Людмила Семеняка. Между небом и землей

Людмила Семеняка называет себя «омосквиченной ленинградкой». Она, как и многие её знаменитые коллеги— Галина Уланова , Нина Тимофеева , Юрий Григорович — переехала в Златоглавую из северной столицы. Почти 30 лет балерина танцевала на главной сцене страны, здесь же, в стенах Большого театра, протекала и её личная жизнь. Кому принадлежало сердце Людмилы Семеняки и как ей удалось покорить неприступную Москву, рассказывает АиФ.ru.

Ученица Ленинградской школы балета Людмила Семеняка. Фото: РИА Новости

Взрослая не по годам

Заниматься танцами будущая артистка начала в кружке имени Жданова. Добраться туда было непросто, ведь семья жила далеко от центра Ленинграда. Но разве долгая дорога может стать препятствием, когда так хочется танцевать? К тому же мама всячески поддерживала начинания дочери, хотя сама работала в химической лаборатории и была далека от творчества.

Однако, когда начинающей балерине предстояло поступать в Ленинградское Академическое хореографическое училище им. Вагановой, родителей рядом не оказалось. Отец девочки Иван Яковлевич попал в больницу, его супруга Мария Митрофановна день и ночь дежурила возле постели мужа. Десятилетняя Люда, в отличие от своих сверстниц, сама приезжала на все этапы отбора и очень приглянулась комиссии. Несмотря на средние данные, её зачислили. Следующие восемь лет девочка каждый день добиралась с окраины города на улицу Зодчего Росси.

Во время учёбы родители пристально следили за состоянием ребёнка. Интуитивно они понимали, что, если не поддержать дочь, она может быстро «перегореть» и забросить обожаемый балет. Иван Яковлевич и Мария Митрофановна общались с педагогами Люды, те подсказывали, как правильно выстраивать режим начинающей танцовщицы, развивать её способности. До 6 класса девочка посещала школу без прогулов. Юная артистка отправлялась на урок даже с температурой. А по воскресеньям папа и дочь непременно проходили по 16 км на лыжах, чтобы у будущей звезды Большого театра вырабатывалось такое важное качество, как выносливость.

Семеняке повезло не только с родителями. Во время её учёбы в Вагановке работал блестящий педагогический состав. Кроме физического развития преподаватели давали своим воспитанницам огромный объём знаний. Когда балерина окончила школу и приехала на гастроли в Париж, свои первые интервью она легко давала на французском языке, поскольку превосходно им владела. Иностранцы не могли поверить, что подобный уровень образования можно получить в хореографическом училище.

Людмила Семеняка и Николай Ковмир во время выступления на I Международном конкурсе артистов балета в Москве. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

В 12 лет Люда дебютировала на сцене Театра оперы и балета им. Кирова (сегодня Мариинский театр — прим. ред). Это была сольная партия маленькой Мари в «Щелкунчике». Однако настоящий успех настиг девочку значительно позже. В 17 лет Семеняка попробовала свои силы в Первом Международном конкурсе артистов балета. Тогда ей удалось получить третью премию, обойдя более опытных и взрослых конкуренток. Конечно, подобная маленькая победа играла для Семеняки большую роль, но самое главное заключалось в том, что благодаря конкурсу на неё обратил внимание сам Юрий Григорович. Хореограф хотел видеть юное дарование на сцене Большого театра. Однако танцовщица не могла согласиться на столь заманчивое предложение. После окончания училища ей предстояло два года проработать по распределению, поэтому артистка попала на сцену Театра оперы и балета им. Кирова.

В 1972 году в жизни Людмилы случилось ещё одно важное событие: Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов балета в Москве. Несмотря на то что девушка удостоилась лишь серебряной награды, разделив второе место с Валентиной Ганибаловой , а настоящей сенсацией тогда стало выступление пятнадцатилетней Нади Павловой , Григорович вновь озвучил Семеняке своё предложение поработать в столице. И на этот раз балерина с огромной радостью приняла его, став частью легендарной труппы Большого театра.



Уланова

Первую важную партию в составе новой труппы Семеняка получила благодаря случаю. Артисты Большого должны были выступать в Кремле с «Лебединым озером». Но сразу две солистки заболели, тогда Юрий Николаевич отдал роль новенькой. Буквально через два дня после разговора с хореографом Людмила блестяще исполнила доверенную партию. В тот день ей аплодировали не только зрители, но и коллеги: когда закончился третий акт, все остались на сцене и буквально искупали балерину в овациях.

Особую страницу в биографии Семеняки занимает работа с легендарной Улановой. Конечно, молодая артистка переживала перед встречей с Галиной Сергеевной. Будучи ученицей Вагановки, она буквально застывала перед фотографией знаменитой танцовщицы, которая висела наряду с другими в коридоре школы. Однако все опасения были напрасны. Уланова просто сказала: «Ну что, начнём работать?» На смену страхам тут же пришла твёрдая уверенность, что сотрудничество с педагогом откроет для неё абсолютно другие горизонты в любимой профессии. Ожидания оправдались, Галина Сергеевна действительно вкладывала в ученицу все свои знания и опыт.

Галина Уланова (справа), Людмила Семеняка и Андрис Лиепа на репетиции. Фото: www.globallookpress.com

Замужество по знакомству

В столице балерину ждала не только новая интересная работа, но и муж. Замужество случилось в жизни Людмилы с лёгкой руки ее педагога: Нины Беликовой . Женщина дружила с известной в прошлом балериной Еленой Чикваидзе , матерью солиста Большого театра Михаила Лавровского . Елена Георгиевна почему-то решила, что девушка станет прекрасной партией для её сына, хотя между ними была внушительная разница в возрасте: 9 лет. Она часто звала Люду в гости, сначала та отказывалась, но однажды всё же согласилась.

