Доказать что герой времени психологический роман. Сочинения


Роман «Герой нашего времени» можно назвать первым психологическим романом, потому что образ Печорина - типичный образ человека 1830-х гг - раскрыт как с внешней, так и с внутренней, психологической, стороны.

М. Ю. Лермонтов ставил вопрос, почему именно такие герои появились в те годы, почему безрадостной была их жизнь, кто виноват в трагической судьбе целого поколения. Роман создан в эпоху правительственной реакции после Восстания декабристов.

Изображая героя, автор следовал правде жизни, он показывал «болезнь» века не в прямых обвинительных речах в адрес николаевского режима, а в художественных образах, и, прежде всего, через изображение судьбы и жизни Печорина. Да, Лермонтов был тонким психологом, ценителем человеческих душ. В предисловии к роману он пишет, что его роман - это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии», а не портрет одного человека.

Лермонтовский роман отличается от других произведений этого же жанра тем, что в нем нет одного сюжета, ему свойственна «эпизодическая отрывочность». Все «эпизоды» связаны образом одного героя - Григория Александровича Печорина. Все повести расположены не в хронологическом порядке. Зачем же Лермонтову потребовалось прибегать к такой композиции?

Прежде всего, для того, чтобы с наибольшей объективностью и полнотой раскрыть характер своего героя, его цель - «раскрыть историю одной души, хотя бы и самой мелкой», «поведать о мечтах, делах и приключениях» героя. Автор представляет нам героя в различных обстоятельствах, сталкивает его с разными людьми, и в каждой повести раскрывается та или иная черта характера Печорина.

Печорин - человек незаурядный, с самобытным характером, натура одаренная. Он отличается от других глубоким аналитическим умом. Речь его полна афоризмов, решительных и конкретных: «Зло порождает зло», «Без дураков было бы на свете очень скучно». И все же Печорин не находит применения своим незаурядным способностям.

Он ищет применения своим силам, хочет найти себе дело, создавая условия для борьбы: Для него «жизнь скучна, когда боренья нет». Однако, что бы он ни делал, это приносит окружающим его людям неприятности и страдания.

Там, где Печорин, - разрушение. По словам Максима Максимыча, он человек, с которым обязательно должны случаться «разные необыкновенные вещи»: «... наделал он мне хлопот, не тем будь помянут! Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»

Печорин, по его собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», но его самокритичность не приносит никакого облегчения ни ему, ни сталкивающимся с ним людям, оказавшимся игрушками в его руках. Он стал причиной гибели Бэлы, разрушил жизнь «мирных контрабандистов», добился любви Мери и отказался от нее, любил Веру, но не сделал ее счастливой, обидел невниманием Максима Максимыча.

Печорин - нравственный калека. Его активность бесплодна, Печорин глубоко несчастлив. Даже такие положительные и ценные качества и стороны его характера, как сила воли, мужество, находчивость, решительность, не приносят герою радости, так как у него нет высокой цели, ради достижения которой они нужны.

Печорин - индивидуалист и эгоист. Он живет для себя, ничем не жертвуя для других. Печорин не способен на любовь и дружбу. Но назвать Печорина просто эгоистом нельзя, он, по определению В. Г. Белинского, «страдающий эгоист». «... Это не эгоизм, - пишет критик. - Эгоизм не страдает, не обвиняет себя...» Печорин - герой своего времени, времени поиска и сомнений, и это не могло не отразиться на его характере.

Его сердце и рассудок в разладе между собой, он критикует и анализирует себя: «Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин.

У него нет нравственных принципов в привычном для нас понимании, нет общественных идеалов. «Из двух друзей всегда один раб другого», - говорит он. Отсюда его неспособность к настоящей дружбе. Эгоист и равнодушный человек, Печорин смотрит на «страдания и радости других только в отношении к себе».

Он не верит в судьбу, а творит ее сам как в отношении других, так и в отношении себя. В дневнике героя очень часто можно встретить слова о скуке, готовности умереть, хотя в душе его таится огромная жажда жизни.

Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: «... зачем я жил? Для какой цели я родился?» Этот вечный вопрос рано или поздно задает себе каждый человек и не всегда сразу может найти ответ.

