Анализ произведения девочка со спичками. Анализ сказки "Девочка со спичками"

Урок литературного чтения

Тема:Г.Х. Андерсен сказка «Девочка со спичками » .(Чтение, работа над содержанием с выходом на предметный проект"Уроки жизни и добра в сказках Г.Х. Андерсена".)

I Орг. момент.

II Эвокация.

Сегодня у нас обычный и необычный урок, мы вновь будем говорить о знакомом и незнакомом, о сказках великого сказочника Ганса Христиана Андеосена. Слайд1

Что же станет итогом нашей работы- поект, но его тему мы определим в конце урока.

    Поэтому в плане я размещу карточку с вопросом в конце - это наша цель.

(На доске прикрепить карточку)

    Чтобы достичь цели, необходима информация. Откуда её можно получить, что для этого можно делать?(Ответы детей. По мере ответов таблица плана на доске заполняется карточками).

    работать с книгой

    отвечать на вопросы, обсуждать

    слушать ответы друг друга

    работать в парах

    получать информацию, используя компьютер( iPad )

    записывать или рисовать

ПЛАН на доске

Сегодня я добавлю новое слово БИБЛИОТЕКА.

Что такое библиотека?

Какое отношение библиотека имеет к уроку чтения?

Совершенно верно, библиотека помогает нам расширить круг нашего чтения, узнать новое об авторах произведений. Итак, попытаемся заглянуть за страницы учебника.

Начнём.

Поговорим?

О чём?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.
О чём-то знаю я ты, а что- то вам известно.

Поговорим?

Поговорим. Нам будет интересно.

Чтобы урок был интересным необходимо:

Определить формулу успешной работы на уроке

Сегодня она выглядит так:

Слайд 2 И = Т+Т+Ф+В+Д – какие буквы добавились? Расшифруйте запись (интерес = труд + творчество +фантазия +внимание +дисциплина, дружба, доверие)

На прошлом уроке мы читали сказку про оловянного солдатика. Вам знакомы и другие сказки Андерсена. Попытаемся по опорным словам определить их названия. (Слайд 3)

Проверим правильность ответов. (Слайд 4)

Значит, есть произведение которое не читали. Но вы уже можете к новому тексту задать вопросы. Сформулируйте их..... . (Слайд 5)

Как вы уже поняли из ключевых слов события в новой сказке будут происходить накануне Нового года. новый год это веселье, подарки и нарядная ёлка. (Слайд 6). Почему так выглядит ёлка?

К ней мы вернёмся после чтения сказки.

Чтение и анализ текста (МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ЧТЕНИЯ).

II . Реализация

    Чтение 1 части текста.

    • Какое настроение было у вас до чтения отрывка?

      Изменилось ли оно? Почему?

      Что заставило девочку отправиться в канун Нового года в холодную тёмную ночь на улицу?

    Составление дневника двойной записи. Работа в парах.

Давайте проследим, какие 3 основные чувства испытывала девочка?

Какие чувства испытала девочка?

Почему?

Голод

Холод

Страх

    Если бы вы оказались одни на темной улице, чтобы сделали?

    А как поступит девочка?

    Чтение 2 части.

    Что же решает сделать девочка, спрятавшись в уголке за выступом дома?

    Что она видит пока горит спичка?

Проверим ваши предположения.

Чтение 3 части.

Да, как и положено в сказках, девочка снова чиркает спичкой.

    Что она видит на этот раз?

    Почему именно такая картина предстала перед ней?

Чтение 4 части.

    Почему увиденная ёлка кажется девочке наряднее и выше, чем в реальной жизни?

    Почему она сравнивает увиденную ёлку с ёлкой в доме купца, а не с ёлкой в собственном доме?

    Три спички сожжены, троекратный повтор в сказке совершился. Сказка закончена? Что может произойти дальше?

Чтение 5 части.

    Почему именно бабушку видит девочка?

    Для чего девочка зажигает все спички сразу?

    Почему люди, нашедшие утром девочку, считали, что она хотела просто согреться. Чего они не знали?

Проследим ещё раз какие картины видела девочка в тот момент, когда вспыхивает спичка и заполним таблицу.

Спмчка

Что видела девочка?

1 спичка

2 спичка

3 спичка

4 и весь коробок

    Можем ли мы сказать, что девочка в эти минуты, пока горела спичка, была счастлива? Почему?

    Как бы вы озаглавили это произведение?

IV . Рефлексия.

Что объединяет эту сказку со сказкой "Стойкий оловянный солдатик"?

