Дэмиен Хёрст в Венеции приглашает полюбоваться роскошными сокровищами «Невероятного. Дэмиен Херст - один из самых богатых художников при жизни Последняя "громкая" работа

Сегодня в рубрике "Искусство за пять минут" мы будем говорить о самом известном художнике современности - Дэмьене Стивене Хёрсте. Мы разберемся с акулой в формальдегиде с помощью ленты Мебиуса, узнаем как средневековое искусство перекликается с бриллиантовым черепом и пустимся в трансгрессию, чтобы выяснить есть ли жизнь в смерти.

Справка: Дэмьен Хёрст — английский художник, предприниматель, коллекционер произведений искусства, а также самая знаменитая фигура группы Young British Artists, доминирующая на арт-сцене с 1990-х годов. Родился 7 июня 1965 в городе Бристоль, Великобритания.

Какая центральная тема произведений Херста?

Коротко: Смерть.

Подробнее: Фундаментальное противостояние между отрицанием смерти и осознанием ее неизбежности - центральная тема художника. Хёрст не ходит вокруг, он заходит внутрь самой смерти. Чтобы основательно исследовать тему, еще в юности художник ходил в анатомический театр делать зарисовки и подрабатывал в морге.

Так как у Хёрста много работ, связанных с гибелью, мы рассмотрим конкретную инсталяцию "Тысяча лет" 1990 года - одну из самых значительных работ автора. Она представляет собой двойной совмещенный ящик: в первом вольере лежит голова коровы и электромухобойка, во втором - личинки и мухи. В перегородке между этими кубами вырезаны 4 отверстия. Мухи, влетая в первый куб, сразу же делились на 2 разные группы: первая летела прямиком к лампам и, касаясь их, сразу же умирала, а вторая часть мух старалась занять место на голове мёртвой коровы.

Художник рассказывает о ней: "Помню, мы сидели как-то с Гэри Хьюмом, когда я работал над этой инсталляцией, он спросил: "Над чем ты сейчас работаешь?". Я ответил: "Ну, у меня есть стеклянная коробка, голова коровы, черви и мухи. Осталось найти мухобойку, которая всех их прикончит". Он посмотрел на меня, словно на сумасшедшего. А я подумал: "Отлично. Это отличный способ объяснить это, как нечто бредовое - просто объясняешь кому-то так, чтобы у них уже сложилось мнение. И это при том, что они понятия не имеют, что это на самом деле такое, так что они не могут быть готовы к тому, что увидят".

Эта инсталляция отсылает нас к Дональду Джадду - отцу минимализма. Художник отказывается от традиционной красоты, фигуративности, от любого сентиментального содержания.
В одной этой работе Хёрст запечатлил жизненный цикл, он показал каким упорядоченным является хаос жизни и смерти.

Нужно сказать, что иногда Хёрста заносит: однажды британец назвал нью-йоркские теракты 11 сентября 2001 года произведением искусства, за что ему впоследствии пришлось принести извинения.

Я умру - и я хочу жить всегда. Я не могу избежать смерти, и я не могу избавиться от желания жить. Мне хочется хотя бы мельком увидеть, что это такое - умереть.

Хёрст самый богатый художник в мире?

Коротко: Д а.

Подробнее: П о-крайней мере, так говорят все западные издания. Общее состояние художника оценивается в один миллиард долларов. Хёрст продал полное собрание "Beautiful Inside My Head Forever" на аукционе Sotheby’s за £111 миллионов ($198 миллионов), тем самым побив рекорд для аукциона с одним художником. Также в списки самых богатых художников входят Такаси Мураками, Джеф Кунс, Джаспер Джонс. Кстати, приблизительный размер зарплаты ассистентов Хёрста $32.000.

Как называется стиль в котором работает художник?

Коротко: Неоконцептуализм.

Подробнее: Неоконцептуализм или постконцептуализм — направление, представляющее собой современный этап развития концептуализма 60-70-х годов. Нео-концептуализм возник в США и Европе в конце 1970-х. Неоконцептуализм, как и концептуальное искусство, в первую очередь и прежде всего — искусство вопросов. Концептуальное искусство продолжает сегодня поднимать фундаментальные вопросы не только по поводу определения самого искусства, но и о политике, медиа и обществе. В основном неоконцептуализм ассоциируется с деятельностью Молодых британских художников, которые громко заявили о себе в 1990-е годы.

Крупные события

1991: Чарльз Саатчи финансирует Дэмьена Хёрста и на следующий год Галерея Саатчи выставляет его работу "Физическая невозможность смерти в сознании кого-то живущего" — акулу в формальдегиде.

1993: Ванесса Бикрофт проводит свой первый перформанс в Милане.

1999: Трэйси Эмин номинирована на Премию Тернера. Часть ее выставки — инсталляция "My Bed".

2001: Мартин Крид получает премию Тернера за работу "The Lights Going On and Off", пустую комнату, в которой включается и выключается свет.

2005: Саймон Старлинг получает премию Тернера за "Shedboatshed" - деревянное здание, на котором он проплыл по Рейну.

У Хёрста есть живопись?

Коротко: Да.