До свадьбы Лавровский и Семеняка встречались всего 2-3 раза. Но уже на первом «свидании» Людмила поняла: перед ней очень интересный мужчина. Мысль о замужестве с таким человеком казалась ей большим везением. Предложение Михаил сделал за кулисами, придя на выступление будущей жены. Свадьба была скромной, и буквально на следующий день после регистрации молодожёны вновь стояли у станка в репетиционном зале.

Людмила быстро забеременела, но на семейном совете было решено, что невестка должна продолжать карьеру, да и Михаилу ребёнок пока не нужен. Пришлось делать аборт.

Конечно, говорить о невероятной любви, которая внезапно вспыхнула между артистами, не приходилось. Сначала их брак строился на взаимном уважении, и лишь со временем Людмила действительно сильно привязалась к супругу. Однако он не смог ответить ей взаимностью. Более того, увлёкся другой женщиной: подругой и по совместительству коллегой жены. Когда балерина узнала об этом, тут же решила подать на развод. Без истерик, тихо и с достоинством, после 4 лет совместной жизни, она собрала чемодан и уехала. Но если из дома мужа ей удалось уйти, то провести точно такой же трюк на сцене было невозможно: Лавровский и Семеняка продолжали танцевать вместе! В какой-то момент танцовщица поняла, что у неё нет сил продолжать работать. Душевные раны никак не хотели заживать. Тогда Уланова, личная судьба которой тоже сложилась не так удачно, как хотелось бы, сказала ей: «У тебя есть балет, спасти тебя может только это». Семеняка последовала совету мудрой наставницы: погрузилась в репетиции и выступления. Благо Григорович давал артистке одну гениальную роль за другой, и это помогло ей пережить болезненное расставание с супругом.

Юрий Григорович и Людмила Семеняка на репетиции. Фото: РИА Новости

Несмотря на развод, балерина всегда очень уважительно относилась и относится к первому мужу. Практически во всех интервью называет его только по имени и отчеству: Михаил Леонидович. А когда у Людмилы родился первенец, Лавровский стал его крёстным.

Белокурый принц

За всю свою творческую жизнь балерина станцевала почти с сотней партнеров. Одним из них был «белокурый принц»: Андрис Лиепа . Людмила знала молодого человека с детства, ведь она не раз блистала на сцене в паре с его легендарным отцом, Марисом, дружила с его матерью Маргаритой и вообще часто бывала в гостях у четы Лиепа-Жигуновой.

Для Андриса Семеняка была блестящей артисткой, недосягаемой звездой, которой он восхищался. В какой-то момент это преклонение переросло в чувство, он стал ухаживать за балериной довольно настойчиво и романтично. У Людмилы не было сил сопротивляться такому напору. К тому же ей, как и любой женщине, хотелось любить и быть любимой.

Несмотря на недовольство матери своего возлюбленного (Маргарита Жигунова была не в восторге от связи сына с бывшей подругой), пара оформила свои отношения. Однако союз, в котором жена — всемирно известная звезда, а муж только начинает делать карьеру, был обречён. Уже через год молодожёны развелись. Но, выйдя из ЗАГСА со свидетельством о расторжении брака на руках, они решили начать всё сначала. В итоге период бесконечных расставаний и примирений растянулся на шесть лет. За это время Людмила дважды беременела, но по каким-то причинам теряла ребенка.

Людмила Семеняка. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Когда Семеняка и Лиепа окончательно расстались, балерина встретила мужчину, чьего имени не раскрывает до сих пор. Именно в этих отношениях ей наконец-то удалось стать мамой. Сын Иван появился на свет, когда артистке исполнилось тридцать шесть лет. В декретном отпуске Семеняка не засиживалась, она постаралась максимально быстро вернуться на сцену.

И всё же карьера танцовщицы не такая длинная, как хотелось бы. В 1998 г. Людмила попрощалась с Большим театром. Однако уже в 2002 он вновь появился в её жизни. Только на этот раз артистка уже не блистала на сцене, это делали ее ученицы: Светлана Захарова , Анна Никулина , Анастасия Меськова , Виктория Осипова и многие другие. Сама Семеняка вернулась в театр в качестве педагога-репетитора.

Бывшая танцовщица также попробовала себя в актёрском амплуа: играла роль Полины Андреевны в «Чайке» Чехова и Леру в постановке «Прекрасное лекарство от тоски» по пьесе Злотникова. Неоднократно давала мастер-классы, принимала участие в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, устраивала творческие встречи с публикой. Ей всегда было интересно жить, и это чувство она сохранила, даже когда Большой театр стал для неё лишь страницей из прошлого.

Людмила Семеняка. Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов

Еженедельник АиФ/Персона/16.1.2017

Людмила Ивановна Семеняка. Родилась 16 января 1952 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, балетный педагог, актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1976). Народная артистка РСФСР (1982). Народная артистка СССР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Отец - Иван Яковлевич Семеняка, работал гравёром в издательстве «Правда».

Мать - Мария Митрофановна Семеняка, аппаратчица в химической лаборатории.

С ранних лет начала заниматься балетом в хореографическом кружке имени Жданова. Для этого ей приходилось каждый день ездить почти через весь город, но целеустремленную девочку это не останавливало.

