Сообщение о янке купале. Знаменитые белорусы: Янка Купала

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА

Учреждение образования

Минский государственный профессионально-технический

колледж электроники

Производственное обучение «Компьютерный практикум»

Выполнила:

учащаяся гр. 372 С

А.В.Дрожжа

Проверила:

мастер производственного обучения

Г.Ф.Босянок


1.ВВедение 5

Краткая характеристика Янки Купалы 6

2. Биография 7

2.1.Детство и юность 7

2.2.Первые публикации 8

2.3.Виленский и петербургский периоды 8

3.Перипетии советской эпохи 9

3.1.Награды и премии 10

4.Публицистическая деятельность в Великую Отечественную войну 10

5.Переводы 11

6.Загадочная смерть 11

7.В произведениях культуры 11

8.Объекты, названные в честь Янки Купалы 11

9.Библиография 12

9.1.Сборники стихов 12

9.2.Поэмы 12

9.3.Пьесы 12

9.4.Переводы 12

10.Интересные факты 13

Список литературы 14

Приложение 15

    ВВедение

Я́нка Купа́ла (настоящее имя Ива́н Домини́кович Луце́вич, белор. Іва́н Даміні́кавіч Луцэ́віч; 7 июля (25 июня) 1882, Вязынка, Минская губерния, Российская империя (ныне Молодечненский район, Минская область) - 28 июня 1942, Москва) - классик белорусской литературы (в том числе и белорусской советской), народный поэт Белоруссии (с 1925 года), драматург, публицист, академик АН БССР (с 1928) и АН УССР (с 1929). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

    Краткая характеристика Янки Купалы

Имя при рождении: Іван Дамінікавіч Луцэвіч

Псевдонимы: Адзін з «парнасьнікаў»; Вайдэльота; Здарэнец; Левы; Марка Бяздольны; Ня-Гутнік; Стары Мінчук; Янук з-пад Мінска; Янук Купала; К.; І.К.; Я. К.; К-а; Л.; І.Л.; Л.І.

Место рождения: д. Вязынка, Минская губерния, Российская империя (ныне) Молодечненский район Минской области

Место смерти: Москва, СССР

Род деятельности: прозаик, поэт, драматург

Годы творчества: 1903-1940

Язык произведений: белорусский

Премии:

Награды:

    Биография

    1. Детство и юность

Родился 7 июля (25 июня по старому стилю) 1882 году в деревне Вязынка под Минском. Родители были обедневшие шляхтичи, арендовавшие земли в помещичьих угодьях. В детстве будущему поэту приходилось много помогать отцу, который по сути, несмотря на своё шляхетское происхождение, принадлежал к числу безземельных крестьян и вынужден был обрабатывать съёмные участки, платя крупные суммы в качестве аренды за использование угодий. После смерти отца в 1902 году работал домашним учителем, писарем в помещичьем имении, приказчиком и на других работах. В обнаруженной в белорусском Национальном историческом архиве анкете призывника Луцевича Ивана Доминиковича указаны его вероисповедание - римско-католическое и национальность - русский. Позже Иван устроился чернорабочим на местный винокуренный завод, где продолжал трудиться в поте лица. Хотя тяжёлая работа отнимала у молодого человека много времени, ему удавалось выкраивать свободные часы на занятие самообразованием; таким образом, вскоре будущий Янка Купала ознакомился практически со всеми книгами из отцовской и помещичьей библиотек. В 1898 году окончил народное училище в местечке Беларуч. В 1908-09 г.г. жил в Вильно, где работал в редакции первой белорусской газеты "Наша Ніва". Там же познакомился с будущей женой - Владиславой Станкевич и актрисой Павлиной Мядзёлкой, которой Купала одно время был сильно увлечен и в честь которой назвал героиню своей первой пьесы-комедии "Паулінка". С 1909 по 1913 году начинающий поэт учился в Санкт-Петербурге на подготовительных общеобразовательных курсах А.Черняева, затем в 1915 году проучился в Московском городском народном университете, который был основан на средства известного в Российской империи золотопромышленника и мецената Альфонса Леоновича Шанявского и его жены в 1908 году; университет находился в Москве и носил имя мецената. Янка Купала поступил в народный университет в сентябре, однако его намерениям продолжить учёбу помешала всеобщая мобилизация 1 , объявленная в связи с наступлением Первой мировой войны. Уже в начале 1916 года поэта-студента призвали в армию и тот поступил в дорожно-строительный отряд, в составе которого работал вплоть до наступления событий Октябрьской революции. В это время Янка Купала обосновался в Смоленске, работал в сфере строительства дорог, где его и застала врасплох революционная стихия. В период с 1916 по 1918 годы им не было создано ни одного произведения, однако позже Янка Купала в своей лирике обратился к теме выживания отдельной личности и народа в целом в годину исторического перелома. Следует упомянуть такие программные произведения послевоенно-революционного периода, как «Время», «Для отчизны», «Наследство», «Своему народу», которые датируются 1919 годом. После революции Янка Купала поселился в Минске. События Советско-польской войны существенно не повлияли на образ жизни поэта: он пережил двухлетнюю польскую оккупацию Минска, в котором и остался жить до следующей войны.

