Объяснение Онегина с Татьяной в саду (анализ эпизода четвёртой главы романа А. Пушкина «Евгений Онегин»)

Наконец, мы подошли к анализу 4-й главы романа Пушкина «Евгений Онегин». Драматизм нарастает. «Едва ли кто писал стихами на русском языке с такою легкостью, какую замечаем во всех стихотворениях Пушкина. У него неприметно работы; все непринужденно; рифма звучит и выкликает другую», — писал Воейков о поэме.

Онегин пришел к Татьяне в сад. Сцена встречи Онегина с Татьяной является ключевой в этой главе, несущей психологическую нагрузку. И чтобы подчеркнуть это, Пушкин не вставляет в эту главу никаких значимых действий.

Начитавшаяся романов, Татьяна ждет, что после ее признания ее будут ожидать тайные встречи с любимым героем, любовные приключения и переживания. Но Евгений повел себя не как герой ее любимых романов, а как обычный человек. Пока он шел в сад, он вспомнил свое пребывание в Петербурге, свои любовные похождения, накопленный горький опыт.

Прежде чем осуждать нашего героя, поставьте себя на его место. Татьяну он едва успел заметить за мелькающей прислугой, самоваром, чашками чая. Вспомните, когда друзья возвращались домой, Онегин первой отметил матушку.

А кстати, Ларина проста,

Но очень милая старушка;

Грустившая молчаливая девочка, вряд ли могла обратить на себя внимание. И уж тем более успеть влюбиться человек, познавший женщин, за пару часов не мог. Татьяна со своим признанием явно поторопилась.

Еще раз я предлагаю поставить себя на место нашего героя. Он получает письмо. Пусть даже трогательное и искреннее, от девочки, которую едва знает. Как он должен был поступить? Любой порядочный человек, неважно, дворянин, или мещанского сословия, на его месте поступил бы точно также. Даже в наши дни, 200 лет спустя. Здесь 2 варианта развития событий. Подонок воспользовался бы наивностью и неопытностью девочки, поматросил бы и бросил. Да еще ославил бы на всю округу. Впрочем, в российском обществе ХIX нравы были куда как строгими, и ему пришлось бы держать ответ перед дворянским собранием. Жениться он не был готов. Поэтому он поступил так, как и должен был поступить.

Он предлагает девушке любовь брата и дружеские отношения. Автор тоже говорит, что Онегин мог воспользоваться любовью неопытной Татьяны, но благородство и чувство чести взяли вверх. Онегин предлагает Татьяне выслушать исповедь, но его монолог больше похож на отповедь. Он признается Татьяне, что не стремится связать себя узами брака, показывает, какое будущее ждет Татьяну, если он женится на ней.

Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего.

И в заключение своего монолога Онегин дает Татьяне совет: «учитесь властвовать собою». Эта фраза за неполные 200 лет успела стать крылатой.

Татьяна ничего не ответила Евгению.

Сквозь слез, не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его.

Но какое смятение, какая буря чувств царили в ее душе, читатель может лишь догадываться. Благородство в характеристике Евгения подчеркивается и тщательно подобранной Пушкиным лексикой: «умолкнувшие чувства», пленился, «младая дева», «блаженство».

В заключение разговора, чтобы смягчить жесткость и холодность своих слов, Евгений подал ей руку, на которую Татьяна оперлась, и они вместе возвратились в дом.

Но если бы Татьяна выбрала бы своей наперсницей не няню, которая ничего не смыслила в любви, а матушку, сюжет романа мог бы развиться иначе. Матушка не позволила бы ей писать это письмо, поскольку понимала, что этим можно только отпугнуть потенциального жениха. Но Онегину были бы расставлены такие сети, на которые способны только дворянские матушки. Находились бы тысячи предлогов приглашать Онегина в имение Лариных, и Онегин не смог бы им отказать. Были бы созданы все условия для того, чтобы Евгений поближе узнал Татьяну, а там, глядишь, и влюбился бы в нее, и сделал бы ей предложение.

