Зачем художники рисуют причудливое, жуткое и безобразное? Древний мир: от Венер палеолита к древнегреческим атлетам.

Жизнь творческих людей всегда в той или иной мене окружена не только флером таинственности, но и разного рода кривотолками. Что из них правда, а что – веками культивировавшийся вымысел?

Миф 1. Все художники – охотники до выпивки

Почему не повара, продавцы, преподаватели математики или дворники? Да потому что кое-кому нужно заправляться горючим «для вдохновения». Спору нет, некоторые живописцы действительно призывают музу сорокаградусными методами, а то и наркотиками. Многие великие не чурались зеленого змия: Модильяни, Саврасов (а тут сразу два стереотипа: мало того что художник, так еще и русский!), Ван Гог, Гоген и другие. Ну и что? Неужели было мало любителей выпить среди представителей других сфер деятельности? Ельцин, Сталин, Петр Первый, Александр Македонский в увлечении живописью замечены не были, а вот в страсти к спиртному – это пожалуйста.

Миф 2. Все художники бедные

Миф 3. Все художники богатые

И снова нет! Таких примеров история знает, кажется, меньше. Статистика говорит в пользу портретистов, предпочитавших реализм или приукрашавших изображаемого. Портреты богачей (от дворян до императора) – круче, чем золотой прииск. Фавориты Екатерины II нервно курят в сторонке. И всё же примеры из предыдущего пункта возвращают современных художников-мечтателей из мира розовых слоников на землю. О том, как продать работу по адекватной цене, идет речь в моей статье «За сколько продавать картины? »

Миф 4. Художники экономят на подарках

Подарил картину – и порядок. Я не буду говорить об альтернативных издержках (то есть о том времени, которое живописец мог бы потратить на картину для продажи). Речь о материальной стороне вопроса. Краски, кисти и другие расходные материалы стоят денег, особенно дороги холсты на подрамниках: цена простенького холста 40х50 составляет в среднем 500-700 рублей. А теперь прибавьте заказной багет в несколько тысяч рублей и паспарту , если речь об акварели! Мне «самоделка» обходится в несколько раз больше, чем покупной подарок.

Миф 5. Все великие художники – мужчины

О нет, я отнюдь не феминистка, скорее даже наоборот. Но всё же констатирую факт: женщинам не особо позволялось заниматься творчеством на протяжении столетий. А как только разрешили, на живописный Олимп взошли и Зинаида Серебрякова, и Фрида Кало, и Наталья Гончарова, и Мэри Кэссетт, и Берта Моризо. Писали наравне с мужчинами, ничуть не хуже! А сейчас зайдите в любую изостудию – аудитория все равно что в парикмахерской (на десять девчонок двое ребят). Подробнее о знаменитых художницах читайте в статье «

Российская студенческая весна-2017

Направление: журналистика

Номинация: лучший редакционный материал

Почему творческие личности немного странные?

«Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить».

Н.В. Гоголь

Вы наверняка хоть раз в жизни слышали фразу «творческая личность», причем обычно она носит слегка ироничный подтекст со значением «необычный, чудной». Творческие личности думают, поступают, а иногда даже говорят не так, как обычные люди. У них странные, непонятные привычки и режим дня. Они могут нелепо одеваться и быть чересчур эмоциональными, инфантильными и эксцентричными. Но, самое удивительное, что себя они странными нисколько не считают. Им просто некогда обращать внимание на такие пустяки, ведь они полностью поглощены своим творчеством, и даже если в глазах общественности индивид вообще лишен таланта, то сам он очень любит свой труд несмотря ни на что.