Подробнее: Хёрст никогда не был сосредоточен на живописи, даже в начале пути, в 1980-х годах посещая новаторский колледж "Голдсмит". В отличие от других школ, которые собирали у себя студентов, не сумевших поступить в настоящий колледж, школа "Голдсмит" привлекала к себе немало талантливых студентов и изобретательных преподавателей. Голдсмит ввёл у себя инновационную программу, которая не требовала у студентов умения рисовать или писать красками.
Но у Хёрста есть все же три вида использования красок.
Первый - это spot paintings, цветные круги, которые вырастают из Джефа Кунса. Этот проект продолжается до сих пор. Однажды художник открыл сразу в нескольких городах по всему миру совершенно одинаковые экспозиции, все пространство которых было завешено картинами с разноцветными кругами.
Второй - это spin painting, что предполагает вертящийся круг, на который выливается краска, таким образом краска сама рисует динамичный холст. Самым знаменитым творением в этом стиле стал целый Олимпийский стадион. Хёрсту заказали украсить арену, и он разлил краску в виде британского флага в честь открытия Олимпиады. Но как мы видим, ни первое ни второе не есть живописью, это использование красок, не рисуя.

Люди, которые ругают современное искусство, забывают, что любое искусство когда-то было современным.

Третий - это работы в стиле Френсиса Бэкона. Начиная, Хёрст сам говорил, что не будет рисовать, потому что его картины будут абсолютно вторичны, он осознавал собственное эпигонство. Но, по какой-то причине, он передумал и привез свою живопись на персональную выставку "Реквием", которая была показана у нас, в Pinchuk Art Center в 2009 году. Помимо старых работ, художник выставил новую живописную серию под названием "Skull paintings". Они-то и стали главной мишенью для саркастических инвектив критиков. "Такое ощущение, что перед зрителем - стилизация под Бэкона, сделанная студентом", — заметил один из них. Многие из критиков современного искусства полагают, что когда-то, в начале 90-х, Хёрст был бесспорным лидером New British Art и вообще стоял в авангарде современного искусства, но времена те давно миновали, ныне же вчерашний авангардист превратился в поставщика сверхдорогого китча - как раз по вкусу и по уму восточноевропейским и азиатским олигархам, а картины у Херста просто беспомощные.

А еще у Хёрста есть картина "Для мамы". На ней изображены фрукты и цветы, без аллюзий, реминисценций и загадок. Просто фрукты и цветы. Потому что с тех пор как он стал художником, мать его все время упрекала, что сын ничего "нормального" нарисовать не может. Вот он и написал, в самом деле, что может быть нормальнее, чем фрукты и цветы?

Недавно выяснилось, что Хёрст запирается у себя в садовом сарае и тайно занимается там живописью. "Животные в формальдегиде больше не шокируют публику, гораздо больше ее удивляет, когда вы берете кисти и холст и возвращаетесь к истокам", - прокомментировал он свои постыдные для современного художника занятия.

Гений или фикция?

Коротко: К ак говорилось в святом писании "умрет - узнаем".

Подробнее: Хёрст невообразимо богат и успешен, к тому же он современник - это идеальная формула, порождающая множество дисскусий вокруг работ британца.

Некоторые критики считают художника искусственно созданным явлением с мешком денег вместо головы. Другие, как мы уже сказали, поносят его живопись, указывая на подражание Бэкону. Но дальше всех пошел Джулиан Сполдинг, он считает Хёрста фикцией и просто не-художником, называя иронично кон-артист, что с одной стороны говорит об обманчивости, так как "кон" по-английски означает "дурачить", а с другой - является сокращением от слова "концептуализм", что забавно. Кстати, "con" в английском языке означает еще одно обсценное значение, что-то вроде "член", так называли Билла Гейтса в школе, поэтому если вы попробуете создать папку на рабочем столе с таким названием - у вас ничего не получится. Попробуйте прямо сейчас.
Критики с берега, где трава зеленее, находят Хёрста гением, который из браги повседневности возгоняет чистый спирт искусства с помощью изобретательности и передовых технологий. Тому приводится много аргументов, самым значимым из которых (обращаясь к историческому дискурсу) является то, что он сумел из самой древней темы "смерти" создать совершенно новое искусство. С другой стороны, во время ретроспективной выставки Хёрста в МОМА, посещаемость возросла на 20 процентов, какие еще аргументы нужны?

Британец настолько популярен и неоднозначен, что другие художники из него самого создают искусство. Испанский скульптор Эухенио Мерино сделал объект, изображающий самоубийство Дэмиена Хёрста: в стеклянном коробе стоит на коленях похожая на британского художника кукла с пистолетом, приставленным к окровавленному виску. Объект, как пишет The Daily Telegraph, называется "4 the Love of Go(l)d". Таким образом, в нем обыгрывается название одной из самых известных работ Хёрста - инкрустированного бриллиантами черепа ("For the Love of God"), и слово "gold" - "золото": британец считается одним из самых дорогих художников мира. Мерино уверяет, что является поклонником творчества Хёрста. Про свой объект он говорит так: "Конечно, это шутка, но в этом состоит парадокс: если он [Хёрст] покончит с собой, то его работы станут еще дороже".

Чтобы ни говорили критики мира сего, лучше всех выразился корреспондент The Guardian: "В эпоху всего созданного, в мире, где правят эклектика и деньги, Хёрст - это "художник, которого мы заслужили".

Вопрос от PR-менеджера Анастасии Косыревой

Чем отличается акула в формальдегиде Хёрста от животного в формальдегиде на уроках биологии? Почему первое - искусство, а второе - нет?