Печорин - жертва общества, где одаренные личности задыхаются, поэтому Лермонтов не осуждает своего героя, предлагая ему сделать это самому.

Печорин судит не только себя, но и свое поколение: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...»

«Герой вашего времени» - первый реалистический социально-психологический роман. По словам Н. Г. Чернышевского, в этом романе «разработан и очерчен» характер Печорина.

Образ Печорина, действительно, портрет всего поколения 30-х гг. Роман актуален и сейчас, так как заставляет задуматься о смысле жизни.

    Как хитро в деве простодушной Я грёзы сердца возмущал! Любви невольной, бескорыстной Невинно предалась она... Что ж грудь теперь моя полна Тоской и скукой ненавистной?... А.С.Пушкин В романе «Герой нашего времени» Лермонтов ставит перед собой...

    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму - все живое, малейшие проявления свободомыслия...

    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли - центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...

    Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина». (Данный материал поможет грамотно написать...

    Бэла - черкесская княжна, дочь мирно\"го князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б., как главной героини, названа первая повесть романа. О Б. рассказывает простодушный Максим Макси-мыч, но его восприятие...

    Роман \"Герой нашего времени\" (1840) создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею образов, долгие годы привычно называемых критиками \"лишними людьми\". Печорин - это \"Онегин своего...

«Герой нашего времени» М. Лермонтова как психологический роман

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1841) считается первым русским социально-психологическим и философским романом.

Главным героем этого произведения является Григорий Печорин, в образе которого Лермонтов обобщил типичные черты молодого дворянина своего времени.

Проникновение в характер главного героя, в мотивы его поведения, в сам душевный склад его личности позволяет глубже понять остроту социальных проблем, поставленных автором в романе.

Печорин - это человек выдающегося ума и сильной воли, обладающий исключительными способностями. Он возвышается над людьми своего круга благодаря разностороннему образованию и эрудиции, Недостаток своего поколения он видит в его неспособности «к великим жертвам для блага человечества».

Но благие стремления героя не развились. Пустоа и бездушность современного ему общества заглушили возможности героя, изуродовали его нравственный облик. Белинский назвал роман Лермонтова «воплем страдания» и «грустной думой» о тогдашнем времени.

Будучи умным человеком, Печорин понимает, что никакая полезная деятельность в тех условиях, в которых ему приходится жить, невозможна. Это и обусловило его скептицизм и пессимизм. Лишившись добрых целей, он превратился в холодного, жестокого эгоиста. Страдания и радости других он воспринимает только тогда, когда они касаются его самого. Он приносит окружаюим беды и несчастья. Так, например, ради минутной прихоти Печорин вырвал Бэлу из привычной среды, Не задумываясь, он обидел Максима Максимыча. Ради пустого любопытства он нарушил привычный уклад жизни «честных контрабандистов». Он отнял покой Веры и оскорбил достоинство Мери.

Печорин, не зная, куда идти и девать свои силы, расточает их на мелкие и ничтожные дела. Положение и судьба героя трагичны, Беда его заключается в том, что его не удовлетворяют ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм, Лермонтов проявляет особое внимание к психологическому миру, к «истории души» главного героя и всех остальных действующих лиц. То, что Пушкин наметил в «Евгении Онегине», Лермонтов развернул в систему сложно детализированной социально-психологической характеристики. Он впервые в русской литературе наделил действующих лиц способностью к глубокому самоанализу.

Лермонтов показывает Печорина с разных точек зрения, постепенно приближая его к читателю, ведя рассказ от имени Максима Максимыча, «издателя» и, наконец, через дневник самого Григория Александровича. В каждом повествовательном эпизоде нам раскрывается новая сторона духовного облика героя романа. Лермонтов, вводя новых героев, как бы сравнивает их с Печориным и показывает их отношение к нему.

