Мой татарстан беседа для детей. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Татарстан — моя республика

Цель: воспитание патриотических чувств - любви к Родине, родному языку, уважение к флагу и гербу Татарстана.

Задачи:

  1. Воспитать любовь к родному языку, родному краю, к природе, бережное отношение к ней, уважение и гордость за свой народ.
  2. Развивать интерес к русским и татарским традициям.
  3. Дать детям представление, что такое Родина, познакомить с историей и символикой Республики Татарстан, рассказать о природных богатствах родного края.
  4. Обогащать и активизировать словарь: президент, мечеть, храм, флаги, древко, герб, знакомство с пословицами о родине татарского и русского народов, художественное слово.

Предварительная работа: беседы о Республике Татарстан, ее городах. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме, знакомство с географической картой, гербом, флагом, прослушивание гимна РТ, чтение сказок Габдуллы Тукая, Абдуллы Алиша, разучивание стихотворений о родине.

Ход занятия-игры

Дети одеты в национальные костюмы народов Поволжья.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы поговорить о родине и о родном языке. Наша родина - Республика Татарстан - часть огромной страны, России. Все мы любим нашу родину. Ведь дороже её нет ничего на свете. Об этом расскажут стихотворения и споют ребята группы №10.

Дети читают стихотворения о родине.

Мин яратам сине Татарстан,
Арыш кырың, урманнарың өчен,
Ал таңнарың өчен яратам.
Күк күкерәп, яшен яшьнәп яуган
Яңгырларың өчен яратам.

Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края
Где б также почитали их.

Мин яратам сине, Татарстан,
Горур халкың өчен яратам.
Җан эретә торган әнкәм теле-
Татар теле өчен яратам.

Здесь так спокойно и надежно.
Здесь все ласкает глаз и слух,
Жить вне отчизны невозможно,
Ведь у нее особый дух.

Тугайларың өчен яратам.
Тукайларың, Сәйдәшләрең өчен,
Җәлилләрең өчен яратам.

Ты - замечательная сказка,
Наш современный Татарстан.
Спокойные тона и краски,
И юный, величавый стан.

Идел ярларынанурларсибеп,
Матур булып ата бездә таң.
Таң шикелле якты туган илем,
Бәхет биргән җирем – Татарстан.

Над землей сияет солнце.
Голубь кружится в синеве
Наша песня льется звонко
Слава Родина тебе!

Ведущий: В Татарстане проживают люди разных национальностей. Всем хватает места под небом Татарстана. Жители Татарстана живут мирно, в дружбе и уважении к обычаям других народов. Основная часть жителей Татарстана- татары и русские. Но есть и удмурты, чуваши, башкиры, марийцы, мордва и другие народности. И у каждого народа свой родной язык. Родной язык- это тот, на котором говорили когда-то ваши прадедушки и прабабушки, а сейчас разговаривают в семье бабушки и дедушки, мамы и папы. У русских людей - родной язык русский. У татар - татарский. Все люди должны знать свой родной язык, разговаривать на нём, читать книги, петь песни на родном языке. Об этом написал стихотворение великий татарский поэт Г.Тукай. (Слайд Г. Тукай)

О язык родной, певучий! О родительская речь!
Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь?

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,
Подрастая, сказки бабушки я начал понимать...

О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,
С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.

Ведущий: А сейчас послушайте песню на эти стихи Г. Тукая. «Туган тел»

И туган тел. и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!
Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.
Иң элек бу тел белән әнкәмбишектәкөйләгән,
Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.
И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!

Ведущий: У каждого народа сложились свои национальные традиции, обычаи. Это праздники, песни, танцы, сказки, игры, пословицы, костюмы. Наши дети сегодня надели национальные костюмы народов Поволжья и хотят их продемонстрировать. Звучит музыка. Дети демонстрируют национальные костюмы -воспитатель комментирует, называет детали костюмов. Татарский национальный костюм для девочек. Татарский костюм для мальчиков. Русские костюмы. Удмуртский национальный костюм. Чувашский национальный костюм.