В возрасте 10 лет талантливую девочку приняли в Ленинградское Академическое хореографическое училище им. Вагановой, обучалась в классе Нины Беликовой. Людмилу всячески поддерживали родители, которые стремились развивать ее талант, они регулярно общались с педагогами с тем, чтобы правильно выстроить режим начинающей танцовщицы. По воскресеньям вместе с отцом она бегала на лыжах, чтобы развивать выносливость.

В 12 лет она дебютировала на сцене Театра оперы и балета им. Кирова в сольной партии маленькой Мари в балете «Щелкунчик».

В 1969 году на Первом Международном конкурсе артистов балета в Москве была удостоена III премии.

В 1970-1972 годах работала в Театре оперы и балета им. Кирова. Продолжала заниматься под руководством Ирины Колпаковой.

В 1972 году Юрий Григорович пригласил её в Большой театр. В том же году артистка успешно дебютировала в спектакле Большого театра «Лебединое озеро». Свою первую большую роль получила благодаря случаю. Артисты Большого должны были выступать в Кремле с «Лебединым озером». Но сразу две солистки заболели, тогда Юрий Николаевич отдал роль новенькой. Буквально через два дня после разговора с хореографом Людмила блестяще исполнила доверенную партию. В тот день ей аплодировали не только зрители, но и коллеги.

В Большом ее наставником стала легендарная , оказавшая значительное влияние на творчество балерины. Также Семеняка работала с М.Т. Семёновой, М.В. Кондратьевой, Н.Р. Симачёвым, занималась в классе А.М. Мессерера.

В 1976 году она завоевала 1-ю премию и золотую медаль I Международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручает ей Премию имени Анны Павловой Парижской академии танца.

В Большом театре выступала с 1972-го по 1998-й год (в 1972–92 - в штате, в 1992–98 - по контракту), исполнив центральные партии во многих балетах.

В 1986 году Людмила Семеняка получает в Лондоне престижную английскую премию «Evening Standard» за лучшие достижения в области хореографического искусства.

В 1987 году выступала в гала-концерте, предварявшем встречу Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва с Президентом США Р. Рейганом в Вашингтоне в «Кеннеди-центре».

В 1990-1991 годах годах балерина работала по контракту в труппе Английского национального балета. В 1992 году Людмила Семеняка с большим успехом танцевала в театре «Колон» в Аргентине.

В репертуаре Людмилы Семеняки - все крупнейшие роли классических балетов, а также множество балетных партий в современных балетах.

Балетные партии Людмилы Семеняки:

«Щелкунчик» П. И. Чайковского - Мари;
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Одетта-Одиллия;
«Жизель» А. Адана - Жизель;
«Спящая красавица» П. И. Чайковского - Аврора, принцесса Флорина;
«Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса - Китри, Амур;
«Баядерка» Л. Ф. Минкуса - Никия;
«Петрушка» И. Ф. Стравинского - Балерина;
«Шопениана» Ф. Шопена - Сильфида;
«Раймонда» А. К. Глазунова - Раймонда;
«Сильфида» Х. Левенскьольда - Сильфида;
«Каменный цветок» С. С. Прокофьева - Катерина;
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева - Джульетта;
«Спартак» А. И. Хачатуряна - Фригия;
«Легенда о любви» А. Д. Меликова - Ширин;
«Иван Грозный» С. С. Прокофьева - Анастасия;
«Ангара» А. Я. Эшпая - Валентина;
«Макбет» К. В. Молчанова - леди Макбет;
«Золотой век» Д. Д. Шостаковича - Рита;
«Медный всадник» Р. М. Глиэра - Коломбина;
«Любовью за любовь» Т. Хренникова - Геро, Беатриче;
«Сирано де Бержерак» М. Констана - Роксана;
«Преступление и наказание» А. Пярта - Соня Мармеладова;
Жизель (1977, «Жизель» Берлинская государственная опера);
Одетта-Одиллия (1977, «Лебединое озеро» Венгерская государственная опера, Будапешт);
участие в юбилейном вечере Галины Улановой (1981, «Hommage a Oulanova», Зал «Плейель», Париж);
Одетта–Одиллия (1982, «Лебединое озеро», ред. Н. Г. Конюс, Шведская королевская опера);
«Спящая красавица» - Принцесса Аврора (1989, Американский балетный театр на сцене «Метрополитен-опера», Нью-Йорк);
«Лебединое озеро» - Одетта-Одиллия (1990, ред. Р. Х. Нуреева, Парижская опера).

В труппе Английского национального балета исполняла партии: Золушка (1990), Мари (1990, «Щелкунчик», балетмейстер Б. Стивенсон), Девушка (1991, «Видение розы», хореография Фокина, балетмейстер Н. Берёзов), «Вальсы» на музыку Я. Сибелиуса (1991, балетмейстер В. Небрада), а в труппе Шотландского национального балета исполнила партию принцессы Авроры (1990, «Спящая красавица», редакция Г. М. Самсовой).

Людмила Семеняка стояла у истоков возрождения благотворительного движения в России. В 1989 году при поддержке Фонда культуры и Правительства СССР провела одну из первых благотворительных акций - гала-концерт «Приглашает Людмила Семеняка» в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Наряду со сценами из классических балетов и спектаклей Большого театра, Семеняка впервые в России представила фрагменты спектаклей «Сильвия» Л. Делиба (балетмейстер Дж. Баланчин) и «В поисках утраченного времени» на музыку Г. Форе (балетмейстер Р. Пети), а также па-де-де из балета «Эсмеральда» (редакция Дж. Гилпина и Н. Берёзова). В том же 1989 году Семеняка выступила организатором и участником благотворительных гала-концертов звёзд мирового балета в Нью-Орлеане, Брюсселе и городах Израиля.

