Во сколько начинается служба в церкви в будни и воскресенье. Вечернее богослужение в православной церкви, что входит

Богослужения - это неотъемлемая часть церковной жизни. Православные храмы воздвигаются ради них.

Службы, которые идут в Церкви, это не просто религиозное действо и ритуал, а сама духовная жизнь: в особенности Таинство Литургии. Богослужения разнообразны, но при всем разнообразии подчиняются довольно четкой системе.

Какие службы идут в Церкви? Рассказываем самое главное, что нужно знать.

Богослужение в Трехсвятительном храме в Париже. Фото: patriarchia.ru

Богослужения в Церкви

Богослужебная жизнь Церкви состоит из трех циклов:

  • Годичный круг: где центральный Праздник - это Пасха.
  • Недельный круг: где главный день - это воскресенье
  • И суточный круг: в котором центральная служба - это Литургия.

Собственно, самое важное, что и нужно знать о службах - это то, что при всем их разнообразии, главная - это Литургия. Именно ради нее существует весь суточный круг, и все службы, которые проходят в храме, являются «подготовительными» к ней. («Подготовительными» не имеется ввиду второстепенными, а значит, что они готовят христианина к главному, что может быть в его духовной жизни - Причастию.)

Внешне богослужения отличаются друг от друга более или менее торжественным видом. Например, в Литургии принимает участие весь священнический чин, который есть в храме или монастыре, а также хор. А в служении «часов» (по сути, чтения молитв и определенных псалмов) - только чтец и священник, который в этот момент скрыт в алтаре.

Какие службы идут в Церкви

Суточный круг богослужений в Православной Церкви состоит из девяти служб. Сейчас они условно разделяются на вечерние и утренние (проходят в храмах утром или вечером, соединяясь как бы в единое вечернее или утреннее богослужение), но изначально, - когда-то, - были равномерно распределены по целому дню и ночи.

При этом, началом суток по Церковной традиции считается 6 часов вечера. Именно поэтому тем, кто готовится к Причастию, нужно присутствовать и на вечерних богослужениях накануне - чтобы все церковные сутки были освещены предстоящим Таинством.

Таинство Литургии и причастие — центр всего богослужебного круга в Церкви. Фото: patriarchia.ru

На сегодняшний день богослужебный цикл приобрел следующую форму. (В полном своем виде он проходит, как правило, только в монастырских храмах.)

Богослужения вечером:

  • 9-й час
  • Вечерня
  • Повечерие
  • Утреня
    • (накануне Великих праздников или в субботу вечером вечерние службы объединяются во Всенощное бдение)
  • 1-й час

Богослужения утром:

  • Полунощница
  • 3-й и 6-й часы
  • Литургия

В «приходских» храмах круг сокращается, как правило, до следующих служб:

Вечером: Вечерня, Утреня
Утром: Часы и Божественная Литургия

В идеале Литургия в любом храме должна проходить каждый день - поскольку богослужение это не ритуал, а Дыхание храма. Однако в приходах, где только один священник или не очень много прихожан, службы проходят реже. Как минимум: по воскресениям и .

Какие бывают требы в Церкви

Требы - такая же неотъемлемая часть церковной жизни. Это богослужения, которые не имеют четкого расписания и служатся по нужде. В частности:

  • Молебен. Соборные молитвы по самым разным поводам в самое разное время (и не только в храме). Например, молебен перед важным событием, или о воинах, или о мире, или о дожде в случае безжалостной засухи. В некоторых храмах молебны проходят регулярно в определенные дни.
  • Крещение.
  • Отпевание умершего.
  • Панихида: молитва за когда-либо усопших.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Утреня - одно из богослужений суточного круга.

Утреня бывает вседневная и праздничная. Праздничная утреня включает в себя полиелей (самая торжественная часть утрени) и на ней поется (а не читается) великое славословие, она именуется "полиелейной". Бывает утреня без полиелея, но с пением великого славословия. Такая утреня называется "славословной". На всенощном бдении служится полиелейная утреня, которая соединяется с вечерней и первым часом.