Впрочем, дорогой читатель, вы вправе не согласиться с нашим суждением.

Как уже было сказано выше, кроме встречи Татьяны с Онегиным, автор не развивает повествование, не описывает в этой главе никаких существенных действий.

Сначала он анализирует поступок Онегина, отметив, что

очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель.

Далее следует рассуждение о друзьях, которое можно выразить одной пословицей: Боже, избавь меня от друзей, а от врагов я сам избавлюсь. От врагов никогда ничего хорошего не ждешь. На то он и враг, чтобы ждать от него удара в спину и предательства. Но когда клевету повторяет человек, называющий себя другом, это и обществом воспринимается иначе, и бьет больнее.

В завершение лирического отступления занявшего 5 строф главы, автор дает совет, ставший лозунгом нашего с вами, ХХI века – любите самого себя.

Пушкин вновь возвращается к образу Татьяны, описывает ее душевное состояние после разговора с Евгением. Неразделенная любовь оставила тяжелый отпечаток на сердце Татьяны. Она совершенно утратила вкус к жизни, свежесть. На ее состояние стали обращать внимание соседки из уездных деревень, поговаривали, что ее пора выдать замуж.

Но в то время, как Татьяна молча увядала, Ольга и Владимир Ленский были счастливы, они наслаждались бесхитростным общением друг с другом, и уже был назначен день свадьбы.

В завершение анализа 4-й главы, следует обратить внимание на антитезу Ленского к Онегину в последней строфе. Ленский юн и не настолько опытен, как Онегин. Он верит в любовь Ольги и тем счастлив. «Но жалок тот, кто все предвидит» — это об Онегине. Знания, излишняя опытность зачастую мешают жить и быть счастливыми.

Лирические отступления в конце главы свидетельствуют о том, что между событиями 4-й и последующей 5-й главы будет допущен временной интервал. Объяснение Онегина с Татьяной состоялось в августе – начале сентября (девушки собирали в саду ягоды). Действия 5-й главы совершатся в январе, на святки.

В последней главе Татьяна предстает изменившейся:

«Как изменилася Татьяна!

Как твердо в роль свою вошла!

Как утеснительного сана

Приемы скоро приняла!

Кто б смел искать девчонки нежной

В сей величавой, в сей небрежной

Законодательнице зал?»

Она по-прежнему любит Онегина, однако долг перед другим человеком для нее важнее личных чувств:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

В отповеди Татьяны много несправедливых упреков Евгению, который испытывает не «мелкое чувство», а настоящую любовь. Приняв на себя роль, превратив жизнь в «маскарад», героиня не может отказаться от этого.

Она обязана быть верной мужу, поэтому ее «урок» Онегину обусловлен честностью и чувством нравственного долга

Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин. Она нравственно безупречна, ищет глубокого содержания в жизни. Главной задачей писателя было показать тип простой, обыкновенной, русской девушки, лишенной каких бы то ни было романтических, необычных черт, но, в то же время, удивительно привлекательной и поэтичной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной.

Не привлекла б она очей.

Характер Татьяны раскрывается перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки, живущей в провинциальной дворянской семье. Еще с детства она пристрастилась к романам, в которых видела другую жизнь, более богатую событиями, более интересную. Она верила, что такая жизнь и такие люди не выдуманы авторами, а существует на самом деле:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Пушкин, рисуя характер русской женщины, был верен натуре, правде жизни, а не отвлеченному идеалу. В Татьяне он отмечал душевную простоту, искренность чувств, душевное благородство. От природы она была одарена «сердцем пламенным и нежным».

В. Г. Белинский отмечал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал». Героиня мечтала о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание. Именно таковым и оказался Онегин. Татьяна сердцем почувствовала в нем человека под стать себе, она сумела угадать его доброе сердце.



Глубокие задатки натуры Татьяны проявились не в мечтаниях, но в действии героическом – в признании Онегину в любви.