      Первые публикации

Первые произведения Купалы - несколько лирических стихотворений на польском языке, опубликованы в 1903 - 1904 годах в журнале «Ziarno» («Зерно») под псевдонимом «К-а». Первое стихотворение на белорусском языке - «Мая доля» (датируется 15 июля 1904 года) в газете «Северо-Западный край». После этой публикации Купала начал систематически появляться в печати; стихотворение «Мужик», опубликованное в этом же году, можно считать его успешным литературным дебютом и началом восхождения на литературный белорусский олимп. Его ранние стихи типичны для фольклора в белорусской поэзии XIX века.

С 1907 года Янка Купала начинает первое кратковременное сотрудничество с поэтическим журналом «Наша Ніва». В 1906 - 1907 годах написаны поэмы «Зімою» (Зимой), «Нікому» (Никому), «Адплата каханнем» (Оплата любовью), 18 декабря 1908 году «Наша Ніва» публикует поэму «У Піліпаўку». В том же году закончена работа над поэмами «Адвечная песня» и «За што?». Тема этих произведений - социальная несправедливость и гнет помещиков.

Осенью 1908 года Купала переехал в Вильно, где продолжал работу в редакции «Нашай Нівы». В виленский период пишется множество известных стихотворений: - «Маладая Беларусь», «Заклятая кветка» (Заговоренный / заколдованный цветок), «Адцьвітаньне» и другие, «Наша Ніва» публикует их у себя.

В 1908 году в Петербурге издан первый сборник Купалы под названием «Жалейка» («Дудочка»). В конце года Санкт-Петербургский комитет по делам печати при МВД решил конфисковать сборник как антигосударственный, а его автора - привлечь к ответственности. Вскоре арест 1 был снят, но в 1909 году тираж книги повторно конфискован, уже по приказанию Виленского генерал-губернатора. Чтобы не испортить репутацию «Нашей Нівы», Купала прекратил работу в редакции. Тем не менее петербургский период его жизни и творчества можно назвать одним из самых успешных и продуктивных: в первую очередь потому, что Янке Купале довелось свести знакомства со многими представителями белорусской интеллигенции, например, оформившимся как поэт и снискавшим себе славу к началу 10-х годов Якубом Коласом и Э.Пашкевич, которая работала под псевдонимом Тётка. Ещё в Вильно поэт познакомился с выдающимся деятелем русского символизма В.Я.Брюсовым, который обратил внимание на активно публикующегося автора и изъявил неподдельный интерес к его поэтическому творчеству. Позже Брюсов и Янка Купала продолжили тесно сотрудничать на литературных собраниях в Петербурге; Брюссов стал первым русским автором, который начал переводить белорусского поэта на русский язык.

В конце 1909 года Купала уехал в Петербург. 8 июля 1910 года отдельной книгой вышла поэма «Адвечная песня» (Вечная песнь), а 13 марта 1910 года - сборник «Гусляр». В апреле 1910 года была завершена поэма «Курган», а в августе того же года - драма «Сон на кургане», одно из величайших творений Янки Купалы, символ бедного существования народа в тогдашней Беларуси, попытка выявить его глубинные причины. Отдельным изданием поэма была опубликована в 1912 году в Санкт-Петербурге.

В 1911-1913 годах Купала жил с матерью и сестрами в имении Акопы. В Акопах мать Купалы, Бенигна Ивановна Луцевич, арендовала помещичий хутор. Здесь написано более 80 стихотворений, пьесы «Паўлінка», «Тутэйшыя», «Раскіданае гняздо», поэмы «Магіла льва», «Бандароўна» и др. На сегодняшний день от хаты Луцевичей сохранился лишь фундамент, колодец и беседка.

3 июня 1912 года Купала завершил первую свою пьесу-комедию «Паўлінка», которая в том же году была издана в Санкт-Петербурге, затем поставлена на сцене сперва в Санкт-Петербурге, затем в Вильно. В июне 1913 года в Акопах завершена историческая поэма «Бандароўна», следом за ней - поэмы «Магіла льва», «Яна і я», а также комедийная пьеса «Прымакі». Тогда же была написана драма «Раскіданае гняздо» (1913), опубликованная в Вильне в 1919. Большое влияние на драматическое творчество одного из основателей новой белорусской литературы (наряду с Якубом Коласом) оказал один из корифеев русского литературного мира Максим Горький.

Весной 1913 года был издан третий сборник Купалы - «Шляхам жыцця» (Дорогой жизни), в который была включена драматическая поэма «На папасе». Осенью 1913 году Купала возвратился в Вильно, где сначала работал секретарем Белорусского издательского товарищества, а потом вновь работал в «Нашей Ніве». С 7 апреля 1914 года Купала стал редактором газеты.

    Перипетии советской эпохи

С наступлением советской эпохи лирические настроения Янки Купале подверглись некоторым изменениям. На первый план в его стихотворениях вышел мотив ожидания светлого будущего; поэт возлагал искренние надежды на коренные изменения в жизни белорусского народа под влиянием новой эпохи. На протяжении двух следующих десятилетий (вплоть до наступления Великой Отечественной войны выходили в свет следующие лирические сборники белорусского поэта: «Наследство» (1922), «Безымянное» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), «От сердца» (1940), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и некоторые другие.