Ведущий: А сейчас давайте вспомним пословицы русского и татарского народа, прославляющие любовь к Родине.

Дети:

  • «Человек без Родины своей, что без песни соловей»
  • «На чужой земле и весна не красна»
  • «Родина - мать, умей за неё постоять»
  • «Родина - краше солнца, дороже золота»
  • «Без Родины милой будешь птицей бескрылой»

Ведущий: Ребята, чему учат нас эти пословицы» - Любить родину.

Ведущий: Во все времена дети любили играть в народные игры.

Сейчас ребята группы № 3 поиграют в русскую народную игру «Золотые ворота».

Игра «Золотые ворота».

А теперь мы хотим познакомить вас, дорогие ребята, с татарской народной игрой, которая называется «У детишек Тимербая».

Игра «Удетишек Тимербая»

Ведущий: Ребятки, в нашей Республике два государственных языка: русский и татарский. Все жители Татарстана должны знать оба эти языка. Вот поэтому в детском саду и в школе изучают татарский язык наравне с русским. Сейчас мы проверим, как же вы изучаете на занятиях татарский язык.

Игра «Мин кем?»

Детям предлагаются маски диких и домашних животных. Ребёнок берёт маску и говорит на татарском языке: «Мин куян», « Мин аю» и т.д. При этом нужно изобразить движения и повадки животного.

Ведущий: А сейчас мы отправимся в интересное путешествие по нашей республике.
Просмотр альбома «Татарстан мой край родной».

Ведущий: Понравилось вам путешествие? А сейчас, ребятки, вы разгадаете кроссворд, и мы проверим, внимательно ли вы слушали, понравилось ли вам путешествие по нашей республике.

Кроссворд:

  1. Республика, где мы живём, называется... (Татарстан)
  2. Столица Татарстана (Казань)
  3. Какое животное изображено на гербе Татарстана? (Барс)
  4. Какой поэт сочинил сказку «Шурале»? (Тукай)
  5. Река, на берегу которой стоит башня Елабужское Городище. (Кама)
  6. Город, в котором мы живём.. (Елабуга)
  7. Великий художник, певец русской природы (Шишкин)
  8. Какая птица изображена на гербе Елабуги? (Дятел)
  9. Национальный праздник.... (Сабантуй)
  10. Главное богатство Татарстана. (Нефть)
  11. В каком городе делают автомобили КАМАЗ? (Набережные Челны)

Ведущий: Молодцы. Вы правильно ответили на все вопросы. Родина, ребятки, это прежде всего самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, город, где вы родились и живете, это детский сад, куда вы ходите, это природа, которая окружает вас. Вы - маленькие россияне, потому что живёте в России, И татарстанцы, потому что живёте в Республике Татарстан. Пока вы ещё маленькие и не можете ничего для родины сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить родной язык, своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами - россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем: "Если дружба велика - будет Родина крепка!"

В заключение дети поют песню на татарском языке «Мин яратам сине, Татарстан»
Слова Р. Ракипова муз. Р. Андреева

Мин яратам сине, Татарстан,
Ал таңнар ыңөчен яратам,
Күккүкерәп, яшен яшьнәп яуган
Яңгыр ларың өчен яратам.

Мин яратам сине, Татарстан,
Горур халкың өчен яратам,
Җан эретк әнәнкәм телең өчен -
Татар телең өчен яратам.

Мин яратам сине, Татарстан,
Тугайларың өчен яратам,
Тукайларың, Сәйдәшләреңөчен,
Җәлилләрең өчен яратам.

Организация: МБДОУ Шалинский ДС «Тургай» Пестречинского МР Республики Татарстан

Населенный пункт: Республика Татарстан, село Шали

Цель: продолжать знакомить детей с национальными традициями татарского народа; воспитывать уважения к обычаям и традициям; воспитывать уважения к родному языку с национальными песнями и танцами; повышать словарный запас у детей.