Естественность, глубокая человечность сделали Татьяну смелой и самостоятельной. Полюбив, она первая делает важный шаг: пишет ему любовное письмо, в котором раскрывает свои мысли и мечты. К сожалению, этот поступок не был оценен Онегиным. Пушкин сочувствует своей героине:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Но именно в этом и заключается сильная сторона Татьяны: она сумела пережить безответную любовь, поняла, что Онегин ее недостоен.

Образ Татьяны на протяжении всего романа показан в развитии. Путь от «девчонки» к «величавой и небрежной» светской женщине Татьяна прошла не без надлома. Если раньше она действовала безоглядно, смело, не боясь ничьих суждений, то в конце романа уже обдумывает свои поступки. Ее смелый шаг навстречу любви достоин внимания и восхищения (приход к дому Онегина, написание письма), еще большего уважения заслуживает ее способность с достоинством перенести удары судьбы. В конце романа мы видим Татьяну уже «светской львицей». Примечательно, что она все еще любит Онегина. Ей тяжело теперь видеть любовь и страсть в его глазах. Но она не может нарушить свои нравственные принципы. Татьяна теперь замужняя женщина, она ни за что не предаст своего мужа. Такая сила духа, стойкость морально-нравственных принципов и восхищала Пушкина в своей героине.

24.В чём заключается драматизм судьбы Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Многие герои русской литературы наделены драматичной судьбой. Это и лермонтовский Печорин, и тургеневский Базаров, и даже гончаровский Обломов. Вот и А. С. Пушкин героя романа «Евгений Онегин» наделяет драматичной судьбой.

Любимец петербургского света, Евгений Онегин, даже не знает, что ему хочется, но, как сказал критик В.Г.Белинский, « он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность". И вот результат:



Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче русская хандра

Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу.

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел.

Казалось бы, безмятежное детство, беспечная юность должны сделать героя счастливым…Но нет… Онегина не удовлетворяет пустая жизнь дворянства, которое заглушает тоску развлечениями и «наукой страсти нежной». Развлечения ему опостылели, а в любви Евгений «считался инвалидом». Вот поэтому, выделяя Татьяну на фоне Ольги, наш «инвалид» отвергает ее чувства, потому что еще не готов к серьезным отношениям, не готов проститься с размеренной и свободной жизнью. В своей исповеди Онегин признается Лариной, что не сможет стать ей хорошим мужем и сделать ее счастливой:

Скажу без блесток мадригальных:

Нашед мой прежний идеал,

Я, верно б, вас одну избрал

В подруги дней моих печальных,

Всего прекрасного в залог,

И был бы счастлив... сколько мог!

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе недостоин я.

Вот он, первый шаг на пути к драме!

Могла бы спасти героя и дружба, но, желая мелочно отомстить Ленскому, он на именинах Татьяны начинает ухаживать за его ветреной невестой. Тот вызывает Онегина на дуэль. Роковой выстрел, и дуэль кончается смертью Ленского. Онегин мог бы не принять вызова, однако он пошёл на поводу у общественного мнения - то есть мнения тех дворян, которых презирал! И как за это наказан!Не мог после этого Евгений оставаться в деревне, «где окровавленная тень ему являлась каждый день». Вот он, второй шаг навстречу к драме!

Онегин уезжает путешествовать… Однако А. С. Пушкин не разбирает детально этот этап жизни Евгения, наверное, потому, что за этот период времени герой не изменился, не обрел ни смысла жизни, ни цели…Разве это не трагично?

Вернувшись в Петербург, Евгений впервые испытает истинное чувство, он влюбится в Татьяну, но злой рок преследует его и здесь: любовь обернется драмой, потому что Татьяна «другому отдана» и будет «век ему верна». Для Онегина, похожего в те минуты «на мертвеца», слова женщины звучат как приговор…

Таким образом, драматизм судьбы Онегина заключается в обречённости на вечное одиночество без любимой и друзей, на пустое времяпровождения, не имеющее ни цели, ни смысла.

