Анализ 3 действия горе от ума краткое. Анализ III действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» - презентация


1. МЕСТО ЭПИЗОДА

3 действие 3 явление. Данный эпизод начинается сразу после слов Чацкого "Я там дни целые пожертвую молве. Про ум Молчалина...", что дает понять, что речь пойдет об открытии образа Молчалина.

2. РОЛЬ ЭПИЗОДА

Описание некоторых пунктов в характере Молчалина. Благодаря диалогу и разногласиям, также дается и описание Чацкого, сравнение их отношения к службе, к жизни, делам и развлечениям, выявляется наличие ил отсутствие у каждого из них собственного мнения.

Следовательно, данный эпизод помогает охарактеризовать персонажей для более глубокого дальнейшего понимания действий в комедии.

3.ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Основными являются два конфликта - любовный и социальный. В данном эпизоде столкновения в любовном конфликте не возникает, Чацкий лишь ведет короткое размышление о том, как же Софья могла выбрать такого человека, как Алексей Степаныч. Роль данного отрывка комедии в основном прослеживается в раскрытии социального конфликта. Для этого противопоставляются две стороны: разум, честь, нравственные ценности - Александр Андреевич Чацкий, и прислужничество, стремление к выгоде, богатству любыми путями - Алексей Степанович Молчалин.

4. РОЛЬ ЭПИЗОДА В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРОВ ГЛАВНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

"- Вам не дались чины, по службе неуспех?"

"- Чины людьми даются, а люди могут обмануться"

Молчалин в первую очередь интересуется чином, судит человека по карьере и так составляет отношение к нему. Чацкий сразу дает понять, что для него чин - лишь отдельная характеристика человека. Александр Андреевич судит по уму, внутренним качествам, причем каждого по единой норме оценок. Чин - это показатель того, как сильно человек умеет прислужничать и подмазываться к более "высоким людям".

" - Я с нею не знаком.

С Татьяной Юрьевной!!!"

Молчалин делает акцент на этом имени, словно говорит: "Как можно не знать такого великого человека с таким высоким чином?". Для Чацкого же эта женщина не является святой из-за своего положения; на утверждение собеседника, что Александру Андреевичу нужно к ней съездить, тот отвечает: "На что же?" - не видя в этом смысла.

5.ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАЦКОГО

Чацкий - умен, красноречив и в общем-то очень разговорчив. Борец за социальную независимость и оценку человека не по чину, а по уму и развитию. Считает, что "чины людьми даются, а люди могут обмануться". Не ищет покровительства, находясь в делах, отдается им полностью, в веселье - веселью. Он не из тех, кто "смешивает два эти ремесла". Он "глупостей не чтец, а пуще образцовых".

По мнению Чацкого, человек не должен полностью отдаваться чужому мнению, независимо от своего чина; свое мнение всегда должно быть.

6.ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛЧАЛИНА

Молчалин - ярко выраженный прислужник. Как сказал Чацкий: "Ума в нем только мало", "Услужлив, скромненький в лице румянец есть", "не богат словами". В разговоре сразу стал хвалиться чинами. Имеет два таланта: умеренность и аккуратность. Прислуживание и стремление к богатству лишают его всяких моральных ценностей. Восхищается богатыми людьми с высокой должностью, не смеет высказать своего мнения из-за того, что "в его лета не должно сметь своё суждение иметь", и свято для него чужое, шаблонное мнение.

7. КОМПОЗИЦИЯ ЭПИЗОДА

Завязка: размышления Чацкого о Молчалине и начало разговора с ним.

Развитие действий: Разговор между персонажами

Кульминация: "Не смею моего сужденья произнесть..." - начало основного момента, определяющего положение и жалкость Молчалина.

Развязка: "С такими чувствами, с такой душою любим!.. Обманщица смеялась надо мною!"