Действующие лица: бабушки, внучка, гости – дети.

Оформление зала: зал оформлен празднично- вышитые полотенца, на столе самовар с чашками, шерстяная пряжа.

Предварительная работа: заучивание стихов, песен, пословиц; ознакомление детей с татарскими народными обычаями; разучивание танцев.

Ход мероприятия.

Бабушка пряла пряжу, девочка сидит в сторонке с ноутбуком. В это время слышится стук в дверь.

Бабушка: дочь, кажется, в дверь стучат. Иди, посмотри.

Девушка: хорошо, бабушка.

Входит бабушка по соседству.

Бабушка по соседству: здравствуйте! Как поживаете?

Бабушка: здравствуй, соседка. Зашла вовремя. Дети уехали в гости. Давай сядем и помолимся.(Бабушки читают молитву). Вот мы с внучкой сидим и скучаем. Эх, были же у нас молодые годы. Парни гуляли по улицам, пели и играли на гармони, а девушки сидели дома, ожидая парней. Эх, нынешняя молодежь забыли те игры, которые мы играли раньше. Ведь сейчас век компьютеров, телевизоров.

Бабушка по соседству: Так ты правильно говоришь, каждый сидит дома. Они не умеют красиво петь, танцевать. Они не умеют веселиться. Не знают что такое посиделки.(аулак ой)

Девушка: Бабушка, а что такое аулак ой? Расскажи, пожалуйста.

Бабушка: это дом, в котором девушки оставались одни; и к девушкам приходили парни. И тогда все шутили, пели, танцевали, говорили частушки.

Девушка: бабушка, дедушка, научите нас тоже тому, как вы играли, пели и плясали.

Бабушка: с удовольствием. Сегодня именно ваши родители уехали в гости. Давайте вспомним прошлое.

Бабушка по соседству: Действительно, давайте мы их вспомним.

Девушка: только другим не говорите.

Бабушка: дочь, приведи в порядок дом. Дом, в котором приезжают гости, должен быть чистым, красивым.

Бабушка по соседству: вот и девушки пришли. Встречай гостей.

(Под музыку девчонки сидят и начинают вышивать).

Бабушка по соседству: если бы мы пели какие-нибудь песни,тогда девочки работали бы быстрее, и было бы приятно. Давайте споем родную песню «Родной язык».(звучит песня)

Татарским мой родной язык зовется:

Аллахом мне и матерью он дан.

Я говорю на нем, и сердце гордо бьется-

Татарин я, я- сын твой, Татарстан!

В нем песнь Тукая, кол Гали раздумья,

Мусы Джалиля пламенный завет.

Его забыть иль не любить смогу ль я.

Он - кладезь мудрости, он- правды нашей свет.

Читаю стих, пою с благоговеньем-

В нем все прекрасно: каждый звук и слог.

Он -мой родник любви вдохновенья,

Начало всех моих земных дорог!

Бабушка: девочки, когда мы собрались вместе, мы играли в разные игры. Давайте поиграем в одну из древних игр «Йозек салыш».

Игра: «Йозек салыш».

Девочки! девочки! Ребята пришли? Пустим?

Давайте, пригласим. Пусть чуть-чуть посидят с нами.

(парни заходят)

Здравствуйте, девушки-красавицы!

Здравствуйте!

(Все вместе поют песню «Челтэрле»)

Бабушка: о, наша молодежь молодец! Когда приехали в аулак ой, играли в разные игры. Например: «Капкалы», «Ачык авыз», «Такмак әйтү», «Тәгәрәтешле» и другие игры.

Девушка: давайте и мы будем играть в игру «Капкалы».

Игра: «Капкалы».

Песня: «Бию такмаклары»

Татарский танец в исполнении девушек.

Игра: « Чума урдэк»

(играет музыка)

Бабушка по соседству: ой, какая красивая мелодия, хочется танцевать.