25.Какой предстаёт жизнь поместного дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Столичное и провинциальное дворянство

Две столицы в романе

Санкт-Петербург Москва
Светское общество Петербурга отличает царство строгих правил, благопристойность, лицемерие и в то же время сдержанность и аристократизм, отсутствие вульгарности, упорядоченность. Татьяна отмечает «порядок стройный Олигархических бесед, И холод гордости спокойный, И эта смесь чинов и лет». Представители петербургского дворянства, как бы выбрав для себя определенную роль, играют ее в своем кругу: Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лицы, Необходимые глупцы; Тут были дамы пожилые В чепцах и в розах, с виду злые... Неподвижность и нежелание меняться - вот основная характеристика Московского дворянства: «Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец...» Патетическое отношение к прошлому Москвы (лирическое отступление об Отече­ственной войне 1812 года): «Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою». Консерватизм барской Москвы, самодо­вольство московских кузин и юношей: Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки...
Обе столицы с их жителями, порядками и устоями оказываются скучными и утомительными. Ге­рои не находят здесь счастья, а круг общения тяготит их, они остаются непонятыми в этой среде.
Провинциальное дворянство Основная характеристика - примитивизм. Представители: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны.
Дядя Онегина «Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил».
Ларины «Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины...»; « ...им квас как воздух был потребен».
Мать Татьяны «Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь - Все это мужа не спросясь».
Гости на именинах Татьяны Глава 5 строфа 25, 26 «Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков». «Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов». «Уездный франтик Петушков». «И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут». «На миг умолкли разговоры; Уста жуют. Со всех сторон Гремят тарелки и приборы...» «.. никто не слушает, кричат, Смеются, спорят и пищат...»
Представители провинциального дворянства лишены душевных движений и духовных ин­тересов. Они невежественны. Для их характеристики использовано не только сравнение с животными, но и «говорящие» фамилии, что еще более усиливает общее впечатление об их примитивизме.

Ответ оставил Гость

Сценаобъяснения Татьяны и Онегина в вось­мой главе является развязкойромана, его логическим завершением. В этой главе рассказывается особыти­ях, произошедших через несколько лет после гибели Ленского,которая в какой-то мере и разлучила геро­ев. Они вновь встречаются набалу. Читатель узнает, что Татьяна теперь - уже замужняя дама, изпровин­циальной девочки она превратилась в светскую даму,«законодательницу зал», хотя по-прежнему сохраняет своюиндивидуальность: «Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива, Безвзора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленькихужи­мок, Без подражательных затей... Все тихо, просто было в ней...».Онегин даже не сразу узнает ее на балу. А вот сам он за эти годыпрактически не изменился: «Дожив без цели, без трудов До двадцати шестигодов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, Ничемзаняться не умел».Герои как будто поменялись ролями. Теперь Оне­гин «в тоске любовныхпомышлений И день и ночь проводит...». Казалось бы, Татьяна должна бытьрада: теперь Онегин влюблен в нее, страдает. Но она не об­наруживаетсвоих чувств ни при первой встрече («Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась Ильстала вдруг бледна, красна... У ней и бровь не шевельнулась; Не сжаладаже губ она.»), ни впоследствии, когда Онегин признается ей в своихчувствах в письме («Она его не замечает, Как он ни бейся, хоть умри»);напротив, она возмущена:Как сурова!
Его не видит, с ним ни слова;
У! как теперь окружена
Крещенским холодом она!
Как удержать негодованье
Уста упрямые хотят!
На сем лице лишь гнева след...
Не выдержав ожидания, Онегин едет в дом к Татья­не и что же видит?
Княгиня перед ним, одна,
Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой.
О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Татьяна продолжает любить Евгения, она сама признается ему в этом. Втретьей главе автор пишет, рассказывая о ее чувствах к Онегину: «Порапришла, она влюбилась». Казалось бы, это чувство первой влюбленностидолжно было быстро пройти, ведь Евгений не ответил ей взаимностью, болеетого, зная о влюбленности Тани, ухаживает за Ольгой на имени­нах. Дажепроповедь Евгения в саду не повлияли на чувства Татьяны.
Что же мешает героине ответить взаимностью Онегину­гину сейчас? Может,она не уверена в искренности его чувства? Татьяна спрашивает у Онегина:
Что ж ныне Меня преследуете вы?Зачем у вас я на примете?Не потому ль, что в высшем светеТеперь являться я должна;Что я богата и знатна,Что муж в сраженьях изувечен,Что нас за то ласкает двор?Не потому ль, что мой позор.Теперь бы всеми был замеченИ мог бы в обществе принестьВам соблазнительную честь?Не думаю. Татьяна - цельная натура. Хотя воспи­тана она была нафранцузских романах («Ей рано нра­вились романы; Они ей заменяли все;Она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо»), понятия «семья»,«супружеская верность» для нее не простые слова. Хотя мужа она и нелюбит, нравственные принципы не позволяют ей изменить ему:Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю, в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Автор прекращает повествование о героях, проща­ется с ними(«Прости... мой спутник странный, И ты, мой верный идеал...»). Ночитатель сам может легко домыслить судьбы полюбившихся героев. Я думаю,что каждый из них - и Татьяна, и Евгений - по-сво­ему несчастны: Татьянаобрекла себя на жизнь с не­любимым мужем; душа Онегина возродилась, нослишком поздно. «А счастье было так возможно, Так близко!..»