Почему творческие люди странные? Часто про них говорят, что они «летают в облаках» или «не от мира сего». И это абсолютно верно. Креативность в человеке проявляется, в первую очередь, через его воображение. Воображение лежало в основе музыки Баха, стихов Пушкина и картин Пикассо. Благодаря повышенной чувствительности творец в своей повседневной жизни постоянно сталкивается с несовершенством мира, дисгармонией, хаосом и противоречиями, поэтому с помощью своей фантазии он перемещается в чудесный выдуманный мир, в котором нет места бытовым проблемам и невзгодам. Там очень хорошо, и именно туда отправляется творец всякий раз, когда берет в руки кисть/надевает пуанты/садится за рояль (нужное подчеркнуть). Сам процесс творчества приносит ему огромное удовольствие, поэтому он работает днями и ночами напролет, забывая про сон и пищу. А результаты своих творческих порывов он стремится показать другим, чтобы подарить им часть своего идеального мира, чтобы сделать их жизнь гармоничнее, совершеннее и прекраснее. В каждом творце живет романтик, который мечтает изменить реальность к лучшему.



Еще одно качество творческих личностей – способность видеть необычное в обычном. Творцы, как дети, готовы удивляться всему! Они очень наблюдательны, любознательны и любят учиться. Постоянное стремление пробовать новое отличает творческого человека от обычного. Творческая личность должна постоянно развиваться и расти, совершенствуя свое мастерство.

Иногда творческие личности воспринимаются в обществе неадекватно в связи со своей независимостью в суждениях и творческой смелостью. У творца всегда есть свое мнение, а мнение окружающих влияет на него гораздо меньше, чем на типичного обывателя. Творцу все равно, что подумают о нем другие, а наплевательское отношение на общественное мнение зачастую вызывает негативные суждения со стороны. Творчество само по себе – это выход за пределы стереотипов и шаблонов, а такое поведение, как известно, не приветствуется толпой. Толпа имеет свои правила, и креативы в них точно не вписываются.

Еще одной характеристикой творческих людей психологи называют позитивное отношение к сложным задачам. Трудности только мотивируют их работать еще больше и усерднее. Кстати, стоит упомянуть и о работоспособности творцов. Уж они точно не побегут, сломя голову, с работы, как только стукнет шесть часов вечера. В плане своей личной жизни они могут казаться безалаберными лентяями, но в своем деле они очень дисциплинированны, обязательны и трудолюбивы.

Ну и последнее, наверное, самое важное качество творца – это талант. Талант закладывается в человеке природой в его умственных способностях и анатомических свойствах. «Талант - как бородавка - либо он есть, либо его нет», - говорила Фаина Раневская. Уже в детстве родители замечают, что их ребенок делает что-то лучше, чем другие дети. Наверное, сейчас я скажу прописную истину, но талант может угаснуть навсегда, если его вовремя не подхватить и не развить упорным трудом. Кроме таланта, креативы обычно имеют повышенное стремление к красоте, так сказать, развитое эстетическое чувство.

Подводя итог, хочется сказать, что все-таки творческими личностями не рождаются, а становятся. Известно огромное количество примеров, когда самодисциплина и трудолюбие создавали настоящих гениев, не хуже тех, которые были талантливы изначально. Сейчас существует масса тренингов по развитию креативности и тестов на распознавание своих творческих наклонностей. А в целом, все это неважно, если творчество, которым Вы занимаетесь, приносит Вам удовольствие. И, даже если Вы не умеете танцевать, но Вам это безумно нравится, никто не смеет Вас останавливать!

Источник фото: http://dance-theatre.ru/centr-sovremennoi-horeorgafii/

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Высокое искусство - вещь сложная и для многих непонятная. Живопись эпохи Возрождения с ее идеальным изображением привлекает множество почитателей, а вот поверить в то, что работы Пикассо и Кандинского действительно могут стоить баснословных денег, легко далеко не всем. Обилие обнаженных людей на картине - еще одна загадка, как, впрочем, и парадокс того, что хорошие картины необязательно должны быть красивыми.

сайт узнал ответы на несколько любопытных вопросов о живописи, заглянув в работы искусствоведов и культурологов.

1. Действительно ли живопись так дорого стоит?

То и дело мы слышим о бешеных суммах, выложенных за ту или иную картину. Но на самом деле такие деньги - удел очень немногих работ. Большинство художников огромных сумм и вовсе никогда в глаза не видели. Искусствовед Джонатан Бинсток считает , что в мире всего около 40 авторов, чьи картины оцениваются суммой с многими нулями.