В 2000–2004 годах выступала как драматическая актриса в Московском театре «Школа современной пьесы» в ролях Полины Андреевны (2000, «Чайка» А. П. Чехова) и Леры (2001, «Прекрасное лекарство от тоски» С. И. Злотникова; оба - режиссёр И. Л. Райхельгауз, балетмейстер М. Л. Лавровский).

С 2002 года Людмила Семеняка - педагог-репетитор Большого театра. Готовит партии с солистками и артистками балета: Е. А. Андриенко, А. В. Горячевой, С. Ю. Захаровой, Е. А. Казаковой, Е. В. Образцовой, А. В. Меськовой, В. А. Осиповой, Д. Е. Хохловой, М. Шрайнер.

Член жюри международных конкурсов артистов балета: в Любляне (1998), им. Григоровича «Фуэте Артека» (Крым, 1998 и 1999), им. Сержа Лифаря (Киев, 1999), в Нагое (ежегодно с 2000, Япония), международного приза «Бенуа де ла данс» (2000), 10-го (2005) и 11-го (2009) Международных конкурсов артистов балета и хореографов (Москва), Международного конкурса артистов балета (Астана, 2010).

В 2008 году стала обладательницей приза «Душа танца» (номинация «Мэтр танца»), ежегодно присуждаемой журналом «Балет».

В 1999 году дебютировала как балетмейстер-постановщик, подготовив для своего сольного выступления номер «Из роли в роль» на музыку Моцарта.

Поставила спектакли: «Бахчисарайский фонтан» (2008, Астраханский государственный музыкальный театр, Семеняка - автор оригинальной хореографии и дизайна костюмов); «Жизель» (2009, ред. Л. М. Лавровского; Семеняка - автор дизайна костюмов); «Лебединое озеро» (2010, Семеняка - автор оригинальной хореографии с использованием хореографических фрагментов Иванова, Петипа, Горского; оба - Екатеринбургский театр оперы и балета).

Личная жизнь Людмилы Семеняки:

Дважды была замужем.

Первый муж - (настоящая фамилия - Иванов), советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, Народный артист CCCР. Познакомились в Большом театре. Замуж за Лавровского вышла с лёгкой руки своего педагога Нины Беликовой, которая дружила с Еленой Чикваидзе - матерью Михаила. Елена Георгиевна решила, что Людмила станет прекрасной партией для её сына. До свадьбы Лавровский и Семеняка встречались всего 2-3 раза. Предложение Михаил сделал за кулисами, придя на выступление будущей жены. Свадьба была скромной.

В браке Людмила быстро забеременела, но на семейном совете было решено, что она должна продолжать карьеру, пришлось сделать аборт. Брак распался через 4 года - Михаил увлёкся другой женщиной, подругой и по совместительству коллегой жены. Когда балерина узнала об этом, тут же решила подать на развод.

Несмотря на развод, они сохранили хорошие отношения. А когда у Людмилы родился ее сын, именно Лавровский стал его крёстным.

Второй муж - , советский и российский солист балета, театральный режиссёр, Народный артист России. Он на 10 лет младше Людмилы. Людмила знала его с детства - ранее она блистала на сцене в паре с его отцом, дружила с его матерью Маргаритой. Андрис настойчиво добивался ее.

Они поженились, несмотря на недовольство матери Андриса - Маргарита Жигунова была не в восторге от связи сына с бывшей подругой, которая намного старше его. Однако брак быстро распался - уже через год они развелись. Однако, выйдя из ЗАГСА со свидетельством о расторжении брака на руках, пара решила начать всё сначала. И еще шесть лет были вместе. За это время Людмила дважды беременела, но теряла детей.

Позже балерина встретила мужчину, имя которого не раскрывает. В этих отношениях она стала мамой - родила сына Ивана в возрасте тридцати шести лет.

Фильмография Людмилы Семеняки:

1973 - Эта весёлая планета - принцесса Аврора (нет в титрах)
1980 - Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1990 - Лебединая песня (фильм-спектакль) - танцовщица
1987 - Балет от первого лица (документальный)
1997 - Фантазия на тему Казановы
2009 - Агриппина Ваганова. Великая и ужасная (документальный)

Награды и звания Людмилы Семеняки:

Народная артистка СССР (27.08.1986);
Народная артистка РСФСР (05.01.1982);
Заслуженная артистка РСФСР (25.05.1976);
Лауреат Первого Международного конкурса артистов балета в Москве (1969, 3-я премия);
Лауреат Шестого Международного балетного конкурса в Варне (1972, 3-я премия);
Лауреат Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве (1972, 2-я премия);
Лауреат Первого международного конкурса артистов балета в Токио (1976, 1-я премия);
Премия им. Анны Павловой Парижской академии танца (1976);
Премия Ленинского комсомола (1976) - за высокое исполнительское мастерство;
Государственная премия СССР (1977) - за исполнение партии Валентины в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая;
Премия им. Елены Смирновой (1985, Буэнос-Айрес, Аргентина);
Премия «Evening Standard» за выдающиеся заслуги в области хореографического искусства (1986, Лондон);
Премия «Хрустальная роза Донецка» международного фестиваля «Звёзды мирового балета» (2004 Донецк, Украина);
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» 2008

Семеняка Людмила Ивановна

Артистка балета, педагог.
Заслуженная артистка РСФСР (25.05.1976).
Народная артистка РСФСР (5.01.1982).
Народная артистка СССР (27.08.1986).