Подвести итог нашей работе и сформулировать тему проекта помогут

"6 шляп мышления"

Работа в группах. (отвечает тот, кому дана шляпа) . Кем в притче стал обладатель синей шляпы? Поэтому синюю шляпу сегодня оставлю себе.

Белая- перечисли героев сказки.

Жёлтая - что обрадовало в сказке.

Чёрная- что не понравилось.

Красная- как менялось настроение в процессе чтения.

Зелёная- что хотелось бы изменить в конце сказки.

Синяя -Вопрос синей шляпы адресую всем. Чему научила вас эта сказка?(Добру.) Используя это слово дайте название новому проекту.

"Уроки жизни и добра в сказках Г.Х. Андерсена".

Работать над проектом будем по группам.

Группа « Аналитики ».

Задания:

1. Проанализировать тексты произведений: «Дикие лебеди», «Гадкий утёнок», «Огниво», «Снежная королева», «Русалочка»;

2. Выбрать из предложенных сказок 2 схожие по концовке.

Группа: « Историки »:

Задания:

1. Изучить историю создания произведений, выбранных АНАЛИТИКАМИ.+ сказок "Стойкий оловянный солдатик" и " Девочка со спичками"

2. Подготовить материал по истории создания произведений (год издания…, условия, способствовавшие этому и пр.).

Группа «Художники».

Задание:

    Подобрать иллюстрации к произведениям, выбранным АНАЛИТИКАМИ.

Возвращаемся к ёлке. Каждый из вас, наверное, уже загадал Новогоднее желание, мечтает о подарке. Возможно это книга, игрушка. Но есть ПОДАРОК, который нельзя потрогать руками, но получить его приятно для души - это слова пожелания. На шарике напишите одно слово, чего вы желаете себе, своим близким, всем нам в Новом году и прикрепите его на ёлку.

I часть.

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году - канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая.

Ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем - ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и...

II часть.

чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, - и вдруг... пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

III часть.

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея .(тонкая прозрачная ткань) Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но... спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

IV часть.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но... спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

V часть.

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

Бабушка, - воскликнула девочка, - возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, - вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко - туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах - улыбка; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

Девочка хотела погреться, - говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

Я сказала: «Да, думаю, автор хотел, чтоб люди плакали. Понимаешь, ведь это не только в старые времена были дети, которые умирали от голода и холода. Автор напоминает нам всем - и взрослым, и детям, что и сейчас не у всех есть теплый уютный дом, вкусная еда, море игрушек, даже родители - есть не у всех. Ведь если мы об этом помним, то будем рады тому, что у нас есть, и не будем жаловаться на плохую жизнь, и, может быть, даже чем-то поможем тому, кто в беде».

Конечно, эта сказка - совсем не первое соприкосновение Ксюши с темой смерти, скорее это завершение определенного этапа. Тема смерти возникла сама по себе, когда Ксюше было два с половиной года. На даче пропала кошка, прожившая у нас десять лет. Попытки придумать кошке дальнейшую благополучную судьбу (нашла новых хозяев, решила стать диким зверем) выглядели неубедительно. И уж тем более неправильно было обнадеживать Ксюшу, что кошка вернется. Пришлось твердо сказать: «Ксюша, кошка не вернется, скорее всего, она погибла». Ксюша стала допытываться: как это погибла, куда же все-таки она делась, почему мы ее больше не увидим? Плакала и спрашивала: «Куда деваются те, кто умирает?» Я отвечала: «Они на небе». Мои ответы успокоили ее ненадолго: «А если я заберусь на крышу, а тот, кто умер, высунется из облака, - мы сможем поговорить?» Я ласково говорю, что это невозможно. Ксюша опять принимается плакать и твердить: «Не хочу, чтоб так было».

Она мысленно пыталась смириться с фактом смерти в течение двух лет, плакала, но не переставала задавать вопросы. Спрашивает, например: «А что такое мумия?» Я говорю: «Ксюш, тебе вовсе не понравится это знать». Она настаивает. Я объясняю - опять рыдает. Но продолжает интересоваться деталями. Рассматривает какую-нибудь картину: «А все эти люди - они умерли?» Или: «Почему памятники ставят только тем, кто умер?» И так два года.

Теперь она довольно спокойно относится к тому, что тело на кладбище. А душа - не умирает никогда. Конечно, она пыталась получить от меня ответ на вопрос «что такое душа?». Я честно сказала, что не могу точно ответить, просто она есть и все.

Мы вместе пытаемся понять, что такое смерть, и говорим об этом.