Искусством правят бренды

Приведем, пожалуй, самый яркий пример. Наверняка вы слышали о художнике-граффитисте Бэнкси. Остросоциальная направленность работ и биография, покрытая ореолом тайны, сделали свое дело. Сегодня Бэнкси - художник, работы которого оцениваются многозначными суммами. Его картина «Девочка с воздушным шаром» была продана за £ 1,042 млн. А о перформансе по ее уничтожению сразу после продажи заговорил весь мир.

Бэнкси - это бренд, а бренды отлично продаются . Таким образом, стоимость картины во многом определяется известностью ее автора.

Успешная продажа одной картины - залог успеха других

Художнику может долго не везти, он будет прозябать в бедности и неизвестности, не имея возможности выгодно продавать свои работы. Но как только он сумеет продать одну из своих картин за немалые деньги, будьте уверены, цена на другие его работы резко взлетит.

Редкость, малочисленность, уникальность

Голландского художника Яна Вермеера сегодня называют бесценным. Его кисти принадлежит не так уж много картин - всего 36. Художник писал довольно медленно . Пропавшая в 1990 году картина голландца «Концерт» сейчас оценивается примерно в $ 200 млн. Редкость и малочисленность полотен влияет на то, что цены на них просто заоблачные.

Легендарный Ван Гог - это супербренд. Картин художника насчитывается немного, и очевидно, что больше он уже ничего не создаст . Его работы уникальны.

10 лет назад «Супрематическая композиция» Малевича была продана за $ 60 млн. Возможно, если бы не кризис, она бы ушла и вовсе за $ 100 млн. Картины Малевича в частных коллекциях наперечет , и когда в следующий раз на рынке появится вещь подобного класса - неизвестно. Может, через 10 лет, а может, через 100.

В общем, очевидно: покупатели готовы платить баснословные деньги за предметы исключительно редкие .

Новаторство стоит дорого

Одна из работ Ричарда Принса в направлении «художественное заимствование».

Живопись берет на себя функцию достопримечательности

Сегодня растет уровень культурного туризма, и живопись выполняет функцию достопримечательности . В известные музеи выстраиваются многочасовые очереди из туристов. И чтобы заявить о себе и претендовать на славу мирового уровня, галерее нужно непременно владеть подлинниками знаменитых и популярных живописцев.

Растут и искусственно создаваемые центры культурного туризма, например на Ближнем Востоке и в Китае. Недавно королевская семья Катара заключила частную сделку на сумму $ 250 млн - все ради того, чтобы страна обладала картиной Сезанна «Игроки в карты» .

Когда есть все, начинает тянуть на искусство

В 2017 году миллиардер Дмитрий Рыболовлев продал эту картину Леонардо да Винчи за $ 450 млн. Теперь это самая дорогая сделка в мире живописи.

Когда у тебя есть 4 дома и самолет G5, то что еще остается делать? Остается только вкладывать деньги в живопись, ведь это одна из самых прочных «валют ».

Согласно данным за 2015 год, в мире насчитывается 34 млн долларовых миллионеров. И даже если представить, что только 1 % из них интересуется искусством, то получится, что на свете живут 340 тыс. человек, готовых выкладывать круглые суммы за картины . А самих картин известных авторов, как мы писали выше, совсем немного, особенно по сравнению с количеством миллионеров. Кроме того, даже те, кто не интересуется живописью, готовы вкладываться в нее ради престижа или стабильности такого вложения.

Вот и выходит, что дороговизна живописи во многом обусловлена тем, что слишком большое количество денег охотится за малым количеством товара .

2. Всем ли картинам нужны рамы?

Картина Жоржа Сёра «Канал в Гравлине, Большой Форт-Филипп».

В книге Сьюзи Ходж «Почему в искусстве так много голых людей» говорится о назначении рам. Так, они защищают края картины и привлекают к ней внимание . Некоторые рамы вычурные, другие совсем простые, они не отвлекают от созерцания. Предназначение рамы - дополнять картину и показывать ее наилучшим образом.