Рисуя Печорина на военной службе, Лермонтов противопоставил ему Максима Максимыча - простого штабс-капитана, тесно связанного с солдатской средой. Он добрый и честный человек, всю жизнь посвятивший служению Отечеству. У него чудесная душа и золотое сердце. Максим Максимыч искренне привязан к главному герою, близко к сердцу воспринимает его поступки. Он обращает внимание на внешние странности характера Печорина и не может понять мотивов его поведения.

То, что ценно и дорого для Максима Максимыча: верность, преданность в дружбе, взаимопомощь, воинский долг - все это ничего не значит для холодного и равнодушного Печорина. Война для Печорина была лекарством от скуки. Он хотел пощекотать нервы, испытать свой характер, а не защищать интересы государства. Поэтому они и не стали друзьями.

А вот Грушницкий олицетворяет модную тогда в обществе разочарованность в окружающем мире. Казалось бы, он так же страдает, как и Печорин. Но вскоре становится понятно, что он стремится лишь производить эффект: носит «по особенному роду франтовства толстую солдатскую шинель», «на все случаи жизни имеет готовые пышные фразы», говорит «трагическим голосом». Печорин понял истинное содержание Грушницкого без романтической маски. Он карьерист («О эполеты, эполеты! ваши звездочки, путеводительные звездочки...»), человек глупый, так как не понимает истинного отношения княжны Мери, иронии Печорина, своей смешной внешности. Подлость, эгоизм и трусость Грушницкого проявились в истории с заговором против Печорина и в поведении на дуэли.

Однако самоанализ, разъедающий Печорина, свойственен и Грушницкому. Это обусловило тяжелую борьбу с самим собой в последние минуты жизни, проявившуюся в смятении, подавленности, наконец, в прямом принании своей неправоты по отношению к Печорину. Он уходит из жизни со словами: «Я себя презираю».

Если Грушницкий контрастен главному герою, то доктор Вернер во многом ему близок. Он единственный человек в романе, с кем Печорин может серьезно беседовать, от кого он не скрывает своей опустошенности. В нем он признает и доброту, и ум, и вкус, и порядочность, Вернер, как и Печорин, скептик и материалист. Оба они образованы, проницательны, знают жизнь и людей, с нескрываемой насмешкой иронизируют над «водяным обществом». За критический ум и склонность к самоанализу молодежь прозвала Вернера Мефистофелем - духом сомнения и отрицания.

Вернер «действует», то есть лечит больных, у него много друзей, Печорин же считает, что в дружбе один человек всегда является рабом другого. Образ Вернера оттеняет существенные стороны личности Печорина.

Лермонтову удались и женские образы в романе. Это образы дикарки Бэлы, любящей и глубоко страдающей Веры, умной и привлекательной Мери. Из всех женщин Печорин выбирает только Веру - единственного человека, понявшего его страдания, противоречивость его характера. «Никто не может быть так истинно несчастен, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном», - говорит Вера.

Мери полюбила Печорина, но не поняла его мятежной и противоречивой души. Здесь Печорин вытупает одновременно и жестоким мучителем, и глубоко страдающим человеком. Мери (как, впрочем, и Бэла) для главного героя - очередное препятствие, испытание, вызов. «Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть...» Завоевав их любовь, Печорин опять становится холоден и равнодушен. «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни», - холодно говорит он.

Мастерство внешней характеристики, воплощающей внутреннюю суть образа, с особенной силой проявляется в портрете Печорина. Внешность главного героя рисуется с такой психологической глубиной, которая русская литература еще не знала. Фосфорически-ослепительный, но холодный блеск его глаз, проницательный и тяжелый взгляд, благородный лоб со следами пересекающих его морщин, бледные, худые пальцы - все эти внешние признаки свидетельствуют о психологической сложности и противоречивости натуры Печорина. Глаза Печорина не смеются, когда он смеется. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Его равнодушно-спокойный взгляд, в котором «не было отражения жара душевноо», говорит о разочарованности, внутренней опустошенности и безучастности к окружающим.

Говоря о психологической стороне «Героя нашего времени», нельзя не сказать и о значении в нем пейзажных зарисовок. Их роль различна. Часто пейзаж служит для изображения состояния героев, Беспокойная стихия моря, несомненно, усиливает обаяние контрабандистов («Тамань»). Картина тревожной и мрачной природы, предшествующая первой встрече Печорина с Верой, предвещает их будущее несчастье.