Несмотря на издания оптимистически настроенных поэтических сборников, отношения между белорусским поэтом и советской властью складывались отнюдь не безоблачно. Не всё казалось таким однозначным: больше десятилетия (с начала 20-х до начала 30-х) Янка Купала был вынужден, без всякого преувеличения, пройти через множество страданий. Сперва последовало несправедливое обвинение в неблагонадёжности, в советских СМИ по указанию обвинителей свыше началась методичная травля поэта. Главным обвинением, которое выдвигалось Янке Купале, были националистические воззрения: якобы в непростой исторический период конца 10-х годов Янка Купала всячески поддерживал Организацию Национального освобождения Белоруссии и «запятнал» себя вхождением в её состав. Поэт не избежал длительных, изнурительных допросов в ГПУ, сидения в неудобной камере, попытки самоубийства. В итоге, дабы избежать дальнейших нежелательных разбирательств, которые могли окончательно подорвать его и без того подкосившееся здоровье, поэт опубликовал покаянное «Открытое письмо», в котором вынужден был повиниться во всех грехах и пообещать, что подобных идеологических ошибок больше не повторится. После написания этого письма блюстители идеологической нравственности, наконец оставили в покое Янку Купалу. И всё-таки, несмотря на несколько стихотворений, которые тематически были посвящены апологии вождя всех времён и народов, Янка Купала, как было отмечено выше, создал ряд поэтически ценных лирических произведений, в которых не переставал отстаивать право народа на самобытность, на развитие по традиционному направлению в условиях нового времени.

      Награды и премии

Сталинская премия первой степени (1941); за сборник стихов «От сердца»

орден Ленина

    Публицистическая деятельность в Великую Отечественную войну

С наступлением военных действий стала пользоваться популярностью яркая публицистика Янки Купалы, способная зажечь людей для сражения; вместе с тем Янка Купала не прерывал стихотворной деятельности, его новым патриотическим стихотворениям, написанным во время войны, была присуща уничижительная антифашистская направленность. Уехав из Минска, Янка Купала обосновался в Печищах, маленьком населённом пункте недалеко от Казани, в котором попытался обрести покой для того, чтобы с головой окунуться в антифашистскую публицистику. Поэтический талант Янки Купалы развился на основе устоявшихся традиций белорусской литературы и фольклора середины и конца XIX века, равно как и более раннего периода, когда только происходило становление канонов народного литературного творчества. Его лирические произведения органично передают тональность и мелодику напевов народных песен, а также их звуковое единство и метафоричность, которые и обуславливают общий настрой лирики Янки Купалы.

    Переводы

Помимо собственных стихотворных сочинений, Янка Купала занимался активной переводческой деятельностью. В частности, им на белорусский язык было переведено «Слово о полку Игореве». Прозаический перевод древнерусского памятника был выполнен поэтом в 1919 году; это был первый литературный перевод «Слова…» на белорусский язык. Занимался переводами пушкинских сочинений: можно упомянуть «Медного всадника». Также переводил произведения Т. Г. Шевченко, А. Мицкевича, М. Конопницкой, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. А. Крылова и других знаковых поэтов прошлых эпох. Что касается произведений самого Янки Купалы, то они переведены на многие языки народов СССР и зарубежных стран.

    Загадочная смерть

28 июня 1942 года Янка Купала, остановившийся в гостинице «Москва», неожиданно странно и загадочно погибает. Будучи за несколько часов до нелепой и трагической смерти абсолютно весёлым и полным радужных планов на ближайшее и отдалённое будущее, Иван Доминикович общался с друзьями, угощал их кондитерскими изделиями и приглашал на своё шестидесятилетие. Тем более шокирующим оказалось известие о его гибели: поэт сорвался в лестничный пролёт между 9-м и 10-м этажами гостиницы, смерть была мгновенной. Свидетелей его гибели нет. До сих пор тайна его смерти не раскрыта и не умолкают слухи о том, что смерть могла оказаться неслучайной, выдвигаются версии о самоубийстве или убийстве, так как мало кто верит, что падение в лестничный пролёт могло произойти по какой-то трагической неосторожности. Похоронен на Военном кладбище в Минске.

Награждён орденом Ленина. В 1945 в Минске открыт музей Купалы. Филиал столичного Литературного музея Янки Купалы открыли в 2 км от хутора Акопы - в деревне Хоруженцы (к 110-летию со дня рождения).

    В произведениях культуры

«Сны аб Беларусі - драма, по пьесе «Калыска чатырох чараўніц». По произведениям Янки Купалы и Владимира Короткевича. Посвящён юбилею. Автор инсценировки и режиссёр-постановщик - белорусский режиссёр Владимир Савицкий.

    Объекты, названные в честь Янки Купалы

    Гродненский государственный университет

    Национальный академический театр имени Янки Купалы

    Улица и станция метро - «Купаловская»

    Библиотека имени Янки Купалы.