А вот со старшим сыном все было по-другому.

Запись в дневнике от 4 февраля 2002 г. (Мише 4 года и 10 месяцев - почти как сейчас Ксюше.)

Прочитали «Девочку со спичками» Андерсена.

«Мам, она же не умерла? Не умерла, нет!?»

И как будто опережая мой ответ (вдруг я скажу, что умерла, увы - умерла):

«Она просто заснула! Да! Ведь снег такой мягкий и пушистый, как подушка. Ее надо только принести в теплый дом… Еще надо дать ей денег, чтоб она к себе могла вернуться. Они так и сделали, да ведь?»

Все это он произнес быстро, на одном дыхании, как бы убеждая себя.

Может, это и неправильно. Но если ему так хочется верить.

Ведь правда не всегда лечит, или не всех. Уж точно не сразу.

Как бы то ни было, «Девочка со спичками» осталась самой страшной сказкой для Миши. Похоже, навсегда. Еще в прошлом году, узнав, что мы с Ксюшей собираемся на новогоднее представление «Девочка со спичками» в Храм Христа Спасителя, он буквально умолял меня не вести туда Ксюшу. Я ему ласково объясняла, что от «Девочки со спичками» там осталось только название, вряд ли авторы постановки хотят заставить плакать весь зал, да и Ксюша немного другой ребенок. Он с нетерпением ждал нашего возвращения - видимо, хотел убедиться, что Ксюша по-прежнему осталась веселым, шумным и капризным ребенком.

Наталия Соляник

Эстес.
Анализ сказки "Девочка со спичками".

" Девочка бродит по улицам и просит прохожих купить у нее спички. Эта сцена рисует один из самых немыслимых поступков, свойственных женщинам с поврежденным инстинктом, - она отдает свет за бесценок. Здесь маленькие огоньки на палочках напоминают нам о более ярких огнях - о насаженных на палки пылающих черепах, знакомых нам из сказки про Василису. Они символизируют мудрость и, что еще важнее, воспламеняют сознание, превращая тьму в свет, заставляя светить то, что уже сгорело. Огонь - главный символ обновления души.

Здесь перед нами девочка, которая живет в большой нужде, просит подаяние, предлагая нечто чрезвычайно ценное - свет - взамен гораздо менее ценного - гроша. Происходит ли такой неравный обмен в нашей душе, или мы производим его во внешнем мире, результат всегда один и тот же: дальнейшая потеря энергии. И тогда женщина теряет способность удовлетворять свои потребности. То, что хочет жить, просит ее, но ничего не получает в ответ. Перед нами личность, которая приносит свет из бездны, как София, олицетворявшая мудрость у греков, но бесполезно расходует его в порывах бесплодной фантазии. На этот выбор ее толкают неудачные любовники, негодные начальники, вынужденные ситуации и всевозможные зловредные комплексы.

Когда девочка решает зажигать спички, она использует эти свои ресурсы не для действия, а для фантазий. Она расходует свою энергию на мимолетные цели. В жизни женщины это проявляется со всей очевидностью. Она решает поступить в институт, а потом три года думает, какой выбрать. Она собирается написать серию картин, но так как ей негде развесить столько холстов, она занимается чем угодно, только не живописью. Она хочет сделать то или это, но не удосуживается поучиться, развить восприимчивость или мастерство, необходимые для того, чтобы выполнить работу хорошо. Она исписала снами десять блокнотов, но запуталась в фантазиях, пытаясь их истолковать, и не может сделать их руководством к действию. Она знает, что нужно уйти, начать, остановиться, идти дальше, - и ничего не делает.

Понятно, почему так получается. Если чувства женщины заледенели, если она больше не ощущает себя, если ее кровь, ее увлеченность больше не достигают всех уголков души, если она отчаялась, то жизнь в фантазиях становится для нее приятнее, чем все остальное, на чем она может остановить взгляд. Маленькие огоньки от спичек, не имея топлива, сжигают душу, будто сухое полено. Душа начинает обманывать самое себя: она живет в пламени фантазии, а в нем все желания кажутся сбывшимися. Такие фантазии похожи на ложь: повторяй их почаще, и сам поверишь.

Такой способ борьбы со страхом, когда мы стараемся уменьшить проблемы или трудности, с энтузиазмом придумывая невыполнимые решения или грезя о лучших временах, является бичом не только для женщин: это главное препятствие на пути всего человечества."