Обрисовка психологического своеобразия Печорина и других героев романа искусно довершается оригинальным построением произведения. Сюжет «Героя нашего времени» строится в виде самостоятельных новелл, объединенных личностью Печорина и единством мысли.

Разнообразие необычных событий, пестрое собрание лиц раскрывают различные грани характера главного героя романа. Писатель нарушает хронологическую последовательность, чтобы повысить напряженность развития действия, усилить впечатление трагичности образа Печорина и ярче показать его заубленные возможности. В каждой главе автор помещает своего героя в новую среду: он сталкивает его с горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским «водяным обществом». И каждый раз Печорин открывается читателю новой гранью своего характера.

Печорин показан смелым и энергичным человеком, он выделяется среди окружающих его людей своим глубоким аналитическим умом, культурой и эрудицией. Но свои силы герой растрачивает на никчемные приключения и интриги. В словах героя слышится боль и печаль оттого, что его действия слишком мелки и приносят людям несчастья. В своем дневнике герой смело говорит о своих слабостях и пороках. Так, например, Печорин с сожалением пишет о том, что нарушил мирное течение жизни «честных контрабандистов», лишив старуху и слепого мальчика куска хлеба. Нигде в дневнике мы не встретим серьезных раздумий о судьбах родины или народа. Герой занят лишь своим внутренним миром. Он пытается разобраться в мотивах своих поступков, Этот самоанализ ввергает Печорина в мучительный разлад с самим собой.

Главная проблема Печорина заключается в том, что он не видит выхода из сложившейся ситуации.

«Герой нашего времени» - сложное произведение, связанное с жанрами романа-путешествия, исповедью, очерком. Но в своей ведущей тенденции это социально-психологический и философский роман. История души Печорина помогает глубже понять трагизм судьбы молодого поколения 30-х годов XIX века, задуматься о смысле жизни. Человек - целый мир, и разобраться в загадках и тайниках его души - необходимое условие для обретения гармонии во взаимоотношениях людей в этом мире.

Сочинение

Созданием романа "Герой нашего времени" Лермонтов внес огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. Как и его великий предшественник, Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, создав яркий образ человека 30-х годов XIX столетия. Главной проблемой романа стала судьба незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, безысходность положения одаренных, умных, образованных молодых дворян.

Основная идея лермонтовского романа связана с центральным его образом — Печориным; все подчинено задаче всестороннего и глубокого раскрытия характера этого героя. Белинский очень точно подметил своеобразие описания автором Печорина. Лермонтов, но выражению критика, изобразил "внутреннею человека", выступив глубоким психологом и художником-реалистом. Значит, Лермонтов впервые в русской литературе использовал психологический анализ как средство для раскрытия характера героя, его внутреннего мира. Глубокое проникновение в психологию Печорина помогает лучше понять остроту социальных проблем, поставленных в романе. Это дало основание Белинскому назвать Лермонтова "решителем важных современных вопросов".

Обращает внимание необычная композиция романа. Он состоит из отдельных произведений, в которых нет ни единого сюжета, ни постоянных действующих лиц, ни одного рассказчика. Эти пять повестей объединены только образом главного героя — Григория Александровича Печорина. Они расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя. В данном случае автору важно было показать Печорина в различной обстановке в общении с самыми разными людьми, выбрать для описания наиболее важные, значительные эпизоды его жизни. В каждой повести автор помещает своего героя в новую среду, где он сталкивается с людьми иного общественного положения и психического склада: горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским "водяным обществом". И каждый раз Печорин открывается читателю с новой стороны, обнаруживая новые грани характера.

Вспомним, что в первой повести "Бэла" нас знакомит с Печориным человек, который служил с Григорием Александровичем в крепости и был невольным свидетелем истории похищения Бэлы. Пожилой офицер искренне привязан к Печорину, близко к сердцу принимает его поступки. Он обращает внимание на внешние странности характера "тоненького прапорщика" и не может понять, как человек, легко переносящий и дождь, и холод, ходивший один на один на кабана, может вздрагивать и бледнеть от случайного стука ставни. В истории с Бэлой характер Печорина представляется необычным и загадочным. Старый офицер не может осмыслить мотивов его поведения, так как не в состоянии постичь глубины его переживаний.

