внимание величайших композиторов.

А. Вивальди написал 13 концертов для флейты с оркестром. И.С. Бах, хорошо знающий технические возможности, сочинил огромное число произведений с участием флейты, особенно прекрасны его сонаты, а искрометная «Шутка» и необыкновенно трогательная «Сицилиана» не оставляют равнодушными меломанов всего мира и поныне. К шедеврам флейтовых репертуаров относят произведения Г.Ф. Генделя , К.В. Глюка, И. Гайдна , В.А.Моцарта, Л.В. Бетховена . Очаровательная «Мелодия» - популярнейшее соло в опере «Орфей и Эвридика » продемонстрировала чувственно-выразительный аспект флейт. Значимое место солирующего инструмента флейта получила в произведениях В.А. Моцарта . Действительное понимание тембра и виртуозных возможностей выявил Л. Бетховен по-своему внедрив ее в симфонический оркестр, примером может послужить увертюра к опере «Леонора».


Век романтизма также обозначился развитием исполнительского мастерства игры на флейте. В этот период репертуар флейтистов обогащался шедеврами таких мастеров как К.М. Вебера, Ф. Шуберта , Д. Россини, Г. Берлиоза, К. Сен-Санса .

В джазе одним из первых стал использовать флейты барабанщик и руководитель джазового оркестра Чик Уэбб в конце 1930-х. Франк Весс был среди первых примечательных джазовых флейтистов в 1940-х.

Jethro Tull - вероятно, самая известная рок-группа регулярно использующую флейту, на которой играет лидер группы Иэном Андерсоном. Альтовую флейту можно услышать в песне Битлз, «You"ve Got to Hide Your Love Away» (Ты должен скрыть свою любовь), на которой играет Джон Скотт. Также в композиции «Пенни-Лейн».

Приемы игры


При игре на флейте используются разнообразные приемы. Зачастую музыканты пользуются двойным и тройным стаккато и очень эффектным приемом фрулато, который впервые применили в симфонии-поэме «Дон Кихот» Р. Штрауса. В дальнейшем изобретательность флейтистов-исполнителей не имела границ:

Мультифоники - одновременно извлекается два и большее количество звуков.
Whistle tones - негромкий свист.
Танграм- звуки, аналогичные хлопанью ладонями.
Jet whistle - реактивный свист.

Стук клапанов, игра шипом без звучания, звуки извлекаются в одно время с пением и разнообразие других приемов.

История флейты


История флейты уносит нас в первобытное время. Все началось с трубочек, на которых поначалу свистели. Сейчас их называют просто дудочками, которые можно сделать из любого подходящего предмета, например, ручки или коктейльной трубки. Затем люди догадались, что если в трубках вырезать отверстия, которые можно перекрывать пальцами, то можно будет исполнить более сложные по структуре музыкальные произведения - многочисленные напевы и мелодии.

Флейта по своим функциям весьма разнообразна. Первоначально она была инструментом из арсенала пастухов, которые с ее помощью управляли животными, а затем ее статус повысился до такой степени, что она принимала участие в духовных обрядах.

Образцы флейты поперечного типа появились очень давно, еще в древнем Китае, в 9 веке до нашей эры, затем в Индии, Японии, Византии. В Европе она распространилась лишь в Средневековье и прибыла с Востока. В 17-м столетии, получившую большую популярность, флейту доработал французский мастер Ж. Оттетер, после чего она стала занимать достойные позиции в инструментальных ансамблях, оперных оркестрах.

Современному виду флейты мы обязаны немецкому мастеру и композитору Т. Бёму, жившему в 19 веке. Он дополняет флейту системой клапанов и колец, разместил большие отверстия под пальцы по акустическим принципам, а также стал использовать в производстве металл, что позволило усилить блеск звучания флейты. С тех времен этот инструмент почти не меняется, да и сложно прибавить к лаконичному по конструкции музыкальному инструменту что-то действительно оригинальное, способное внести новые черты в знакомую форму.