    Библиография

    1. Сборники стихов

«Жалейка» (1908)

«Гусляр» (1910)

«Шляхам жыцця» (1913)

«Спадчына» (1922)

«Ад сэрца» (1940)

«Зімою» (1907)

«Нікому» (1907)

«Адплата каханнем» (1907)

«У Піліпаўку» (1908)

«За што?» (1908)

«Адвечная песня» (1908)

«Курган» (1910)

«Сон на кургане» (1910)

«Бандароўна» (1913)

«Магіла льва» (1913)

«Яна і я» (1913)

«На папасе» (1913)

«Безназоўнае» (1924)

«З угодкавых настрояў» (1927)

Доска в Вильнюсе

Над ракой Арэсай» (1933)

«Тарасова доля» (1939)

«Паўлінка» (1912)

«Прымакі» (1913)

«Раскіданнае гняздо» (1913)

«Тутэйшыя» (1922)

      Переводы

Перевёл «Слово о полку Игореве» (прозой и стихами), «Интернационал», польский текст в пьесах В. Дунина-Марцинкевича «Идилия» и «Залёты», либретто оперы «Галька» С. Манюшки, поэму А.С. Пушкина «Медный всадник», ряд стихотворений и поэм Т.Г. Шевченко, некоторые произведения Н. А. Некрасова, И.А. Крылова, А.В. Кольцова, А. Мицкевича, Владислава Сырокомли, М. Конопницкой, Ю.И. Крашевского, В. Броневского, Е. Жулавского и др.

В 2003 г. завершено издание полного собрания произведений Янки Купалы в 9-ти томах.

    Интересные факты

Купала писал легендарных персонажей «Паўлінкі» с жителей Хоруженцев. В этих же местах родилось выражение «тудэма-сюдэма». Неподалеку от близлежащей деревни Карпиловка находилась усадьба друга и соратника Купалы, родоначальника белорусской прозы Ядвигина Ш. (Антона Левицкого).

Список литературы

Приложение

1 Мобилизовать - произвести призыв военнообязанных на службу в армию в с вязи с объявлением войны или с достижением призывного возраста.

1Арест - запрещение распоряжаться имуществом или денежным средствами, которое налагается судебными органами.

- 116.50 Кб

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО» БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической информатики и математической экономики

Реферат

По дисциплине: История Беларуси

На тему: «Творчество Янки Купалы»

Студентка

ЭФ, 1 курс, Э 21 20.10.10 А.В. Домашевич

Проверил

кандидат исторических наук,

доцент Г.Ф. Шаповал

Минск 2010 г.

Введение…………………………………….………………… …………………. 3

  1. Биография Янки Купалы. ………………………………………….………....5
  2. Творчество..……………………………………………… ……………………7
  3. Стиль творчества Янки Купалы………………………………………………14
  4. Историческая роль……………………………………………..…………….. .16
  5. Поэт международного масштаба…………………………………..…...... ......18

Заключение…………………………………………………… …………………...20

Список источников…………………………………………………… …………..21

ВВЕДЕНИЕ

В каждой литературе есть великие поэты, которые в своих произведениях отображают мысли и надежды народов. К таким поэтам относится и Янка Купала – выдающийся народный поэт, классик белорусской литературы.

В творчестве Янки Купалы, в его неповторимом таланте белорусский народ показал «сілу і прыгажосць свайго паэтычнага духу, сваей глыбокай чалавечнасці, сваей мудрай філасофii, сваей любві да жыцця і веры ў лепшую будучыню чалавека». Так описал народность купаловской поэзии Михась Лыньков.

Я решила выбрать данную тему для написания реферата, так как, во-первых, сам процесс изучения жизни выдающейся личности является очень интересным и увлекательным, а во-вторых, я живу на земле, на которой родился и жил Янка Купала, и через его произведения можно проследить, как изменялся дух белорусского народа с течением времени.

Целью данной работы является анализ творчества Янки Купалы и определение его исторической роли в развитии белорусской нации.

Для решения этой цели я поставила следующие задачи:

  • Ознакомиться с биографией Янки Купалы;
  • Рассмотреть его творчество в различные периоды жизни;
  • Изучить стиль творчества Купалы;
  • Определить историческую роль поэта.

Янка Купала прожил непростую жизнь, полную тяжестей и испытаний. Однако его высокие качества как человека, гражданина и творца: высокородность, гуманизм, любовь к своему народу и Отечеству, верность национальному, социальному и духовному освобождению людей, раскрытая на высоком художественном уровне, – всегда оставались неизменными и неоспоримыми.

Белорусский поэт стоит в ряду тех великих мастеров мира, которым дано глубоко познать суть своего времени, народа, его истории и высказать это в яркой, только им присущей форме.

Нельзя не согласиться со следующей оценкой белорусских литературоведов: «Творчество Янки Купалы – это летопись жизни белорусского народа, отпечаток национального характера народа на переломных исторических рубежах первой половины XX века. Она отличается глубокой народностью, художественной оригинальностью, национальной отличительностью».