Следующая встреча с героем происходит в рассказе "Максим Максимыч", где мы видим его глазами автора-повествователя. Он уже не выступает героем какой-то истории, произносит несколько ничего не значащих фраз, но мы имеем возможность пристально вглядеться в яркую, оригинальную внешность Печорина. Зоркий, проницательный взгляд автора отмечает противоречия его облика: сочетание светлых волос и черных усов и бровей, широких плеч и бледных худых пальцев. Внимание повествователя приковывает его взгляд, странность которого проявляется в том, что глаза его не смеялись, когда он смеялся. "Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти", — замечает автор, приоткрывая сложность и противоречивость характера героя.

Понять эту неординарную натуру помогает дневник Печорина, который объединяет три последние повести романа. Герой пишет о себе искренне и бесстрашно, не боясь выставить наружу свои слабости и пороки. В предисловии к "Журналу Печорина" автор замечает, что история души человеческой едва ли не полезнее и не любопытнее истории целого народа. В первой повести "Тамань", рассказывающей о случайном столкновении героя с "мирными контрабандистами", сложности и противоречия печоринской натуры как бы отодвигаются на задний план. Мы видим энергичного, смелого, решительного человека, который полон интереса к окружающим людям, жаждет действия, пытается разгадать тайну людей, с которыми случайно сталкивает его судьба. Но финал повести банален. Печоринское любопытство разрушило налаженную жизнь "честных контрабандистов", обрекая слепого мальчика и старуху на нищенское существование. Сам Печорин с сожалением пишет в дневнике: "Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие". В этих словах слышатся боль и печаль от сознания того, что все действия Печорина мелки и ничтожны, лишены высокой цели, не соответствуют богатым возможностям его натуры.

Незаурядность, самобытность личности Печорина, на мой взгляд, ярче всего проявляется в повести "Княжна Мери". Достаточно прочитать его меткие, точные характеристики, данные представителям дворянского "водяного общества" Пятигорска, его оригинальные суждения, изумительные пейзажные зарисовки, чтобы понять, что он выделяется из окружающих его людей силой и независимостью характера, глубоким аналитическим умом, высокой культурой, эрудицией, развитым эстетическим чувством. Речь Печорина полна афоризмов и парадоксов. Например, он пишет: "Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь".

Но на что же растрачивает свое душевное богатство, свои необъятные силы Печорин? На любовные похождения, интриги, стычки с Грушницким и драгунскими капитанами. Да, он всегда выходит победителем, как в истории с Грушницким и Мери. Но это не приносит ему ни радости, ни удовлетворения. Печорин чувствует и понимает несоответствие своих поступков высоким, благородным стремлениям. Это приводит героя к раздвоению личности. Он замыкается на собственных поступках и переживаниях. Нигде в его дневнике мы не встретим даже упоминания о своей родине, народе, политических проблемах современной действительности. Печорину интересен только свой собственный внутренний мир. Постоянные попытки разобраться в мотивах своих поступков, вечный беспощадный самоанализ, постоянные сомнения приводят к тому, что он теряет способность просто жить, ощущать радость, полноту и силу чувства. Из самого себя он сделал объект для наблюдений. Он уже не способен испытывать волнения, так как, едва почувствовав его, он тут же начинает думать о том, что еще способен волноваться. Значит, беспощадный анализ собственных мыслей и поступков убивает в Печорине непосредственность восприятия жизни, ввергает его в мучительное противоречие с самим собой.

Печорин в романе совершенно одинок, так как сам отталкивает тех, кто способен любить и понимать его. Но все-таки некоторые записи его дневника говорят о том, что ему нужен близкий человек, что он устал от одиночества. Роман Лермонтова приводит к выводу о том, что трагический разлад в душе героя вызван тем, что богатые силы его души не нашли достойного применения, что жизнь этой самобытной, неординарной натуры растрачена на пустяки и окончательно опустошена.