Коротко: "Потому что первое находиться в галерее, а второе - нет" (с) Хёрст

Подробнее: Хёрст, конечно, шутит, он вообще очень забавный человек, это видно по всем его интервью. Но мы поговорим серьезно.
Инсталляция "Тигровая акула в фомальдегиде" носит название "Физическая невозможность смерти в сознании живущего". Акулу поймал рыбак из Австралии и продал ее художнику за $9.500. А инсталляция была продана в 2004 году коллекционеру Стиву Коэну за $12 млн. Находясь возле этой акулы, вспоминается название романа Джонатана Фоера "Жутко близко, запредельно громко". Уродливая пасть акулы широко раскрыта, это создает эффект рычания, крика, как символ боли умирания. Раззинутая пасть акулы отсылает к картинам любимого художника Хёрста - Френсиса Бекона. В общем, Хёрст мог взять любое животное, но выбрал акулу не для эпатирования общества, акула - это источник опасности и символ смерти. Акула удваивает смерть: она сама - мертвая и, в то же время - носитель смерти. Самый необычный феномен у акул - внутриутробный каннибализм. Около 70% акулят погибают в жестоких боях прямо в утробе матери.

Но самое главное в этой работе - не акула и не формальдегид. Важно то, что эта инсталляция находится в стирильном минималистическом помещении, опять таки продолжая традицию Джадда. Выстроенная схема контраста между абстрактной и прочной формой демонстрации и ее бренным предметным наполнением. Искусство, "от имени" которого выступает форма витрины, выполняет здесь свою традиционную функцию - останавливает время.

В этой работе есть также концептуалистская игра, в которой объект изображения совпадает с самим изображением. Проще говоря, смерть изображает смерть. Такая смысловая лента Мёбиуса, когда смысл произведения замыкается на самом себе, когда произведение о себе же и рассказывает.

Хёрст о своей работе говорит так: "Я пытаюсь разгадать смерть. Людям тяжело осознать собственную смертность, и многие мои работы именно об этом. Моя акула попытка описать это чувство, чувство иррационального страха перед смертью. Именно для этого я использовал самую настоящую акулу, настолько крупную, чтобы она могла проглотить человека целиком. И поместил ее в контейнер с жидкостью такого размера, чтобы у зрителя мурашки по коже побежали. И это не мрачный взгляд на мир. Наоборот, я надеялся, что смерть послужит вдохновением и источником энергии для зрителей. Поможет осознать праздник жизни."

Вопрос от главного редактора Евгении Липской:

Почему в качестве основного материала он выбрал бабочек? Он убивал их или собирал мертвыми?

Коротко: 1. На короткой жизни бабочки проще показать жизненный цикл, также смерть бабочки - это очень четкая демонстрация одновременно прекрасного и ужасного.

2. Он не убивал их собственноручно, но и не собирал. Бабочки были завезены из "специальных питомников", а затем умирали собственной смертью в галерее.

Подробнее: Самая известная инсталляция художника, где главные герои - бабочки, называется "Влюбится и разлюбить". Бабочки свободно летали в галерее, в которой также были блюда с цветами и фруктами. Поскольку бабочки существа недолговечные, они замертво сваливались прямо посреди выставки. Они ударялись о картины и размазывались, таким образом создавая абстрактные работы. Картины получались красивыми и зловещими, поскольку речь идет об умертвленных существах. Затем он дошел до того, что из настоящих крыльев мертвых бабочек выкладывал витражи для готических соборов. Изначально посетители не знали, что бабочки умирали по ходу выставки, каждую неделю завозили 400 новых существ. Когда же общественности стало известно, что за время экспозиции умерло 9 тысяч бабочек - на Хёрста стали нападать. Противники художника особенно упирали на то, что в естественной среде обитания бабочки могли прожить гораздо дольше, до девяти месяцев. Однако представители Tate на все упреки отвечали одно: для бабочек были созданы максимально приближенные к их среде обитания условия. Кстати, бабочек привозили коконами, они рождались на выставке, на ней и умирали.

Изначально это были куколки, разбросанные по всей комнате, но после завершения процесса метаморфоз, появившиеся на свет экзотические бабочки прямиком летели к огромным полотнам с живыми цветами. Бабочки приклеивались на липкие полотна и через некоторое время умирали, становясь частью картины. Мало того, на обратной стороне гигантских полотен были прикреплены огромные пепельницы, до краёв наполненные окурками.

Также существуют серии "Бабочки" и "Калейдоскопы", где, в первом случае мёртвые бабочки приклеиваются на свежевыкрашенный холст без использования клея, а во втором - они, плотно прилепленные друг к другу, создают узоры, напоминающие калейдоскоп.

Следует сказать, что бабочки не единственное насекомое которое Хёрст превращает в искусство. У него есть работа, которая полностью сделана из мух. То есть холст максимально плотно покрывают мухи, таким образом художник создал свой собственный "черный квадрат".

Вопрос от beauty-редактора Кристины Килинской:

Кто купил этот череп и за сколько?

Коротко: Консорциум, в который входят сам Хёрст, его менеджер Фрэнк Данфи, глава галереи White Cube и известный украинский меценат Виктор Пинчук за $100 миллионов.