(Начинает танцевать)

Песня: «Шома бас»

Танец «Чын егетлэр» в исполнении мальчиков

Песня «Эпипэ»

Бабушка: Наши дети вместе с прежними песнями и танцами очень хорошо поют современные танцы. Теперь наши девушки представляют свой танец.

Ритмичный танец

Бабушка: Спасибо вам всем, отдохнули весело.

Девушка: (разговаривает по телефону) девчонки! Родители скоро будут.

Бабушка: дети приведите дом в порядок! (уборка дома)

Бабушка по соседству: было очень весело, вспоминали молодость. Хорошо, что зашла. Так что наши обычаи не теряются, есть и те, кто их продолжает. Спасибо вам, ребята! Пусть так будет всегда! Я уже пойду, живите благополучно. Сами приходите к нам в гости.

Дети: Спасибо вам. И нам пора уходить. До свидания!

Песня: «Матур булсын».


Никитина Наталья Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Малолызинский детский сад"
Населённый пункт: село Малые Лызи, Балтасинский район, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина" "Символики России и Татарстана"
Дата публикации: 23.10.2019
Раздел: дошкольное образование

МБДОУ «Малолызинский детский сад»

Балтасинского муниципального района РТ

Конспект занятия для старшей группы

по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом

регионального компонента

«Большая и малая Родина»

«Символики России и Татарстана»

Выполнила: воспитатель Никитина Н. В.

Октябрь, 2018 год

Цель : Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи :

Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;

Формировать уважительное отношение к государственным символам;

Знакомить детей с понятием о Родине малой и большой;

Воспитывать у детей любовь к Родине,

Формировать гражданско-патриотические чувства.

Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения;

Расширять словарный запас за счёт имён существительных (родители, мама, папа, сестра, брат, бабушка,

дедушка, дом, страна, деревня, село, Родина) и имен прилагательных (Родная, родной, большая, малая)

Развивать внимание и память – узнавать на картинках флаги и гербы

Развивать выдержку, умение соблюдать правила игры;

Развивать память, сообразительность, находчивость.

Словарная работа : родная, родная сторона, Родина, Россия, большая Родина, малая Родина, Татарстан,

Малые Лызи, Большие Лызи, Нижняя Ушма, Балтаси.

Материалы :

Изображения президента РФ, гербов и флагов;

Наглядно-дидактические пособия;

Фотографии с видами села и деревень, страны;

Слайды с достопримечательностями;

Аудио записи.

Предварительная работа:

Беседы о российской символике;

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;

Рассматривание фотографий деревень;

Рассматривание иллюстраций и выполнение работ по раскрашиванию Флага и герба Татарстана

Методы и приёмы: игровые, словесные, наглядные, вопросы, указания, дополнения, напоминания,

художественное слово, самооценка.

Ход занятия .

Звучит песня «У моей России»

Воспитатель : Здравствуйте мои дорогие ребята! Вам понравилась песня, которую вы послушали? А о

чем в ней пелось? (О России, о маме…)

Воспитатель : А что такое Россия? (ответы детей)

Воспитатель :Сегодня, мы поговорим о нашей стране, о нашем родном крае в котором живём.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение

«Россия Родина моя!»

Россия, Родина моя!

Храни себя!

Свои просторы голубые

До боли милые, родные.

Россия – Родина моя, твоя,

И наших близких

За все спасибо говорим!

И кланяемся низко!

А что означает слово «Родина»

- «Родная сторона» – это то место, где нам все дорого, близко, где мы родились, где все для нас родное.

Такое место по-другому называется Родина ! Наша Родина- Россия!

Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва )

Как зовут президента нашей страны?

– Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие? (Герб, флаг, гимн.)

Кто мне назовёт цвета Российского флага? (Белый, синий, красный)

Ребята, эти цвета выбраны неслучайно. Они издавна считались на Руси самыми красивыми. Часто, читая

русские сказки мы встречаемся с этими цветами: сине море, красна девица, весна-красна, белый цвет. Что

обозначает каждый цвет флага.