Флейта при всей свое кажущейся простоте имеет не только богатую и славную историю, но и отличается уникально широким диапазоном использования. Это обусловлено тем, что она относится к одним из самых древнейших, если не самым древнейшим инструментам, с помощью которого пытались создавать музыку наши первобытные предки десятки тысяч лет назад. Со времен каменного века флейта начинает завоевывать сердца людей, очаровывая нас своим душевным и волнительным звучанием, который отдается не только в сердце, но и в самых глубоко запрятанных генах, доставшихся нам от наших далеких пращуров. Скромная деревянная или костяная флейта, любовно вырезанная мастером, способна создать целую уникальную вселенную, наполненную непрерывным удивительным звучанием, которое хочется слушать бесконечно.

Видео: слушать флейту

Флейта - по-настоящему удивительный духовой музыкальный инструмент, незаменимый в любом оркестре. Он имеет многовековую историю, восходящую к глубокой древности. Первое упоминание об этом инструменте появилось еще в греческой мифологии, а ее изобретателем, согласно мифу, считается сын Гефеста Ардал. Сегодня, спустя столетия, она не теряет своих позиций, а игра на ней - это целое искусство.

Какие бывают флейты

На сегодняшний день в музыкальном мире существует большое количество различных видов этого удивительного музыкального инструмента. Больше того, у многих народов есть своя разновидность, а иногда и не одна. Однако если собрать и структурировать все виды, можно выделить два основных вида - продольные и поперечные. Первые из них - продольные - музыкант обычно держит прямо перед собой. Продольные флейты могут быть открытыми или свистковыми . В первом случае воздух по косой вдувают в открытое отверстие сверху. Во втором случае во входное отверстие дополнительно устанавливается свистковое устройство.
Пожалуй, более привычные для нас - это поперечные флейты . Именно они используются в классических оркестрах. По традиции они относятся к деревянным духовым инструментам, потому что изначально делали их именно из дерева. Безусловно, в наше время они изготавливаются преимущественно из металла, а в некоторых случаях из керамики или стекла. Клапаны, появившиеся на поперечной флейте еще в 1832 году, помогают управлять высотой звука. Поперечная ценится еще и благодаря своим большим возможностям виртуозного исполнения даже самых сложных произведений в быстром темпе: трели, арпеджио и т.д. Многогранная игра достигается благодаря богатству тембра, большому диапазону и разнообразным оттенкам звучания.

На каких флейтах играют профессионалы и новички

Как же разобраться во всем многообразии флейт и сделать для себя правильный выбор? Здесь все зависит от ваших навыков и музыкального стиля, для исполнения которого вам нужен будет этот инструмент. Так, например, простая и легкая классическая музыка отлично звучит на , одной из самых простых разновидностей этого музыкального инструмента. Тембр её достаточно простой, диапазон - около двух . Именно поэтому она - отличный выбор для начинающих исполнителей. Оркестровая флейта с диапазоном от первой до четвертой октавы - инструмент уже более сложный и прекрасно справляется как с классической музыкой, так и с современными стилями - рок или джаз. На характеристики звука влияет также и материал, из которого изготовлен инструмент. Так, металлические модификации обладают более звонким, пронзительным и чистым звучанием, в то время, как модели, сделанные, например, из тростника, характеризует более «пустое» и низкое звучание, бедное обертонами.

Важно знать и то, как определяется диапазон флейты. Он, прежде всего, зависит от длины и диаметра инструмента: чем больше эти показатели, тем больше расход воздуха при исполнении и тем ниже извлекаемый звук.
На сегодняшний день на рынке музыкальных инструментов существует несколько ведущих производителей флейт. Среди них BRAHNER, Maxtone, Flight, Yamaha и HOHNER. Этим брендам можно доверять и быть уверенным в качестве производимых музыкальных инструментов. Более подробно смотрите тут -