Автор неоднозначно относится к Чацкому. С одной стороны, он является положительным героем относительно фамусовского общества, умен, не утратил моральных ценностей, благороден. С другой стороны, Александр Андреевич является слишком навязчивым, слишком умным для тех людей. Он пытается изменить уже сформировавшееся мировоззрение представителей века минувшего и тех, кто находится под их влиянием. Это и стало причиной того, что его стали звать сумасшедшим. Молчалин - явный отрицательный герой. Грибоедов показывает его жалким и безнравственным, но при этом удачливым из-за его положения: он подмазывается к Фамусову, пробивая себе карьерный путь, и все, до поры до времени, шло у Молчалина весьма удачно. Только из-за этого он выигрывает у Чацкого в любви, в отношении посторонних людей.

«Горе от ума» - первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствуют одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).
Широко известно обстоятельное письмо А. Грибоедова П. Катенину, в котором великий драматург подробно объясняет свой замысел: «Ты находишь главную погрешность в плане. Мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению: девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку, и человек этот, разумеется, в противоречии с обществом, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немного повыше прочих. Кто-то пустил об нем слух, что он сумасшедший. Никто не поверил, но все повторяют...» Так сам Грибоедов обозначил главные, с его точки зрения, сюжетные моменты в «Горе от ума»: непонимание обществом умного человека, его поражение в любви и выдумку о его сумасшествии.
Предметом нашего анализа является третье действие (явления 14- 21). Как возникла на балу, в фамусовском доме, сплетня о сумасшествии Чацкого, кто ее распустил, почему ее поддержали гости Фамусова? Но чтобы ответить на эти вопросы, надо обратиться к началу комедии.
В сонную тишину фамусовского дома Чацкий ворвался как вихрь Но его прерывистое дыхание, бурная радость от встречи с Софьей, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны здесь, в доме, где все построено на притворстве и обмане, искренность Чацкого - «незваная гостья». Здесь откровенность под запретом и пылкие признания Чацкого кажутся странными, красноречие- дерзким, а порывистость Чацкого сулит лишь неприятные неожиданности. И потому в доме Фамусова Чацкий встречен холодно и неприязненно, потому его «дичатся, как чужого». Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и Молчалиных. Но он из тех героев, у кого «ум и сердце не в ладу». Ум подсказывает ему необходимость разрыва с домом Фамусова, а сердце требует любви Софьи. Чацкий чувствует себя на грани катастрофы и первый произносит слова о сумасшествии:
Потом
От сумасшествия могу я
остеречься;
Пущусь подалее - простыть,
охолодеть.
Не думать о любви...
Софья «про себя» в ответ на это искреннее признание Чацкого замечает: «Вот нехотя с ума свела!»
Чацкий ищет оправданности любви Софьи к Молчапину и обманывается, потому что то, что презираемо им, в барской Москве возвышает человека. И на балу этот конфликт Чацкого и фамусовского мира проявляется с полной силой. Независимое поведение Чацкого, его резкие суждения о присутствующих, вызывают раздражение гостей Фамусова. Раздражение ищет выхода и наконец прорывается слухом о сумасшествии Чацкого.
Источником слуха оказывается Софья. В 13-м явлении после резкого отзыва Чацкого о Молчалине она задумчиво говорит одному из гостей: «Он не в своем уме». Внезапно заметив, что Г.Н. готов поверить в это, она злобно завершает:
А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?
«Не то чтобы совсем», - «помолчавши», говорит она потрясенному скандальной новостью гостю. Но подумав еще и видя, что «готов он верить», Софья «смотрит на него пристально» и подтверждает свои случайно вырвавшиеся слова. Ее невольное предательство становится уже обдуманной вестью.
Слух о сумасшествии Чацкого начинает распространяться с поразительной быстротой. Одни повторяют «С ума сошел!» для того, чтобы убедиться, так ли думают другие. Другие, у которых спрашивают, подтверждают слух, так как не хотят выглядеть неосведомленными, Заго- рецкий тут же мгновенно придумывает историю сумасшествия Чацкого, которого он почти не знает. Графиня-внучка, услышав уже от Загорец- кого, что Чацкий сошел с ума, не преминула подчеркнуть свою проницательность: «Представьте, я заметила сама». Но радостнее всех воспринимает эту весть Фамусов:
О чем? О Чацком, что ли?
Чего сомнительно? Я первый,
я открыл!
Давно дивлюсь я, как никто
его не свяжет!
Слух растет и ширится. Начавшись с осторожного перешептывания господ Т. и Д., он набирает уверенность. Голоса гостей звучат все громче и переходят в крик двух старичков: графини-бабушки и князя Тугоуховского. Этот разговор глухих очень смешон, но он зеркало отношений всех гостей. Каждый из них занят собой, каждый почти не слышит другого, бросает весть и убегает, чтобы прокричать ее следующему.
Но вот уже известие о сумасшествии Чацкого знают все. Тогда начинается обсуждение того, почему Чацкий «в его лета с ума спрыгнул». Фамусов вначале указывает на дурную наследственность:
По матери пошел: по Анне
Алексеевне;
Покойница с ума сходила восемь
раз.
Хлестова начинает мотив, оказавшийся близким всем:
Чай. пил не по летам...
Шампанское стаканами тянул.
Ее поддерживают:
Бутылками-с, и пребольшими.
Нет-с, бочками сороковыми.
Но на истинную причину сумасшествия Чацкого указывает Фамусов:
Ученье - вот чума, ученость -
вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей,
и дел, и мнений.
И гут у каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицей и гимназии, педагогический институт и князь Федор, химия и басни, и, главное, книги. Тревожит новое и непонятное направление в жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. «Собрать все книги бы да сжечь» - таков вердикт Фамусова. Слух о сумасшествии, достигнув ушей Чацкого, рождает в нем горечь. Но это не последний и не самый сильный для него удар. Чацкого продолжает волновать вопрос: «А Софья знает ли?» Он предполагает в ней равнодушие к себе, но не коварство. Однако увидев Софью, зовущую Молчалина к себе, Чацкий сам готов верить слуху о себе: «Не впрямь ли я сошел с ума?» Еще один удар для Чацкого: «Вот я пожертвован кому!» И, наконец, с появлением Фамусова Чацкому суждено узнать, что слух о его безумии был пущен Софьей. Последний монолог Чацкого, отрезвившегося сполна, полон гнева, страдания и сарказма:
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет.
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Чацкий покидает Москву: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок!» Он глубоко обманулся в Софье: она не только не любит его, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого он называет «мучителями». Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи - не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых идей фамусовское общество объявило Чацкого сумасшедшим. Грибоедов в своей комедии показал человека передового, мыслящего, но наталкивающегося на нежелание понимать его. Любовная драма становится выражением.идейного одиночества героя.

МОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по литературе в 9 классе

Тема: «Анализ III действия комедии А. Грибоедова «Горе от ума»»

Разработано учителем

русского языка
и литературы

Сорокиной а.А.

Тема: Анализ III действие.

Цель: обучение анализу сцены из комедии, определить кульминационный момент конфликтов.

Ход урока.

  1. Слово учителя.

Мы с вами на предыдущем уроке обозначили, что в комедии два конфликта: между Чацким и фамусовским обществом – общественный, между Чацким, Молчалиным и Софьей. Завязка общественного конфликта начинается во 2-м действии – разговор о женитьбе на Софье перерастает в политический спор.

  1. Проверка домашнего задания .

Домашним заданием вашим было: выучить монолог, прочитать III действие. Монолог Чацкого и Фамусова является доказательством завязки общественного конфликта.

Чтение наизусть монологов (если дети не выучили, то выразительное чтение)

  1. Анализ 3-го действия.

В каком действии завязывается любовный конфликт?

Продолжает ли он развиваться в третьем действии?

  1. Прочитаем по ролям 1 явление 3-го действия.

Что хочет узнать Чацкий от Софьи?

Говорит ли ему об этом Софья открыто?

Удается ли ей обмануть Чацкого?

Вывод: Софья, сама того не замечая, в своем разговоре с Чацким открытым текстом говорит, что ей нравится Молчалин. (с.127, 129)

Что держит Чацкого в доме Фамусова, ведь общение с людьми, которые здесь живут, ему не по сердцу, тяготит?

Какое событие должно произойти в доме Фамусовых?

На балу много гостей. Кто близок Чацкому, и кто не приятен?

Что узнаем о Платоне Михайловиче?

Чему удивляется Чацкий в результате общения с ним? (с.138)

Вывод: московские нравы делают людей одинаковыми, живущими по одному «уставу», принципу, стирается индивидуальность.

Кто разносит сплетню о сумасшествии Чацкого?

Почему фамусовское общество так быстро поверило сплетни о сумасшествии Чацкого? (он не такой, как все, общество его не приняло, оно отторгает его за ум, за любовь к родине, за его не похожесть на других, изоляция Чацкого от общества, ему нет здесь места, ему не комфортно здесь).

Вывод: Софья – девушка, которую любит Чацкий, участница любовного конфликта, человек, который разглашает сплетню – кульминация конфликтов .

В чем, по мнению фамусовского общества, причина сумасшествия Чацкого? (в уме, книгах, с.154).

Чем Чацкий отличается от фамусовкого общества?

Чем заканчивается III действие? (монологом Чацкого, он одинок, его никто не слушает, все отворачиваются от него).

IV. Домашнее задание. Прочитать 4 действие, ответить на вопрос: Как разрешаются конфликты в 4 действии.

Предварительный просмотр:

Тема урока : Строение сложноподчиненного предложения. Схемы СПП.

Цель урока: закрепить понятие о сложноподчиненном предложении; научиться представлять структуру СПП в виде схем; совершенствовать пунктуационные навыки.

Ход урока.

I. Лингвистическая разминка.

1. Сделать фонетический разбор слова дирижер.

2. Разобрать по составу и сделать словообразовательный разбор слова пешеходный.

II. Проверка домашнего задания.

Чем различаются ССП и СПП?

Какие способы прикрепления придаточных вы знаете?

Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

Какую роль играют указательные слова?

Каково место придаточных по отношению к главному?

III. Структура сложноподчиненных предложений.

Повторение по тексту слайда строения СПП, схемы СПП, подчинительные союзы.

Запись предложений у доски.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.

Мешают и заросли дикой малины, усеянные неспелыми ягодами.

Увидев самолет в небе, я помахал ему рукой.

В ходе проверке предложений учащиеся повторяют знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах.

Задание: переделайте эти предложения в СПП. Сверьте ваши предложения с предложениями на слайде. Все ли правильно вы сделали.

Слово учителя. В русском языке существуют синонимичные конструкции, которые по смыслу одинаковые, но разные синтаксически, они называются грамматическими синонимами.

IV. Схематический диктант.

Учитель читает предложения (между ними надо делать достаточные паузы), ученики записывают в тетради только схемы.

  1. Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. 2. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». 3. Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. 4. Но все же, неправда, - замечаем. 5. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой. 6. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. 7. Бывают сладчайшие, драгоценные глотки воздуха, которые человек помнит всю жизнь.

V. Вывод: СПП разнообразны по своей структуре, придаточные предложения по отношению к главному могут занимать разные позиции.

Действие комедии движется к развязке. Заключительные сцены поистине драматичны: наступает прозрение главных героев. Но не случайно Грибоедов называет свое произведение комедией. Мы уже неоднократно убеждались в том, что в пьесе драматическое тесно переплетается с комическим.