Подробнее: Инсталляция носит название "За любовь Господа" и представляет собой череп человека, сделанный из платины и инкрустированный бриллиантами. По словам Хёрста, название ему навеяли слова матери, когда она обратилась к нему со словами: “For the love of God, what are you going to do next?” ("Скажи на милость, что ты дальше будешь делать?". For the love of God — дословно, цитата из Первого послания Иоанна: "Ибо это есть любовь к Богу" (1 Ин. 5:3)). Череп выполнен из платины, как слегка уменьшенная копия черепа 35-летнего европейца, жившего между 1720 и 1810 годами. Вся площадь черепа, за исключением оригинальных зубов, усеяна 8 601 бриллиантом общим весом 1106,18 карат. В центре лба находится главный элемент композиции — розовый алмаз грушевидной формы. Работа обошлась Херсту в 14 млн. фунтов стерлингов.

В 2007 году в инвестиционных целях, группа инвесторов, в которую входят сам Хёрст, его менеджер Фрэнк Данфи, глава галереи White Cube и известный украинский меценат Виктор Пинчук, купили череп за 50 млн. фунтов (100 млн. долларов США). Это рекордная цена, заплаченная за произведение ныне здравствующего художника.

"За любовь Господа" - синтез китча, поп-арта, классики и вечной темы смерти. Череп - это предельно наглядная реализация классической темы западного искусства Vanitas vanitatum, - художник демонстрирует, что и деньги, и роскошь - это тлен и суета.

В сущности, эта работа представляет собой довольно остроумную реплику Хёрста по поводу его собственного коммерческого успеха: вместо того, чтобы стыдливо его маскировать, художник выставляет его напоказ - вкладывает деньги в создание объекта себестоимостью в 15 миллионов фунтов. А то, что этот объект представляет собой череп, лишь подчеркивает триумф религии золотого тельца в современном мире.

Однако художественная общественность не оценила саморазоблачительный аспект новых работ английского художника. В эпоху этически и политически озабоченного искусства Дэмиен Хёрст стал фигурой одиозной, и приличная реакция инсайдера при упоминании его имени - гримаса иронии, раздражения и скуки.

Сам Хёрст говорит, что "этот объект символизирует богатство и ценность жизни" и добавляет "кстати, бриллиантовые черепа еще и о том, что украшение смерти — отличный способ примириться с этой идеей."

Моя вера в искусство мало отличается от религиозного фанатизма. Нам всем нужно на что-то ориентироваться в темноте.

Статуя обезглавленного демона высотой в 16,5 метра заполняет атриум Палаццо Грасси

Впервые в истории оба венецианских выставочных пространства коллекционера Франсуа Пино отданы под одну экспозицию. И занял их никто иной, как Дэмьен Хёрст, один из самых известных художников современности. Подробности экспозиции держали в секрете до самого открытия: было известно лишь, что новый проект автор готовил в течение последних 10 лет.

Дэмиен Хёрст, «Гидра и Кали» (две версии) и «Гидра и Кали под водой (подводная фотография Кристофа Геригка)». Фото: rudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

В воскресенье, 9 апреля, публика наконец-то получила возможность попасть на венецианскую выставку британца Дэмиена Хёрста. Экспонаты для неё он создавал под покровом тайны в течение последнего десятилетия.

«Кронос, пожирающий своих детей»
Фото: Andrea Merola / ANSA / AP / Scanpix / LETA

«Сокровища с места крушения «Невероятного» расположились в обоих дворцах фонда Пино - в Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. Это первый в истории случай, когда оба центра отдали пространства одному художнику.

Выставка представлена как многослойный лабиринт из сокровищ с корабля, затонувшего 2000 лет назад и обнаруженного лишь в 2008 году (по совпадению, это год предыдущего пика карьеры Хёрста).

Дэмиен Хёрст, «Гидра и Кали» (фрагмент). Фото: Andrea Merola / AP

Дэмьен Хёрст

51-летний Дэмьен Хёрст считается самым богатым из ныне живущих художников мира. Он же - наиболее яркий представитель группы «Молодые британские художники» (Britart), доминирующей в искусстве Туманного Альбиона последние четверть века.

Работа Хёрста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (1991), представляющая тигровую акулу в аквариуме с формальдегидом, является символом этого объединения.

Сокровища крушения Невероятного: выставка Дэмиена Херста в Палаццо Грасси и центр современного искусства Punta della Dogana, Венеция. Photo: Damien Hirst and Science Ltd

«Сокровища с места крушения «Невероятного» - это многослойный лабиринт из скульптур, исторических объектов, фотографий и видеосъёмок «обнаружения» и «спасения» бесценного груза.

«Две Гаруды»

По легенде, корабль пошёл ко дну у берегов Восточной Африки.

«Демон с чашей»
Фото: Andrea Merola / EPA / Scanpix / LETA

На его борту находилась обширная коллекция произведений искусства, принадлежащая освобождённому рабу по имени Сиф Амотан II.

Собрание включало артефакты всех известных на тот момент цивилизаций и направлялось на музейный остров, где должно было быть выставлено напоказ. Судно затонуло, и все его ценности безмятежно покоились в морских глубинах до 2008 года. Теперь эти сокровища предстали перед нами.

Дэмиен Херст, «Пять обнажённых гречанок», «Пять античных торсов», «Обнажённая гречанка» (три версии).