Роман Пушкина «Евгений Онегин» - произведение поистине новаторское. Это не только первый русский реалистический роман, это не только уникальная жанровая форма - роман в стихах, но и очень своеобразное по своей структуре произведение. Сюжет его строится по принципу зеркальной симметрии. Он представляет собой ряд парных эпизодов, сцен, сюжетных конструкций. В первой его части мы видим Онегина в Петербурге, затем герой переезжает в деревню, где знакомится с Татьяной, которая влюбляется в него, пишет письмо, после чего и происходит сцена объяснения Онегина с Татьяной в саду, которую предстоит рассмотреть в сочинении. Затем следует сцена именин Татьяны и дуэли Онегина с Ленским, смерть которого круто меняет судьбы всех основных героев. Это сюжетный центр романа, после которого опорные эпизоды первой части повторяются как бы в зеркальном отражении: теперь Татьяна совершает переезд, но из деревни в город, в Петербурге она вновь встречается с Онегиным, будучи уже замужней дамой, и тогда Онегин влюбляется в нее, пишет письмо, после чего следует сцена объяснения, в которой, в свою очередь, отповедь герою дает уже Татьяна. «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна» - так завершается эта последняя встреча героев, а с ней и весь роман.
Таким образом, очевидно, что анализируемая сцена объяснения Онегина и Татьяны в саду, являясь одним из центральных его эпизодов, должна рассматриваться в контексте общей структуры произведения. В работах Ю.М. Лотмана было установлено, что идейно-композиционная структура романа строится на основе принципа оппозиций. Именно такое построение позволило Пушкину, использовавшему достаточно простой сюжет - историю не сложившейся любви Татьяны и Онегина, - вместить в роман огромное содержание, поставить глобальные нравственно- психологические и социально-политические проблемы, что дало полное право Белинскому назвать роман «энциклопедией русской жизни».
В основе произведения лежит одна общая проблема, которая будет центральной для России на протяжении всего XIX века, - это проблема разделения общества на две разные и очень мало связанные между собой части. С одной стороны, это дворянство, прежде всего городское, впитавшее европейскую культуру, просвещение и во многом утратившее национальные основы. С другой стороны, гораздо большая часть- та, которая сохраняла национальные корни: поддерживала национальные традиции, обряды, обычаи, основывала свою жизнь на веками сложившихся нравственных принципах. Даже язык этих двух распавшихся частей когда-то (до петровских реформ) единого русского общества оказался разным: достаточно вспомнить слова героя комедии «Горе от ума» Чацкого - современника Онегина - о том, что народ считал дворянство, часто использовавшее даже в обиходе французский язык, «за немцев», то есть иностранцев.
Но можно спросить: какое все это имеет отношение к Татьяне и Онегину, к сцене их объяснения в саду? Оба они принадлежат дворянскому обществу, оба читают иностранную литературу, да и письмо Татьяны к Онегину, предшествовавшее их объяснению в саду, как указывает сам Пушкин, написано по-французски:
Итак, писала по-французски...
Что делать! Повторяю вновь:
Доныне дамская любовь
Не изъяснялася по-русски...
И все же Пушкин называет свою героиню «русскою душою», и это принципиально важно. Одно дело - выразить на русском языке тончайшие нюансы чувства: в то время еще только шло формирование того языка, который позволил бы русской девушке написать такое письмо. И вовсе не удивительно, что Татьяна воспользовалась гораздо более разработанным французским лексиконом, позволявшим ей найти в нем все необходимые слова. Эквиваленты их на русском языке по силам было отыскать лишь такому поэту, как Пушкину, - вот он и дает свой «перевод», ставший замечательным образцом любовного послания в русской поэзии.
Но главное в другом: Татьяна, воспитанная в деревне, впитала в себя русские обычаи, традиции, которые «хранили в жизни мирной» в семействе Лариных; она с детства полюбила русскую природу, навсегда оставшуюся для нее родной; она восприняла всей душой те сказки, народные предания, которые ей поведала няня. Другими словами, Татьяна сохранила живую, кровную связь с той «почвой», народной основой, которую полностью утратил Онегин.
