Почему автор подробно описывает воспитание образование онегина. Почему А.С

Ум, коли он только что ум, самая безделица.
Прямую цену ему даёт благонравие.
Д.И.Фонвизин

Евгений Онегин и Пётр Гринёв - главные герои романов «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка». Оба произведения написаны для того, чтобы раскрыть общественные («лишний человек» в России 20-х годов XIX века) и нравственные (сбережение чести и человеческого достоинства в разных житейских ситуациях, а также во время социальных потрясений) проблемы, связанные с этими героями.

«Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» - реалистические произведения. В творчестве Пушкина реалистический период принято считать со времени выхода в свет первой главы «Евгения Онегина» (1824). Суть реалистического изображения окружающего мира удачно сформулировал Ф.Энгельс: типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей (Ф.Энгельс Письмо к М.Гаркнесс, апрель 1888). Таким образом, реалистическое произведение строится на других художественных принципах, чем, например, романтическое. Писатель-романтик выбирает в герои выдающуюся личность, романтический герой имеет сильный характер, так как не боится противопоставлять себя всему несовершенному миру. Он живёт своими страстями, презирает окружающее общество. Таковы были герои «южных» поэм Пушкина: русский пленник в поэме «Кавказский пленник», Алеко в поэме «Цыганы». Важнейшей чертой романтического героя была таинственность: сведения о его прошлом в лучшем случае ограничивались туманными намёками, поэтому многие поступки романтического героя не мотивировались.

Писатель-реалист отказывается от таинственного ореола вокруг действующих лиц, так как для реалиста важна не интригующая загадочность героя, а осмысление современности через человеческие характеры. Пушкин довольно подробно описывает детство Евгения Онегина и Петра Гринёва, так как разделяет взгляды просветителей, что именно в раннем возрасте формируются характер человека, его нравственные принципы. Короче говоря, черты, воспитанные в человеке с детства, определяют его судьбу.

Гринёв и Онегин жили в разное время: первый - в годы царствования Екатерины Второй, другой - в эпоху Александра Первого. Первый герой происходил из небогатой провинциальной дворянской семьи, второй принадлежал к столичному служилому дворянству.

«Капитанская дочка» представляет собой «семейственные записки», первая глава романа начинается с эпиграфа из комедии Я.Б.Княжнина «Хвастун»: «Да кто его отец?». Текст главы является как бы ответом на этот вопрос. Жизнь Петруши Гринёва - будущего автора мемуаров - внешне похожа на жизнь другого знаменитого недоросля - фонвизинского Митрофана Простакова. Гринёв жил в родовой деревне и воспитывался крепостным дядькой из псарей - Савельичем (Митрофан - крепостной нянькой Еремеевной). Этот крепостной был трезвого поведения, поэтому ему и доверили барское дитя. Гринёв выучился под его надзором грамоте и мог «очень здраво судить о свойствах борзого кобеля» (I). Позже отец нанял для своего сына учителя - француза Бопре, который, по признанию мемуариста, мало занимался своим воспитанником, так как предпочитал пить русскую водку и бегать за дворовыми девушками. Бопре (бывший парикмахер) очень напоминает немца Вральмана (бывшего кучера), который должен был учить Митрофана всем наукам. Занятия с Бопре имели закономерный результат: молодой Гринёв вроде бы ничего не знал и не умел, «жил недорослем, гоняя голубей» (I), но вырос не Митрофаном Простаковым, а достойным русским дворянином. Фехтовал он не хуже бывшего гвардейца Швабрина (Бопре успел-таки показать своему ученику несколько ловких выпадов), сочинял «изрядные» стихи, которые хвалил А.П.Сумароков (IV), то есть молодой человек был неплохо образован, хотя в старости, когда пишет свои мемуары в назидание потомкам, добродушно иронизирует над собой, дворянским недорослем старого времени.

Онегин воспитывался гувернёрами-иностранцами, его французский учитель использовал «новейшие педагогические методы»: Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил... (1, III) В результате Онегин получил блестящее, но поверхностное образование и знал вроде бы всё, что положено светскому молодому человеку: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно... (1, IV) Когда же после светских развлечений он захотел заняться чем-нибудь серьёзным, оказалось, что он совершенно лишен деловых качеств, то есть не может усердно работать, добиваться своей цели.