А вот художник-абстракционист Пит Мондриан сравнивал рамы со стеной, которая стоит между зрителем и картиной . Ему хотелось убрать это чувство дистанции. И художник писал на самых краях полотен и даже на боковине.

Жоржу Сёра не нравилась тень ,которую отбрасывают рамы на картину. И он часто сам изображал рамы из крохотных точек разных цветов. Кстати, по похожему принципу картин Сёра через полвека станет работать цветной телевизор.

3. Почему на картинах так много голых людей?

Фрагмент фрески Микеланджело «Сотворение Адама».

Еще древние греки считали, что обнаженное тело - это невероятно красиво.

В искусстве чаще всего нагота - это символ . Символ новой жизни, искренности, беспомощности живого существа, а также жизни и смерти.

Кроме того, ничто не вызывает такие сильные эмоции у зрителя, как нагота. Это может быть интерес, неловкость, стыд или восхищение.

4. Почему все такое плоское и вообще нереалистичное?

Картина чешского художника Богумила Кубишты «Гипнотизер».

Пожалуй, одно из самых частых обвинений в адрес современных мастеров звучит так: художники разучились похоже передавать действительность . Отсюда и заблуждение, будто предметы выглядят плоскими.

Но посмотрим, например, на полотна кубистов . Они ломают перспективу, но изображают предметы одновременно под разными углами и даже в разный момент времени . Поэтому нельзя сказать, что изображение на полотне двухмерное.

Рисовать «похоже» уже не надо - это может сделать фотография. Поэтому искать ответ на вопрос, почему художник на той или иной картине изобразил реальность плоской, нужно в самой задумке автора . Убирая одни детали изображения, художник акцентирует внимание на других. Упрощая изображение, он

А вот профессиональные художники-авангардисты XIX–XX веков имели за плечами художественное образование и сильную базу. Они умели писать как угодно ,но в какой-то момент решили это делать вот так , подражая примитивистам. Как говорится, так было задумано, ведь это совершенно новый (а значит, интересный для тех, кто устал от старого) способ воздействия на зрителя.

Художники прекрасно справились бы с картиной в духе академического классицизма, и именно поэтому для них это было скучно. Юный Пикассо писал трогательные и довольно реалистические портреты. А вот зрелый художник выбрал для себя путь, который шокирует, бодрит глаз, который помогает продемонстрировать крутое колористическое чутье и ощущение формы.

6. Должны ли картины непременно быть красивыми?

Красиво не значит искусство, и само искусство не всегда изображает красоту. Представление о прекрасном у каждого разное, и мнение отдельно взятого человека не может считаться эталоном.

Отвлечемся от живописи и проведем параллель с кино. Среди искусствоведов встречаем такое мнение : утверждать, что картины непременно должны быть красивыми, - то же самое, что говорить, будто настоящее кино - это только романтическая комедия или мелодрама с хеппи-эндом. А психологические драмы, боевики, триллеры - это и вовсе не кино. Согласитесь, логика в этом есть.

Искусство (и живопись в том числе) должно говорить на языке своего времени. И чтобы насладиться любой картиной, даже реалистичной, нужно знать, что на ней изображено. На выставках мы обычно читаем подписи к полотнам и даже пользуемся аудиогидом.

А какая живопись близка вам?

ВСЕМ ПРИВЕТ! С вами как всегда веселая Дримми! Этот пост был создан для того что бы ответить на некоторые вопросы всех тех кто интересуется Художниками. В том же смысле имею в виду что есть такие ну не очень и странные вопросы которые могут задеть художников людей/монстров

Повторю ещё раз этот пост будет только на ответы некоторых вопросов почему художник.....?

Если вы писатель или поёте то не обижайтесь!

Один вопрос будет объединять возможно некоторых!

Приступаем к вопросом!)

ೋ❀❀ೋ═══❀═══ೋ❀❀ೋ

(Некоторые моменты из опыта моего будут взяты)

1. Почему Художники грустные?