Очень точными являются размышления о Янке Купале русского поэта А.Т. Твардовского: «Ни физическая смерть поэта, ни варварское уничтожение дома, в стенах которого он творил свои песни, не лишили белорусский народ богатства его поэзии. Популярность Янки Купалы огромна. Лирик по складу своего замечательного таланта, певец Белоруссии, выразивший сердце ее с необычайной силой, он всем своим поэтическим существом как бы символизировал творческую мощь народа», и «так глубоко запал в душу народа», что стал «неотъемлемой частью его живой жизни».

Можно утверждать, что определения, которые часто используют для описания личности Янки Купалы: «великий поэт белорусского народа», «пророк национального возрождения» и даже «создатель нации» – являются полностью уместными.

БИОГРАФИЯ

Ой ты мае сонца,

Як жа свеціш ясна!

Дз е ж было раней ты.

Як быў я няшчасны?

Як я у маленстве

Ра дасці не ведаў,

Як за мной пляліся

Бя да, гора следам...

Як ішоў маркотны,

Не знаўшы дарогі,

Аб іваць з паклонам

Па нскія парогі.

(1935)

Янка Купала родился 25 июня (7 июля) 1882 года в деревне Вязынка ныне Молодечненского района Минской области Беларуси. Родители – Доминик Ануфреевич и Бенигна Ивановна – произошли от дробной чиншевой шляхты, которая имела свои особенные сословные черты, но по экономическому положению и укладу жизни была близкой к крестьянам. Дворянское происхождение рода Луцевичей Сенатом Российской империи подтверждено не было. Тем не менее, при крещении в Родошковичском костеле Иван Луцевич был записан дворянином, но позже, согласно официальным документам, относился к мещанам. Материальное положение семьи резко ухудшилось, когда Луцевичи в 1870-х годах были выселены из закута Пески (назывался также Лазаревщина, Луцевичи; сейчас Узденский район Минской области), где род жил с 17 века. До этого Луцевичи, как чиншевая шляхта, хоть и не имели наследственной земли, но владели усадьбой на основании бесплатного пользования. Доминик Луцевич арендовал чужую землю. Семья была многодетной, часто переезжала с места на место. Янка, как старший сын, был главным помощником отца по хозяйству.

После смерти отца в 1902 году молодой Иван Луцевич работал домашним учителем, писарем в помещичьем имении, приказчиком и на других работах. В обнаруженной в белорусском Национальном историческом архиве анкете призывника Луцевича Ивана Доминиковича указаны его вероисповедание - римско-католическое и национальность - русский. Позже Иван устроился чернорабочим на местный винокуренный завод, где продолжал трудиться в поте лица. Хотя тяжёлая работа отнимала у молодого человека много времени, ему удавалось выкраивать свободные часы на занятие самообразованием. Таким образом, вскоре будущий Янка Купала ознакомился практически со всеми книгами из отцовской и помещичьей библиотек. В 1898 году окончил народное училище в местечке Беларуч. В 1908-1909 годы жил в Вильно, где работал в редакции первой белорусской газеты «Наша Ніва». Там же познакомился с будущей женой - Владиславой Станкевич - и актрисой Павлиной Мядзёлкой, которой Купала одно время был сильно увлечен и в честь которой назвал героиню своей первой пьесы - комедии «Паулінка». В 1909-1913 годах начинающий поэт учился в Санкт-Петербурге на подготовительных общеобразовательных курсах А.Черняева, затем в 1915 году проучился в Московском городском народном университете, который был основан на средства известного в Российской империи золотопромышленника и мецената Альфонса Леоновича Шанявского и его жены в 1908 году; университет находился в Москве и носил имя мецената. Янка Купала поступил в народный университет в сентябре, однако его намерениям продолжить учёбу помешала всеобщая мобилизация, объявленная в связи с наступлением Первой мировой войны. Уже в начале 1916 года поэта-студента призвали в армию и тот поступил в дорожно-строительный отряд, в составе которого работал вплоть до наступления событий Октябрьской революции. В это время Янка Купала обосновался в Смоленске, работал в сфере строительства дорог, где его и застала врасплох революционная стихия. В период с 1916 по 1918 годы им не было создано ни одного произведения.

После революции Янка Купала поселился в Минске. События Советско-польской войны существенно не повлияли на образ жизни поэта: он пережил двухлетнюю польскую оккупацию Минска, в котором и остался жить до следующей войны.

ТВОРЧЕСТВО ЯНКИ КУПАЛЫ

ПЕРВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Янка Купала вошел в литературу с внутренней потребностью сделать все возможное для того, чтобы белорусскому «люду свет иной открылся».

Общественную и творческую деятельность молодому писателю пришлось начинать с самых элементарных вещей: в то время не существовало белорусских печатных изданий, т.е. даже негде было опубликовать написанное. Однако историческое появление национального поэта было предопределено. Янка Купала «ворвался» в литературу подобно метеору.

Первые произведения Купалы - несколько лирических стихотворений на польском языке, опубликованы в 1903-1904 годах в журнале «Ziarno» («Зерно») под псевдонимом «Купала». Первое стихотворение на белорусском языке - «Мая доля», датируется 15 июля 1904 года в газете «Северо-Западный край».

