Проблема важности сохранения исторической памяти (По В. В

(Наше настоящее неотделимо от прошедшего, которое постоянно напоминает о себе, хотим мы этого или нет).

· Вышедшая в свет книга «Воспоминания детей военного Сталинграда» Людмилы Овчинниковой стала настоящим откровением не только для нынешнего поколения, но и для ветеранов войны. Автор описывает воспоминания детей военного Сталинграда. История человеческого горя и самопожертвования потрясла меня. Эта книга должна быть в каждой школьной библиотеке. Событиям героического прошлого не дано стереться из человеческой памяти.

· Проблему исторической памяти поднимает в своей статье «Древняя Спарта» Л. А. Жуховицкий. Какую память оставили после себя великие древние государства? В течение долгих веков сохраняются, наряду с памятью о военной доблести, достижения науки, произведения искусства, отражающие «напряжённую духовную жизнь» людей; если Спарта не оставила после себя ничего, кроме славы, то «Афины заложили фундамент современной культуры».

· В романе-эссе «Память» В. А. Чивилихин пытается вспомнить наше историческое прошлое. В центре произведения – русское героическое Средневековье, бессмертный урок истории, забывать о котором недопустимо. Писатель рассказывает о том, как грабительское степное войско 49 дней штурмовало и не могло взять лесной городок Козельск. Автор считает, что Козельск должен войти в историю наравне с такими гигантами, как Троя, Смоленск, Севастополь, Сталинград.

· Сейчас многие вольно обращаются с историей. Ещё А. С. Пушкин заметил, что «неуважение к истории и к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».

· Поэма А. С. Пушкина «Полтава» - героическая поэма. В центре её – изображение Полтавского боя как великого исторического события. Поэт считал, что русский народ, идя самобытной исторической дорогой, благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе в будущем возможность свободы.

· Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

· Проблему исторической памяти поднимает В. А. Солоухин в своих публицистических произведениях. «Разрушая старину, всегда обрываем корни, но при этом, подобно деревцу, у которого каждый корневой волосок на счету», в тяжёлое время те самые корешки и волоски и создают всё сызнова, возрождают и дают новые силы».

· Проблема утери «исторической памяти», стремительного исчезновения памятников культуры является общим делом, и решить её можно только сообща. В статье «Любовь, уважение, знание» академик Д. С. Лихачёв повествует о «невиданном поругании народной святыни» - взрыве чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону. У кого поднялась рука? Конечно, не у того, кто знает и чтит историю! «Историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ». А если память стирается, то люди, отдалённые от своей истории, становятся безучастными к свидетельствам прошлого. Поэтому память – основа совести и нравственности…

· Человек, не знающий своего прошлого, не может считаться полноценным гражданином своей страны. Тема исторической памяти волновала А. Н. Толстого. В романе «Пётр I» автор изобразил крупного исторического деятеля. Его преобразования – осознанная историческая необходимость, реализация экономического развития страны.

· Сегодня для нас очень важно воспитание памяти. В своём романе «Рой» С. А. Алексеев пишет о жителях российской деревни Стремянки, которые отправились в Сибирь в поисках лучшей жизни. Более трёх четвертей века стоит в Сибири новая Стремянка, а люди помнят её, мечтают вернуться на свою родину. Но молодёжь не понимает своих отцов и дедов. Поэтому Заварзин с трудом упрашивает своего сына Сергея съездить в прежнюю Стремянку. Эта встреча с родной землёй помогла Сергею прозреть. Он понял, что причины неудач и разлады в его жизни были от того, что не чувствовал он под собой опоры, не было у него своей Стремянки.

· Когда мы говорим об исторической памяти, сразу вспоминается поэма А. Ахматовой «Реквием». Произведение стало памятником всем матерям, которые пережили страшные 30-е годы, и их сыновьям, жертвам репрессий. А. Ахматова видит свой долг человека и поэта в том, чтобы донести до потомков всю правду об эпохе сталинского безвременья.