Каждый экспонат на выставке сделан в трёх экземплярах. В первом варианте он выглядит как сокровище, поднятое с морского дня («Коралл» на языке Хёрста); во втором - как спасённая реликвия, восстановленная современными реставраторами («Сокровище»); а в третьем - как воспроизведение псевдоисторического объекта («Копия»).

Дэмиен Хёрст, «Череп Циклопа» и «Водолазы изучают череп Циклопа (подводная фотография)».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

Дэмиент Хёрст, «Череп Циклопа».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd

Дэмиен Хёрст, «Вид Кати Иштар Йо-ланди».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

Здесь есть огромные бронзовые богини-воительницы, ни на что не похожие мраморные бюсты и черепа циклопов, молитвенные фигурки, гробницы, таблицы, урны, витрины со щитами, драгоценными украшениями и монетами.

Скульптура на выставке «Сокровища затонувшего корабля «Невероятный»
Фото: Awakening / Getty Images

Хёрст использовал множество дорогостоящих материалов - малахит, золото, ляпис и нефрит - чтобы создать музейное собрание артефактов, вызывающее воспоминания о древнем мире.


Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

Дэмиен Хёрст, «Отрубленная голова Медузы».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

Дэмиен Хёрст, «Печаль».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

Для пущего правдоподобия многие работы декорированы белыми червями и «кораллами» невероятных расцветок. Тема кораблекрушения дополнена крупноформатными фотографиями и очень правдоподобными видеокадрами с водолазами, работающими у берегов архипелага Занзибар.

По сведениям Artnet.com, для того, чтобы опускать гигантские бронзовые статуи на дно Индийского океана, а затем поднимать их, были наняты специальные спасательные корабли.

Дэмиен Хёрст, «Гидра и Кали, обнаруженные четырьмя водолазами».
Фото: Christoph Gerigk © Damien Hirst and Science Ltd.

Дэмиен Хёрст, «Каменный календарь».
Фото: Miguel Medina / AFP / Getty Images

Дэмиен Хёрст, «Неизвестный фараон» (фрагмент). Моделью для этой работы явно послужил американский певец, рэпер, продюсер, музыкант и дизайнер одежды Фаррелл Уильямс. Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

Стоит отметить, что во всём этом тщательно проработанном антураже мелькают лица музыканта Фаррелла Уильямса, модели Кейт Мосс, певиц Рианны и Йоланди Фиссер...

Бюст Тадухеппы, младшей жены египетского фараона Аменхотепа III
Фото: Miguel Medina / AFP / Scanpix / LETA

Не говоря уже о статуе Микки Мауса в Пунта делла Догана. Сам Дэмиен Хёрст предстаёт в бронзовой работе «Бюст коллекционера Сифа Амотана II», намекая на то, что он не только создатель, но и собиратель произведений искусства.

Дэмиен Хёрст, «Сфинкс» (вариант «Коралл»); ниже - Дэмиен Хёрст, «Сфинкс» (вариант «Сокровище»).
Оба фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

По данным газеты «Нью-Йорк Таймс», крупные дилеры - такие как галерея Гагосяна или «Белый куб» - уже купили часть работ по ценам от 500 тыс. до 5 млн долларов за экземпляр. Впрочем, как и большинство фактов на выставке, эта информация скрыта под покровом тайны.

Дэмиен Хёрст, «Протей».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

Дэмиен Хёрст, «Нефритовый Будда».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

Выставка Дэмиена Хёрста «Сокровища с места крушения «Невероятного» будет одним из центральных событий Венецианской биеннале и продлится до 3 декабря 2017 года.

Дэмиен Хёрст, «Останки Аполлона».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.

В галерее Гари Татинцяна открылась выставка Дэмиена Херста, одного из наиболее дорогих и известных современных художников. Херста в Россию привозят не в первый раз: до этого были ретроспектива в Русском музее, небольшая экспозиция в галерее «Триумф», а также коллекция самого художника в МАММ. На этот раз посетителям представят наиболее значимые работы 2008 года, проданные самим художником на персональном аукционе Sotheby"s в том же году. Buro 24/7 рассказывает, почему бабочки, разноцветные круги и таблетки так важны для понимания творчества Херста.

Как Херст стал художником

Дэмиена Херста можно в полной мере считать олицетворением Young British Artists - поколения уже не молодых, но весьма успешных художников, чей пик расцвета пришелся на 90-е годы. Среди них - Трейси Эмин с неоновыми надписями, Джейк и Динос Чепмены с любовью к маленьким фигуркам и десяток других мастеров.

YBA объединяет не только учеба в престижном колледже Голдсмитс, но и первая совместная выставка Freeze, которая прошла в 1988 году в пустом здании администрации в лондонских доках. Куратором выступил сам Херст - он отбирал работы, заказывал каталог и планировал открытие выставки. Freeze привлекла внимание Чарльза Саатчи - рекламного магната, коллекционера и будущего покровителя Young British Artists. Двумя годами позже Саатчи приобрел первую в своей коллекции инсталляцию Херста - работу «Тысяча лет», а также предложил ему спонсирование его будущих творений.

Дэмиен Херст, 1996. Фото: Catherine McGann/Getty Images

Тема смерти, ставшая впоследствии центральной в творчестве Херста, проскальзывает уже в «Тысяче лет». Сутью инсталляции был постоянный круговорот: из яиц личинок появлялись мухи, которые ползли к гниющей коровьей голове и погибали на проводах электронной мухобойки. Год спустя Саатчи одолжил Херсту деньги на создание другого произведения о круговороте жизни - знаменитого чучела акулы, помещенного в формальдегид.