Анализ с вяточного рассказа

«Девочка со спичками»

«Девочка со спичками» - короткий святочный

рассказ Ганса Христиана Андерсена,

написанный как текстовое сопровождение к

гравюре Иоганна Лундбю (датск.) русск. с

изображением юной продавщицы спичек.

«Девочка со спичками» - настоящая классика святочного рассказа. Это произведение не только читают - по нему снимают фильмы и мультфильмы и даже пишут оперы.

Рассказ повествует о маленькой продавщице спичек, которая замерзает в канун Нового года, предпочитая не возвращаться, домой из страха перед жестоким отцом. Каждый раз, когда она зажигает спичку, чтобы согреться, перед её глазами встают светлые видения - жирный новогодний гусь, который поднимается с тарелки и идёт к ней навстречу, новогодняя ёлка с игрушками, покойная бабушка…Поутру девочку находят замёрзшей с коробком сожжённых спичек.

Образ Ребенка родился в древних культурах наряду с мифами о Матери, об Отце, о Мировом Древе, о сотворении мира. Дитя, добрый ребенок встречается в фольклоре и в литературе. Такого ребенка мы видим и у великого сказочника Х. К. Андерсена. Центральным героем является ребенок, страдающий без вины, наказанный без преступления. Именно эта тема детского страдания звучит в святочной сказке «Девочка со спичками» . В произведении образ детства скорбный - "дите плачет". Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых.

И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии.

В святочной сказке «Девочка со спичками», например, Андерсен преклоняет голову перед малышкой, которая пытается спасти родных, продавая спички. Она трагически умирает, замерзая у стены какого-то дома. Окружающие сочувствуют, но никто не знает, что перед девочкой открылся чудесный небесный мир – мир ангелов, которые забирают малышку с собой. Этому сказочному миру противопоставлена жизнь сытых и самодовольных жителей города.

Бедная девочка не похожа на окружающих, потому что ее душа чиста и непорочна, как у ангела. Судьба малышки заставляет меня, как и любого читателя, задуматься над тем, почему есть бедные и богатые, а дети, считающиеся ангелами, проходят такие испытания, которые под силу только взрослым. Все любимые герои – дети сильны духом, потому что им в трудную минуту помогает Бог.

Какой эпизод является самым ярким в сказке?

Рождество считается самым светлым и добрым праздником, но этот праздник не приносит радости ребёнку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием.

К сожалению, в реальной жизни чуда не произошло -девочка замерзает в студеную зимнюю пору, но никто не знал, какую красоту она видела, в каком блеске вознеслась вместе с бабушкой к новогодним радостям в небо, где обретает всё, чего ей так не хватало в действительности - Она оказалась рядом с тем, кто любил её, заботился о ней. Девочка перестала мучиться. Очень жаль, что своё Счастье героиня нашла не в реальной жизни.

Как вы думаете, для чего Андерсен написал такую сказку?

Героиня призвана смягчить души черствые, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. Писатель взывает к милосердию людей.

Как вы понимаете значение слова милосердие?

Способность сделать что-то хорошее для других, помочь человеку из сострадания, сочувствия.

Можно ли финал сказки назвать счастливым?

Всё зависит от веры человека: если веришь в Христа - счастливый, а если нет - другое дело.

Сказки Андерсена глубоки,философичны и неиссякаемы в своей мудрости, красоте,фантазийности и в то же время правдивости -ведь говорят они о нашей жизни,которая мало изменилась с времен,когда жил великий волшебник на нашей земли,ведь и по сей день в героях сказок-былей каждый найдет себя. Ведь только печальное делает черствых людей добрее.

Это произведение очень современное, вполне допускаю, что подобная история запросто может произойти зимой в большом городе. Ребенок может потеряться, остаться на улице один, замерзнуть, и никто на него не обратит никакого внимания. Ведь эта девочка умерла от людского равнодушия и жестокости, которая сейчас царит в мире. Такие сказки должны быть, чтобы и нам не зачерстветь и детям своим не дать стать немилосердными и не сострадательными. И помнить, что рядом с нами всегда есть люди, которым нужна помощь,мы эту помощь можем оказать и тем самым спасти человека, возможно даже от смерти. По- моему, сказка "Девочка со спичками" актуальна до сих пор.Она учит не быть жестокими не только к близким, а ко всем. Быть милосердными, не забывать, что мы люди.

В заключение необходимо выделить идею сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками», написанную в XIX веке. Идея - “Будьте милосердны!”

В XXI веке она звучит особенно актуально, ведь ещё очень много детей нуждаются в сострадании и помощи.

В этом и есть главная ценность произведения - оно учит сочувствию, состраданию и добру.