Его первое опубликованное стихотворение «Мужык» появилось на страницах прогрессивной русской газеты «Северо-Западный край» 5 мая 1905 года. И, как во всякой случайности, при пристальном рассмотрении проявляется явственная закономерность: первое печатное произведение белорусского поэта оказалось волею судьбы опубликованным рядом с рассказом Л.Толстого, словно предвещая о том, какой могучий талант идет в литературу. «Мужык», с его ярко выраженной гражданской позицией, воспринимается как манифест молодого Янки Купалы:

Але хоць колькі жыць тут буду,

Як будзе век тут мой вялік,

Ніколі, браткі, не забуду,

Што чалавек я, хоць мужык.

І кожны, хто мяне спытае,

Пачуе толькі адзін крык:

Што хоць мной кожны пагараджае,

Я буду жыць! – бо я мужык!

Вступив на путь защиты «пана сохи и косы», заявив о его человеческом достоинстве, Янка Купала понял, что белорусские беспросветные труженики должны стать полноправными членами общества. Он утверждал, что трудовой Беларуси для того, чтобы добиться социальной и национальной свободы, необходимо осознать себя единым народом с общенациональными устремлениями. Из-под его пера появилось стихотворение «А хто там ідзе?» (1905-1907), ставшее национальным гимном пробуждавшейся Беларуси:

А хто там iдзе, а хто там iдзе

У агромнiстай такой грамадзе?

- Беларусы.

А што яны нясуць на худых плячах,

На руках у крывi, на нагах у лапцях?

- Сваю крыўду.

А куды ж нясуць гэту крыўду ўсю,

А куды ж нясуць напаказ сваю?

- На свет цэлы.

А хто гэта iх, не адзiн мiльён,

Крыўду несць наўчыў, разбудзiў iх сон?

- Бяда, гора.

А чаго ж, чаго захацелась iм,

Пагарджаным век, iм, сляпым, глухiм?

- Людзьмi звацца.

Жизнеутверждающая песня Янки Купалы воспринималась как голос пробуждающейся нации, как призывный клич родной земли, вдохновленный ее зелеными лесами, голубоглазыми озерами, тихоструйными реками и ржаными полями. Судьба человеческая, судьба народная, защита национального достоинства определили основное содержание купаловского творчества.

С 1907 года Янка Купала начинает первое кратковременное сотрудничество с поэтическим журналом «Наша Ніва». В 1906-1907 годах написаны поэмы «Зімою», «Нікому», «Адплата каханнем». 18 декабря 1908 году «Наша Ніва» публикует поэму «У Піліпаўку». В том же году закончена работа над поэмами «Адвечная песьня» и «За што?». Тема этих произведений - социальная несправедливость и гнет помещиков. Также в 1908 вышел первый сборник стихов Купалы «Жалейка».

ВИЛЕНСКИЙ И ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОДЫ

Дооктябрьское творчество Янки Купалы – это бунтарская песня против зла и несправедливости, против горя, бесчисленных обид и унижения. Его многочисленные стихотворения, драматические поэмы «Адвечная песня» (1908) и «Сон на кургане» (1910), поэмы «Курган» (1910) и «Бандароўна» (1913), драма «Раскіданае гняздо» (1913), комедия «Паўлінка» (1912) поведали миру не только о страданиях и муках белорусского народа, но оказались наполненными пророческими предчувствиями великих исторических перемен, которые должны были благотворно сказаться на судьбе белорусов. 2.Творчество..……………………………………………………………………7
3.Стиль творчества Янки Купалы………………………………………………14
4.Историческая роль……………………………………………..……………...16
5.Поэт международного масштаба…………………………………..…............18
Заключение………………………………………………………………………...20

Список источников………………………………………………………………..21

Белорусский поэт, драматург, публицист, переводчик, классик белорусской литературы, один из основоположников новейшей белорусской литературы и литературного языка. Народный поэт Беларуси (1925). Академик АН БССР (1928).

Иван Луцевич родился в месте Вязынка Вилейского уезда (сейчас Молодеченский район, Минская область) в семье арендатора. В 1898 закончил Белорусскую народную училище. После смерти отца (1902) работал на хозяйстве, позже домашним учителем, писарем у судебного следователя в Радошковичах (1903), младшим приказчиком у помещика в Сенненском уезде Колдунилевской губернии (1904), практикантом и ассистентом винокура в имении Семково под Минском, на пивоварне в Яхимовщине, в имении Снов Новогрудского уезда (1905-1908), был сотрудником “Нашей Нивы” и библиотекарем библиотеки “Познания”.

Сначала декабря 1909 г. с рекомендательным письмом переехал в Петербург, где обучался на общеобразовательных курсах А. Черняева (1909-1913), работал в Общественной библиотеке, участвовал в работе научно-литературного кружка белорусских студентов Петербургского института. 3 октября 1913 опять в Вильнюсе: секретарь “Белорусского издательского общества”, редактор «Нашей Нивы» (1914-1915). С приближением фронта эвакуировался из Вильнюса, жил в Соколе, в сентябре 1915 года выехал в Москву, где обучался в Народном институте. С января 1916 г. был на военной службе: несколько месяцев служил в Минске старшим рабочим в дорожно-строительном отряде Варшавского окрестность путей сообщения, позже в Полоцке, Смоленске. В 1916 году женился с Владиславой Луцевич.