Родители обоих героев мало занимались сыновьями. Старший Онегин служил где-то «отлично-благородно» (1, III). О нравственном воспитании ребёнка в семье Онегиных вообще не упоминается. И вот Евгений живёт «для роскоши, для неги модной» (1, XXIII), для «чувств изнеженных» (I, XXIV). После многочисленных упражнений он стал крупным специалистом в «науке страсти нежной» (1, VIII), иными словами в волокитстве. Старший Гринёв был помещиком и, видимо, сам управлял своим небольшим имением. Суровый Гринёв-отец не долгими наставлениями, а личным примером внушает Петруше высокие нравственные правила: дворянская честь и достоинство превыше всего в жизни; обязанность дворянина - служба государству. Младший Гринёв по приказу отца отправился служить в захолустную Белогорскую крепость, однако довольно скоро отцовские правила стали убеждениями сына. В конце романа после освобождения Маши Петр Андреевич, полный счастья и надежд, мог отправиться вместе с невестой в родительскую деревню, но теперь он сам остался в отряде Зурина, ибо «чувствовал, что долг чести требовал его присутствия в войске императрицы» (XII). Так из кровного родства незаметно выросла духовная близость отца и сына.

Воспитание, вместе с другими обстоятельствами, определило судьбу каждого молодого дворянина. Истории любви и дружбы обоих героев убеждают, что Онегин воспитан эгоистом, а Гринёв - серьёзным и ответственным человеком, несмотря на его легкомысленные поступки в начале самостоятельной жизни: проигрывает Зурину в бильярд деньги, напивается, приказывает ехать в буран и чуть не замерзает в степи.

Онегина мало что волнует, помимо собственных проблем и желаний. Он не захотел вглядеться и понять провинциальную барышню и прошёл мимо большой любви. Досадуя на Ленского из-за пустяка, он нарочно «взбесил» (5, XXXI) молодого поэта на балу, довёл дело до дуэли и убил юношу. Вот на что тратит жизнь Онегин. Он оказался «лишним человеком» при всём своём уме и способностях. В восьмой главе романа автор сообщает, что главный герой дожил «без цели, без трудов До двадцати шести годов» (8, XII).

Гринёв получил от строгого отца напутствие беречь честь смолоду. Этому моральному правилу сын следовал в самых сложных ситуациях (в сцене казни капитана Миронова, в опасных объяснениях с Пугачёвым, который соблазняет молодого офицера высокими чинами в своём войске), в любви, в отношениях со Швабриным, соперником в любви и предателем, переметнувшимся на сторону бунтовщиков. Конечно, Гринёв не такой блестящий аристократ, как Онегин, зато он более цельный, более глубокий человек.

Подводя итог, скажем, что если в романтических поэмах Пушкин ничего не рассказывал о предыстории героев (кавказского пленника или Алеко), то в реалистических произведениях достаточно подробно изобразил семью, детство, воспитание главных героев. Легко заметить, что Онегин, и по своему характеру, и из-за случайного, бессистемного воспитания, оказался не готов к серьёзной деятельности, не смог ни для кого стать другом, потерял любовь. А Гринёв, благодаря своему стойкому и великодушному характеру, вопреки бессистемному воспитанию, следует главному наставлению отца и достойно выходит из всех жизненных испытаний, никого не предав и заслужив любовь капитанской дочки.

Поступки реалистических героев во взрослой жизни становятся мотивированными, благодаря рассказу об их семье и детских годах. Отсутствие таинственности в образах героев никак не вредит реалистическому искусству. Писатель ставит перед собой задачу объяснить характер, поведение, судьбу героя, а через него понять современный мир. Это трудная, но весьма увлекательная творческая проблема.