«Физическая невозможность смерти в сознании живущего»

В 1991 году Чарльз Саатчи купил для Херста австралийскую акулу за шесть тысяч фунтов стерлингов. Сегодня акула символизирует собой мыльный пузырь современного искусства. Для газетчиков она превратилась в расхожий штапм (пример - статья Sun под заголовком «£ 50 000 за рыбу без чипсов»), а также стала одной из главных тем книги экономиста Дона Томпсона «Как продать чучело акулы за 12 миллионов: скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах».

Несмотря на шум, в 2006 году работу купил за восемь миллионов долларов глава хедж-фонда Стив Коэн. Среди заинтересованных покупателей был и Николас Серота, директор галереи Tate Modern, крупнейшего музея совриска наряду с нью-йоркским МоМА и парижским Центром Помпиду. Внимание к инсталляции привлек не только список из ключевых для современного искусства имен, но и время ее существования - 15 лет. За эти годы тело акулы успело протухнуть, и Херсту пришлось ее заменить и натянуть на пластиковый каркас. «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» стала первой работой в серии «Естественная история» - впоследствии Херст также поместил в формальдегид овцу и расчлененные туши коров.

The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living, 1991

Black Sheep, 2007

Love"s Paradox (Surrender or Autonomy, Separateness as a Precondition for Connection.), 2007

The Tranquility of Solitude (for George Dyer), 2006

Вращения и калейдоскопы

Работы Херста можно разделить на несколько жанров. Помимо упомянутых аквариумов с формальдегидом выделяют «вращения» и «пятна» - последние выполняют помощники художника в его студии. Тему жизни и смерти продолжают бабочки. Здесь и калейдоскоп наподобие витража в готическом соборе, и грандиозная инсталляция «Влюбиться или разлюбить» - комнаты, полностью заполненные этими насекомыми. Ради создания последней Херст принес в жертву около девяти тысяч бабочек: в галерею Тейт, где проходила ретроспектива, ежедневно привозили 400 новых насекомых на замену погибшим.

Ретроспектива стала самой посещаемой в истории музея: за пять месяцев ее увидело почти полмиллиона зрителей. Рядом с темой жизни и смерти логично существует и «аптека» - при взгляде на точечные картины художника возникают ассоциации именно с медикаментами. В 1997 году Дэмиен Херст открыл ресторан «Аптека». В 2003 году он закрылся, а продажа предметов декора и интерьера на аукционе принесла поразительные 11,1 миллиона долларов. Тему медицинских препаратов Херст развивал и в более наглядном ключе - отдельная серия художника посвящена шкафчикам с разложенными вручную таблетками. Самой материально успешной работой стала «Весенняя колыбельная» - стеллаж с таблетками принес художнику 19 миллионов долларов.

Дэмиен Херст, Без Названия, 1992; In Search of Nirvana, 2007 (фрагмент инсталляции)

«Ради любви к Богу»

Еще одно известное произведение Херста (и тоже во всех смыслах дорогое) - череп, усыпанный восемью с лишним тысячами бриллиантов. Свое название работа получила из Первого послания Иоанна - «Ибо это и есть любовь к Богу». Это снова отсылает нас к теме бренности жизни, неизбежности смерти и рассуждений о сути бытия. Во лбу черепа располагается бриллиант стоимостью в четыре миллиона фунтов стерлингов. Само изготовление обошлось Херсту в 12 миллионов, а цена за произведение составила в итоге около 50 миллионов фунтов (около 100 миллионов долларов). Череп был показан в Амстердамском государственном музее, а затем продан группе инвесторов через галерею White Cube Джея Джоплинга, еще одного крупного дилера, сотрудничавшего с Херстом.

Дэмиен Херст, «Ибо это и есть любовь к Богу», 2007

Рекорды, подделки и феномен славы

Хотя Херст и не устанавливает абсолютных рекордов, среди ныне живущих художников он считается одним из наиболее дорогих. Рост цен на его работы достиг пика в конце нулевых - с продажей акулы, черепа и других произведений. Отдельным эпизодом можно назвать и аукцион Sotheby"s в разгар экономического кризиса 2008 года: он принес ему 111 миллионов фунтов, что в 10 раз больше предыдущего рекорда - аналогичного аукциона Пикассо в 1993-м. Самым дорогим лотом стал «Золотой телец» - туша быка в формалине, проданная за 10,3 миллиона фунтов.

История становления Херста - пример идеального сценария для любого современного художника, в которой грамотный маркетинг сыграл едва ли не ключевую роль. Даже нелепые истории вроде уборщика галереи Eyestorm, сложившего инсталляцию художника в мусорный пакет, или пастора из Флориды, осужденного за попытку продать подделки Херста в 2014-м, выглядят невразумительно на фоне громких выходок самого художника. Спад интереса к Херсту стал наиболее очевидным в последние пять лет после очередной выставки в White Cube - напор критиков стал более ощутим, изобретательность Херста уже не поражала пресыщенную публику, а аукционные рекорды перешли к другим игрокам - Рихтеру, Кунсу и Капуру. Так или иначе, ореол славы Херста продолжает распространяться на его старые работы, которые сегодня можно посмотреть в галерее Татинцяна. Впереди у Херста и новые проекты - в преддверии Венецианской биеннале художник открывает большую выставку в Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. Согласно пресс-релизу, они являются «плодом десятилетия работы» - вполне вероятно все снова заговорят о Дэмиене Херсте.