В IV действии перед читателями и зрителями вновь проходят гос­ти Фамусова, уверенные в себе и довольные собой. Это последняя встреча с ними. Это зеркальное отражение общества, обрисо­ванного в самом начале комедии в монологах Чацкого и Фамусова.

Какова роль этих сцен в развитии действия? Как они характери­зуют московское дворянство? Как усиливают трагизм положения Чацкого? Каков финал пьесы? Эти вопросы - в центре нашего вни­мания сегодня на уроке.

1. Начало IV действия. Гости Фамусова разъезжаются по домам. Сколько интересных наблюдений дают нам эти сцены для группо­вой характеристики персонажей - фамусовских гостей! Какие штрихи к следующим портретам второстепенных персо­нажей вы можете добавить?

Графиня Внучка . Ее последняя реплика подтверждает злой и вздорный характер старой девы, которая кичится своим аристо­кратическим происхождением, на всех смотрит свысока (вспом­ним, что в сцене появления на балу, когда в зале было уже много гостей, она сетует на то, что приехала первой!). Ее фраза комична тем, что метко характеризует общество, к которому она сама отно­сится, и все происшедшее на балу у Фамусова - «какие-то уроды с того света».

Горичи. Платон Михайлович во время бала скучает, но он готов делать все по желанию жены; Наталья Дмитриевна властно повелева­ет мужем.

Скалозуб. Уезжает один из первых - он не испытывает особых чувств к Софии; если и надумает жениться, его позиции как воз­можного жениха достаточно сильны, поэтому ему нет необходимос­ти оставаться дольше в доме Фамусова, он и так здесь всегда желан­ный гость. Его юмор «солдафонский».

Хлестова Амфиса Ниловна. Дама самовластная и безапелляци­онная, не лишенная ума, верно оценивает Репетилова («А ты, мой батюшка, неисцелим, хоть брось»), ласково-снисходительно указы­вает Молчалину на его пока что незначительное положение, назы­вая его комнату «чуланчиком» и т.д.

2. Наперекор законам театра классицизма в последнем действии, когда борьба закончена, гости начинают разъезжаться по домам, по­является новый герой. Это Репетилов, Связано ли его появление с развитием действия комедии? (Фамусовское общество единодушно объявило Чацкого сумасшедшим, определило тому причины, но сам Чацкий об этом еще ничего не знает. Конфликт в такой ситуации не может разрешиться. Приблизить развязку общественного конфликта и помогает приезд Репетилова.)



3. Как гости Фамусова убеждают Репетилова в «помешательст­ве» Чацкого? Почему он тоже соглашается с «общественным мнением», хотя незадолго перед этим изъяснялся Чацкому «в любви» и «дружбе»? (Они подавляют его всеобщностью и единодушием:

Все вместе: Мсье Репетилов! Вы! Мсье Репетилов! что вы!

Да как вы! Можно ль против всех! Да почему вы? Стыд и смех, -

в этих словах гневное осуждение сообщника, пытавшегося укло­ниться от единомыслия.)

4. Согласны ли вы с мнением, что в образе Репетилова заключе­на насмешка над некоторыми взглядами Чацкого? Зачем Грибоедов противопоставляет Чацкому Репетилова? Как автор это делает? Докажите текстом. (В репликах и поступках Репетилова, словно в кривом зеркале, отражается сценическое поведение Чацкого - вплоть до отдельных деталей.

В некотором роде образ Репетилова напоминает пародию на Чацкого.)

Этот герой принадлежит к тем «вольнодумцам», которые не подвергаются гонениям, так как их жизненные идеалы ничем не от­личаются от общепринятых. Репетилов не прочь был повторить путь, приведший к успеху многих, но ему не повезло с женитьбой на дочери влиятельного барона. Поэтому источником его «оппозици­онных» настроений стали зависть к более удачливым и обида на обманувшего его ожидания тестя.