Кхм. Ну первое что могу сказать это критика потому что некоторые участники сообщества URA не в мягкой форме дают эту самую критику что задевает чувства художника.

Не до понимание со стороны друзей/близких

Художники совсем по другому видят это мир и не каждый может понять в чем и как они видят наш мир.

И так же обычные можно сказать чувства которые проявляются так же как и у нас в повседневной жизни.

ೋ❀❀ೋ═══❀═══ೋ❀❀ೋ

2. Почему Художники работают ночью?

Художники могут всю ночь, рисовать

Пусть завтра вставать в семь утра,

Прогнав сновидения прочь.

Ведь ночь – вдохновенья пора!

А ночь – то не время для снов.

Художники могут.

Рисовать.

Думаю ответ понятен но все же если нет то.

Ночь это спокойное время когда приходит вдохновение и можно так сказать спокойствие, где тебе не кто не мешает и не дёргает.

ೋ❀❀ೋ═══❀═══ೋ❀❀ೋ

3. Почему Художников считаю странными?

На этот вопрос у меня будет два ответа.

1. Творческие люди – это талантливые личности, которые любят приносить пользу и делать окружающим добро. Им нравится свобода, поэтому любые ограничения будут восприниматься ими как ущемление прав. Многие полагают, что творческие люди одиноки, несчастны и долго не живут. К счастью, это не так. Талант дается человеку Богом, нужно лишь не упустить момент и начать вовремя развивать свои способности.

Стоит отметить, что среди вундеркиндов действительно много несчастных людей, поскольку их творчество не всегда понятно окружающим. Как правило, у среднестатистического человека мозговая деятельность происходит в определенных рамках, а все, что выходит за эти рамки, воспринимается как что-то неестественное и ненормальное. По этой причине творческим людям очень сложно выживать в этом жестоком мире, в котором так много устойчивых стереотипов и нежелания эволюционировать.

Нейробиология подтверждает, что талантливые личности думают и действуют по-другому. Мышление творческих людей буквально создано для того, чтобы думать уникально, не так, как большинство. Однако такой подарок природы может существенно усложнять жизнь и напрягать отношения с окружающими. Если вы знакомы с творческим человеком, наверно, у вас не раз возникала мысль, что он живет в каком-то совершенно ином мире. В большинстве случаев попытка понять такую личность так же бесперспективна, как и попытка изменить ее. Для того чтобы суметь приспособиться к такому человеку, нужно научиться смотреть на мир его глазами.

2. В основном художники - обычные прагматичные люди с развитым визуальным восприятием мира, видящие жизнь картинками-образами. Сказка про их сумасшествие - ложь.

ೋ❀❀ೋ═══❀═══ೋ❀❀ೋ

4. Почему Художники Одинокие?

Ну первое это то что не все Художники.

На самом деле все творческие люди одиноки по нескольким причинам. во-первых, гении. настоящий творческий человек во всем может увидеть что-то прекрасное, а многие люди не понимают. это непонимание порождает недоверие. во-вторых, творческие люди мыслят и видят мир по-своему, иначе. в-третьих у них намного лучше развита интуиция, и они чувствуют чувства и видят мысли других. творческий человек - это новый виток в совершенстве мира. чем таких людей больше, тем лучше обычные люди могут увидеть проблемы всего мира. а значит, и больше шансов исправить его. поэтому творческие люди - это поводыри остальных, мы направляем мысли людей в правильную сторону.

Надеюсь понятно.

ೋ❀❀ೋ═══❀═══ೋ❀❀ೋ

5. Почему Некоторые Художники бросают свою работу и делают что-то другое?

Приведу на примере моего хорошего друга (выходи из депрессии;-; пожалуйста.)

К сожалению точного случая почему он все убрал не известно но некоторые моменты все же могут предвести к этому.

1. Это та же самая критика, которая выдаётся не в мягкой форме, а в жестокой и не аккуратной.

2. Это те же критики но в той форме которые говорят как надо это делать или же как некоторые их называют "Фальшивые учителя" или "ЧСВ не Художники"

ೋ❀❀ೋ═══❀═══ೋ❀❀ೋ

Ну этот вопрос не почему а как это маленькое исключительное

6. Как Успокоить Художника?