Особый вид утрени - пасхальная утреня (или заутреня), совершаемая во все дни Светлой седмицы.

Богослужение утрени совершается ради наставшего дня, за который нам следует благодарить Господа. Утреня содержит песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы. По характеру утреня - служба хвалебно-славословная, служба радостного подвига.

Утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение. Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".

Главные составные части утрени: чтение псалмов 19-го и 20-го и шестопсалмия, великая ектения, пение тропарей, чтение кафизм, пение «седальных» и антифонов, чтение Евангелия (по воскресеньям и праздникам), чтение и пение канона, пение псалмов хвалитных, ектении сугубая и просительная.

В первой книге Библии "Бытие" мы читаем: "и был вечер, и было утро: день один (Быт. 1,5). Поэтому в древности первая часть всенощой – вечерня – кончалась глубокой ночью, а вторую часть всенощного бдения - утреню, предписано было церковным уставом совершать в такие часы, чтобы ее последняя часть совпадала с рассветом. В современной же практике утреня чаще всего передвигается на более поздний час утра (если совершается отдельно от вечерни) или же назад, на канун данного дня, и совершается сразу по окончании вечерни.

В будние дни Великого поста утреня служится вечером, но отдельно от вечерни, так как вечерня была отслужена между Часами и литургией преждеосвященных Даров (или просто после Часов).

См. тж:

(всенощное бдение).

После первых молитв вечернего богослужения читается 103 псалом, который называется предначинательным. В нем изображается мироздание, в том порядке, как это изложено у Моисея и прославляется Господь-Создатель. После торжественного прославления Бога следует молитвенное исповедание наших согрешений. Во время чтения этого псалма священнослужитель становится перед царскими вратами и читает вечерние молитвы, и напоминает собой Адама, который был изгнан из рая и каялся перед райскими вратами. Эти молитвы называются светильничными, так как в храме зажигаются светильники, и священник в этих молитвах просит Господа даровать свет невещественный, просвещающий наши души.

Последование вечерни

После псалма следует великая ектения, в которой мы испрашиваем у Господа то, чего мы были лишены вследствие грехопадения, - мир с Богом, ближними и с самим собой. Далее читается отрывок из Псалтири и малая ектения. Стихиры на Господи воззвах завершаются богородичным – кратким песнопением, обращенным к Пресвятой Богородице. Во время чтения стихир священник совершает каждение алтаря и всего храма. После Богородична поется песнь «Свете тихий», которая изображает пришествие на землю тихого света в кротком лице Иисуса Христа, который ради нашей немощи смирил себя даже до крестной смерти.

Прокимен и стихиры вечерни

Далее произносится прокимен дня. Церковь в последующих текстах просит Господа сподобить нас без греха сохраниться в наступающий вечер и эту просьбу подробнее раскрывает в просительной ектенье: исполним вечернюю молитву нашу Господеви, в которой мы испрашиваем у господа духовные блага в продолжение настоящей жизни, в конце ее и за пределами – в жизни будущей. В стихирах на стиховне Церковь воспевает оправданных и прославленных святых или различные важнейшие события в Церковной истории, которые укрепляют в душе христианина желание искать и найти блаженство, которое предназначено Господом для праведных. В этом желании он обращается словами Симеона богоприимца, который в конце своих дней увидел спасение Израиля: «ныне отпущаеши раба твоего Владыко». Таким образом, увидев пришествие тихого света, мы переносимся теперь, отходя ко сну, образу смерти, и просим у Господа христианского завершения нашей жизни.

Далее следуют «Трисвятое», молитвы к Пресвятой Троице, и молитва Господня , в которых мы выражаем то, что мы уже видели свет Израиля. Затем поется тропарь святому и богродичен, произносится сугубая ектения и отпуст. Так совершается служение вседневной вечерни, помимо которой существует малая и великая вечерня. Этот состав богослужения был известен начиная с 4 века.