Танцевальные способности и артистизм Людмилы впервые проявились в хореографическом кружке Дворца пионеров имени Жданова. В 10 лет она поступила в Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Вагановой, и уже в 12 лет дебютировала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова (ныне - Мариинский театр) в сольной партии маленькой Мари в балете Щелкунчик (постановка Василия Вайнонена). В 1969 году Людмила Семеняка стала лауреатом Первого международного конкурса артистов балета в Москве, где ее заметили Галина Уланова и Юрий Григорович.
В 1970 году она окончила училище по классу Нины Беликовой, ученицы Агриппины Вагановой, и была приглашена в Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, где исполнила сольные партии Коломбины в «Медном всаднике», Амура в «Дон Кихоте», принцессы Флорины в «Спящей красавице», па-де-труа в «Лебедином озере» и занималась под руководством Ирины Колпаковой.
В 1972 году, после Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве, где Людмила стала серебряным лауреатом, Юрий Григорович пригласил ее в Большой театр. В 1972 году артистка с успехом дебютировала в спектакле Большого театра Лебединое озеро на сцене Кремлевского Дворца съездов в роли Одетты-Одиллии. Ее наставником стала легендарная Галина Уланова, оказавшая наиболее значительное влияние на творчество балерины. Артистический взлет Семеняки стремителен и успешен. Юрий Григорович поручил ей весь классический репертуар и центральные партии во всех своих балетах. В Большом театре выступала с 1972 по 1998 года (в 1972–1992 - в штате, в 1992-98 по контракту).

Проработав 25 лет на сцене Большого театра, балерина продолжает расширять свой репертуар. В Петербургском театре оперы и балета имени Мусоргского она встречается с хранительницей датской хореографической школы Эльзой-Марианной фон Розен, которая передает Семеняке роль Сильфиды в одноименном балете Августа Бурнонвиля. В ее репертуар входят Девушка («Видение розы», хореограф М. Фокин), центральные партии в балетах «Серенада» и «Тема с вариациями» (хореограф Дж. Баланчин), Фанни Черрито («Падекатр», хореограф Антон Долин, по мотивам Жюля Перро), Гран-па из балета М. Петипа «Пахита», «Лебедь» (хореограф М. Фокин), па-де-де «Лето» (хореограф К. МакМиллан), Дама сердца в «Фантазии на тему Казановы» (хореограф Михаил Лавровский) и Джульетта в прославленной постановке «Ромео и Джульетты» хореографа Леонида Лавровского.

Среди наиболее значительных зарубежных выступлений балерины вне труппы Большого театра: Жизель (1977, «Жизель» Берлинская государственная опера), Одетта-Одиллия (1977, «Лебединое озеро» Венгерская государственная опера, Будапешт), участие в юбилейном вечере Галины Улановой (1981, «Hommage a Oulanova», Зал «Плейель», Париж), Одетта–Одиллия (1982, «Лебединое озеро», ред. Н. Г. Конюс, Шведская королевская опера), выступление в гала-концерте, предварявшем встречу Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва с Президентом США Р. Рейганом в Вашингтоне (1987, «Кеннеди-центр»), Принцесса Аврора (1989, «Спящая красавица», балетм. М. Петипа, ред. К. Макмиллана, Американский балетный театр на сцене «Метрополитен-опера», Нью-Йорк), Одетта-Одиллия (1990, «Лебединое озеро», ред. Р. Х. Нуреева, Парижская опера).
Выступления в театре «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина): «Вечер Чайковского» (1984), 2-й акт «Лебединого озера», 3-й акт «Спящей красавицы», 3-й акт «Щелкунчика»), в балетах «Жизель» (1984), «Лебединое озеро» (1988), «Спящая красавица» (1990, балетм. М. Петипа, ред. К. Макмиллана), «Баядерка» (1992, балетм. М. Петипа, ред. Н. Р. Макаровой, Семеняка - участница премьерного спектакля).
В 1990–1991 годах работала по контракту в труппе Английского национального балета, где исполняла партии: Золушка (1990), Мари (1990, «Щелкунчик», балетмейстер Б. Стивенсон), Девушка (1991, «Видение розы», хореография Фокина, балетмейстер Н. Берёзов), «Вальсы» на музыку Я. Сибелиуса (1991, балетмейстер В. Небрада), и в труппе Шотландского национального балета, где исполнила партию Принцессы Авроры (1990, «Спящая красавица», ред. Г. М. Самсовой).

Людмила Семеняка стояла у истоков возрождения благотворительного движения в России. В 1989 году при поддержке Фонда культуры и правительства СССР провела одну из первых благотворительных акций - гала-концерт «Приглашает Людмила Семеняка» в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Наряду со сценами из классических балетов и спектаклей Большого театра, Семеняка впервые в России представила фрагменты спектаклей «Сильвия» Л. Делиба (балетм. Дж. Баланчин) и «В поисках утраченного времени» на музыку Г. Форе (балетмейстер Р. Пети), а также па-де-де из балета «Эсмеральда» (ред. Дж. Гилпин и Н. Берёзов). В том же 1989 году Семеняка выступила организатором и участником благотворительных гала-концертов звёзд мирового балета в Нью-Орлеане, Брюсселе и городах Израиля.

В 1999 году дебютировала как балетмейстер-постановщик, подготовив для своего сольного выступления номер «Из роли в роль» на музыку Моцарта.

В 2000–2004 годах выступала как драматическая актриса в Московском театре «Школа современной пьесы» в ролях Полины Андреевны (2000, «Чайка» А.П.Чехова) и Леры (2001, «Прекрасное лекарство от тоски» С.И.Злотникова; оба - реж. И.Л.Райхельгауз, балетм. М.Л.Лавровский).