· Когда мы говорим об исторической памяти, сразу вспоминается поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти». Память, преемственность, долг стали основными понятиями поэмы. В третьей главе тема исторической памяти выходит на первый план. Поэт говорит о необходимости такой памяти в духовной жизни народа. Беспамятство опасно. Необходимо помнить о прошлом, чтобы не повторить его страшных ошибок.

· Человек, не знающий своего прошлого, обречён на новые ошибки. Не может он считаться полноценным гражданином если не знает, что за государство Россия, её историю, людей, проливших кровь за нас, за потомков. Особое место в нашей литературе занимала тема Великой Отечественной войны. Мы узнаём о настоящей войне из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Нелепая и жестокая смерть девушек-зенитчиц не может оставить нас равнодушными. Ценой своей собственной жизни помогают старшине Васкову задержать немцев.

· В автобиографической повести «Лето Господне» И. С. Шмелёв обратился к прошлому России и показал, как в патриархальный быт один за другим вплетаются русские праздники. Герой книги – хранитель и продолжатель традиций, носитель святости. Забвение предков, забвение традиций не принесёт России мира, мудрости, духовности и нравственности. Такова основная мысль автора.

· Мы не можем лишиться памяти о войне. Уроки прошлого, книги о войне помогают нам в этом. Роман «Генерал и его армия» известного русского писателя Георгия Владимирова привлекает наше внимание обжигающей правдой о войне.

Проблема неоднозначности человеческой натуры.

· Можно ли считать большинство людей безусловно хорошими, добрыми или безусловно плохими, злыми? В произведении «Мой Марс» И. С. Шмелёв поднимает проблему неоднозначности человеческой натуры. Неоднозначность человеческой натуры проявляется в разных жизненных ситуациях; один и тот же человек часто раскрывается в обыденной жизни и в драматической ситуации с разных сторон.

IY. Семейные проблемы.

Проблема отцов и детей.

(Отцы и дети – вечная проблема, которая волновала писателей разных поколений).

· Название романа И. С. Тургенева показывает, что эта проблема самая важная. Яркими представителями двух идейных течений являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. «Отцы» придерживались старых взглядов. Базаров, нигилист, представляет «новых людей». Взгляды Базарова и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Их конфликт был конфликтом двух мировоззрений.

· Образ Евгения Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является в романе центральным. Но немаловажны и образы его престарелых родителей, которые души не чают в своём сыне. Казалось бы, Евгений равнодушен к своим старикам. Но в конце произведения мы убеждаемся, как трепетно Базаров относится к своим родителям. «Таких людей, как они, днём с огнём не найти», - говорит он перед смертью Анне Сергеевне Одинцовой.

· Одной из самых важных граней проблемы отцов и детей является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстаёт перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его, чувствует свою вину перед ним, но всё же уехала, оставив отца одного. Для него это поступок дочери оказался большим ударом. Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застаёт его в живых.

· Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя её новой. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни. Такова Кабаниха в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Она приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабанихе противостоит Катерина, которая идёт наперекор её правилам. Всё это и явилось причиной гибели Катерины. В её образе мы видим протест против родительских понятий нравственности.

· Одно из столкновений отцов и детей происходит в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Фамусов учит жить Чацкого, то же высказывает свой отношение к жизни. Фамусову в отступлении от «завета отцов» уже мнится покушение на весь уклад их жизни, даже больше – неуважение моральных заветов, посягательство на моральные устои. Данный конфликт непримирим, потому что обе стороны глухи друг к другу.

· Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве А. С. Грибоедова «Горе от ума». Представитель «века нынешнего» Чацкий, выразитель прогрессивных идей, вступает в конфликт с реакционным фамусовским обществом и его устоями «века минувшего».

· Каждый из писателей по-своему видел конфликт отцов и детей. М. Ю. Лермонтов в уходящем поколении видел то лучшее, чего не находил в современниках: «Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее иль пусто, иль темно…»

· Иногда, чтобы разрешить конфликтную ситуацию между отцами и детьми, достаточно бывает одного маленького шага друг к другу – любви. Непонимание между отцом и сыном разрешается самым неожиданным образом в произведении В. Г. Короленко «Дети подземелья». Вася, рассказчик всех событий, глубоко переживает смерть матери. Он любит и жалеет своего отца, но отец не подпускает его к себе. Понять друг друга помогает им совершенно чужой человек – пан Тыбурций.