5. В финале пьесы Чацкий и София одновременно убеждаются в неверности тех, кого любят. По сути, они оказываются в ситуации, которую можно расценить как испытание. Вот почему многие лите­ратуроведы считают именно эту сцену кульминацией любовного конфликта . Как ведут себя герои? Что можно добавить к их харак­теристике?

(Это сильное потрясение для героев, но они достойно встречают удар судьбы. Это свидетельствует о том, что София - сильная личность. Она отвергает Молчалина. Чацкий, убедившийся в «измене» Софии, разражается гневным монологом, в котором с «гордостью» и горечью говорит о разрыве.

София винит во всем только себя. А Чацкий обвиняет Софию, даже в том, в чем она явно не виновата: что завлекла его надеждой (это неправда!), что пожертвовала им ради подлеца, что не рассказала обо всем сра­зу и т.д. Но психологическое состояние Чацкого можно понять: он потрясен прежде всего тем, что именно София пустила слух о его су­масшествии. Герой справедливо видит в этом предательство близко­го человека. И уж «рубит вкривь и вкось». Вот почему он так жесток по отношению к любимой девушке.)

6. А где же «доброта души»? Вспомним, что София уже однаж­ды упрекала Чацкого в отсутствии «доброты души»... Может быть, она права? Как вы оцениваете поведение главного героя в этой сцене?

7. Чтение 14 явления по ролям.

8. Какое прозрение наступило для Фамусова? Почему в такой трагический момент его поведение выглядит комичным?

(Комизм положения Фамусова заключается как раз в том, что его «прозре­ние» далеко от истины: он твердо решил, что дочь в заговоре с Чац­ким, и совершенно уверен в своей правоте. Это к Чацкому, а не к Молчалину обращается он со словами:

Брат, не финти, не дамся я в обман,

Хоть подеретесь, не поверю...)

9. Но вот прозвучал последний и полный драматизма монолог Чацкого. Почему Грибоедов не завершает им свою пьесу? Для чего нужна последняя реплика Фамусова в 15 явлении? (Снова перепле­тение трагического и комического: Фамусова (снова обыгрывается его фамилия!) больше всего в этой истории волнует общественное мнение:

Ax! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!

Так финал комедии снова возвращает нас в комедийную об­становку.)

Итак, прозрение героев наступило. Но что будет с ними дальше? Грибоедов оставляет финал комедии открытым, а читателя - наеди­не со своими чувствами, мыслями о прочитанном...

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА». СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ

Тексты... внешне даже самые ясные и подат­ливые,

говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать.

Марк Бок

В эпиграф урока вынесены слова из работы французско­го историка Марка Бока (1886-1944) «Апология истории, или Ре­месло историка».

С чего начать анализ произведения? С его жанра, потому что жанр - это те «первые ворота», через которые читатель входит в художественный мир произведения. Жанр во многом организует наше восприятие: ведь у каждого жанра свои законы, и грамотный читатель их должен знать, чтобы «уметь спрашивать».

Сопоставление разных высказываний о жанре комедии

Материал для раздачи на уроке

1.И.А. Гончаров:

«...Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея жи­вых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя - больше всего комедия - какая едва ли най­дется в других литературах...»

2.А. Блок:

«Горе от ума»... - гениальнейшая русская драма; но как пора­зительно случайна она! И родилась она в какой-то сказочной об­становке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчью и зло­стью в душе и с лицом неподвижным, в котором «жизни нет»; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядови­тый насмешник и скептик... написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователе! себе равных».

3.Н. Пиксанов:

«По существу, «Горе от ума» следовало бы назвать не комедией а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении. <...>

Реализм «Горя от ума» - это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный».

4. А.А. Лебедев:

«Горе от ума» все пропитано стихией смеха, в самых разных его модификациях и применениях... Стихия комического в «Горе от ума» - стихия сложнейше противоречивая... Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и «легкий юмор», «трепещущая иро­ния», даже «вроде ласкающий смех» и тут и «едкость», «желчь», сатира.