И не случайно, что Пушкин связывает эту потерю с условиями городской - петербургской - жизни героя. Именно там он, воспитанный иностранцами-гувернерами, захваченный вихрем пустой светской жизни, «заболел» пришедшей в Россию из Европы новой «болезнью»:
Как Child-Harold, угрюмый, томный
В гостиных появлялся он;
...
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.
Этот «недуг», «подобный английскому сплину», для которого Пушкин находит русское название - «хандра», - поразивший Онегина и приведший к охлаждению и разочарованию во всем, безусловно, связывается Пушкиным с тем, что на Западе определилось как «байронизм», или настроение «мировой скорби». Конечно, в «недуге» Онегина есть и чисто русские черты, есть и проявление его индивидуальных особенностей. Но в целом это - тот самый герой «с преждевременной старостью души», который становится характерным явлением именно для европеизированной части русского общества.
Итак, небольшой экскурс в события романа, предшествующие сцене объяснения Онегина с Татьяной в саду, позволяет сделать определенные выводы, которые помогут правильно понять данный эпизод. С одной стороны, перед нами история, связанная с личной жизнью этих героев, определяемая их индивидуальными особенностями. Но за этим стоит более широкая проблема: могут ли понять друг друга эти столь разные люди, возможен ли их союз, или же они действительно говорят «на разных языках», а потому взаимопонимание невозможно?
С самого начала объяснения Татьяны и Онегина совершенно различны. Татьяна была воспитана на сентиментальных французских романах, где всегда действовал благородный герой, способный на глубокое чувство и находящий свою любовь и счастье с преданной, чистой, прекрасной девушкой после многих бед и страданий. Она со всей силой своей искренней «русской души» не только полюбила Онегина, но и поверила в то, что он и есть ее герой, что их, как в этих романах, ждет счастливый финал - семейный союз. Она решилась на очень смелый шаг - первой в письме признаться в своей любви. И вот он явился. Как же бешено забилось сердце девушки, она хочет верить в возможность счастья и боится услышать иной «приговор». «Татьяна мигом обежала» весь сад «и, задыхаясь, на скамью упала».
Здесь и застает ее Онег ин. Но как он отнесся ко всей этой истории? Мы знаем, «получив посланье Тани, / Онегин живо тронут был». Но еще ранее мы узнаем, что «убил он восемь лет» на светские романы, поначалу бурные и страстные, а потом ставшие лишь скучной обязанностью, способом занять «тоскующую лень», гак что теперь не только «в красавиц он уж не влюблялся», но и вовсе «утратил жизни лучший цвет», потерял «чувствительность сердца».
И все же... Искренний порыв Татьяны не остался без ответа, да и сама девушка давно уже обратила на себя его внимание своей неординарностью, глубиной натуры. И вот «в сладостный, безгрешный сон / Душою погрузился он. / Быть может, чувствий пыл старинный / Им на минуту овладел». Да, «пыл», но лишь «на минуту», к тому же «быть может». Как все это не похоже на состояние Татьяны перед решающим объяснением! Дальше Онегин выступает в привычной для него роли: он, умудренный жизненным опытом, вполне разбирающийся в «науке страсти нежной», рассудил, что не к лицу ему обманывать «доверчивость души невинной». Это неблагородно, да и последствия могут быть не слишком приятны для него - это все же деревня, где приняты несколько иные нормы поведения, чем в столице. Так вполне рационально он и подходит к тому разговору, который предстоит. Недаром потом Татьяна, уже тоже умудренная опытом светской жизни, с ужасом вспоминает это объяснение в саду:
И нынче - боже! Стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь...
Татьяна нашла здесь очень верное определение монолога Онегина в саду - это холодная «проповедь», урок, который столичный франт решил преподать бедной провинциалке, а заодно и немного покрасоваться. Зачем же иначе было ему говорить о том, как ему мила искренность Татьяны, как она «в волненье привела / Давно умолкнувшие чувства»? Затем он добавляет, что видит в ней свой «прежний идеал» и только ее мог бы избрать себе в супруги - правда, звучит это лишь в сослагательном наклонении. А под конец своего нравоучения он еще и чуть-чуть обнадежил несчастную Татьяну:
Я вас люблю любовью брата