Воспитатель : Белый цвет означает мир, благородство, чистоту.

Синий цвет – небо и верность.

Красный цвет – огонь, отвага, героизм.

Стихотворение:

Белый цвет – березка,

Синий неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет

Стихотворение :

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя.)

– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.

Звучит «Государственный гимн Российской Федерации»

Муз. А.В. Александрова, сл. С.В. Михалкова

Воспитатель : А какая музыка у гимна? (Музыка была торжественная, величавая, гордая.)

Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча

городов, их очень много. Всё это наша с вами Большая Родина!

Пословицы Дети .

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Родину-мать учись защищать.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

А еще в народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит? (ответы

Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится

наш родной дом – это наш город, это наш родной край, это наша Малая Родина.

У каждого из нас есть малая Родина. Как называется село, деревня, в котором вы живёте? (Нижняя

Ушма, Балтаси, Малые Лызи, Большие Лызи ).

Место, где находится наши деревни и сёла, называется Республика Татарстан .

Многие поэты Татарстана, художники, писатели, посвятили Малой Родине свои стихи, картины.

Вот и я хочу сегодня поговорить с вами о родном крае, о нашей Родине – о Республике Татарстан . Наша

республика очень большая и красивая. У неё есть свой государственный флаг и герб (показ флага и

герба)

А ещё у неё есть свой гимн, который написал татарский композитор

Рустем Яхин

Дети, давайте с вами встанем и послушаем гимн Республики Татарстан (звучит гимн). Садитесь ребята.

А теперь давайте с вами посмотрим на флаг Республики Татарстан

Скажите мне пожалуйста, на какие цвета разделён флаг Татарстана? (зелёную, белую и красную)

Воспитатель : Правильно. Каждый цвет имеет своё значение. Красный – цвет солнца, огня. Зелёный

цвет живой природы и молодости, а белый цвет означает символ чистоты и мира (показ флага) .

На государственном гербе Республики Татарстан (показ герба) изображён крылатый белый барс на

фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором

изображена астра. Щит означает защиту, цветок – долгую жизнь. Все цвета государственного герба

напоминают цвета государственного флага. Внутри зелёного кольца золотом написан татарский орнамент,

символизирующий красоту и плодородие нашей земли.

Воспитатель : Какая самая широкая река протекает в нашей республике?

(Волга)

Воспитатель : Молодцы. Волга, одна из самых длинных и полноводных рек России.

Вы наверно уже чуть-чуть устали? Давайте с вами немного отдохнём. Выходите все ко мне.

Физминутка

«Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).

По многоводным рекам плывут красивые корабли (изображать волны ).

В лесах растут высокие деревья (руки вверх ).

В чаще леса живут косолапые медведи (изображаем медведей, серые зайцы (прыжки, рыжие лисицы

(изображают лисиц).

На полях порхают разноцветные бабочки (взмахи руками, прыгают зелёные кузнечики (прыжки) ».

Молодцы ребята, садитесь на свои места. Давайте с вами продолжим нашу беседу о Республике

Татарстан.

Ребята, кто сможет сказать, как называется столица Республики Татарстан?

(Столица Республики Татарстан – Казань)

Город Казань, очень большой и красивый город. Много легенд связано с названием этого города. Казан –

по-татарски

приготовления

татарски

Республики Татарстан вы ещё знаете?

(Набережные Челны, Нижнекамск, Бугульма, Чистополь, Альметьевск, Елабуга и другие.

Воспитатель : Молодцы, всё правильно. Ребята, знаете ли вы, как называется этот автомобиль? (Показ

картинки КАМАЗА.)

Воспитатель :

Правильно,

автомобиль

выпускают?

городе

Набережные Челны .)

Воспитатель : - Каждый город Татарстана чем-то славится, но в нашей республике, кроме городов есть

ещё и сёла, в которых выращивают богатый урожай. Татарстан – это земледельческий край. На его полях

выращивают много разных культур. Какие культуры выращивают у нас? (На полях выращивают гречку,

овёс, горох.)