Ум, коли он только что ум, самая безделица.
Прямую цену ему дает благонравие.
Д. И. Фонвизин
Евгений Онегин и Петр Гринев – главные герои романов “Евгений Онегин” и “Капитанская дочка”. Оба произведения написаны для того, чтобы раскрыть общественные (“лишний человек” в России 20-х годов XIX века) и нравственные (сбережение чести и человеческого достоинства в разных житейских ситуациях, а также во время социальных потрясений) проблемы, связанные с этими героями.
“Евгений Онегин” и “Капитанская дочка” –

реалистические произведения. В творчестве Пушкина реалистический период принято считать со времени выхода в свет первой главы “Евгения Онегина” (1824). Суть реалистического изображения окружающего мира удачно сформулировал Ф. Энгельс: типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей (Ф. Энгельс Письмо к М. Гаркнесс, апрель 1888). Таким образом, реалистическое произведение строится на других художественных принципах, чем, например, романтическое. Писатель-романтик выбирает в герои выдающуюся личность, романтический герой имеет сильный характер, так как не боится противопоставлять себя всему

несовершенному миру. Он живет своими страстями, презирает окружающее общество. Таковы были герои “южных” поэм Пушкина: русский пленник в поэме “Кавказский пленник”, Алеко в поэме “Цыганы”. Важнейшей чертой романтического героя была таинственность: сведения о его прошлом в лучшем случае ограничивались туманными намеками, поэтому многие поступки романтического героя не мотивировались.
Писатель-реалист отказывается от таинственного ореола вокруг действующих лиц, так как для реалиста важна не интригующая загадочность героя, а осмысление современности через человеческие характеры. Пушкин довольно подробно описывает детство Евгения Онегина и Петра Гринева, так как разделяет взгляды просветителей, что именно в раннем возрасте формируются характер человека, его нравственные принципы. Короче говоря, черты, воспитанные в человеке с детства, определяют его судьбу.
Гринев и Онегин жили в разное время: первый – в годы царствования Екатерины Второй, другой – в эпоху Александра Первого. Первый герой происходил из небогатой провинциальной дворянской семьи, второй принадлежал к столичному служилому дворянству.
“Капитанская дочка” представляет собой “семейственные записки”, первая глава романа начинается с эпиграфа из комедии Я. Б. Княжнина “Хвастун”: “Да кто его отец?”. Текст главы является как бы ответом на этот вопрос. Жизнь Петруши Гринева – будущего автора мемуаров – внешне похожа на жизнь другого знаменитого недоросля – фонвизинского Митрофана Простакова. Гринев жил в родовой деревне и воспитывался крепостным дядькой из псарей – Савельичем (Митрофан – крепостной нянькой Еремеевной). Этот крепостной был трезвого поведения, поэтому ему и доверили барское дитя. Гринев выучился под его надзором грамоте и мог “очень здраво судить о свойствах борзого кобеля” (I). Позже отец нанял для своего сына учителя – француза Бопре, который, по признанию мемуариста, мало занимался своим воспитанником, так как предпочитал пить русскую водку и бегать за дворовыми девушками. Бопре (бывший парикмахер) очень напоминает немца Вральмана (бывшего кучера), который должен был учить Митрофана всем наукам. Занятия с Бопре имели закономерный результат: молодой Гринев вроде бы ничего не знал и не умел, “жил недорослем, гоняя голубей” (I), но вырос не Митрофаном Простаковым, а достойным русским дворянином. Фехтовал он не хуже бывшего гвардейца Швабрина (Бопре успел-таки показать своему ученику несколько ловких выпадов), сочинял “изрядные” стихи, которые хвалил А. П. Сумароков (IV), то есть молодой человек был неплохо образован, хотя в старости, когда пишет свои мемуары в назидание потомкам, добродушно иронизирует над собой, дворянским недорослем старого времени.
Онегин воспитывался гувернерами-иностранцами, его французский учитель использовал “новейшие педагогические методы”: Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил… (1, III) В результате Онегин получил блестящее, но поверхностное образование и знал вроде бы все, что положено светскому молодому человеку: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно… (1, IV) Когда же после светских развлечений он захотел заняться чем-нибудь серьезным, оказалось, что он совершенно лишен деловых качеств, то есть не может усердно работать, добиваться своей цели.
Родители обоих героев мало занимались сыновьями. Старший Онегин служил где-то “отлично-благородно” (1, III). О нравственном воспитании ребенка в семье Онегиных вообще не упоминается. И вот Евгений живет “для роскоши, для неги модной” (1, XXIII), для “чувств изнеженных” (I, XXIV). После многочисленных упражнений он стал крупным специалистом в “науке страсти нежной” (1, VIII), иными словами в волокитстве. Старший Гринев был помещиком и, видимо, сам управлял своим небольшим имением. Суровый Гринев-отец не долгими наставлениями, а личным примером внушает Петруше высокие нравственные правила: дворянская честь и достоинство превыше всего в жизни; обязанность дворянина – служба государству. Младший Гринев по приказу отца отправился служить в захолустную Белогорскую крепость, однако довольно скоро отцовские правила стали убеждениями сына. В конце романа после освобождения Маши Петр Андреевич, полный счастья и надежд, мог отправиться вместе с невестой в родительскую деревню, но теперь он сам остался в отряде Зурина, ибо “чувствовал, что долг чести требовал его присутствия в войске императрицы” (XII). Так из кровного родства незаметно выросла духовная близость отца и сына.