И. может быть, еще нежней.
Да, привычки «коварного обольстителя», покорителя женских сердец так быстро не уходят. Но есть в этом монологе и нечто совсем иное: недаром сам герой называет его «исповедью». Действительно, несмотря на некоторое позирование, Онегин говорит о своем подлинном внутреннем состоянии, о своих взглядах на жизнь, даже высказывает довольно критичную самооценку:
Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя:
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Почему же все-таки он «не создан для блаженства» семейной жизни? Теперь самое время вспомнить о том, что этот герой, как уже говорилось, напрямую связан с романтизмом, точнее, с его особым проявлением - «байронизмом». Для такой личности свобода превыше всего, она не может быть ограничена ничем, в том числе и семейными узами:
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел...
Именно «ограничить», а вовсе не найти родную душу в любимом человеке, как думает Татьяна. Вот она, разница двух жизненных систем, сформированных в разных культурно-этических традициях. Видимо, Татьяне будет трудно понять эту позицию «современного героя», о котором так точно сказал Пушкин:
Все предрассудки истребя.
Мы почитаем всех нулями.
Л единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны...
Но именно таков Онегин, нисколько не обращающий внимания на чувства бедной девушки, которая, «сквозь слез не видя ничего, / едва дыша», молча слушает беспощадный урок своего неожиданного учителя. Ему самому кажется, что эта «наука» поможет Татьяне в дальнейшей жизни:
Полюбите вы снова: но...
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет,
К беде неопытность ведет.
По сути, Онегин прав: ведь Татьяне мог повстречаться и вовсе бессовестный человек. Да и Пушкин так комментирует эту сцену:
Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство...
Что ж? Нам остается только согласиться с автором? Но сам он дальше даст читателю возможность увидеть проявление жестокости и эгоизма Онегина во всей их неприглядности - я имею в виду сцену именин и историю дуэли с Ленским. А разве в объяснении с Татьяной в саду нет этой жестокости и даже бессердечия? С каким упоением расписывает он перед наивной девушкой «ужасы» семейной жизни! Где же его чуткость и деликатность, которые он вполне может проявить - когда хочет. Ведь, говоря с пылким романтиком-мечтателем Ленским, «он охладительное слово / В устах старался удержать», хоть в душе и посмеивался над ним. Но нет, с Татьяной он суров, он «вошел в роль», и она ему нравится, а о том, что при этом может чувствовать Татьяна, Онегин как-то позабыл.
Должны были произойти страшные события, чтобы в представлениях героя что-то поколебалось. Смерть Ленского - вот цена его преобразования, цена, может быть, слишком высокая. «Окровавленная тень» друга пробуждает в нем застывшие чувства, совесть гонит его из этих мест. Нужно было пережить все это, «проездиться по России», чтобы осознать, что свобода может стать «постылой», чтобы возродиться для любви. Только тогда ему станет немного понятнее Татьяна с ее «русскою душою», с ее безупречным нравс-твенным чувством. И все же и тогда между ними останется огромная разница: Онегину, упоенному своей вновь обретенной способностью любить и страдать, непонятно, что любовь и эгоизм несовместимы, что нельзя жертвовать чувствами других людей. Как и тогда, в саду, в последней сцене романа снова преподан урок - только теперь дает его Татьяна Онегину, и это урок любви и верности, сострадания и жертвенности. Сможет ли усвоить его Онегин, как когда-то Татьяна смиренно приняла его «уроки»? Автор ничего нам об этом не говорит - финал романа открыт.
А вопрос обращен ко всем читателям - и к нам тоже. Какие «уроки» мы получили? Наверное, самый главный из них - это умение быть чутким к другому человеку, даже совершенно не похожему на тебя, умение преданно и искренне любить, стремиться понимать другого, сострадать ему - и чуть меньше любить самого себя. А еще эта сцена в саду учит нас любить и понимать прекрасное, потому что, как бы мы ее ни истолковывали, она создана рукой удивительного мастера, навсегда запечатлевшего этот темный сад в вечерней тишине, скамью в густых зарослях старых деревьев и девушку, сидящую на ней и смиренно внимающую словам своего любимого.