С 2002 года - педагог-репетитор Большого театра. Готовит партии с солистками и артистками балета: Е. А. Андриенко, А. В. Горячевой, С. Ю. Захаровой, Е. А. Казаковой, Е. Образцовой, А. В. Меськовой, В. А. Осиповой, Д. Е. Хохловой, М. Шрайнер.

Член жюри международных конкурсов артистов балета: в Любляне (1998), имени Григоровича «Фуэте Артека» (Крым, 1998 и 1999), имени Сержа Лифаря (Киев, 1999), в Нагое (ежегодно с 2000, Япония), международного приза «Бенуа де ла данс» (2000), 10-го (2005) и 11-го (2009) Международных конкурсов артистов балета и хореографов (Москва), Международного конкурса артистов балета (Астана, 2010).

Была замужем за Михаилом Лавровским, Андрисом Лиепой.

театральные работы

«Щелкунчик» П. И. Чайковского - Мари
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Одетта-Одиллия
«Жизель» А. Адана - Жизель
«Спящая красавица» П. И. Чайковского - Аврора, принцесса Флорина
«Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса - Китри, Амур
«Баядерка» Л. Ф. Минкуса - Никия
«Петрушка» И. Ф. Стравинского - Балерина
«Шопениана» Ф. Шопена ― Сильфида
«Раймонда» А. К. Глазунова ― Раймонда
«Сильфида» Х. Левенскьольда ― Сильфида
«Каменный цветок» С. С. Прокофьева ― Катерина
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева ― Джульетта
«Спартак» А. И. Хачатуряна ― Фригия
«Легенда о любви» А. Д. Меликова ― Ширин
«Иван Грозный» С. С. Прокофьева ― Анастасия
«Ангара» А. Я. Эшпая - Валентина
«Макбет» К. В. Молчанова ― леди Макбет
«Золотой век» Д. Д. Шостаковича ― Рита
«Медный всадник» Р. М. Глиэра ― Коломбина
«Любовью за любовь» Т. Хренникова ― Геро, Беатриче
«Сирано де Бержерак» М. Констана ― Роксана
«Преступление и наказание» А. Пярта ― Соня Мармеладова

призы и награды

Государственная премия СССР (1977) - за исполнение партии Валентины в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая.
Премия Ленинского комсомола (1976) - за высокое исполнительское мастерство.
Лауреат Первого Международного конкурса артистов балета в Москве (1969, 3-я премия).
Лауреат Шестого Международного балетного конкурса в Варне (1972, 3-я премия).
Лауреат Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве (1972, 2-я премия).
Лауреат Первого международного конкурса артистов балета в Токио (1976, 1-я премия).
Премия им. Анны Павловой Парижской академии танца (1976).
Премия им. Елены Смирновой (1985, Буэнос-Айрес, Аргентина).
Премия «Evening Standart» за выдающиеся заслуги в области хореографического искусства (1986, Лондон).
Премия «Хрустальная роза Донецка» международного фестиваля «Звёзды мирового балета» (2004, Донецк, Украина).
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» (2008).

«Семеняка — прекрасная классическая балерина. Но дело не только в этом. ее особое, непвторимое обаяние заключается в таланте и умении создать на сцене образ живого человека во всем многообразии его душевных движений, порывов, страстей. Это качество довольно редкое и драгоценное.»

Режиссер и критик Борис Львов-Анохин

Людмила Ивановна Семеняка родилась 16 января 1952 года в Ленинграде.

Танцевальные способности Людмилы впервые проявились в хореографическом кружке Дворца пионеров. В 10 лет она поступила в Ленинградское хореографическое училище имени Вагановой и уже в 12 лет дебютировала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова в сольной партии маленькой Мари в балете Щелкунчик.

В 1969 Людмила Семеняка стала лауреатом I Международного конкурса артистов балета в Москве, там ее заметили Галина Уланова и Юрий Григорович.



В 1970 Семеняка окончила училище и была приглашена в Театр оперы и балета, в котором исполнила сольные партии Коломбины в "Медном всаднике", Амура в "Дон Кихоте", принцессы Флорины в "Спящей красавице", па-де-труа в "Лебедином озере"; занималась под руководством Ирины Колпаковой. А в 1972 Юрий Григорович пригласил Людмилу Семеняку в Большой театр, где она с успехом дебютировала в спектакле "Лебединое озеро" на сцене Кремлевского дворца съездов в роли Одетты — Одиллии. Наставником Людмилы стала легендарная Галина Уланова, оказавшая значительное влияние на творчество балерины.





Занятый своим делом человек отличается от иных и тем, что не следит, какое впечатление на окружающих производит. И не надо ему говорить тяжелые, ничего не значащие слова. Не надо изображать свое соответствие занимаемому в жизни месту. Человек, занятый своим делом, выглядит счастливо, когда счастлив, озабоченно, когда озабочен, встревоженно, когда встревожен.

Талантливый человек естественен в работе.

На этом снимке два естественных человека в работе. Балетмейстер Юрий Григорович и балерина Людмила Семеняка. Я сфотографировал их в Большом театре в конце трудной репетиции накануне премьеры Семеняки в балете «Ангара». Мгновение назад балерина была вместе с балетмейстером там - в танце. Но, увидев первого зрителя, независимо от себя, незаметно для Григоро вича, неожиданно для меня, она ощутила счастье от своей молодости, своей работы, своей премьеры...
А мне повезло - я вовремя открыл затвор.



В партия Валентины в балете "Ангара"


Артисти ческий взлет Семеняки стремителен и успешен. Юрий Григорович поручил ей весь классический репертуар и центральные партии во всех своих балетах.