Воспитание, вместе с другими обстоятельствами, определило судьбу каждого молодого дворянина. Истории любви и дружбы обоих героев убеждают, что Онегин воспитан эгоистом, а Гринев – серьезным и ответственным человеком, несмотря на его легкомысленные поступки в начале самостоятельной жизни: проигрывает Зурину в бильярд деньги, напивается, приказывает ехать в буран и чуть не замерзает в степи.
Онегина мало что волнует, помимо собственных проблем и желаний. Он не захотел вглядеться и понять провинциальную барышню и прошел мимо большой любви. Досадуя на Ленского из-за пустяка, он нарочно “взбесил” (5, XXXI) молодого поэта на балу, довел дело до дуэли и убил юношу. Вот на что тратит жизнь Онегин. Он оказался “лишним человеком” при всем своем уме и способностях. В восьмой главе романа автор сообщает, что главный герой дожил “без цели, без трудов До двадцати шести годов” (8, XII).
Гринев получил от строгого отца напутствие беречь честь смолоду. Этому моральному правилу сын следовал в самых сложных ситуациях (в сцене казни капитана Миронова, в опасных объяснениях с Пугачевым, который соблазняет молодого офицера высокими чинами в своем войске), в любви, в отношениях со Швабриным, соперником в любви и предателем, переметнувшимся на сторону бунтовщиков. Конечно, Гринев не такой блестящий аристократ, как Онегин, зато он более цельный, более глубокий человек.
Подводя итог, скажем, что если в романтических поэмах Пушкин ничего не рассказывал о предыстории героев (кавказского пленника или Алеко), то в реалистических произведениях достаточно подробно изобразил семью, детство, воспитание главных героев. Легко заметить, что Онегин, и по своему характеру, и из-за случайного, бессистемного воспитания, оказался не готов к серьезной деятельности, не смог ни для кого стать другом, потерял любовь. А Гринев, благодаря своему стойкому и великодушному характеру, вопреки бессистемному воспитанию, следует главному наставлению отца и достойно выходит из всех жизненных испытаний, никого не предав и заслужив любовь капитанской дочки.
Поступки реалистических героев во взрослой жизни становятся мотивированными, благодаря рассказу об их семье и детских годах. Отсутствие таинственности в образах героев никак не вредит реалистическому искусству. Писатель ставит перед собой задачу объяснить характер, поведение, судьбу героя, а через него понять современный мир. Это трудная, но весьма увлекательная творческая проблема.


Другие работы по этой теме:

  1. В поэме “Евгений Онегин” рассказывается о том, как важно сделать правильный выбор своевременно. Пушкин сумел со всей реалистичностью описать злую шутку судьбы, когда роли героев...
  2. Петр Андреевич Гринев – главный герой романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, от его лица ведется повествование в рассказе. Родился Гринев в семье премьер-майора Андрея...
  3. Сходство Евгения и Владимира заключается в том, что они оба – молодые помещики, но не пустые, бездушные люди, а думающие и душевно развитые личности. Но...
  4. Пушкинский роман в стихах воспринимается легко и естественно, как дыхание, но его “воздушная громада” требует от нас вдумчивости, пытливости мыслей. При чтении первой главы Пушкин...