Трагедия ума, о которой идет речь в комедии Грибоедова, осве­щена остроумно. Вот на этой острейшей грани соприкосновения трагического элемента с комическим в «Горе от ума» и выявляется своеобразный подтекст собственно авторского восприятия всего происходящего...»

Каков жанр «Горя от ума» - комедия или драма? Обратимся к тексту произведения и найдем в нем подтверждения выводам иссле­дователей.

Анализируя второе действие, мы видим что для Фамусова тот жених, у кого чины и имение. Во втором действии также становится известно истинное отношение Софьи к Молчалину. Чацкий теперь понимает к кому неравнодушна девушка.

Анализ 3 действия

Далее мы переносимся в комнату, где состоялся разговор Софьи и Чацкого. Мужчина хотел понять, кто мил сердцу девушки, то ли это Молчалин, то ли Скалозуб. Но она уходила от ответа, в то время как Чацкий признается Софье, что он от нее без ума. Эту фразу в дальнейшем и применит героиня против Чацкого, назвав его безумцем на званом вечере. Известие о безумии на балу, где были приглашены только влиятельные люди столицы, быстро распространилось. Самому же Чацкому было неуютно среди этого общества, он был недоволен столицей, где не было ничего русского. На каждом шагу чувствовалось веяние иностранного. Очень много было французского. Настолько много, что француз чувствовал себя в России, как дома. Это было ужасно и не приемлемо для Чацкого, но для фамусовского общества было привычно и они с удовольствием преклонялись перед Францией.

Анализ 3 действия затрагивает тему зависимости общества от другого мнения, где стоило бросить фразу, как тут же все ее принимали, не утруждая себя поиском правды и лжи. Мы видим стадность толпы, которая из-за шутки Софьи сделала Чацкого безумцем. Мы видим, насколько здесь верят авторитетам. И сам автор пишет, что если это говорят князья, значит так оно и есть. На самом же деле это тоже была одна из проблем, которую поднял Грибоедов.

Анализ 4 действия

Продолжая анализ 4 действия комедии, мы видим ее завершающий этап. Это конец бала, все гости разъезжаются. В 4 действии мы видим истинное лицо Молчалина, который вовсе не любит Софью, а просто выслуживается перед Фамусовым. Это слышит Софья, которая прогоняет Молчалина. Тот же пытается заслужить прощение, бросаясь Софье в ноги. О чувстве собственного достоинства вспоминает и Чацкий. Он надеялся разбудить у девушки любовь, а она лишь посмеялась над ним, назвав Чацкого сумасшедшим. Она предала их дружбу, предала их чувства. Чацкий обвиняет героиню в том, что она подарила три года назад надежду, не сказав правду о своем к нему равнодушии. А ведь он все три года думал лишь о ней. Чацкому становится плохо в этом фамусовском обществе. Ему душно, ему противна сонная столица. Не потеряв достоинство, Чацкий высказывает свое мнение и покидает теперь такой чужой дом Фамусова.

В 4 действии комедии мы видим проблему человеческого достоинства, которое должно быть в каждом. Но, для фамусовского общества это чуждо.

Закончив анализ эпизодов произведения Грибоедова, мы еще раз убедились, насколько оно актуально. Ведь и в наше время многие крылатые фразы используются в быту. Пьесу наполняют яркие образы и сравнения. Здесь очень много остроумных высказываний, а язык насколько понятен, что по праву делает произведение великим и народным. Главная же его ценность в том, что в отличие от других писателей 18-19 вв, которые обличали пороки отдельных людей, Грибоедов обрушился с сатирой на весь жизненный уклад, который полностью погряз в пороках. В этом и была сила комедии, что стала достоянием русской литературы и с удовольствием читается в наши дни.

«Горе от ума» анализ комедии Грибоедова

А какую оценку поставите вы?


Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума» Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»