Утреня

Утреня следует непосредственно после полунощницы. В ней христианин выражает чувства свои Богу, хранящему и милующему его грешного, затем вспоминает и созерцает благодатные дела Божии, хвалит Бога от всех созданий и в особенности от церкви и, наконец - просит о святом употреблении, даруемой ему жизни. Первая мысль утрени выражается в шестопсалмии, или в чтении, следуемом непосредственно после возгласа священника: «слава святей..», 6-ти псалмов: 3, 37, 62, 87-го, 102 и 142.

Вторая раскрывается в каноне, который содержит 8 песней в честь Господа, Божией Матери, или святых, и прославляет события Новозаветные, заимствуя, особенно в ирмосах или начальных образцовых песнях, язык некоторых песней Ветхозаветных; в хвалитных стихирах и стиховных, в которых воспевается с помощью Ветхозаветных песней предмет священных воспоминаний. Стихиры хвалитные поются с известными стихами из хвалитных псалмов: 148, 149 и 150, а стиховные большей частью со стихами псалмов: 89, 14. 17 и 91, 2. 3, а иногда и с другими стихами, по празднованию дня. Славословие Господу от всех созданий церковь возсылает словами хвалитных псалмов, за которыми следует Новозаветное славословие, выражающее благодарение всесвятой Троице, особенно Агнцу Божию, вземлющему грехи мира.

Третья мысль или моление о благом употреблении времени содержится как в самом утреннем славословии - «сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам», так и в ектении: «дне всего совершенна». Порядок этих общих мыслей утрени указывается уставом церкви: непосредственно после полунощницы следует возглас священника: «Благословен Бог наш», и псалмы: 19 и 20, в которых мы утром прежде всего молимся, по заповеди Апостола Павла, продолжаем это моление в тропарях и богородичном. Краткая сугубая ектения заканчивает эти молитвы. Между тем как священвик в начале утреннего моления, по обычаю Ветхозаветной церкви, кадит храм. Далее следует возглас: - «слава святей».., и шестопсалмие, в которомъ выражается с одной стороны величие Бога и обилие Его благодеяний, а с другой ничтожество и греховность человека.

Шестопсалмие

По намерению церкви, христианин должен в это время приготовить себя к собеседованию с Богом, явившимся на земле, почему шестопсалмию предшествует Ангельское славословие; «слава в вышних Богу», которое воспевает святая церковь, относя к родившемуся Господу. А как приближение к Богу и собеседование с Ним требует очищешя души и сердца от всякой скверны; то для этого святая церковь предлагает 6 псалмов, исполненных глубокого покаянного чувства и заповедует слушать их с особенным настроением души: «глаголем сия псалмы с благоговением и страхом Божиим, яко самому Богу, невидимо беседующе, и молящеся о грехах наших», говорится в начале их чтения. Поэтому и внешние действия церкви, во время чтения шести псалмов, направляются к тому, чтобы расположить душу к умилению и сокрушению: в это время погашаются свечи, чтобы побудить нас к благоговейному слушанию чтения, и, как бы поставив верных в уединении и сокровенности, возбудить в них умиление и слезы покаяния.

Такому намерению церкви вполне соответствует само содержание шестопсалмия. В нем выражается вопль души, скорбящей о Боге, с твердой надеждой на помощь Божию. Поэтому в самом начале его мы слышим, как христианин, среди опасностей со стороны врагов, ищет успокоения в страждущем Спасителе, Который, охраняя его всюду, сохраняет и в ночное время, подавая ему сон мирен и безмятежен - аз уснух и спах, возстах, яко Господь заступит мя (пс. 37).