В июле 1918 года получил должность агента по обеспечению продуктами Западной области. Вкупе с Н. Горецким был слушателем факультета истории искусств Смоленского отделения Столичного археологического института. В 1919 году, после провозглашения БССР, переехал на неизменное жительство в Минск. Работал заведующим библиотеки при Белорусском домике, редактировал журнальчик “Рунь” (1920) и “Свободный стяг” (1920-1922).

В 1920-1922 тяжело болел, но, оправившись, вновь возвратился к активной публичной и литературной деятельности. С начала 1921 - заместитель заведующего литературно-издательского отдела БССР, заходил в состав Академической комиссии Академического центра БССР по вложения и обработке белорусской терминологии, член научно-редакционной коллегии БССР, которая рассматривала выставленные к печати произведения (позднее она называлась комиссией, и Я. Купала был ее председателем); один из инициаторов сотворения Белорусского драматического театра (1920), БГУ (1921), Инбелкульта (с 1922 года его действительный член), литературного объединения “Пламя”. Янка Купала участвовал в Академической конференции по реформе белорусского правописания и азбуки (1926).

Не один раз подвергался репрессиям. В 1921 году на поэта был наложен домашний арест и изъяты рукописи. В 1930 году было раскулачено мама и сестра поэта. Летом 1930 года в печати появилась статья Л. Бэндэ “Путь поэта”, в каком Купала был объявлен “идеологом буржуазного национал-врзраждения”. Купалу вызывали на допросы в ГПУ; ему обвинялось лидерство в “Союзе освобождения Беларуси”. 20 ноября 1930 после “бесед” в ГПУ он сделал попытку самоубийства, но был спасен. В декабре 1930 был обязан опубликовать в “Звезде” “покаянное” письмо, в каком признавался в “ошибках” и “вредных взорах”, обещал разорвать с “кулацким националистическим направлением” и отдать все свои силы социалистическому строительству”. В 1930-е годы произведения Купалы подверглись значимой цензурной правке, в т. л. произведения из сборников “Жалейка” и “Гусляр”. В 1937 году над поэтом в очередной раз нависла угроза ареста - его имя оказалось в перечне предполагаемых жертв. Ареста удалось избежать.

Величавая Российская война застала его в Каунасе. В 1-ые деньки войны в Минске сгорели его архив и библиотека. 30 июня 1941 с дачи в Левках Янка Купала выехал в Москву. С ноября 1941 года он жил в пас. Печищи около Казани. Как член президиума Всеславянского антифашистского комитета Купала выступал на антифашистских митингах, подписал обращение с призывом подняться на вызвольную борьбу против фашизма, участвовал в И имевший несколько математических книжек митинга и в научной сессии АН БССР (в Казани), где выступил с докладом “Российская война и белорусская интеллигенция”.

18 июня 1942 Купала приехал в Москву и через 10 дней умер в гостинице “Москва” при невыясненных обстоятельствах - свалился в лестничный просвет с 10 этажа. Существует три версии - злосчастный случай, суицид, убийство. Был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

В июле 1962 урна с прахом Янки Купалы была перевезена в Минск и захоронена на Военном кладбище.

Янка Купала - классик белорусской литературы, традиции писателя оказывали влияние на белорусских поэтов различных поколений. Особенное значение наследство Янки Купалы заполучила в конце 1980-х, когда были написаны ранее нелегальные его произведения (поэмы “Инвалид”, “В Сочельник” и др.).


7 июля родился Янка Купала (Иван Доминикович Луцкевич) (1882-1942) – великий сын белорусского народа, классик белорусской литературы, поэт, академик, лауреат Государственной премии СССР. Его малая родина – деревня Вязынка, что в Молодечненском районе Минской области.

Будущий поэт учился в Петербурге на общеобразовательных курсах А.С. Черняева (1909-1913), и Москве, в народном университете им. А.Л. Шанявского. Ему приходилось трудиться рабочим, писарем, домашним учителем, приказчиком.

Первое поэтическое произведение Ивана Луцкевича, «Мужик», увидело свет в 1905 году.

Большую роль в творческом развитии Янки Купала сыграл Максим Горький.

Газета «Наша нива», пользующаяся огромной популярностью в Белоруссии и оказавшая большое влияние на формирование национального самосознания белорусов, печатала произведения молодого поэта.

Янка Купала не раз обращался к революционной тематике. Она нашла свое отражение в сборниках стихотворений автора «Жалейка» (1908), «Гусляр» (1910), «Дорогой жизни» (1913), «Курган» и «Сон на кургане» (1910) и других, пьесах «Павлинка», «Разоренное гнездо»…

Янка Купала очень любил свою мать. Он приезжал к ней часто. Эти поездки придавали ему силы и служили мощным толчком к появлению новых произведений.

Янка Купала прославился своими работами в годы Великой Отечественной войны: «Партизанам», «Хлопчик и летчик» и другие.