Биологи и когнитивисты считают, что представления о гармонии заложены в наш мозг , позволяя нам чутко реагировать на красоту форм в природе. Предположительно, яркие цвета нравятся нам, потому что умение их различать - один из адаптационных механизмов, которые позволили нашему виду выжить. Нам интуитивно приятны симметричные лица и гармоничные узоры, а изображение радостных, позитивных сюжетов вызывает закономерное удовольствие.

В то же время мы не требуем от художника, чтобы он непременно «сделал нам красиво» своим творчеством.

К предметам искусства применяются более широкие критерии, и само понятие красоты как оценочной категории в современном искусстве деконструировано. Красив ли «Чёрный квадрат»? А «Фонтан» Марселя Дюшана? А перформанс Марины Абрамович «Ритм 0» ? Каждое из этих произведений искусства - идея, воплощённая в материале или действии, и ни в одном случае художник не стремился порадовать чужие рецепторы.

У художников всегда были причины, чтобы изображать сложное, уродливое или причудливое. Вместе с тем, популярное мнение гласит, что «раньше» (в условную классическую эпоху) художники ещё не извратили суть искусства и предпочитали «рисовать красиво». Однако в европейской культуре художественная концепция безобразного появилась куда раньше, чем современное искусство.

Философы и богословы о безобразном

Помимо теории прекрасного, отражённой в философских концепциях и произведениях искусства, всегда продолжала существовать и теория безобразного, в рамках которой уродливое и некрасивое могло быть сюжетом, достойным изображения. Безобразное как предмет искусства вызывает интерес уже у средневековых людей - если речь идет о талантливом изображении, вполне передающим идею безобразия. В том случае предметом восхищения будет не само страшное или отталкивающее изображение, а мастерство, с которым оно выполнено.

Йохан Хейзинга отмечает, что только к 1400 году живопись достигла того уровня мастерства, чтобы в полной мере передать подобные сюжеты. В частности, с этим он связывает сравнительно позднее внедрение в живописи таких распространенных тем, как «Триумф смерти» и «Страшный суд». Примерно то же самое произошло и с изображениями страданий мучеников.

Мучения святых: боль и красота

«Эстетика мученичества», в высшей мере проявленная в изображениях Страстей Христовых, расцвела в эпоху зрелого Средневековья и перешла в ренессансное искусство. В эпоху раннего Средневековья чаще можно было столкнуться с упрощенными изображениями распятия, чем с детальными картинами. То же относится и к картинам истязаний мучеников.

Однако антропоцентрическая модель предусматривала интерес к человеку и, соответственно, личностное переживание страданий.

Если в Средние века на вопрос смотрели с назидательной стороны, то художников Возрождения стали интересовать и сугубо живописные моменты: верная передача анатомии, перспектива. Возросшее внимание к телесности проявилось в изображениях страдающих святых - это был легальный способ рисовать обнажённые человеческие тела и обращать внимание на физические переживания.

Этим объясняется тенденция к некоторой эстетизации телесных мучений святых. Выверенные композиции, изящные позы мучеников - вот приметы подобных изображений. Телесная красота стала предметом внимательного рассмотрения. Художественная культура этой эпохи отражает интерес к человеку в самых разных проявлениях, в том числе и в страдании.

Удивительное и причудливое

Существует ещё одна область эстетического опыта, отчасти примыкающая к безобразному - но без такой мрачной окраски. Этот опыт был востребован и в Средние века, когда все предметы таили символические значения, и в культуре Возрождения с её интересом к разнообразным явлениям материального мира. Речь идёт о категории удивительного, причудливого и диковинного.

Люди прошлого мало разделяли «чудеса» по происхождению - мистические образы и причуды природы воспринимались как однородные явления.