Далее, ощущение тяжкого бремени греховного, сознание собственной виновности в грехах поражают душу исповедующего глубокою скорбь. Он вместе с царем Давидом взывает: несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица гргех моих, яко беззакония моя превзыдоша главу мою.... Но эта скорбь, ощущающего греховное бремя, растворяется упованием на близость помощи Божией; поэтому удрученный тяжестью грехов вопит: яко на тя, Господи, уповах, Ты услыши, Господи, Боже мой не остави мене, Господи, Боже мой, не отступи от менге, вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Потом,в 62 псалме слышим вопль души, утреннюющей ко Господу своему и жаждущей быть вблизи с Ним, чтобы под кровом крылу Его найти успокоение от напастей вражиих, радость и веселие: Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю, возжада Тебе душа моя.... Поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси помощник мой, и в крове крылу Твоею возрадуюся. После трех первых псалмов возглашается молящимся через чтеца песнь: “аллилуия” и славословие Пресвятой Троице, которым освящается и как бы ободряется внимание верных, и вместе отделяется первое трехпсалмие от последующего; а священник после этого выходит из алтаря в среднюю часть храма и читает тайно перед царскими вратами утренние молитвы, в которых от лица всех верных, как ходатай наш перед Богом, прежде всего благодарит Бога, возставившего нас от ложа нашего, просить отогнать от сердец наших утреннюющих всякий мрак и показать нас сынами света и наследниками вечных благ.

Далее молится за всю братию на земле, на море и на всяком месте и просит даровать миру мир, церквам, священникам и всем людям, и, «утвердив нас духом Владычним, за не помолитися, яко же подобает, не вемы, аще не Господь Святым Духом Своим не наставит нас и радость спасения сказав нам, сподобить нас даже до последнего издыхания нашего приносить Богу жертву правды и возношение во святых Его жертвенницех, яко во дни благообразно ходяще путем заповедей Его, при свете истинного солнца правды, достигнем в жизнь вечную и сподобимся в наслаждении быти непристуинаго Его света».

Появление этих 12 утренних молитв, читаемых от священника тайно, как и молитв вечерних, объясняется точно таким же образом, как и молитв вечерних. Затем следует чтение последних трех псалмов, в которых слышим, (пс. 87) что сознание тяжкого недуга греховного заставляет искренно кающегося днем и ночью взывать к Богу, без Которого нет ему помогающего. Друзья и знакомые не избавят его от этой лютой греховной язвы: исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися.... очи мои изнемогосте от нищеты, воздех к Тебе руце мои..., приклони ухо Твое к молению моему. Потом (пс. 102-й) от тяжкой скорби о грехах, человек, подкрепленный твердым упованием на Бога, переходит к славословию Его, изливающего на него беччисленные благодеяния, очищающего его от всех беззаконий, избавляющего от истления живот его и вообще ущедряющего его, по безконечной Своей милости, якоже щедрит отец сына.

Наконец, в чувстве сыновнего упования (пс. 142), христианин грешный и обрадованный взывает, да услышит Господь молитвы его, сотворит заутра милость свою с ним, избавит его от врагов и наставит Духом своим Святым на землю праву: услыши мя, Господи, в правде твоей и не вниди в суд с рабом твоим. Дух Твой благгй наставит мя на землю праву. Последняя половина шестопсалмия, как и первая, заканчивается тоже песнью: «аллилуия» и славословием Пресвятой Троице. За великой ектенией, следуемой за шестопсалмием, как продолжением безпомощного моления, святая церковь воодушевляет сокрушенного и опечаленного по Боге молящегося пением стиха: «Бог Господь и явися нам», указывая в явлении Бога во плоти на милость и благость Божию, на спасение Им нас грешных, и, в доказательство очевидного и осязательного милосердия Божия к христианам, повелевает петь со стихами 117 псалма тропарь дневного святого или события из истории церкви, возвещающий об этой милости и благости Божией.

В тропаре святая церковь изображает сущность празднуемого дня и указывает на ту милость Божию к согрешившим, что из числа членов церкви, святыми могут быть нашими ходатаями перед Богом.

Потом для поддержания в душе молитвенного расположения читаются три - в великом посте и две - в будничное время кафизмы с седальнами, заимствуемыми из Минеи, Октоиха или Трюди постной и цветной, в честь праздника или празднуемого святаго; за кафизмами следует покаянный псалом (50) и дневной канон, как подробное раскрытие прославляемого святого или празднуемого событя. Далее произносится просительная ектения и молитва с главоприклонением о даровании «от святого жилища Его прощения вольных и невольных грехов и ниспослании мирных и премирных благ своих.