Я думаю, не найдется такого человека, который не читал бы известное произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Путем данного повествования я постараюсь рассказать об образовании и воспитании Евгения, а также выразить свое личное отношение к главному герою данного произведения. Структура моего рассказа следующая:

  • образование и воспитание главного героя;
  • личное отношение к Евгению Онегину;
  • личные выводы.

Образование и воспитание главного героя

Евгений был светским молодым человеком, аристократом из столицы, который получил обычное на тот период воспитание. Привычным явлением для Онегина были балы, прогулка по берегу моря, поход в театр. Он владел высоким уровнем культуры и в связи с этим отличался от большинства дворян. Евгений был благороден, что отличало его от остальных. Вскоре Евгений разочаровался в жизни и стал недоволен политическим, а также социальным положением, царящим в стране. Из-за этого молодой человек начал скучать, а также пробовать заниматься тем, что было бы полезно для общества. Правда, Онегин был аристократом и не привык трудиться, в связи с чем он не сумел довести до конца ни одно из дел. То есть Онегин был типичным на то время аристократом.

Личное отношение к Евгению Онегину

На мой взгляд, Евгений жил, не имея цели в жизни и ничем не занимаясь, ни о чем не заботясь. Во время жизни в деревне Евгений вежливо относятся к ее жителям, однако его не волнует их судьба. Он больше задумывается над собственными настроениями. Молодой человек отверг любовь Татьяны, которая была одарена и чиста в нравственном плане, так как просто не сумел отгадать глубину ее требований и оригинальность ее натуры. Евгений убил Ленского, так как поддался сословному предрассудку и испугался того, что о нем скажут другие.

Личные выводы

Таким образом, в заключении хотелось бы сказать о том, что Онегин был действительно умным человеком, в связи с чем спустя некоторое время заметил чувство отвращения к пустому праздному времяпрепровождению. Он пытался найти цель в жизни, ее смысл, занимаясь че-либо, но ничего не вышло. Молодой человек просто впал в депрессию.


С чего начинает свой роман А. С. Пушкин? В чем своеобразие такого начала? Почему автор подробно описывает воспитание, образование и времяпровождение Онегина? Как Онегин относится к окружающему его миру? Чем является для Онегина театр? Чем он его привлекает? А что значит искусство (театр) для Пушкина?




Какого же окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения (Пушкина, Каверина, Чаадаева)? Случаен ли круг знакомых Онегина? Чем Онегин отличается от общей массы аристократической молодежи? Чем пытается заняться герой, покинув светское общество?


Вывод: Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, но это ему не приносит удовлетворения. Прежние настроения продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставят его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекают при отсутствии общественной деятельности на одиночество.


Почему Онегин свел знакомство с Ленским? Как Пушкин относится к их дружбе? В чем причина такого отношения автора? Как это характеризует Онегина? Каков интерьер бесед Онегина и Ленского? Каков результат этих бесед? Что в облике, поведении и чувствах Ленского дает возможность предположить о его высоком предназначении? О чем спорили Онегин и Ленский? В чем причина ссоры героев? Как в ней проявились характеры?


Глава 6 (дуэль) написана после вести о казни декабристов. Это повлияло на то, что гибель Ленского описана в торжественных и величественных образах, словно мысль о действительной трагедии. Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, сползает глыба снеговая. Глава 6 (дуэль) написана после вести о казни декабристов. Это повлияло на то, что гибель Ленского описана в торжественных и величественных образах, словно мысль о действительной трагедии. Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, сползает глыба снеговая. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился, оказалось мнимым. « Убив на поединке друга », Онегин нарушил, по мнению Пушкина, нравственную природу вещей. Невозмутимость Онегина обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим. Мгновенным холодом облитый. Онегин к юноше спешит …


Онегин не выдерживает не только испытание дружбой, но и испытание любовью. С первых глав Пушкин показывает, что герой лишен способности любить, его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Как проявил себя Евгений в испытании любовью? Что привело героя к прежде недоступному миру чувств? Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?


Итоги урока: Кризисные этапы – испытание дружбой и любовью Дуэль и убийство Ленского – начало возврата к себе истинному Путешествие – изменение в мировоззрении, воскрешение в душе подлинно человеческого Любовь к Татьяне – обретение себя истинного, расцвет души