«Послание к Гитлеру» поэт декламировал на радиомитинге в 1942 году в Казани. Это поэтическое произведение, как и другие, направленные против фашизма, звучали из уст белорусского поэта пламенно и горячо.

Недалеко от Казани, вниз по Волге стоит красивейшее село Печищи. В нем есть старинная мельница, построенная в 1895 году. Недалеко от нее находится единственный в России мемориальный Музей белорусского поэта Янки Купала.

Бросается в глаза мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 13 ноября 1941 года по 13 июня 1942 года жил народный поэт Белоруссии Янка Купала». Когда под властью фашистов оказались западные территории СССР, все члены Академии наук Белоруссии были эвакуированы в Казань. Среди них был и Иван Луцкевич. Добирался он с семьей до Казани на своем личном автомобиле. Не доехав до Казани, семья оказалась в Печищах, где и осталась.

Народный поэт Белоруссии погиб 28 июня 1942 года в Москве, в гостинице «Москва», при странных, загадочных, до сих пор не выясненных обстоятельствах. То ли прихватило сердце, то ли сорвался в лестничный пролет…Место нахождения его свидетельства о смерти — архивы НКВД СССР.

После войны появилась идея о создании в селе Печищи Музея Янки Купала. Здесь сохранились его вещи: трость, кисет с махоркой, курительная трубка, чемодан, пиджак. Музей Янки Купала в Печищах официально был открыт 8 мая 1975 года. Еще музеи великого белорусского поэта есть в Вязанке и Минске.

Настоящее имя белорусского народного поэта Янки Купалы – Иван Доминикович Луцевич. Родился он 7 июля 1882 года в фольварке Вязынка (теперь Молодечненский район Минской области). Отец будущего поэта был мелким арендатором из безземельных крестьян. Учился будущий классик белорусской литературы в Белорусском народном училище (1898), в Петербурге на общеобразовательных курсах А. С. Черняева (1909 - 1913), в народном университете им. А. Л. Шанявского в Москве (1915).

В поисках куска хлеба перепробовал множество занятий. После смерти отца (1902) был домашним учителем, писарем у судебного следователя в Радошковичах (1903), младшим приказчиком у помещика на Сенненщине (1904), практикантом и помощником винокура на пивоварнях (1905-1908).

Первое стихотворение поэта - «Мужик» - было опубликовано в 1905 году. Уже через два года Я. Купала стал регулярно печататься в газете «Наша нива», а после стал её сотрудником. В 1914-1915 годах поэт занимал должность редактора самой прогрессивной газеты Беларуси того времени.

Вместе с Я. Коласом (их жизненные пути удивительно совпадают, даже год рождения у титанов белорусской литературы одинаковый, не говоря уже совпадении инициалов и т.д.) Купала стал основоположником новой белорусской литературы. Большую роль в его идейном и творческом развитии сыграл Максим Горький. Поэт тесно связал себя с революционно-освободительным движением народных масс. Об этом свидетельствуют сборники стихов «Жалейка» (1908), «Гусляр» (1910), «Дорогой жизни» (1913), лироэпические и драматические поэмы «Извечная песня» (1908, опубликованы 1910), «Курган», «Сон на кургане» (обе - 1910), «Бондаровна» (1913), «Она и я» (1910, опубликована 1913), «Могила льва» (1913) и др., пьесы «Павлинка» (1913) и «Разорённое гнездо» (1913, опубликовано 1919).

В советскую эпоху творчество Купалы, вдохновляемое борьбой за построение социализма, отразило коренные изменения в жизни белорусского народа. В это время выходят сборники стихотворений Купалы «Наследство» (1922), «Безымянное» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и др. За сборник «От сердца» (1940) поэт был награждён Государственной премией СССР в 1941 году.

В годы Великой Отечественной войны большой популярностью пользовались патриотическая публицистика Купалы и его пламенные стихи, направленные против фашистских захватчиков. В 1942 году в Москве поэт скончался.

Поэзия Купалы развивалась на основе лучших художественных и демократических традиций белорусского народа, впитала лиризм и напевность народной песни. Кроме того, в ней отражены и достижения русской художественной культуры.

Кроме создания огромного количества собственных произведений, Я. Купала перевёл на белорусский язык «Слово о полку Игореве», «Медный всадник» А. С. Пушкина, произведения Т. Г. Шевченко, А. Мицкевича, М. Конопницкой, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. А. Крылова и др. Произведения самого Купалы переведены на многие языки народов бывшего СССР и зарубежных стран.

Сразу после окончания войны, в 1945 году в Минске был создан Литературный музей Янки Купалы. Сейчас созданы также мемориальные заповедники «Вязынка», «Левки», «Акопы» - в местах, с которыми были связаны жизнь и творчество поэта. Его имя присвоено Национальному академическому театру в Минске (старейшему в Беларуси), Институту литературы Национальной Академии Наук РБ, Гродненскому государственному университету, ряду школ, библиотек, улиц в городах и посёлках Беларуси. В 1959 году была установлена премия имени Янки Купалы в области литературы, искусства и исполнительского мастерства.

Республиканский праздник поэзии, фольклора и народных промыслов в проходит в первую субботу июня, и организуется музеем совместно с Молодечненским райисполкомом.