За просительной ектенией на повседневной утрени следуют стихиры на стиховне, раскрывающие чувство радости и благодарения, что Господь покрывает своих праведных светом благодати, память которых в назначенный день прославляется, что Он Всеблагий и милующий нас может помочь и нашей духовной немощи и удостоит нас тех благ, которые раскрываются в событях истории церкви; поэтому церковь внушает нам, по порядку за стихирами на стиховне, произносит песнь: «благо есть исповедатися Господеви и пети имени твоему, Вышний». За этой песнью следуют: трисвятое, Отче наш, тропарь дневной, слава: и ныне: богородичен, называемый отпустительным, сугубая ектения: «помилуй нас, Боже...» и обыкновенный отпуст с указанием на празднуемое событие.

Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.
СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
1. Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются св. православною Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в православной Церкви день начинается с вечера – вечернею.

Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие – служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи» согласно притчи о десяти девах.

Утреня – служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службою мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.
На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
На шестом часе , соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
На девятом часе , соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство св. Причащения , установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное – из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: бодрствование.

Наглядная схема суточного круга Богослужения

Вечер.
1. Девятый час. – (3 часа дня)
2. Вечерня.
3. Повечерие.
Утро.
1. Полунощница. – (12 час. ночи)
2. Утреня.
3. Первый час. – (7 час. утра)
День.
1. Третий час. – (9 час. утра)
2. Шестой час. – (12 час. дня)
3. Литургия.

НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

2. Недельным, или седмичным, кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В воскресенье – Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово;

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии;

Во вторник – прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных;

В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются св. Апостолы и св. Николай Чудотворец;

В пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).

В субботу – день покоя, – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

3. Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.

Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных – ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся: на неподвижные , которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные , которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

По торжественности церковной службы, праздники делятся на великие, средние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение ; средние же праздники – не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий


Общественные богослужения или, как говорят в народе, церковные службы - это главное, для чего предназначаются наши храмы. Ежедневно Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит в свою очередь из трех видов богослужений, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений:

вечернее - из 9-го часа, вечерни и повечерия;

утреннее - из полунощницы, утрени и 1-го часа;

дневное - из 3-го часа, 6-го часа и Божественной литургии.

Таким образом, весь суточный круг состоит из девяти служб.

В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня.

На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. Христиане возносят благодарение Господу за прожитый день.

После вечерни по церковному Уставу положено служить повечерие. Это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущим, на которых вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти диавола.

В полночь полагается совершать третью службу суточного круга - полунощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о Втором пришествии Спасителя и о Страшном суде.

Перед восходом солнца служится утреня - одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв.

Около семи часов утра совершают 1-й час. Так названа краткая служба, на которой Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

3-й час (девять часов утра) служится в воспоминание событий, происходивших в Сионской горнице, где на апостолов снизошел Дух Святый, и в претории Пилата, где Спасителю был вынесен смертный приговор.

6-й час (полдень) - время распятия Господа, а 9-й час (три часа пополудни) - время Его крестной смерти. Этим событиям и посвящаются вышеназванные службы.

Главным же богослужением Православной Церкви, своеобразным центром суточного круга, является Божественная литургия. В отличие от остальных служб литургия предоставляет возможность не только вспомнить о Боге, всей земной жизни Спасителя, но и реально соединиться с Ним в таинстве Причащения, установленном Самим Господом во время Тайной Вечери. По времени литургия должна совершаться между 6-м и 9-м часом, до полудня, в предобеденное время, отчего ее называют также обедней.

Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания Устава. Так в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница - один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы.

Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два-четыре часа на приходах и три-шесть часов в монастырях.

Утром последовательно служатся 3-й час, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии - ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов.

В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко святому Причащению.