Воспитатель :

Правильно,

основное

богатство

республики

Труженики

выращивают рожь и пшеницу.

Республика Татарстан многонациональная республика. Во всём Татарстане, проживают люди разных

национальностей: татары, удмурты, русские, чуваши и многие другие. Все они живут в мире и согласии.

Вместе трудятся, отдыхают, строят дома, города, приумножают богатства родного края и заботятся о нём.

Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах

вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озёрах будет много рыбы. Всё это – наше с вами богатство.

Любить свою Родину, природу – это, значит, и беречь её, и заботиться о ней, и дружить с нею!

Воспитатель: Ребята, а вы любите свою Родину?

Давайте посмотрим, какие памятные места есть в нашем селе?

Просмотр слайдов с видами села.

Итог занятия:

Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?

(ответы детей)

Почему вы любите свою малую родину (Ответы детей.)

Почему в народе говорится: «На чужой сторонушке рад своей воронушке»? (Ответы детей.)

Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась все краше? (Ответы детей.)

Дорогие ребята! Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и

истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции.

Сценарий проведения праздника ко Дню республики «Татарстан - моя республика»

Цель: Формирование любви к родному краю, к своей республике.

Задачи:

- закрепление знаний детей о символике республики Татарстан ;

- развивать речевую активность детей;

Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному краю, к своей республике, чувство гордости за неё.

Звучит Марш Салиха Сайдашева. Зал украшен по-праздничному: разноцветные шары, флажки.

Воспитатель : Ис ә нмесез, балалар! Здравствуйте, дети! Как вы думаете, по какому поводу мы собрались? (Мы собрались отмечать день нашей Республики). У нас сегодня необычный праздник: день рождение нашей республики. Как называется она? (Татарстан)

Мин яратам сине, Татарстан! Ал та ң нары ң ө чен яратам. К ү к к ү кр ә п, яшен яшьн ә п яуган, Я ң гырлары ң ө чен яратам.

В начале праздника послушаем гимн Татарстана.

Дети встают.

Звучит гимн Татарстана . Дети садятся.

Воспитатель : Автором гимна является выдающийся татарский композитор Рустам Яхин.

День Татарстана – один из самых главных государственных праздников республики. В состав Татарстана входят разные города, поселки, села. Как называется наш город? (Казань) Казань - является столицей Татарстана. Наш город большой или маленький? (Большой). Ребята, посмотрите на экран, какие достопримечательности нашего города вы видите? (Кул Шариф, цирк, Национальный музей, Театр оперы и балета, театр имени Г. Камала, Театр кукол Экият, Чаша, футбольный стадион Казань Арена). Молодцы!

У каждой страны и республики есть свои символы – флаг и герб. Посмотрите на флаг Татарстана . Назовите цвета на флаге? (Зеленый, белый, красный.) А что означают эти цвета? (Зеленый цвет на флаге – это цвет весны и молодости, белый цвет – означает чистоту, а красный цвет – это цвет солнца, энергии и силы.)

А теперь посмотрите на герб нашей республики . Что там изображено? (Белый барс.) Это необычный барс – он крылатый. Как вы думаете, что означает крылатый белый барс?(свободолюбивость и независимость нашей республики ). Ребята, Родина для каждого человека дорога, любима, только на Родине человек бывает по - настоящему счастлив.

1 Ребенок:

Люблю Отчизну я, Широкие просторы. Страна моя, Казан ь моя, Леса, поля и горы!

2 ребенок: Чащи лесов и просторы полей Свежесть рассвета над озером алым, Всё, без чего не прожить на земле, Родиной нежно, с любовью назвали!

3 ребенок:

Иркен һәм матур да

Безнең туган илебез.

Урманга бай, суга бай

Гөлбакчалы илебез!

4 ребенок:

Здесь людям радостно живётся

Здесь славен мирный труд людей.

Всё это родиной зовётся

Великой родиной моей!

Флешмоб на песню Тынычлык җыры.