· Связь поколений не должна обрываться. Если юношеский максимализм не даёт объединить молодёжи два поколения, тогда мудрость старшего поколения должна сделать первый шаг навстречу. Г. И. Кабаев в своём стихотворении пишет: « Одной мы связаны судьбой, Одной семьёй, единой кровью… Потомки станут нам с тобой Надеждой, верой и любовью.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 - Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 - Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

15.01.2017 - ВАЖНО!!! На сайте размещены

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • А.Т. Твардовский - стихотворение «Есть имена и есть такие даты...». Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед погибшими ге­роями. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом - судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может на­слаждаться красотой природы, радоваться праздникам, тру­диться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмертна. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому обя­заны жизнью. Погибшие герои не ушли бесследно, они будут жить в наших потомках, в будущем. Тема исторической памя­ти звучит у Твардовского также в стихотворениях «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю: никакой моей вины...».
  • Е. Носов - рассказ «Живое пламя». Сюжет рассказа не­сложен: рассказчик снимает жилье у пожилой женщины, тети Оли, потерявшей на войне единственного сына. Однажды он сажает у нее на клумбах маки. Но героиня явно не любит этих цветов: у маков яркая, но короткая жизнь. Вероятно, они на­поминают ей о судьбе сына, погибшего в молодом возрасте. Но в финале отношение тети Оли к цветам изменилось: теперь на клумбе у нее полыхал целый ковер маков. «Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влаж­ной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живо­му огню». Образ мака в этом рассказе символичен. Это сим­вол всего возвышенного, героического. И это героическое продолжает жить в нашем сознании, в нашей душе. Память питает корни «нравственного духа народа». Память вдохнов­ляет нас на новые подвиги. Память о погибших героях всегда остается с нами. Именно это, думается, составляет одну из главных идей произведения.
  • Б. Васильев - рассказ «Экспонат №...». В этом произ­ведении автор ставит проблему исторической памяти и детс­кой жестокости. Собирая реликвии для школьного музея, пи­онеры крадут у слепой пенсионерки Анны Федотовны два письма, полученные ею с фронта. Одно письмо было от сына, второе - от его товарища. Письма эти были очень дороги ге­роине. Столкнувшись с неосознанной детской жестокостью, она потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Ав­тор с горечью описывает чувства героини: «Но было глухо и пусто. Нет, письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шка­тулки - их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа». Письма же оказались в запаснике школьного музея. «Пионерам вынесли благодарность за ак­тивный поиск, но места для их находки так и не нашлось, и письма Игоря и сержанта Переплетчикова отложили про за­пас, то есть попросту сунули в долгий ящик. Они и сейчас там, эти два письма с аккуратной пометкой: «ЭКСПОНАТ №...». Лежат в ящике стола в красной папке с надписью: «ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».

Историческая память - не только прошлое, но и настоящее, и будущее человечества. Память хранится в книгах. Общество, о котором говорится в произведении, утратило книги, забыв о важнейших человеческих ценностях. Людьми стало легко управлять. Человек полностью подчинился государству, ведь книги не научили его думать, анализировать, критиковать, бунтовать. Опыт предыдущих поколений для большинства людей пропал бесследно. Гай Монтэг, решивший пойти против системы и попробовать прочесть книги, стал врагом государства, первым кандидатом на уничтожение. Память, хранящаяся в книгах - великая ценность, утрата которой ставит под удар все общество.

А.П. Чехов "Студент"

Студент духовной семинарии Иван Великопольский рассказывает незнакомым женщинам эпизод из Евангелия. Речь идет об отречении апостола Петра от Иисуса. Женщины реагируют на рассказанное неожиданно для студента: из их глаз текут слезы. Люди плачут о событиях, происходивших задолго до их рождения. Иван Великопольский понимает: прошлое и настоящее неразрывно связаны. Память о событиях минувших лет переносит людей в других эпохи, к другим людям, заставляет сопереживать и сострадать им.