В 1976 Людмила Семеняка успешно гастролирует на лучших сценах мира. Ее выступления становятся событием в Париже, Лондоне, Стокгольме, Токио, Нью-Йорке, Праге, Будапеште.
В том же она завоевывает 1-ю премию и золотую медаль I Международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручает ей премию имени Анны Павловой Парижской академии танца.


В партии Ширин в балете "Легенда о любви"

В то же время Семеняка активно участвует в художественной жизни у себя на Родине. В 1975 она удостоена премии Ленинского комсомола, которой отмечаются лучшие достижения молодежи. Балерина становится желанным гостем и участником торжественных творческих отчетов, шефских концертов, общественных акций. Она стала членом Комитета защиты мира, ее приглашают в Национальную академию творчества и как пропагандиста искусства русского балета направляют в гастрольные поездки по стране. Балерина завоевывает популярность у зрителей от Петрозаводска до Красноярска.

В 1986 году Людмиле Семеняке присуждают звание народной артистки СССР и в Лондоне она получает престижную английскую премию "Evening Standart" за лучшие достижения в области хореографического искусства.


В партии Риты в балете "Золотой век"


Судьба сводит ее с выдающимися мастерами балета Мариной Семеновой, Асафом Мессерером, Алисией Марковой. Среди партнеров Людмилы Семеняки были выдающиеся мастера мирового балета: Владимир Васильев, Михаил Барышников, Николай Фадеечев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Александр Годунов, Юрий Соловьев, Ирек Мухаммедов, Фарух Рузиматов, Лоран Илэр, Фернандо Бухонес, Хулио Бокка, Пер Артур Сегерстрем. Людмила Семеняка — первая исполнительница партии Роксаны в балете Ролана Пети "Сирано де Бержерак" на музыку Констана, перенесенного на сцену Большого театра в 1989, и партии Сони Мармеладовой в балете "Преступление и наказание" на музыку Аарво Пярта, поставленного для неё хореографом Май Мурдмаа в 1990 году в театре "Эстония" (Таллин).


В партии Екатерины в балете "Каменный цветок"


Имя Людмилы Семеняки является синонимом понятия "русская школа классического танца". Интерпретациям балерины посвящены десятки статей ведущих мировых балетных критиков и историков танца: Мэри Кларк, Клайва Барнса, Анны Киссельгоф... Знаменитый английский критик Клемент Крисп писал о Семеняке: "Это классический танец в его величии и чистоте, изысканная техника, соединенная с необыкновенной выразительностью. Ее искусство имеет безупречную родословную, является часть ю живой традиции, связанной напрямую со знаменитыми петербургскими балеринами XIX века. Людмила Семеняка с честью продолжает эту традицию манерой своего танца, аристократизмом, которым пронизан каждый ее жест".

В партии Одетты в балете "Лебединное озеро"

Стиль Людмилы Семеняки называют балетным бельканто: самые виртуозные хореографические пассажи она исполняет легко и четко, будто они поставлены специально для нее. Восхищаясь безупречным сложением балерины, критики ценят естественность её ман ер ы танца , свободу, с которой Людмила пользуется природными данными и т ехникой, а также органичное сочетание безукоризненного петербургского академизма с эмоциональной манерой московского исполнительства. Семеняка пр одолжила традиции психологической школы русского театра, получившие развитие в твор честве Ермоловой, Шаляпина, Анны Павлов ой, Станиславского, Улановой. Ее героиням свойственны нежность, лиризм, а также стойкость, жертвенность, служение долгу.

В партии Китри в балете "Д он Кихот"

Людмила Семеняка выступала в лучших театрах Вашингтона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Лондона, Парижа, Вены, Стокгольма, Амстердама, Берлина, Франкфурта, Висбадена, Мадрида, Рима, Милана, Венеции, Варшавы, Праги, Будапешта, Каира, а также в Австралии, Японии, на Филиппинах, в Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике и других странах в составе труппы Большого, а также с ведущими зарубежными балетными компаниями.



Среди ее наиболее значительных зарубежных выступлений — участие в юбилейном вечере Галины Улановой (Hommage a Oulanova, Париж, зал Плейель, 1981), выступления в главных партиях классического репертуара в спектаклях театров ABT (Нью-Йорк), "Гранд-опера" (Париж), Шведской королевской оперы.


В партии Анастасии в балете "Иван Грозный"

В 1990—1991 годах балерина работала по контракту в труппе Английского национального балета (дебют в партии Золушки в балете Прокофьева "Золушка", хореограф Бен Стивенсон) и Шотландского национального балета (дебют в партии Авроры в балете "Спящая красавица"). Историческим событием пресса назвала выступления Людмилы Семеняки в труппе театра "Колон" (Буэнос-Айрес, Аргентина), отмеченные специальной премией. В 1990 году об ее участии в премьере балета "Спящая красавица" аргентинская газета "La Nation" писала: "Современная техника и выразительность превращают Аврору Семеняки в символ вечной красоты классического танца. Ее линии изысканны и чисты". В 1992 году Людмила Семеняка с огромным успехом танцевала в театре "Колон" премьеру балета "Баядерка" в редакции Натальи Макаровой. Как события воспринимаются и благотворительные гала-концерты Людмилы Семеняки, выступавшей в окружении звезд мирового балета в Нью-Орлеане, городах Израиля и Брюсселе.



Период творческой зрелости балерины пришелся на эпоху Михаила Горбачева, предоставившего Семеняке право выступить балетным символом перестройки: в 1987 году на сцене вашингтонского Кеннеди-центра она высту
пила в гала-концерте, предварявшем историческую встречу Генерального секретаря КПСС с Президентом США Рональдом Рейганом.