Воспитатель : Татарстан – многонациональная республика . Здесь в дружбе и в согласи и проживают татары , русские, чуваши, башкиры, и все они между собой разговаривают на разных языках. Ребята, скажите пожалуйста, а на каких языках мы с вами общаемся? (На русском и татарском). Правильно! И русский, и татарский язык в нашей республике являются государственными языками.

1 ребенок: Знай татарский ты язык, Знай и русский ты язык. Оба очень нам нужны, Одинаково важны.

2 ребенок: Татарча да яхшы бел, Русча да яхшы бел. Икесе дә безнең өчен Иң кирәкле, затлы тел.

3 ребенок:

Будем вместе мы стараться,

Будем крепко мы дружить,

По татарски и по русски,

Будем все мы говорить!

Песня И туган тел!

Воспитатель: Какой же праздник без игр. (Проводятся игры: “Собери пазл”, “ Кто шустрее?” )

1 ребенок: По светлой дороге мы идем, Вокруг веселье, песни, смех. Ты Родина дружбы и добра, Мой Татарстан – ты лучше всех !

2 ребенок:

Нинди матур минем Туган илем,

Җ ир шарында ти ң д ә ш юк а ң ар!

Ки ң кырларда ус ә мул игенн ә р,

Шаулап ага озын елгалар.

3 ребенок:

Наш Татарстан дружбой славится, И жить нам в Татарстане очень нравится!

Дети исполняют песню «Мин яратам сине, Татарстан»

Воспитатель : Ребята, наш праздник , посвященный ко дню рождения республики Татарстан, подходит к концу. Мы пожелаем нашей республике стать еще благополучней, краше и богаче. А мы будем любить и беречь её.