Текст: Ксюша Петрова

Сегодня в московской Галерее Гари Татинцяна открывается первая с 2006 года выставка Дэмьена Хёрста - британского художника, которого не зря называют «великим и ужасным», сравнивая то с гениями эпохи Возрождения, то с акулами с Уолл-стрит. Хёрст считается самым богатым из ныне живущих авторов, что только подогревает полемику вокруг его работ. С тех пор как Чарльз Саатчи буквально с открытым ртом разглядывал инсталляцию «Тысяча лет » - эффектную и мрачную иллюстрацию всего жизненного пути от рождения до смерти, - шум вокруг творческих методов и эстетической ценности работ Хёрста не утихает, чему сам художник, разумеется, только рад. Рассказываем, почему работы Хёрста действительно достойны того огромного внимания, которое им достаётся, и пытаемся разобраться во внутреннем мире художника - гораздо более неоднозначном и тонком, чем может показаться со стороны.

«Away from the Flock», 1994

Хёрсту сейчас пятьдесят один, и десять лет назад он полностью отказался от курения, наркотиков и алкоголя - велики шансы, что его карьера продлится ещё несколько десятков лет. При этом трудно представить, что может стать следующим шагом художника такого масштаба - Хёрст уже представлял свою страну на церемонии открытия Олимпиады в Лондоне, снял клип для группы Blur, сделал самое дорогое в мире произведение искусства (платиновый череп с инкрустацией бриллиантами), в мастерских на него работают более ста шестидесяти сотрудников (такое не снилось и Энди Уорхолу с его «Фабрикой»), а состояние превышает миллиард долларов. Имидж скандалиста, прославивший Хёрста вкупе с его серией заспиртованных животных в 1990-х, постепенно сменился на более спокойный: хотя художник всё ещё любит кожаные штаны и перстни с черепами, он давно не демонстрирует свой пенис незнакомым людям, как делал в «годы боевой славы», и всё больше похож на преуспевающего предпринимателя, чем на рок-звезду, хотя по сути является и тем и другим.

Свой необыкновенный коммерческий успех Хёрст объясняет тем, что у него было больше мотивации зарабатывать, чем у остальных участников возглавленного им объединения Young British Artists (ещё во время учёбы в Голдсмитсе Хёрст организовал легендарную выставку «Freeze », которая и привлекла к молодым художникам внимание именитых галеристов). Детство Хёрста нельзя назвать обеспеченным и счастливым: своего биологического отца он никогда не видел, отчим ушёл из семьи, когда мальчику было двенадцать, а мать-католичка отчаянно сопротивлялась попыткам сына стать частью тогда совсем ещё юной субкультуры панков.

Тем не менее она поддерживала его занятия искусством - возможно, от безысходности, потому что Хёрст был трудным подростком и все предметы, кроме рисования, давались ему с трудом. Дэмьен регулярно попадался на мелких кражах в магазинах и вляпывался в другие неприятные истории, но при этом успевал делать наброски в местном морге и изучать медицинские атласы, которые были источником вдохновения его любимого автора - мрачного экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона . Картины Бэкона сильно повлияли на Хёрста: оскал знаменитой заспиртованной акулы напоминает повторяющийся у Бэкона мотив раскрытого в крике рта, прямоугольные аквариумы - постоянно встречающиеся на полотнах Бэкона клетки и постаменты.

Несколько лет назад Хёрст, никогда не выступавший на поле традиционной живописи, представил публике серию своих собственных картин, явно вдохновлённых работами Бэкона, - и с треском провалился: критики назвали новые работы Хёрста жалкой пародией на картины мастера и сравнили с «мазнёй первокурсника, не подающего больших надежд». Возможно, эти язвительные рецензии и задели чувства художника, однако явно не повлияли на его продуктивность: с помощью ассистентов, выполняющих всю рутинную работу, Хёрст продолжает свои бесконечные серии полотен с разноцветными точками , «вращательных » картин, создающихся при прокручивании банок краски в центрифуге, инсталляций с таблетками и в промышленных масштабах выпускает отлично продающиеся работы.


← «Untitled AAA», 1992

Хотя Хёрст всегда говорил, что деньги - в первую очередь средство для производства искусства в больших масштабах, нельзя отрицать, что он обладает незаурядным талантом к предпринимательству - равным, если не превосходящим по масштабу талант художественный. Не отличающийся скромностью британец считает , что всё, к чему он прикасается, превращается в золото - и это похоже на правду: даже в депрессивном 2008 году организованный самим Хёрстом двухдневный аукцион его работ в Sotheby’s превзошёл все ожидания и побил рекорд аукциона Пикассо. Хёрст, и внешне напоминающий простого парня из Лидса, не стесняется зарабатывать деньги на предметах, вроде бы чуждых высокому искусству - будь то сувенирные скейтборды по шесть тысяч долларов или модный лондонский ресторан «Pharmacy», оформленный в духе «аптечной» серии художника. Покупателями работ Хёрста становятся не только выпускники Оксфорда из хороших семей, но и новая прослойка коллекционеров - те, кто вышел из низов и заработал состояние с нуля, как и сам художник.