Таким образом, история души Печорина помогает глубже понять трагизм судьбы молодого поколения 30-х годов XIX века, заставляет задуматься о причинах этой "болезни века" и попытаться найти выход из нравственного тупика, в который завела Россию реакция.

Как известно, классическая русская литература славится своим глубоким психологизмом, раскрывающим потаенные недра человеческой души. Михаил Юрьевич Лермонтов был передовым мыслителем своего времени, поэтому мастерски использовал эту отличительную черту модного веяния в искусстве начала 19 века – романтизма. Его Печорин воплотил в себе все качества и черты, присущие романтическому герою, а метод его изображения наиболее полно отобразил характер целого поколения.

Образ главного героя, как и сын века Де Мюссе (имеется в виду знаменитый в ту пору роман «Исповедь сына века» французского автора Де Мюссе), является собирательным и вобрал в себя все характеристики, модные тенденции и свойства своего времени. Хотя в центре внимания художника были психологические проблемы, социальная проблематика тоже проступает сквозь обстоятельства жизни персонажей, описанные в каждой главе. Условия, которые, безусловно, влияли на общество, пагубно отразились на конкретной личности, ведь праздность, вседозволенность и пресыщенность развращали лучших представителей дворянства. Многие из них оказались выше того, чтобы удовлетвориться низменными страстями, но и избежать тлетворного воздействия среды не смогли. Поэтому они искали острых чувственных и интеллектуальных наслаждений, только бы почувствовать хоть что-нибудь и выйти из зимней спячки апатии. Но если бы они попали в другое окружение, о чем грезили, ведь романтикам свойственно томиться по идеалу, не факт, что они смогли бы измениться к лучшему, довольствуясь простыми чувствами и добрыми помыслами. Своеобразные Печорины есть в любом социальном слое независимо от времени и места, ведь они, будто лакмусовая бумажка, демонстрируют болезненное состояние общества, которое меняет форму, но не проходит. В атмосфере равнодушия они впитывают его в себя, культивируют и преподносят, как модный фрак. В душе у них пустота, как на выжженном поле. Не мудрено, что эти сверхчувствительные люди устают еще в молодости, так как прекрасно осознают все происходящее вокруг: абсурдное, кричаще бессмысленное и суетливое. Конечно, они тянутся к любви, но любить не умеют, поэтому лишь скучают, глядя на чувства, что намеренно пробудили в других. Их впечатлительность и душевная тонкость позволяют им подмечать нюансы и тонкости жизни, понимать людей лучше, чем они того хотят, однако счастья и покоя такие способности не приносят ни Печорину, ни его возлюбленным. Каждая любящая его женщина, на самом деле, не любима даже автором, ведь служит всего лишь частью фона, на котором разворачивается величественная картина характера героя нашего времени. Все истории, персонажи и действия описаны ради одного точного и масштабного психологического портрета.

«Герой нашего времени» — произведение, в котором логика повествования обусловлена не последовательностью событий, а логикой развития характера Печорина, то есть психологизм используется как литературный прием для изображения внутреннего мира героя и лежит в основе композиции романа. Литературный критик Белинский отмечал, что хронологическая последовательность в произведении нарушена и выстроена по мере того, как читатель погружается в недра души загадочного франта и молодого философа. Если расположить главы в хронологическом порядке, получится такая композиция: Тамань, Княжна Мэри, Фаталист, Бэла, Максим Максимыч, Предисловие к журналу Печорина.

В романе можно найти не только черты романтизма, но и новаторский метод критического реализма. На это указывают историзм (отражение эпохи в герое), типичность характеров и обстоятельств (горцы, «Водяное общество») и критический пафос (нет положительных героев). Именно в реализме психологизм станет основным средством художественной выразительности, и Лермонтов одним из первых вложил в инновационный метод всю силу своего мастерства. Многие писатели вдохновились от его работ и довели прием до совершенства, изучая тип «лишнего человека», к которому можно отнести и Печорина. Таким образом, благодаря Михаилу Юрьевичу русская литература была существенно обогащена новыми возможностями и традициями.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!