Программное содержание:
1. Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.
2. Воспитывать уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.
3. Развивать память, воображение, умение анализировать и делать вывод.
4. Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме занятия.
Словарная работа: Республика Татарстан, волжане, Поволжье, оборки, калфак, камзул, тюбетейка, пиала, чак-чак, Казань, джигит, бай, батыр.
Предшествующая работа.
Велась работа по формированию понятий большая и малая Родина.
Проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по территории детского сада
Знакомили детей с расположением России на карте, с растительным и животным миром, с достопримечательностями страны.
В беседах и на занятиях дали понятие о многонациональности Родины. Знакомили с фольклором, играми разных народов России.
Подбор тематических стихов.
Организовали выставку книг на тему «История Казани».
Используемая литература:
«Путешествие по столице».
С. Гилязутдинов, А. Гилязутдинова «Казань в легендах».
Т.М. Салтыкова и др. «Казановедение»
Н.А. Кузьменко «Приезжайте к нам в Казань».
Ход занятия
Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова). Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом. Обращаю внимание на осанку.
- Ребята, в какой стране мы живём?
- Покажите Россию на карте.
- Как называется город, в котором мы живём?
- Покажите его на карте.
- На берегу какой реки стоит наш город?
- Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире.
- На берегах Волги живут разные народы. Какие? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты).
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
- Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в республику Татарстан.
- А вы хотите побывать в Татарстане?
- Как нам это сделать?
- На чём бы вы хотели поехать туда?
- Вот мы и поедем на поезде.
(Дети поворачивают стульчики, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движения колёс. Затем снова поворачиваются лицом к воспитателю. Фоном звучит спокойная татарская мелодия.)
- Вот мы и приехали в столицу Татарстана – город Казань.
Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал. А сейчас вот на таком трамвае мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю. Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана Шаймиев Минтимир Шарипович.
Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб.
- Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)
Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.
Белый – цвет чистоты;
Красный – это жизнь, сила.
- На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.
Звучит татарская народная мелодия.
В зал подскоками вбегают девочка и мальчик в национальных татарских костюмах. Девочка здоровается на татарском языке, а мальчик на русском.
- Кто вы и откуда?
Девочка читает стихотворение Сибгата Хакима на татарском языке, а мальчик тоже стихотворение на русском.
Спросили нас:
- От куда мы?
- Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасём стада,
Качаем нефть, грузим суда
В свободном Татарстане.
- Как вас зовут? (Рената и Дамир)
- Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите какое красивое платье у Ренаты.
- А почему оно такое красивое? (Украшено оборками)
- А это что? (Показываю на передник)
- А у Дамира видите какая жилетка, а на голове необычная шапочка.
Рената: Мы принесли вам подарок. (Отдаёт конверт)
- Спасибо. Ребята, присаживайтесь с нами. Давайте посмотрим, что в конверте. Здесь картинки с изображением национальных татарских костюмов. Вот женский костюм. Посмотрите женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул. Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. На голове женщины носили калфак.
Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а с верху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (показываю), которая тоже украшалась вышивкой.
- Как назывался головной убор у мужчин?
На ногах носили сапоги (ичиги) или лапти.
Такие костюмы носили давным-давно, когда большая часть татар жили в деревнях. Жили они в деревянных домах. Утром вставали и шли на работу. Мужчины обрабатывали поля, пасли стада, шили обувь, вырезали из дерева или лепили из глины игрушки (показываю). Женщины ткали рушники, салфетки, полотенца в национальном стиле. шили одежду и украшали её.
А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли.
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в национальную татарскую игру «Займи место» («Буш урын»)
- А вечером вся семья собиралась за столом. Основой питания татар издавна были мука и крупа, с помощью которых они научились готовить много вкусных блюд: лапшу, ватрушки с творогом, мясом, ягодами, обжаренные в масле, беляши с мясом, картошкой, плов.
Заканчивался ужин чаепитием. Чай пили из самовара, наливали чай в пиалы. Чай татары пьют с молоком. Сначала наливают в пиалу молоко, потом заварку, потом кипяток. Обязательно наливали половину пиалы, чтобы гость по дольше посидел. И, конечно, пекли к чаю сладкие блюда. Например, чак – чак.
После ужина детей укладывали спать и рассказывали им сказки. Мы с вами тоже читали татарские народные сказки.
- Скажите, какие сказки вам понравились больше всего?
- Как называют в татарских сказках богатыря? (Батыр)
- А как называют молодого красивого ловкого человека? (Джигит)
- Кто такой бай? (Богатый человек) .
- Ребята, а вы помните с каких слов начинаются татарские сказки?
(В давние – давние времена или давным – давно)
- Сколько раз в сказках повторяется чудо? (Три раза)
- Какими словами заканчиваются сказки? («И я на том пиру побывал, ай, хороший пир был», «И по сю пору, говорят, живут они справно да ладно. Вчера у них был, сегодня вернулся», «Угощали меня там на славу. Жаль одно по усам текло, а в рот не попало».)
- Похожи татарские сказки на русские? (Да)
- Правильно. Так же как и в русских в татарских сказках добро побеждает зло, жадность и лень наказывается, щедрость и трудолюбие награждается.
- Как вы думаете есть, что – то общего между русским и татарским народами? (Сказки похожи, игры похожи, чай любим пить из самовара, любим плов, кисель, ватрушки и т.д.)
- А почему? (Живём рядом и дружно).
- Загостились мы, пора возвращаться.
(Дети снова поворачивают стулья, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движение колёс. Садятся лицом к воспитателю.) .
- Вот мы с вами вернулись в Детский сад. Где мы побывали?
- Что мы там рассматривали? (Национальные костюмы)
- Как называется головной убор у женщин? У мужчин?
- Как называются чашки, из которых татары пьют чай?
- Молодцы! Всё запомнили! Где же расположен Татарстан?
(В России, в Поволжье)
- В нашем городе тоже живут татары, в нашей группе тоже есть татары. И не только татары, а дети других национальностей: украинцы, дагестанцы. И все мы живём дружно, вместе играем, веселимся, поём и любим свой родной город Казань.
А сейчас я предлагаю помыть руки и попробовать татарское блюдо чак-чак.