Звёздный статус Хёрста и головокружительная стоимость его работ часто мешают разглядеть их суть - что досадно, потому что заложенные в них идеи впечатляют не меньше, чем распиленные коровьи туши в формальдегиде. Даже в том, что кажется стопроцентным китчем, у Хёрста проскальзывает ирония: его знаменитый усыпанный бриллиантами череп, проданный за сто миллионов долларов, носит название «For the Love of God» (выражение которое можно дословно перевести как «Во имя любви Господа», используется как ругательство утомлённого человека: «Ну ради всего святого!»). По словам художника, к созданию этой работы его подтолкнули слова его матери, которая однажды спросила: «Боже помилуй, что же ты дальше будешь делать?» («For the love of God, what are you going to do next?»). Окурки , с маниакальной педантичностью разложенные в витрине, - способ исчисления времени жизни: как и животные в формалине, и бриллиантовый череп, отсылающий к классическому сюжету memento mori , выкуренные сигареты напоминают о бренности существования, которую при всём желании не способен охватить наш разум. И разноцветные кружки, и окурки, и полки с лекарствами - попытка упорядочить то, что отделяет нас от смерти, выразить остроту пребывания в этом теле и в этом сознании, которое может оборваться в любой момент.


«Claustrophobia/Agoraphobia», 2008

В своих интервью Хёрст всё чаще говорит о том, что в юности чувствовал себя вечным, а теперь тема смерти для него имеет множество других нюансов. «Приятель, моему старшему сыну, Коннору, уже шестнадцать. Несколько моих друзей уже умерли, а я старею, - объясняет художник. - Я больше не тот ублюдок, который пытался наорать на весь мир». Убеждённый атеист, Хёрст регулярно возвращается к религиозным сюжетам , безжалостно препарируя их и раз за разом констатируя, что существование бога невозможно так же, как и «смерть в сознании живущего».

Серии работ с живыми и мёртвыми бабочками воплощают размышления художника о красоте и её недолговечности. Наиболее наглядно эта идея выражена в инсталляции «Влюбиться и разлюбить» («In and Out of Love »): несколько тысяч бабочек вылупляются из коконов, живут и умирают в пространстве галереи, а их прилипшие к холстам тела остаются как напоминание о недолговечности красоты. Как и работы старых мастеров, произведения Хёрста желательно хотя бы раз увидеть вживую: и меметичная «Физическая невозможность смерти в сознании живущего », и «Разделённые мать и дитя » производят совсем иное впечатление, если вы стоите с ними рядом. Эти и другие работы из серии «Естественная история» не провокация ради провокации, а продуманное и лиричное высказывание о фундаментальных вопросах существования человека.

Как говорит сам Хёрст, в искусстве, как и во всём, что мы делаем, есть лишь одна идея - поиск ответа на главные вопросы философии: откуда мы пришли, куда движемся и есть ли в этом смысл? Заспиртованная акула, навеянная детскими воспоминаниями Хёрста о хорроре «Челюсти», сталкивает наше сознание с парадоксом: почему нам не по себе рядом с тушей смертельно опасного животного, ведь мы знаем, что она не может принести нам вред? Не является ли то, что мы ощущаем, одним из проявлений иррационального страха перед смертью, который всегда маячит где-то на краю сознания - и если да, как это влияет на наши поступки и повседневную жизнь?

Хёрста не раз критиковали за его творческие методы и резкие высказывания: например, в 2002 году художнику пришлось принести публичные извинения за то, что он сравнил теракт 11 сентября с художественным процессом. Живой классик осудил Хёрста за то, что он делает работы не своими руками, а использует труд ассистентов, а критик Джулиан Сполдинг даже придумал пародийный термин «Con Art», который можно перевести как «концептуализм для лохов». Нельзя сказать, что все возмущённые возгласы в адрес Хёрста были беспочвенными: художника не раз уличали в плагиате, а также обвиняли в искусственном накручивании цен на свои работы, не говоря уже о заявлениях Общества по защите прав животных, которое беспокоилось за условия содержания бабочек в музее. Пожалуй, самый абсурдный конфликт, связанный с именем скандального британца, - его противостояние с шестнадцатилетним художником Картрейном, который продавал коллажи с фотографией работы Хёрста «Во имя любви Господа». Художник-мультимиллионер отсудил у подростка двести фунтов, которые он заработал на своих коллажах, что вызвало бурное возмущение представителей арт-рынка.


← «Enchanted», 2008

Концептуализм Хёрста не так бездушен, как может показаться: действительно, художник рождает замысел, а воплощением занимаются десятки его безымянных ассистентов - однако практика показывает, что Хёрста действительно волнует судьба его работ. Случай с той самой заспиртованной акулой, которая начала разлагаться , стал одним из любимых анекдотов арт-мира. Чарльз Саатчи решил спасти работу, натянув кожу многострадальной рыбы на искусственный каркас, однако Хёрст забраковал переделанную работу, заявив, что она уже не производит такого устрашающего впечатления. В итоге уже испорченная инсталляция была продана за двенадцать миллионов долларов, однако по настоянию художника акулу заменили.

Друг и соратник Хёрста по YBA Мэт Коллишоу описывает его как «хулигана и эстета», и если с хулиганской частью всё понятно, то про эстетическую сторону часто забывают: пожалуй, необыкновенное художественное чутьё Хёрста можно оценить лишь в экспозициях работ из его обширной