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Не всегда стоит говорить о памяти в историческом масштабе. Петр Гринев помнил слова своего отца о чести. В любой жизненной ситуации он поступал достойно, с мужеством перенося испытания судьбы. Память о родителях, воинском долге, высоких моральных принципах - все это предопределяло поступки героя.

Основная проблема, поставленная В. Астафьевым в данном тексте, - это проблема памяти, проблема духовного наследия, уважения людей к нашему прошлому, которое составляет неразрывную частичку нашей общей истории и культуры. Автор задается вопросом: почему мы порой превращаемся в Иванов, не помнящих родства? Куда уходят прежние жизненные ценности людей, стольдорогие нашему сердцу?

Проблема, обозначенная писателем, является очень актуальной для нашей современной жизни. Часто наблюдаем мы, как вырубают красивые парки, аллеи, а на их месте строятся новые дома. Люди отдают приоритет не памяти своих предков, а возможности легкого обогащения. Невольно вспоминается здесь нам чеховский «Вишневый сад», где новая жизнь прорубала себе дорогу топором.

Позиция автора однозначна. Он с ностальгией смотрит в уходящее прошлое, ощущает чувство щемящей тоски и тревоги. Автор очень любит свое село, являющееся для него малой родиной. Он с тревогой наблюдает, как люди стремятся к легкой наживе, как материальные ценности завладевают умами и сердцами. При этом происходит потеря всего по-настоящему важного для человека, потеря уважения к памяти предков, к своей истории. «Воспоминания о прошлой и близкой сердцу жизни тревожат меня, рождают щемящую тоску о чём-то безвозвратно утерянном. Что будет с этим малым, привычным и дорогим мне миром, кто сохранит моё село и память о людях, живших здесь?» - с горечью вопрошает В. Астафьев в финале. Все это характеризует данного писателя как человека высоконравственного, думающего, любящего свою Родину, русскую природу, испытывающего неподдельный интерес к русской истории и культуре.

Текст очень эмоциональный, выразительный, образный. Писатель использует разнообразные средства художественной выразительности: метафору («пройти по спящим улицам»), эпитет («хваткий мужик»), фразеологизм («хоть шерсти клок с паршивой овцы»).

Я полностью согласен с В. Астафьевым. Проблема уважения к памяти наших предков, к истории старых русских городов и деревень, проблема сохранения исконных обычаев, традиций - все это очень важно для нас, потому что без прошлого не может быть будущего, человеку нельзя рубить собственные корни. Аналогичные проблемы поднимает другой писатель, В. Распутин, в своем произведении «Прощание с Матерой». В основе сюжета повести лежит реальная история.

В ходе строительства Ангарской ГЭС были уничтожены близлежащие деревни, погосты. Переселение на новые места было очень драматичным моментом для жителей этихдеревень. Они вынуждены были оставлять родные дома, налаженное хозяйство, старые вещи, родительские могилы. Образ дома у писателя одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно - виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», - пишет В. Распутин. Героиня повести, старуха Дарья, до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не успела перевезти родительские могилы. Прощаясь со своей избой, трогательно прибирает ее, словно провожая в последний путь. Образ старой деревни, образ старухи Дарьи и образ избы символизируют в повести материнское начало. Это основа жизни, которая подорвана человеком.

Уважительное отношение человека к родным местам, к своей истории формирует нашу историческую память. О том, насколько важно отношение человека к малой родине, о красоте городов и сел России размышляет также и Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». Ученый рассуждает о том, «как воспитывать в себе и в других «нравственную оседлость» - привязанность к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране», воспитывать интерес к своей культуре и истории. Только так мы сохраним свою совесть, нравственность. Хранить и беречь память - это, по мысли Д. Лихачева, «наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками».

Таким образом, ориентиром для В. Астафьева в разрешении данной проблемы являются абсолютные нравственные ценности, любовь к Родине, уважение к памяти предков, к истории своей, страны, города, села. Только так мы можем сохранить уважение к самим себе. Замечательно об этом сказал наш великий поэт:

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле бога самого,
Самостоянье человека
И все величие его.