Аврора

Людмила Семеняка участвовала в возрождении благотворительного движения в России. В 1989 году при поддержке Фонда культуры и Правительства СССР она провела одну из первых благотворительных акций — гала-концерт "Приглашает Людмила Семеняка" в Московском концертном зале имени П. И. Чайковского, на котором присутствовали М. С. Горбачев с супругой и члены Правительства СССР. Вечер стал значительным общественным и художественным событием.



Наряду со сценами из классических балетов и спектаклей Большого театра Семеняка представила фрагменты не исполнявшихся у нас балетов "Сильвия" Баланчина и "В поисках утраченного времени" Ролана Пети, а также па-де-де из балетов "Эсмеральда" (редакция Гилпин — Березов) и "Талисман" (хореография М. Петипа в редакции О. Йордан и А. Ермолаева, восстановлена П. Гусевым для Людмилы Семеняки, премьера 22. 12. 1984, ГАБТ). Партнерами балерины выступили Ирек Мухаммедов, Юрий Посохов, Вадим Писарев, Гедиминас Таранда.
В 1999 году Людмила Семеняка дебютировала как балетмейстер-постановщик, подготовив для сольного выступления номер "Из роли в роль" на музыку Моцарта.

С 2002 Семеняка — педагог-репетитор Большого театра. Работает с солистами Еленой Андриенко, Анастасией Горячевой, Светланой Захаровой, Анастасией Курковой, Викторией Осиповой, Галиной Степаненко. В качестве педагога выезжала с театром на гастроли в Лондон, Париж, Нью-Йорк, Токио. Она — член жюри международных конкурсов артистов балета: в Любляне (1998), Международном конкурсе имени Ю. Григоровича "Фуэте Артека" (Крым, 1998 и 1999), имени Сержа Лифаря (Киев, 1999), в Нагое (2000 и 2001), международного приза "Benois de la danse" (2000).



Драматический дар Людмилы Семеняки нашел преминение на сцене театра "Школа современной пьесы" в поставленном для неё спектакле "Прекрасное лекарство от тоски" по пьесе Злотникова (2000) , партнером Семеняки был Альберт Филозов.

С участием Людмила Ивановна Семеняки сняты фильмы-балеты: "Танцует Людмила Семеняка", "The Bolshoi ballerina", "Монолог балерины", "Приглашает Людмила Семеняка", "Раймонда", "Спартак", "Каменный цветок", "Щелкунчик", "Мир Улановой".

slovari.yandex.ru ›~книги/Кто…кто…Семеняка Людмила…



В 1999 Людмила Ивановна Семеняка дебютировала в качестве балетмейстера, подготовив для своего сольного выступления в Концертном зале Чайковского хореографический номер «Из роли в роль» на музыку Моцарта.
Поставила спектакли: «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (2008, Астраханский государственный музыкальный театр), «Жизель» (2009, Екатеринбургский театр оперы и балета), «Лебединое озеро» (2010).



Знаменитый английский критик Клемент Крисп (в Англии и Аргентине Семеняка была особенно популярна) писал о ней:

«Это классический танец во всем его величии и чистоте, соединяющий отточенную технику с необыкновенной выразительностью. Ее искусство имеет безупречную родословную, являясь частью живой традиции, которой положили начало знаменитые петербургские балерины XIX века».


«Лиепа вас обманывает, - сказал мне высокопоставленный чиновник, хорошо знавший артистов Большого театра». - «Что вы! Андрис не может!» - возмутилась я.

В первые за много лет я чувствовала себя любимой, желанной и не хотела ничего слушать. К тому же прозорливый чиновник добивался моего расположения. Но я не поддавалась. Все мои мысли были только о юном романтичном Андрисе. До его появления в театре я не искала романов. После тяжелого развода с первым мужем - Михаилом Лавровским - долгие годы у меня не было счастливых отношений.

Фото: Из архива Л. Семеняки

Боль не отпускала, сидела глубоко внутри... Помогал балет - и потом, и всегда.

Моя жизнь в балете началась с павильона, примыкающего ко Дворцу пионеров имени Жданова в Ленинграде. В царское время там держали придворных лошадей, а в советское разместили кружки детского творчества. В первый раз оказавшись во дворце, я с замиранием сердца разглядывала роскошное помещение, украшенное золотой лепниной и зеркалами. Больше всего понравились выставленные в витринах куклы, сшитые детскими руками.

Чем бы ты хотела заниматься? - обратилась ко мне директор.

Хочу делать таких кукол!

Не слушайте ее, - вмешалась мама, - она танцует с утра до ночи.

В девять лет поступать в хореографический кружок поздновато. Но я была такая маленькая и хрупкая, что для меня сделали исключение. Ученицам сшили сарафаны в точности как у девочек из Императорской балетной школы. Такие же носили и Ваганова, и Анна Павлова. Никогда не забуду, как в один из вечеров нам разрешили примерить настоящие балетные пачки. Они пахли потрясающе - смесью пудры и нафталина. Этот театральный запах навсегда остался для меня самым желанным.

Мы жили далеко от центра, но мама каждый день мужественно возила меня на занятия. Однажды вечером бежали с ней по мосту, который уже начали разводить. Неслись со всех ног, в унисон сделав жете через расходящийся пролет, - неизвестно, что было страшнее: перспектива упасть в воду или остаться ночевать на улице.

На следующий год я самостоятельно отправилась поступать в Вагановское училище.


Фото: Из архива Л. Семеняки