В своем письме к Татьяне Онегин сожалеет об упущенных возможностях, говорит о том, что в свое время не посмел поверить «искре нежности» от Татьяны, к тому же печальные обстоятельства, связанные с гибелью Ленского, послужили причиной их расставания. Онегин откровенно признаётся, что он считал, познакомившись с Татьяной, что «вольность и покой» заменят ему семейное счастье, но он ошибался в этом:

Я думал, вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.

Онегин понимает, что его письмо может неприятно задеть чувства Татьяны, ведь она замужем за важным человеком, благодаря которому и сама занимает высокое положение в обществе. Но он не теряет надежду на ее благосклонность, говоря ей о своей любви и преданности, подбирая самые красивые слова, способные тронуть сердце любой женщины:

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Онегин говорит о совершенстве Татьяны, признаваясь в том, что испытывает настоящие муки любви.
Теперь он не тот самовлюбленный красавец, который легко мог отвергнуть любовь девушки, в своем обращении к Татьяне он предстает перед читателями как поверженный любовью, как несчастный и одинокий человек, так и не сумевший найти своего счастья. Он раскаивается в том, что в своё время когда-то не оценил чувств Татьяны и отверг ее любовь, считая тогда, что он не создан «для блаженства». В письме он обращается к Татьяне не как к той нежной девушке, которую знал раньше, а как к важной и уважаемой даме с гордым взглядом, как к женщине из высшего общества. Именно к такой Татьяне у Онегина проснулась любовь, а это говорит о том, что, скорее всего, он был очарован именно ее положением в обществе, а не ей самой.