Страсть к коллекционированию диковин, которой отличались и естествоиспытатели, и монархи, демонстрирует желание прикоснуться к тайнам мироздания. Например, в коллекции императора Рудольфа II находились как произведения искусства, так и фрагменты тел легендарных животных. Магическое и научное, символическое и эстетическое - в кунсткамерах эти понятия тесно сплетались.

Сегодня мы имеем доступ к любому визуальному материалу, а люди прошлых эпох располагали куда меньшим его количеством. Низкая социальная мобильность, оседлый образ жизни большинства людей и неграмотность не позволяли расширять картину мира. Поэтому новые образы - в картинках или рассказах - были очень востребованы и производили потрясающее впечатление.

Истории странствий в далеких землях были очень популярным средневековым жанром. В рассказах о путешествиях на восток фигурирует множество вымышленных существ, которые, не являясь откровенно пугающими и безобразными, остаются при этом легендарными и нарушают обычные каноны. Рассказы сопровождались соответствующими изображениями, сделанными в соответствии с услышанным. Восхищение, вызываемое этими образами, носят эстетический характер - притом, что многие изображаемые существа или явления вовсе не красивы. Сопутствующая им развлекательная сила, предложение зрелища, легендарный статус - вот то, что влечёт к ним зрителя.

Огромный успех имело относящееся к XII веку «Послание Пресвитера Иоанна», которое оказало большое влияние на умы современников - как в эстетическом смысле, так и в политическом. Дальним странствиям посвящена знаменитая книга Марко Поло. Помимо данных, которые можно принять за реальные исторические сведения, там хватает преувеличений и курьезов. Например, в описании Малой Явы (Суматра) Поло утверждает, что видел единорога, но тот оказался не так красив и кроток, как о нем говорили, и потому принёс одно разочарование.

Водятся тут дикие слоны и единороги, ничуть не менее слонов; шерсть у них как у буйвола, а ноги слона, посреди лба толстый и черный рог; кусают они, скажу я вам, языком; на языке у них длинные колючки, языком они и кусают. С виду зверь безобразный. Непохожи они на то, как у нас их описывают; не станут они поддаваться девственнице: вовсе не то, что у нас о них рассказывают.

Марко ПолоКнига чудес света

В изобразительном искусстве пример причудливого - иллюстрации к книге римского автора Юлия Обсеквента , относящиеся к XV веку. Мастера, создавшего их, называют именем Мастера Бусико - по имени другой созданной им серии работ («Часослов маршала Бусико»). Для людей Возрождения трактат читался как смесь учебника по истории и фэнтези-романа - даже если некоторые из них сомневались, что над какой-то из провинций правда шёл каменный дождь, прочесть о таком было интересно. Что и говорить об изображениях чудовищных созданий!

На миниатюрах в книгах по географии и истории изображались легендарные существа - единороги, крылатые и бескрылые драконы, кинокефалы (псиглавцы), циклопы, одноногие исхиаподы. Классический эстетический канон в изображениях существ, без сомнения, искажён: вряд ли кому-то пришло бы в голову назвать привлекательными персонажей с лицом, расположенным на груди.

В то же время, они не несут угрозы, которая присуща изображениям адских мук, и будят интерес. Легко представить ренессансного школяра, который, раскрыв рот, жадно разглядывает такие изображения.

Нам известны более сложные способы эстетических впечатлений, чем просто «красивое». Мы находим изысканными тусклые, «пыльные цвета» и ценим радикально чёрный. Наше воображение волнуют контрасты - изящное и грубое, возвышенное и низкое. Мы умеем видеть прекрасное в недостатках и изъянах, полагая, что они порой делают нечто идеальное по-настоящему уникальным. Мы видим волнующее в жутком и любим пощекотать себе нервы. Нам кажутся красивыми осенние дожди и раскалённая лава вулканов.

Эстетическое чувство было сложным и неоднозначным в разные эпохи - включая те, когда создавались книжные миниатюры и классические полотна.

Взглянув на вещи глазами людей другого времени, мы заметим, что им тоже были хорошо знакомы сложные переживания на грани отторжения и интереса, любопытство исследователя и восхищение художественным талантом мастера, что бы тот ни изобразил.